Законодательное регулирование инвестиционной деятельности в РФ
В дальнейшем была предусмотрена специальная процедура
регулирования иностранных инвестиций в области национальной обороны, радио и
телевидения, воздушного транспорта и игр. Законодательством предусматривается
осуществление административными органами контроля за прямыми иностранными
инвестициями, когда иностранное участие превышает 50% капитала испанской фирмы,
при условии, что объём инвестиций, превышает 500 млн. песет. Иностранные инвестиции
и их ликвидация подлежат регистрации в Инвестиционном регистре Министерства
экономики и финансов Испании.
Правительство Индии, поставив себе в начале 90-х годов прошлого века
задачу ускоренного развития экономики страны и интеграции в мировую систему
экономических отношений на основе проводимой политики экономических реформ и
либерализации экономики, добилось главного успеха – создало благоприятные инвестиционные
условия. В результате проведенных рыночных реформ были значительно сокращены
требования по лицензированию производственной деятельности, устранены
ограничения на создание совместных предприятий и на расширение масштабов
производства, созданы четкие законодательные, налоговые, финансовые и
таможенные правила. Таким образом, был открыт доступ иностранному капиталу к огромным
материальным и людским ресурсам Индии, банковскому сектору, рынку ценных бумаг
и технологиям промышленного и сельскохозяйственного производства.
Из основных мероприятий правительства Индии по привлечению иностранных
инвестиций особо положительную роль сыграло принятие в 1999г. Закона о
валютном регулировании, что способствовало привлечению иностранных инвестиций
в страну, поскольку одной из основных статей Закона является разрешение репатриации
инвестированного капитала и перевода за границу любого количества иностранной
валюты. Правительство Индии приветствует инвестиции в такие отрасли индийской
экономики, как энергетика, инфраструктурные проекты, машиностроение,
информационные технологии, фармацевтика, нефтегазовый и нефтехимический
комплексы страны, а также другие отрасли, продукция которых востребована на
местном рынке. Россия в Индии среди стран-инвесторов занимает 20 место с
объемом инвестиций в 1991-2006гг. 116 млн. долл. США.
Французское правительство с 1985 г. проводит политику последовательной
либерализации притока иностранных инвестиций. Эта политика носит целенаправленный
характер по привлечению в страну капиталовложений, стимулирующих развитие
передовых, наукоемких отраслей, расширению экспорта, созданию новых рабочих
мест. Общий контроль за иностранными инвестициями во Франции возложен на
министерство экономики, финансов и бюджета. Но непосредственным и основным
органом, занимающимся координацией финансовых отношений страны с иностранными
государствами и регулированием притока прямых иностранных инвестиций во
Францию, является Директорат казначейства этого министерства.
В действующем французском законодательстве существует четкое разграничение
между прямыми и прочими иностранными капиталовложениями. В соответствии с действующим
законодательством особое положение среди инвесторов занимают страны ЕС, на
которые распространяется наиболее льготный режим. По декрету от 21 мая 1987
г., под прямыми инвестициями стран Сообщества во Франции понимаются
инвестиции, осуществляемые физическими лицами, постоянно проживающими в этих
странах, или, юридическими лицами, находящимися в этих государствах контролируемыми
прямо или косвенно резидентами из стран ЕС (кроме Франции).
В случае получения от Директората казначейства разрешения на
капиталовложения иностранный инвестор производит необходимые валютные операции
только через банк-посредник, наделенный соответствующими полномочиями и
контролируемый Банком Франции. В дальнейшем созданная и действующая на
французской территории иностранная компания пользуется теми же правами, что и
национальная компания, то есть на нее распространяется национальный режим в
вопросе уплаты налогов, получения кредитов и разного рода льгот.
Глава 3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ
ЭФФЕКТИВНОСТИ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. Особенности
регулирования инвестиционной деятельности в
регионе на примере
Курской области
Очень
важную роль в целостной системе управления инвестициями играет региональная инвестиционная
политика, которая предполагает систему мер, проводимых на уровне отдельного
региона и способствующих мобилизации инвестиционных ресурсов и определению
направлений их наиболее эффективного использования в интересах региона.
Весьма
эффективными инструментами управления инвестиционной сферой в регионах
являются: разработка инвестиционной политики с использованием программно-целевого
подхода, обоснование и совершенствование нормативно-правовой базы, стимулирующей
повышение результативности использования инвестиционных ресурсов; предоставление
налоговых льгот, оптимизация тарифов и ставок, а также льготных инвестиционных
кредитов при осуществлении вложения средств в основной капитал; развитие в регионах
баз данных о намечаемых к реализации инвестиционных проектов (существуют в
Курской области); формирование механизма гарантий; создание региональных и
местных бюджетов развития; обеспечение контроля и повышение ответственности
за целевое использование инвестиционных ресурсов на всех уровнях
хозяйствования.
В
целом законодательные и финансово-экономические стимулы в региональной инвестиционной
политике стран Запада способствовали подъему депрессивных регионов,
многофункциональному развитию городских и сельских территорий, реконструкции
и модернизации крупных городов, решению социально-экономических и
экологических задач.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
реализация
государственных целевых программ
|
|
|
|
государственно-частное
партнерство (финансирование проектов из средств Инвестиционного фонда
на конкурсной основе)
|
|
|
|
бюджетные инвестиции
в инфраструктурные объекты
|
|
|
|
предоставление
гарантий перед государственными финансовыми структурами
|
|
|
|
|
|
|
разработка законодательной базы
|
|
предоставление
льготных кредитов
субъектам Федерации и отдельным предприятиям
|
|
предоставление льготных кредитов
|
|
предоставление
льгот по региональным налогам
|
|
поддержка инвестиционных
фондов
|
|
предоставление
компенсационных выплат селькохозяйственным предприятиям
|
|
|
|
региональный
мониторинг инвестиционного процесса
|
|
Рис.3 Инструменты регулирования
региональных инвестиционных проектов
Проблема
децентрализации инвестиционной политики актуальна для нас в связи с тем, что в
столь обширной стране, как Россия, между субъектами федерации имеются существенные
различия по всей совокупности факторов, определяющих экономическую и
инвестиционную ситуацию. Поэтому законодательное закрепление прав и ответственности
федеральных, региональных и местных властей, создание соответствующих
механизмов регулирования инвестиций является очень важными и необходимыми
условиями саморазвития территорий.
В целом рамочный
характер инвестиционного законодательства на федеральном уровне позволяет
регионам развивать собственную правовую базу. И многие субъекты используют
это право, принимая соответствующие региональные законы. В Курской области,
например, таким законом является Закон Курской области от 12.08.2004г. № 37-ЗКО
«Об инвестиционной деятельности в Курской области».
По оценке агентства «Эксперт
РА», по рейтингу инвестиционного климата Курская область находится в одной
группе с Липецкой, Белгородской, Ярославской и другими экономически развитыми
областями Центрального федерального округа (см. табл.1) и занимает ныне 7 место
в ЦФО и 36 - в стране (средний потенциал – умеренный риск). По итогам 1
полугодия 2007 года объем инвестиций в основной капитал составил 10,5 миллиарда
рублей или 166 процентов к соответствующему периоду 2006 года. По объему
инвестиций на 1 жителя (17,8 тысячи рублей за 2006 год) Курская область
занимает 3 место в Центральном Черноземье и 7 в ЦФО.
Возросла также
активность инвестиционных компаний, работающих в Курской области. В 2001-2005
годах ими было вложено в свои предприятия и хозяйства более 13 миллиардов рублей.
Однако необходимо отметить и то, что динамика общих объемов инвестиций пока не
носит стабильно растущего характера.
Другие
действующие постановления губернатора области регламентируют проведение
конкурсных отборов наиболее эффективных инвестиционных проектов и мер господдержки
инвесторов. В 2006 году для господдержки были отобраны 13 проектов по развитию
животноводства. В 2007 году из 24 отобраны 14 проектов с общим объемом инвестиций
10,5 миллиарда рублей - по ним из средств областного бюджета будут
предоставлены госгарантии на 3,2 миллиарда рублей.
Таблица
1
Инвестиционная привлекательность некоторых субъектов РФ
|