МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Игра, как средство развития творческого начала детей младшего школьного возраста

    либо свойством: формой или величиной. Проигрывает тот, кто первым останется

    без фигур. Учитель проходит по рядам и руководит игрой.

    Совершенствовать вычислительные умения поможет игра “ Кормление

    рыбок “ Наглядный материал, в виде ярких плоских изображений рыбок,

    подготовлен для работы на магнитной доске. На каждой рыбке написан пример

    на сложение и вычитание. Имеются кормушки с цифрами 5 и 10.

    Здесь будет рисунок!

    Рисунок 2

    Участники игры, решив примеры, размещают своих рыбок около той

    кормушки, цифра которой соответствует результату вычисления.

    Дидактические игры на развитие мыслительных процессов

    используются и на уроках природоведения.

    Игра «Овощи фрукты» имеет цель закрепить умение детей

    классифицировать и называть овощи и фрукты, правильно употреблять глаголы

    «класть», «положить». Детей распределяет учитель на две команды с равным

    количеством игроков.

    Команды садятся на стулья друг против друга. Первые дети из каждой команды

    берут в руки маленькие мячи и начинают передавать их своим соседям. Ученики

    одной команды, передавая мяч, называют овощи, другой – фрукты. Передача

    мяча сопровождается диалогом:

    1-й ученик: Положи в корзину овощ.

    2-й ученик: Кладу огурец.(Поворачивается к соседу, передает мяч и

    произносит: «Положи в корзину овощ».).

    3-й ученик: Кладу морковь. Тот, кто повторит название два раза или ошибется

    , отдает фант, а по окончании игры выкупает его.

    Игра «Каждому овощу – его листву» состоит из двух наборов

    карточек:

    1) с картинками овощей;

    2) с гербарными листьями этих овощей.

    Необходимо быстро соединить соответствующие овощ и листву.

    Использование дидактических игр в процессе обучения младших

    школьников активизирует их интерес к учению.

    2.2 Формирование творческих способностей средствами

    занимательного и наглядного материала на уроках математики

    Игра, как известно, сопровождает детей с первых дней

    сознательной жизни. Через игру, через свое отношение к игрушке они

    осмысливают окружающее. В школьном возрасте игра усложняется, ребенок 7-8

    лет находится во власти не только своей фантазии, но все шире вступает

    через игру в мало знакомый ему мир другого человека.

    Постепенно игра начинает приобретать для младшего школьника

    более осознанный характер, становясь реальным самым доступным средством

    познания мира проявления и утверждения себя в нем.

    В младших классах игра по-прежнему занимает одно из важнейших

    мест в сознании и деятельности детей. При организации и проведении игр

    важно иметь в виду, что их назначение не сводится лишь к заполнению

    свободного времени. Подбирать игры надо осмысленно, использовать их в

    определенной системе и последовательности, с учетом того, какие именно

    психические свойства и качества, необходимые детям они развивают, какие

    воспитательные и образовательные задачи решает учитель.

    Подготовка ребенка к школе включает формирование элементарных

    математических навыков и представлений, развитие математического мышления и

    сообразительности. Большинство детей, поступающих в первый класс, умеют

    считать до 10, 20 и более. Дети любят большие числа, некоторые с гордостью

    говорят, что могут считать до тысячи.

    Родители таких детей часто высказывают опасения, что их ребенку

    будет скучно на уроках математики, где в начале считают до десятка.

    Однако наблюдения показывают, что умение считать до ста и более

    еще не определяет математического развития ребенка. Нередко первоклассник,

    считающий до ста испытывает серьезные затруднения при выполнении

    арифметических действий в пределах десятка. Дело в том, что дети часто

    заучивают счет неосознанно, механически, т.е. за названием числа у них нет

    реального представления о величине этого числа. Такой счет не развивает

    мышление ребенка, а напротив, притупляет его математические способности.

    Причиной трудностей, с которыми встречаются первоклассники, при

    решении задач, является отсутствие ясных временных и пространственных

    представлений, бедность жизненных наблюдений. Многие начинающие школьники

    неотчетливо представляют, что означает: одинаково, столько же, поровну,

    больше, меньше, старше, моложе, раньше позже, длиннее, короче; путают

    правую и левую сторону, не могут даже приблизительно определить расстояние

    в шагах от стола до двери и т.п. .

    Нередко дети даже не имеют представления, какими мерами

    пользуются при продаже молока, крупы, яиц, овощей и фруктов.

    В начале школьного обучения от ребенка не требуется знания

    больших чисел. Но до поступления необходимо, чтобы он умел сознательно

    считать в пределах десяти, знал прямой и обратный счет первого десятка,

    представлял себе состав названного числа, т.е. умел разделить это число на

    слагаемые, решал простые жизненные задачи, примерно такого типа: «В корзине

    лежало пять яблок, сколько там осталось, когда мама взяла от туда два

    яблока?»

    Чтобы ребенок считал сознательно, он должен с каждым понятием о

    числе связывать определенные представления о той или иной совокупности

    предметов. Так, например, называя число 3, он должен уметь отсчитывать 3

    предмета, пересчитать их по порядку (1,2,3), сложить в одну группу,

    например, 3 листочка, 3 карандаша, нарисовать названное число кругов,

    квадратов.

    Накопление математических навыков и представлений происходит с

    помощью дидактических игр, в процессе которых младший школьник приобретает

    отчетливые числовые представления и умение ориентироваться в пространстве,

    правильное употребление слов: направо, налево, вверх, вниз, прямо, поровну,

    одинаково, пополам.

    Большую пользу приносят игры и упражнения на составление фигур

    из частей, сопоставление форм и предметов с геометрическими образцами. Эти

    игры способствуют развитию учебно-важного качества, зрительного анализа.

    Таким образом, игры, используемые на уроках математики,

    способствуют развитию творческого начала личности ребенка младшего

    школьного возраста

    (см. приложение Г).

    Разнообразные дидактические игры, используемые на уроках

    математики в начальной школе, позволяют учащимся овладевать различными

    способами выполнения заданий. Дидактические игры, направленные на развитие

    восприятия формируют у младшего школьника умение анализировать предметы по

    таким признакам, как цвет, форма и величина. Другая группа игр,

    направленных на развитие внимания, способствует формированию у ребенка

    умения сосредотачиваться на определенных сторонах и явлениях в

    действительности.

    Основные свойства внимания, которые формируются в дошкольном

    возрасте и совершенствуются в младшем школьном возрасте – это его

    устойчивость, переключение и распределение. С помощью дидактических игр

    происходит совершенствование свойств внимания и постепенный переход от

    непроизвольного внимания к произвольному.

    В дидактических играх происходит развитие памяти ребенка,

    мышления, а также развитие творческих способностей. Творчество во многом

    определяется умением выражать свои чувства, представление о мире различными

    способами.

    2.3 Творческие игры в работе над слогом

    Дидактические игры занимают все больше места на уроке. Учителю

    важно верно определить место дидактической игры в учебном процессе и ее

    цель. Чаще всего она используется для переключения внимания детей с одного

    задания на другое, с целью обработки определенного способа действия, во

    время физминуток, придавая учебной работе дополнительные

    положительные эмоции.

    Все более прочные позиции в методике, педагогике и психологии

    занимает обучение, направленное на развитие понятийного мышления, при

    котором должно происходить усвоение полноценной теоретической информации. «

    Если мы хотим, - писал Д.Б.Эльконин, - чтобы обучение в начальной школе

    было развивающим, то мы должны позаботиться, прежде всего, о научности

    содержания».

    Обучение грамоте должно начинаться с сознания у детей общих

    представлений о строении языка, с организации наблюдений за происходящими

    процессами, со знакомства с особенностями русской письменности, то есть со

    строительства системы лингвистических знаний учащихся. Такое обучение не

    может обойтись без освоения специальных лингвистических понятий.

    Одно из первых фонематических понятий, с которыми знакомятся

    первоклассники, - слог. Оно используется в трех направлениях:

    - для обучения чтению – мы учим читать не сразу целыми словами, а сначала

    по слогам;

    - для обучения фонематическому анализу – звучащее слово делится на слоги,

    а затем выделяются звуки внутри каждого слога;

    - для обучения письму – мы учим детей для самоконтроля, диктовать себе по

    слогам.

    Познакомить с понятием – значит познакомить детей с его

    опознавательными признаками, позволяющими отличить данное понятие от

    других. Для слога это:

    - звук или группа звуков, произносимых на одном выдохе;

    - слог не обладает лексическим значением;

    - при нарушении последовательности слогов слово искажается или

    превращается в другое.

    Осознанное усвоение детьми этих признаков и приведет к

    осознанному усвоению понятия «слог».

    Для понимания первоклассниками того, что слог – это группа

    звуков, произносимых на одном «толчке воздуха» (первого из выделенных

    признаков), методикой в разные годы предлагалось много приемов. Например,

    использование горящей свечи описывал известный русский методист

    А.М.Пешковский. В качестве примера мы предлагаем обучающую игру,

    рекомендованную П.С.Жедек.

    «На стадионе»

    - Знаете ли вы, - говорит учитель первоклассникам, что на футбольных и

    хоккейных матчах все время изучают русский язык? Не верите? Какое слово они

    кричат, когда хотят, чтобы команда забила гол? (Шайбу). Правильно. Давайте

    и мы крикнем так, как кричат болельщики на стадионе. (Ученики скандируют

    шай-бу! Шай-бу) Болельщики кричат слово по слогам.

    Здесь вводится термин, который детям надо запомнить и потом не

    спутать с уже известным и очень похожим – термином «слово».

    - Слоги, - продолжает учитель, - это те кусочки, на которое делится слово.

    А что кричат болельщики, когда команда забила гол? (Молодцы!) Правильно,

    они кричат: ма-ла-цы! Ма-ла-цы! Учитель дает образец произношения.

    Необходимо обратить внимание на то, что при произнесении слова

    по слогам должно сохраняться орфоэпическое произношение. Это требование

    часто нарушается сначала учителями, а вслед за ними и учениками.

    Для знакомства со вторым признаком слога может быть полезна

    такая обучающая игра или ее интерпретация – на усмотрение учителя.

    Учитель произносит: [ка] – Понятно, что я хотела сказать?

    (Нет.) Дальше учитель произносит: [ро]. – А теперь, понятно? (Опять нет.)

    Аналогично: [ва]. (Непонятно.) – Что я произнесла: слово или отдельные

    слоги? (Слоги.) А теперь я соединю их вместе и произнесу: «корова». Теперь,

    понятно? (Да.) Вывод, который дети делают вместе с учительницей: когда

    произносились отдельные слоги, было непонятно. Как только слоги

    соединились, получилось слово.

    На этом же этапе работы целесообразно поменяться ролями учителю

    с несколькими учениками или с приемом «доскажи словечко» прочитать

    стихотворение Э.Успенского, а затем продолжить такую же игру.

    Что за ли? Что за мон?

    Никакого смысла.

    А как скажут лимон –

    Сразу станет кисло!

    Что за ки? Что за но?-

    Людям не известно.

    А как скажут кино –

    Сразу интересно.

    Что за хал? Что за ва?

    Вот еще одна загадка.

    А как скажут халва –

    Сразу станет сладко.

    Во время игры учитель может использовать «ловушку» и досказать

    такой слог, при котором слова не образуются. Следует обратить внимание

    детей на то, что нелюбые слоги могут соединиться и образовать слово.

    Можно чередовать индивидуальную работу и групповую, использовать,

    например, работу в парах или по рядам при выполнении такого упражнения -

    игры.

    Учитель произносит слово, а ученики – другое, поменяв слово местами. Здесь

    также уместно использование слов – «ловушек», при перестановке слоговв

    которых нового слова не образуется. Например, рады - …, шина -…, нора -…,

    пора -… .

    Одновременно с введением понятия «слог» первоклассникам

    сообщается и его условный рисунок (знак), которым они будут пользоваться.

    Усвоение понятия «слог» невозможно без одновременной отработки способа

    действия при делении слов на слоги. Традиционными способами выделения

    слогов и определении их количества считаются произнесение слова с хлопками

    и прием упора тыльной стороны ладони в подбородок. Первый способ требует

    ответа до решения задачи: хлопнуть столько раз, сколько в слове слогов, –

    поэтому он может быть использован позднее как дополнительный.

    Второй прием тоже не может считаться универсальным, так как не

    все слова, например, синий или птицы – могут быть правильно разделены на

    слоги с его помощью. И здесь опять незаменимым окажется прием

    скандирования, а игра «На стадионе» поможет освоить слог как

    произносительную единицу и одновременно отработать способ слогоотделения.

    Важность понятия «слог» состоит еще в том, что он является

    основной единицей чтения, поэтому одна из задач обучения грамоте –

    формирование у детей правильного способа чтения – плавного по слогового.

    Чтобы прочитать слово, ребенку необходимо:

    - опознать буквы каждого слова;

    - определить, как они читаются в каждой позиции;

    - осуществить плавное слоговое чтение;

    - осознать прочитанное.

    Первоклассники должны осознанно пользоваться особенностями

    слогового (позиционного) принципа русской графики. Вариант прочтения буквы

    зависит от ее окружения, то есть от позиции в слове. Поэтому и рассуждение

    ребенка при чтении открытого слога должно быть таким: «Чтобы прочитать

    слог, смотрю на вторую букву. Если эта буква а (о, у, ы), то она командует,

    что первую букву надо читать твердо».

    Для того чтобы такие рассуждения ребенок проводил осознанно,

    чтобы они в конечном итоге способствовали формированию прочного навыка

    чтения, рекомендуется игра "Буква в окошке", использованием пособия

    "абак", где первой должна появиться буква гласного в правом окошке. Именно

    она и определит вариант прочтения буквы слева. Организовать такую игру

    учитель может со всем классом, по рядам парами и т.д.

    Для тренировки первоклассников в чтении прямых слогов, кроме

    такой подвижной таблицы, учителя используют карточки отдельных букв и

    слогов, а также стационарные слоговые таблицы, такие как, например слоговые

    таблицы из «Читалочки» Л.Ф.Климановой, которые одновременно могут быть и

    игровым полем.

    | Ва | Па |

    | Та | Ми |

    | Са | Ма |

    | Ле | Ня |

    | Ли | ша |

    | |

    | Ба | Тон | Зар |

    | За | Нан | лет |

    | Ня | Ян | |

    Рисунок 3

    Подобные слоговые таблицы позволяют не только потренировать детей

    в чтении, но и воспитать внимание к слову, его лексическому значению и

    звукобуквенной форме.

    Особый вариант слоговых таблиц представляют собой карточки,

    выполненные в виде домино. Играть можно всем классом, парами, группами из

    трех- пяти человек. С такими же карточками можно предложить и другие игры:

    1) Незнайка нес слово, но по дороге растерял слоги. В руках у него остался

    только первый слог «на» и последний «ка» (выставляются на наборное

    полотно). Помогите Незнайке.

    Дети вставляют карточку или карточки и читают получившиеся

    слова. Здесь учителю необходимо правильно отреагировать на ошибку ученика.

    Недостаточно сказать: «Неправильно, подумай!» - и убрать карточку. Слог

    надо оставить и прочитать получившееся, обращая внимание детей на то, что

    слово не составилось;

    2) учитель показывает карточку со слогом, дети его читают про себя, а в

    слух произносят слог, который получился в результате того, что они

    поменяли буквы местами.

    Игра способствует усвоению звуковой и буквенной форме слога.

    Одновременно с умением читать у детей формируется и умение писать.

    Поскольку письмо, как и чтение слоговое, то естественно, основной единицей

    письма должен стать слог. По этому после формирования у первоклассников

    умения писать отдельные буквы и их соединения переходят к обучению письму,

    слогов и слов. При этом основным методическим приемом будет послоговая

    диктовка (слог записывается одновременно с его проговариванием). Такая

    диктовка является своеобразным алгоритмом, и тренировать детей в выполнении

    последовательности определенных действий, целесообразно в коллективной

    игре.

    Во время общей работы, один ученик (или учитель) может начать

    комментарий, а остальные – продолжить. На более позднем этапе обучения

    правила игры учитель может изменить и предложить детям найти ошибку в

    комментарии, обнаружить и восстановить пропущенное действие. Только тогда,

    когда учитель убедится в том, что все дети овладели алгоритмом записи

    слога, он может допустить переход на шепотное комментирование.

    Подбор обучающих игр на уроке способствует формированию и

    развитию психических функций учащихся и требует определенного методического

    мастерства учителя начальной школы.

    2.4 Формирование элементов экологического творчества учащихся

    начальных классов

    Большое наследие в области воспитания детей окружающей средой

    оставил нам выдающийся советский педагог В.А.Сухомлинский. Он придавал

    особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его

    мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств и творчества. «Я

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.