МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Детские и подростковые программы на каналах "Первый" и "Россия": типологические особенности

    Мы намерены кратко рассмотреть историю телевидения, лишь основные этапы и факты, достаточные для того, чтобы сделать нашу работу более полной и содержательной не выходя за рамки рассматриваемой темы.

    Мысль о возможности передачи изображения на расстояние была подсказана людям самой природой, такими оптическими явлениями, как отражение предметов в воде, миражи в пустынях и т.д. Наши предки стали задумываться о возможности передаче изображения на расстояние, в результате появились легенды и сказки о магах и волшебниках, которые якобы обладают даром видеть сквозь годы и расстояния, о яблочках и тарелочках, хрустальных шарах и подобных приспособлениях. Самые серьезные научные идеи, реализованные в современном мире, вначале были осмыслены или подсказаны художественными средствами. Приведем несколько примеров.

    Прототипы телевизора не раз встречаются в произведениях Пушкина, например, в сказке «О мертвой царевне и семи богатырях» (1834 г.): «Свет мой, зеркальце, скажи да всю правду доложи?». Или в другой, не менее популярной сказке «Аленький цветочек». Почти во всех ее вариантах встречается тема передачи изображения на расстояние. Так, в записи сказки А.Н. Афанасьева (1858 г.) чудище, стараясь утешить тоскующую по отцу и сестрам гостью, дает ей возможность увидеть на волшебном блюдце родной дом.

    Похожие приборы встречались и у фантастов: Марк Твен, Жюль Верн, Герберт Уэллс так или иначе описывали телевизионные приемники.

    Подобные вещи встречались и у писателей, которых назвать фантастами сложно. Например, А.И. Куприн в рассказе «Тост» (1906 г.) описал четырехугольную форму стеклянного экрана телевизора, кнопочное устройство, с помощью которого зрители могли включать и выключать приемные аппараты. Земля, по описанию Куприна, когда-нибудь вся будет опутана электрическими проводами, и это позволит в дальнейшем вести телевизионные передачи от Северного полюса до Южного.

    В произведении А.Н. Толстого «Аэлита» (1922 г.) дано довольно подробное описание «туманного зеркала», то есть телевизионного устройства. Его передающая часть представляла собой «бледно-зеленый шарик величиной с небольшое яблоко». Такая компактность позволяла жителям Тумы не только смотреть заранее подготовленные для них программы, но и включаться в любую передачу, вести наблюдения за любым событием, которое происходило в этой стране, без контроля и вмешательства со стороны сотрудников телецентра. Ведь такое «яблоко» нетрудно было установить в любом месте, в любом помещении. То, что описывал Толстой, считалось научной фантастикой, однако уже в 1925 году Фредерик Терман изобрел и описал нечто подобное.

    Александр Беляев, Бернард Шоу, Рей Брэдбери, Илья Варшавский и другие писали о том, что оптическое изображение можно будет превращать в биотоки и таким образом приемником телевизионных сигналов станет сам зритель. Он сможет не только видеть изображение и слышать звук, но и воспринимать запахи, вкус, ощущать предметы, находящиеся на большом удалении от него.

    Приведенные примеры свидетельствуют о том, что идеи, рожденные воображением людей далеких от науки, и в наши дни представляют определенный интерес. Они продолжают подталкивать исследователей к новым открытиями и разработкам. Теперь же поговорим о технической истории телевидения.

    Первые телевизоры, пригодные для массового производства появились в конце 30-х годов прошлого столетия. Однако этому предшествовало несколько десятилетий упорных исследований и множества больших и не очень открытий.

    Впервые влияние света на электричество (это явление называется фотоэффект - вырывание электронов из вещества, при воздействии на него светом) обнаружил немецкий физик Генрих Герц в 1887 году. Он подробно описал свои наблюдения, но объяснить это явление так и не сумел. В феврале 1888, русский ученый Александр Столетов провел опыт, наглядно демонстрирующий влияние света на электричество. Столетову удалось выявить несколько закономерностей этого явления. Им же был и разработан прообраз современных фотоэлементов, так называемый «электрический глаз». Но полностью объяснить природу фотоэффекта смог лишь Альберт Эйнштейн в 1905 году.

    Параллельно этим исследованиям происходило и множество других, сыгравших в итоге не менее важную роль в истории создания телевизоров. В 1879 году английским физиком Уильямом Круксом были открыты вещества, способные светится при воздействии на них катодными лучами - люминофоры. Позднее было установлено, что яркость свечения люминофоров напрямую зависит от силы их облучения. В 1887 году первую версию катодо-лучевой трубки (кинескопа) представляет немецкий физик Карл Браун.

    К концу 19-века сама идея телевидения не кажется уже чем-то абсурдным и фантастическим. Никто из ученых уже не сомневается в возможности передачи изображений на расстояния. Главные же принципы работы телевидения были созданы французским ученым Морисом Лебланом. Независимо от него, подобные труды создает и американский ученый Е. Сойер. Они описали принцип, согласно которому для передачи изображения требуется его быстрое покадровое сканирование, с дальнейшим превращением его в электрический сигнал. Ну а так как радио тогда уже существовало и успешно использовалось, то вопрос с передачей электрического сигнала решился сам собой.

    В 1907 году Борис Розинг теоретически обосновал возможность получения изображения посредством электронно-лучевой трубки, разработанной ранее немецким физиком К. Брауном. Розингу так же удалось осуществить это на практике. И хотя удалось получить изображение в виде одной единственной неподвижной точки, это был огромный шаг вперед. В целом, в деле развития электронных телевизионных систем, Розинг сыграл огромную роль.

    Первое устройство механического сканирования разработал в 1884 году немецкий инженер Пауль Нипков. Его устройство представляло собой вращающийся непрозрачный диск, диаметром до 50 см, с нанесенными по спирали Архимеда отверстиями - так называемый диск Нипкова (иногда в литературе приспособление Нипкова называют «электрическим телескопом»). Таким образом, происходило сканирование изображения световым лучем, с последующей передачей сигнала на специальный преобразователь. Для сканирования же хватало одного фотоэлемента. Количество же отверстий иногда доходило до 200 (обычно же от 30 до 100). В телевизоре процесс повторялся в обратном порядке - для получения изображения использовался вращающийся диск с отверстиями, за которым находилась неоновая лампа. При помощи столь нехитрой системы и проецировалось изображение. Так же построчно, но с достаточной скоростью, для того чтобы человеческий глаз видел уже целую картинку.

    В 1925 году шведскому инженеру Джону Бэрду удалось впервые добиться передачи распознаваемых человеческих лиц. И снова с использованием диска Нипкова. Несколько позже, им же была разработана и первая телесистема, способная передавать движущиеся изображения.

    В 1933 году, в США, русский эмигрант Владимир Зворыкин продемонстрировал иконоскоп - передающую электронную трубку. Принято считать, что именно В. Зворыкин является отцом электронного телевидения, однако сам он так не считал и неоднократно заявлял, что главная роль принадлежит профессору Борису Львовичу Розингу, у которого он был только консультантом.

    Приблизительно в то же время, независимо от Зворыкина, передающую трубку создает и советский ученый С. Катаев.

    Первый же электронный телевизор, пригодный для практического применения был разработан в американской научно-исследовательской лаборатории RCA, возглавляемой Зворыкиным, в конце 1936 года. Несколько позже, в 1939 году, RCA представила и первый телевизор, разработанный специально для массового производства. Эта модель получила название RCS TT-5. Она представляла из себя массивный деревянный ящик, оснащенный экраном с диагональю в 5 дюймов.

    В Советском Союзе первый сеанс телевещания состоялся 29 апреля 1931 года. С 1 октября того же года телепередачи стали регулярными. Так как телевизоров еще не у кого не было, проводились коллективные просмотры, с специально отведенных для этого местах.

    15 ноября 1934 года впервые состоялась трансляция телевизионной передачи со звуком. Довольно длительное время существовал лишь один канал - Первая программа. На время Великой Отечественной Войны транслирование было прервано, и восстановлено лишь после ее окончания. А в 1960 году появился и Вторая программа.

    Первый советский телевизор, выпущенный промышленностью, назывался Б-2. Эта механическая модель появилась в апреле 32 года. Первый же электронный телевизор был создан гораздо позже - в 1949 году. Это был легендарный КВН 49. Телевизор был оснащен столь маленьким экраном, что для более-менее комфортного просмотра перед ним устанавливалась специальная линза, которую нужно было наполнять дистиллированной водой. Производство же цветных телевизоров, в СССР началось лишь в средине 1967 года.

    Хотя систему цветного телевидения разработал еще Зворыкин в 1928 году, лишь к 1950 году стало возможна ее реализация. Да и то лишь в качестве экспериментальных разработок. Прошло много лет, прежде чем эта технология стала общедоступной повсеместно.

    Первый, пригодный к продаже цветной телевизор создала в 1954 году все та же RCA. Эта модель была оснащена 15 дюймовым экраном. Несколько позже были разработаны модели с диагоналями 19 и 21 дюйм. Стоили такие системы дороже тысячи долларов США, а следовательно, были доступны далеко не всем.

    Стремительное развитие телевидения во второй половине 20-го века привело к тому, что уже выросло несколько поколений, не представляющих себе жизни без телевизора. Качество вещания значительно возросло и стало цифровым. Сами телевизоры уже перестали восприниматься как «ящики», ибо появились плоские LCD и плазменные модели. Размеры экрана перестали измеряться парой десятков сантиметров. Телевидение стало нормой.

    В начале радиолампы были вытеснены полупроводниками - первый телевизор на основе полупроводников был разработан в 1960 году фирмой Sony. В дальнейшем появились модели на основе микросхем. Теперь же существуют системы, когда вся электронная начинка телевизора заключена в одну микросхему.

    Первый пульт дистанционного управления был создан в 1950 году. Этот пульт подключался к телевизору посредством длинного провода. Несколькими годами позже Роберт Адлер предложил использовать для этой цели ультразвук. Предпринималось также попытки использования луча видимого света. Но в итоге остановились на инфракрасном излучении, которое и используется до сих пор.

    По мнению А.Я. Юровского, детское вещание началось в январе 1939 г. передачей «С новым годом». В январе 1940 г. дети увидели новогодний спектакль «Зайкин дом».

    Его мнение поддерживает А. Ожерельева, которая в своей статье утверждает, что Советский союз на десятилетие раньше, чем США, осознал необходимость создания телепрограмм для детей, однако до 1950 года передачи показывались от случая к случаю, с того же года регулярное вещание для детей начало и американское телевидение, зародив институт «субботнего утра».

    При этом в СССР с самого начала телевидение оценивалось как воспитательный и образовательный элемент, а в США как хорошая возможность размещения рекламы. Связано это, в первую очередь, с особенностью экономик двух стран. В то время как в Соединенных Штатах царили рыночные отношения, всей собственностью СССР распоряжалось государство. В полной мере это относилось и к телевидению, и появление детского контента было обусловлено двумя разными целями в разных странах - денежной, с одной стороны, и воспитанием идеологически правильно настроенного поколения - с другой.

    На советском телевидении готовились передачи для детей разного возраста: «Отзовитесь, горнисты!», «Спокойной ночи, малыши», телевизионные олимпиады, «Музыкальные вечера для юношества», «Весёлые старты», «Умелые руки» и др. В передачах «Лица друзей», многие из которых готовятся по письмам зрителей, рассказывается о лучших учителях, об опыте работы в детских коллективах, о советских людях, отдающих все силы воспитанию подрастающего поколения. Для подростков и молодежи предназначены телевизионные программы - «В эфире - молодость», «В добрый путь», «А ну-ка, девушки» и др.

    В рубриках «Страницы творчества советских писателей», «Литературные беседы», «Мастера искусств», «Поэзия», «Рассказы о художниках» и др. ведётся большой разговор о роли и месте деятелей литературы и искусства в жизни страны. Особое место занимают программы учебного телевидения, подготавливаемые совместно с органами народного образования, АПН СССР, АН СССР, ведущими учебными заведениями. Передачи для средней школы охватывают основные темы большинства школьных дисциплин и передаются как непосредственно в класс, так и для просмотра школьниками в вечернее время. Систематически велись передачи для учителей («Экран - учителю»), для абитуриентов поступающих в вузы, студентов заочных и вечерних вузов.

    В 1970-е - начале 1980-х годов обе страны получают результаты своей детской политики на телевидении. В нашей стране этот период считается периодом наибольшего подъема, расцвета детского телевещания, когда с экранов провозглашались вечные ценности в игровой форме. Формула этого телевидения звучала так: обучая, развлекай! В то же время в США это формула выглядела иначе: рекламируя, развлекай! Коммерческий подход привел страну к осознанию кризиса, а первые попытки с ним бороться - к еще более глубокому в него погружению. Как это произошло и в России в 1990-х годах.

    Абсолютная свобода телеканалов в отношении детского контента оказывается губительной. Федеральная комиссия по коммуникациям США в 1990 году издает Акт о детском телевидении, который направляет развитие американского телевидения для детей по тому вектору, по которому шло изначально советское вещание - т.е. в сторону образования, воспитания и ограничения рекламы, полное отсутствие которой, как подтвердилось на российском опыте в 90-х годах (закон запрещал какую бы то ни было коммерческую информацию во время трансляции детских передач), поставило бы отрасль на грань выживания.

    Российское телевидение в это же время двигается в противоположную сторону. Конечно, причиной тому - смена политического курса и становление рыночной экономики. В этот период передачи для детей становятся похожими на американские программы во время их становления, с типично откровенной рекламой. Например - программа «Дисней-клуб» (сравнить с «Тип-топ клуб», который выходил в США в 1950-х годах, преимущественно для рекламы хлеба одноименной марки).

    Получается, что страны совершили рокировку: в США - от коммерческого развлекательного телевидения к образовательному под государственным контролем, а в России - от образовательного к развлекательному.

    В середине 2000-х годов в России стали появляться первые телеканалы для детей. Видимо, как ответ на кризис программы на этих каналах отвечают требованиям воспитания нравственности у подрастающего поколения. Тем не менее, в РФ количество детских каналов достаточно мало и практически недоступно большей части населения.

    В США количество этих каналов таково, что их простое перечисление представляется затруднительным - существуют и телекомпании, которые занимаются исключительно детским контентом, а также «взрослые каналы» обычно имеют свои проекты, посвященные детям (ABCKids, PBSKids, DiscoveryKids и т.д.).

    Телевидение для детей, как в США, так и в России сохраняет присущие ему изначально черты, хотя и несколько подкорректированные. Так, в США на многих детских каналах можно увидеть лишь развлекательный контент (обычно это кабельные сети как Nickelodeon, Cartoon Network, 4KidsTV), помимо того реклама зачастую присутствует прямо в названии шоу. Например, популярный сериал на Nickelodeon «iCarly» воспевает продукцию «Apple» и в названии (техника «Apple» традиционно имеет в названии букву i: плейеры»iPod», телефоны «iPhone» и т.д.), и по своей сути - сериал рассказывает о молодежи - активных пользователях технических новинок.

    В то же время абсолютно все российские каналы, посвященные детям, имеют в сетке образовательные и воспитательные программы. Даже коммерческий телеканал «Мультимания» (более 90 % программ - мультсериалы иностранного производства) транслирует образовательные («Большая энциклопедия природы», «Исторические личности»), развивающие («Тельмо и Тула») и воспитательные мультфильмы. К современному периоду развития российского детского телевидения мы вернемся далее.


    1.2 Характеристика и типологические особенности телевидения


    Телевидение является наиболее массовым из СМИ. Оно охватывает даже те слои населения, которые остаются за рамками влияния других СМИ. Почему? Об этом мы поговорим далее.

    Способность телевидения к массовости объясняется его спецификой. Средства создания телевизионных продуктов, передачи их конечному потребителю и уровень восприятия телевизионный информации отличны от всего, что было ранее. Телевидение объединяет в себе возможности радио, кино, газет, телеграфа, всего, что было до него. Объединяет и превосходит все характеристики традиционных СМИ. Рассмотрим некоторые специфические особенности телевидения:

    1. Телевизионный сигнал - это электромагнитные колебания, способные проникать в любую точку пространства в зоне действия передатчика. Современное спутниковое телевидение вообще не имеет преград и способно транслироваться в любую точку планеты, без всяких ограничений и это еще более усиливает позиции ТВ. Таким образом, телевидение можно считать вездесущным СМИ, для которого не существует расстояний и преград, вследствие чего аудитория которого может равняться населению целого региона или страны.

    2. Специфика подачи сигнала - телевизионная передача задействует два основных канала получения информации - визуальный и аудиальный. При этом человеку не требуется значительных усилий для ее восприятия, достаточно прислушаться и посмотреть на экран. Так телевизионные образы становятся доступными для самой широкой аудитории. В отличие, например, от радио, телевизионная информация доносится до зрителя в двух плоскостях: вербальной (словесной) и невербальной, зрительной. Звукозрительный характер телевизионной коммуникации усиливается персонификацией информации, телевидение в большом числе случаев подразумевает личностные контакты автора или ведущего и участников передачи с аудиторией. Персонификация телеинформации уже давно утвердилась во всем мире как принцип вещания, как сущностное отличие телевизионной журналистики от других ее родов.

    3. Оперативность. Телевидение способно сообщить форме о действии в момент его свершения. Одновременность события и его отображения на телевизионном экране (симультантность) является едва ли не самым уникальным свойством телевидения. Симультантность присутствует в телевизионных передачах не постоянно, однако, имеет большое значение для психологии зрительского восприятия, свидетельствуя о достоверности действия, происходящего на экране. Симультантность, создающая эффект присутствия зрителя на месте событий, придает, как уже отмечалось выше, телевизионному сообщению особую достоверность, документальность, реалистичность, что обеспечивает исключительность в решении информационных задач телевидением как одной из разновидностей СМИ.

    Рассмотренные выше специфические свойства телевидения обеспечивают ему особые функциональные, структурные, выразительные и эстетические особенности, а также дает такие возможности, о которых ранее не могло быть и речи. Несомненно, телевидение заняло и продолжает занимать особое место в системе средств массовой коммуникации. Наличие возможностей определяет и те функции, которые выполняет телевидение в современном мире. О функциях телевидения мы поговорим позднее, теперь же обратимся к типологии, чтобы составить более четкое представление о самом телевидении и его составляющих.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.