МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Национальные и общественные процессы Республики Татарстан в оценках СМИ

    С конца 2001 года большой резонанс получило дело С. Хапугина, подавшего иск в Конституционный суд РФ с требованием отмены обязательного изучения татарского языка в объеме русского языка в средней школе. Подробности этого дела постоянно освещаются на страницах «Вечерней Казани» в специально отведенной для этой темы рубрике «Дело движется». Само название рубрики говорит о заинтересованности газеты в победе подавшей иск стороны. Судя по тону трансляции «дела», газета активно формирует ряды недовольных уроками татарского языка в школе. Газета приводит, наряду с рациональными аргументами (например, нехватка времени на множество предметов), и такие: «Необходимо учитывать, что язык является важнейшим элементом национальной культуры, которая, в свою очередь, участвует в формировании той или иной идеологии и психологии, религиозных взглядов, образа мышления и уклада жизни. Недопустимо насильственное привитие культуры гражданам, для которых она не является родной. Это неминуемо ведет к напряженности в межнациональных отношениях». Тонкость приема состоит в том, что газета позицию неприятия этнической составляющей культурной политики республиканского правительства высказывает не от имени редакции, а от имени рядового гражданина Татарстана.

    В стратегии газеты «Татарстан яшьляре» более четко проявляется оппозиция «мы» – «они» в сфере государственного строительства и отношений федерального Центра и субъекта Федерации, хотя иногда характеристики в адрес российского государства экстраполируются на его этническое большинство – русских. Обсуждение изменений в Конституции РТ в газете подается через призму оппозиции «мы» – «они». При этом часто используются ассоциации, связанные с тоталитарным прошлым. Характерным примером служит аналитическая статья «Последний предел отступления, где он?». Один из ее подзаголовков носит название: «В подвалах ГПУ». Автор, рассказав о процессе обсуждения изменений в Конституции РТ участниками делегации из Казани и комиссией со стороны Центра, приводит высказывания участников обсуждения со стороны республики, а затем делает вывод о том, что конституционная реформа грозит «сломом всей политической архитектуре Татарстана», что здесь «не берется в расчет история народа, его интересы». А затем следует прогноз: «При таком подходе легко спровоцировать радикализацию татарской части населения».

    Сравнение приведенного материала с публикацией о Конституции РТ в «Вечерней Казани» помогает ярче оттенить особенности стратегии каждого издания. В публикации газеты «Татарстан яшьляре» приводятся высказывания заинтересованных лиц (представители власти), говорится об абстрактных интересах народа, и при этом акцентируется этнический фактор («лакмусовой бумагой ее настроения станет День памяти, традиционно проводимый 15 октября, – по количеству и настроению участников можно будет судить о том, каков градус общественных настроений» – имеется в виду татарская часть населения РТ) и делается заключение: «Ничем хорошим все это в конечном итоге не обернется». Общий тон статьи пафосный. В «Вечерней Казани» подход, напротив, прагматичный. Основной акцент в публикациях делается на повседневные нужды простых жителей Татарстана, независимо от их этнической принадлежности. Вся информация, содержащаяся в газете, подается с позиции простого обывателя, оппозиционного власти. Но здесь эта оппозиционность накладывается на особенности власти в республике, где этнический фактор играет заметную роль. «Симметричность» стратегий и приемов этих двух газет выражается еще и в том, что даже краткая информация о республике (в «ВК») или о России (в «ТЯ») содержит оценочный компонент. Каждая газета нацелена на поиск негатива у противоположной стороны и умалчивание недостатков у «своей». Так, в «Вечерней Казани» дается репортаж с выставки одного из казанских художников. Репортаж носит название: «Охота на ханов продолжается?" "…Равиль Загидуллин входит в тройку местных живописцев, которые упорно разрабатывают конъюнктурную для суверенной республики тему – бытописание жителей древней Казани и Булгар». Автор репортажа, характеризуя тематическое содержание полотен художника однозначно называет его конъюнктурным. Хотя историческая живопись является жанром, имеющим давнюю, историческую традицию. Тенденциозность в подаче события легко прочитывается. Поскольку исторические сюжеты художника – часть этнической истории, то ироническое отношение автора распространяется и на нее. В другой популярной теме, посвященной обмену паспортов, на конкретных примерах показывается как невыгодно, на практике, иметь в новом паспорте вкладыш на татарском языке, какие сложности поджидают его обладателя, если он выезжает за пределы республики. В свою очередь, «Татарстан яшьляре» дает информацию о больших долгах по выплате заработной платы по всей России. Публикация «Государство снова утонет в долгах» заканчивается фразой: «А у нас в Татарстане долги по выплате заработной платы не высоки …0,6%.» (относительно 8% по России) Информация приходится на период обсуждения Договора о разграничении предметов ведения между Российской Федерацией и Татарстаном и подается наряду с информацией о том, что «Спикер Совета Федерации С. Миронов против разделения полномочий между Центром и субъектами…».

    Итак, как видно из материалов, газеты выстраивают оппозиции «мы» – «они» и при этом каждая выбирает свою ось. «Вечерняя Казань» формирует солидарность по принципу «мы (народ) – «они» (власть), но это – власть этническая, республиканская. Власть российская представлена, как правило, обобщенно, без конкретных персонажей. Акцентируется ее функция борца за закон и справедливость. Постоянный мониторинг публикаций газеты показывает популярность темы нарушений местными властями российских законов в республике. «Татарстан яшьляре» поддерживает ось «Центр (Россия) – Республика (Татарстан) – татары». Помимо пунктирных информационных блоков, газета публикует большие статьи-размышления. Все три обозначенных звена «Республика – Татарстан – татары» сходятся в сюжетах, посвященных проблемам численности населения. В качестве одной из показательных публикаций может послужить интервью журналиста газеты с депутатом Госсовета РТ, писателем Р. Валеевым, вышедшим под названием «Кто отделился, того медведь съест, кто разделился – съест волк». В публикации сразу же ставится проблема: грядет новая перепись населения – что она несет татарам? Депутат говоря об увиденном им проекте бланков переписи высказывает недоумение и возмущение – почему татар поделили на этнографические группы, а русских – нет? Далее депутат делится впечатлениями своей поездки в Москву для обсуждения этой проблемы в Госдуме РФ, где он не получил ответа на свой вопрос. Депутат раскрывает политическую подоплеку этой процедуры, действия российского государства характеризуются однозначно: «геноцид»: «такого рода схема переписи – это подготовка упразднения республик, в которых по такой переписи не останется 50% титульного населения. Следовательно, осуществится девиз Сталина – «Нет народа – нет проблем». Таким образом, в публикации закрепляется связка – «татары – республика» как взаимообусловленные составные: без единства татар не будет республики, а без республики не выжить народу, как самобытному культурному организму.

    Хотелось бы также очень кратко отметить и проблему религии как одного из важнейших факторов национального и общественного развития РТ.

    СМИ РТ уделяют большее влияние проблемам религии чем например печатные СМИ Башкортостана.

    Тематика публикаций СМИ Татарстана, содержащих упоминания об исламе, различна, но значительную часть представляют собой публикации, посвященные трем темам: роль М. Шаймиева в развитии ислама, деятельность Российского исламского университета и выборы муфтия Духовного управления мусульман Республики Татарстан. Обращает на себя вни мание большое количество статей мусульманской тематики (184) с упоминанием имени президента РТ М. Шаймиева. Несмотря на то что М. Шаймиев является главой исполнительной власти Республики Татарстан, он активно участвует в различных религиозных мероприятиях, зачастую представляя Татарстан как один из важнейших центров ислама в РФ на многих общероссийских и международных мероприятиях (семинарах, конференциях, в ходе встреч с представителями иностранных государств). В частности, М. Шаймиев был в центре внимания СМИ в ходе освещения прошедшего в марте 2006 г. в Москве заседания группы «Стратегическое видение: Россия – исламский мир». Вчера в Москве Президент Татарстана Минтимер Шаймиев провел вторую часть заседания группы стратегического видения «Россия – исламский мир», посвященную противодействию экстремизму и религиозной нетерпимости. Открывая заседание, он отметил, что на форуме обсуждаются самые актуальные и стратегически важные проблемы современного мира. Минтимер Шаймиев выступил с докладом, посвященным опыту Татарстана в мирном сосуществовании. Он назвал Татарстан северной республикой в исламском мире.

    Освещение в СМИ религиозной деятельности М. Шаймиева носит преимущественно позитивный характер. В ряде источников деятельность М. Шаймиева описывается в положительных, превосходных оценках, а подчас восторженных и подобострастных.

    На исламском семинаре к Шаймиеву было приковано все внимание. Теория евроислама явно импонирует Путину и Вашингтону… И здесь культовой фигурой, органически объединяющей и ислам, и Запад, является Минтимер Шаймиев. Видимо, в этом его историческая задача – предотвратить надвигающееся столкновение исламской и христианской цивилизаций. И сегодня благодаря Шаймиеву исламские страны готовы вкладывать в России миллиарды долларов, готовы покупать российское вооружение на астрономические суммы. Как говорится, Минтимер Шаймиев – это надежный и хороший бренд.

    Между тем вскоре должен состояться сенсационный визит Шаймиева в Саудовскую Аравию и Эмираты. Шаймиева будет встречать лично король Саудовской Аравии. Роль мусульманина номер один в России опять фактически возвращается к Шаймиеву.

    Часто СМИ освещают позицию исполнительной власти Республики Татарстан и ее президента М. Шаймиева по поводу роли и взаимодействия власти и религии, прежде всего ислама. При этом подчеркивается необходимость сотрудничества власти и религии, оказание помощи и поддержки религиозным организациям, говорится о необходимости развития толерантности со стороны властей к представителям различных религий.

    Говоря о проблемах мусульман России, Минтимер Шаймиев отметил, что они касаются несправедливых порой обвинений в ваххабизме, трудностей с отводом земель под мечети, попыток введения повсеместного преподавания основ православия в школах. Президент РТ считает, что эти вопросы необходимо решать в конструктивном диалоге с федеральными и региональными властями.

    Президент РТ также отметил, что в решении межконфессиональных вопросов нельзя полагаться только на традиции. «Нужно принимать выверенные политические решения, находить баланс интересов», – подчеркнул он и в качестве примера привел Татарстан, где в Казанском Кремле расположены рядом мечеть Кул Шариф и Благовещенский собор. Такая политика положительно влияет на авторитет политических лидеров, стабильность политического режима. Демократия должна учитывать интересы меньшинства, не превращаясь в машину для голосования.

    Подчеркивается значение Татарстана в налаживании отношений с Организацией Исламская конференция, являющейся самой крупной и авторитетной международной мусульманской организацией, объединяющей 57 стран-участников и 4 страны-наблюдателя. Россия с 2005 г. также входит в ОИК в качестве наблюдателя. При этом опять-таки подчеркивается общность религий Республики Татарстан и ОИК. Обращает на себя внимание отношение к исламу: и республиканские СМИ, и региональные власти часто воспринимают ислам не как религию, а как важную политическую и экономическую силу: «Россия кровно заинтересована в союзнических отношениях с исламом».

    Во многих организациях, не несущих религиозных функций, основной системообразующей функцией является принадлежность к исламу, в частности Исламский банк, Организация Исламская Конференция. Общность религий является необходимым условием для делового сотрудничества.

    Сегодня в рамках официального визита Президента РТ Минтимера Шаймиева в штаб – квартиру Организации Исламская Конференция в городе Джидда Королевства Саудовская Аравия состоялась презентация Республики Татарстан. Презентацию провел министр тор – говли и внешнеэкономического сотрудничества РТ Хафиз Салихов. Он, в частности, отметил, что долгосрочное и коммерчески успешное сотрудничество со странами ОИК имеет стратегическое значение для Татарстана как мусульманской республики, именно здесь находится один из древнейших очагов исламской культуры и цивилизации.

    Таким образом, анализ прессы показал различные тенденции, что будет подведено в итогах проведенного исследования.


    3.3 Основные выводы и результаты контент-анализа


    Проведенное исследование привело к следующим результатам.

    Исследование печатной прессы как федерального, так и регионального уровня выявило обширность тем, которые освещаются в современной прессе, по проблемам национальных, религиозных, культурных взаимоотношений в Республике Татарстан. Это как освещение проблем национального, религиозного характера, так и констатация факта изменения национальной политики РТ в русло стабильности и толерантности.

    Исследование процесса формирования этнической идентичности, как составной части республиканской идентичности в Татарстане показало успешность конструктивистской деятельности элитных групп. Однако, она была бы неосуществима без «почвы», когда этнические ценности, культура и язык растворены в повседневности, когда для каких-то групп они являются частью «хабитуса» (по Бергеру и Лукману).

    Сотрудники изданий, четко обозначающие собственную позицию, стремятся максимально широко раскрыть тему, используют для этого различны формы и жанры: корреспонденция, репортаж, отчет, аналитическая статья, читательская почта и т.д. В случае необходимости журналисты прибегают к эмоциональным оценкам, используют метод внушения, привлекают к обсуждении авторитетных экспертов, чье мнение значимо в обществе.

    В целом, для газет федерального уровня характерен взвешенный подход к анализу ситуации в межнациональных отношениях: не отрицая наличия радикальных взглядов среди части русских националистов, газетные материалы не замалчивают и «обратную сторону медали», чем являются проявления радикального национализма среди отдельных этнических групп, проживающих на территории России.

    В российской прессе федерального уровня прослеживается критика как общественных организаций, так и органов государственной власти в области недостаточности действий в проблемах национализма в России.

    Репрезентация образа национализма в татарстанских печатных изданиях имеет ярко выраженную специфику.

    Первое, что бросается в глаза при анализе материалов, – «замалчивание» данного явления в официальной и лояльной местным властям прессе. Что же касается более оппозиционных газет, например, «Вечерней Казани» и «Честного слова», то публикации, посвященные русскому национализму, встречаются гораздо чаще.

    Из региональной прессы РТ прослеживается, что исполнительная власть Республики Татарстан позиционирует Татарстан не только как регион, который служит примером мирного взаимодействия представителей христианства и мусульманства, но и как регион, выполняющий некую историческую миссию. Татарстан является форпостом развития официально одобряемого властями направления развития ислама, называемого евроисламом (джадидизм), под которым понимается модернизированный ислам, адаптированный к реалиям современности.

    Религиозная деятельность исполнительно власти рассматривается в СМИ достаточно подробно и позитивно. СМИ Республики Татарстан ориентированы на поддержку позиции исполнительной власти по религиозному вопросу. Если Республика Татарстан на российском и международном уровне позиционируется как просвещенная исламская республика, образец толерантности и веротерпимости, образец для исламского мира, то существует и другой аспект рассмотрения ситуации в исламе Татарстана. По мнению ряда СМИ, в Татарстане существует некая конфронтация среди мусульман, приверженцев разных взглядов на роль и место ислама.

    Среди татарстанских СМИ есть сторонники различных взглядов, и вся борьба, соответственно, выплескивается на страницы газет, позволяя населению наблюдать и оценивать процессы происходящие в среде мусульманского духовенства.

    Проблема поддержания светского характера российского государства становится весьма важной и принципиальной, в том число с точки зрения сохранения паритета и равенства религий. Законодательство, в особенности республиканское, предоставляет правовые возможности для достижения этого баланса интересов при строгом соблюдении принципа отделения религии от государства. Религиозная сфера Татарстана характеризуется не только ростом числа верующих и религиозных организаций, но и их активным участием в формировании здорового психологического климата, содействием государственным органам и общественным институтам в социальной работе. Все больший динамизм приобретает развитие принципа внутриконфессиональной саморегуляции и самообеспечения в исламе, православии и других религиях.

    Религия и её институты занимают важное место в процессе становления гражданского общества РТ. Межнациональное и межконфессиональное согласие стало неотъемлемой составной частью понятия «модель Татарстана». Это не только непреходящая ценность сегодняшнего дня, но и источник надежд на лучшее будущее, базис успеха реформ всех сторон жизни общества. Практика государственно-конфессиональных отношений показывает, что в современных условиях требуется постоянный поиск оптимальных решений с учетом интересов всех взаимодействующих субъектов, взвешенный подход к новым явлениям в религиозной сфере.




    Заключение


    Революция в глобальных информационных технологиях изменила формирование внешней политики многих государств.

    Нынешний мир, насыщенный СМИ, не отменил необходимости сильного политического руководства. Пожалуй, эта необходимость даже усилилась. Не заменяют СМИ и конфиденциальную дипломатию. Быстрая передача информации и вездесущность СМИ, имеющих наготове массу вопросов, означают, что официальные лица должны принимать решения и публично высказываться по политическим вопросам быстрее, чем им хотелось бы.

    Одно из наиболее интересных явлений информационного века – это демократизация доступа к средствам массовой информации, означающая рост числа групп, способных влиять на внешнюю политику.

    Сегодня меняется сама парадигма структурирования общества, произошел переход от пирамидального мира организации власти к миру сетевому, то есть от вертикального, централизованного мира к миру децентрализованному, распыленному. Однако и в этом мире стоит вопрос о власти и собственности, потому что существует, например, собственность на средства производства общественного мнения.

    Среди ведущих общественно-политических направлений функционирования СМИ необходимо отметить функции обеспечения общества как конкретной политической информацией, так и информацией в различных политических целях, по разным направлениям и для разнообразных политических процессов; политическое манипулирование информацией. Средства массовой информации служат для сбора, распространения информации; формирования общественного мнения; легитимности политических структур; выступают важным атрибутом оппозиционной политической деятельности; служат источником стабильности или нестабильности общества.

    С помощью СМИ создаются предпосылки для политической публичности, в рамках которой действуют политические акторы. В условиях публичности работа СМИ осуществляется под постоянным давлением со стороны различных внешних факторов, к которым относятся органы государственной власти, владельцы, аудитория СМИ.

    Исследование печатной прессы как федерального, так и регионального уровня выявило обширность тем, которые освещаются в современной прессе, по проблемам национальных, религиозных, культурных взаимоотношений в Республике Татарстан. Это как освещение проблем национального, религиозного характера, так и констатация факта изменения национальной политики РТ в русло стабильности и толерантности.

    Исследование процесса формирования этнической идентичности, как составной части республиканской идентичности в Татарстане показало успешность конструктивистской деятельности элитных групп.

    В целом, для газет федерального уровня характерен взвешенный подход к анализу ситуации в межнациональных отношениях: не отрицая наличия радикальных взглядов среди части русских националистов, газетные материалы не замалчивают и «обратную сторону медали», чем являются проявления радикального национализма среди отдельных этнических групп, проживающих на территории России.

    Репрезентация образа национализма в татарстанских печатных изданиях имеет ярко выраженную специфику.

    По данным контент – анализа региональная пресса (РТ) уделяет внимание проблемам религии, толерантности и взаимодействия народов внутри РТ. В прессе подчеркивается, что населению РТ свойственно терпимое отношение к иным национальностям, большинство из них не вступали за последнее время в конфликтные отношения и не испытывали на себе недоброжелательного отношения из-за национальности.

    Этническая самоидентификация для русских не так важна, как для представителей других национальностей.

    Среди татарстанских СМИ есть сторонники различных взглядов, и вся борьба, соответственно, выплескивается на страницы газет, позволяя населению наблюдать и оценивать процессы происходящие в среде мусульманского духовенства.

    Проблема поддержания светского характера российского государства становится весьма важной и принципиальной, в том число с точки зрения сохранения паритета и равенства религий.

    Анализ региональной прессы показал, что религия и её институты занимают важное место в процессе становления гражданского общества РТ. Межнациональное и межконфессиональное согласие стало неотъемлемой составной частью понятия «модель Татарстана».

    Мы смогли убедиться и в том, что часть современных татар ощущает неравенство, несмотря на то, что их социально-экономические характеристики сходны с русскими в Татарстане, да и по России в целом. Асимметричность статусов «высоких культур» болезненно переживается многими из тех, для кого татарская культура была родной, а ее язык – «материнским» языком. Сходный опыт и недовольство сложившейся ситуацией способны объединять людей в сообщество на основе ярко выраженной этнической идентичности, которая, в свою очередь, стимулирует усиление республиканской идентичности. Конфронтационность, или комплиментарность гражданской и этнической идентичностей, величина дистанции между ними зависят не только от политики российских и республиканских властей, но и от того, насколько адекватно будет реагировать на вызовы постиндустриального общества культура татар, продолжающая сохранять черты традиционализма.

    Мусульманское пробуждение, последовавшее за атеистической советской эпохой, ознаменовалось в Татарстане строительством более тысячи мечетей – при коммунистическом господстве их было двадцать, – а также Исламского университета.

    Внешне в Казани действительно ничто не говорит об исламизации, если не считать мечетей, самая великолепная из которых стоит в восстановленном Кремле – самом красивейшем месте столицы – и ее минареты с соломоновой мудростью сделаны такой же высоты, что и шпиль самой высокой русской башни. За два дня длительных поездок и прогулок по городу так и не удалось увидеть длинных бород и женщин в чадре, даже безобидных головных платков. Как и в далекой Москве, внешний вид местных жительниц в последние летние дни определяли мини-юбки и джинсы.

    Одним из основных символов национальной самостоятельности Татарстана является татарский язык, который считается официальным наряду с русским языком. По воле Татарстана по-татарски придется писать с использованием модифицированного латинского алфавита, как это, например, имеет место в Турции, и было в двадцатые годы прошлого столетия при переходе с арабской письменности на кириллицу, когда он использовался в течение нескольких лет. Парламент Татарстана принял соответствующий закон, он подписан президентом Шаймиевым, но в силу документ, однако, не вступил в связи с резким протестом русских националистов.

    Анализ печатных СМИ показал, что Татарстан является неотъемлемой частью России, однако при этом сохраняются как религиозные и культурные традиции данной республики, так и существуют определенный политический курс.

    Для последних тенденций развития Республики Татарстан является активное взаимодействие как федеральным центром, так и с мировым сообществом, что выражается во всевозможных встречах, проведении различного рода мероприятий. По мнению некоторых печатных СМИ – Республика Татарстан несмотря на некоторые противоречия является определенным образцом стабильности национальной политики, историческим центром межкультурного диалога и проявления толерантности.




    Список литературы


    1.            Агапитова С.Ю. Информационное вещание на ТВ. – СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, 2003.

    2.            Арутюнян Ю.В. Россияне: проблемы формирования национально-гражданской идентичности в свете данных этносоциологии // Обществ. науки и современность. – 2009. – №4. – С. 97.

    3.            Борисенков А.А. Особенности политического конфликта. // Социально – гуманитарные знания 2004. – №4. С. 101–113

    4.            Бурдье П. О телевидении и журналистике. – М., 2003

    5.            Витченко А.С. Теоретические проблемы исследования государственной власти. – М, 1992.

    6.            Габдрахманова Г.Ф. Этничность и миграция: становление исследовательских подходов в отечественной социологии // Социол. исслед. – 2007. – №1. – С. 122.

    7.            Глухова А.В. Политические конфликты и кризисы. Консенсус и политические методы его достижения. // Государство и право 1993. – №6. С. 3–14

    8.            Здравомыслов А.Г., С.Я. Матвеева Межнациональные конфликты в России. // Общественные науки и современность 1996 – №2. С. 153–164

    9.            Иванова Е.П. Специфика двуязычного телевещания в полиэтническом регионе // Глобализация и национальная самобытность. Форум языков. 2003. Ежегодник. – Казань: Экоцентр, 2004.

    10.        Комаровский В.С. Государственная служба и СМИ. – Воронеж.: ВГУ, 2003.

    11.        Косолапов Н. Конфликты постсоветского пространства. // МЭМО 1996. – №2. С. 5–16

    12.        Куприянова О.В. Образ женщины в СМИ в контексте гармонизации российского общества. // Автореферат на соискание ученой степени к.ф.н. – Улан – Уде, 2009.

    13.        Лопатин В.Н. Информационное оружие: правовые запреты. // Информационное право 2007. – №2. С. 83–89

    14.        Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека // пер. с англ. В. Николаева – М.: Кучково поле, 2003.

    15.        Минеев А. О проблеме региональных менталитетов. // Россия и политика 1995. – №1. С. 90–96

    16.        Мирзанурова А.Ф. Особенности информационного пространства Республики Татарстан // Вестник казанского Технического университета 2006 – №4. С. 247–252

    17.        Паулов С.В. Медиатизация политики и место СМИ в системе политической коммуникации. // Вестник Читинского Государственного Университета 2008. – №1 (46). С. 26–30

    18.        Правовой статус Республики Татарстан // Под науч. ред. Лихачева В.Н., Железнова Б.Л. – Казань: татарское книжное изд-во, 1996.

    19.        Пушкарева Г.В. Власть как социальный институт. // Социально – политический журнал 1995. – №2. С. 11–17

    20.        Равью Ж-Р. Феномен Татарстана и федеративное строительство в России // Вестник Евразии 1998 – №1–2. С. 172–193

    21.        Сагитова Л.В. Региональная идентичность: социальные детерминанты и конструктивистская деятельность СМИ (на примере Республики Татарстан), К., 2006

    22.        Семенов В. Ислам и национальное татарское возрождение на рубеже тысячелетий // Власть 2009 – №9. С. 108–112

    23.        Симкачева М.В. Представление о профессионализме в профессиональном сознании регионального журналиста // Тонус: Социализация личности и проблемы развития общественных отношений. – Казань: Казан. гос. ун-т, 2006. – №15. С. 143.

    24.        Соловьев А.И. Политическая идеология: логика исторической эволюции // Политические исследования. -2001. – №2. С. 12

    25.        Строубел У. Влияние СМИ на внешнюю политику в информационный век. // США. Канада: экономика, политика, культура 2001. – №1.

    26.        Фатыхова М.К. Особенности развития регионального ТВ (на примере регионального телевидения Республики Татарстан) // Ученые записки Казанского государственного университета. Серия Гуманитарные науки 2008 Т. 150- №4. С. 175–181

    27.        Халитова С.Х. Роль этнических общин в решении проблем адаптации мигрантов в Республике Татарстан // Известия Вогоградского государственного педагогического университета 2007 – №4. С. 166–168

    28.        Чичановский А. Конфликты в пост СССР и национальная политика России. // Обозреватель 1999. – №8. С. 19–23

    29.        Чугров С. О региональной фрагментации российского политического сознания. // МЭМО 1998. – №1. С. 29–41

    30.        Шаймиев М.Ш. Стратегия развития Республики Татарстан // Вестник Поволжской академии государственной службы 2001 – №1. С. 16–24

    31.        Шурхало Д. СМИ в вооруженных конфликтах современности. – Киев 1999.

    32.        Филиппов С. СМИ как механизм формирования гражданского общества в переходных системах // Власть. – 2002. – №8. – С. 11.


     


    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.