МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Язык современного телевидения: технологии или творчество


    1.2.2 Технологии НЛП как часть языка телевидения

    Телевидение, как одно из средств массовой информации, является наиболее массовым из СМИ, охватывая и те слои населения, которые остаются за рамками влияния других СМИ. Эта способность телевидения объясняется его спецификой как средства создания, передачи и восприятия информации. Во-первых, эта специфика заключается в способности электромагнитных колебаний, несущих телевизионный сигнал, проникать в любую точку пространства в зоне действия передатчика. С появлением спутникового телевидения последнее ограничение отпало, еще более усилив позиции ТВ. Во-вторых, специфика ТВ (в отличие от радио) в его экранности, то есть, в передаче информации посредством движущегося изображения, сопровождаемого звуком. Именно экранность обеспечивает непосредственно-чувственное восприятие телевизионных образов, а значит и их доступность для самой широкой аудитории. В отличие, например, от радио, телевизионная информация доносится до зрителя в двух плоскостях: вербальной (словесной) и невербальной, зрительной. Звукозрительный характер телевизионной коммуникации усиливается персонификацией информации, телевидение в большом числе случаев подразумевает личностные контакты автора или ведущего и участников передачи с аудиторией. Персонификация телеинформации уже давно утвердилась во всем мире как принцип вещания, как сущностное отличие телевизионной журналистики от других ее родов. В третьих, телевидение способно сообщить в звукозрительной форме о действии в момент его свершения. Одновременность события и его отображения на телевизионном экране (симультантность) является едва ли не самым уникальным свойством телевидения.

    Симультантность присутствует в телевизионных передачах не постоянно, однако, имеет большое значение для психологии зрительского восприятия, как бы напоминая о достоверности действия, происходящего на экране. Симультантность, создающая эффект присутствия зрителя на месте событий, придает, как уже отмечалось выше, телевизионному сообщению особую достоверность, документальность, реалистичность, что обеспечивает исключительность в решении информационных задач телевидением как одной из разновидностей СМИ. Именно от этих специфических свойств телевидения зависят, в свою очередь, многие функциональные, структурные, выразительные, эстетические особенности и возможности телевидения, занявшего по мере развития и совершенствования своей технической базы особое место в системе средств массовой коммуникации.

    Самые яркие примеры использования данного раздела психологии на телевидении – это реклама. Именно в ней в наибольшей степени проявляются приемы, которые при помощи особенностей телевидения воздействую на человека для достижения определенной цели. Если в прессе реклама строится на аргументации и убеждении, то на телевидении мы наблюдаем эффект внушения, или суггестии. Это процесс воздействия на психику человека, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии внушаемого содержания, не требующий ни развернутого логического анализа, ни оценки. Сила воздействия зависит от наглядности, доступности, образности и лаконичности информации. Эффект возрастает, если внушаемое соответствует потребностям и интересам телезрителей.

    Феномен внушения связан с рядом факторов. Во-первых, это свойства суггестора — того, кто внушает: высокий социальный статус и рейтинг, интеллектуальное и характерологическое превосходство, уверенность, мужественность, оптимизм, обаяние, эрудиция, остроумие. Во-вторых, свойства суггерента — человека, на которого нацелено внушение: неуверенность, тревожность, робость, низкая самооценка, чувство собственной неполноценности, повышенная эмоциональность, впечатлительность, слабость логического анализа, недостаточные осведомленность и компетентность — все это облегчает внушение. В-третьих, отношения между суггестором и сугтерентом — доверие, авторитет, зависимость — существенные факторы, пока слабо проработанные в социальной психологии. В-четвертых, способ конструирования рекламного сообщения — сюжета, композиции, логических и эмоциональных компонентов. Способы находят самые разные. Можно показать один или несколько персонажей, использующих товар в привычной для них обстановке ; сделать акцент на том, что рекламируемый товар вписывается в определенный образ жизни; продемонстрировать технический и профессиональный опыт фирмы; дать свидетельство, отзыв потребителей, вызывающих симпатию телезрителей ; использовать данные научного характера; вокруг товара можно создать образ красоты, любви, безмятежности: на создание такого настроения рассчитана реклама парфюмерии. Одно из средств суггестии — музыка. Первые аккорды музыкальной заставки в рекламе должны уже привлекать зрителя. Более всего запоминается веселая, игривая музыка, положительно воздействует и классическая, например композиции Моцарта или фуги Баха. Почти каждый телеролик снабжен музыкальным фоном. Сочетание речи и музыки играет психологическую роль «фигуры и фона» в рекламе. Фигуру трудно запомнить без этого фона, который легко усвояем и ассоциируется с показанным товаром. Довольно часто телереклама строится в таком жанре, как мюзикл: рекламные персонажи поют песню о товаре и танцуют.

    «В последнее время стали широко использоваться возможности компьютерной техники и анимации (мультипликации), разного рода трюки. Так, с поверхности стола «вытягиваются» в единую форму подушечки жевательной резинки или на пустом месте «вылепливается» сантехника . Вся эта реклама строится с учетом стремления телезрителей к необычному, фантастическому. Как отмечал Зигмунд Фрейд, «человек и взрослый остается ребенком, но на высшей стадии развития»

    Нужный отклик у телезрителей может вызвать и речь на телевидении. Мягкость и сила голоса, богатство интонационных характеристик, паузы, использование эффекта неожиданности — все это приметы речевой динамики, призванной придать сообщению убедительность. К динамике следует отнести скорость, или темп речи. У людей повышенного интеллекта он выше, однако, нельзя забывать, что телезрители должны усвоить услышанное. Много значит и окраска голоса, или тембр речи: за кадром выигрышнее мужской голос — баритон, низкий, «бархатный», тогда как тенор вызывает удивление.

    Мимика и жесты, если они адекватны ситуации, воспринимаются как эмоциональная вовлеченность, заинтересованность, что способствует формированию доверия и положительного отношения: поднятый кверху большой палец руки персонажа — как знак одобрения и т.д. Наконец, в телерекламе весьма важную роль играют изображение и цвет. Психофизиологи установили, что движение на экране слева направо воспринимается легче и благоприятнее, нежели справа налево. Движение по диагонали — из левого нижнего угла в правый верхний ассоциируется с преодолением, достижением чего-то значимого. Обратное движение воспринимается как потеря неких позиций. Движение по диагонали из правого нижнего угла в левый верхний и наоборот может вызвать смутные негативные ощущения. Частая смена кадров (от среднего звена к крупному) может возбудить отрицательные эмоции. Вертикальные или горизонтальные линии ассоциируются со спокойствием, ясностью и даже солидностью, а изогнутые — с изяществом и непринужденностью. Зигзагообразная линия передает впечатление резкого изменения, быстрого высвобождения энергии, концентрации силы (так всегда изображают молнию). Что же касается цвета, то его восприятие зависит от эмоционального состояния человека, пола, возраста и других факторов, однако и цвет формирует эмоции. Каждый цвет характеризуется определенной длиной цветовой волны. Самая длинная волна, воспринимается глазом, дает ощущение красного цвета, а самая короткая соответствует фиолетовому. Известно, что красный возбуждает; синий, зеленый и серый цвета действуют успокаивающе; черный, наоборот, угнетает, а желтый создает хорошее настроение. Голубой тормозит возбуждение, а розовый помогает быстрее выйти из состояния подавленности и психического угнетения. Цвет рождает ассоциации: зеленый – лето, овощи, фрукты; желтый- осень, хлеб, тепло; голубой и белый – зима, холод, лед. Полутона действуют выигрышнее по сравнению с резкими обозначениями цветовых границ. Но сочетание цветов, яркая, броская и насыщенная цветовая гамма на телеэкране в большей степени радует глаз.

    Исследования реакции телезрителей показывают, что чрезмерно броская и часто повторяющаяся подача рекламных новостей не ведет к повышению уровня информированности, а порой просто отвлекает от сути самого содержания. Более предпочтительным способом иллюстрирования рыночной информации являются компьютерная электронная графика и телетекст. Видеоманипулятор позволяет демонстрировать схему с движущимися элементами, графики со стрелками, мерцающими пунктирными линиями и т.д.

    Таким в какой-то мере мы разобрали все технологии, которые используются телевидением, от того как появляется картинка, до реакции на неё человека. Технологий очень много и без них не обходиться не один процесс на телевидении, само телевидение – это технология. Если так, то какое же значение занимает творчество в этом процессе?




    2.     Место творчества в системе языка телевидения


    Телевидение отличается от всех традиционных искусств. Как считает Михалкович , это отличие прежде всего связанно с незначительным по мнению многих фактом – телевидение построено на взглядах в камеру, а для традиционных искусств характерна условность и отстраненность происходящих событий от зрителя. Персонажи пьес, исполняемые актерами, живут своей жизнью и «не подозревают о существовании зрителя». Та же условность, по мнению Михалковича, реализована в живописи – зритель остается только зрителем без участия в процессе « эстетическая реальность развертывалась и эволюционировала безотносительно к нему». Теория кино, в свою очередь, и учитывала, и не учитывала этот феномен. Согласно Балашу, например, кинематограф принципиально отличен от всех иных видов творческой деятельности, ибо в них "произведение искусства отделено от эмпирической действительности не только рамкой картины, пьедесталом скульптуры или рампой сцены. Оно отделено от действительности по самой своей сущности, по своей замкнутой композиции и по своим особым закономерностям". Кино же, напротив, считал Балаш, создает у зрителя иллюзию, "что он находится внутри действия, в изображаемом пространстве фильма". Иллюзия пребывания внутри текста обеспечивается камерой: зритель отождествляет ее "взгляд" со своим собственным. Таким образом телевидение отделяется от всех остальных видов искусств тем, что не только не отделяет пространство зритель-действие, а очень активно нарушает его, интересуется тем что происходит со зрителем и пытается застать зрителя в обстановке бытовой, расслабленной. Оно пытается проникнуть в обыденный мир зрителя.

    Но, в независимости от отличия телевидения от традиционных видов искусств, одной из его наиболее важной функцией остается культурно-просветительская функция, т.е. та функция, которая раньше была возложена на традиционные виды искусств. Может ли явление, которое основано только на технологиях выполнять функцию, которую раньше выполняли явления основанные преимущественно на творчестве? По мнению Свободина, составителя книги «Откровения телевидения» решающим на телевидении остается талант, оригинальность видения, яркость индивидуальности художника, уровень его мышления. Без этих составляющих банальность и штампы остаются банальностью и штампами, как их не меняй. По мнению Егорова, телевидение состоит из профессионализма и творческой силы людей, которые его делают. Например, эффективность и способность передачи заинтересовать зрителя в большинстве зависит от того на сколько оригинален будет сценарий и как его творчески переработает режиссер.

    Редакторы, режиссеры, художники, мастера по свету создают в программах телевизионную графику — новую и увлекательную разновидность изобразительного искусства. Этот уникальный вид художественного творчества синтезирует в себе свойства телевизионного и графического искусств, добавляя к ним собственные, специфические (выразительные) особенности. Графика не только обеспечивает необходимость передачи точной и ясной информации в ежедневной программе, но и помогает авторам выразить те или иные идеи в такой форме, которая недоступна «живому» изображению.

    Заголовки и различные виды титров, надписей, являющиеся одними из основных компонентов зрительного ряда телевизионной программы, обычно предваряют и завершают передачи. Другие позволяют быстро и точно давать в программе сведения о погоде, спортивных результатах, включать нужные объявления между передачами, обозначать ход времени и смену места действия.

    «Письменный язык», соответствующим образом трансформированный, стилизованный, используемый в зависимости от ситуации, является основным инструментом, главным изобразительным средством телевизионной графики, позволяющим с помощью символов усилить смысловое и эмоциональное воздействие, привлечь внимание зрителей, более полно и точно раскрыть замысел передачи.

    Для успешного овладения профессиональными навыками необходимы в первую очередь творческие способности и решимость начать все с самого начала, чтобы изучить практику и технологию работы телевизионного художника. Тщательное изучение «телевизионных» законов и технических приемов создает для работников телевидения ту основу, отталкиваясь от которой можно совершенствовать профессиональное видение и мастерство, реализовать оригинальные замыслы и экспериментировать.

    На телевидении очень часто возникает необходимость передать в одном или двух рисунках содержание, основные идеи, наиболее важные аспекты или даже атмосферу той или иной программы. Для успешного решения этой задачи работник телевидения должен обладать острым видением предмета изображения, хорошо развитым художественным чутьем, способностью изобразить и синтезировать абстрактные идеи в зрительных образах.

    Телевизионный работник должен овладеть и искусством фотографии. Хотя на большинстве телевизионных студий есть специальные фотолаборатории, знание основ фотодела может оказаться весьма полезным. Многие вступительные кадры к программе, как мультипликационные, так и снятые на натуре, часто требуют от художника умения комбинировать титры и фотографии. Совершенно очевидно, что сотрудник, умеющий сам фотографировать, имеет больше возможностей для воплощения своего замысла.

    Художественное решение телепередачи, телеспектакля, телефильма во многом зависит от уровня профессионализма инженера по освещению, техника-осветителя и рабочего-осветителя, которые в соответствии с режиссерским сценарием «ставят освещение» на съемочных площадках. Освещение на телевидении — важный элемент художественного решения передач, имеющий технический и эстетический аспекты.

    Таким образом, на телевидении существует множество областей, специалисты которых должны обладать творческими характеристиками на ровнее с техническими навыками. Именно сочетание этих составляющих дает наибольший результат и эффективность информации, которую покажут зрителям.

    2.1 Формирование языка телевидения посредством технологий и творчества


    Телевидение – это сложная система состоящая из огромного количества элементов. Зритель не думает об этом, он воспринимает только конечный результат и этот результат либо нравится ему, либо нет, но в любом случае – это обязательная часть его жизни. Как достигается этот результат?

    Множество специалистов работает создавая иной мир, недосягаемый и далекий. Этот мир телевидение. Его язык это образы созданные при помощи технологий ставших доступными не так давно. Когда технология телевидения стала доступна практически в каждом доме появились технологии управления образами создаваемыми на экране, построение стереотипов и поведенческих моделей. Нет сомнения, что телевидение сегодня, это прежде всего коммерческая система в которой все направлено на продажу рекламного места, информации и т.д. Технологии, выработанные в этой области, стремятся воздействовать на зрителя с целью добиться от него нужного поведения или реакции. Где же в этой системе творчество? Творчество необходимо для построения образа. Без него технология не может воздействовать, потому что технология – это штамп, который без креативности не гибок и очень быстро наскучивает. Специалист (режиссер, сценарист, видеооператор, специалист монтажа, ведущий, корреспондент и т.д.) на телевидении – это кирпич в стене, часть системы, на которой она держится. В идеале он представляет из себя творческого человека имеющего образовательную базу. Образование – это система, объясняющая будущему специалисту как наиболее эффективно использовать технологии в своей деятельности. Специалисты, работающие на телевидении, воплощают креативные идеи при помощи технологий. Для наглядности сравним их с художниками. В живописи существует ряд техник, которые известны художникам. Темпера, масло, акварель и т.д. – это материалы, они подобны технике на телевидении – видеокамера, компьютер, экран, микрофон. Художник при их помощи создает произведение искусства, фиксирует систему мира. Ему известны техники и это знание помогает ему создать определенный эффект произведения, которое будет воздействовать на зрителя. Легко можно представить этот процесс без таланта автора – такие произведения не признаны и не известны. Создание образа – это творческий процесс основанный на базе знаний технологий. Телевидение можно в этом плане уподобить живописи, но есть огромная разница в целях и структуре.

    Все новаторские и творческие идеи на телевидение с ходом времени становятся технологиями – это постоянный процесс. Когда-то частая смена кадра была творческой задумкой автора, что бы передать динамики и напряженность ситуации, сегодня – это известная технология, применяемая практически повсеместно.

    Таким образом язык современного телевидения – это синтез технологий и творчества. Одно без другого невозможно, как невозможен художник без красок и музыкант без нот. Если убрать творчество, то телевидение постепенно изживет себя, а если технологии, то его просто не будет.




    Литература

    1                   Горюнова Н.Л. Художественно-выразительные средства экрана. -М.: институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, 2000. - 47 с.

    2                   Кузнецов Г.В., Цвик В.Л., Юровский А.Я. Телевизионная журналистика. - М.: МГУ, 1994.-365c

    3                   Егоров В.В. Терминологический словарь телевидения. М., 1997. -55 c.

    4                   Имшинская И. Я.. Креатив в рекламе. - М. РИП – холдинг, 2004. – 125 с.

    5                   Бакулев Г. П. Массовая коммуникация: Западные теории и концепции. М.: Аспект Пресс, 2005.— 176 с.

    6                   Вартанов А. С. Актуальные проблемы телевизионного творчества: На телевизионных подмостках: Учебное пособие. — М.: Высшая школа, 2003. — 320 с

    7                   Корконосенко С. Г. Основы творческой деятельности журналиста. - СПб.: Знание, СПбИВЭСЭП, 2000 г. – 180с.

    8                   Князев А. А. Основы тележурналистики и телерепортажа. - Бишкек: КРСУ, 2001. – 160 с.

    9                   Понзин В. Ф. От пиктограммы до Интернета. Краткий очерк развития средств информации и коммуникации. - СПб., 2001 – 115 с.

    10               Феофанов О. А. Реклама: новые технологии в России. - СПб.: Питер, 2001. - 384 с.

    11               Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения. - СПб, 2001. – 236 с

    12               Андреева А.А. Хрестоматия по НЛП в журналистике.

    13               Катунин Г.П., Мамчев Г.В., Попонтонопуло В.П. Телекоммуникационные сети и системы: радиосвязь, радиовещание, телевидение. – М.: Горячая линия – Телеком, 2004. – 672 с.

    14               Конин К.Т., Аксентов Ю.В. Колпенская Е.Ю. Телевидение – М. Связь. 1980. -216с

    15               Молчанова Е.Н. Телевидение в культуре современного информационного общества. – Ставрополь, 2005г. – 155с

    16               Быков Р.Е., Сигалов В.М., Эйссенгардт Г.А. Телевидение – М.: Высшая школа, 1988 г. – 248 с.

    17               Джакония В.Е., Гоголь А.А., Ерганжиев Н.А. Телевидение: учебник для вузов. – М. Радио и связь, 1986. – 456с.

    18               Косарский Ю.С. Телевидение и видеотехника: учебное пособие. – СПБ. 2004. – 183 с.

    19               Ершов К.Г., Дементьев С.Б. Видеооборудование. – СПб: Люмиздат, 1993. – 271 с.

    20               Михлин Е.М. Видеомонтаж на ПК. — M.: OOO ДиаСофтЮП, 2005. - 608 с

    21               Олешко В. Ф. Журналистика как творчество. - М.: РИП-холдинг, 2003. —222 с.

    22               Егоров В.В. ТЕЛЕВИДЕНИЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА. Учебное пособие. М.: Международный независимый эколого-политологический университет, 1993. - 306 с.

    23               Соколов А. Г. Монтаж: телевидение, кино, видео — M.: Издательство «625», 2001.—207с

    24               Гримак Л.П. гипноз и телевидение : исоки нашей страсти к телевидению. – М.: журнал «Прикладная психология», №1/1999 г., «Магистр». - 74-81с

    25               Свободин А.П. Откровение телевидения. http://www.library.cjes.ru

    26               Михалкович В.И. О сущности телевидения. - www.tvmuseum.ru

    27               Медынский Е.А. Компонуем кинокадр http://www.natahaus.ru/

    28               Люмет С. Как делается кино. http://www.natahaus.ru/

    29               Делахей М. Советы тележурналисту http://v-montaj.narod.ru

    30               Почепцов Г.Г. PR для профессионалов. http://www.library.cjes.ru

    31               Смирнов А.Е., Пескин А.В. Цифровое телевидение : от теории к практике. http://www.library.cjes.ru


    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.