МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Внутриполитическая пропаганда в СССР 1935-1939 годов: материалы газеты "Правда" в социально-психолог...

         18) Цит. по: Большевистская печать.-М.: Политиздат, 1940.- с.356.














    Глава III. Социально-психологическое

    содержание центрального органа страны.


         Прежде чем говорить о содержании " Правды " и  о  действии этого  содержания  на  массовое сознание необходимо сказать об общих моментах влияющих на эффективность  идеологического  воздействия.  Она ( эффективность ) "...в решающей степени определяется умелым сочетанием теоретической и  организационной  деятельности ,  пропаганды и агитации,"(1)-говорит по этому поводу В.А.Шандра.  Именно поэтому при при разработке методов воздействия  любой  мало-мальски  уважающей  себя идеологии необходимо учитывать некоторые важные моменты.  И  прежде  всего  внимание должно быть обращено к человеку ,  который "... как объект пропагандистского воздействия,- говоря словами Афанасьева ,-представляет собой сложную совокупность ( систему ) качеств,  воплощающих черты общественной среды ,  а также конкретной  среды  , которая  его  окружает ( его "микросреды") ,  специфичность его исторического опыта , наследственных задатков , причем этот человек характеризуется определенной степенью активности ,  избирательностью по отношению к общей и конкретной среде , к требованиям  и  принципам  социальной  идеологии."(2)  Такое сложное определение,  разработанное в 1975 году , Ленин , который , без всякого сомнения ,  в пропаганде разбирался превосходно , выражал кратко и ясно:  "...никогда миллионы людей не будут слушать советов партии ,  если эти советы не совпадают с тем ,  чему их учит опыт собственной жизни."(3)

         Таким образом любая пропаганда ,  которая "...ставит своей целью формирование взглядов людей ,  их мировоззрения , убеждений  и  побуждение  их к определенным практическим действиям на основе этих взглядов и убеждений..."(4),  и особенно пропаганда ,  от  которой зависит судьба идеологии ,  просто обязана обращаться к отдельным личностям.  В работах советских исследователей  этот механизм хорошо описан применительно к системе буржуазной пропаганды. Гуревич об этм говорит так:"...Манипулятивная пропаганда буквально одержима манией персонификации.  Она предлагает аудитории многочисленные варианты  ,  позволяющие  отождествить себя с образами удачников , суперменов , аутсайдеров , мстителей.  Глубокое внутреннее влечение человека  к  осознанию собственного "Я" подменяется , по сути дела , фиктивным , иллюзорным самоудостоверением."(5) Для Гуревича этой самой  манипулятивной пропагандой представляется пропаганда "Западная", буржуазная и антисоветская ,  но если внимательно проследить ,  то будет заметно значительное сходство в принципах и методах работы как западных , так и советских структур политического информирования ,  которые собственно и являются манипуляторами. Попробуем же в этом убедиться. И начнем с уже приведенного примера - метода персонификации.

         В советской пропаганде 30-х годов он применялся в довольно -таки парадоксальной форме.  С одной стороны , режим проповедовал теорию абсолютно равного общества , где каждый человек имеет ровно столько же прав как и любой другой ,  но с другой стороны , в обществе произошло четкое разделение на своих и чужих. Но  в этом парадоксе нет ничего странного если вспомнить основные характеристики пропаганды и агитации и их основное различие первая обеспечивает стратегические задачи , вторая ведает тактикой.  Вот и появляются на страницах "Правды" пропагандистские статьи о стахановском движении, описывающие подвиги простых рабочих ,  которые как правило с детства работали на шахтах и заводах ,  затем воевали с белыми и , наконец , трудятся на благо советской Родины. Огромная масса в среде крестьянства и рабочих воспринимают  эти материалы и возникает обратная реакция служащая , как мы помним, вторым потоком в процессе политической информации.  Использование метода персонификации запускает цепную реакцию пропагандирования.  В редакцию газеты  приходят  письма читателей.  Эти  материалы  исключают  практику фальсификации , поскольку они ,  с точки зрения пропаганды ,  совершенны; в них присутствует  четко выраженная направленность к различным социальным группам и выражающая интересы этих групп тематика (полувеком  позже Шандра напишет:  "...наряду с теоретико - пропагандистскими  материалами  ,  которые  рассчитаны  на   массовую аудиторию ,  в газете могут и ДОЛЖНЫ публиковаться тексты , адресованные определенным специальным группам ,  максимально созвучные  их  интересам ,  потребностям."(6)) Но самые важные для пропагандирования характеристики этих материалов - это  искренность и , в то же время , лояльность и даже , как правило , любовь к режиму.  Примером для сказанного может служить  подборка писем  в  "Правде"  от  1 января 1937 года под общим заголовком "Мой самый счастливый день в 36 году ".(7) Семантическое содержание текстов этих писем указывает на стремление газеты создать прочную установку ,  которая представляет из себя  "...звено  , образующееся в системе взаимодействия индивида с внешним миром, взаимодействие ,  начинающееся с воздействия внешнего  мира  на индивида,  субъекта."(8) Прибегая к простейшим приемам: таким , как "...Употребление в речи нескольких синонимов из одного  синонимического  ряда,  -  которое,- способствует усилению смысла сказанного ,  " нагнетанию " основного  семантического  оттенка данного  ряда..."  (9)  (" благополучный" ," удача" ," успех" , "полный счастья" ," счастливо" ," счастливый" и  наконец "самый счастливый " ; до 3% слов из этого ряда), использование штампованных языковых средств ( " любимая Родина "," народная  демократия", "лучшее  государство", "коммунистическая партия" и др.) , приводит к появлению установки у читателей данных  материалов , направленной на восприятие советской действительности в положительном свете. А по мнению Шерковина - "...В соответствии с усвоенными  установками  люди  реагируют положительно или отрицательно на все ,  что так или иначе касается их  или  как-нибудь затрагивает  их  интересы  ,  их осознанные или бессознательные влечения ,  их ценности."(10) Именно поэтому  существует  столь очевидное  направленность на создание четкой и постоянной установки по отношению к воспринимаемой действительности  ,  как  к наиболее совершенному варианту.  Та же тенденция прослеживается и в отношении культуры , искусства. В качестве примера , причем очень яркого ,  хотелось бы привести слова художника ,  которые долго блуждали по страницам прессы.  "...Я глубоко верю в большое искусство наших дней,-писал А.А.Дейнейка.- Красивое искусство современности... Кого не захватят наши дни ? Кто останется к ним равнодушным ?  Яркие порывы , титанические размахи пролетариата - солнце - красочно хочется набросать тысячью самоцветных каменьев  и  запечатлеть  эту  героическую  борьбу пролетарских масс."(11) Такие же материалы публикуются и на страницах "Правды", доводя иногда этот процесс до абсурда. Например к столетию Пушкина в газете присутствуют материалы , посвященные этому событию (12), и среди них статьи и заметки, посвященные советскому государству,  причем в этих материалах прослеживается тесная связь  пушкинской  поэзии  и сталинского искусства.  Появляется мысль о том ,  что Александр Сергеевич,  без всякого  сомнения, стал бы лауреатом сталинской премии. Тексты написаны с применением клише в сильной степени  экспрессивности  ("яркие  порывы", "титанические размахи", "героическая борьба", "протест поэта", "реакция царизма" и т.д.), использованием синтаксических средств усиления ( вопросительные предложения,  употребление тире), что несомненно должно было сказаться на появлении  четкой установки и даже стереотипа. О стереотипах и пойдет ниже речь.

         "Стереотипы,- пишет В.Л.Артемов,-  это  представление  или образ ,  которые схватывают то или иное явление в целом , сразу ,  без частностей и деталей."(13) У стереотипов существует особый механизм действия - "...Для пробуждения стереотипа требуется затронуть установку, - которая, - есть сложившаяся у индивида  на основе имеющегося опыта предрасположенность к восприятию социальной информации с учетом определенных  социальных позиций , что выражается в системе ценностных ориентаций субъекта."(14)

         "Стереотип ,  как всякое психическое образование ,включает в себя единство двух взаимодействующих начал - знания и отношения ,  из которых то одно , то другое выступает в качестве преобладающего."(15) Но это происходит далеко не всегда. В манипулятивной  пропаганде  сталинского  режима  знание  находится  в состоянии подчинения к отношению ,  поскольку государство обладало монополией на информацию.  Но существует закономерность  - "...двуединая  структура  стереотипа  (отношение плюс знание) ставит отношение в обратную зависимость от знания субъекта. Чем выше  образованность осведомленность и сознательность человека, тем лучше он понимает ,  чьим интересам соответствует пропагандистский  материал."(16) Как же обстоит дело с повышением образованности и осведомленности на страницах "Правды"?

         Для начала  обратимся к газетным материалам ,  посвященным внешнеполитическим обзорам. В 1937 году внимание всего мира конечно  же  было посвящено событиям в Испании ,  боевые действия находили широкое отражение на страницах  прессы  всего  мира  и "Правда" не являлась исключением.  Около 17% материалов относились к зарубежным новостям,  и от 5 до 10% в каждом номере , за исключением специальных ,  было отдано под "испанские" репортажи, сводки, сообщения. У Советского Союза существовал четко выраженный интерес к Испанской войне , поскольку эта страна могла впоследствии войти в пока немногочисленное сообщество социалистических  государств.  Поэтому "товарищам по борьбе" необходимо было помочь ,  для чего в Испанию высылались отряды "добровольцев" В добровольцах же недостатка не ощущалось,  особенно среди офицеров НКВД. А в это время в советской прессе идет полным ходом процесс пропагандирования, основной задачей которого становится создание стереотипа , выражавшегося бы в полной поддержке массами политики правительства.

         В этой работе хорошо помогают такие методы , как нейтральное  пропагандирование  ( в газете появляются факты и события , сообщение о которых получены из нейтральных  источников), метод драматизации фактов (выражающийся в использовании семантических средств для придания фактам и событиям более выразительной  окраски), кроме того широко распространено комментирование сообщений. Названные приемы позволяют манипулировать фактами в угоду информатора , и возможно это благодаря специфической природе факта.  Это замечал еще Горький , писавший весьма образно о том , что "...Факт - еще не вся правда , он - только сырье , из которого следует выплавить , извлечь настоящую правду. Нельзя жарить  курицу  вместе с перьями ,- продолжает он,- ...нужно научиться выщипывать несущественное оперение факта ,  нужно  уметь извлекать из факта смысл."(17) "... Факт действительности - это завершенный или незавершенный процесс  взаимодействия вещей ,  предметов ,  систем, а процесс противоречив ,  так как одновременно содержит в себе  и  момент изменчивости и момент устойчивости."(18) Из-за этого противоречия появляется возможность воздействия фактами  на общественное сознание.  И  даже  не придется что-либо изменять в расстановке фактических данных ,  которые " ... в каждом случае будут абсолютно верны .  За их достоверность можно ручаться под присягой. Но именно толкование этих данных , как и самого факта в целом , делает их пропагандой."(19)

         Комментарий же является одной из наиболее  сильных  сторон сталинской пропаганды.  Пронин говорит:  "... комментарий можно понимать в узком смысле как прямое  повышение  однозначности  и увеличения информационной избыточности в сообщении ,  иными словами ,- сообщение степени свободы интерпретации сообщения реципиентом;  комментирование же , понимаемое широко ,- это отбор и знаковое кодирование информации."(20) Прекрасно это  заметно на примере материалов "Правды",  посвященных судебным процессам по делам "изменников и предателей Родины". Присутствие на ее страницах гневных ,  ругательных материалов понятно , как-никак обвинение в измене ,  но где же статьи о предыдущей  работе  этих людей  ,  а  они были далеко не рядовыми в партии.  Не может же быть такого ,  чтобы Радек,  Пятаков, Сокольников, Серебряков и другие "государственные преступники" на протяжении десятков лет совершали лишь преступления ,  причем безнаказанно.  Но так или иначе ,  в номерах "Правды" с 21 по 30 января , пока шел суд не было ни одного положительного слова о них.(21)

         Зато присутствует большое количество прекрасных , с пропагандистской точки зрения,  обличительных статей ,  выполненных в превосходной экспрессивной манере , причем в них отмечаются такие выразительные формулы ,  которые недоступны для  буржуазной прессы и поныне.  "Троцкистские шпионы, диверсанты, изменники", "продавцы народной крови",  "подлейшие из подлых" и т.д.  Произошло  лексико-семантическое смещение в значении слов - то ,что в семантике называется актуализацией значения  путем наполнения старого слова (формы) новым содержанием.(22) А при этом следует помнить ,  что "...Семантическая структура слова связана с различными категориями психики человека, а следовательно , способна отражать сферу субъективного в общении в форме  разного рода коннотаций оценочных,  контекстуальных , стилистических , культурных и идеологических.- сфера субъективного , ко всему прочему, - может выражаться с помощью других средств языка: лексических, синтаксических, стилистических и даже текстовых."(23)

         Такие свойства  средств языка в политике приводят к тому , что образуется "...языковое поле ,  которое объединяет ключевые политические термины и символы (миф) ,  название доктрин , специальную политическую лексику ,  слова-лозунги."(24) Это языковое поле существовало и в советской политической системе. И более того ,  оно переросло в "...Политический  язык  -  основной язык пропаганды."(25) Lasswell H.  полагал , что "...Нельзя политические идеи преподносить в произвольной форме ,  она должна быть строго регламентирована. Только в том случае , когда политический язык приобретает строгие нормы  ,  эффект  воздействия будет достаточным."(26) Этого можно достичь при помощи "политического мифа",  а каждый "политический миф" состоит из большего или  меньшего числа "политических формул".  С помощью "ключевых символов" и "лозунгов" пропагандист (коммуникатор) и обрушивает на массы поток "политических формул"."(27)      Несколько опережая Lasswell'а,об этом говорил Луначарский: "... Если  для  данного времени имеется какой-то лозунг ,  надо его до дна довести и совершенно пропитать этим лозунгом  сознание той среды ,  к которой вы обращаетесь."(28) Пропаганда 30-х годов прекрасно использовала этот  совет  ,  насыщая  лозунгами каждую  пядь газетной полосы.  При этом в лозунгах присутствует прежняя тенденция ,  характерная для пропаганды в целом - крайняя степень экспрессивности ,  доведенная до полуистерии.  Даже за ,  казалось бы , нейтральной фразой "За большевистский стиль руководства"  скрывается выразительная картина чисток в партии, абсолютного контроля сверху и привычка  подчиняться усвоившаяся у каждого гражданина.  А что уж говорить о таких лозунгах , как "Смерть изменникам Родины", "Проклятие фашистам", "Раздавить гадину" и т.п.  , да еще если учесть , что они выдвинуты простыми людьми сталеварами и колхозниками.(29) Вот и приходили в редакцию  газеты все новые и новые отклики ,  продолжала действовать установка перерастая в прочный стереотип.  И мало кто верил уже в 1938 году обвиняемым Бухарину,  Рыкову,  Раковскому,  Ягоде и многим другим , потому что "партия всегда права".

         А права партия (вернее Сталин) всегда потому , что вовремя использовала нужные формулы ,  для создания "политического  мифа" о непогрешимости и "святости" товарища Сталина ,  а вот Бухарин ,  например , будучи хорошим теоретиком , но слабым практиком  ,  не  сумел.  Сталин  оказался хитрее и практичнее всех своих "товарищей" - он вовремя понял и использовал суть  пропаганды и уже никогда не выпускал ее механизм из под своего контроля.  Это-то и помогло Иосифу Джугашвили умереть , хотя и неспокойно , но зато будучи выше любого из смертных.



         1) Шандра В.А. Газета, пропаганда, жизнь: вопросы теории и методики.-М.: Мысль, 1982.-С.25.

         2) Афанасьев В.Г.  Социальная информация и управление  обществом.-М.: Политиздат, 1975.-С.398.

         3) Ленин В.И.  Речь по аграрному вопросу.  22 мая (4 июня) 1917г./ ПСС.Т.32.С.178.

         4) Свечников П.В.  У истоков   партийной  пропаганды.- М.: Московский  рабочий, 1978.-С.110.

         5) Гуревич  П.С.  Пропаганда  в идеологической борьбе.-М.: Высшая школа, 1987.-С.254.

         6) Шандра В.А. Указ. соч., с.63.

         7) См.: "Правда" от 1 января 1937г.

         8) Цит. по: Проблемы социальной психологии и пропаганды. М.: Политиздат, 1971.-С.38.

         9) Стриженко А.А.  Основные  закономерности  использования языка  в буржуазной пропаганде./ Язык и стиль буржуазной пропаганды.-М.: Изд-во МГУ, 1988.-С.20.

         10) Цит. по: Проблемы социальной психологии и  пропаганды. -М.: Политиздат, 1971.-С.38.

         11) Цит. по: Парамонов А.В.,Червонная С.М. Советская живопись.-М.: Просвещение, 1981.-С.69.

         12) См.: "Правда" от 9-12 февраля 1937г.

         13) Артемов В.Л.  Правда о неправде. Критические очерки по современной  империалистической  антисоветской  пропаганде.-М.: Политиздат, 1984.-С.201.

         14) Там же, с.213.

         15) Артемов В.Л.  Объективная природа стереотипов и их использование  империалистической пропагандой./ Проблемы социальной психологии и пропаганды.-М.: Политиздат, 1971.-С.95.

         16) Там же, с.102.

    17) Цит.  по: Володин Цифры и факты. Как их использовать. М.: Политиздат, 1968.-С.9.

         18) Власов Ю.М. Пропаганда за фасадом новостей.- М.: Изд-во МГУ, 1976.-С.29.

         19) Там же, с.28.

         20) Цит. по: Власов Ю.М. Пропаганда за фасадом новостей... С.30.

         21) См. "Правда" от 21-30 января 1937г.

         22) См. Язык и стиль буржуазной пропаганды.-М.:Изд-во МГУ, 1988.-С.15.

        23) Стриженко А.А.  Язык и идеологическая  борьба.-Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та, 1988.-С.15.

        24) Там же, с.7.

        25) Ермоленко Д.В.  Пропаганда и семантика./ Проблемы социальной психологии и пропаганды.-М.: Политиздат, 1971.-С.49.

        26) Цит.  по: Проблемы социальной психологии и пропаганды.- М.: Политиздат, 1971.-С.50.

        27) Там же.

        28) Цит.  по:  Нестеренко Ф.П. Пропаганда советского образа жизни в печати.-М.: Изд-во МГУ, 1982.-С.8.

        29) См. "Правда" от 28 января 1937г.





























    Заключение.




         Подводя итог работе , можно говорить о том , что на примере прессы хорошо видно широчайшее распространение  идеологического  информирования  масс  (  или проще говоря пропаганды ) во всех сферах советского общества. И пресса занимала не последнее место в этом процессе.  " Ее функции,- писал в 1937 году Albert Williams,- не делать деньги или развлекать читателя, а информировать  его и стимулировать его интерес и веру в коммунизм."(1)

         Для прессы и в часности для "Правды" это означало то  же , что и формирование общественного сознания, манипулирование этим сознанием, внедрение в него идеологических формул, угодных тем, кому была выгодна вся идеологическая система, основанная на лжи и лицемерии, прикрытыми значительными фразами и лозунгами. Создание идеологических и политических мифов ,  воспринимаемых как абсолютная истина и служащих для получения  необходимых системе стереотипов,  осуществлялось "...различными способами,- пишет о системе буржуазной пропаганды,  не слишком отличающейся от  советской,  А.Д.Пароятникова,- здесь и простой обман, и дезинформация,  и подтасовка фактов,  и замалчивание, и другие методы и приемы манипулирования общественным сознанием..."(2) В случае с "Правдой" прекрасно  использовались  семантические  особенности языковых  единиц.  Четкая  организация пропагандирования, скорее даже общественного внушения ,  с которым неизменно связана всякая  пропаганда(3),  позволила  газете преуспеть в формировании взглядов и представлений миллионов советских граждан.  Под воздействием  пропаганды и агитации в 30-х годах идет полным ходом становление нового типа личности,  и невозможно было бы достигнуть такого результата без пропаганды и агитации, основные цели которых в том и состоят,  чтобы "...дать  понимание  социализма 175  миллионам людей союза;  усилить в них энтузиазм для строительства  социализма;  заменить   старые   индивидуалистические представления  и  взгляды на мир общественными,  коллективными; подготовить подрастающее поколение для будущего общества коммунизма."(4)

         Но вся проблема в том, что параллельно с этими необходимыми и очень важными, шло формирование и других взглядов и представлений.  Слепое поклонение партии и лично  товарищу  Сталину, бессознательное  осуждение  всякого  неугодного партийной линии процесса,  совершенно бессмысленные поступки,  единственным оправданием  которых  служила выгода системы - все это стало продуктом мышления масс в Советском Союзе.  А в формировании самым непосредственным  образом  участвовали  структуры пропаганды и агитации, полностью контролировавшиеся ЦК ВКП(б). И прикрываясь ленинским  лозунгом  о  постановке дела в пропаганде и агитации начистоту, поскольку классы де обмануть нельзя(5), Сталин и его команда  проводили под прикрытием щита пропаганды свои бесчеловечные эксперименты.

         Еще на рубеже нашей эры Овидий сказал замечательную фразу: "Зло подобает приукрашивать  словами."(6)  Но  человечество  не прислушалось  к этим словам ,  за что ему и пришлось так тяжело расплачиваться, но можно надеяться, что сделанные ошибки наставят  людей на путь истинный,  на котором они не будут вновь совершены.



         1) Williams A.R. The Soviets.-New York: Harcort, Brace and Company, 1937.-P.374.

         2) Пароятникова А.Д. Конденсированные символы в буржуазной пропаганде./ Язык и  стиль  буржуазной  пропаганды.-М.:  Изд-во МГУ, 1988.-С.75-76.

         3) Артемов В.Л.  Объективная природа стереотипов и их  использование империалистической пропагандой./Проблемы социальной психологии и пропаганды.-М.: Политиздат, 1971.-С.96.

         4) Williams A.R. The Soviets.-New York: Harcort, Brace and Company, 1937.-P.369.

         5) Ленин В.И. Доклад о замене разверстки натуральным налогом./ ПСС.Т.43.С.58.

         6) Nominibus millire licet mala.(лат.) - Зло подобает приукрашать словами.( Овидий "Наука любви" )


































    Список использованных источников

    и литературы.



            Источники:

    1) Большевистская печать.-М.: Политиздат, 1940.-472с.

    2) История ВКП(б).Краткий курс.-М.:Политиздат,1950-350с.

    3) Ленин  В.И.  Доклад  о  замене  разверстки натуральным налогом./ПСС.Т.43.С.57-74.

    3) Ленин  В.И.  Письмо к товарищу о наших организационных задачах./ ПСС.Т.7.С.3-72.

    4) Ленин  В.И.  Речь  по  аграрному  вопросу  22 мая ( 4 июня ) 1917г./ ПСС.Т.32.С.168-190.

    5) Ленин В.И.  Что делать ? /  ПСС.Т.6.С.3-195.

    6) Правда.Январь-март.1937г.

    7) Williams   A.R.  Nhe  Soviets.-New York: Harcort, Brace  and Company, 1937.-p.554.

            

    Литература:

    1) Артемов В.Л. Правда о неправде. Критические очерки по современной империалистической антисоветской пропаганде.-М.:Политиздат,  1984.-270с.

    2) Афанасьв В.Г. Социальная информация и управление обществом.-М.:Политиздат,  1975.-448с.

    3) Беглов С.И. Внешнеполитическая  пропаганда.  Очерк  теории  и практики: Учебное пособие.-М.:Высшая школа,  1980.-366с.

    4) Бутенко А.Н. Откуда и куда  идем:  Взгляд   философа  на  историю  советского  общества.-Л.:Лениздат, 1990.-288с.

    5) Власов Ю.М. Пропаганда за фасадом  новостей.-М.: Изд-во  МГУ, 1976.-143с.

    6) Володин В. Цифры и факты.  Как их  использовать.-М.: Политиздат, 1968.-63с.

    7) Гуревич П.С.  Пропаганда в  идеологической борьбе.-М.: Высшая школа,1987-263с.

    8) Иванов В. Идеология: характер и  закономерности развития.-М.: Политиздат,1977.-303с.

    9) Идеология и общественная психология.- Фрунзе:Илим,1968.-119с.

    10) Колеватов  В., Носков А. Идеология: ликвидация недоразумений или выработка новых подходов ?//  Коммунист.1991.N4.С.41-55.

    11) Маслов  Н.Н. Идеология сталинизма: История утверждения и сущность (1929-1956).-М.:Знание,  1990.-64с.

    12) Нестеренко Ф.П. Пропаганда советского образа жизни в печати. -М.:  Изд-во  МГУ, 1982.-14с.

    13) Парамонов А.В.,  Червонная С.М. Советская живопись.-М.: Просвещение, 1981.-272с.

    14) Политическая информация.-М.:Политиздат,  1973.-192с.

    15) Политическая  информация. Некоторые  вопросы  теории  и практики.-М.:Мысль,  1974.-140с.

    16) Проблема социальной психологии и пропаганда.-М.: Политиздат, 1971.-183с.

    17) Свечников П.В. У истоков партийной  пропаганды.-М.: Московский рабочий,1978.-176с.

    18) Средства массовой информации и пропаганды.- М.:  Политиздат, 1984.-352с.

    19) Страницы истории советского общества: Факты, проблемы, люди - М.:Политиздат, 1989.-447с.

    20) Стриженко А.А. Язык и идеологическая борьба.-Иркутск: Изд-во Иркутского унив-та,  1988.-152с.

    21) Шандра В.А. Газета , пропаганда, жизнь: вопросы теории и методики.-М.:Мысль, 1982.-143с.

    22) Ядов В.А.Идеология как форма духовной деятельности общества. - Л.:Лениздат, 1961.-234с.

    23)Язык и стиль буржуазной пропаганды.-М.:Изд-во МГУ,1988.-200с.


    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.