МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Внутриполитическая пропаганда в СССР 1935-1939 годов: материалы газеты "Правда" в социально-психолог...

    дискуссию  обратимся  к  мнению другого специалиста. Lasswell H. определяет пропаганду как попытку повлиять на установку большого числа людей по противоречивым вопросам. По мнению американского политолога , нейтральное распространение взглядов не является  пропагандой.  Такой же точки зрения придерживается Davies I.  Однако правомерно поставить вопрос ,  какое распространение взглядов можно считать нейтральными ,  чтобы почувствовать абстрактность такого подхода.(20)

         Французские исследователи Haratonic P.L.  и Moran T.P. понимают пропаганду не как распространение конкретной  "ортодокссии" ,  а как совокупность определенных структур ,  абстрактных символов , влияющих на человеческое восприятие , мышление и поведение.  Иначе говоря ,  пропаганда сводится к символическому отражению мира.  Не подлежит сомнению тот факт ,  что  средства массовой информации пользуются разработанной символикой. Однако это вовсе не означает будто пропаганда вообще лишена  идеологического и теоретического содержания - пишет Гуревич.(21)

         Разумеется, в этих определениях  фиксируются  определенные грани  пропагандистского процесса ,  но вместе с тем содержится конкретная тенденция: замаскировать политические цели пропаганды ,  свести ее к абстрактному просвещению , коммуникации или к акту символизации.  При этом пропаганда нередко понимается настолько  расширительно ,  что включает в себя фактически всю общественную жизнь.  Так , английский историк Thomson O., полемизируя  с  Lasswell'ом ,  предлагает следующее определение:  " К пропаганде относятся любые средства внедрения и передачи  образов ,  идей или информации , которые влияют на человеческое поведение , взятое с его активной или пассивной стороны. Сюда  входят почти все аспекты искусства и коммуникации ".(22) Таким      образом , для зарубежных специалистов характерны две основные точки  зрения:  во-первых ,  представление о пропаганде как о влиянии на установку большого числа людей  по  "  спорным вопросам  ",  при этом не считается пропагандой распространение нейтральных взглядов ,  вторая позиция заключается в представлении  пропаганды в виде любых средств внедрения и передачи информации , влияющей на человеческое поведение.

         Но наиболее приемлемым определением , с моей точки зрения ,  является формула В.Соковнина ,  который в 1968 году  писал:"...Одной  из форм общения ,  специально служащей для распространения идеологических взглядов , является пропаганда."(23) Без  всякого сомнения пропаганда - это форма общения ,  и подтверждение мы находим в работе другого советского исследователя. Б.П.Базылёв  пишет:"...Одна из основных функций пропаганды состоит в оказании идеологического и социально  - психологического воздействия , которое предпологает общение в специализированной форме социального взаимодействия тех ,  кто  создает  пропагандистские тексты ,  с теми , кто их воспринимает."(24) Примем же на веру данное утверждение и попытаемся впоследствии проследить это общение на примере "Правды".

         Само собой , возникает вопрос - почему именно печать является объектом нашего исследования ?  Ответ состоит в том ,  что печатная пропаганда  являлась  наиболее  эффективным  средством пропагандистского воздействия в 30-е годы.  После признания несостоятельности кружкового и индивидуального методов в 1939 году , ЦК в лице тов. Сталина рекомендовал "...сосредоточить внимание партии на пропаганде в печати  и  организации  лекционной системы  пропаганды..."(25) Эти два вида пропаганды и стали основными на многие годы ,  но предпочтение всегда отдавалось печатной пропаганде ,  поскольку за ней было чисто психологическое преимущество. По наблюдениям психологов , человек способен внимательно прочитать в нормальных условиях 25 тысяч слов , а выслушать лишь 9 тысяч.(26) Сие  и  предопределило  главенствующие позиции печати в деле пропагандирования. Кроме того , метод печатной пропаганды дает возможность использовать прием нейтрального информирования ,  дающий прекрасные результаты. Таковы основные критерии выбора печати ,  как объекта исследования  ,  а

    сейчас необходимо разрешить еще одну важную проблему терминологического плана - проблему соотношения пропаганды и  агитации  в печати.

         Хорошо разработан этот момент в работе В.А.Шандры ,  который различает понятия пропаганды и агитации.  Он пишет:"... для пропаганды характерен акцент на просвещение , имеющее целью вооружить трудящихся системой политических знаний..." Агитация же "...Опирается преимущественно на разъяснение.  В агитации также присутствует элемент просвещения ,  но он не определяет ее сущности."(27) Кроме того ,  автор обращает внимание на то  ,  что "...  предметом печатной партийной пропаганды являются актуальные аспекты социальных теорий и общественно-исторической  практики."(28)  А  агитация  "...обеспечивает идеологически решение ближайших , тактических задач партии и народа."(29) Таким образом  ,  мы можем говорить о разделении пропаганды и агитации по характеру задач:  пропаганда ведает стратегией в распространении идеологии ,  агитация занимается тактикой.  Но чего же больше в советской прессе 30-х годов ? В этом мы постараемся разобраться в III главе.


    1) Соковнин В.  Человеческое общение и идеология./ Идеология и общественная психология.- Фрунзе, 1968.-С.97.

         2) Цит.  по:  Власов  Ю.М.  Пропаганда  за  фасадом новостей. -М.: Изд-во МГУ, 1976.-С.22.

         3) Там же, с.27.

         4) Цит. по: Политическая информация. Некоторые вопросы теории и практики.-М.: Мысль, 1974.-С.9.

         5) Там же, с.10.

         6) Политическая информация.-М.: Политиздат, 1973.-С.10.

         7) Там же, с.9.

         8) Политическая  информация.  Некоторые  вопросы  теории и практики.-М.: Мысль, 1974.-С.40.

         9) Там же, с.66.

         10) Там же, с.24.

         11) Там же.

         12) Якобсон П.М.  Эмоциональный фактор  в  пропагандистском воздействии./  Проблемы  социальной психологии и пропаганды.-М.: Политиздат, 1971.-С.63.

         13) Политическая  информация.  Некоторые  вопросы теории и практики.-М.: Мысль, 1974.-С.18.

         14) Гуревич П.С.  Пропаганда в идеологической  борьбе.-М.: Высшая школа, 1987.-С.110-111.

         15) Правоторов В.Ф. Пропаганда.// Философский энциклопедический словарь.-М.: Политиздат, 1983.С.539.

         16) Там же.

         17) Гуревич П.С.  Пропаганда в идеологической  борьбе.-М.: Высшая школа, 1987.-С.100.

         18) Там же, с.101.

         19) Там же.

         20) Там же, с.102.

         21) Там же.

         22) Там же.

         23) Соковнин В.  Человеческое общение и идеология. / Идеология и прсихология.- Фрунзе.: Илим, 1968.-С.97.

         24) Базылев Б.П.  О специфике употребления слова в системе буржуазной пропаганды./ Язык и стиль  буржуазной пропаганды.-М.: Изд-во МГУ, 1988.-С.49.

         25) Цит. по: Большевистская печать.-М.: Политиздат, 1940.- С.359.

         26) См.  Проблемы социальной психологии и  пропаганда.-М : Политиздат, 1971.

         27) Шандра В.А.  Газета, пропаганда, жизнь: вопросы теории и методики.-М.: Мысль, 1982.-С.29

         28) Там же, с.25.

         29) Там же, с.30.













































    Глава II. Партия и пропаганда.


            В период своего правления сталинское правительство  хорошо помня слова Ленина о том , что " ...Мало ведь назвать себя " авангардом ",  передовым отрядом,  надо и действовать  так  , чтобы  все  остальные отряды видели и вынуждены были признать ,

    что мы идем  впереди,"(1)-  основательно  занималось  проблемой пропаганды  и агитации ,  поскольку от того ,  что увидят " остальные отряды " и признают ли движение вперед, значительно зависела  устойчивость позиций административно-командной системы.

    Без пропагандистского воздействия на массы  трудно  удержать  в устойчивом  положении  гигантский  колосс с совершенно парадоксальной структурой управления , противоречивой социально-экономической  политикой,  а  при  его использовании это не так уж и трудно , поскольку "...Пропагандистское воздействие создает ситуации , в которых наличная потребность удовлетворяется предоставлением людям информации ,  затрагивающей их интересы и  ценности  и  помогающей  им выявить связи между собой и социальной действительностью,"(2)  -  свидетельствует  Н.Л.Элива.  И  это прекрасно подходит режиму , так как информация , как мы уже говорили полностью находилась под контролем государства  и  может затрагивать интересы людей ,  используя их в собственных целях.

         И.В. Сталин на XVIII съезде в 1939 году  отмечал:  "  Есть еще  одна  область партийной работы ,  очень важная и очень ответственная , по линии которой осуществлялось за отчетный период  укрепление  партии и ее руководящих органов,- это партийная пропаганда и агитация ,  устная и печатная , работа по воспитанию  членов  партии и кадров партии в духе марксизма - ленинизма."(3) Эти слова были директивой к действию для  всех  уровней власти.  Отмеченная вождем " важная и очень ответственная " работа должна была проводиться во  всех  направлениях  внутренней политики  ,  будь то образование ,  производство или социальная сфера.  При этом необходимо действовать истинно  по-ленински  - "... пропагандировать , и организовывать , и агитировать наиболее доступно, наиболее понятно , наиболее ясно и живо..."(4)

         Но для  того ,  чтобы проводить работу наиболее эффективно необходимо создание системы по-настоящему массовой пропаганды , которая "...  обращается не только к жизненным убеждениям человека , к его взглядам и представлениям. Она учитывает также всю гамму человеческих чувств и переживаний во всем богатстве их неповторимых конкретных и в то же время типичных проявлений.  Поведение одного человека ,  агента группы или представителя того или иного класса не может быть описано через характеристику тех идей ,  носителем которых выступает данная личность. Людям присущи определенные интересы и потребности ,  ожидания и идеалы, настроения и перживания , иллюзии и устремления. Внутренний мир человека сложен.  Личность не только познает , она переживает , анализирует ,  вырабатывает жизненную позицию.  Понять эти процессы можно только на базе изучения психологических механизмов. Без  их учета пропаганда и контрпропаганда теряют не только адресность , но и присущие им многослойность , конкретность,"(5)- выражаясь  словами Гуревича.  Правда сталинская пропаганда вряд ли заботилась о переживаниях советских граждан ,  но по  поводу настроений  ,  ожиданий  ,  иллюзий и устремлений можно сказать практически со стопроцентной уверенностью уж они  то  находились под постоянным наблюдением.

          Наблюдения за поведением народа ,  проводившееся в подвалах НКВД , особистами на промпредприятиях и в армии , стукачами по месту жительства позволяли выявить психологические установки , стереотипы и общую психологическую готовность к пропагандистскому воздействию.  Но об это мы будем говорить ниже ,  а  пока вернемся к отношению пропаганды и государства.

        Все ,что необходимо , для массового пропагандирования труд но осуществить без мощного центрального органа , занимавшегося бы пропагандистской и агитационной работой. Централизация и объединение в единую структуру таких ранее созданных учреждений ,  как Институт массового заочного  обучения,  политотделы на предприятиях произошло в 1939 году , когда было создано управление пропаганды и агитации при ЦК ВКП(б).

         В докладе 18 марта 1939 года А.А. Жданов говорил:" Для того ,  чтобы успешно руководить делом  марксистско  -  ленинской пропаганды  в партии и государстве ,  для того ,  чтобы успешно решать задачи ликвидации теоретического и политического  отставания партийных кадров ,  ЦК должен иметь мощный аппарат пропаганды и агитации в виде Управления пропаганды и агитации , сосредотачивающего  всю  работу  по печатной и устной пропаганде и агитации."(6)

         Оно должно было ,  по словам Сталина:  "...сосредоточить в одном месте дело партийной пропаганды и агитации  и  объединить отделы  пропаганды и агитации и отделы печати в едином Управлении...с организацией соответствующего отдела пропаганды и  агитации в составе каждой республики , краевой и областной парторганизации."(7) Эта мера  должна  была  решить  основную  задачу партийной пропаганды ,  которая "...  состоит в том , чтобы помочь нашим кадрам всех отраслей работы овладеть  марксистско  - ленинской наукой о законах развития общества."(8) Наука о законах развития общества , в то же время , претерпела коренные изменения и мало походила теперь на истинно - ленинскую науку. Но этого уже никто не замечал ,  поскольку та самая  пропаганда  , несшая  науку  в  кадры ,  влияла и на членов ВКП(б) ,  которые должны были распространять ее ( науку ) в массы. Даже директивы высших чинов во властных структурах , направленные вниз превращались в своего рода метод пропагандистского воздействия  , ибо информация  ,  подававшаяся  в  них была неоспорима и абсолютно правильна.  Сомневающихся же довольно быстро убеждали в ее правильности , используя весьма практичные методы , например аресты , пытки , осуждения и казни. Была , правда , и мягкая мера - исключение из партии , которая впрочем приводила к тому же.

         В конце концов ,  для верхушки тоталитарного режима , хоть и  с  хорошо  поставленной  пропагандистской работой в массах , особую опасность представляет прослойка  мелких  управленцев  , которые весьма желают стать управленцами покрупнее.  Но Сталину удалось пресечь эти тенденции , используя превосходное средство -  террор. Мелкие и средние управленческие слои время от времени подвергались чисткам ,  которые , правда , иногда затрагивали и высших чиновников , а также рядовых членов партии. Это была необходимая профилактика страховка ,  и сегодня можно  достаточно уверенно говорить о высокой эффективности таких мер , поскольку есть возможность сравнивать правление Сталина , продержавшегося у  руля с три десятка лет и период властвования Никиты Хрущева , смещенного со своего поста.

            Так или иначе , партия как и "... социалистическая пропаганда осуществляет развернутую программу политического  просвещения масс ,  призванную развивать их общественное сознание и активизировать их  историческую  деятельность."(9)  Политическое просвещение ,  одновременно с развитием общественного сознания и активизацией исторической деятельности создает  своеобразную  " массовую культуру " ,  имеющую большинство признаков того явления ,  которое советские политологи 70-х обнаружили на  Западе.  Психозы  на  почве этой самой " культуры " можно обнаружить и в СССР.  Правда , " массовая культура , советского пошиба отличается большей абстрактностью , отсутствием бытового момента , мы строили коммунизм и было некогда думать о себе ,  но она так же "... эксплуатирует психологические механизмы людей , их потребности в галлюцинаторном воплощении своей мечты ,  в  реализации возмездия  за  крушение собственных иллюзий.  Но действительная пружина этой псевдо-культуры лежит в совсем другой  плоскости - в  стремлении  скрыть  кричащие  противоречия между официальной идеологией и реальностью,"(10)- выражаясь словами Гуревича.

         Именно стремление скрыть кричащие противоречия между идеологией и реальностью привело к использованию максимально эффективных  средств создания " массовой культуры ".  По сему ,  для скорейшего достижения заданной цели  ,  все  шире  используются средства  массовой  информации  и пропаганды ,  главной особенностью которых является всеохватность (11)."  Средства массовой информации и пропаганды не знают себе равных по масштабу охвата и как канал обратной связи."(12) Это прекрасно понимал  и Ленин , писавший "...Газета может и должна быть идейным руководителем партии , развивать теоретические истины , тактическое положения ,  общие организационные идеи ,  общие задачи всей партии в тот или другой момент."(13) Без всякого сомнения ,  помимо печатной пропаганды существует необходимость и в других видах , но именно печать должна была стать лидером среди средств массовой  информации в деле пропагандирования населения , поскольку она является наиболее действенным и эффективным средством.  Один  тот лишь факт ,  что человек в нормальном состоянии способен прочитать 25 тысяч слов, а выслушать только 9 тысяч , говорит о многом. Да ко всему прочему практически неограниченные возможности воздействия как временные ,  так и пространственные  привели  к широкому  распространению  печатной  продукции.  Как докладывал А.А.Жданов на XVIII съезде ВКП(б) 18 марта 1939 года:"...Расширяется печатная пропаганда , имеющая решающее значение в постановке пропагандистской работы."(14)

         Л.М.Каганович ,  выступая  14  сентября 1938 года в газете "Гудок", говорил:"...Больше должно быть системы и равномерности в распределении материалов на страницах газет.  Иначе может получиться как бы флюс - второстепенные , малозначительные вопросы  получают  в  газете непомерно много места,  а важные наоборот - остаются в тени.  Чтобы избежать этого ,  следует ввести  в газетах  определенные  разделы ,  в которых мог бы на привычном месте найти интересующие его статьи и заметки."(15) Какая  трогательная забота о читателе , не иначе как у товарища Кагановича существует какой-то интерес к газетной информации , к размещению  оной на страницах ( об этом мы поговорим несколько позже).  Да здесь еще и советы по информированию:"...  Газета должна выделять главный вопрос и бить в одну точку,  пока не будут получены положительные результаты,"(16)- сообщает  он  ,  выявляя недюжие способности пропагандиста. В 1982 году В.А.Шандра определит одним из свойств пропаганды то  ,  что  нарком  сказал  в 1938:  "...Действенность  ,  эффективность пропаганды во многом определяется актуальностью ее содержания."(17) Но это не единственный  фактор  повышения отдачи после пропагандирования замеченный Кагановичем. "Вопросы нужно ставить острее. И дело здесь не в количестве фактов ,  а в качестве.  Голые факты мало о чем говорят. надо объяснять суть дела, устанавливать связь цепи событий,  анализировать положение,  делать практические выводы,"- (18)говорит он.

         Таким образом  ,  мы  могли увидеть некоторые существенные стороны проблемы. Налицо и заинтересованность режима в массовом пропагандировании  ,  и прямое участие высших должностных лиц в этом процессе ,  а также хорошо виден процесс  централизации  в структурах пропаганды и агитации.


    1) Ленин В.И. Что делать ? / ПСС.Т.6.с.83-84.

         2) Элива Н.Л.  Исследование мышления в советской  психологии.-М.: Наука, 1966.-с.40.

         3) Сталин И.В. Отчетный доклад на XVIII съезде о работе ЦК ВКП(б)  10 марта 1939г./ Большевистская печать.-М.: Политиздат, 1940.-с.358.

         4) Ленин В.И.           / ПСС.Т.41.с.95.

         5) Гуревич  П.С.  Пропаганда  в идеологической борьбе.-М: Высшая школа, 1987.-с.234.

         6) Цит.   по:   Большевистская   печать.-М.:   Политиздат, 1940.-с.361.

         7) Сталин И.В. Указ. соч.,с.359.

         8) Там же.

         9) Гуревич П.С. Указ. соч.,с.235.

         10) Там же: с.252.

         11) Средства массовой информации и  пропаганды.-М.:  Политиздат, 1984.-с.65.

         12) Там же: с.66.

         13) Ленин  В.И.  Письмо к товарищу о наших организационных задачах./ ПСС.Т.7.с.8.

         14) Цит. по: Большевистская печать.-М.: Политиздат, 1940.-с.361.

         15) Там же: с.355.

         16) Там же.

         17) Шандра В.А.  Газета , пропаганда , жизнь: вопросы теории и методики.-М.: Мысль, 1982.-с.18.

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.