МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Гуманизм учителя как условие нравственного воспитания

    принципиальности, чуткости и заботы в отношениях с коллегами и учащимися

    укрепляют в подростках веру в торжество морали.

    И, напротив, если учащиеся были свидетелями равнодушного или

    бестактного отношения педагога к своим одноклассникам, нравственному

    развитию подростков наносится существенный урон.

    Действенность нравственного воспитания определяется личным примером

    самого воспитателя. Духовная близость и уважение к педагогу, побуждающие

    ему подражать, формируются из многих слагаемых и, в частности, зависят от

    степени его компетентности, профессионализма, характера повседневных

    взаимоотношений с детьми. Особенно важно не допускать, чтобы слова, даже

    искренние, страстные, расходились с его делами, поступками. Если учитель

    провозглашает одни нормы жизни, а сам придерживается других, то он не

    вправе рассчитывать на действенность своих слов, и потому он никогда не

    станет авторитетным наставником.

    Другим важным источником нравственного опыта школьников является

    разнообразная внеклассная работа. В ней удовлетворяются их насущные

    потребности в общении, более глубоком взаимоузнавании, самовыражении и

    самоутверждении в коллективе сверстников. Во внеклассной работе создаются

    особенно благоприятные условия для включения учащихся в систему реальных

    нравственных отношений взаимопомощи, ответственности, принципиальной

    требовательности и т. д. Индивидуальные склонности, творческие способности

    в более полной мере развиваются именно в этой деятельности.

    Известно, что такие нравственные черты личности, как мужество,

    ответственность, гражданская активность, единство слова и дела нельзя

    воспитать только в рамках учебного процесса. Для становления этих качеств

    необходимы жизненные ситуации, требующие непосредственного проявления

    ответственности, принципиальности и инициативы. Такие ситуации чаще

    возникают во внеучебной деятельности.

    Различные нравственные установки, усваиваемые в учебном процессе, во

    внеклассной деятельности как бы испытываются. Проверяется их

    целесообразность, аспекты тех или иных нравственных положений раскрываются

    с большей очевидностью. Тем самым обеспечивается перевод знаний в

    убеждения.

    Если в детском коллективе утвердились отношения доброжелательности,

    взаимозаботы, ответственности друг за друга, если каждому ребенку

    обеспечено благополучное положение в коллективе, у него прочнее становятся

    связи с одноклассниками, укрепляются чувства коллективной чести,

    коллективного долга, ответственности. Благополучное эмоциональное

    самочувствие, состояние защищённости, как называл его А. С. Макаренко,

    стимулирует наиболее полное самовыражение личности в коллективе, создаёт

    благоприятную атмосферу для развития творческих задатков ребят, обнажает

    красоту гуманных, чутких отношений людей друг к другу. Всё это готовит

    почву для формирования нравственных идеалов в области человеческих

    отношений (18, с. 56).

    Только в коллективе складывается нравственная среда, в которой у

    ребенка возникают отношения ответственной зависимости, а, следовательно,

    наилучшие условия для формирования способности идентифицировать себя с

    другим человеком.

    Созданию детского коллектива педагог должен отдавать много времени и

    сил, планировать его развитие, находить наиболее оптимальные формы

    самоуправления.

    Забота о другом человеке успешно реализуется в содружестве старших

    воспитанников и малышей. Оно предполагает взаимную заботу и совместную

    деятельность, доставляющую удовлетворение двум сторонам. Особенно полезно

    индивидуальное шефство старших над малышами.

    Отношения с окружающими педагогов – также важный источник

    нравственного опыта школьников. Для детей отношение воспитателя к

    окружающим – это нравственный образец отношения человека к человеку,

    который не может не «заражать» ребят, не влиять на их отношения друг к

    другу.

    Высоконравственное отношение воспитателя к воспитанникам – важный

    катализатор воспитательного процесса и потому, что такое отношение

    содействует наиболее глубокому, осознанному усвоению растущей личностью

    идей и требований, которые несёт, утверждает педагог.

    Психологи подтверждают: отношение к требованиям у детей зависит от

    отношения к требующему. Если требования исходят от уважаемого, духовно

    близкого учащимся педагога, они воспринимают эти требования как

    целесообразные и лично значимые. В противном случае дети подчиняются

    требованию под нажимом педагога, но это требование вызывает внутреннее

    сопротивление подростков.

    Важнейшим источником жизненного опыта школьников являются

    внутрисемейные отношения, отражающие нравственные установки, духовные

    ценности родителей. Возможности воспитателя в перестройке неблагоприятных

    внутрисемейных отношений, в обеспечении своему воспитаннику благополучного

    эмоционального самочувствия в семье ограничены. Однако воспитатель может

    восполнить таким детям недостаток эмоционального комфорта особой теплотой,

    вниманием, заботой в его другой «семье» - классном коллективе. Для этого

    надо знать всех воспитанников, чьё положение в семье неблагополучно, вести

    специальную работу с коллективом учителей и учащихся, по возможности

    нейтрализовать отрицательное воздействие неблагоприятных отношений в семье

    на воспитанника, формируя у него правильные взгляды на характер

    внутрисемейных взаимоотношений.

    К важным источникам нравственного опыта школьников относится

    искусство. Оно должно быть разнообразным и постоянным, пронизывать всю

    жизнь ребенка, насыщать его душу сопереживанием другим людям. Формы такого

    общения: прослушивание фонозаписей, посещение театров, художественных

    выставок, участие в конкурсах и фестивалях, школьных спектаклях, ансамблях,

    хорах и т.п.

    Искусство совершенно незаменимо в формировании сознания и культуры

    чувств личности. Оно расширяет, углубляет и организует нравственный опыт

    человека.

    Из произведений искусства растущая личность черпает конкретную основу

    разнообразных нравственных представлений, накладывает на собственный опыт

    отдельные конфликтные ситуации, запечатлённые в художественном

    произведении, и тем самым обогащает своё нравственное сознание. Незаменима

    роль искусства в накоплении опыта сопереживания. Искусство позволяет

    пережить то, что каждый человек в силу ограниченности его опыта пережить не

    может. Сострадая героям художественных произведений, радуясь их успехам,

    болея их невзгодами, человек становится эмоционально богаче, отзывчивее,

    проницательнее, мудрее.

    Кроме того, искусство создаёт у каждого иллюзию самооткрытия истины,

    благодаря чему нравственные уроки, содержащиеся в произведении, глубоко

    переживаются и быстрее становятся достоянием сознания личности.

    Развитию нравственного сознания детей также способствует их знакомство

    с жизнью, деятельностью, нравственными позициями выдающихся людей.

    В нравственном опыте ребенка немаловажную роль выполняет вещно-

    предметное пространство, в котором он находиться. Порядок и чистота,

    удобство и красота создают благоприятное психологическое состояние.

    Гуманизм личности педагога как условие результативности процесса

    духовно-нравственного воспитания

    "Всякая программа преподавания, всякая метода воспитания, как бы

    хороша она ни была, - пишет К.Д. Ушинский, - не перешедшая в убеждение

    воспитателя, останется мертвой буквой, не имеющей никакой силы в

    действительности… Нет сомнения, что много зависит от общего распорядка в

    заведении, но главнейшее всегда будет зависеть от личности

    непосредственного воспитателя, стоящего лицом к лицу с воспитанником:

    влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную

    силу, которой нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни

    системой наказаний и поощрений. Многое, конечно, значит дух заведения; но

    этот дух живет не в стенах, не на бумаге, но в характере большинства

    воспитателей и оттуда уже переходит в характер воспитанников." (К.Д.

    Ушинский, 1939, С. 15-16).

    В структуре личности ученые выделяют три группы качеств,

    относящихся непосредственно к педагогу:

    V социальные и общеличностные (идейность, гражданственность,

    нравственность, педагогическая направленность и эстетическая

    культура);

    V профессионально-педагогические (теоретическая и методическая

    готовность по специальности, психолого-педагогическая готовность к

    профессиональной деятельности (теоретическая), развитость практических

    педагогических умений и способностей);

    V индивидуальные особенности познавательных процессов и их

    педагогическая направленность (педагогическая наблюдательность,

    мышление, память и т.д.);

    V эмоциональная отзывчивость;

    V волевые качества;

    V особенности темперамента;

    V состояние здоровья (О.М. Шиян).

    Интегральным качеством личности учителя, выражающим его

    "воспитательную силу", степень его влияния на "молодую душу", можно считать

    "харизму" (И.В. Бестужев-Лада). В переводе с греческого слово harisma

    означает "оказанная милость, дар", в Философском словаре (1994) оно

    расшифровывается как "необыкновенно большие способности или исключительная

    одаренность, воспринимаемые как милость Божья". Бестужев-Лада характеризует

    его как исключительную, вдохновенную одаренность, вызывающую у окружающих

    (прежде всего, у воспитанников) чувство полного доверия, искреннего

    преклонения, облагораживающего одухотворения, готовность следовать тому,

    чему учит учитель, подлинную веру, надежду, любовь. (Бестужев-Лада, 1988,

    С. 132).

    Очевидно, что данный вопрос требует специального исследования. Однако

    в русле поставленных в исследовании задач нами был осуществлен краткий

    анализ харизматических качеств ряда известных педагогов на основе уже

    имеющихся характеристик. Перед нами стояла задача выявить их наиболее общие

    черты, поскольку для нас очевидно, что "педагогическая харизма" является

    предпосылкой гуманистических интенций учителя.

    Бецкой И.И. (1704-1795). Был живым образцом высоких нравственных

    качеств, считая основой воспитания "хорошего наставника". Обходился с

    воспитанниками "со всякою тихостью и учтивостью". Изучал характер и

    интересы каждого воспитанника, вел наблюдения, делал записи об их

    поведении, природных дарованиях, успехах в науках и нравах.

    Май К.И. (XIX в.) Был душой созданной им гимназии, провозгласив

    своим лозунгом слова Я.А. Коменского: "Сперва любить - потом учить". Сам он

    неукоснительно следовал этому девизу. Важной личностной чертой Мая как

    воспитателя был неизменно беспристрастный подход к разным ученикам. Умел

    "встать в простые и откровенные" отношения с каждым воспитанником, внушить

    своим воспитанникам любовь к правде, уважение к себе и преподавателям.

    Рачинский С.А. (1833-1902). Считал, что "сила воспитания" - это,

    прежде всего, сила внутренняя. Никогда не был только специалистом. "Круг

    умственных и сердечных интересов его был бесконечно и неопределенно

    разнообразен. Он был философ по жизненному труду своему, особенно - по

    практической философии, выразившейся в делах". (В.В. Розанов).

    Корчак Я. (1878-1942). Ребенок, его интересы и потребности были в

    центре его постоянного внимания, что способствовало созданию атмосферы

    взаимопонимания и человечности. Целью своей жизни поставил благо ребенка.

    Наиболее характерная черта его педагогики - страстная борьба за права

    ребенка, особенно ребенка, требующего опеки. Его отношение к делу

    характеризуется глубоким бескорыстием и крайним самоотвержением.

    Брюховецкий Ф.Ф. (1915-1994). Являлся "организационным и

    эмоциональным лидером" возглавляемого им коллектива, генератором идей,

    привлекал людей своей личностью. Был сдержанным и безукоризненно тактичным

    по отношению к детям и учителям, служил примером отношения к делу. Был

    душой созданного им педагогического коллектива.

    Католиков А.А. (1941-1995). Жил одной жизнью с возглавляемым им

    коллективом, больше всего ценил естественные, ненавязчивые формы общения и

    воспитания. Проявил высочайшие образцы самопожертвования, полной

    самоотдачи. Был генератором идей.

    Хотя приведенные характеристики неполны, они дают некоторое

    представление о педагогической "харизме". Педагога, обладающего ею в

    исчерпывающей мере, отличают следующие качества: яркая индивидуальность;

    беззаветная, самоотверженная, жертвенная любовь к детям; внутренняя сила,

    цельность, целеустремленность, притягивающая детей и взрослых;

    "организационное и эмоциональное" лидерство; подвижничество;

    бескорыстность; способность генерировать идеи и увлекать ими; широта и

    глубина интересов, целостное мировоззрение; уверенность в своей миссии, в

    правильности избранного им пути.

    В целом можно отметить, что педагог, наделенный "харизмой", отличается

    высокой степенью напряженности внутренней жизни, надличностной

    устремленностью (духовностью), возвышенным характером духовно-нравственной

    сферы. Его характеризует также творческое отношение к детям, к своему делу,

    к миру в целом. Но, прежде всего, он умеет творчески относиться к самому

    себе как личности: использование собственного "человеческого материала"

    (свойств ума, сердца, воли), степень "собирания себя" (Г. Померанц)

    достигает в таком учителе своей высшей формы. Очевидно, что "харизма"

    учителя, как высшая степень педагогической одаренности, связана с его

    гуманистическим приоритетом.

    Педагогическая профессия требует постоянного расхода внутренней

    энергии, эмоций, любви. Поэтому необходимо развитие у педагога эмоционально-

    мотивационной сферы, чему уделяется недостаточно внимания в системе

    подготовки и переподготовки учителя. Это является одной из главных

    личностных задач в гуманистической парадигме образования и предпосылкой

    эффективности осуществления духовно-нравственного воспитания. "Есть

    некоторый особенный путь общения души через сердце. - пишет Ф. Затворник. -

    Один дух влияет на другой чувством" (12, с. 24). Если учитель

    малоэмоционален, если у него неразвита "сердечная сфера", неглубоки

    чувства, он не сможет оказать воздействие на внутренний мир подростка.

    Авторитаризм учителя, по мнению Ю.П. Азарова, связан с низким уровнем

    культуры педагога и является следствием преобладания у него рассудочно-

    эмпирического стиля мышления. (1, с. 71).

    Теоретический анализ проблемы гуманизма учителя осуществлялся нами на

    основе осмысления трудов представителей гуманистического направления

    российской педагогики и психологии, утверждающих приоритетность его

    внутренних характеристик.

    Важную роль в осмыслении проблемы играет принцип саморазвития,

    сформулированный в культурно-исторической теории формирования психики и

    сознания Л.С. Выготского. (Выготский, 1986). Гуманистические идеи отражены

    в психологической теории личности А.Н. Леонтьева (Леонтьев, 1981) и С.Л.

    Рубинштейна (Рубинштейн, 1973), концептуальных идеях "человекознания" Б.Г.

    Ананьева (Ананьев, 1977), в теории развития личности ребенка Л.И. Божович,

    В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина и др. Трактовка гуманистического характера

    деятельности педагога, его личности отражена в работах Ш.А. Амонашвили,

    В.В. Занкова, В.А. Кан-Калик, Е.В. Кузьминой, Ю.Н. Кулюткина, Л.М. Митиной,

    А.К. Марковой, Г.С. Сухобской и др.

    Развитие идеи гуманизма учителя можно найти в трудах таких ученых-

    педагогов, как Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязинский, М.И. Данилов, В.В.

    Краевский, В.А. Караковский, И.Я. Лернер, З.И. Малькова, Э.И. Моносзон,

    А.В. Мудрик, Н.Д. Никандров, Л.И. Новикова, З.И. Равкин, В.А. Сухомлинский,

    В.А. Сластенин, Г.Н. Филонов, Г.И. Щукина, Е.А. Ямбург и др.

    Много внимания раскрытию проблемы личности педагога в деле

    воспитания и образования уделено в трудах В.А. Сухомлинского. Он, в

    частности, писал: "Мы, учителя, должны развивать, углублять в своих

    коллективах нашу педагогическую этику, утверждать гуманное начало в

    воспитании как важнейшую черту педагогической культуры каждого учителя. Это

    целая область нашего педагогического труда, область, почти не исследованная

    и во многих школах забытая, хотя о чуткости, гуманности, заботливости общих

    разговоров немало. Я знаю работу многих школ, многих учителей, и это дает

    мне право утверждать, что слова о чуткости часто лишь провозглашаются, и,

    не реализуясь на практике, превращаются в демагогию, болтовню." (26, С. 19-

    20). Будучи педагогом-гуманистом с мировым именем, он всегда помнил, что "у

    детей свои масштабы измерения радостей и горестей, добра и зла", и что

    "самая желанная и дорогая для ребенка помощь - это сочувствие, сострадание,

    сердечное участие. Равнодушие же, безразличие потрясает его." (26, С. 21).

    В своих выступлениях и педагогических трудах В.А. Сухомлинский

    постоянно писал о том, что этика учителя, его нравственные качества

    являются решающим фактором воспитания личности учащегося. Он претворил свою

    идею в жизнь, создав уникальную педагогическую систему, в условиях которой

    каждый ребенок, подросток, старшеклассник получал реальную возможность

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.