МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Технология моделирования культурных программ на телевидении на примере анализа состояния и перспектив современных шоу-программ

    Итак, выясним, из чего складывается понятие "телевизионная программа"?

    Во-первых, телевизионные программы - это результат человеческой деятельности. Производство, создание телевизионной продукции, как и любой другой, предполагает некую социальную систему, имеющую внутреннюю инфраструктуру и экономическую организацию, в которых, в свою очередь, наличествуют вполне определенные модели, детерминированные целесообразностью телепроизводства.

    Во-вторых, принципиальная возможность самого существования телевизионных программ обусловлена тем, что телевидение- это, прежде всего, техническое устройство. Телевизионная система координат такова, что без технической составляющей остается лишь пустое множество решений. Конечно же, мы не имеем в виду описание подетального устройства последних моделей телевизоров и не будем разбирать принципы передачи телеизображений с точки зрения физики, но для моделирования на телевидении как целостного процесса необходимо представление об эскизных моделях телевещания.

    В-третьих, телевизионная программа, чтобы стать таковой, нуждается в телевосприятии, являющемся главным компонентом акта телекоммуникации. Готовая телевизионная продукция, существующая в формате какого-либо материального носителя, еще не является телевизионной программой в совершенном понимании. С.Х. Раппопорт утверждал, что художественная модель действительности обладает одной принципиальной особенностью: "Пока в нее не включен ее потребитель, она не завершена, не достроена". Взятое "само по себе", в отрыве от восприятия людьми художественное произведение оказывается лишенным общественного смысла. Телевосприятие моделируется через различные механизмы воздействия на телеаудиторию, без рассмотрения которых некорректно продолжать начатое исследование.

    И, наконец, телевизионная программа как продукция "массовой культуры" может моделироваться по содержательным, композиционным, художественно-эстетическим и другим аспектам, предполагающим наличие такой большой группы моделей, как социокультурные модели жанрово-тематической представленности "массовой культуры" на телевидении.

    Поскольку телевизионное моделирование как целостный процесс невозможно без понимания его специфических особенностей, рассмотрим следующие эскизные модели телевидения (применительно к телепрограмме):

    1. технические (с позиций пользователя);

    2. телевещания (профилирование телеканалов);

    3. экономические (по источнику финансирования);

    4. телевосприятия (психологические механизмы воздействия на аудиторию);

    5. социокультурные жанрово-тематической представленности (с позиций "массовой культуры").

    Итак, технические модели телевидения:

    1. Традиционная эфирная. Единственной средой бытования и формой существования данной модели телевидения является телевизионная программа, характеризуемая, прежде всего, необратимым временным фактором.

    2. Кассетная (видеотечная) - видеодисковая (лазеровидение). Для данной модели не присущи ни фактор программности, ни вещательные характеристики, что объясняется индивидуальным использованием видеокассет зрителями, возможностью их просмотра в любое удобное для владельца видеомагнитофона время.

    3. Тигровая (видеотекст, телетекст).

    4. Модели телевидения будущего: а) стереотелевидение; б) дуплексное телевидение.

    Все большее распространение в мире получает так называемое компьютеровидение - своеобразный кентавр с телеэкраном вместо головы и ЭВМ вместо туловища. Симбиоз телеэкрана с ЭВМ последнего поколения позволяет синтезировать трехмерное изображение, создавая невиданные ранее возможности для "бизнес-графики" - машинного проектирования, промышленного дизайна. Специалисты называют эту функцию телеэкрана инфографией. Компьютерная графика, занявшая заметное место в оформлении телепередач - реальный путь к стереотелевидению. Все громче заявляет о себе дуплексное ТВ, или интерактивные мультимедиа, делающие телевизионное общение двусторонним, позволяющие зрителям непосредственно участвовать в происходящем на экране. Наконец, фантастические возможности открывает еще одна техническая новинка - так называемая "виртуальная реальность". Некоторые программы отечественного телевидения (например, детские программы "Позвоните Кузе" - РТР, "Чердачок-Фруттис" - ОРТ и др.) уже используют данную новинку, более того, суть этих программ и составляет погружение в "виртуальную реальность". Если их лишить данного технического средства, они потеряют не только свою эстетику, свое "лицо", но и смысл. Это еще раз доказывает, насколько важно учитывать специфику технических моделей в процессе телевизионного моделирования. Рассмотрим модели телевещания:

    1. Антенное.

    2. Спутниковое (непосредственное, глобальное, всемирное). Для него характерна система повторов отдельных передач и целых блоков, ослабляющая фактор необратимости времени. Кроме того, неограниченное по времени, круглосуточное, т.е. не принимающее во внимание времени суток (ибо зона приема телесигнала столь велика, что режим дня у разных групп телезрителей не совпадает) спутниковое телевидение развивает жанрово-тематическую специализацию (профилирование каналов): "Си-эн-эн" - круглосуточные новости со всех уголков планеты, "Эм-ти-ви" - канал современной музыки, действующий по принципу нон-стопа.

    3. Кабельное (абонентское). Для кабельного телевидения также характерна система повторов. Количество телевизионных каналов неизбежно приведет к новому качеству дифференциации по зрительским интересам.

    Дифференциация профилирования каналов приобретает весьма важное,

    практически первостепенное значение на современном телевидении, поэтому

    процесс телевизионного моделирования предполагает хотя бы обзорное

    знакомство с ее моделями:

    а) по учредителю - президентский канал, канал творческих союзов;

    б) по аудиторному (адресному) признаку - для детей, молодежи, женщин, пенсионеров и т.д.;

    в) по территориальному признаку - общегосударственная и местная программы, межгосударственная (прообраз - телекомпания "Мир") и объединенная региональная (телекомпании "Средняя Волга", "Западная Сибирь" и т.д.);

    г) по национальному признаку - республиканская программа, программа для национальных групп населения, проживающих вне территории своих национальных образований;

    д) по тематическому признаку - спутниковые каналы (например, НТВ+ "Наше кино" - отечественный кинематограф, "Мир кино" - зарубежные фильмы, круглосуточная спортивная и музыкальная программы);

    е) по временному признаку - круглосуточные, вещающие определенное время или с "плавающим" графиком вещания.

    Эти признаки могут пересекаться, например, платный информационный круглосуточный канал или межгосударственная общественная культурная программа. Невзирая на техническую базу реализации вещательной деятельности, любой действующий или вновь создаваемый телеканал будет непременно обладать несколькими указанными типологическими признаками.

    То, насколько важно учитывать каждый в отдельности и всю совокупность данных признаков при построении модели конкретной телевизионной программы, доказывает следующий пример.

    Одно из исследований, проведенных известной американской службой Харриса, ставило целью выяснить, как отнесутся американцы в возрасте от 18 лет и старше, принадлежащие к разным слоям общества, к телепрограммам, изначально адресованным гражданам пожилого возраста. Основной вывод был сделан в результате опроса более 2 500 молодых людей, посмотревших по просьбе исследователей данные программы: большинство опрашиваемых заявили, что эти программы им не понравились; данная категория не изъявила желания их смотреть в будущем. Вот одно из высказываний: "Мы, конечно, посмотрели эти программы... Первое впечатление, что они адресованы кому-то другому, но не нам..." Даже на уровне опрашиваемых была выявлена основная причина подобного неприятия: нарушена адресность, неверно "выписан" психологический портрет телезрителя, которому были предназначены данные программы. В результате эти программы потеряли телеаудиторию вообще.

    Надо заметить, что телевидение, находясь в условиях жесткой конкуренции, вынуждено чрезвычайно чувствительно относиться к вниманию аудитории, постоянно изучать ее вкусы, следить за успехом каждой программы. Для этого созданы специальные исследовательские службы. Программа считается успешной, если ее смотрят не менее 1/3 аудитории данного часа (временной признак- один из главных в сетке вещания любого канала), в противном случае она снимается с экрана, особенно если речь идет о коммерческом телевидении, так как ни один рекламодатель не станет ее финансировать. Исключения могут быть только на государственном телевидении.

    Итак, мы вплотную подошли к необходимости рассмотрения моделей экономической организации телевещания, точнее говоря, моделей телеканалов по такому признаку, как источник финансирования:

    1. государственный, бюджетный телеканал (финансируется из государственной казны);

    2. платный (либо функционирует за счет абонентной платы телезрителей, либо подписной по аналогии с печатной периодикой);

    3. общественный (существует за счет фондов общественных организаций, добровольных пожертвований предприятий и частных лиц);

    4. коммерческий (самоокупаемый, прежде всего, за счет рекламы; в настоящее время коммерческие телекомпании стремятся к диверсификации, созданию холдингов, прибыльных дочерних предприятий, при этом их развитие происходит за счет перераспределения капиталов);

    5. арендный (политическая партия, общественная организация, частное лицо или программная телефирма арендует время у вещательной организации, например, "Телеэкспо " на 5-м канале).

    Нельзя не остановиться на таком важном вопросе, как зависимость от источника финансирования, определяющая не только экономическую сторону производства телевизионной продукции, но и художественно-эстетические, содержательные ее аспекты. Структура телеорганизации детерминирует интенсивность распространения на телевидении интересующей нас продукции "массовой культуры". Коммерческая система является ее проводником в большей степени, чем государственная. Объясняется это самой природой коммерческого вещания: вся его деятельность зависит от рекламодателей, которые заинтересованы в максимальных размерах аудитории как потенциального рынка для сбыта своих товаров. Реклама играет чрезвычайно важную роль во всем идеологическом климате телевидения, особенно коммерческого. Являясь по существу истинными хозяевами телевизионных передач, рекламодатели постоянно диктуют и навязывают условия телекомпаниям, а те, в свою очередь - творческим работникам. Так, например, фирма по производству стиральных порошков и моющих средств "Проктор энд Гэмбл", один из крупнейших рекламодателей телевидения во всем мире, составила кодекс правил, помогающих держать аудиторию в гипнотическом состоянии, именуемом "покупательном настроением". Вот их образец: "Если бизнесмен выступает в роли негодяя, необходимо дать понять, что это нетипичное явление, и коллеги презирают его точно так же, как и другие члены общества." Кроме того, в передачах "не должно быть материалов для острых споров по национальным или религиозным вопросам" и т.д. Иными словами, зрителя необходимо всячески задабривать - таково кредо рекламодателей.

    Взаимозависимость телевидения (и государственного, и коммерческого) от рекламодателей настолько велика, что не учитывать данный фактор при построении модели телевизионной программы невозможно.

    Вне коммуникативного акта телевизионная программа не может состояться. Моделирование на телевидении предполагает не только детальное знание, но и умение разбираться в таком процессе, как телевосприятие. Телевосприятие моделируется через механизмы воздействия телевидения на аудиторию. Американский социолог А. Майергофф говорил: "Идея, которую следует внедрить в человеческий мозг, должна быть повторяема до тех пор, пока она не утвердится в нем надолго". Это лишь один прием, которым пользуется телевидение для эффективного воздействия на своего зрителя. Не зная всей совокупности подобного рода приемов, зафиксированных современной наукой, прогнозировать успех программы на этапе создания ее модели было бы весьма сложно, практически невозможно, поэтому мы считаем необходимым подробно остановиться на моделях телевосприятия и механизмах воздействия на телеаудиторию. Трудно не согласиться с Т. Адорно, считавшим, что "массовая культура" с ее особенным использованием телевидения "преобразуется в средство немыслимого раннее психологического контроля".

    Осмысление процесса воздействия "массовой культуры" на сознание потребителей ее продукции восходит к работам 3. Фрейда и К. Юнга. Основоположник психоанализа 3. Фрейд создает динамическую концепцию психологии личности, где главным постулатом выступает бессознательное как совокупность психических процессов, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета. В бессознательном действительность переживается субъектом через такие формы уподобления, отождествления себя с другими людьми и явлениями, как непосредственное эмоциональное чувствование, идентификация, эмоциональное заражение, объединение различных явлений в один ряд через сопричастие, а не через выявление логических противоречий и различий между объектами по тем или иным существенным признакам. "Ирреальное, - писал 3. Фрейд, - всегда имеет преимущество перед реальным, несуществующее оказывает столь же сильное влияние, как и существующее".

    К. Юнг считал, что "... действия современного человека слишком заражены разумом. Отсюда наши травмы, болезни, и чтобы излечиться от них, нужно освободиться от глубоко укоренившейся в нас потребности все просеивать сквозь сито рассудка. Эта лечебная процедура послужит только на благо человечества. В этом историческая миссия человека перед собой, Богом и природой". Осуществление проекта воссоединения индивида с природой лежит, по К. Юнгу, через актуализацию самого глубокого слоя психики, бывшего "на поверхности" лишь у первобытного человека, у которого сознательное и бессознательное сживались воедино и превращались в "коллективное бессознательное". Современный человек нередко оказывается не в силах справиться с проблемной жизненной ситуацией, и часть его психической энергии, называемой либидо, покидая сознание, направляется во внутренние сферы жизни, в бессознательное. "И если нас пугает некоторое бедственное положение, то в бессознательном выдвигается архетип, соответствующий первообразу актуального бедственного положения. Поскольку последний нуминозен, т.е. обладает специфической энергией, то он мобилизует сознательные представления, с помощью которых становится воспринимаемым и осознаваемым... Когда же происходит его переход в сознание, то это ощущается как просветление, откровение или спасительная мысль. Именно этой кладовой питается творческая фантазия, мифология и массовая культура".

    Искусственная примитивизация реальности в формах "массовой культуры" создает особый эффект, магическую энергию архетипических моделей. "Тот, кто говорит архетипами, захватывает и увлекает нас, вызывая к жизни могущественный голос, не сравнимый "по силе с нашим собственным". Здесь кроется тайна воздействия "массовой культуры". Это, в свою очередь, открывает дорогу толкованиям "массовой культуры" как магического действа, рассчитанного на бессознательные слои человеческой психики, на некритическое, "нутряного" свойства восприятие, которому доступны лишь самые грубые и примитивные наслаждения.

    Одна из важнейших функций современной "массовой культуры" состоит в мифологизации общественного сознания. Лишая личность самостоятельного, критического отношения к реальности, создавая культовые формы поклонения, "массовая культура" выступает в роли современной мифологии, т.е. универсального способа мышления, характерного для первобытного общества, основанного не на логике, а на фантазии. "Массовая культура" становится предметом веры, мифологизирует историю, создает ритуальное поклонение своим героям. В исследовании М. Фишвика "Иконы популярной культуры" наиболее адекватным термином, выражающим сущность "массовой культуры", является термин "eicon". Он характеризует такой тип художественного отражения, который носит символический, принципиально нереалистический характер, является предметом веры, поклонения, а не средством отражения или познания мира.

     

    2. Использование методов телевизионного воздействия на сознание телеаудитории при создании культурных программ


    В учении К. Юнга, как известно, символ играет центральную роль. Именно он способствует вытеснению свободной энергии бессознательного вовне. Символ имеет заряд психической энергии, обладающий магическими свойствами, а непрерывный процесс символообразования является основой "массовой культуры". В рассуждениях 3. Фрейда и К. Юнга подмечена характерная черта "массовой культуры", выражающаяся в стремлении к "промывке мозгов", воздействию на уровне бессознательного, в обход разумному, критическому осмыслению.

    Данные концепции 3. Фрейда и К. Юнга были положены в основу сформулированных позднее социальными психологами методов телевизионного воздействия на сознание телеаудитории. Они схожи с механизмами воздействия на сознание человека, которые изучает общая психология. Их модели можно представить в следующей графической схеме.


    Итак, рассмотрим подробно каждую из моделей воздействия коммуникатора на сознание реципиента:

    1. Психическое заражение - процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому на психофизиологическом уровне контакта. При наличии обратной связи заражение способно нарастать, приобретая вид циркулярной реакции. Такая реакция сопутствует, например, восприятию телевизионной продукции. Данное влияние осуществляется, в первую очередь, через такие механизмы, как внушение и подражание.

    Внушение рассматривается как процесс воздействия на психологическую сферу человека, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии и реализации внушаемого содержания, с отсутствием целенаправленного его понимания, развернутого логического анализа и оценки соотношения прошлого опыта и данного состояния субъекта.

    М. Маклюэн утверждает, что "... с помощью телевизионного внушения целые культуры могли бы программироваться так, чтобы эмоциональный климат постоянно оставался стабильным, подобно тому, как поддерживается равновесие в мире торговли".

    В телевизионном преломлении внушение осуществляется через определенные приемы, предполагающие некритическое восприятие сообщаемой информации:

    обращение к аудитории сопровождается ясными и логическими выводами (К. Ховленд и У. Мендэллом доказали неоспоримые преимущества определенности и точности позиции автора сообщения в сравнении с теми случаями, когда к заключениям и выводам должен приходить сам зритель);

    повторения сообщения через временные интервалы, при этом особенно эффективны повторения с вариациями;

    сообщения, которые аппеллируют к сопереживанию и участию зрителей;

    прямая или косвенная ссылки на согласие большинства или же на "лидеров мнений", т.е. известных личностей, общественных деятелей.

    Приемы внушения придают сознанию реципиента навязчивый характер, представляющий собой совокупность внушенных установок. Они характеризуются состоянием внутренней готовности человека действовать вполне определенным образом в ответ на самые различные проявления окружающей среды, воздействующей на субъекта. На телевидении довольно часто встречаются как прямое, так и косвенное внушения. Прямое внушение использует специальные словесные формулы, внедряющиеся в психическую сферу внушаемого и становящиеся активными элементами его сознания. Характерными примерами этого вида внушения являются телевизионные сеансы, проводимые А. Кашпировским и А. Чумаком. Косвенное внушение включается в сообщаемую информацию в скрытом, замаскированном виде и характеризуется незаметностью, непроизвольностью его усвоения. Пример такого вида внушения - используемый в практике телевидения эффект "25-го кадра", встроенного в контекст сообщения, зрительно не воспринимаемого, но при этом содержащего внушаемую информацию.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.