Язык современного телевидения: технологии или творчество
Язык современного телевидения: технологии или творчество
Введение
Актуальность
исследования
Средства массовой
информации сегодня – это важнейшая часть общества. Они обладают множеством функций,
формируя стереотипы и идеалы у людей. Телевидение – наиболее эффективное СМИ, потому
как обладает рядом особенностей по сравнению с печатными и радио СМИ. Главное отличие
– это сочетание звука и движущейся картинки. Этот вид СМИ воздействует на наибольшую
аудиторию, охватывая людей «от мала до велика». Телевидение, это прежде всего технология,
открытие науки, которое появилась век назад и приобрело бешенную популярность к
сегодняшнему дню, а потом это труд многих творческих людей, которые усовершенствовали
эту технологию, создавая язык современного телевидения и технологию его использования.
Таким образом, на сегодняшний день, вопрос о том, является ли язык современного
телевидения, воздействующий на огромные массы людей технологией отработанной годами
или все же творческим идеалообразующим и воспитывающим явлением, очень актуален.
Степень изученности
Авторов, которые
занимались вопросами связанными с языком современного телевидения много и их можно
разделить на несколько групп:
1.
Авторы рассматривающие техническую составляющую телевидения. Ими было
разобран процесс от механизма съемки до восприятия изображения человеческим глазом.
Этим вопросом занимались такие авторы как, например, Катунин в труде «Телекоммуникационные
сети и радиосвязь», Быков и Джакони в одноименных трудах «Телевидение» излагают
теорию работы современных телевизионных устройств и систем. Рассмотрены вопросы
классификации изображений, механизмы зрительного восприятия, пространственная и
временная фильтрация сигналов изображений, физические процессы в фотоэлектрических
преобразователях, временное преобразование и цифровая обработка сигналов изображения,
современные методы синхронизации, видеозаписи и воспроизведения изображений, применение
телевидения в народном хозяйстве; Смирнов А.В. «Цифровое телевидение. От теории
к практике» Излагает основные принципы построения систем цифрового телевидения и
телевизионных приемников для таких систем. Рассматривает действующие стандарты цифрового
представления телевизионных сигналов и методы их цифровой обработки. Описывает методы
сжатия телевизионных сигналов и сигналов звукового сопровождения по стандартам JPEG,
MPEG-1, MPEG-2, MPEG-4 и др. Приводит сведения о помехоустойчивом кодировании в
системах цифрового телевидения и об используемых методах передачи сигналов цифрового
телевидения по радиоканалам. Большое внимание уделено стандартам телевизионного
вещания DVB, используемым в Европе. Дан обзор интегральных микросхем для приемников
цифрового телевидения, выпускаемых ведущими в этой области фирмами. Подробно описаны
структура, принципиальные схемы и работа одного из наиболее современных цифровых
телевизоров; в справочнике «Развитие техники ТВ-вещания в
России» приведены основные факты и события из истории
становления и развития техники ТВ-вещания в России, в основном, в Москве и Ленинграде
(С.-Петербурге). Значительное место занимают вопросы разработки отечественной техники
ТВ-вещания. Указаны основные научно-исследовательские институты и научно-производственные
объединения - разработчики оборудования ТВ-вещания. Приведены наиболее известные
научные труды и изобретения в этой области, а также учебные пособия для вузов и
техникумов. Представлены наименования основополагающих ГОСТов и ОСТов на передающее
оборудование, перечислены научно-технические и информационно-технические издания
периодической литературы в области ТВ-техники. О наиболее известных ученых и специалистах
приведены краткие биографические сведения; В учебном пособии «Телевидение. Теория
и практика» Егоров В.В. весь материал предлагаемого учебного пособия условно разделил на два
раздела: в первом рассматриваются внешние связи телевидения, его взаимодействие
с другими видами информации и искусством, во втором – закономерности "внутреннего"
развития телевидения. Учебное пособие обобщает и анализирует опыт телевидения на
первом этапе его развития.
2.
Авторы писавшие по вопросу технологии НЛП
на телевидении. Такие как , например, Андреева А.А. в «Хрестоматии по НЛП в журналистике»
рассказывает об использовании НЛП журналистом, способах воздействия и поведения,
приемах на ТВ, в печати и на радио; О.П. Березкина «Социально-психологическое воздействие
СМИ» в учебном пособии объясняет механизмы воздействия СМИ на формирование массового
сознания и поведения, рассматривает функции СМИ, показывает их манипулятивная роль
в обществе. Подробно проанализировала воздействие таких каналов массовой коммуникации,
как газеты, радио, телевидение, кино, Интернет. Рассматривает тенденции раз вития
влияния СМИ на общество: Ричард Харрис в учебном пособии «Психология массовых коммуникаций»
рассматривает очень подробно связь между массовыми коммуникациями и НЛП, способы
воздействия, манипуляцию, информационные войны, способы обезопасить себя от влияния
НЛП.; Д.Я. Райгородский в учебном пособии «Психология и психоанализ рекламы. Личностно-ориентированный
подход» в сборном виде собраны статьи различных авторов рассматривающих приемы рекламы
на телевидении и других СМИ, построение рекламой образов и архетипов, работа с эмоциями
зрителей и т.д.;
3.
Авторы, рассматривающие создания телевизионного
произведения. Это чаще всего практики. Они рассказывают об основах монтажа, съемки,
правилах и технологиях практической работы над изображением : Соколов «Монтаж. Телевидение,
кино, видео» Книга представляет собой три раздела: организация творческого процесса
монтажа, внутрикадровый монтаж, монтаж звука и звукозрительный монтаж.; Князев «Основы
тележурналистики и телерепортажа» рассказывает о правилах съемки, поведение журналиста
в кадре, обязанностях оператора и т.д.; Михалкович В.И. в учебном пособии «Основы
телевидения» раскрывает как теоретическую часть телевидения, так и практическую
– работу режиссера, оператора, продюсера и т.д., осознание ими смысла, целей, механизмов
этой деятельности. Отличие телевидения от других видов искусств;
4.
Авторы, рассматривающие язык телевидения
как идеалообразующий и авторы выделяющие творческую составляющую ТВ. А.П. Свободин
"Откровения телевидения" Авторы книги выбрали из огромного числа телевизионных передач десять
таких, которые явились в свое время подлинными открытиями, обогатили наше искусство.
Они не только рассказали об их передачах, но и предложили тем, кто их сделал, раскрыть
«как это делается»; Учебник «Основы творческой деятельности журналиста» Корконосенко С.Г. В этом учебнике рассматриваются основные темы базового
профессионального курса по специальности «Журналистика». Дана характеристика профессиональной
квалификации современного работника СМИ, методов и форм его деятельности, отражения
действительности в тексте, правовой и этической культуры журналиста. Анализируется
роль технологического фактора в практике редакций; Олешко В.Ф. «Журналистика как
творчество» В книге обобщен
и систематизирован опыт успешной творческой деятельности, как отдельных журналистов,
так и средств массовой информации в целом. Автор на конкретных примерах доказывает,
что к числу важнейших задач отечественной теории и практики журналистики относится
разработка принципов и технологий организации диалогового взаимодействия СМИ и аудитории.
Можно ли поверить исследовательской «алгеброй» гармонию индивидуального журналистского
творчества? Можно ли не только предвосхитить реакцию аудитории на те или иные произведения,
но и превратить ее с помощью каких–то приемов и технологий в «информационного зомби»,
и как противостоять этому?
Цели и задачи исследования
Научиться анализировать
научно-методическую литературу по проблеме языка современного телевидения, обобщать
прочитанное, делать собственные выводы относительно изучаемой темы.
Для реализации
поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- Изучить различные
технологии на телевидении.
- Изучить творчество
как часть языка телевидения
- Рассмотреть
специфику их взаимодействия
- Провести исследования
взаимосвязи творческой и технической составляющей языка телевидения
Объект
исследования: Телевидение как средство массовой
коммуникации.
Предмет
исследования: Творческий и технический аспекты
языка современного телевидения.
Методологические
основы исследования:
- Исследование
и систематизация научной литературы по данному вопросу;
- Исследование
теории массовых коммуникаций
- -Обобщение
и анализ информации. Вывод заключения.
Новизна
исследования.
Существует множество
исследований в области телевидения, потому что телевидение на сегодняшний день наиболее
эффективное СМИ. В работе рассмотрена проблема взаимодействия творческой и технической
составляющей как синтез. Объяснена зависимость этих компонентов друг от друга и
их взаимовлияние.
Гипотеза
исследования.
Язык телевидения
формируют две составляющие : техническая и творческая. Гипотезой является доказательство
синтеза этих составляющих и взаимодополнения их в процессе формирования языка современного
телевидения.
Теоретическая
и практическая значимость
Работа – обощающий
труд по проблеме формирования языка телевидения и проблеме взаимодействия в нем
технологий и творчества. Может применятся студентами вузов по специальности «Реклама»
и «Связи с общественностью»
1.
Язык телевидения, как средство
современных массовых коммуникаций
1.1 Функции
телевидения в системе массовых коммуникаций
Телевидение многофункционально. Его функции основаны на специфики телевидения как средства массовой коммуникации.
Рассмотрим функции
подробнее:
Информационная
функция
Назначение всех
средств массовой информации – удовлетворение информационных потребностей человека,
общества, государства. Это относится и к телевидению, которое отличается лишь тем,
что способно распространять информацию полнее, быстрее, достовернее и эмоционально
более насыщенно, по сравнению с радио или печатными СМИ. Говоря об информационной
функции телевидения, необходимо, вероятно, ограничиться узким и конкретным толкованием
самого понятия «информация». Регулярное получение людьми экономической, политической,
социальной и культурной информации в современном мире стало нормой жизни. Отсюда
проистекает тот факт, что информационные программы являются опорными точками сетки
вещания любой телекомпании, а все остальные передачи располагаются в интервалах
между выпусками новостей. Стремление отражать ненормативные явления в жизни общества
можно считать таким «индикатором», «болевым ощущением» социума. Эту информативную
функцию и выполняют телевизионные выпуски новостей. Это общемировая практика, которая
не допускает подмены информации агитацией. Другое дело – найти необходимую тональность
для сообщений о катастрофах и войнах. Мировой стандарт, проверенный десятилетиями:
выпуск новостей, невзирая на обилие новостей плохих, не должен оставлять у зрителей
настроения подавленности и безысходности. Все хорошо в меру. Для оперативного освещения
событий такого рода, о которых, естественно, ничего не известно заранее, необходимы
три условия: профессионализм сотрудников, техническая оснащенность телекомпании
и высокий уровень организованности.
Культурно-просветительская
функция
Любая телепередача
в какой-то мере приобщает человека к культуре. Даже информационные программы демонстрируют
зрителю участников событий, ведущих, их стиль общения, степень грамотности и т.д.
Все это влияет на зрительские установки и напрямую, и как отрицательный пример.
В большей степени эталонно воспринимаются ведущие программ. Этот факт, кстати, был
и остается поводом для тревоги телевизионных критиков, так как появление множества
телеканалов разного уровня породило, в свою очередь, обилие малокультурных и недостаточно
грамотных ведущих. Естественно, что культурно-просветительскую функцию ТВ выполняет
трансляция любых культурных мероприятий: спектаклей, концертов, кино- и телефильмов.
Говоря о приобщении аудитории к искусству посредством телевидения, нельзя, конечно,
не отметить некую «неполноценность» такого знакомства с прекрасным, однако, следует
признать: для огромного множества людей это едва ли не единственная возможность
познакомиться с теми или иными произведениями искусства. В культурно-просветительских
программах очень часто присутствует элемент дидактики, назидательности. Задача авторов
– сделать его ненавязчивым, предельно деликатным.
Интегративная
функция
СМИ поддерживают
нормальное функционирование общества, на которое они распространяются, вещатель
должен сознательно работать на укрепление этого чувства сопричастности каждого ко
всем
Социально-педагогическая
или управленческая функция
Выполнение этой
функции предполагает прямую вовлеченность в ту или иную систему воздействия на население,
на пропаганду определенного образа жизни с соответствующим набором политических,
моральных и духовных ценностей. Степень этой вовлеченности и мера воздействия ТВ
на аудиторию в плоскости выполнения этой функции зависят от той системы, в которой
действует данное телевизионное СМИ. Если под системой подразумевается государство,
то от характера данного государства, степени его демократичности и т.д. Впрочем,
даже в самых демократических государствах телевидение в значительной части своих
программ служит проводником государственной политики. Наиболее очевидно управленческая
функция ТВ может быть реализована в информационных и других общественно-политических
программах. О ТВ говорят как о средстве контроля народа за действиями властей (говоря
языком телевизионной терминологии - аудитории за системой).
Управленческая
функция телевидения (как и любого другого СМИ) не обязательно действует в схеме
«государство – СМИ – народ». Телевизионным средством массовой информации могут управлять
те или иные партийные, финансово-олигархические, региональные и т.п. группировки.
Организаторская
функция
ТВ иногда само
становится инициатором той или иной общественной акции
Образовательная
функция
К собственно
журналистике отношения эта функция практически не имеет. Под образовательной функцией
ТВ понимается трансляция учебных циклов в помощь людям, получающим то или иное образование
(например, дидактические передачи для изучающих языки, для поступающих в вузы и
т.д.).
Рекреативная
функция
Также мало связана
с журналистикой. Рекреация - это отдых, расслабление, восстановление сил. Журналисты
могут принимать участие в создании развлекательных программ рекреативной направленности
в качестве редакторов, ведущих.
Для реализации
данных функций телевидение, как средство массовой коммуникации использует как технологии
связанные с прогрессом техники как таковым, так и технологии связанные с областью
психологии.
1.2Техологии
как средство реализации языка телевидения
1.2.1
Влияние научно-технического прогресса на язык телевидения
Каждое сообщение,
которое получит телезритель обрабатывается при помощи техники различными специалистами.
Телерадио передачи готовятся совместными усилиями сценариста, режиссера, оператора,
звукорежиссера и звукооператора, ассистента режиссера, художника, музыкального оформителя
и т. д.
О научно-техническом
потенциале в мире, стране можно судить и по тому, насколько эффективно работает
оборудование, призванное обслуживать журналистику, как развиты типографии и полиграфические
комплексы, технические телецентры и радиостанции. Каждое крупное открытие или изобретение,
будь то линотип или фотонабор, лазер или компьютер, качественно меняло технику и
технологию средств массовой информации.[1]
Телевидение,
как и любое средство массовой информации (как печать — площадью газетного номера),
ограничено временными рамками, структурой программ. Предварительный контур общей
структуры телевидения называют сеткой вещания. Сетка, с которой соотносятся тематические
планы, отражает уровень организационной деятельности телестудии и учитывает жанры,
тематику и время выступлений, временную ритмичность, адресность, состав аудитории,
координацию с другими телестудиями. Оперируя временем, телестудия верстает отдельные
передачи. Программная телевизионная верстка — это важный метод организации вещания
с целью воздействия на телезрителя. Планы телестудии реализуются в павильонных или
натурных съемках.
Одной из основных
составляющих телевидения является техническая, которая заканчивается зрительным
восприятием человеческого глаза, поэтому для рационального построения ТВ систем
необходимо учитывать свойства и характеристики зрения.
Зрительная система
состоит из приемника светового излучения - глаза, нервных волокон, преобразующих
и передающих зрительную информацию в мозг человека и зрительных участков коры головного
мозга, в которых происходит расшифровка информации и формирования зрительного образа.
Важнейшей характеристикой
зрения, определяемой структурой сетчатки глаза, является разрешающая способность,
т.е. способность глаза различать мелкие детали. Ограниченная величина разрешающей
способности глаза позволяет воспроизводить конечное число элементов в ТВ изображениях.
Глаз человека обладает инерционностью, т.е. способностью сохранять зрительное ощущение
в течение некоторого времени после прекращения его воздействия. Инерционность зрения
используется для получения слитного восприятия движения при последовательной передаче
неподвижных изображений . Этот принцип используется в ТВ. Слитность движения наступает
при передаче 16-20 изображений в секунду, однако при этом глаз ощущает еще мелькания
яркости при смене изображений. С увеличением частоты смен изображений мелькания
яркости уменьшаются, а затем становятся незаметными. ТВ изображение должно воспроизводить
яркость всех цветов в соответствии со спектральной чувствительностью глаза. На сетчатке
глаза экспериментально установлено наличие трех разных видов колбочек с различной
спектральной чувствительностью. Колбочки одного вида в большей степени чувствительны
к красному цвету другого к зеленому, а третьи к синему. Поэтому изолированное возбуждение
одного цвета колбочек дает насыщенное ощущение красного цвета, другого - насыщенного
зеленого, а третьи – насыщенного синего. В действительности свет независимо от длины
волны действует на все три вида колбочек одновременно. Однако в зависимости от длины
волны колбочки возбуждаются различно, и цветовое ощущение определяется степенью
возбуждения каждого вида колбочек. При этом абсолютные значения уровней трех возбуждений
создают ощущение яркости, а их соотношение – ощущение цветности.
Таким образом
сам человеческий глаз является важной частью механизма телевизионного воздействия.
ТВ система представляет
собой совокупность оптических, электронных и радиотехнических устройств, используемых
для передачи на расстоянии движущихся изображений.
Передача изображений
осуществляется электрическим способом, т.е. оптическое изображение в начале передачи
преобразуется в электрический сигнал, передаваемый по каналу связи, который затем
вместе приема вновь преобразуется в оптическое изображение.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|