МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Деятельность классного руководителя по формированию нравственного поведения младших школьников

    Деятельность классного руководителя по формированию нравственного поведения младших школьников

    СМОЛЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

    Факультет начального и специального образования

    Очное обучение

    ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

    по педагогике

    на тему:

    "Деятельность классного руководителя по формированию нравственного

    поведения младших школьников"

    Студентки V курса

    Морозовой И. О.

    Научный руководитель

    кандидат педагогических наук

    Меженцева Г. Н.

    Смоленск – 2001

    План:

    Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .2

    § 1. Понятие и сущность основных понятий исследования: мотив,

    мотивация, нравственное поведение. . . . . . . . . . . .

    . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

    § 2. Психолого-педагогические основы процесса формирования мотивов

    нравственного поведения младших школьников. . . . . . . .

    . . . . . . . 11

    § 3. Характеристика методов формирования мотивов нравственного

    поведения младших школьников. . . . . . . . . . . . .

    . . . . . . . . . . . . . . . 17

    § 4. Состояние вопроса в практике работы учителей начальных

    классов (по результатам констатирующего эксперимента). . . .

    . . . . . . . . . . . . . 27

    Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    . . . . . . . . . . . . . . . . . . .34

    Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    . . . . . . . . . . . . . . . . . 36

    Введение.

    Актуальность темы. Для ребенка естественно то, что в процессе

    воспитания и обучения он развивается, становится тем, кто он есть.

    Без зоркости к внутреннему содержанию действий ребенка деятельность

    учителя обречена на безнадежный формализм. Наблюдения за работой

    многих классных руководителей показали, что нравственное воспитание в

    школе имеет именно такой, формальный характер: добиваясь от учащихся

    форм поведения, внешне, результативно отвечающих моральным нормам,

    определенным правилам поведения, учитель, не зная мотивов, по которым

    эти правила выполняются детьми, на самом деле ничего не знает о

    личности учащегося.

    Анализируя научную литературу по этому вопросу, мы не

    обнаружили сколько-нибудь его систематического освещения, хотя многими

    авторами некоторые аспекты нравственного воспитания рассматривались.

    Собственно, вышеописанное и обусловило выбор данной темы для

    исследования, объектом которого являются мотивы нравственного

    поведения младших школьников; предметом – деятельность классного

    руководителя по их формированию.

    Анализ состояния вопроса в теории и практике позволил

    сформулировать гипотезу: повысить эффективность работы по

    формированию мотивов нравственного поведения можно, если выполнять

    следующие условия:

    знать уровень психической зрелости ребенка;

    знать особенности мотивационной сферы младших школьников;

    стимулировать нравственное поведение учащихся;

    использовать разнообразные методы и приемы.

    Цель исследования: выявить основные методы и приемы, повышающие

    эффективность работы по формирования мотивов нравственного поведения

    учащихся.

    В соответствии с гипотезой и целью исследования были

    определены основные задачи:

    проанализировать понятия мотива, мотивации, нравственного поведения;

    изучить особенности мотивации нравственного поведения младшего

    школьника;

    проанализировать методы формирования мотивов нравственного поведения;

    проверить гипотезу в опытной работе.

    Важнейшими источниками исследования являются:

    научная литература по психологии и педагогике;

    педагогические журналы «Начальная школа» и «Педагогика»;

    «книги для учителя»;

    пособия по педагогике и психологии для студентов вузов;

    межвузовские сборники научных трудов по проблеме нравственного

    воспитания.

    Для проверки выдвинутой гипотезы, решения поставленных задач была

    разработана программа исследования, которая включала следующие методы

    исследования:

    изучение литературных источников,

    наблюдение за работой учителей начальных классов,

    беседы с завучем и учителями,

    анкетирование.

    Положения, выносимые на защиту: педагогическими условиями

    эффективной работы по формированию мотивов нравственного поведения

    являются:

    знание уровня психической зрелости ребенка;

    знание особенностей мотивационной сферы младших школьников;

    стимулирование нравственного поведения учащихся;

    использование разнообразных методов и приемов в работе.

    Для проверки гипотезы количественному и качественному анализу

    были подвергнуты 42 анкеты учащихся 3-их классов.

    Работа состоит из введения, четырех параграфов, заключения, списка

    изученной литературы (36 источников). Объем работы 36 страниц

    печатного текста.

    § 1. Понятие и сущность основных понятий исследования:

    мотив, мотивация, нравственное поведение.

    Поведение личности в ситуациях, которые на первый взгляд кажутся оди-

    наковыми, зачастую является весьма разнообразным. Это

    разнообразие трудно объяснить, обращаясь только к ситуации. За

    объективно абсолютно одинаковыми поступками, действиями человека

    могут стоять совершенно разные причины, то есть побудительные

    источники этих действий могут быть различными. [26, с.146]

    В психологической литературе понятие о мотиве трактуется по-

    разному. При сходности общего подхода к пониманию мотива существуют

    некоторые расхождения в деталях определения.

    Радугин А. А. считает, что мотив – это побуждение к

    совершению поведенческого акта, порожденное системой потребностей

    человека и с разной степенью осознаваемое либо не осознаваемое им

    вообще. [25, с.103]

    По мнению Немова Р. С. мотив – это внутренняя устойчивая

    психологическая причина поведения человека. [15, с.666]

    Реан А. А. так определяет это понятие: «мотив – внутреннее

    побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность,

    общение, поведение), связанной с удовлетворением определенной

    потребности». [26, с.147]

    Мы видим, что в психологии само определение понятия «мотив»

    представляет научную проблему. Одни считают, что мотив – это

    психическое явление, становящееся побуждением к действию, другие,

    что – это осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий

    и поступков личности. Мы считаем, что задача классного руководителя

    формировать у младшего школьника именно устойчивые осознаваемые

    причины поведения, поэтому мы будем поль- зоваться определением,

    которое дает Немов Р. С. Отметим еще, что мотивами поведения

    (устойчивыми причинами) могут являться взгляды, убеждения, понятия

    человека о нравственности.

    Мотив является предметом деятельности. Разумеется, он может

    быть как вещественным, так и идеальным, как данным в восприятии,

    так и существующим только в воображении, мысли. Главное, что за

    ним всегда стоит та или иная потребность. В качестве мотива

    всегда выступает переживание чего-то личностно значимого для индивида.

    Одни мотивы, побуждая деятельность, вме- сте с тем придают ей

    личностный смысл; они называются смыслообразующими. Другие,

    сосуществующие с ними и выполняющие роль побудительных фак- торов

    (положительных или отрицательных) – порой остро эмоциональных,

    аффективных, – лишены смыслообразующей функции; их условно называют

    мотивами-стимулами. [29, с.184]

    Мотив может характеризоваться не только количественно (по

    принципу «сильный – слабый»), но и качественно. В этом плане

    обычно выделяют мотивы внутренние и внешние. При этом речь идет

    об отношении мотива к содержанию деятельности. Если для личности

    деятельность значима сама по себе, то говорят о внутренней

    мотивации. Если же значимы другие потребности, то говорят о

    внешних мотивах.

    Сами внешние мотивы могут быть положительными (мотив

    достижения, успеха) и отрицательными (мотив избегания). Очевидно,

    что внешние положительные мотивы более эффективны, чем внешние

    отрицательные, даже если по силе они равны. К тому же высокая

    позитивная мотивация может играть роль компенсаторного фактора в

    случае недостаточно высоких специальных способностей или

    недостаточного запаса у учащихся требуемых знаний, умений и

    навыков. [26, с.164]

    В процессе совершения поведенческих актов мотивы, будучи

    динамическими образованиями, могут изменяться, что возможно на всех

    фазах совершения поступка, и поведенческий акт нередко завершается

    не по первоначальной, а по преобразованной мотивации. [25, с.103]

    Любой поведенческий акт всегда заканчивается сравнением

    задуманного со сделанным. Задуманное – это цель деятельности, а

    цель является выражением потребности, она показывает, что надо

    делать. Мотив деятельности раскрывает характер побуждений, он

    выражает то, ради чего должна совершаться деятельность. [16, с.33]

    Содержание деятельности не определяется лишь предметным

    содержанием потребности, удовлетворяемой этой деятельностью. Человек

    учитывает ситуацию, наличие субъективных и объективных возможностей,

    наличие или отсутствие противоположных потребностей и таких, которые

    действуют в одном направлении с основной. Затем на основании

    мотива, который имеет данное поведение и переживается как

    субъективное основание решения действовать так, а не иначе, субъект

    оправдывает, санкционирует данное поведение. Мотив заменяет одно

    поведение другим, менее приемлемое более приемлемым, и этим путем

    создает возможность определенной деятельности. Действие, объективно

    связанное с двумя мотивами так, что служит шагом в направлении к

    одному из них и одновременно шагом в направлении от другого, и в

    силу этого обладающее конфликтным смыслом, есть поступок.

    Героический поступок – тот, который человек совершил, одновременно

    преодолевая страх, инстинкт самосохранения, общественное давление и

    т. п. Бесчестный поступок – тоже преодоление, но уже собственных

    нравственных запретов. [30, с.185]

    Нравственный смысл поступка оценивается, прежде всего, по его

    мотиву, а не по внешней форме. Люди могут поступать нравственно,

    чтобы добиться одобрения окружающих, и мотив такого поведения носит

    эгоистический характер. [25, с.103]

    Мотивация как движущая сила человеческого поведения занимает

    ведущее место в структуре личности, пронизывая основные ее

    структурные образования: направленность личности, характер, эмоции,

    способности, деятельность и психические процессы. Она теснейшим

    образом связана с эмоциями. Мотивация поведения принципиально

    невозможна вне пределов эмоций, мотивационно-ценностной сферы. [3,

    с.7]

    Термином «мотивация» в современной психологии обозначаются два

    психических явления:

    совокупность побуждений, вызывающих и определяющих активность

    индивида, то есть система факторов, детерминирующих поведение,

    процесс образования, формирования мотивов, характеристика процесса, ко-

    торый стимулирует и поддерживает поведенческую активность на

    определенном уровне. [30, с.185]

    В нашем исследовании мы будем иметь в виду второе определение,

    так как в данном случае важна не совокупность побуждений сама по себе, а

    именно процесс формирования мотивов в младшем школьном возрасте,

    который имеет педагогическую характеристику.

    Мотивационного объяснения требуют возникновение,

    продолжительность, устойчивость поведения, его направленность и

    прекращение после достижения цели, преднастроенность на будущие события,

    повышение эффективности, смысловая целостность отдельно взятого

    поведенческого акта. [25, с.103]

    Мотивационные явления, неоднократно повторяясь, со временем становятся

    чертами личности. К таким чертам можно отнести мотивы достижения

    успеха и избегания неудачи. Личность характеризуют и такие

    мотивационные образования как потребность в общении, мотив власти,

    мотив оказания помощи людям и агрессивность. Это – мотивы, имеющие

    большое социальное значение, так как они определяют отношение к

    людям. [25, с.103]

    Для правильной организации своей работы классному руководителю

    необходимо знать, как формируется мотивация личности. Существует два

    механизма.

    Заключается в том, что стихийно сложившиеся или специально

    организованные воспитателем условия учебной и трудовой деятельности

    и взаимоотношений избирательно актуализируют отдельные ситуативные

    побуждения, которые при систематической актуализации постепенно

    переходят в устойчивые мотивационные образования. Это механизм

    формирования «снизу вверх».

    Механизм же «сверху вниз» заключается в усвоении воспитуемым

    предъявляемых ему в готовой форме побуждений, идеалов, содержания

    направленности личности, которые по замыслу воспитателя должны у

    него сформироваться и которые сам воспитуемый должен постепенно

    превратить из внешне понимаемых во внутренне принятые и реально

    действующие.

    Полноценное формирование мотивационной системы личности должно

    включать в себя оба механизма. [30, с.186]

    Чтобы подойти к раскрытию сущности нравственного поведения,

    определим понятия воспитания, нравственности и поведения отдельно.

    Под воспитанием в педагогике обычно понимается специально

    организуемое педагогическое воздействие на учащихся в целях

    формирования у них положительных черт и качеств.

    И. Ф. Харламов считает, что подобное определение сущности

    воспитания можно было бы считать достаточно верным, если бы

    развитие и формирование личности целиком зависело от внешних

    воздействий. Ведь за многочисленными формами воспитательной работы

    чаще всего остаются нераскрытыми психолого-педагогические механизмы

    ее морального воздействия, не показывается, как они влияют на

    процесс нравственного развития. [32, с.22]

    По мнению И. Ф. Харламова, под воспитанием следует понимать

    такой процесс педагогического воздействия на учащихся, который

    вызывает у них положительное отношение к этим воздействиям и

    возбуждает активное стремление к собственному развитию и

    формированию положительных личностных черт и качеств. [32, с.24]

    Однако даже такое понимание процесса воспитания не дает

    представления о характере этого воздействия в системе нравственного

    воспитания: необходимо выяснить, в чем проявляется нравственность

    человека вообще.

    Осмысливая сущность нравственности личности, следует отметить,

    что в качестве синонима этого понятия зачастую употребляется термин

    «мораль». В этике эти понятия различаются. Под моралью в этом

    смысле понимается система норм, правил, требований к поведению

    личности в различных сферах жизни и деятельности; нравственность же

    трактуется как совокупность этих норм, правил и требований.

    Формирование нравственности педагогика связывает не только со

    знанием морали, но и с ее неукоснительным соблюдением. [33, с.380]

    О нравственности человека можно говорить только тогда, когда

    он нравственно ведет себя в силу внутреннего побуждения

    (потребности), когда в качестве контроля выступают его собственные

    взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов и убеждений и

    соответствующих им привычек поведения и составляют сущность

    нравственного воспитания. [33, с.383]

    О нравственности человека обычно судят по его поведению, но

    поведение – понятие весьма широкое и охватывает все стороны

    жизнедеятельности личности. Поэтому для раскрытия его нравственной

    сущности необходимо выделить какую-то наименьшую единицу, которая

    сохраняла бы свойства целого. Такой наименьшей единицей поведения

    может служить поступок. Под поступком понимают какое-либо действие

    или состояние человека, но всякое действие или состояние становится

    поступком только при условии, если оно рассматривается во

    взаимосвязи с порождающими его целями, мотивами и намерениями

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.