МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Внутриполитическая пропаганда в СССР 1935-1939 годов: материалы газеты "Правда" в социально-психолог...

    Внутриполитическая пропаганда в СССР 1935-1939 годов: материалы газеты "Правда" в социально-психолог...


    Омский Государственный Университет



    Кафедра современной отечественной истории.




    Курсовая работа




    Тема: Внутриполитическая пропаганда в СССР 1935-1939годов:

    Материалы газеты  "  Правда  " в социально-психологическом

    аспекте проблемы.










    Выполнил: Романенко Т.Л.

    Научный       руководитель

    к.и.н. АЛИСОВ Д.А.















    ОМСК-1995.




    Содержание.



         Введение  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . .3

         Пропаганда и газета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8

         Партия  и пропаганда .  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18

         Социально-психологическое

         содержание центрального органа страны  . . . . . . . . . . 25

         Заключение .  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  . . . . . . . . . . .36

         Список использованных источников и литературы . . . 39


























    Введение.


         Российская история всегда представляла интерес  для любого здравомыслящего человека и тем более для исследователя. Народ и государство ,  религия и общество во все времена , будь то ранняя  история или современность ,  настолько занимательны ,  что выбор периода для исследования представляет собою значительную трудность, поскольку в каждом из них можно наблюдать любопытные факты и тенденции.  Мне же хотелось остановиться на истории советского периода. Для этого есть несколько оснований. Во-первых,  всегда интересно общество ,  стремящееся к совершенству ,  и одним  из таких обществ является российское.  Именно тот особый путь по которому шла Россия для достижения этой цели  ,  представляющий  собою тайну ,  которую пытается раскрыть целая армия ученых , привлекает мое внимание. Оно сильно и потому , что как патриота своей Родины , меня беспокоит дальнейшее ее развитие , а для будущего просто необходимо иметь прошлое ,  как можно более богатое событиями и происшествиями.  В них необходимо находить и тщательно разбирать те ошибки ,  которые не должны  быть вновь совершены.

         Подходящим временным отрезком  для  познания  и  осознания служит  так называемый период " сталинского тоталитаризма ",выросшего на абсолютно гуманистической  идее  построения  лучшего общества , но ставшего символом жесточайшей в истории централизованно-террористической системы  с  гигантской  и  чрезвычайно разветвленной сетью лагерей и общих могильников.  Миллионы ни в чем не повинных людей нашли свою смерть в огромном концентрационном лагере , называвшемся Советский Союз.

         Почему же идея коммунистического строительства , являющаяся и по сию пору одной из величайших идей человечества ,  породила такую жесточайшую систему ?  И почему  эта  самая  система смогла просуществовать на протяжении многих лет ? Ответа на эти вопросы у исторической науки до сих пор не существует , но исследования ведутся и будут продолжаться еще долгое время.

         В данной работе не будет попытки ответить на оба эти  вопроса целиком ,  но будет как можно яснее описан механизм , поддерживавший равновесие и стабильность тоталитарного государства в тридцатые года. Причина же выбора периода 1937 - 1939 годов в том ,  что , очевидно , именно эти года и являются апогеем развития  сталинской  системы  террора в советском государстве. Этопик развития не только государственности тоталитарного  типа , но и крайняя степень развития советского общества образца двадцатых - пятидесятых годов. Люди, составлявшие российский социум в то время и беззаветно верившие в светлое коммунистическое будущее , с одной стороны ; подвергались не менее беззаветным гонениям и репрессиям ,  со стороны обратной. Парадокс этот виден и на примере экономического развития СССР , которое шло за счет миллионов  заключенных ,  работавших на самых тяжелых работах , но в то же время не стоит отрицать и факт существования чрезвычайного  энтузиазма  в  массах  ,  готовых перевернуть горы для собственной Родины.

         И для того , чтобы разобраться в этом парадоксе необходимо обратиться к одной из самых загадочных сторон общественной жизни в тот период - к идеологии.

         "Идеология - это система взглядов и идей , в которых осознаются  и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу ,  социальные проблемы и конфликты , а также содержатся цели  (  программы ) социальной деятельности ,  направленной на закрепление или изменение ( развитие ) данных общественных  отношений," - такое толкование идеологии дает философский энциклопедический словарь. Но нас более интересуют формулировки авторов ,  разрабатывавших данную тему. Все они как правило сходятся во мнении о том ,  что " ...  идеология - это такое систематизированное отражение общественного бытия , которое отражает интересы определенного  класса..."(1)-  как  пишет  по  этому  поводу В.Иванов  ,  а советский исследователь 70-х годов В.А.Ядов поддерживает его,  говоря,  что: "Идеология есть система взглядов и идей определенного класса или социальной группы."(2)

         Таково было мнение ученых относительно идеологии  в  60-70 года , но и в 1991 не противоречат им Колеватов В. и Носков А., заявляя: " Идеология ВСЕГДА ограничена горизонтом интересов данной социальной общности... Она может содержать и содержит в себе объективное выражение ( и отражение )  интересов  социальной группы ,  класса ,  профессионального сословия и др."(3) Как мы можем увидеть , в каждом из этих определений , сформулированных в  различные  годы ,  присутствует указание на классовую основу идеологии , которую невозможно отрицать. На это-то мы и обратим внимание  ,  поскольку  для нас особый интерес представляет общество в целом ,  а значит и те классы, из которых оно состоит.

          "Классы общественные  -  ссылается  на В.И.Ленина краткий политический словарь 1978 года издания - "большие группы людей, различающиеся  по  их месту в ...  системе общественного производства...  - а также -...по их роли в общественной  организации труда  ,  а следовательно ,  по размерам той доли общественного богатства , которой они располагают." Это очевидно и спорить не приходится ,  не менее очевидно и то , что социалистическое общество предполагает наличие только трех классов  "  органически слившихся в единый советский народ ", и вовсе не включает в себя класс эксплуататоров. В Советском Союзе дело обстояло совсем

    не  по этой схеме ,  хотя социализм все же был объявлен в конце 30-х.  На деле существовала прослойка эксплуататоров  трудового народа  ,  именовавшая себя " советской властью ".  "Сталинская власть по своей социально-классовой природе была властью  государственно-партийной бюрократии," (4)- пишет А.П.Бутенко , и необходимо добавить ,  что эта самая бюрократия составляла значительную  армию  людей  ,  занимавшихся  совершенно  номинальной работой ,  которую в здоровом государстве трудно и представить. При  этом огромный процент населения трудился в лагерях получая ничтожную часть произведенного продукта. Основная же доля национального дохода уходила на поддержание роскошного уровня жизни

    властьимущих ,  а также для поддержания стабильности и устойчивости существующего положения.

        Таким образом ,  можно говорить о прослойке ,  и даже целом классе ,  имеющем , без сомнения , собственную идеологию: собственные интересы и представления.  Но в то же время эта идеология никоим образом не совпадала с идеологией масс , по-прежнему мечтающих о коммунистическом обществе.  Верить в то, что коммунизм можно построить на костях граждан попросту трудно , а ведь именно эту политику и проводило советское правительство в 20-50-е годы. И здесь появляется необходимость создания и распространения массовой идеологии ,  как можно более подходящей для  советских  граждан.  Проблемы в этом не возникало,  поскольку существовала замечательная идея  ,  разрабатывавшаяся  в  течении многих и многих лет. Но идею вырабатывали еще гуманисты средневековья ,  совершенно не склонные к насилию ,  и народ  мог  бы попросту не понять государственной политики, именно поэтому были необходимы методы для сокрытия истинного положения вещей.

         Сталину это легко удалось , поскольку он мог распоряжаться прекрасной системой пропаганды и агитации ,  созданной еще первым  поколением  большевиков.  Они достаточно хорошо понимали , что "...информация не  является  чем-то  самостоятельным  ,  не представляет  собой нечто абсолютное - заявляет Г.Клаус - ,  но имеет информационный характер только в отношении  к  системе  , воспринимающей информацию."(5) А в то же время- " ...  Информировать другие системы - это лишь особая  форма  управления,"(6) поскольку  "  ...  Информация - это используемая для управления сторона отражения , упорядоченное изменение,"(7)-как пишет Н.И. Жуков. С этим согласны и кибернетики , пришедшие к выводу о том , что "...Информация нужна для обеспечения управления , поэтому понятия информации и управления соотносительны."(8)

                Французский исследователь Поль Лайнбаджер писал: "...Информация  становится  пропагандой ,  если лицо ,  публикующее ее , преследует какие-либо цели,"(9)- а о целях  сталинского  режима мы  уже говорили.  Но теперь необходимо представить :  какие же результаты должно дать информирование общества абсолютно закрытого для какой-либо альтернативной информации. Да ко всему прочему существует еще множество методов и  приемов  пропаганды  и агитации , которые можно использовать в целях усиления воздействия. Вот эти методы и способы пропагандирования , а также степень его воздействия и являются предметом исследования в данной работе.


         1) Иванов В.  Идеология:  характер и закономерности развития. -М.: Политиздат, 1977.-С.25.

         2) Ядов В.А. Идеология как форма духовной деятельности общества. -Л.:  Лениздат, 1961.-С.234.

         3) Колеватов В.,Носков А.  Идеология: ликвидация недоразумений  или выработка новых подходов ?//  Коммунист. 1991. N4. С.43.

         4) Бутенко А.П. Откуда и куда идем: Взгляд философа на историю советского общества.Л.: Лениздат, 1990.-С.155.

         5) Цит.по: Власов Ю.М. Пропаганда за фасадом новостей. -М.: Изд-во МГУ, 1976.-С.23.

         6) Там же:с.26.

         7) Там же.

         8) Там же.

         9) Там же:с.27.









    Глава 1. Пропаганда и газета.


          Для того ,  чтобы идеология ( любая идеология ) могла существовать ,  необходима  поддержка  миллионов  людей  ,  нужны средства  и  механизмы  распространения идеологических формул в народ .  Соковнин пишет об этом так-"Определенные идеи ,  чтобы существовать в виде идеологии ,  должны быть восприняты многими людьми. Они должны распространяться среди людей."(1) Вот здесь-то и выходит на арену информация. Прежде всего "... никакая информация невозможна без определенной цели. Тот , кто думает информировать   без   определенной   цели   и  считает  возможным взаимоотношение такого характера ,  тем самым уже  провозгласил цель,"- сообщает F.Fatorello(2),  и с этим трудно не согласиться.  Применительно к пропаганде это может обозначать то  ,  что даже самая нейтральная информация носит в себе какую-либо цель,

    но ведь , говоря словами P.Lianbuger'а , "... Информация становится пропагандой , если лицо , публикующее ее , преследует какие-либо цели."(3) Значит , любая информация является пропагандой. Попробуем проверить эту гипотезу , используя уже материалы советских исследователей.

         В.И.Бровик и И.В.Попович пишут:  "...Информация характеризует конкретный акт отражения со стороны его содержания  ,  без учета особенностей его как определенного процесса.  Если свойством отражения обладают все виды материи , то свойства информации  присущи  материи лишь на таком уровне ее организации ,  на котором возникают процессы управления."(4) Это  может  означать лишь то , что человек получая информацию служит объектом управления , независимо от ее качественных , содержательных характеристик ,  но в таком случае процессы управления возникают в социальной   информации   -   а   также   в   математических    и естественнонаучных  теориях.(5)  Но  разница между социальной и естественнонаучными теориями все же существует , она в идентичности информации социальной и смысловой.  "Смысловая информация по своему характеру является социальной , так как она возникает в  процессе  общения людей и отражает факты ,  события ,  явления..."(6) В свою очередь ,  математическая и  иные  информации скорее соотносятся со статистическим аспектом логической информации (7),  что формально отделяет их от социальной  сферы.  Из этого  можно  сделать вывод об идентичности смысловой и политической информации , которая является одним из видов социальной.

          Таким образом , политическая информация существует только при наличии смыслового момента в информировании , если же в информации  присутствуют одни лишь цифры ,  она теряет свой социальный , а значит и политический аспекты.

         Несколько слов  необходимо  сказать  об основных принципах политической информации." Условно принципы политической  информации  можно разделить на две группы.  Первую из них составляют принципы , определяющие преимущественно характер содержания информации ,  ее направленность.  Это - научность , партийность , всесторонность информирования ,  его связь с  жизнью...  Вторую группу образуют принципы , обуславливающие выбор средств , форм , методов информации , ее организационную и методическую стороны. Это прежде всего оперативность , дифференцированность , популярность , доходчивость информирования и др."(8) Кроме того , хотелось  бы  выделить  "...Приемственность - важнейший принцип политического информирования.  Он требует такого построения информационного материала ,  при котором последующее опирается на предыдущее и вместе с  тем  подготавливает  восприятие  будущего."(9)

         Теперь обратимся к принципам работы политической  информации.  В общих чертах "...процесс политической информации представляет собой единство двух встречных потоков информации: сверху  -  вниз  и  снизу - вверх."(10) Воздействие на общественное мнение - это то , что является первым из потоков,-"... происходит , во-первых , путем прямого и непосредственного влияния политической информации на общественное мнение;  во-вторых , путем  опосредованного воздействия на те явления и факты сознания,  психику людей ,  которые способствуют процессу  формирования общественного  мнения как социально психологического феномена (потребности ,  интересы ,  установки ,  ценностные ориентации и др.)."(11) Второй же поток , идущий снизу , работает по принципу обратной связи - после приема информации у реципиента  появляются какие-то эмоции ,  отклики ,  поступающие к информатору.

    П.М.Якобсон описывает это так:"...когда в пропагандистском воздействии удалось глубоко затронуть чувства личности ,  то воспринятое содержание становится не толькло предметом размышлений , но и источником волнений или настроения , побуждающей силой для новых желаний и устремлений."(12) Таковы основные принципы  работы  политинформации  ,  а как известно "...Значение осведомительно - информационной работы состоит...в том ,  что  без  нее идеологический процесс не может даже начаться , он немыслим без нее."(13) Но кроме того "...Политическая информация это составная  часть  и база агитационно-массовой работы...",  а значит и пропаганды , без которой идеология не может существовать.

    " Идеология  с  помощью  пропаганды обращается к массам , стремясь представить политику господствующего класса как  целесообразную и обоснованную ,  имеющей статус теоретической , научно обоснованной ,  мировоззренческой оправданности ,"-  пишет Гуревич в своей работе.(14),  а В. Ф.Правоторов , в подтверждение этой мысли ,  говорит ,  что "... пропаганда - это деятельность  по распространению в массах идеологии и политики определенных  классов  ,  партий  и  государств."(15)  При   всем   , необходимо добавить к словам данных авторов , что несмотря на  казалось бы пассивную роль пропаганды , выступающей как инструментарий идеологии , пропаганда на самом деле является самостоятельным элементом в общей  структуре  идеологической  системы.

    Безусловно пропаганда не может обойтись без идей ,  но с другой стороны идеология , особенно в условиях ХХ века никак не сумеет обойтись без пропаганды.

          Конечно же существует и более  широкое  значение  термина "пропаганда" , охватывающее полностью все возможные его отношения.  " В самом широком смысле под пропагандой  подразумевается особый  род социальной деятельности ,  основная функция которой состоит в распространении политических ,  философских , научных , технических знаний , художественных ценностей и другой информации с целью формирования определенных взглядов ,  представлений  и эмоциональных состояний ,  оказания влияния на поведение людей."(16) Если рассматривать пропаганду под таким углом  , то несомненным становится факт обладания пропагандистскими возможностями любого предмета , формы или образа , на это стоит обратить  внимание  поскольку в дальнейшем нам придется обратиться к семантической структуре газеты: к словам , фотографиям , рисункам.  Пока  же вновь обратим внимание на сам термин " пропаганда".

         " Слово "пропаганда" - исторически обусловленная форма политической и идеологической деятельности , которая используется различными классами ,  партиями и государствами для целенаправленного распространения своих идей ,  воззрений и  ценностей  с целью  оказать  воздействие на мировозренчекие представления , социальную ориентировку и поведение индивидов и социальных общностей,"(17) - пишет Гуревич.  Он считает необходимым для всестороннего раскрытия содержания  пропаганды  как  теоретического понятия представить точки зрения различных авторов ,  и мы последуем за ним ,  поскольку без этого может возникнуть некоторая неопределенность при работе с самим термином.

         При первом взгляде на различные определения  пропаганды  , которые дают буржуазные исследователи ,  может показаться , что они абсолютно тождественны.  В самых  общих  чертах  пропаганда рассматривается как организованное убеждение , обращение к сознанию индивида ,  распространение определенных идей и представлений.  Именно  эта сторона процесса и зафиксирована в расшифровке  термина  ,  которую  предлагают  американские  социологи Robert T. Holt и Robert W. de Velde. Они пишут: " Во всех определениях пропаганды подчеркивается , что она представляет собой попытку  влиять  на  поведение ,  воздействуя с помощью средств массовой коммуникации на характер постижения массовой аудиторией  смысла и значения окружающего мира".(18) С этой точкой зрения нельзя не согласиться , но с другой стороны можно увидеть в их словах ориентацию не на политическую пропаганду ,  а на пропаганду в ее чисто прагматической плоскости. Для этих исследователей  пропаганда представляется в отношении вульгарном ,  повседневном и практическом.  Нас же более интересуют политический и психологический моменты.

         В американской социологии содержится попытка раскрыть природу пропаганды на основе выявления ее различий с другими видами общественной деятельности. Kris E. и Leites N. подчеркивают, что  "  образование  в отличие от пропаганды распространяет результаты познания , т.е. такие представления , которые не носят противоречивого  характера  ,  одинаково оцениваются различными группами людей. Если же некоторые представления , в том числе и социального  содержания  ,  вызывают разное отношение у тех или иных слоев населения , можно все же полагать , что это уже сфера  пропаганды  ".(19) На эти слова стоило бы обратить внимание возникает один спорный момент  ,  который  хотелось  бы  разрешить. Проблема в том ,  что американские социологи никогда , видимо не учились в советских школах ,  особенно в 30-е  годы,  и никогда  не  воспринимали  тяжесть пропаганды на школьной парте или в аудитории.  В обществе ,  где математика носит  классовый характер даже представления , не носящие противоречивого характера ,  могут носить пропагандистский  оттенок.  Продолжив  эту

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.