Прежде чем говорить о содержании "
Правды " и о действии этого содержания на массовое сознание
необходимо сказать об общих моментах влияющих на эффективность
идеологического воздействия. Она ( эффективность ) "...в решающей
степени определяется умелым сочетанием теоретической и организационной
деятельности , пропаганды и агитации,"(1)-говорит по этому поводу
В.А.Шандра. Именно поэтому при при разработке методов воздействия любой
мало-мальски уважающей себя идеологии необходимо учитывать некоторые важные
моменты. И прежде всего внимание должно быть обращено к человеку , который
"... как объект пропагандистского воздействия,- говоря словами Афанасьева
,-представляет собой сложную совокупность ( систему ) качеств, воплощающих
черты общественной среды , а также конкретной среды , которая его окружает
( его "микросреды") , специфичность его исторического опыта ,
наследственных задатков , причем этот человек характеризуется определенной
степенью активности , избирательностью по отношению к общей и конкретной среде
, к требованиям и принципам социальной идеологии."(2) Такое сложное
определение, разработанное в 1975 году , Ленин , который , без всякого сомнения
, в пропаганде разбирался превосходно , выражал кратко и ясно:
"...никогда миллионы людей не будут слушать советов партии , если эти
советы не совпадают с тем , чему их учит опыт собственной жизни."(3)
Таким образом любая пропаганда , которая
"...ставит своей целью формирование взглядов людей , их мировоззрения ,
убеждений и побуждение их к определенным практическим действиям на основе
этих взглядов и убеждений..."(4), и особенно пропаганда , от которой
зависит судьба идеологии , просто обязана обращаться к отдельным личностям. В
работах советских исследователей этот механизм хорошо описан применительно к
системе буржуазной пропаганды. Гуревич об этм говорит
так:"...Манипулятивная пропаганда буквально одержима манией
персонификации. Она предлагает аудитории многочисленные варианты ,
позволяющие отождествить себя с образами удачников , суперменов , аутсайдеров
, мстителей. Глубокое внутреннее влечение человека к осознанию собственного
"Я" подменяется , по сути дела , фиктивным , иллюзорным
самоудостоверением."(5) Для Гуревича этой самой манипулятивной
пропагандой представляется пропаганда "Западная", буржуазная и
антисоветская , но если внимательно проследить , то будет заметно
значительное сходство в принципах и методах работы как западных , так и
советских структур политического информирования , которые собственно и
являются манипуляторами. Попробуем же в этом убедиться. И начнем с уже
приведенного примера - метода персонификации.
В советской пропаганде 30-х годов он
применялся в довольно -таки парадоксальной форме. С одной стороны , режим
проповедовал теорию абсолютно равного общества , где каждый человек имеет ровно
столько же прав как и любой другой , но с другой стороны , в обществе
произошло четкое разделение на своих и чужих. Но в этом парадоксе нет ничего
странного если вспомнить основные характеристики пропаганды и агитации и их
основное различие первая обеспечивает стратегические задачи , вторая ведает
тактикой. Вот и появляются на страницах "Правды" пропагандистские статьи
о стахановском движении, описывающие подвиги простых рабочих , которые как
правило с детства работали на шахтах и заводах , затем воевали с белыми и ,
наконец , трудятся на благо советской Родины. Огромная масса в среде
крестьянства и рабочих воспринимают эти материалы и возникает обратная реакция
служащая , как мы помним, вторым потоком в процессе политической информации.
Использование метода персонификации запускает цепную реакцию
пропагандирования. В редакцию газеты приходят письма читателей. Эти
материалы исключают практику фальсификации , поскольку они , с точки зрения
пропаганды , совершенны; в них присутствует четко выраженная направленность к
различным социальным группам и выражающая интересы этих групп тематика
(полувеком позже Шандра напишет: "...наряду с теоретико -
пропагандистскими материалами , которые рассчитаны на массовую аудиторию
, в газете могут и ДОЛЖНЫ публиковаться тексты , адресованные определенным
специальным группам , максимально созвучные их интересам ,
потребностям."(6)) Но самые важные для пропагандирования характеристики
этих материалов - это искренность и , в то же время , лояльность и даже , как
правило , любовь к режиму. Примером для сказанного может служить подборка
писем в "Правде" от 1 января 1937 года под общим заголовком
"Мой самый счастливый день в 36 году ".(7) Семантическое содержание
текстов этих писем указывает на стремление газеты создать прочную установку ,
которая представляет из себя "...звено , образующееся в системе взаимодействия
индивида с внешним миром, взаимодействие , начинающееся с воздействия
внешнего мира на индивида, субъекта."(8) Прибегая к простейшим приемам:
таким , как "...Употребление в речи нескольких синонимов из одного
синонимического ряда, - которое,- способствует усилению смысла сказанного ,
" нагнетанию " основного семантического оттенка данного
ряда..." (9) (" благополучный" ," удача" ,"
успех" , "полный счастья" ," счастливо" ,"
счастливый" и наконец "самый счастливый " ; до 3% слов из этого
ряда), использование штампованных языковых средств ( " любимая Родина
"," народная демократия", "лучшее государство",
"коммунистическая партия" и др.) , приводит к появлению установки у
читателей данных материалов , направленной на восприятие советской
действительности в положительном свете. А по мнению Шерковина - "...В
соответствии с усвоенными установками люди реагируют положительно или
отрицательно на все , что так или иначе касается их или как-нибудь
затрагивает их интересы , их осознанные или бессознательные влечения , их
ценности."(10) Именно поэтому существует столь очевидное направленность
на создание четкой и постоянной установки по отношению к воспринимаемой
действительности , как к наиболее совершенному варианту. Та же тенденция
прослеживается и в отношении культуры , искусства. В качестве примера , причем
очень яркого , хотелось бы привести слова художника , которые долго блуждали
по страницам прессы. "...Я глубоко верю в большое искусство наших
дней,-писал А.А.Дейнейка.- Красивое искусство современности... Кого не захватят
наши дни ? Кто останется к ним равнодушным ? Яркие порывы , титанические
размахи пролетариата - солнце - красочно хочется набросать тысячью самоцветных
каменьев и запечатлеть эту героическую борьбу пролетарских масс."(11)
Такие же материалы публикуются и на страницах "Правды", доводя иногда
этот процесс до абсурда. Например к столетию Пушкина в газете присутствуют
материалы , посвященные этому событию (12), и среди них статьи и заметки, посвященные
советскому государству, причем в этих материалах прослеживается тесная связь
пушкинской поэзии и сталинского искусства. Появляется мысль о том , что
Александр Сергеевич, без всякого сомнения, стал бы лауреатом сталинской
премии. Тексты написаны с применением клише в сильной степени экспрессивности
("яркие порывы", "титанические размахи", "героическая
борьба", "протест поэта", "реакция царизма" и т.д.),
использованием синтаксических средств усиления ( вопросительные предложения,
употребление тире), что несомненно должно было сказаться на появлении четкой
установки и даже стереотипа. О стереотипах и пойдет ниже речь.
"Стереотипы,- пишет В.Л.Артемов,-
это представление или образ , которые схватывают то или иное явление в целом
, сразу , без частностей и деталей."(13) У стереотипов существует особый
механизм действия - "...Для пробуждения стереотипа требуется затронуть
установку, - которая, - есть сложившаяся у индивида на основе имеющегося опыта
предрасположенность к восприятию социальной информации с учетом определенных
социальных позиций , что выражается в системе ценностных ориентаций
субъекта."(14)
"Стереотип , как всякое психическое
образование ,включает в себя единство двух взаимодействующих начал - знания и
отношения , из которых то одно , то другое выступает в качестве
преобладающего."(15) Но это происходит далеко не всегда. В манипулятивной
пропаганде сталинского режима знание находится в состоянии подчинения к
отношению , поскольку государство обладало монополией на информацию. Но
существует закономерность - "...двуединая структура стереотипа
(отношение плюс знание) ставит отношение в обратную зависимость от знания
субъекта. Чем выше образованность осведомленность и сознательность человека,
тем лучше он понимает , чьим интересам соответствует пропагандистский
материал."(16) Как же обстоит дело с повышением образованности и
осведомленности на страницах "Правды"?
Для начала обратимся к газетным материалам
, посвященным внешнеполитическим обзорам. В 1937 году внимание всего мира
конечно же было посвящено событиям в Испании , боевые действия находили
широкое отражение на страницах прессы всего мира и "Правда" не
являлась исключением. Около 17% материалов относились к зарубежным новостям,
и от 5 до 10% в каждом номере , за исключением специальных , было отдано под
"испанские" репортажи, сводки, сообщения. У Советского Союза
существовал четко выраженный интерес к Испанской войне , поскольку эта страна
могла впоследствии войти в пока немногочисленное сообщество социалистических
государств. Поэтому "товарищам по борьбе" необходимо было помочь ,
для чего в Испанию высылались отряды "добровольцев" В добровольцах же
недостатка не ощущалось, особенно среди офицеров НКВД. А в это время в
советской прессе идет полным ходом процесс пропагандирования, основной задачей
которого становится создание стереотипа , выражавшегося бы в полной поддержке
массами политики правительства.
В этой работе хорошо помогают такие методы
, как нейтральное пропагандирование ( в газете появляются факты и события ,
сообщение о которых получены из нейтральных источников), метод драматизации
фактов (выражающийся в использовании семантических средств для придания фактам
и событиям более выразительной окраски), кроме того широко распространено
комментирование сообщений. Названные приемы позволяют манипулировать фактами в
угоду информатора , и возможно это благодаря специфической природе факта. Это
замечал еще Горький , писавший весьма образно о том , что "...Факт - еще
не вся правда , он - только сырье , из которого следует выплавить , извлечь
настоящую правду. Нельзя жарить курицу вместе с перьями ,- продолжает он,-
...нужно научиться выщипывать несущественное оперение факта , нужно уметь
извлекать из факта смысл."(17) "... Факт действительности - это
завершенный или незавершенный процесс взаимодействия вещей , предметов ,
систем, а процесс противоречив , так как одновременно содержит в себе и
момент изменчивости и момент устойчивости."(18) Из-за этого противоречия
появляется возможность воздействия фактами на общественное сознание. И даже
не придется что-либо изменять в расстановке фактических данных , которые
" ... в каждом случае будут абсолютно верны . За их достоверность можно
ручаться под присягой. Но именно толкование этих данных , как и самого факта в
целом , делает их пропагандой."(19)
Комментарий же является одной из наиболее
сильных сторон сталинской пропаганды. Пронин говорит: "... комментарий
можно понимать в узком смысле как прямое повышение однозначности и
увеличения информационной избыточности в сообщении , иными словами ,-
сообщение степени свободы интерпретации сообщения реципиентом; комментирование
же , понимаемое широко ,- это отбор и знаковое кодирование информации."(20)
Прекрасно это заметно на примере материалов "Правды", посвященных
судебным процессам по делам "изменников и предателей Родины".
Присутствие на ее страницах гневных , ругательных материалов понятно ,
как-никак обвинение в измене , но где же статьи о предыдущей работе этих
людей , а они были далеко не рядовыми в партии. Не может же быть такого ,
чтобы Радек, Пятаков, Сокольников, Серебряков и другие "государственные
преступники" на протяжении десятков лет совершали лишь преступления , причем
безнаказанно. Но так или иначе , в номерах "Правды" с 21 по 30
января , пока шел суд не было ни одного положительного слова о них.(21)
Зато присутствует большое количество
прекрасных , с пропагандистской точки зрения, обличительных статей ,
выполненных в превосходной экспрессивной манере , причем в них отмечаются такие
выразительные формулы , которые недоступны для буржуазной прессы и поныне.
"Троцкистские шпионы, диверсанты, изменники", "продавцы народной
крови", "подлейшие из подлых" и т.д. Произошло
лексико-семантическое смещение в значении слов - то ,что в семантике называется
актуализацией значения путем наполнения старого слова (формы) новым
содержанием.(22) А при этом следует помнить , что "...Семантическая
структура слова связана с различными категориями психики человека, а
следовательно , способна отражать сферу субъективного в общении в форме
разного рода коннотаций оценочных, контекстуальных , стилистических ,
культурных и идеологических.- сфера субъективного , ко всему прочему, - может
выражаться с помощью других средств языка: лексических, синтаксических,
стилистических и даже текстовых."(23)
Такие свойства средств языка в политике
приводят к тому , что образуется "...языковое поле , которое объединяет
ключевые политические термины и символы (миф) , название доктрин , специальную
политическую лексику , слова-лозунги."(24) Это языковое поле существовало
и в советской политической системе. И более того , оно переросло в
"...Политический язык - основной язык пропаганды."(25) Lasswell
H. полагал , что "...Нельзя политические идеи преподносить в произвольной
форме , она должна быть строго регламентирована. Только в том случае , когда
политический язык приобретает строгие нормы , эффект воздействия будет
достаточным."(26) Этого можно достичь при помощи "политического
мифа", а каждый "политический миф" состоит из большего или
меньшего числа "политических формул". С помощью "ключевых
символов" и "лозунгов" пропагандист (коммуникатор) и обрушивает
на массы поток "политических формул"."(27) Несколько
опережая Lasswell'а,об этом говорил Луначарский: "... Если для данного
времени имеется какой-то лозунг , надо его до дна довести и совершенно
пропитать этим лозунгом сознание той среды , к которой вы обращаетесь."(28)
Пропаганда 30-х годов прекрасно использовала этот совет , насыщая лозунгами
каждую пядь газетной полосы. При этом в лозунгах присутствует прежняя
тенденция , характерная для пропаганды в целом - крайняя степень
экспрессивности , доведенная до полуистерии. Даже за , казалось бы ,
нейтральной фразой "За большевистский стиль руководства" скрывается
выразительная картина чисток в партии, абсолютного контроля сверху и привычка
подчиняться усвоившаяся у каждого гражданина. А что уж говорить о таких лозунгах
, как "Смерть изменникам Родины", "Проклятие фашистам",
"Раздавить гадину" и т.п. , да еще если учесть , что они выдвинуты
простыми людьми сталеварами и колхозниками.(29) Вот и приходили в редакцию
газеты все новые и новые отклики , продолжала действовать установка перерастая
в прочный стереотип. И мало кто верил уже в 1938 году обвиняемым Бухарину,
Рыкову, Раковскому, Ягоде и многим другим , потому что "партия всегда
права".
А права партия (вернее Сталин) всегда
потому , что вовремя использовала нужные формулы , для создания
"политического мифа" о непогрешимости и "святости"
товарища Сталина , а вот Бухарин , например , будучи хорошим теоретиком , но
слабым практиком , не сумел. Сталин оказался хитрее и практичнее всех
своих "товарищей" - он вовремя понял и использовал суть пропаганды и
уже никогда не выпускал ее механизм из под своего контроля. Это-то и помогло
Иосифу Джугашвили умереть , хотя и неспокойно , но зато будучи выше любого из
смертных.
1) Шандра В.А. Газета, пропаганда, жизнь:
вопросы теории и методики.-М.: Мысль, 1982.-С.25.
2) Афанасьев В.Г. Социальная информация и
управление обществом.-М.: Политиздат, 1975.-С.398.
3) Ленин В.И. Речь по аграрному вопросу.
22 мая (4 июня) 1917г./ ПСС.Т.32.С.178.
4) Свечников П.В. У истоков партийной
пропаганды.- М.: Московский рабочий, 1978.-С.110.
5) Гуревич П.С. Пропаганда в
идеологической борьбе.-М.: Высшая школа, 1987.-С.254.
6) Шандра В.А. Указ. соч., с.63.
7) См.: "Правда" от 1 января
1937г.
8) Цит. по: Проблемы социальной психологии
и пропаганды. М.: Политиздат, 1971.-С.38.
9) Стриженко А.А. Основные
закономерности использования языка в буржуазной пропаганде./ Язык и стиль
буржуазной пропаганды.-М.: Изд-во МГУ, 1988.-С.20.
10) Цит. по: Проблемы социальной психологии
и пропаганды. -М.: Политиздат, 1971.-С.38.
11) Цит. по: Парамонов А.В.,Червонная С.М.
Советская живопись.-М.: Просвещение, 1981.-С.69.
12) См.: "Правда" от 9-12 февраля
1937г.
13) Артемов В.Л. Правда о неправде.
Критические очерки по современной империалистической антисоветской
пропаганде.-М.: Политиздат, 1984.-С.201.
14) Там же, с.213.
15) Артемов В.Л. Объективная природа
стереотипов и их использование империалистической пропагандой./ Проблемы
социальной психологии и пропаганды.-М.: Политиздат, 1971.-С.95.
16) Там же, с.102.
17) Цит. по: Володин Цифры и факты. Как их
использовать. М.: Политиздат, 1968.-С.9.
18) Власов Ю.М. Пропаганда за фасадом
новостей.- М.: Изд-во МГУ, 1976.-С.29.
19) Там же, с.28.
20) Цит. по: Власов Ю.М. Пропаганда за
фасадом новостей... С.30.
21) См. "Правда" от 21-30 января
1937г.
22) См. Язык и стиль буржуазной
пропаганды.-М.:Изд-во МГУ, 1988.-С.15.
23) Стриженко А.А. Язык и идеологическая
борьба.-Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та, 1988.-С.15.
24) Там же, с.7.
25) Ермоленко Д.В. Пропаганда и семантика./
Проблемы социальной психологии и пропаганды.-М.: Политиздат, 1971.-С.49.
26) Цит. по: Проблемы социальной психологии
и пропаганды.- М.: Политиздат, 1971.-С.50.
27) Там же.
28) Цит. по: Нестеренко Ф.П. Пропаганда
советского образа жизни в печати.-М.: Изд-во МГУ, 1982.-С.8.
29) См. "Правда" от 28 января
1937г.
Заключение.
Подводя итог работе , можно говорить о том
, что на примере прессы хорошо видно широчайшее распространение
идеологического информирования масс ( или проще говоря пропаганды ) во всех
сферах советского общества. И пресса занимала не последнее место в этом
процессе. " Ее функции,- писал в 1937 году Albert Williams,- не делать
деньги или развлекать читателя, а информировать его и стимулировать его
интерес и веру в коммунизм."(1)
Для прессы и в часности для
"Правды" это означало то же , что и формирование общественного
сознания, манипулирование этим сознанием, внедрение в него идеологических
формул, угодных тем, кому была выгодна вся идеологическая система, основанная
на лжи и лицемерии, прикрытыми значительными фразами и лозунгами. Создание
идеологических и политических мифов , воспринимаемых как абсолютная истина и
служащих для получения необходимых системе стереотипов, осуществлялось
"...различными способами,- пишет о системе буржуазной пропаганды, не
слишком отличающейся от советской, А.Д.Пароятникова,- здесь и простой обман,
и дезинформация, и подтасовка фактов, и замалчивание, и другие методы и
приемы манипулирования общественным сознанием..."(2) В случае с
"Правдой" прекрасно использовались семантические особенности
языковых единиц. Четкая организация пропагандирования, скорее даже
общественного внушения , с которым неизменно связана всякая пропаганда(3),
позволила газете преуспеть в формировании взглядов и представлений миллионов
советских граждан. Под воздействием пропаганды и агитации в 30-х годах идет
полным ходом становление нового типа личности, и невозможно было бы достигнуть
такого результата без пропаганды и агитации, основные цели которых в том и
состоят, чтобы "...дать понимание социализма 175 миллионам людей
союза; усилить в них энтузиазм для строительства социализма; заменить
старые индивидуалистические представления и взгляды на мир общественными,
коллективными; подготовить подрастающее поколение для будущего общества коммунизма."(4)
Но вся проблема в том, что параллельно с
этими необходимыми и очень важными, шло формирование и других взглядов и
представлений. Слепое поклонение партии и лично товарищу Сталину,
бессознательное осуждение всякого неугодного партийной линии процесса,
совершенно бессмысленные поступки, единственным оправданием которых служила
выгода системы - все это стало продуктом мышления масс в Советском Союзе. А в
формировании самым непосредственным образом участвовали структуры пропаганды
и агитации, полностью контролировавшиеся ЦК ВКП(б). И прикрываясь ленинским
лозунгом о постановке дела в пропаганде и агитации начистоту, поскольку
классы де обмануть нельзя(5), Сталин и его команда проводили под прикрытием
щита пропаганды свои бесчеловечные эксперименты.
Еще на рубеже нашей эры Овидий сказал
замечательную фразу: "Зло подобает приукрашивать словами."(6) Но
человечество не прислушалось к этим словам , за что ему и пришлось так
тяжело расплачиваться, но можно надеяться, что сделанные ошибки наставят людей
на путь истинный, на котором они не будут вновь совершены.
1) Williams A.R. The Soviets.-New York:
Harcort, Brace and Company, 1937.-P.374.
2) Пароятникова А.Д. Конденсированные
символы в буржуазной пропаганде./ Язык и стиль буржуазной пропаганды.-М.:
Изд-во МГУ, 1988.-С.75-76.
3) Артемов В.Л. Объективная природа
стереотипов и их использование империалистической пропагандой./Проблемы
социальной психологии и пропаганды.-М.: Политиздат, 1971.-С.96.
4) Williams A.R. The Soviets.-New York:
Harcort, Brace and Company, 1937.-P.369.
5) Ленин В.И. Доклад о замене разверстки
натуральным налогом./ ПСС.Т.43.С.58.