МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Деятельность классного руководителя по формированию нравственного поведения младших школьников

    личности. При этом нравственными должны быть как сами по себе

    действия или состояния, так и порождающие их мотивы и цели. [32,

    с.25] Таким образом, под поведением понимают совокупность поступков

    человека, выделяя при этом внешние действия и внутреннюю

    обусловленность поступков, то есть их мотивацию, переживание. [35,

    с.5]

    Нравственная направленность личности раскрывается не в отдельных

    поступках, а в ее общей деятельности, которая оценивается, прежде

    всего, через способность личности активно проявлять жизненную

    позицию. Нравственная ценность личности заключается в ее готовности

    утверждать этические идеалы общества в избранной области

    деятельности. [35, с.8]

    Проанализировав этот вопрос, мы пришли к выводу, что основными

    критериями нравственности человека могут являться его убеждения,

    моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по

    отношению к близким и незнакомым людям. Мы считаем, что

    нравственным следует считать такого человека, для которого нормы,

    правила и требования морали выступают как его собственные взгляды

    и убеждения (мотивы), как привычные формы поведения.

    Привычное поведение формируют многократно повторенные действия.

    Оно стабильно, позволяет человеку в одинаковых, похожих условиях

    действовать всегда так, как нужно. [35, с.48]

    Однако нравственное поведение характеризуется не только

    поступком, но и системой нравственных привычек. Они наряду с

    нравственными убеждениями и чувствами входят в систему внутренних

    регуляторов поведения. Нравственная привычка – это способность и

    умение произвести действие не только без особого на то контроля,

    но и в силу выработанной потребности в данной деятельности. Еще

    Д. Локк отмечал, что в воспитании главную роль играет формирование

    нравственных привычек. По его мнению, ни в коем случае не

    следует обременять память детей правилами и предписаниями, которые

    тотчас забываются. Гораздо полезнее упражнять их в действиях,

    желательных с точки зрения истинной моральности. [7, с.91]

    Нравственные привычки укрепляются в деятельности, и в школе

    нужна специальная работа по воспитанию определенных привычек

    поведения. С. Л. Рубинштейн отметил, что, когда человека

    систематически побуждают поступать определенным образом (нравственно),

    мировоззрение, мораль как бы оседают и закрепляются в его

    характере в виде привычек – привычных способов поведения. [20,

    с.251]

    Привычка к поведению, определенному глубоко усвоенными

    нравственными нормами, – показатель устойчивости морального мотива.

    Воспитание нрав- ственной привычки необходимо осуществлять на основе

    положительной мотивации поведения учащихся. [18, с.409]

    Нравственное поведение характеризуется тем, что оно у каждого

    определяется сознательным выбором тех или иных действий. Поведение

    нравственно, если человек взвешивает, продумывает свои действия, поступает

    со знанием дела, выбирая единственно возможный, верный путь решения

    стоящей перед ним проблемы. Уверенному поведению соответствует

    твердая внутренняя убежденность. Гармония мыслей и дел – гарантия

    нравственного поведения в любой ситуации, при возникновении новых и

    неожиданных проблем. [35, с.8]

    § 2. Психолого-педагогическические основы процесса формирования

    мотивов нравственного поведения младших школьников.

    В младшем школьном возрасте особенности поведения ребенка во

    многом определяются его новой социальной ситуацией: он – начинающий

    школьник. Он впервые получает права и обязанности школьника,

    становится членом классного коллектива. [30, с.137] Большая часть

    детей приходит в 1 класс из детского сада, где ребята получают

    достаточный запас нравственных представлений и привычек. Дети имеют

    широкий круг представлений о хороших и плохих поступках, навыки

    вежливого отношения к окружающим. Стремление детей стать школьниками

    является хорошим стимулом для нравственного воспитания. С приходом

    детей в школу круг их общения и обязанностей расширяется. Главным

    для детей становится учеба. Кроме того, там они должны научиться

    строить нравственные отношения с товарищами по классу, учителем.

    [20, с.245] Осознание важности, нужности новых обязанностей и дел

    предопределяет готовность ребенка выполнять новые требования

    взрослых: добросовестно готовить школьные задания, старательно

    овладевать знаниями, активно участвовать в жизни класса.

    В большинстве своем младшие школьники коммуникативны, легко

    привыкают к новому коллективу, не застенчивы, стремятся делать

    полезные дела для класса, школы, других людей, выполнять

    общественные поручения. [30, с.137]

    Психологи установили, что младший школьный возраст

    характеризуется также повышенной восприимчивостью к усвоению

    нравственных правил и норм. Это позволяет своевременно заложить

    нравственный фундамент развитию личности. Стержнем воспитания,

    определяющим нравственное развитие личности в младшем школьном

    возрасте, является формирование гуманистического отношения и

    взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость.

    [18, с.411]

    На пороге школьной жизни возникает новый уровень самосознания

    детей, наиболее точно выражаемый словосочетанием «внутренняя

    позиция». Она представляет собой осознанное отношение ребенка к

    себе, к окружающим людям, событиям, делам – такое отношение,

    которое он отчетливо может выразить словами и делами. Факт

    становления такой позиции внутренне проявляется в том, что в

    сознании ребенка выделяется система нравственных норм, которым он

    следует или старается следовать всегда и везде, независимо от

    обстоятельств.

    Ж. Пиаже установлено, что в период 5-12 лет представления

    ребенка о нравственности меняются от нравственного реализма к

    нравственному релятивизму. Нравственный реализм, в понимании Пиаже,

    – это твердое, непоколебимое и однозначное понимание добра и зла,

    разделяющее все существующее только на две категории – хорошее и

    плохое – и не усматривающее никаких полутеней в нравственных

    оценках.

    Нравственный релятивизм, проявляющийся у детей приблизительно с

    11 лет, основан на убеждении, что каждый человек имеет право на

    справедливое и уважительное отношение к себе и в каждом его

    поступке можно усмотреть нравственно оправданное и осуждаемое.

    Реалист мыслит категориями авторитета и полагает, что законы

    нравственности установлены властью и незыблемы, что они абсолютны и

    не имеют исключений, что их нельзя менять. Моральную дилемму он

    обычно решает в пользу бездумного послушания и беспрекословного

    подчинения взрослому, даже если его распоряжения расходятся с

    общепринятыми нравственными нормами. В период нравственного реализма

    дети судят о действиях людей по их следствиям, а не по

    намерениям. Для них любой поступок, приведший к отрицательному

    результату, является плохим независимо от того, совершен он

    случайно или намерено, из плохих или хороших побуждений. Однако

    при явных отрицательных следствиях поступков они способны в

    определенной степени принимать в расчет намерения человека, давая

    нравственную оценку его действиям.

    Спустя 30 лет, Л. Колберг расширил, конкретизировал и углубил

    эту идею. Он установил, что на доконвенциональном (доморальном)

    уровне развития морали дети действительно дают оценки поведению

    только по его следствиям, а не на основе анализа мотивов и

    содержания поступков человека. Сначала, на первой стадии этого

    уровня, ребенок полагает, что человек должен подчиняться правилам

    для того, чтобы избежать наказания за их нарушение. На второй

    стадии возникает мысль о полезности нравственных действий,

    сопровождающихся поощрениями. В это время нравственным считается

    любое поведение, за которое можно получить поощрение, или такое,

    которое, удовлетворяя личные потребности данного человека, не мешает

    удовлетворять свои другому человеку.

    На уровне конвенциональной морали большое значение вначале

    придается тому, чтобы быть «хорошим», соответствовать извне

    заданному образцу такого человека. Затем на первый план выступает

    идея общественного порядка или пользы для людей.

    На высшем уровне постконвенциональной морали люди вначале

    оценивают поведение, исходя из абстрактного представления о

    нравственности, а затем на основе осознания и принятия

    общечеловеческих нравственных ценностей.

    В младшем школьном возрасте произвольность поведения

    распространяется на область чувств. [15, с.214]

    Важную роль в нравственном развитии ребенка играет эмпатия –

    способность человека эмоционально отзываться на переживания другого.

    Эмпатия как свойство личности выступает мотивом различных форм

    поведения.

    Сочувствие – устойчивое свойство, оно побуждает человека к

    альтруистическому поведению, так как в его основе лежит

    нравственная потребность в благополучии других людей, на его основе

    формируется представление о ценности другого. По мере психического

    развития эмпатия сама становится источником нравственного развития.

    Человек может испытывать переживания того же качества или,

    если эмпатия носит искаженный характер, противоположного. Если

    человек одинаково реагирует на переживания различных людей в

    различных ситуациях, то его эмпатия проявляется как устойчивое

    свойство. [30, с.159]

    С возрастом способность ребенка переживать за другого

    развивается и переключается с реакции на физический ущерб человека

    на реакцию на его чувства и далее – на реакцию на жизненную

    ситуацию в целом. В младшем школьном возрасте наряду с

    развивающимся чувством «Я» у ребенка складывается представление о

    «Я» других людей, отличном от собственного. В этот период важно

    научить ребенка учитывать интересы других, их потребности,

    представленные переживаниях. Для развития эмпатии очень важно

    учитывать, что в этом возрасте ребенок особенно восприимчив к

    воздействиям взрослого. Но для этого нужно, чтобы сам воспитатель

    был эмоционально отзывчив на переживания ребенка, умел вовремя

    прийти ему на помощь. [30, с.159]

    Через эмпатию при перевоспитании ребенка возможно формирование

    непроизвольной нравственной мотивации. Если ребенок совершает

    нравственный поступок из потребности в самоутверждении, то его все

    равно необходимо похвалить. Видя радость человека, которому он

    помог, он переживает удовлетворение. В результате повторения таких

    ситуаций произойдет сдвиг мотива: он будет стремиться удовлетворить

    потребности других людей ради их благополучия. [30, с.159]

    Нравственное развитие младших школьников отличается заметным

    своеобразием. В их моральном сознании преобладают императивные

    (повелительные) элементы, обусловливаемые указаниями, советами и

    требованиями учителя. Оно фактически функционирует в форме этих

    требований, причем при оценке поведения дети исходят, главным

    образом, из того, что не надо делать. Именно поэтому они замечают

    малейшие отклонения от установленных норм поведения и немедленно

    стремятся доложить о них учителю. С этим же связана и другая

    черта. Остро реагируя на недочеты в поведении своих товарищей,

    дети зачастую не замечают собственных недочетов и некритически

    относятся к себе. Самосознание и самоанализ у младших школьников

    находятся на низком уровне, и их развитие требует от учителей

    внимания и специальной педагогической работы.

    Известная «повернутость» морального сознания вовне и

    недостаточный уровень самосознания имеют своим следствием то, что

    их регулирующая роль в поведении младших школьников оказывается

    слабой. Поступки детей зачастую носят подражательный характер или

    вызывается импульсивными возникающими внутренними побуждениями. Это

    нужно учитывать в процессе воспитания. Весьма важно, в частности,

    развивать нравственное сознание ребят и обогащать их яркими

    нравственными представлениями по различным вопросам поведения. С

    другой стороны, следует умело использовать нравственные упражнения

    для выработки и закрепления у детей устойчивых форм поведения. [33,

    с.106]

    В нравственном воспитании младших школьников следует учитывать,

    что дети начинают активно, самостоятельно разбираться в различных

    жизненных ситуациях, но при этом их оценка событий, поступков

    часто носит ситуативный характер. Стремление самим во всем

    разобраться поддерживается учителем, он помогает детям в выборе

    правильной нравственной оценки. [20, с.245]

    Поведение ребенка, конечно, может быть непоследовательным, так

    как отсутствие социального опыта затрудняет его выбор действий,

    поскольку он ориентируется пока, подражая взрослым, живущим рядом с

    ним. Характерная особенность их в том, что они с большим

    доверием относятся к взрослым. Если моральное требование взрослым

    преподносится доброжелательно, ясно, с привлечением ярких примеров,

    то дети стремятся обязательно его выполнить. [20, с.245] По мере

    того как их жизненный опыт обогащается знанием этических норм и

    представлений, приобретаются навыки социально значимых действий,

    вырастают возможности альтернативных решений. Постепенно развивается

    способность совершенствовать свое поведение на основе полученных

    знаний о морали. [35, с.8]

    Большое значение для понимания сущности работы с детьми имеет

    позиция А. Н. Леонтьева: личность тоже «производится» – создается

    общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей

    деятельности. [29, с.59]

    Именно по тому, как приспособляется (адаптируется) ребенок к

    общественным нормам жизни, мы судим о его психическом здоровье, о

    том, живет ли он в согласии с самим собой. Условия жизни,

    позволяющие ребенку успешно осваивать опыт человеческого бытия,

    обеспечивают развитие психической зрелости, то есть готовности

    контролировать свои желания и чувства.

    Психическая зрелость детей к началу школьного обучения не

    может быть высокой, но она – важный показатель определенного

    психического развития ребенка, готовности сдерживать свои желания,

    общаться на деловой основе, соблюдать дистанцию в беседе с

    окружающим людьми, подчиняться правилам общения в зависимости от

    обстановки и ситуации, делая выбор на основе своих нравственных

    представлений. [29, с.60]

    § 3. Характеристика методов формирования мотивов

    нравственного поведения младших школьников.

    Моральные мотивы руководят нравственными поступками человека,

    побуждают его размышлять над соответствующим проявлением образа

    действий. Чтобы добиться от учащихся глубоко осознанного,

    обоснованного поведения, учитель ведет целенаправленную работу над

    формированием мотивов, их дальнейшим развитием. В данном процессе

    учитель исходит из общественных требований времени. А поэтому

    моральные мотивы не только основа нравственного поведения, но и

    довольно показательный результат воспитания. [35, с.31]

    Наши представления о сути нравственного воспитания школьников

    изменяются не только под влиянием новых научных концепций, но и

    реальных достижений в области воспитания. Распространенный в

    недавние годы подход к воспитательной работе ориентировал учителя

    на словесные формы передачи ценностей. Поэтому преобладали

    длительные монологи в сочетании с отдельными мероприятиями. Явно не

    хватало индивидуального подхода, опоры на жизненный опыт ребенка,

    учета его личных особенностей. [33, с.60]

    Основным инструментом, посредством которого учитель направляет и

    организует деятельность ребенка, являются обычно задания, которые

    он ставит перед ребенком. Для их эффективности нужно, чтобы они

    были внутренне приняты ребенком, от чего зависит смысл задания для

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.