Девиантное материнство в современном родительстве
Традиционная функционально-ролевая согласованность супругов, их
внимательность друг другу, неконфликтность в общении способствует
позитивному принятию ими своих родительских функций:
самостоятельности в воспитании, отсутствию строгости и
раздражительности по отношению к ребенку, отсутствию ощущения
«мученичества» в выполняемой роли родителя. В дальнейшем это
выражается в стремлении к демократическим отношениям с ребенком,
учете его субъективных качеств, потребностей, стремлений, желаний,
некоторой самостоятельности в принятии решений. Все перечисленное, на
наш взгляд, является благоприятными факторами для психического
развития ребенка, приобретения им положительного коммуникативного
опыта (одной из предпосылок готовности к родительству), сохранения и
развития доброжелательных и внимательных отношений между супругами и
создания благоприятного психологического климата в семье в целом.
Полученный нами фактор гиперопеки рассматривается в контексте
особенностей данной выборки. Все испытуемые в настоящий момент только
ожидают ребенка, и стремление заботиться о нем, представление о его
беззащитности и необходимости родительского ухода контроля,
удовлетворения потребностей ребенка, которые он не может осуществить
на данном этапе своего развития, являются, на наш взгляд,
оправданными.
По результатам проведенного нами исследования в целом можно
сделать следующие выводы:
В выборке женщин, готовых к материнству, преобладают:
• мобилизирующие компоненты психоэмоционального состояния:
психическое спокойствие, стремление к действию и активность;
• образ матери принимающей, отзывчивой, способствующей развитию и
обучению ребенка, разделяющей его самостоятельную ценность;
• повышенное внимание со стороны мужа и чрезмерное стремление к
товарищеским отношениям с ребенком;
• гиперопека, учет субъективности ребенка, демократичность в
отношениях с ним; принятие родительских функций, традиционная
функционально-ролевая согласованность супругов.
Для выборки женщин, не готовых к материнству, характерны:
• демобилизирующие компоненты психоэмоционального состояния:
психическое беспокойство, подавленность и депрессия, удрученность и
тоскливость, страхи и опасения;
• невыраженность таких качеств, как принятие, отзывчивость и
стремление к развитию ребенка. Кроме того, прослеживается
сверхценность ребенка (желание посвятить ему жизнь, отдать всю себя,
чрезмерно опекать). Вероятно, это связано с удовлетворением
потребности в объекте привязанности, стремлением уйти от собственных
проблем в мир ребенка;
• ощущение самопожертвенности в роли матери, ограниченность
интересов женщины рамками семьи, неудовлетворенность ролью хозяйки
дома;
• большое количество супружеских конфликтов и «безучастность»
мужа, его невключенность в дела семьи; необходимость посторонней
помощи в воспитании ребенка;
• стремление к чрезмерному обереганию ребенка от трудностей и
сверхавторитету родителей, повышенный страх причинить ребенку вред;
• предрасположенность к нетоварищеским отношениям с ребенком;
• стремление не подавлять сексуальности и агрессивность ребенка,
нежелание ускорять его развитие и способствовать его активности;
• негативное представление о родительстве, эмоциональная
неустойчивость в воспитании, переживание неразделенной родительской
ответственности, игнорирование ребенка либо гиперопека.
3. Психологическая подготовка родителей к рождению ребенка
3.1. Развитие систем пренатального воспитания
Вопрос о том, является ли вынашивание воспитанием, то есть,
происходит ли при этом опосредованное включение будущего человека в
общество, в разные эпохи решался по-разному.
Первый этап в развитии пренатального воспитания — семейное
пренатальное воспитание. Оно не было массовым, государственным, а
осуществлялось сообразно потребностям малых сообществ, которые
проверяли и отбирали супругов по физическим и нравственным критериям.
Тем, кто не проходил испытания, запрещали вступать в брак.
Для древних цивилизаций значимость периода беременности была
непреложной истиной. Египтяне, индийцы, кельты, африканцы и многие
другие народы разработали свод законов для матерей, супружеских пар и
общества в целом, которые обеспечивали ребенку наилучшие условия для
жизни и развития. Более тысячи лет назад в Китае существовали
пренатальные клиники, где будущие матери проводили период
беременности, окруженные покоем и красотой. Здесь же была разработана
система эмбрионального воспитания «Тай-кье». Индийская традиция
Барака Самхита применяла прослеживание плода в течение третьего и
четвертого месяцев, а начиная с седьмого — ежемесячно.
В дореволюционной России, особенно в северных регионах
(Вологодская, Новгородская губерния), существовал свод правил и
примет, регулирующих поведение беременной. Особую роль играла
акушерка-повитуха или монахиня. Пренатальное воспитание состояло в
передаче способов для саморуководства женщины во время беременности и
родов, а также создавало некую временную общность и ставило женщину в
особое положение в семье.
Bторой этап — медицинский — начинается в конце XVII века с
открытием акушерских училищ. На данном этапе пренатальное воспитание
прекратило свое существование как отдельная практика, на смену ему
пришло родовспоможение с его собственным образом рождающегося
человека как организма, лишенного переживаний. Родовспоможение стало
обязательной практикой, через которую проходили все женщины. Прочие
практики являлись факультативными. В частности, когда в 1940-х годах
психоанализ проявил интерес к беременным, лишь немногие из них имели
возможность и пожелали посещать психоаналитические сеансы.
В нашей стране, начиная с 1950-х годов репрессивный стиль пре- и
перинатальных отношений воспроизводили и поддерживали школы будущей
матери, которые открылись в этот период при каждой женской
консультации. Эти школы ставили своей целью передачу знаний о
внутриутробном развитии. Действительным результатом взаимоотношений
женщины с врачом (до настоящего времени занятия в таких школах ведут
врачи-гинекологи) являлись передача ответственности медицине, страх
перед родами, утрата интуиции. Ребенок виделся как объект
манипуляции. Поведение и чувства матери, направленные на будущего
ребенка, складывались в соответствии со стереотипами общественного
сознания, которые практиковали раннюю разлуку с ребенком и ранний
переход к общественному воспитанию в детских садах и яслях. Интимные,
индивидуализированные связи между матерью и ребенком не возникали,
так как несли в себе угрозу тоталитарному воспитанию.
Постепенно в науке нарастает интерес к младенчеству, который
перестает быть «куском кричащего мяса». Обнаружилось, что он имеет
свою собственную психическую активность. Возникает кризис
«медицинского этапа» пренатального воспитания. Возрождается
нетрадиционная практика, в которой, прежде всего была восстановлена
фигура пренатального наставника и сделан акцент на
индивидуализированной связи его с будущей матерью.
Около 20 лет назад акушеры, психиатры и психологи многих стран
Европы и Америки стали объединяться в Ассоциации перинатального
воспитания, возник новый раздел науки о человеке — перинатальная
психология. Она занимается изучением психической жизни плода и
пытается найти ответы на следующие вопросы: когда начинается
психическая жизнь плода, каково влияние матери на психику
рождающегося человека, как влияет сам процесс беременности, родов и
неонатальный период жизни на психику человека.
Основой перинатальной психологии является теория перинатальных
матриц. Особенно много сделал для их изучения американский психиатр
С. Гроф. По Грофу, перинатальные матрицы — это стойкие функциональные
структуры («клише»), которые являются базовыми для многих (если не
для всех) психических и физических реакций в течение всей последующей
жизни человека. Учение о формировании матриц при беременности и в
родах стало уже стройной теорией.
Акушерство всегда было и сегодня должно оставаться искусством,
заключающимся не только в рождении ребенка без травм, но и — что не
менее важно — физически и психически здорового. В свете теории
перинатальных матриц одной из важных задач, стоящих перед обществом в
целом и медициной в частности, является формирование и развитие
перинатальной культуры, или культуры родительской (в самом широком
смысле этого слова), которая поможет вырастить поколение духовно
содержательное, относящееся к рождению ребенка как к естественному и
радостному событию в своей жизни, а не как к процессу, требующему
медицинского вмешательства.
Третий этап — «альтернативный» — начинается в 1962 г. с открытием
первого Центра пренатальной подготовки. В настоящее время во всем
мире действуют различные центры пренатальной подготовки, существуют
разветвленные службы «естественного деторождения», которые предлагают
юридическое, медицинское, тренировочное, психолого-консультативное
обслуживание. В Англии действует около десяти, в США около тридцати
таких организаций, в Дании, Голландии такая служба является частью
официального государственного пренатального сервиса. Следует отметить
Национальную ассоциацию пренатального воспитания во Франции, Общество
биогенетического здоровья в США, Мистическую школу сознательного
зачатия и беременности.
Воссоздание пренатальной культуры в России относится к 1982 году,
когда И. Марковский прочел цикл лекций о водном рождении в клубе
«Здоровая семья». Затем у него появились последователи — организация
«Водное рождение», клуб здоровой семьи «Возрождение», творческий
коллектив «Наутилус» под руководством М. Трунова, коллектив «Аква»,
директором которого стала Татьяна Саргунас. На сегодняшний день
существует свыше десяти организаций, занимающихся в числе прочего
пренатальным воспитанием. Кроме уже упомянутых, можно назвать
следующие: «Аквамарина» (Москва), «Афалина» и «Кенгуру» (Ярославль),
«Дельфа» (Тверь). Клуб «Воскресение» (Москва) строит пренатальное
воспитание на основе православия, «Стихиаль» активно использует
методы, восходящие к языческим культам народов Севера России и
Карелии. Кроме того, большое внимание здесь уделяется проработке
психологических проблем матери и отца.
Целями нетрадиционного пренатального воспитания являются:
1. Подготовка к естественному рождению с целью смягчения
критического разрыва для матери и ребенка (к конкретным
техникам относятся «лотосовое» рождение — без обрезания
пуповины, прикладывание к груди сразу после рождения,
ритм обстановки рождения, максимально приближенный к
ритму внутриутробной жизни, и т. п.).
2. Развитие способности матери получать информацию о
состоянии и поведении ребенка во время беременности (при
помощи техник из арсенала различных духовных практик —
через медитации, упражнения, музыку, манипуляции с
освещением и т. п.— таким образом стимулируется
имажинация будущего ребенка).
3. Целенаправленное формирование способности матери изменять
свое эмоциональное состояние и передавать его ребенку.
4. Создание тесного контакта будущей матери с другими
беременными и пренатальным наставником. Кафедра
акушерства и гинекологии Волгоградской медицинской
академии (Н. А. Жаркин, Н. Д. Подобед, Е. В.
Александрина, А. Е. Мирошников) разработала методику
подготовки семейных пар к родам с учетом формирования
психических перинатальных матриц плода и развития
родительской культуры.
По итогам исследования методы подготовки беременных к родам в
женских консультациях были разделены на три группы:
1. Учреждения, где отсутствует единая методика, а подготовка
сводится к ответам врача или акушерки на вопросы, возникающие у
беременной, или советы почитать соответствующую популярную литературу
по беременности и родам. К сожалению, подобной системой «охвачена»
подавляющая часть всех беременных, состоящих на учете в женских
консультациях города. Результатом такой «подготовки» являются
эмоциональные и психологические срывы женщин в родах, высокий процент
аномалий сократительной деятельности матки, приводящих к повышению
частоты операции кесарева сечения и перинатальных потерь. Отсутствие
установки на грудное вскармливание приводит к резкому сокращению
периода лактации, следствием чего является повышенная заболеваемость
детей первого года жизни. Так, по данным годового отчета и
анкетированию, проведенному студентами и сотрудниками кафедры
акушерства и гинекологии, за последние 2 года перинатальная
смертность составляет 15,1% в 1997 г. и 14,5% — в 1998 г.,
материнская смертность соответственно — 26,7 и 56,2 на 100000
живорожденных. Младенческая (до 1 года жизни) смертность — 15,2% и
13,7%, заболеваемость новорожденных — 39,1% и 44,9%, процент
первородящих (в среднем по городу) составил 72,3%.
На смешанном вскармливании выписано из родильного дома 32% детей.
Таким образом, полное отсутствие психологической помощи беременным в
немалой степени способствовало и продолжает способствовать тем
отрицательным демографическим и социальным процессам, которые имеются
в регионе.
2. Система физиопсихопрофилактической подготовки (ФППП),
разработанная в нашей стране К. И. Платоновым и И. И. Вельвовским и
усовершенствованная впоследствии А. П. Николаевым. Она состоит из
четырех лекционных занятий, включающих краткие сведения об анатомии
женских половых органов, физиологии и гигиене беременности, родов,
послеродового периода, о поведении женщины в первый период родов,
характере дыхания во время потуг. Данная система, некогда
охватывавшая до 90% беременных, в настоящее время сохранилась лишь в
нескольких женских консультациях. Посещаемость занятий составляет 2-
3% от общего числа беременных. Повторно рожающие женщины, как
правило, занятия не посещают. Данный метод подготовки в настоящее
время практически потерял свою актуальность в силу устаревшего
подхода и не обеспечивает снижения невротических расстройств у
беременных. Кроме того, так же как и методы первой группы, он
приводит к значительным репродуктивным потерям.
3. Комплексная подготовка по программе «Возрожденные роды»,
разработанная в США и внедренная в двух женских консультациях
г.Волгограда в 1995 году. По своей сути она является улучшенным
вариантом программы И. И. Вельвовского — А. П. Николаева. В программе
делается акцент на сведения о физиологических механизмах беременности
и родов. Занятия сопровождаются показом прекрасно изготовленных
иллюстраций, наглядных материалов (планшеты, муляжи, видеофильмы).
Целью программы является проведение физического и гигиенического
тренинга. Осуществляется она силами инструкторов физической культуры,
прошедших специальные курсы. Такая подготовка в большей степени, чем
предыдущие, отвечает современным требованиям и имеет, по данным Е. Б.
Ефремовой и А. Н. Рыльковой, неплохие результаты. В группе из 150
беременных, прошедших подготовку по данной программе в женской
консультации Центрального района, своевременных родов было на 4%
больше, преждевременных — на 2% меньше, аномалии родовой деятельности
отмечались в 1,6 раза реже. Продолжительность родов сократилась на
3,9 часа, разрывы мягких тканей родовых путей встречались на 4,6%
реже, число кровотечений в послеродовом и раннем послеродовом
периодах отмечено на 17% реже, чем в контрольной группе (250
беременных, занимавшихся в школе матерей по методу И. И. Вельвовского
— А. П. Николаева). Оперативное родоразрешение потребовалось в 4%
случаев в основной группе, против 12% в контрольной. Однако данная
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|