МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Психологический анализ агрессивности в старшем подростковом-раннем юношеском возрастах

    осуждённых биологических отцов, скорее всего сами будут осуждены за

    нарушение закона. В конце своего исследования учёные стали придавать

    большую значимость роли социального фактора. Мойер приходит к заключению,

    что

    «… человек, унаследовавший сильную агрессивность, в фрустрационной и

    стрессовой ситуации будет склонен к проявлению гнева и враждебности. С

    другой стороны, если этот же человек будет окружён любовью и в значительной

    степени защищён от жестокости и насилия, а так же не будет часто

    провоцироваться на агрессию, он вряд ли будет склонен к агрессивному

    поведению».

    Психогенетические данные убедительно свидетельствуют о том, что

    генетические особенности вносят существенный вклад в межиндивидуальные

    различия в агрессивности. При этом нельзя не согласиться с мнением,

    высказанным, в частности, Х.Г. Бруннером, о том, что концепция одного «гена

    агрессии» нереалистична. Как показывают проведенные исследования, на

    «склонность» к агрессии могут влиять многие гены и сложные взаимодействия

    между ними. Это влияние, по-видимому, опосредствовано главным образом

    особенностями эмоциональной реактивности и способностью контролировать свои

    импульсы. Следует подчеркнуть, что на разных этапах развития и в разных

    группах лиц в сложную иерархическую систему индивидуально-психологических и

    ситуационных факторов, определяющих вероятность агрессивных действий,

    включены, очевидно, различные биологические (в том числе генетические) и

    психологические процессы. Кроме того, средовые факторы объясняют не менее

    половины межиндивидуальных различий по агрессивности как онтогенетически

    устойчивой характеристике. Что касается отдельных агрессивных действий, то,

    как подчеркивают большинство исследователей, социальный контекст играет

    определяющую роль в их возникновении не только у здоровых лиц, но и при

    патологических состояниях. Тем не менее, учитывая, что генетические

    различия вносят существенный вклад в формирование склонности к агрессивному

    поведению, со временем, когда индивидуальная генетическая диагностика

    станет доступной, генетические данные можно будет использовать для оценки

    индивидуальной реактивности на различные средовые воздействия,

    провоцирующие агрессию, а значит — и для прогноза и профилактики агрессии.

    В подростковом возрасте в процессе полового развития происходит

    изменение гормонального статуса. С одной, стороны все изменения в организме

    подростка происходит под стимулирующим и контролирующим воздействием

    гипоталамуса и эндокринной железы. Секреция тестостерона и эстрогена

    регулируется посредством обратной связи между этими гормонами, с помощью

    которых гипоаламус и гонады получают сигнал о том, что гормоны выделены в

    достаточном количестве.

    С другой стороны, многие биохимики утверждают, что есть связь

    между уровнем гормонов и агрессией. Так, в ряде работ говорилось о том, что

    избыточное выделение тестостерона у лиц мужского пола вызывает

    неконтролируемую агрессию. Но изменение гормонального статуса происходит и

    у девушек в предменструальный период. У многих повышается

    раздражительность, общее самочувствие, отек лица и ног, ухудшение аппетита.

    К.Мойер утверждает, что этот отрезок времени опасен, согласно его

    исследованиям 62% насильственных преступлений совершается в течении

    предменструальный недели и только 2% в конце периода. Эта связь очень

    значительна, так что в некоторых странах закон признает менструацию как

    смягчающее обстоятельство.

    Американский ученый Дж. Уайт считает, что "Даже в том случае,

    если биология увеличивает готовность к агрессии, очевидно, что факторы

    среды могут действовать таким образом, чтобы свести к минимуму или довести

    до максимума всплеск агрессии". Исследования биохимиков имеют большое

    значение, но не стоит их абсолютизировать.

    В работах отечественных психологов показано, что половое

    созревание, как и другие изменения, связанные с развитием организма

    оказывает свое влияние на психическое развитие ребенка, но эти влияния

    опосредованы к окружающему миру, сравнение себя со взрослыми и

    сверстниками, а так же не биологические особенности являются определяющими

    в развитии растущего человека как личность.

    Резюмируя все вышесказанное можно отметить, что единой точки

    зрения на определение агрессии, ее природы так и не найдено, что заметно

    усложняет понимание этой проблемы. Кроме того, обзор литературы показал,

    что такой параметр агрессвности как устойчивость не разработан.В

    становлении агрессивного поведения могут играть заметную роль возрастные

    особенности подростка и социальные факторы, но их не стоит переоценивать.

    У части подростков агрессивность формируется как достаточно

    устойчивое личностное образование – качество личности. Основные механизмы:

    усвоение агрессии как поведенческий акт идеала или в результате закрепления

    агрессии как защитной реакции, связанной с неудовлетворением значимых

    потребностей ребенка.

    Сочетание неблагоприятных биологических, психологических,

    семейных и других социально-психологических факторов искажает весь образ

    жизни подростков. Характерным для них становится нарушение эмоциональных

    отношений с окружающими людьми. Подростки попадают под сильное влияние

    подростковой группы, нередко формирующей асоциальную шкалу жизненных

    ценностей. Сам образ жизни, среда, стиль и круг общения способствуют

    развитию и закреплению девиантного поведения. Таким образом, имеющий место

    отрицательный микроклимат во многих семьях обуславливает возникновение

    отчуждённости, грубости, неприязни определённой части подростков,

    стремления делать всё назло, вопреки воли окружающих, что создаёт

    объективные предпосылки для появления демонстративного неповиновения,

    агрессивности и разрушительных действий.

    Практическая часть. Эмпирическое исследование агрессии: 8-10

    класс.

    1.Методика исследования

    Обзор литературы по теме показал, что аспект устойчивости

    агрессивности как личностного образования освещен недостаточно.

    В данной части представлены три этапа лонгитюдного исследования.

    Был проведен эксперимент по выявлению агрессивности у подростков

    8, 9 и 10 классов (на одной и той же выборке). Основная методика, которая

    использовалась в данном эксперименте – Тест руки. Тест создан американским

    психологом Эдвином Вагнером в 1971. Стимульный материал представляет собой

    9 карточек с изображением кисти человеческой руки в различных положениях,

    10 карточка пустая. Испытуемый должен сказать, что делает рука,

    изображенная на каждой карточке.

    Процедура исследования: Эксперимент проводился индивидуально с

    каждым учащимся. Испытуемому в стандартной последовательности предъявляют

    все 10 карточек и просят ответить на вопрос: что, по вашему мнению, делает

    эта рука? Если он затрудняется с ответом, ему предлагается следующий

    вопрос: как вы думаете, что делает человек, к которому принадлежит рука?

    Все ответы испытуемого фиксируются в протоколе.

    Рекомендуется во всех возможных случаях максимально снимать

    неопределенность ответов, наполняя смыслом высказывания типа «кто-то, что-

    то, кому-то». Все испытуемые, без исключения, отнеслись к эксперименту

    положительно.

    Для статистической обработки использовался критерий Фишера

    (сравнение данных по дисперсиям). Все ответы испытуемых были условно

    распределены пг 3 группам: I группа от -2 до -1; II группа от 0 до 1; III

    группа от 2 до 3.

    Обработка и интерпретация результатов:

    Ответы испытуемых подвергаются категоризации и классифицируется

    по 11 категориям:

    1. Агрессивность: рука является доминирующей, оскорбляющей, активно

    хватающей другой организм или объект.

    2. Директивность: рука является ведущей, руководящей, активно влияющей на

    другое лицо.

    3. Страх: ответы выражают страх перед возмездием или агрессией. Рука

    является жертвой чьей-либо агрессии.

    4. Эмоциональность: ответы выражают привязанность, положительное отношение,

    благожелательность.

    5. Коммуникация: в высказываниях рука представляется пытающаяся общаться с

    кем-то. При этом общающееся лицо нуждается в партнере так же или больше,

    чем партнер в нем, то есть находится с партнером в положении равенства.

    6. Зависимость: эта категория включает ответы, в которых выполнение

    действия зависит от благожелательного отношения другой стороны.

    7. Демонстративность: ответы, в которых рука проявляет себя нарочито

    демонстративно тем или иным способом.

    8. Ущербность: рука представляется больной, деформированной, поврежденной.

    9. Активность: ответы, выражающие безличные тенденции к действию, в которых

    рука изменяет свое физическое положение или сопротивляется силе тяжести.

    10. Пассивность: ответы, в которых рука не изменяет своего положения или

    пассивно подчиняется силе тяжести.

    Основные используемые категории - страх, эмоциональность,

    коммуникация и зависимость включают в себя реакции, активно уменьшающие

    вероятность агрессии. Общая агрессивность вычисляется путем вычитания сумы

    ответов по этим категориям их суммы ответов по категориям агрессия и

    директивность: А=(агр.+дир.)- (срах+эмоц.+коммуникац.+ завис.).

    Категории Демонстративность, Ущербность, Пассивность, Активность

    и Описание не участвуют в подсчете баллов, поскольку их роль в оценке

    вероятности поведения считается неоднозначной. Согласно данным методики

    результат выше +1 считается показателем уровня агрессивности.

    Примеры интерпретации ответов испытуемых:

    |№ карточки |Ответ испытуемого |Интерпретация |

    | |Хочет ущипнуть |Агрессивность |

    | |Привет |Коммуникат |

    | |Защищается от удара |Страх |

    | |Учитель выгоняет |Директивность |

    | |Всо окей |Коммуникативность |

    Так же рассматривалась насыщенность категорий ответов.

    2. Организация исследования.

    Исследлование проводилось на протяжнении 3 лет, на одних и тех

    же учениках. Срез делался примерно в одно и то же время. На начало

    иссследования девочкам было 14, 2 г, мальчикам 14 лет. По покончании

    исследования девочкам было 15, 8 лет, мальчикам 15,6 лет.

    Характеристика выборки

    Испытуемыми были ученики общеобразовательной школы № 347. Никто

    из испытуемых не состоял на учете детской комнаты милиции и на учете

    психиатра. Выборка на проятжении 3-х лет была одна и та же. Ответы, данные

    на предыдущем этапе испытуемые не помнили.

    3. Результаты исследования

    Показатели агрессивности

    Рассмострим показатели агрессивности в выборке у мальчиков и у

    девочек по разным классам.

    1 этап

    Таблица 1. Показатели агрессивности, 8 класс, 2001 г

    | |Испытуемые |Возраст |Показат. агрессивности |

    | |Кол-во чел |% |Ср. Знач. |Кол-во чел. |% |

    |Девочки |10 |47,5 |14,2 г |4 |40 |

    |Мальчики |11 |52,5 |14 |7 |63, 63 |

    Из таблицы видно, что примерно половина выборки имеет

    выражнность агрессивности.

    2 этап

    Таблица 2. Показатели агрессивности, 9 класс, 2002 г

    | |Испытуемые |Возраст |Показат. агрессивности |

    | |Кол-во чел |% |Ср. Знач. |Кол-во чел. |% |

    |Девочки |10 |47,5 |15,2 |4 |40 |

    |Мальчики |11 |52,5 |15 |6 |54,54 |

    Из таблицы видно, что примерно половина выборки имеет

    выражнность агрессивности.

    3 этап

    Таблица 3. Показатели агрессивности, 10 класс, 2003 г

    | |Испытуемые |Возраст |Показат. агрессивности |

    | |Кол-во чел |% |Ср. Знач. |Кол-во чел. |% |

    |Девочки |10 |47,5 |15,8 |5 |50 |

    |Мальчики |11 |52,5 |15,6 |5 |45,45 |

    Из таблицы видно, что примерно половина выборки имеет

    выражнонсть агрессивности.

    [pic]

    Анализ результатов: на протяжении 8 и 9 классов процент

    «агрессиных» девочек оставался неизменным, но на 3 год исследования процент

    незначитально вырос с 40% до 50%. У мальчиков ситуация иная. С каждым годом

    процент «агрессивных» мальчиков постепенно снижался с 63,63% до 45,45%.

    При применении статистического критерия Фишера было достоверно

    установлено снижение агрессивности у мальчиков по группе в 2002 г. (р=0,02)

    и в 2003 г. (р=0,016)

    Насыщенность категорий

    Теперь рассмотрим показатели насыщенности категорий ответов

    испытуемых по отдельным классам. Три н аиболее насыщенные категории

    выделены в таблицах жирным шрифтом.

    1 этап

    Таблица 4. Насыщенность категорий, 8 класс, 2001 г

    |Категории |Девочки |Мальчики |

    |Агрессивность |9 |11% |8 |9 % |

    |Директивность |18 |21% |27 |29% |

    |Страх |1 |1% |- |- |

    |Эмоциональность |2 |2 % |7 |7 % |

    |Коммуникация |15 |18 % |12 |13 % |

    |Зависимость |- |- |1 |1 % |

    |Демонстративность |10 |12 % |4 |4 % |

    |Активность |23 |27 % |25 |27 % |

    |Пассивность |1 |1% |1 |1 % |

    |Описание |5 |6 % |7 |7 % |

    |Ущербность |- |- |- |- |

    [pic]

    Наиболее насыщенными категориями являются Активность (27%),

    Директивность (22 %), Коммуникация (18 %) для девочек; Директивность (29

    %), Активность (27 %), Коммуникация (13%) для мальчиков. Из приведенных

    данных видно, что для девочек наиболее важным является жизненная

    активность, на втором месте стоит директивность, т.е. управление,

    руководство, на третьем - коммуникация, а именно межличностное общение. У

    мальчиков иная ситуация. Категории те же, а значимость иная. На первом

    месте директивность, на втором - активность, на третьем - коммуникация.

    При проведении эксперимента было замечено, что чем ниже учебная

    успеваемость ученика, тем труднее он интерпретирует жест.

    2 этап

    Таблица 5.Насыщенность категорий, 9 класс, 2002 г

    |Категории |Девочки |Мальчики |

    |Агрессивность |5 |6% |5 |5 % |

    |Директивность |20 |22% |22 |24% |

    |Страх |- |- |- |- |

    |Эмоциональность |9 |10 % |11 |12% |

    |Коммуникация |15 |17 % |9 |10% |

    |Зависимость |1 |1 % |1 |1 % |

    |Демонстративность |5 |6% |8 |9 % |

    |Активность |30 |34% |31 |34 % |

    |Пассивность |2 |2 % |3 |3 % |

    |Описание |2 |2 % |1 |1 % |

    |Ущербность |- |- |1 |1 % |

    [pic]

    Первых три места значимых категорий для девочек не изменились:

    Активность (33,7%), Директивность (22,47%), Коммуникация (16,8%). Для

    мальчиков ситуация немного изменилась, три первых места занимают:

    Активность (33,69%), Директивность (23,91%), Эмоциональность (11,95%). За

    прошедший год для девочек возросла значимость активности, директивности, и

    менее стала насыщенной категория коммуникации. Для мальчиков изменилось не

    только насыщенность категории, но и их значимость. Снизилась насыщенность

    директивности, повысилась насыщенность активности и в ранг значимой

    категории вышла эмоциональность.

    Анализируя ответы испытуемых, можно отметить отсутствие прямой

    агрессии, т.к. насыщенность данной категории мала.

    За прошедший год коэффициент агрессивности у девочек не

    изменился, а у мальчиков резко снизился на 0,91. Коэффициент корреляции для

    агрессии для мальчиков (0,43) и девочек (0,4) не является значимым, т.к.

    меньше 0,5.

    3 этап

    Тадлица 6. Насыщенность категорий, 10 класс, 2003 г

    |Категории |Девочки |Мальчики |

    |Агрессивность |10 |11 % |9 |9 % |

    |Директивность |19 |21 % |24 |24 % |

    |Страх |2 |2 % |- |- |

    |Эмоциональность |2 |2 % |5 |5 % |

    |Коммуникация |12 |13 % |17 |17 % |

    |Зависимость |4 |4 % |2 |2 % |

    |Демонстративность |16 |18 % |7 |7 % |

    |Активность |22 |2 % |28 |29 % |

    |Пассивность |3 |3 % |3 |3 % |

    |Описание |1 |1 % |3 |3 % |

    |Ущербность |- |- |- |- |

    [pic]

    Первых три места значимых категорий для девочек изменились не

    значительно: Активность (24,17%), Директивность (20,87%), Демонстративность

    (17,58%). Для мальчиков ситуация тоже изменилась, три первых места

    занимают: Активность (28,57%), Директивность (24,48%), Коммуникативность

    (17,34%). За прошедший год для девочек резко снизилась значимость

    активности, немного снизилась значимость директивности, и появилась

    категория демонстративности. У мальчиков снизилась насыщенность активности,

    повысилась насыщенность директивности и в ранг значимой категории вошла

    коммуникативность.

    Анализируя ответы испытуемых, можно отметить отсутствие прямой

    агрессии, т.к. насыщенность данной категории мала.

    Рассмотрим динамику исследуемых категорий.

    [pic]

    По данным диаграммы видно, что на протяжении 3-х лет самыми

    насыщенными категориями были: Активность, Директивность и

    Коммуникативность. Пик насыщенности приходиться на 2002 год.

    [pic]

    По данным диаграммы видно, что на протяжении 3-х лет самыми

    насыщенными категориями были: Активность, Директивность и

    Коммуникативность.

    Можно сделать следующие выводы: на протяжении подросткового возраста у

    девочек уровень агрессивности немного изменяется, а у мальчиков уровень

    агрессивности достоверно снижается. Наиболее насыщенными категориями

    ответов как у девочек, так и у мальчиков являются: Активность,

    Директивность, Комуникативность.

    Индивидуальная динамика

    Индивидуальная возрастная динамика уровня агрессивности в группе девочек

    [pic] По данным диаграммы видно, что для каждой девочки

    существует определенный тип динамики агрессивности (Шванцара Й. и кол.,

    1978).

    Таблица 7

    |Тренд |Кол-во чел. |% |

    |Положи|Положительный тренд |0 |0 |

    |т | | | |

    | |Акцелерационный тренд |1 |10 |

    | |Положительный |3 |30 |

    | |ассимптотический | | |

    | |Выпуклый тренд |2 |20 |

    |Отрица|Отрицательный тренд |0 |0 |

    |т. | | | |

    | |Ретардационный тренд |0 |0 |

    | |Отрицательный |0 |0 |

    | |ассимптотический тренд | | |

    | |Вогнутый тренд |4 |40 |

    |Нейтра|Константное протекание |0 |0 |

    |л | | | |

    Как видно из данной классификации, наибольшее количество девочек

    относится к таким траекториям развития как вогнутый тренд (40%) и

    развитие по положительному ассимптотическому тренду (30%)

    Применяя статистический критерий Фишера, достоверных различий не

    установлено.

    Индивидуальная возрастная динамика уровня агрессивности в группе мальчиков

    [pic]

    |Тренд |Кол-во чел. |% |

    |Положи|Положительный тренд |2 |18,18 |

    |т | | | |

    | |Акцелерационный тренд |0 |0 |

    | |Положительный |1 |9,09 |

    | |ассимптотический | | |

    | |Выпуклый тренд |0 |0 |

    |Отрица|Отрицательный тренд |1 |9,09 |

    |т. | | | |

    | |Ретардационный тренд |1 |9,09 |

    | |Отрицательный |3 |27,27 |

    | |ассимптотический тренд | | |

    | |Вогнутый тренд |2 |18,18 |

    |Нейтра|Константное протекание |1 |9,09 |

    |л | | | |

    Как видно из данной классификации, наибольшее количество

    мальчиков относится к таким траекториям развития как отрицательный

    ассимптомтический тренд (27%).

    Выводы

    Заключение

    Исследование было посвящено изучению устойчивости агрессии и

    агрессивности в старшем подрастковом и раннем юношеском возрасте. Цель

    исследования – анализ динамики агрессивности как личностного образования в

    старшем подрастковом возрасте. Гипотеза- на протяжении старшего

    подросткового возраста агрессивность выступает как относительно

    устойчивое личностное образование. Методика, которая наиболее отвечала

    поставленным задачам, являлся Тест руки Вагнера.

    Обзор литературы в теоретической части диплома показал то, что

    единой точки зрения на источник агрессии нет, что значительно усложняет

    понимание данной проблемы. Кроме того мало изучен такой аспект агрессии,

    как её устойчивость. Агрессивность в личностных характеристиках подростков

    формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-

    за неудовлетворенности своим положение м в обществе, что проявляется и в

    соответствующем поведении. Вместе с тем на развитие агрессивности подростка

    могут влиять природные особенности. Кроме того, агрессия может быть

    вызвана необходимостью защитить себя или удовлетворить свои потребности в

    ситуации, в которой растущий человек не видит иного выхода, кроме драки. В

    подростковом возрасте, в силу сложности и противоречивости особенностей

    растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать

    ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая

    предпосылки для возникновения и проявления агрессивности

    В практической части мы попытались ответить на вопрос: на

    сколько агрессивность устойчива как личностное образование? Эмпирическое

    исследование показало:

    1. Исследование подтвердило исходную гипотезу о том, что на

    протяжении старшего подросткового возраста агрессивность выступает как

    относительно устойчивое личностное образование.

    2. Во всех возрастных группах примерно половина выборки имеет

    выраженность агрессивности как личностного образования.

    3. Уровень агрессивности на протяжении трех лет эксперимента

    претерпевает существенную динамику. Наибольшие изменения происходят в

    14 лет (9 класс).

    4. Были обнаружены гендерные различия: у девочек уровень агрессии

    сохраняется, у мальчиков достоверно снижается. Наиболее насыщенными

    категориями ответов были: Активность, Директивность, Коммуникативность.у

    мальчиков на протяжении трех лет процент «агрессиных» снижался с 63,63% до

    45,45. Насыщенность категорий ответов такая же как и у девочек, а именно,

    самыми насыщенными стали: Активность, Директивность, Коммуникативность.

    Были обнаружены гендерные различия: у девочек уровень агрессии сохраняется,

    у мальчиков достоверно снижается.

    5. Практич. рекомендации. Необходимо научить детей навыкам

    позитивного общения, взаимодействия с другими членами социума, умения

    находить альтернативные мирные пути решения конфликтов.

    Большую важность также имеют навыки совместной работы, поэтому этому

    следует особое внимание, в частности в рамках школы.

    Ведущая роль в предупреждении и коррекции агрессивности у детей и

    подростков принадлежит семье, родителям. Однако велико значение и

    педагогов, и, разумеется, психологов

    -----------------------

    [1] Далее акценты, сделанные автором будут выделяться курсивом

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.