МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Девиантное материнство в современном родительстве

    Традиционная функционально-ролевая согласованность супругов, их

    внимательность друг другу, неконфликтность в общении способствует

    позитивному принятию ими своих родительских функций:

    самостоятельности в воспитании, отсутствию строгости и

    раздражительности по отношению к ребенку, отсутствию ощущения

    «мученичества» в выполняемой роли родителя. В дальнейшем это

    выражается в стремлении к демократическим отношениям с ребенком,

    учете его субъективных качеств, потребностей, стремлений, желаний,

    некоторой самостоятельности в принятии решений. Все перечисленное, на

    наш взгляд, является благоприятными факторами для психического

    развития ребенка, приобретения им положительного коммуникативного

    опыта (одной из предпосылок готовности к родительству), сохранения и

    развития доброжелательных и внимательных отношений между супругами и

    создания благоприятного психологического климата в семье в целом.

    Полученный нами фактор гиперопеки рассматривается в контексте

    особенностей данной выборки. Все испытуемые в настоящий момент только

    ожидают ребенка, и стремление заботиться о нем, представление о его

    беззащитности и необходимости родительского ухода контроля,

    удовлетворения потребностей ребенка, которые он не может осуществить

    на данном этапе своего развития, являются, на наш взгляд,

    оправданными.

    По результатам проведенного нами исследования в целом можно

    сделать следующие выводы:

    В выборке женщин, готовых к материнству, преобладают:

    • мобилизирующие компоненты психоэмоционального состояния:

    психическое спокойствие, стремление к действию и активность;

    • образ матери принимающей, отзывчивой, способствующей развитию и

    обучению ребенка, разделяющей его самостоятельную ценность;

    • повышенное внимание со стороны мужа и чрезмерное стремление к

    товарищеским отношениям с ребенком;

    • гиперопека, учет субъективности ребенка, демократичность в

    отношениях с ним; принятие родительских функций, традиционная

    функционально-ролевая согласованность супругов.

    Для выборки женщин, не готовых к материнству, характерны:

    • демобилизирующие компоненты психоэмоционального состояния:

    психическое беспокойство, подавленность и депрессия, удрученность и

    тоскливость, страхи и опасения;

    • невыраженность таких качеств, как принятие, отзывчивость и

    стремление к развитию ребенка. Кроме того, прослеживается

    сверхценность ребенка (желание посвятить ему жизнь, отдать всю себя,

    чрезмерно опекать). Вероятно, это связано с удовлетворением

    потребности в объекте привязанности, стремлением уйти от собственных

    проблем в мир ребенка;

    • ощущение самопожертвенности в роли матери, ограниченность

    интересов женщины рамками семьи, неудовлетворенность ролью хозяйки

    дома;

    • большое количество супружеских конфликтов и «безучастность»

    мужа, его невключенность в дела семьи; необходимость посторонней

    помощи в воспитании ребенка;

    • стремление к чрезмерному обереганию ребенка от трудностей и

    сверхавторитету родителей, повышенный страх причинить ребенку вред;

    • предрасположенность к нетоварищеским отношениям с ребенком;

    • стремление не подавлять сексуальности и агрессивность ребенка,

    нежелание ускорять его развитие и способствовать его активности;

    • негативное представление о родительстве, эмоциональная

    неустойчивость в воспитании, переживание неразделенной родительской

    ответственности, игнорирование ребенка либо гиперопека.

    3. Психологическая подготовка родителей к рождению ребенка

    3.1. Развитие систем пренатального воспитания

    Вопрос о том, является ли вынашивание воспитанием, то есть,

    происходит ли при этом опосредованное включение будущего человека в

    общество, в разные эпохи решался по-разному.

    Первый этап в развитии пренатального воспитания — семейное

    пренатальное воспитание. Оно не было массовым, государственным, а

    осуществлялось сообразно потребностям малых сообществ, которые

    проверяли и отбирали супругов по физическим и нравственным критериям.

    Тем, кто не проходил испытания, запрещали вступать в брак.

    Для древних цивилизаций значимость периода беременности была

    непреложной истиной. Египтяне, индийцы, кельты, африканцы и многие

    другие народы разработали свод законов для матерей, супружеских пар и

    общества в целом, которые обеспечивали ребенку наилучшие условия для

    жизни и развития. Более тысячи лет назад в Китае существовали

    пренатальные клиники, где будущие матери проводили период

    беременности, окруженные покоем и красотой. Здесь же была разработана

    система эмбрионального воспитания «Тай-кье». Индийская традиция

    Барака Самхита применяла прослеживание плода в течение третьего и

    четвертого месяцев, а начиная с седьмого — ежемесячно.

    В дореволюционной России, особенно в северных регионах

    (Вологодская, Новгородская губерния), существовал свод правил и

    примет, регулирующих поведение беременной. Особую роль играла

    акушерка-повитуха или монахиня. Пренатальное воспитание состояло в

    передаче способов для саморуководства женщины во время беременности и

    родов, а также создавало некую временную общность и ставило женщину в

    особое положение в семье.

    Bторой этап — медицинский — начинается в конце XVII века с

    открытием акушерских училищ. На данном этапе пренатальное воспитание

    прекратило свое существование как отдельная практика, на смену ему

    пришло родовспоможение с его собственным образом рождающегося

    человека как организма, лишенного переживаний. Родовспоможение стало

    обязательной практикой, через которую проходили все женщины. Прочие

    практики являлись факультативными. В частности, когда в 1940-х годах

    психоанализ проявил интерес к беременным, лишь немногие из них имели

    возможность и пожелали посещать психоаналитические сеансы.

    В нашей стране, начиная с 1950-х годов репрессивный стиль пре- и

    перинатальных отношений воспроизводили и поддерживали школы будущей

    матери, которые открылись в этот период при каждой женской

    консультации. Эти школы ставили своей целью передачу знаний о

    внутриутробном развитии. Действительным результатом взаимоотношений

    женщины с врачом (до настоящего времени занятия в таких школах ведут

    врачи-гинекологи) являлись передача ответственности медицине, страх

    перед родами, утрата интуиции. Ребенок виделся как объект

    манипуляции. Поведение и чувства матери, направленные на будущего

    ребенка, складывались в соответствии со стереотипами общественного

    сознания, которые практиковали раннюю разлуку с ребенком и ранний

    переход к общественному воспитанию в детских садах и яслях. Интимные,

    индивидуализированные связи между матерью и ребенком не возникали,

    так как несли в себе угрозу тоталитарному воспитанию.

    Постепенно в науке нарастает интерес к младенчеству, который

    перестает быть «куском кричащего мяса». Обнаружилось, что он имеет

    свою собственную психическую активность. Возникает кризис

    «медицинского этапа» пренатального воспитания. Возрождается

    нетрадиционная практика, в которой, прежде всего была восстановлена

    фигура пренатального наставника и сделан акцент на

    индивидуализированной связи его с будущей матерью.

    Около 20 лет назад акушеры, психиатры и психологи многих стран

    Европы и Америки стали объединяться в Ассоциации перинатального

    воспитания, возник новый раздел науки о человеке — перинатальная

    психология. Она занимается изучением психической жизни плода и

    пытается найти ответы на следующие вопросы: когда начинается

    психическая жизнь плода, каково влияние матери на психику

    рождающегося человека, как влияет сам процесс беременности, родов и

    неонатальный период жизни на психику человека.

    Основой перинатальной психологии является теория перинатальных

    матриц. Особенно много сделал для их изучения американский психиатр

    С. Гроф. По Грофу, перинатальные матрицы — это стойкие функциональные

    структуры («клише»), которые являются базовыми для многих (если не

    для всех) психических и физических реакций в течение всей последующей

    жизни человека. Учение о формировании матриц при беременности и в

    родах стало уже стройной теорией.

    Акушерство всегда было и сегодня должно оставаться искусством,

    заключающимся не только в рождении ребенка без травм, но и — что не

    менее важно — физически и психически здорового. В свете теории

    перинатальных матриц одной из важных задач, стоящих перед обществом в

    целом и медициной в частности, является формирование и развитие

    перинатальной культуры, или культуры родительской (в самом широком

    смысле этого слова), которая поможет вырастить поколение духовно

    содержательное, относящееся к рождению ребенка как к естественному и

    радостному событию в своей жизни, а не как к процессу, требующему

    медицинского вмешательства.

    Третий этап — «альтернативный» — начинается в 1962 г. с открытием

    первого Центра пренатальной подготовки. В настоящее время во всем

    мире действуют различные центры пренатальной подготовки, существуют

    разветвленные службы «естественного деторождения», которые предлагают

    юридическое, медицинское, тренировочное, психолого-консультативное

    обслуживание. В Англии действует около десяти, в США около тридцати

    таких организаций, в Дании, Голландии такая служба является частью

    официального государственного пренатального сервиса. Следует отметить

    Национальную ассоциацию пренатального воспитания во Франции, Общество

    биогенетического здоровья в США, Мистическую школу сознательного

    зачатия и беременности.

    Воссоздание пренатальной культуры в России относится к 1982 году,

    когда И. Марковский прочел цикл лекций о водном рождении в клубе

    «Здоровая семья». Затем у него появились последователи — организация

    «Водное рождение», клуб здоровой семьи «Возрождение», творческий

    коллектив «Наутилус» под руководством М. Трунова, коллектив «Аква»,

    директором которого стала Татьяна Саргунас. На сегодняшний день

    существует свыше десяти организаций, занимающихся в числе прочего

    пренатальным воспитанием. Кроме уже упомянутых, можно назвать

    следующие: «Аквамарина» (Москва), «Афалина» и «Кенгуру» (Ярославль),

    «Дельфа» (Тверь). Клуб «Воскресение» (Москва) строит пренатальное

    воспитание на основе православия, «Стихиаль» активно использует

    методы, восходящие к языческим культам народов Севера России и

    Карелии. Кроме того, большое внимание здесь уделяется проработке

    психологических проблем матери и отца.

    Целями нетрадиционного пренатального воспитания являются:

    1. Подготовка к естественному рождению с целью смягчения

    критического разрыва для матери и ребенка (к конкретным

    техникам относятся «лотосовое» рождение — без обрезания

    пуповины, прикладывание к груди сразу после рождения,

    ритм обстановки рождения, максимально приближенный к

    ритму внутриутробной жизни, и т. п.).

    2. Развитие способности матери получать информацию о

    состоянии и поведении ребенка во время беременности (при

    помощи техник из арсенала различных духовных практик —

    через медитации, упражнения, музыку, манипуляции с

    освещением и т. п.— таким образом стимулируется

    имажинация будущего ребенка).

    3. Целенаправленное формирование способности матери изменять

    свое эмоциональное состояние и передавать его ребенку.

    4. Создание тесного контакта будущей матери с другими

    беременными и пренатальным наставником. Кафедра

    акушерства и гинекологии Волгоградской медицинской

    академии (Н. А. Жаркин, Н. Д. Подобед, Е. В.

    Александрина, А. Е. Мирошников) разработала методику

    подготовки семейных пар к родам с учетом формирования

    психических перинатальных матриц плода и развития

    родительской культуры.

    По итогам исследования методы подготовки беременных к родам в

    женских консультациях были разделены на три группы:

    1. Учреждения, где отсутствует единая методика, а подготовка

    сводится к ответам врача или акушерки на вопросы, возникающие у

    беременной, или советы почитать соответствующую популярную литературу

    по беременности и родам. К сожалению, подобной системой «охвачена»

    подавляющая часть всех беременных, состоящих на учете в женских

    консультациях города. Результатом такой «подготовки» являются

    эмоциональные и психологические срывы женщин в родах, высокий процент

    аномалий сократительной деятельности матки, приводящих к повышению

    частоты операции кесарева сечения и перинатальных потерь. Отсутствие

    установки на грудное вскармливание приводит к резкому сокращению

    периода лактации, следствием чего является повышенная заболеваемость

    детей первого года жизни. Так, по данным годового отчета и

    анкетированию, проведенному студентами и сотрудниками кафедры

    акушерства и гинекологии, за последние 2 года перинатальная

    смертность составляет 15,1% в 1997 г. и 14,5% — в 1998 г.,

    материнская смертность соответственно — 26,7 и 56,2 на 100000

    живорожденных. Младенческая (до 1 года жизни) смертность — 15,2% и

    13,7%, заболеваемость новорожденных — 39,1% и 44,9%, процент

    первородящих (в среднем по городу) составил 72,3%.

    На смешанном вскармливании выписано из родильного дома 32% детей.

    Таким образом, полное отсутствие психологической помощи беременным в

    немалой степени способствовало и продолжает способствовать тем

    отрицательным демографическим и социальным процессам, которые имеются

    в регионе.

    2. Система физиопсихопрофилактической подготовки (ФППП),

    разработанная в нашей стране К. И. Платоновым и И. И. Вельвовским и

    усовершенствованная впоследствии А. П. Николаевым. Она состоит из

    четырех лекционных занятий, включающих краткие сведения об анатомии

    женских половых органов, физиологии и гигиене беременности, родов,

    послеродового периода, о поведении женщины в первый период родов,

    характере дыхания во время потуг. Данная система, некогда

    охватывавшая до 90% беременных, в настоящее время сохранилась лишь в

    нескольких женских консультациях. Посещаемость занятий составляет 2-

    3% от общего числа беременных. Повторно рожающие женщины, как

    правило, занятия не посещают. Данный метод подготовки в настоящее

    время практически потерял свою актуальность в силу устаревшего

    подхода и не обеспечивает снижения невротических расстройств у

    беременных. Кроме того, так же как и методы первой группы, он

    приводит к значительным репродуктивным потерям.

    3. Комплексная подготовка по программе «Возрожденные роды»,

    разработанная в США и внедренная в двух женских консультациях

    г.Волгограда в 1995 году. По своей сути она является улучшенным

    вариантом программы И. И. Вельвовского — А. П. Николаева. В программе

    делается акцент на сведения о физиологических механизмах беременности

    и родов. Занятия сопровождаются показом прекрасно изготовленных

    иллюстраций, наглядных материалов (планшеты, муляжи, видеофильмы).

    Целью программы является проведение физического и гигиенического

    тренинга. Осуществляется она силами инструкторов физической культуры,

    прошедших специальные курсы. Такая подготовка в большей степени, чем

    предыдущие, отвечает современным требованиям и имеет, по данным Е. Б.

    Ефремовой и А. Н. Рыльковой, неплохие результаты. В группе из 150

    беременных, прошедших подготовку по данной программе в женской

    консультации Центрального района, своевременных родов было на 4%

    больше, преждевременных — на 2% меньше, аномалии родовой деятельности

    отмечались в 1,6 раза реже. Продолжительность родов сократилась на

    3,9 часа, разрывы мягких тканей родовых путей встречались на 4,6%

    реже, число кровотечений в послеродовом и раннем послеродовом

    периодах отмечено на 17% реже, чем в контрольной группе (250

    беременных, занимавшихся в школе матерей по методу И. И. Вельвовского

    — А. П. Николаева). Оперативное родоразрешение потребовалось в 4%

    случаев в основной группе, против 12% в контрольной. Однако данная

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.