МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Гуманизм учителя как условие нравственного воспитания

    Гуманизм учителя как условие нравственного воспитания

    СОДЕРЖАНИЕ

    Введение 3

    Глава 1. Психолого-педагогические основы нравственного воспитания

    подрастающего поколения 5

    1.1. Нравственное воспитание: сущностная характеристика 5

    1.2. Основные источники нравственного опыта 11

    Глава 2. Гуманизм личности педагога как условие результативности процесса

    духовно-нравственного воспитания 16

    Заключение 34

    Литература 36

    Введение

    Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие

    социально-экономические преобразования, происходящие в современном

    обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В

    настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно

    обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность

    проблемы нравственного воспитания связана, по крайней мере, с четырьмя

    положениями:

    Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных,

    высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными

    чертами личности.

    Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается,

    окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него

    как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно

    обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только

    формирующуюся сферу нравственности.

    В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня

    нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности,

    определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям

    на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский

    писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания». (29,

    с.431).

    В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они

    не только информируют ребенка о нормах поведения, утверждаемых в

    современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм

    или последствиях данного поступка для окружающих людей.

    Основной функцией воспитания является формирование интеллектуальных,

    эмоциональных, деловых, коммуникативных способностей учащихся к активно -

    деятельностному взаимодействию с окружающим миром.

    Исследуемая нами проблема нашла отражение в фундаментальных работах

    А.М.Архангельского (3), Н.М.Болдырева (6), Н.К.Крупской (17), А.С.Макаренко

    (18), И.Ф.Харламова (30) и др., в которых выявляется сущность основных

    понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего

    развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания.

    Ряд исследователей освещает в своих работах проблемы подготовки

    будущих учителей к нравственному воспитанию школьников (М.М.Гей,

    А.А.Горонидзе, А.А.Калюжный, Т.Ф.Лысенко и др.)

    Проблемой нашего исследования является влияние личности педагога на

    создание условий для нравственного воспитания детей школьного возраста.

    Целью нашего исследования является теоретическое обоснование влияния

    гуманизма педагога на воспитательный процесс.

    Объект исследования – педагогический процесс.

    Предмет исследования – влияние личности педагога на нравственное

    воспитание детей.

    Приступая к исследованию, мы выдвигаем следующую гипотезу: гуманизм

    личности педагога является необходимым условием нравственного воспитания.

    В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены

    следующие задачи:

    1) выявить условия нравственного воспитания ребенка;

    2) дать анализ состояния проблемы настоящего исследования в

    теоретической литературе.

    3) выявить роль личности педагога в процессе нравственного

    воспитания.

    Психолого-педагогические основы нравственного воспитания подрастающего

    поколения

    1 Нравственное воспитание: сущностная характеристика

    Прежде чем говорить о нравственном воспитании рассмотрим некоторые

    смежные понятия.

    Нравственная культура – систематический, интегральный результат всего

    духовного развития личности. Она характеризуется как уровнем усвоенных

    моральных ценностей, как и участием человека в их создании.

    Для того чтобы понять сущность и особенности нравственной культуры,

    необходимо выяснить такие узловые понятия, как культура, мораль,

    нравственность.

    Культура рассматривается как способ человеческой деятельности, как

    синтетическая характеристика развития человека. Она выражает степень его

    овладения отношениями к природе, к обществу и к самому себе. Культура не

    только совокупность материальных и духовных ценностей, созданных обществом,

    она – специфический способ человеческой деятельности, определённое качество

    этой деятельности, которое охватывает как мотивацию и стимуляцию социальной

    активности, так и механизмы социальной регуляции и саморегуляции.

    Роль воспитания как «посредника» между личностью и культурой самая

    важная. Воспитание имеет две основные цели. Во-первых, задача его состоит в

    передаче части культурных ценностей, созданных обществом, личности в

    индивидуализации их. Во-вторых, немаловажной задачей воспитания является

    создание определённых способностей для восприятия культурных и эстетических

    ценностей.

    Социальная функция морали связана с преодолением имеющихся или

    возможных противоречий между интересами социального единства и личной

    заинтересованностью отдельного члена общества. Но это вовсе не означает,

    что моральные санкции связаны с какой-то «жертвой» индивидуума во имя

    общего. Наоборот, ограничения и самоограничения индивидуального поведения,

    его подчинение интересам общего должно быть и в интересах самой личности.

    Диалектика морального регулирования такова, что «защита» общего есть

    необходимое условие свободы каждого, а ограничение свободы каждого является

    необходимым условием свободы всех.

    Свобода – это возможность поступать так, как ты желаешь. К сожалению,

    и в сознании некоторых людей истинная свобода связывается именно с полной с

    неограниченной реализацией всех личных желаний, капризов и стремлений.

    Однако если в своём поведении человек не ограничивает свои желания и

    страсти, он достигает противоположного результата – свобода превращается в

    несвободу. Необузданные желания ведут к закрепощению личности. И наоборот,

    определённое разумное ограничение желаний и потребностей, которое внешне

    выглядит как уменьшение свободы, в действительности же является её

    существенной предпосылкой.

    Известная триада – истина, красота и добро – обычно возглавляется

    добром, ибо считается, что оно – наивысшее проявление гуманизации человека.

    Нравственность – это не любование другим человеком, не абстрактная

    вежливость и обмен комплиментами, а «воинствующее» добро, преобразующее и

    очеловечивающее социальные условия жизни. Добро – не только желание добра,

    а действие, созидание добра.

    Нравственная культура проявляется в способности личности сознательно и

    добровольно реализовать требования моральных норм, осуществлять такое

    целенаправленное поведение, которое характеризуется гармоническим

    соответствием личных и общественных интересов.

    Важнейшими элементами, образующими «ядро» нравственной свободы,

    являются:

    1. Осознание требований нравственных норм.

    2. Принятие этих требований в качестве внутренней потребности, в качестве

    системы самообязанностей.

    3. Самостоятельный выбор одного из возможных вариантов действия, то есть

    принятие решения, сделанного не под внешним давлением (правовым или

    авторитарным), а по внутреннему убеждению.

    4. Волевое усилие и самоконтроль за реализацией решения, сопровождающегося

    эмоциональным удовлетворением достигнутым результатом (намерением).

    5. Ответственность за мотивы и последствия действия.

    Нравственно воспитанная личность активно борется против зла. Не

    мирится с ним и стремится непрерывно «возвышать» своё и чужое поведение до

    требований идеала. Нравственно-свободный человек – не просто носитель

    моральных достоинств, а их неутомимый созидатель. Нравственные качества

    людей является таким «снаряжением», которое нельзя выковать без их

    активного участия.

    Уровни нравственной культуры.

    Нравственная культура – это качественная характеристика морального

    развития и моральной зрелости личности, проявляющаяся на трёх уровнях.

    Во-первых, как культура нравственного сознания, выражающаяся в знании

    моральных требований общества, в способности человека сознательно

    обосновать цели и средства деятельности.

    Но ещё Сократ был поражён тем, что многие люди, знающие что есть

    добро, делают зло. Поэтому, во-вторых, исключительно важным уровнем,

    обеспечивающим внутреннее принятие моральных целей и средств, внутреннюю

    готовность их реализации, есть культура нравственных чувств.

    В-третьих, культура поведения, посредством которой реализуются

    поставленные и приинятые нравственные цели, превращаются в активную

    жизненную позицию.

    В зависимости от зрелости этих специфических компонентов существует

    несколько уровней индивидуальной нравственной культуры: низкий уровень

    нравственной культуры, когда человек не обладает элементарными моральными

    знаниями и часто нарушает общепринятые нравственные нормы; «мозаичная

    культура», когда отрывистые моральные знания соседствуют с нравственными

    поступками, совершёнными под воздействием общественного мнения, традиций в

    семье и т.д.; рациональный тип нравственной культуры, характеризующийся

    чисто вербальным усвоением моральных норм без внутренней убеждённости в их

    правомерности и необходимости; эмоционально-экспрессивная культура, когда

    человек приобретает обострённое нравственное чувство добра и зла,

    справедливого и несправедливого, но ему не хватает знаний и чаще всего воли

    для их материализации, и, наконец, высокая зрелость нравственной культуры,

    когда глубокие и научно обоснованные знания находятся в единстве с

    богатством чувств и практическим действием.

    Педагог учит школьников анализировать, оценивать нравственные явления,

    воспринимаемые ими, соотносить их со своими поступками, осуществлять выбор

    нравственных решений. Т.о. он переводит внимание ребят с общих

    представлений о нравственности и моральных понятий на действительность.

    Формы такой работы: беседа, «круглый стол», диспут, обсуждение материалов

    периодической печати, конкретного случая, результатов интервью.

    В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к

    понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила

    поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков,

    результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается

    нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым

    (коллективом, классом, народом, обществом).» (16, с.191-192).

    В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для

    воли, совести человека». (9, с. 345) Он считал: «Нравственный —

    противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт

    человека важнее быта вещественного.» «Относящийся к одной половине

    духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним

    духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному -

    добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с

    совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и

    чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой,

    безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок

    нравственный, доброй нравственности, доблести». (9, с. 558).

    С годами понимание нравственности изменилось. У Ожегова С.И. мы видим:

    «Нравственность — это внутренние, духовные качества, которыми

    руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые

    этими качествами». (23, с. 414).

    Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному.

    Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке

    говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного

    достоинства ... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели:

    нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и

    вообще обладающего всеми добродетелями человека». (2, с. 360).

    А Ницше считал: «Быть моральным, нравственным, этичным - значит

    оказывать повиновение издревле установленному закону или обычаю» (22, с.

    289). «Мораль - это важничанье человека перед ПРИРОДОЙ». (22, с .735).

    В научной литературе указывается, что мораль появилась на заре развития

    общества. Определяющую роль в ее возникновении сыграла трудовая

    деятельность людей. Без взаимопомощи, без определенных обязанностей по

    отношению к роду человек не смог бы выстоять в борьбе с природой. Мораль

    выступает как регулятор взаимоотношений людей. Руководствуясь моральными

    нормами, личность тем самым способствует жизнедеятельности общества. В свою

    очередь, общество, поддерживая и распространяя ту или иную мораль, тем

    самым формирует личность в соответствии со своим идеалом. В отличие от

    права, которое также имеет дело с областью взаимоотношений людей, но

    опираясь на принуждение со стороны государства. Мораль поддерживается силой

    общественного мнения и обычно соблюдается в силу убеждения. При этом мораль

    оформляется в различных заповедях, принципах, предписывающих, как следует

    поступать. Из всего этого мы можем сделать вывод, что взрослому человеку

    порой трудно выбирать, как поступить в той или иной ситуации не «ударив

    лицом в грязь».

    А что же говорить о детях? Еще В.А. Сухомлинский говорил о том, что

    необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению

    чувствовать человека». (26, с. 120)

    Василий Андреевич говорил: «Никто не учит маленького человека:

    «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь

    свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного

    воспитания. Если человека учат добру- учат умело, умно, настойчиво,

    требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и

    так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет

    зло, потому что и человеком его надо сделать».

    Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения

    закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и

    бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка

    лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что

    он видит, делает, наблюдает» (26, с. 170).

    В настоящее время нравственному воспитанию в школах уделяется большое

    внимание, однако конечный результат работы не всегда удовлетворителен.

    Одной из причин является отсутствие чёткой системы в воспитательной работе

    школы и классных руководителей.

    Система нравственного воспитания включает в себя:

    Во-первых, актуализацию всех источников нравственного опыта

    воспитанников. Такими источниками являются: деятельность (учебная,

    общественно полезная), отношения между детьми в коллективе, отношения

    воспитанников с обучающими их педагогами и родителями, эстетика быта, мир

    природы, искусства.

    Во-вторых, правильное соотношение форм деятельности и просвещения на

    разных возрастных этапах.

    В-третьих, включение нравственных критериев в оценку всех без

    исключения видов деятельности и проявлений личности воспитанников.

    Остановимся более подробно на характеристике основных источников

    нравственного опыта детей.

    2 Основные источники нравственного опыта

    К источникам нравственного опыта детей школьного возраста, прежде

    всего, относится учебная деятельность. Педагогу важно знать, что

    нравственное развитие воспитанников на уроках осуществляется через

    содержание программного и дидактического материала, самой организацией

    урока, личностью учителя.

    Содержание учебного материала обогащает представление учащихся о

    нравственных качествах личности, раскрывает прекрасное в природе,

    общественной жизни, личных взаимоотношениях людей, развивает у подростков

    положительное личное отношение к принципам морали, формирует идеал

    прекрасного человека, побуждает соотносить своё поведение с поведением

    героической личности. Учебный материал способен глубоко затронуть

    эмоциональную сферу, стимулировать развитие нравственных чувств школьников.

    Колоссальные потенциальные возможности для нравственного влияния на

    школьников имеет учебный материал, особенно по литературе и истории. В нём

    содержится большое количество морально-этических суждений, нравственных

    коллизий. На уроках преподаватель напрямую выводит учеников на осмысление

    отношений к человеку и обществу.

    Но, пожалуй, самое сильное влияние на нравственное развитие школьников

    в процессе обучения оказывает личность педагога. Нравственный облик

    педагога раскрывается детям в системе его отношений к своей основной и

    общественной работе, к учащимся и другим людям, к самому себе. Эти

    отношения являются для воспитуемых убедительным комментарием к тем

    нравственным идеям, которые утверждаются в процессе обучения. Примеры

    увлечённого, ответственного отношения к своему делу, бескомпромиссности,

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.