МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Языковые стилистические особенности жанра "Заметка"

    Языковые стилистические особенности жанра "Заметка"

    АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

    Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Костромской государственный университет имени Н. А. Некрасова»











    Курсовая работа по дисциплине «Стилистика и литературное редактирование»

    «Языковые стилистические особенности жанра «Заметка»

    (на примере газеты «Северная правда» 2007 год)


    Выполнила:

    студентка 3-го курса

    филологического факультета

    отделения журналистики

    Шашина Вера Александровна

    Научный руководитель:

    старший преподаватель

    кафедры русского языка

    Блинова Елена Вячеславовна


    Кострома 2009

    Оглавление

    Введение

    Глава 1. Особенности публицистического стиля

    1.1 Общая характеристика публицистического стиля

    1.2 Заметка как один из жанров публицистического стиля

    Глава 2. Языковые стилистические особенности жанра «заметка» на примере публикаций газеты «Северная правда»

    2.1 «В Костроме посадили насильника-педофила»

    2.2 «Два колеса опасней, чем четыре»

    2.3 «Антидурь»

    2.4 «Как переносить жару»

    2.5 «В ожидании урожая»

    2.6 «Текстильщик» удивляет»

    Заключение

    Список литературы

    Приложение


    Введение


    В мире происходит много событий, и задача журналистов - дать читателям наиболее полную картину происходящего. Именно с помощью информации человек познает окружающий мир, получает необходимые знания, что-то меняет в обществе.

    Любая информация должна быть представлена в определенной форме. Исходным информационным жанром считают заметку. Это короткое сообщение о каком-то актуальном происшествии или событии. Более детальное описание характерно для информационной корреспонденции, к которой относится жанр заметка.

    На страницах современной периодической печати можно встретить множество видов заметок. Наиболее распространенные из них – это событийная заметка, заметка-анонс, мини-обозрение. У каждой из них свои языковые стилистические особенности.

    Актуальность данного исследования в том, что в наш современный век на людей обрушивается огромная масса информации, и задача заметки – ввести читателя в курс дела. Правильно ли потребитель воспримет информацию, зависит от правильного построения материала, а именно от стилистической грамотности журналиста.

    Новизна исследования заключается в том, что впервые рассматриваются языковые стилистические особенности жанра «заметка» на примере костромской областной газеты «Северная правда». Также впервые подробно рассматриваются различные виды заметок.

    Цель данной курсовой работы - определить языковые стилистические особенности жанра «заметка».

    Для достижения намеченной цели ставились задачи:

    ·  Определить особенности публицистического стиля и жанра «заметка»;

    ·  Дать определение понятию – заметка;

    ·  Рассмотреть виды исследуемого жанра;

    ·   Проанализировать языковые стилистические особенности жанра «заметка»;

    ·  Подробно рассмотреть тексты заметок на примере материалов газеты «Северная правда» за 2007 год издания.

    Объектом исследования являются материалы костромской региональной газеты «Северная правда» за 2007 год.

    Предметом данного исследования являются заметки (6 штук).

    Данная работа состоит из введения, двух глав и заключения. Во введении - заявлены цель и задачи работы, определены новизна и актуальность исследования. В первой главе, состоящей из двух параграфов, дается характеристика публицистического стиля и жанра «заметка» как одного из жанров публицистического стиля. Во второй главе на примере публикаций газеты «Северная правда» (2007г.), подробно проанализированы информационные тексты и выявлены основные языковые и стилистические особенности жанра «заметка». В заключении работы дано определение понятию «заметка» и выделены основные языковые и стилистические особенности исследуемого жанра.

    Данная исследовательская работа может применяться на занятиях по дисциплинам «Стилистика и литературное редактирование» и «Основы творческой деятельности журналиста», а также может послужить базой для написания других исследовательских работ.

    особенность публицистика стиль жанр заметка



    Глава 1. Особенности публицистического стиля

    1.1 Общая характеристика публицистического стиля

    Существует достаточно много определений понятия «стиль». Если сопоставить эти определения, то можно выделить общие положения: стиль – это: 1) разновидность литературного языка, 2) которая функционирует (действует) в определенной сфере общественной деятельности, 3) для чего использует определенные для данного стиля особенности построения текста и языковые средства выражения содержания. Иными словами, стили – это основные наиболее крупные речевые разновидности.

    На формирование и функционирование стилей влияют разные факторы. Так как стиль существует в речи, то на его формирование оказывают воздействие факторы (условия), которые связаны с жизнью самого общества. Эти факторы называют внеязыковыми или экстралингвистическими. Выделяют следующие факторы:

    ·        Сфера общественной деятельности: наука, право, политика, искусство, бытовая сфера;

    ·        Форма речи: письменная или устная;

    ·        Вид речи: монолог, диалог, полилог;

    ·        Способ коммуникации: общественный или личный (все функциональные стили, кроме разговорного, относятся к общественной коммуникации);

    ·        Жанр речи: в частности для публицистического стиля – заметка, статья, репортаж и т.д.;

    ·        Функции общения.

    В каждом стиле реализуются все функции языка (общение, сообщение, воздействие и т.д.), но ведущей является одна. Например, для научного стиля это сообщение, для публицистического - воздействие. На основании перечисленных факторов традиционно выделяют следующие стили русского языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный и художественный.

    Рассмотрим подробнее публицистический стиль.

    Публицистический стиль свойственен политической сфере деятельности общества, функционирует в письменной и устной формах, проявляется как в монологе, так и в диалоге и полилоге (дискуссии), является общественным способом коммуникации.

    Цель публицистических текстов – информировать граждан о событиях в стране и в мире, а также формировать общественное мнение. Особенностью публицистического стиля является сочетание стандарта (устойчивых языковых форм выражения) и экспрессии (языковых средств, которые оказывают воздействие на эмоции читателя).

    Публицистический стиль представлен разнообразными жанрами, которые имеют разные задачи в процессе общения и функционируют в разных условиях. Так, к публицистическим жанрам относятся газетные политические информации, передовые статьи, заметки, фельетоны, памфлеты, лирико-публицистические статьи, а также лозунги, призывы, обращения к гражданам страны, рецензии на фильмы и спектакли, сатирические заметки, очерки, обзоры, то есть все жанры массовой коммуникации (язык газет, журналов, теле- и радиопередач), а также устная форма речи – публичные выступления на общественно-политические темы. В связи с многообразием жанров характеристика публицистического стиля вызывает немало трудностей.

    Следует иметь в виду, что публицистический стиль, как и все другие стили, – явление историческое и подвергается изменениям, но в нем сильнее, чем в других стилях, заметны изменения, которые обусловлены социально-политическими процессами в обществе. Так, даже неспециалисту видны перемены в газетном современном стиле в сравнении, например, с языком газет начала века: исчезли открытая призывность, лозунговость, директивность газет, современные газеты стремятся хотя бы к внешней аргументированности изложения, полемичности публикаций. Однако характерные стилевые черты публицистики сохранились.

    Для публицистического стиля прежде всего характерно стремление к воздействию на читателя, слушателя. Итак, важнейшая черта публицистического стиля – его воздействующая функция, которую можно обозначить лингвистическим термином "экспрессивная функция". Эта функция публицистического стиля присуща всем его жанрам в любых социально-политических условиях.

    Характерной чертой данного стиля является также информативность изложения, связанная с популяризаторской функцией. Стремление сообщить нечто новое для читателя и слушателя обеспечивает успех публицистических жанров. Своеобразие функционирования публицистического жанра, например, в газетах, условия подготовки материала, разный уровень квалификации многочисленных корреспондентов способствует тому, что возникают стандартные языковые средства в текстах газет. Стандартность языковых средств порождается и повторяемостью, и тем, что поиски экспрессивных средств ограничены временем, а потому используются готовые формулы экспрессии.

    Таким образом, типичные черты публицистического стиля: стремление к воздействию на читателя – воздействующая функция; информативность; экспрессивность, обусловленная воздействующей функцией; наличие стандарта в выражении. Воздействующая функция публицистического стиля обусловливает экспрессивность этого стиля. Экспрессивность проявляется прежде всего в оценке событий, явлений. Оценочность выражается употреблением прилагательных, существительных, наречий со значением положительной или отрицательной оценки типа: замечательный, интереснейший, важный, достаточный, грандиозный, небывалый и т.п.. Оценочность выражается и использованием высокой книжной лексики: дерзание, Отчизна, Отечество, миссия, вдохновение, ратный подвиг и т.п.. С другой стороны, оценка выражается разговорной и даже просторечной лексикой, например: шумиха, оголтелые, отщепенцы и т.п.

    Острая, меткая, образная оценка выражается с помощью метафор, олицетворения, например: новости, спешат, забушевала весна, клевета и лицемерие ходят рядом.

    В публицистическом стиле активно используются иноязычные слова и элементы слов, в частности приставки а-, анти-, про-, нео-. ультра- (антиконституционный, ультраправые и др.). Именно благодаря средствам массовой информации в последнее время значительно пополнился активный словарь иноязычных слов, входящих в состав русского языка - приватизация, электорат, деноминация и другие. Оценка может выражаться и при помощи словообразовательных средств, например, суффиксы превосходной степени прилагательных, суффиксы оценки у существительных: высочайший, интереснейший, важнейший, групповщина, дедовщина, штурмовщина.

    Синтаксис газетно-публицистического стиля речи тоже имеет свои особенности, связанные с активным употреблением эмоционально- и экспрессивно- окрашенных конструкций: восклицательных и вопросительных предложений, предложений с обращением, риторических вопросов, повторов, расчлененных конструкций и др. Стремление к экспрессии обусловливает использование конструкций с разговорной окраской: частиц, междометий, инверсий, бессоюзных предложений, пропуск того или иного члена предложения и др. Часто оценка выражается уже в заголовках, поэтому к названию статей предъявляются требования выразительности, броскости. Экспрессивность выражается, таким образом, самыми разными языковыми средствами, в том числе и структурой предложения.

    Информативность публицистического стиля достигается:

    а) документально-фактологической манерой изложения с помощью употребления специальных терминов, специальной лексики, профессиональных слов;

    б) обобщенностью изложения, его аналитичностью;

    в) "нейтральностью" изложения, чему способствует неэкспрессивная лексика; употребляются сложные синтаксические конструкции, особенно с подчинительной связью.

    Характерной особенностью публицистического стиля является наличие особых газетных стандартов, особой газетной фразеологии, возникают газетные клише, например: внести огромный вклад, работать с огоньком, свято чтить, приумножать боевые традиции, общечеловеческие ценности и т.п..

    Публицистический стиль использует языковые средства разных стилей, однако основные стилевые черты публицистического стиля выделяются очень четко, и публицистический стиль представляет собой особое явление, сочетая такие черты, как экспрессивность и стандарт, информативность и популяризаторство.

    1.2 Заметка как один из жанров публицистического стиля

    Тексты, относящиеся к информационным жанрам публицистического стиля, в количественном отношении составляют основную часть информационного потока. В периодической печати, как и в средствах массовой информации в целом, такого рода тексты выступают основными носителями оперативной информации, позволяющей аудитории осуществлять своего рода постоянный мониторинг наиболее значимых, интересных событий в той или иной сфере действительности. Всесторонности, полноте этого мониторинга способствует жанровое разнообразие информационных сообщений, которое и становится предметом рассмотрения в данной части работы.

    Заметка представляет собой минимальный газетный текст с развивающейся главной мыслью, предназначенный для оперативного сообщения. Это жанр, который обязательно основывается на реальных фактах и содержит новую, актуальную информацию.

    Отличаясь небольшим объемом, заметка требует лаконичного, четкого изложения материала.

    Экстралингвистическими стилеобразующими признаками данного жанра являются: наличие факта, новизна информации, социальная значимость сообщаемого, оперативность.

    Факт – это единичное событие (явление), для которого характерны определенные время, место, конкретный предмет речи. Поэтому любая заметка отвечает на 3 вопроса: что? где? когда? При этом в тексте фиксируется единичность события.

    На особенности коммуникативной ситуации, в которой автор реализует свое намерение, влияют экстралингвистические факторы:

    ·  содержание сообщения является центральным компонентом коммуникативной ситуации;

    ·  частая повторяемость ситуации обусловливает однотипность структуры заметки;

    ·  автор выступает как официальное лицо;

    ·  адресат мыслится предельно обобщенно;

    ·  авторская оценка отсутствует.

    Лингвистическими особенностями заметки является использование нейтральной лексики, наличие стандартных высокоинформативных элементов, имен собственных, числительных, специальных слов, терминологии; характерно использование предложений с однородными членами, с обособленными членами предложения.

    На лексическом уровне для заметки характерна нейтральная, межстилевая лексика, а также терминологическая лексика, наличие которой обусловлено темой. Широкое употребление терминов оправдано функционально: они придают заметке нужную точность и ясность изложения. Кроме того, с использованием терминологии связан и определенный стилистический колорит – строгость и точность, выдержанность и лаконизм речи.

    Например, в заметке о новом фильме «Антидурь» употреблены специальные слова: кино-процесс, психиатрический триллер, лирическая ретро-комедия и др. В заметке об Ивановском футбольном клубе - зона вылета, дивизион, премьер-лига, гол, пенальти, матч и др.

    Как можно заметить, употребление слов-терминов диктует тема. При этом журналист должен разбираться в той области, о которой пишет, или досконально выявить значение тех слов, без которых невозможно раскрытие темы.

    Официальность заметки создается словами официально-делового стиля, канцеляризмами: прибыть, отбыть, визит, пребывание, заявление и т.д.

    Возможно, данный пласт лексики делает язык заметки сухим, но именно он способствует лаконичности и точности передачи информации.

    Характерно для заметки употребление слов с публицистической окраской. В этом значении слова используются только в газете: давление, активность (людей), выдать (выдать на гора), голос (голос коммунистов), отец (отец космонавтики), братский и др.

    Несмотря на оперативность и подчас жесткость информации, в заметке могут употребляться слова, придающие информации эмоциональность. В плане употребления эмоционально окрашенной лексики характерна строгая закрепленность слов за определенными контекстами, дифференциация лексики по качеству окраски – положительной или отрицательной (положительный – негативный, эффективный – бесперспективный).

    Особенностью экспрессивной лексики является стандартизированный характер ее употребления. Например, слово «путь» в переносном значении чаще всего употребляется в таких словосочетаниях, как путь возникновения, путь преодоления, путь демократии, путь мира, путь войны.

    Для выражения эмоциональной оценки служит просторечная и разговорная лексика (подстегнуть, неймется, взвинтить). Иногда подобные слова используются уже в заголовках заметок: «Автомобиль рванет, как пробка из бутылки»; в самих текстах: «26 декабря около 16 часов трое неизвестных молодчиков напялили на головы черные шапочки с черными прорезями для глаз и обманным путем вошли в квартиру».

    Исследователи данного жанра выделяют группу эпитетов, имеющих закрепленный за этим жанром характер: горячий прием, впечатляющие события, бескрайние просторы и др.

    Достаточно часто журналист, создавая текст в этом жанре, пользуется фразеологизмами. Заметка вообще включает в себя большое количество устойчивых оборотов, в том числе и фразеологию разных стилей. Как правило, фразеологизмы лишены экспрессивной окраски. К группе фразеологизмов и клише, наиболее часто используемых в этом жанре, относятся: работники ароматных плантаций, мастера цирка, путь мира, на подъеме, по поводу, полная победа, приступил к созданию, сообщить о случившемся и др. Для чего же используются фразеологизмы в заметке? Безусловно, для более емкого и при этом краткого выражения мысли автора.

    Итак, заметка иногда может наполовину состоять из устойчивых оборотов, по отношению к ней невозможно говорить об индивидуальном стиле автора. Но это не исключает элемента творчества. Наряду с необходимостью владеть фразеологией, клише, существует возможность варьирования и комбинирования речевых форм.

    Как избежать штампов в информации? М.И. Шостак советует: «В начале сообщения важно избегать самых распространенных в журналистике, избитых слов. Например, если в голову лезет унылое: Завершено строительство магистрали на участке... – надо зачеркивать и писать: первый поезд прошел... Необходимо подбирать возможно более конкретные слова и выражения. (Вместо, по-видимому, неполадки в системе электросети... – Простой разрыв проводов...)» [13; 17]

    Если понаблюдать за теми частями речи, которые преимущественно используются в заметках, то можно отметить преобладание именных частей речи, особенно существительных.

    Достаточно распространены в заметках глаголы и глагольные формы. Среди существительных особенно употребительны имена собственные. Именно они усиливают достоверность факта, отвечая на вопросы: Кто? Где? Когда? Достаточно часто употребляются отглагольные существительные. Может быть и много числительных, выполняющих ту же функцию, что и имена собственные.

    На синтаксическом уровне для заметки характерно использование вводных и вставных конструкций, имеющих назначение представить обстановку, обстоятельства действия; деепричастных и причастных оборотов, конструкций с отглагольными существительными. Чаще всего в заметке можно обнаружить сложные предложения, что подчеркивает стремление вместить значительный объем информации в небольшую по объему форму, но синтаксический строй обязательно прозрачен, ясен. Этому помогает использование однотипных структур.

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.