МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Девиантное материнство в современном родительстве

    основанной на родственных чувствах и привязанностях, складывается

    особый эмоционально-психологический микроклимат, формируются семейные

    роли. Эти и многие другие параметры, переплетаясь между собой, и

    определяют семью как воспитательный микросоциум.

    Существуют различные модели помощи семье, которые может

    использовать психолог в работе с семьей.

    1.Педагогическая модель базируется на гипотезе недостатка

    педагогической компетентности родителей. Субъектом жалобы в таком

    случае обычно является ребенок. Консультант вместе с родителями

    анализирует ситуацию, намечает программу мер. Хотя причиной

    неблагополучия может быть сам родитель, эта возможность открыто не

    рассматривается. Психолог ориентируется не столько на индивидуальные

    возможности родителя, сколько на универсальные с точки зрения

    педагогики и психологии способы воспитания.

    Данная модель исходит из предположения о дефиците у родителей

    знаний и умений, связанных с воспитанием детей. Эта модель носит

    профилактический характер. В ней особенно нуждаются так называемые

    проблемные, дисфункциональные семьи. Она направлена на повышение

    психолого-педагогической культуры родителей, расширение и

    восстановление воспитательного потенциала семьи, активное включение

    родителей в процесс социального воспитания детей. Для этого

    используются различные формы работы.

    Сочетание теоретических знаний, их закрепление в опыте семейного

    воспитания, дискуссии и практикумы, обращенные к реальным трудностям

    семейного воспитания, создают хорошую основу родительской

    компетентности.

    2. Социальная модель используется в тех случаях, когда семейные

    трудности являются результатом неблагоприятных внешних обстоятельств.

    В этих случаях помимо анализа жизненной ситуации и рекомендаций

    требуется вмешательство внешних сил.

    3.Психологическая (психотерапевтическая) модель используется

    тогда, когда причины трудностей ребенка лежат в области общения,

    личностных особенностях членов семьи. Она предполагает анализ

    семейной ситуации, психодиагностику личности, диагностику семьи.

    Практическая помощь заключается в преодолении барьеров общения и

    выявлении причин его нарушений.

    4. Диагностическая модель основывается на предположении дефицита

    у родителей специальных знаний о ребенке или своей семье. Объект

    диагностики — семья, а также дети и подростки с нарушениями и

    отклонениями в поведении. Диагностическое заключение может служить

    основанием для принятия организационного решения.

    5. Медицинская модель предполагает, что в основе семейных

    трудностей лежат болезни. Задача психотерапии — диагноз, лечение

    больных и адаптация здоровых членов семьи к больным.

    Психолог может использовать различные модели помощи семье в

    зависимости от характера причин, вызывающих проблему детско-

    родительских и супружеских отношений.

    Формирование и функционирование родительства нуждается в

    психологическом сопровождении, содержание которого имеет свою

    специфику.

    Сопоставляя две основные модели психологической работы с семьей,

    сложившиеся в российской практике (модель поддержки и модель

    сопровождения), необходимо отметить следующее.

    Во-первых, их противопоставление в реальной деятельности

    практического психолога приводит к гипертрофированию то каузального,

    то симптоматического подхода в работе с семьей.

    Во-вторых, по сути, они являются двумя сторонами одной и той же

    медали. Их нужно рассматривать как закономерно взаимосвязанные модели

    психологической службы, потому что их приоритеты определяются едиными

    законами развития психики человека.

    В-третьих, сходство состоит в том, что предполагаемым конечным

    результатом работы в рамках обеих моделей является полноценное

    психическое развитие и успешность воспитательно-образовательного

    процесса в учреждении и в семье. Они обе могут работать по заказам и

    проектировать свою деятельность по собственной инициативе; основными

    субъектами взаимодействия в обеих моделях являются дети, педагоги,

    родители, администрация.

    В-четвертых, их принципиальное различие концентрируется в области

    средств, путей, приоритетов, доминирования, пропорции одних и тех же

    составляющих профессиональной деятельности психолога. И та, и другая

    модель нацелены на успешность и полноценность развития и

    педагогического процесса. Но одна за счет помощи, за счет работы со

    свершившимся неблагополучием, а другая — за счет создания условий,

    предотвращающих неблагополучие.

    В итоге следует подчеркнуть, модель сопровождения, ее методология

    представляет собой этап перспективного развития психологической

    службы образования. Модель поддержки – это актуальное решение

    злободневных проблем сегодняшнего состояния системы образования

    (выделение актуального и перспективного направления психологической

    службы предложено И. В. Дубровиной).

    В современной практической психологии еще не сложился единый

    методологический подход к определению сущности психологического

    сопровождения. Оно трактуется как вся система профессиональной

    деятельности психолога (P. М. Битянова); общий метод работы психолога

    (Н. С. Глуханюк); одно из направлений и технология профессиональной

    деятельности психолога (P. В. Овчарова).

    Как система профессиональной деятельности психолога

    психологическое сопровождение направлено на создание социально-

    психологических условий для эмоционального благополучия, успешного

    развития, воспитания и обучения ребенка в ситуациях социально-

    педагогических взаимодействий, организуемых в рамках образовательного

    учреждения.

    Более того, в систему сопровождения включаются все участники

    образовательного процесса, в том числе и родители. В качестве объекта

    психологического сопровождения может выступать либо конкретный

    родитель, конкретная семья, либо группа семей.

    Цель сопровождения — создать в рамках объективно данной ребенку

    социально-педагогической среды условия для его максимального

    личностного развития и обучения в данной ситуации.

    Н. С. Глуханюк (2001) рассматривает психологическое сопровождение

    как метод создания условий для принятия оптимальных решений в

    различных ситуациях жизненного выбора. Субъектом развития является

    человек, к ситуациям жизненного выбора относятся множественные

    проблемные ситуации, разрешая которые, человек определяет для себя

    путь развития — прогрессивный или регрессивный.

    Другие исследователи под психологическим сопровождением понимают

    систему организационных, диагностических, обучающих и развивающих

    мероприятий для педагогов, учащихся, администрации и родителей,

    направленных на создание оптимальных условий функционирования

    образовательного учреждения, дающего возможность самореализации

    личности (Т. Яничева, 1999).

    Существенным моментом является работа со всеми участниками

    «образовательного пространства» — учащимися, педагогами, родителями.

    Причем приоритеты, связанные с преимущественным вниманием к тем или

    иным группам, имеют принципиальное значение.

    Стратегическая цель функционирования школьной психологической

    службы формулируется как создание и поддержание в образовательном

    учреждении и семье развивающей среды, способствующей максимально

    полному развитию интеллектуального, личностного и творческого

    потенциала каждого ребенка.

    На наш взгляд, как направление (то есть возможное поле

    деятельности, ее содержание) психологическое сопровождение включает:

    • сопровождение естественного развития родительства;

    • поддержку родителей в трудных, кризисных и экстремальных

    ситуациях;

    • психологическое ориентирование процесса семейного воспитания.

    Как технология (как реальный целенаправленный процесс в общем

    пространстве деятельности с конкретным содержанием, формами и

    методами работы, соответствующими задачам конкретного случая)

    психологическое сопровождение — это комплекс взаимосвязанных и

    взаимообусловленных мер, представленных разными психологическими

    методами и приемами, которые осуществляются в целях обеспечения

    оптимальных социально-психологических условий для сохранения

    психологического здоровья семьи и полноценного развития личности

    ребенка в семье и его формирования как субъекта жизнедеятельности.

    Эта технология отличается от других, например, психокоррекции,

    психологического консультирования следующими особенностями:

    • позицией психолога и других субъектов сопровождения;

    • способами взаимодействия и разделением ответственности

    психолога с родителями;

    • приоритетами видов (направлений) деятельности психолога в

    работе родителями;

    • стратегическими целями (развитие личности родителя как субъекта

    семейного воспитания);

    • критериями эффективности работы психолога в терминах

    субъектности личности родителей, связанной с принятием родительской

    ответственности.

    В завершение следует отметить, что методология психологического

    сопровождения семьи и семейного воспитания предусматривает

    многообразие психологических практик в работе с родителями и эта

    тенденция сохранится как один из важнейших принципов opгaнизации

    психологической службы.

    4.2. Диагностика семьи и семейного воспитания

    Представленные ниже методики отражают различные подходы к

    пониманию сущности семейного воспитания, воспитательного потенциала

    семьи, которые большинство исследователей связывают с ее

    психологической атмосферой, системой межличностных отношений,

    характером отношения к детям, их интересам, потребностям уровнем

    психолого-педагогической и общей культуры родителей, образом жизни

    семьи, структурой, индивидуально-типологическими особенностями

    родителей.

    Анализ потребностей родителей в психолого-педагогической

    подготовке

    Любая работа с родителями более эффективна, если она

    ориентирована на потребности конкретных родителей или групп семей в

    той или иной информации. В то же время практический психолог рискует

    заблудиться в многочисленных личностных проблемах родителей.

    Комплексные психодиагностические исследования требуют серьезного

    практического опыта анализа и интерпретации полученных данных и

    длительного времени. Сократить время на исследование, учесть

    потребности каждой семьи, сориентировать их на определенный

    возрастной подход, опыт семейного воспитания и его недостатки

    помогают спецпрактикумы.

    Гармония и нежность в отношениях между мужчиной и женщиной крайне

    важны еще до зачатия новой жизни. Для здоровья будущего ребенка имеет

    значение и то, была ли беременность запланирована, хотели ли будущие

    родители ребенка. Женщина должна полностью осознать свое желание

    стать матерью. Время, посвященное созданию гармонии в себе, вокруг

    себя, с другими людьми, во время беременности работает на будущего

    ребенка. Когда будущие мамы и папы мечтают привить своему ребенку те

    качества, которыми они наиболее восхищаются, такие, например, как,

    доброта, дружелюбие, щедрость, - это и есть первые фундаментальные

    шаги на пути к воспитанию здорового во всех отношениях ребенка.

    Доктор Верни утверждает, что отец может оказать значительное

    позитивное или негативное влияние на развитие ребенка. Успокаивающее

    присутствие отца, который любит мать и с нетерпением ждет ребенка,

    положительно влияет на роды.

    Авторитетный американский ученый Дэвид Чемберлен считал, что для

    хорошей подготовки к родам надо постоянно быть в контакте с ребенком.

    Он советует будущей матери относится к еще не родившемуся ребенку как

    к личности. Просто пытаться предположить, что он способен общаться,

    что он учится и запоминает все важные события, которые происходят во

    внешнем мире. Многим родителям это кажется странным. Поэтому дети

    лишаются первых, очень важных уроков общения с окружающим миром.

    Ученый утверждает, что к детям переходят даже речевые характеристики

    голоса матери, и первый крик новорожденного часто сходен с голосом

    матери.

    Контакт с ребенком создается не только ласковой беседой, но и

    пением. Когда мама поет, ее голос переходит с высоких частот на

    низкие, слуховой орган ребенка, связанный с мозгом, воспринимает эту

    разницу между звуковыми сигналами и реагируют на них особенно

    эмоционально. Мягкие колебания околоплодных вод при проникновении

    музыкальных звуков нежно воздействуют и слегка массируют тельце

    малыша. Любой контакт, даже мыслительный, желательно сопровождать

    мягким прикосновением к животу, тем самым как бы обнимая свое дитя и

    энергетически его поддерживая. Когда мама переключает все свое

    внимание во внутрь себя, она испытывает особые чувства и находится в

    том физическом и психологическом состоянии, которое благотворно

    влияет на плод. Немаловажно также умение мамы представлять своего

    ребенка. Совсем не обязательно мысленно видеть мальчика или девочку,

    наделять их определенными чертами лица. Главное, представлять ребенка

    целиком, все его тельце, улыбающегося и смотрящего на вас. Это можно

    проделывать столько раз, сколько захотите. Можно помечтать о том

    времени, когда ребенок родится, ощутить тепло его тельца. Тем самым

    вы изживаете страхи перед предстоящими родами, трудностями

    материнства.

    Восприятие беременной женщины красоты в природе, искусстве, в

    человеческих отношениях является для еще не родившегося ребенка самым

    бесценным подарком. Еще в древности будущая мать проводила много

    времени, созерцая природу. Ее старались ограждать от тяжелой

    физической работы в поле и дома, обучали специальным танцам, она

    рисовала, играла на музыкальных инструментах. Даже наши современные

    бабушки советуют, как можно чаще, смотреть на что-нибудь красивое во

    время беременности. Любуясь красотой, женщина пребывает в особом

    состоянии, которая сразу передается малышу. Звук и цвет имеют

    определенные физические свойства, способные в той или иной форме

    влиять на человека.

    Также очень важно установить психологический контакт между

    родителями и малышом после его рождения. Уже через несколько минут

    после рождения ребенка мать, и отец включаются в процесс бондинга,

    или образование эмоциональной связи. Бондинг — образование

    привязанности (этот термин применяется, главным образом, к периоду

    развития эмоциональных связей между родителями и детьми, которое

    начинается сразу после рождения и продолжается несколько месяцев).

    Издав первый крик и наполнив легкие воздухом, новорожденный

    успокаивается у материнской груди. Некоторые психологи считают, что

    ранние контакты родителей с ребенком имеют важное психологическое

    значения для упрочения уз, соединяющих детей и родителей.

    Литература к курсовой работе.

    1.Чичерина Н. (кандидат педагогический наук, психолог

    психотерапевт, директор пренатального Университета для будущих

    родителей статья «Воспитание до рождения». Журнал «Материнство»,

    октябрь 1999г. стр.35-37

    2.Цареградская Ж.В. «Пренатальная психология» г. Москва, 1999г.

    3.Овчарова Р. В. «Психологическое сопровождение родительства» г.

    Москва, 2003г.

    4.Филипова Г. Г. «Психология материнсива» г. Москва, 1999г.

    5.Материалы областной конференции по проблемам пренатальной

    психологии и медицины. Научный редактор — профессор Брехман Г.И.,

    Ивановская государственная медицинская академия, 1998 г.

    6.Ян Амос Коменский. «Материнская школа», г. С-Петербург, 1892г.

    7. Жарикова Ж.В. «Отношение к беременной в народной традиции» г.

    Москва, «Рожана», 1995 г.

    8.Шестопалова Е. «Как родить вундеркинда» г. Москва, г. «АиФ»

    1997г. февраль.

    9. Рахматшаева В. А. «Грамматика общения.» — М., 1996

    10. «Общая психодиагностика» / Под ред. А. А. Бодалева, В. В.

    Столина. — М., 1987.

    11. Пезешкиан Н. «Позитивная семейная психотерапия.» — М., 1994.

    12. Сатир В. «Как строить себя и свою семью.» — М., 1992.

    13. Соколова В. Н., Юзефович Г. Я. «Отцы и дети в меняющемся

    мире.» — М., 1991.

    14. Семья в психологической консультации. Опыт и проблемы

    психологического консультирования / Под ред. А. А. Бодале-

    ва, В. В. Столина. — М., 1989.

    15. Захаров А.И. «Ребенок до рождения и психология ребенка» г. С-

    Петербург, «Союз» 1998г.

    16. Мартынов С.М. «Чтобы ребенок родился здоровым» г. Москва, ж.

    «Дошкольное воспитание» 1997г. №7-11 .

    17.Сборник материалов I всероссийской научно-практической

    конференции по пренатальному воспитанию. Научный редактор — д-р

    медицинских наук, профессор Самсыгина Г.А., Москва, 1989 г.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.