Игра, как средство развития творческого начала детей младшего школьного возраста
Рисунок 5
Таким образом, в контрольной группе 7 человек проявили высокий
уровень фантазии в организации и придумывании содержания игры, а в
экспериментальной группе 5 человек, низкий уровень фантазии – в
экспериментальной группе – 12 учащихся, в контрольной – 8.
На третьем этапе констатирующего эксперимента мы применяли
методику Р. С. Немова «Вербальная фантазия» и разработали параметры по
оцениванию элементов фантазии младших школьников.
Оценивание скорости процессов воображения
Если в течение 1 минуты ребенок не придумал сюжет рассказа, то
экспериментатор сам подсказывает ему какой-либо сюжет и за скорость
воображения ставит 0 баллов. Ребенок получает 1 балл, если он сам придумал
рассказ за одну минуту. Если ребенок в течение 1 минуты придумал как
минимум два разных сюжета, это оценивается в 2 балла.
Оценивание необычности, оригинальности образов
0 баллов – пересказ ранее увиденного, услышанного;
1 балл – пересказ раннее известного с внесением элементов новизны;
2 балла – самостоятельное придумывание рассказа с новым сюжетом.
Оценивание богатства фантазии
При оценивании этого качества процессов воображения фиксируется
общее число различных живых существ, предметов, ситуаций и действий,
различных характеристик и признаков, приписываемых всему этому в рассказе
учащегося.
2 балла – число предметов и признаков превышает десять;
1 балл - общее количество деталей от шести до десяти;
0 баллов – признаков в рассказе мало, но не менее пяти.
Оценивание глубины и проработанности образов
Этот показатель определяется по тому, насколько разнообразно в
рассказе представлены детали и характеристики, относящиеся к образу
(человеку, животному, фантастическому существу), играющему ключевую роль
или занимающему центральное место в рассказе.
0 баллов – центральный объект изображен схематично, без детальной
проработки его аспектов;
1 балл – при описании центрального объекта рассказа его детализация
умеренная;
2 балла – главный образ расписан достаточно подробно.
Оценивание впечатлительности и эмоциональности
Этот показатель оценивается по тому, вызывают ли образы в
рассказе интерес и эмоции у слушателя.
0 баллов – образы малоинтересны, банальны.
1 балл – образы вызывают незначительный интерес.
2 балла – образы вызывают эмоциональную реакцию слушателей (удивление,
восхищение, страх).
Таким образом, максимальное число баллов ребенок может получить
за свое воображение до 10, минимальное – 0.
Данные исследования представлены в таблице 3.
Таблица 3 - Оценка элементов фантазии младших школьников
|Классы | Общее | Уровень развития фантазии |
| |количество | |
| |учащихся | |
| | |Очень |Высокий|Средний |Низкий |Очень |
| | |высокий | | | |низкий |
|1 «а» класс | | | | | | |
|(контрольная |20 |2 |4 |8 |3 |3 |
|группа) | | | | | | |
|1 «б» класс | | | | | | |
|(экспериментальная|20 |1 |3 |7 |5 |4 |
|группа) | | | | | | |
Рисунок 6
Из таблицы видно, что учащиеся обладают недостаточной глубиной
фантазийных элементов, как в контрольной, так и в экспериментальной группе.
Второй этап работы (формирующий эксперимент) включал в себя
приемы, направленные на развитие творческого начала как в дидактической
игре, так и в творческих играх и на стимулирование общей творческой
активности.
К первой группе приемов относились творческие задания,
помогающие освоить выразительные свойства языка (придумывание эпитетов).
Детям предлагалось придумать эпитеты, характеризующие тот или иной персонаж
сказки.
Следующие приемы – придумывание сравнений и синонимов или
антонимов к словам. Выполнение этого задания способствовало развитию
ассоциативных связей. Прием словоизменения помог детям почувствовать
разницу в оттенках слов.
Важная роль в развитии творческого начала принадлежит таким
приемам как сочинение сказочной истории, которую предлагал учитель,
придумывание продолжения знакомой сказки, сочинение сказки по картинке.
Для развития творческих способностей в игре, детям предлагались
две роли сказочных персонажей, несвязанных между собой общим сюжетом
(Айболит и солдат, принцесса и милиционер). Учащиеся должны были разыграть
придуманные ими сюжеты. Это мог быть разговор по телефону или игра
драматизация, игра-фантазия. Остальные дети наблюдали за сверстниками,
потом происходила смена участников игры.
Опыт показал, что использование данного приема заметно
стимулировало общую речевую и игровую творческую активность детей.
На третьем этапе (контрольный эксперимент) мы подвели итоги
проделанной работы по развитию творческого начала средствами игры.
Результаты исследования отражены в сводной таблице.
Таблица 4 -Уровень развития творческого начала младших школьников
средствами игры
(по итогам контрольного эксперимента)
| | Общее | Показатели элементов творчества |
|Классы |количество | |
| |учащихся | |
| | | Методика 1 |Методика 2 | Методика 3 |
| | | В. | Н. | В. | Н. | В. | Н. |
|1 «а» класс | | | | | | | |
|(контрольная группа) |20 |8 |4 |7 |8 |6 |6 |
|! «б» класс | | | | | | | |
|(экспериментальная |20 |12 |3 |14 |2 |11 |1 |
|группа) | | | | | | | |
Рисунок 7
Таким образом, в результате проведенных исследований нами были
зафиксированы изменения в развитии творческого начала младших школьников: в
экспериментальной группе значительно увеличилось количество детей с
высокими показателями элементов творчества; в процентном отношении это
составило 52% от предыдущих показателей в констатирующем эксперименте.
Данные исследования частично подтвердили гипотезу о том, что
развитие творческого начала младших школьников средствами игры будет
эффективно при условии систематического использования игровых методов и
приемов в образовательном процессе.
Заключение
В первой главе подчеркивалось, что игра возникает из потребности
ребенка
узнать окружающий его мир, причем жить в этом мире так, как взрослые. Игра,
как способ познания действительности, есть одно из главных условий развития
детского воображения. Не воображение порождает игру, а деятельность
ребенка, познающего мир, творит его фантазию, его воображение. Игра
подчиняется законам реальности, а ее продуктом может быть мир детской
фантазии, детского творчества. Игра формирует познавательную активность и
саморегуляцию, позволяет развивать внимание и память, создает условия для
становления абстрактного мышления. Игра для младших школьников – любимая
форма деятельности. В игре, осваиваются игровые роли, дети обогащают свой
социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых ситуациях.
Мы попытались подтвердить выдвигаемую нами гипотезу: развитие
творческого начала младших школьников средствами игры будет эффективно при
условии:
- систематического использования игровых методов и приемов в
образовательном процессе;
- учета возрастных и психологических особенностей детей младшего
школьного возраста;
- создания комфортных психолого-педагогических условий, для становления
гармонично-развитой подрастающей личности.
Игровой метод включения школьника в деятельность предполагает
личностный подход, когда педагог ориентирован на личностный подход в
целом, а не только на его функции как ученика. Игра – не развлечение, а
особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод
стимулирования их активности.
Игра как психологическая проблема дает еще очень много фактов для
научной мысли, еще много предстоит открыть ученым в этой области. Игра как
проблема воспитания требует неустанных, каждодневных раздумий родителей,
требует творчества и фантазии от нас, педагогов. Воспитание ребенка – это
большая ответственность, большой труд и огромная творческая радость,
дающая сознание полезности нашего существования на земле.
Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и
разностороннее развитие личности ребенка предполагает необходимость
гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой
формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой,
связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной
активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи и т.
п.. Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных
развивающих занятий, специфически направленных на развитие личностно-
мотивационной и аналитико-синтаксической сфер ребенка, памяти, внимания,
воображения и ряда других важных психических функций, является в этой
связи одной из важнейших задач педагогического коллектива.
Список литературы
1. Анастази А. Психологическое тестирование / Под ред. К.М.Гуревича,
В.И.Лубовского. – М.: Педагогика, 1982.
2. Аникеева Н. П. Воспитание игрой: кн. Для учителя. – М.: Просвещение,
1987.-144с.- (Психологическая наука – школе).
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
4. Бородай Ю.М. Воображение и теория познания. – М., 1966.
5. Воспитание младшнго школьника: Пособие для студентов средних и высших
учебных заведений, учителей начальных классов и родителей / Сост.
Л.В.Ковинько. – 4-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.-288с.
6. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка:
Вопросы психологии. – М., 1966. – 541с.
7. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – С-Пб.:
Союз, 1997.
8. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах, - том 4. – М., 1984.-
828с.
9. Гессен С. И. Основы педагогики введение в прикладную философию. – М.,
“Школа-Пресс”, 1995., гл. III, - 91с.
10. Гурин В.Е., Солопанова О.Ю. Основы умственного воспитания младших
школьников в процессе обучения музыки: восприятие, мышление, развитие. –
Краснодар, 2001. –23с.
11. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: Образование,
1996.
12. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1972.
13. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. – М: Знание, 1986.
14. Дьяченко О. М., Лаврентьева Г. В. Психическое развитие дошкольников. –
М.:
Педагогика, 1984. – 128с. (Библиотека для родителей).
15. Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей: Пер. с англ. / Под ред.
В.И.Лубовского. – М.: Педагогика, 1985.-192с.
16. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – С-Пб.: Питер,1999.
17. Ермакова Е.С. Генезис гибкости мыслительной деятельности в детском
возрасте // Психологический журнал. – 1997.- Т. 18, №3.
18. Заика Е. В. Комплекс игр для развития воображения // Вопросы
психологии. – 1993. - №2.
19. Ильенков Э.В. Философия и культура. – М., 1991.
20. Кино и дети. – М., 1971. –178с.
21. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в
школе. – М., 1991.
22. Кравцова Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника: Кн. Для воспитателя дет.
сада и родителей. – М.: Просвещение; Учебная литература, 1996. – 160с.:
ил.
23. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В.Петровского,
М.Г.Ярошевского. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.
24. Крупская Н. К. Об учителе. Избранные статьи и речи. – М., 1969. 19с.
25. Кузнецова Л. В. Гармоничное развитие личности младшего школьника: Книга
для учителя. – М., Просвещение, 1988. – 224с.
26. Макаренко А. С. Докладная записка члену правления коммуны имени Ф.
Дзержинского. – В кн.: Сочинения. М., 1958, т.Vll, с. 420.
27. Марцинковская Г. Д. Диагностика психического развития детей: Пособие по
практической психологии. – М.: Линка – Пресс, 1997. – 176с.:ил.
28. Медведева Е.А. К вопросу о диагностики воображения и творчества у
старших дошкольников с задержкой психологического развития в
театрализованных играх (сообщение II) // Дефектология. – 1999.- №4.
29. Мерлин В.С. Проблемы экспериментальной психологии личности. / Ученые
записки Пермского педагогического института. – Пермь, 1970.-т.77, 238с.
30. Мир детства: Младший школьник. / Под ред. А.Г.Хрипновой; отв. ред.
В.В.Давыдов. – М.: Педагогика, 1981.-400с.
31. Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб.
Заведений: В 3 кн.: Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология ип
психодиагностика. – М.: Просвещение: Владос, 1995.
32. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / Под.
ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. – М., 1988.
33. Педагогическое наследие / И. Г. Песталоцци, Я. А. Каменский, Д. Локк,
Ж. Ж. Руссо. – М., 1987. – 496с.
34. Педагогический поиск. – М.: Педагогика, 1987. – 544с.
35. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов
педагогических вузов: В 2 кн.: Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. –
М.: Владос, 1999. – 576с.
36. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к
практической деятельности / Под ред. Т. В. Лаврентьевой. – М.: Новая
школа, 1996.
37. Психологический словарь / Под ред. В.В.Давыдова, А.В.Запорожца,
Б.Ф.Ломова и др.; Научно-исследовательский институт общей и
педагогической психологии Академии педагогических наук СССР. – М.:
Педагогика, 1983.-148с.
38. Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В.В. Давыдова. – М.,
1993. – 336с.
39. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М., 1946 – 590с.
40. Савенков А.И. Основные подходы к разработке концепции одаренности //
Педагогика. – 1998. - №3.
41. Самарин Ю.Л. Способность.: Педагогическая энциклопедия. Т.4. – М.,
1968.-174с.
42. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное
пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.
43. Синельников В. Исследования воображения и творчества детей дошкольного
возраста в зарубежной психологии // Дошкольное воспитание. – 1993. - №10.
44. Спиваковская А. С. Игра – это серьезно. – М.: Педагогика, 1981. –
144с.: ил. – (Библиотека для родителей).
45. Степанов С. Поиск не закончен // Школьный психолог. – 1999.- №12.
46. Стрекозин В. П. Актуальные проблемы начального обучения. Пособие для
учителя. – М.: Просвещение, 1976. – 207с.
47. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. – 3-е изд., доп. – М.:
Просвещение, 1990. – 160с.: ил.
48. Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для
родителелей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.
49. Сухомлинский В. А. Духовный мир школьника. – М., 1946. – 590с.
50. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. – Киев: Радяньска школа, 1969. –
381с.
51. Теплов Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания. – В
кн.: Вопросы художественного воспитания. – М., 1947. – 387с.
52. Торшина К. А. Современные исследования проблемы креативности в
зарубежной психологии // Вопросы психологии. – 1998. - №4.
53. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии:
Пособие для студентов пед. институтов, учащихся пед. училищ и колледжей,
воспитателей детского сада / Под ред. Г. А. Урунтаевой. – М.:
Просвещение: Владос, 1995.
54. Фридман Л. М., Волков К. М. Психологическая наука – учителю. – М.,
1985. – 69с.
55. Шардаков М. Н. Очерки психологии школьника. – М., 1955. – 126-139с.
56. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
57. Эльконин Д. Б. Психологическое развитие в детских возрастах. – М.: НПО
“Модек”, 1995. – 416с.
58. Яковлева Е. Л. Методические рекомендации учителям по развитию
творческого потенциала учащихся / Под ред. В. И. Панова. – М.: Молодая
гвардия, 1997.
59. Яковлева Е. Л. Психологические условия развития творческого потенциала
у детей школьного возраста // Вопросы психологии. – 1994. - №5.
60. Яковлева Е. Л. Развитие творческого потенциала личности школьника //
Вопросы психологии. – 1996. - №3.
Игра «Вороны».
Приложение В
Дидактическая задача – развить слуховое внимание детей; умение
двигаться в соответствии со словами стихотворения; говорить громко и тихо;
способствовать формированию правильного произношения звука – «р».
Игровые правила. Все движения выполняются только в соответствии
со стихотворением, слова:
«Кар-кар-кар» произносить по-разному: когда вороны летают – громко, когда
засыпают – тихо.
Игровые действия. Имитация движений летающих, а затем
засыпающих птиц; звукоподражание.
Ход игры. Дети изображают ворон, стоя в проходах от парт в
классе. Они выполняют движения в соответствии с текстом, который говорит на
распев учитель. Слова «кар-кар-кар» произносят все ученики.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|