МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Девиантное материнство в современном родительстве

    Девиантное материнство в современном родительстве

    Московский комитет образования

    Педагогический колледж №6

    Выпускная квалификационная работа

    Тема: ’’Девиантное материнство

    в

    современном родительстве.’’

    Дипломник: Закревская В.Л.

    41

    группа

    (дошкольное отделение)

    Руководитель: Куделина Е.М.

    Москва 2004 .

    Содержание

    Введение

    1. Психология педагогического материнства.

    1. Развитие материнства

    2. Психологическая готовность к материнству

    3. Стили переживания женщиной беременности

    2. Девиантное материнство

    1. Психология беременной женщины

    2. Представление о материнстве и родительские позиции у

    женщин не готовых к материнству

    3. Подготовка родителей к рождению ребенка

    1. Развитие систем пренатального воспитания

    4. Психология сопровождения родительства

    1. Основные концепции и модели психологического

    сопровождения родительства

    2. Диагностика семьи и семейного воспитания

    Список литературы

    Практическое изучение знаний родителей о пренатальной педагогике.

    Программа работы с родителями.

    Занятия для будущих родителей.

    Введение

    В последние десятилетия в нашей стране наблюдается тенденция к

    такому социальному явлению, как отказ матери от ребенка. Что же

    нарушает естественное формирование готовности к материнству?

    Исследователи указывают на ряд факторов, предполагающие к этому.

    Одним из малоизученных аспектов проблемы является обнаруженный в

    начале века феномен искаженного восприятия матерью своего нежеланного

    ребенка. В следующем это наблюдалось у женщины с послеродовой

    депрессией.

    Ученые предполагают, что эти изменения связаны с эмоциональным

    состоянием женщины, которая переживает резкое расхождение между

    реальным и идеальным ребенком, о котором она мечтала во время

    беременности. При этом она воспринимает его, как обманувшего ее

    надежды, источник принуждения и страдания.

    Исследователи считают, что к таким искажениям особенно

    предрасположены одинокие матери с их повышенной тревожностью,

    потребностью в благодарности, с неосознанным чувством вины. Они

    проецируют на ребенка свои худшие качества. Для них он воплощает в

    себе зло, которое они испытывали, все, в чем они себе отказывают.

    По мнению исследователей одной из причин девиантного материнства

    является неблагоприятный детский коммуникативный опыт. Будущая

    отказница отвергалась матерью с детства, что привело к нарушению

    формирования нормального материнского поведения необходимо сравнение

    с собственной матерью.

    Кроме того, нельзя не отметить возрастающую в последнее время

    проблему ранней подростковой беременности. Данные немногочисленных

    исследований, свидетельствуют об искаженном формировании материнской

    сферы, несформированной мотивации материнства и несерьезном, детском

    отношении к беременности у девушек подростков ожидающих ребенка.

    В связи с этим мы решили рассмотреть в своей курсовой современное

    родительство по следующему плану. В начале мы рассмотрели психолого-

    педагогические исследования материнства. В него входит: развитие

    материнства и психологическая готовность к материнству. Изучая эту

    тему, мы столкнулись с девиантным материнством, в нем мы

    рассматриваем психологию беременной женщины и представление о

    материнстве, и родительские позиции у женщин не готовых к

    материнству.

    А так же затронули вопрос о подготовке родителей к рождению

    ребенка, для этого мы ознакомились с развитием системы пренатального

    воспитания. И изучили психологическое сопровождение родительства. В

    него входят основные концепции и модели психологического

    сопровождения родительства и диагностика семьи и семейного

    воспитания.

    Предметом нашего исследования является Современное Родительство,

    объектом – девиантное материнство.

    Задачи, которые мы поставили:

    . Изучить теоретические исследования по современному

    родительству

    . Анализ теоретических и практических исследований

    современных психологов

    . Просвещение родителей о знании моделей современного

    родительства

    Методы исследования:

    1. изучение теоретического материала

    2. анкетирование

    3. диагностика

    При написании курсовой работы мы столкнулись со следующими

    проблемами:

    1. эксперементельные исследования носят обзорный характер

    2. мало времени для собственных исследований и выводов

    Но часть научно – практической работы мы провели в научно –

    практическом центре «Благовест». В ходе работы проводилось

    анкетирование родителей, в результате было установлено, что родители

    делятся на две группы:

    1. родители, которые не знают ничего о пренатальном воспитании

    и развитии ребенка.

    2. родители, которые знают немного.

    Но и тех и других интересуют только сами роды и их облегчение.

    Для того чтобы заполнить пробел в их знаниях мы разработали программу

    консультаций для будущих мам, которая состоит из пяти консультаций.

    Теоретическая часть

    1. Психолого-педагогические исследования материнства

    «Не рано ли говорить о каком — то воспитании, когда

    ребенок еще не появился на свет?»

    В современных исследованиях материнство как психосоциальный

    феномен изучается в двух основных направлениях: как обеспечение

    развития ребенка и как часть личностной сферы женщины.

    Самостоятельным направлением можно считать перинатальную психологию,

    занимающуюся проблемами беременности, родов, послеродового периода. В

    русле первого направления рассмотрим следующие аспекты изучения

    материнства.

    Культурно-исторические аспекты материнства

    В исследованиях этого направления институт материнства

    рассматривается как исторически обусловленный, изменяющий свое

    содержание от эпохи к эпохе. Кросскультурные исследования и в первую

    очередь работы М. Мид показали, что материнское поведение и

    содержание эмоциональных переживаний и представлений матери о

    развитии ребенка и своей материнской роли различны в разных культурах

    и зависят от конкретной культурной модели материнства и детства. В

    исследованиях ставится вопрос о биологических основах материнства,

    обеспечивающих развитие ребенка, и о конкретных культурных моделях

    материнства, направленных на воспитание ребенка как члена своего,

    конкретного общества.

    Психофизиологические аспекты материнства

    Мать и обеспечиваемые ею условия рассматриваются с позиций

    организации физиологической и стимульной среды для развития ребенка.

    Развитие материнства и динамика состояния беременности изучаются с

    точки зрения формирования физиологической «доминанты материнства».

    Успешность родов связывают с психофизиологическими особенностями

    эмоциональной сферы женщины и ее личностными характеристиками.

    Психологические аспекты материнства

    Феноменологическое направление. В этих исследованиях выделяют и

    описывают функции матери, особенности ее поведения, переживаний,

    установок. В исследованиях, связанных с изучением успешности

    адаптации женщины к материнству, учитываются различные факторы:

    личностные особенности, история жизни, адаптация к супружеству, опыт

    взаимодействия с собственной матерью, особенности семейной модели

    материнства, возможность взаимодействия с младенцами и появление

    интереса к ним в детстве.

    Психолого-педагогическое направление скорее относится к

    психологии родительства, к периоду ожидания ребенка и его раннего

    развития. Исследователи разрабатывают методы психологической

    коррекции и психологической подготовки беременной, а также семейных

    пар с ориентацией на «сознательное родительство», психологические

    тренинги, способы альтернативных родов. Выделяются качества матери,

    особенности ее переживаний и состояний, которые считаются

    оптимальными и на которые ориентируются при составлении коррекционных

    программ.

    Психотерапевтическое направление. В этом направлении изучаются

    особенности матери, которые могут служить источником нарушения

    психического развития ребенка: различные формы отклоняющегося

    материнского отношения, особенности матерей с шизоидными чертами, с

    явлениями послеродовой депрессии и т. д.

    Материнство как стадия половозрастной и личностной идентификации

    Материнство анализируется с точки зрения личностного развития

    женщины, психологических и физиологических особенностей разных

    периодов репродуктивного цикла. Беременность рассматривается как

    критический период жизни женщины, как стадия поло-ролевой

    идентификации, в ходе которой изменяется ее сознание и

    взаимоотношения с миром.

    В рамках психоанализа исследуется актуализация в беременности

    своего пренатального опыта эмоционального взаимодействия с матерью,

    выделяется типология отношения к беременности по критерию

    сознательного-бессознательного принятия-отвержения.

    В психотерапевтически ориентированных исследованиях беременность

    рассматривается как период жизни, сенситивный к обострению

    психологических проблем и требующий психологического вмешательства и

    поддержки.

    В других исследованиях беременность — это подготовительный этап в

    развитии взаимной привязанности матери и ребенка. Он связан с

    возникновением новых интрацептивных ощущений женщины, совпадающих с

    началом шевеления ребенка. В период беременности обычно возникает

    внутренний диалог матери с ребенком и постепенно формируется его

    образ, который изменяется в сторону большей реалистичности и

    обобщенности. Отдельно обсуждаются вопросы беременности юных женщин:

    особенности личностного развития, привязанность к матери, материнская

    компетентность и т. д.; проблемы поздней беременности,

    психологического бесплодия, психотерапия и психокоррекция.

    Девиантное материнство

    В настоящее время этот аспект изучения материнства является одной

    из наиболее острых областей исследования в психологии — как в

    практическом, так и в теоретическом плане. Сюда включаются проблемы,

    связанные с матерями, отказывающимися от своих детей и проявляющими

    по отношению к ним открытое пренебрежение и насилие, проблемы

    нарушения материнско-детских отношений, которые служат причинами

    снижения эмоционального благополучия ребенка и отклонений в его

    оптимальном психическом развитии.

    Онтогенетические аспекты формирования материнства

    Разные авторы выделяют этапы развития материнства от планирования

    до реализации в первом и втором поколениях, а также этапы

    беременности и рассматривают ее связь с развитием личности.

    Индивидуальный онтогенез материнства проходит несколько этапов, в

    процессе которых происходит естественная адаптация женщины к

    материнской роли. А. И. Захарова выделяет семь сенситивных периодов в

    развитии «материнского инстинкта», придавая большое значение

    отношению девочки с родителями, игровому поведению, стадиям половой

    идентификации. В исследовании Г. Г. Филипповой материнство

    рассматривается как материнская потребностно-мотивационная сфера,

    дается описание ее составляющих и филогенетических и онтогенетических

    этапов развития.

    Одним из важнейших этапов становления материнства является период

    беременности. Его содержание определяется изменениями самосознания

    женщины, направленными на принятие новой социальной роли и

    формирование чувства привязанности к ребенку. По характеру

    преобладающего переживания многие исследователи делят период

    беременности на три этапа: принятие женщиной решения о сохранении или

    прерывании беременности, начало движения плода, подготовка к родам и

    появлению ребенка в доме. В период после рождения происходит

    психологическое принятие ребенка как независимой личности и адаптация

    к нему. Каждая беременность сопровождается нормативным семейным

    кризисом и оканчивается принятием нового члена семьи.

    Представленный краткий обзор современного состояния исследований

    в области психологии материнства позволяет заключить, что существует

    целый ряд направлений изучения данного явления, что говорит о большом

    интересе исследователей и востребованности этой темы в современной

    науке и практике.

    1.1. Развитие материнства

    Г. Г. Филиппова выделяет два уровня развития материнства. С

    эволюционной точки зрения материнство — вариант родительской сферы

    поведения (как составной части репродуктивной сферы), присущего

    женскому полу, которое приобретает особое значение у млекопитающих.

    Это связано с вынашиванием и выкармливанием потомства и

    необходимостью обеспечения заботы о нем именно материнской особью.

    Исключительность материнского поведения на высших эволюционных

    стадиях развития позволяет выделить материнство в самостоятельную

    материнскую потребностно-мотивационную сферу поведения. Ее

    эволюционным назначением является обеспечение матерью адекватной

    заботы о потомстве, что и является материнскими функциями. В

    поведении матери ее функции выражаются в эмоциональных реакциях на

    ребенка, выполнении операций по уходу и общению с ним.

    На субъективном уровне для самой матери выполнение ее материнских

    функций достигается за счет наличия у нее соответствующих

    потребностей. Базовой потребностью для материнской сферы является

    потребность в контакте с объектом, носителем специфических

    этологических стимулов — гештальта младенчества. Эта потребность не

    единственная, но может рассматриваться как системообразующая для

    материнской сферы. Исследования автора позволили выделить в гештальте

    младенчества три компонента: физический (внешний вид, запах, звуки и

    т. п.), поведенческий (инфантильный стиль движений) и инфантильную

    результативность (результаты жизнедеятельности, результаты

    двигательной активности, продукты деятельности). Все три компонента

    гештальта младенчества имеют возрастную динамику и требуют различной

    реакции и различных ресурсных затрат матери.

    Г. Г. Филиппова выделяет шесть этапов становления материнской

    потребностно-мотивационной сферы поведения в онтогенезе.

    . Этап взаимодействия с собственной матерью в раннем

    онтогенезе.

    У человека этот этап включает пренатальный период и продолжается

    на всех онтогенетических этапах развития при взаимодействии с

    собственной матерью (или ее дублерами — носителями материнских

    функций). Наиболее важным является возрастной период до трех лет. В

    это время происходит освоение эмоциональной стороны материнско-

    детского взаимодействия, а также возникновение эмоциональной реакции

    на некоторые ключевые стимулы физического компонента гештальта

    младенчества и некоторые элементы операционального состава

    материнской сферы (baby talk, мимические реакции, эмоциональная

    окраска движений при взаимодействии с объектом, носителем гештальта

    младенчества).

    . Игровой этап и взаимодействие со сверстниками.

    Специфическим отличием этого этапа у человека является

    формирование и развитие основных компонентов материнской сферы в

    процессе сюжетно-ролевых игр с куклами, в дочки-матери, в семью.

    . Этап нянчания.

    На этом этапе закладываются основы «потребности в материнстве»,

    формируются потребности в охране ребенка и заботе о нем, то есть

    развивается восприятие ребенка как объекта деятельности. Эта

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.