МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Интегрирование учебных дисциплин и активизация учебно- познавательной деятельности младших школьников

    теоретического изучения проблемы «Межпредметная интеграция в

    образовательном процесс в начальной школе» было проведено исследование. В

    эксперименте приняли участие учащиеся четвертых классов общеобразовательной

    школы №7 города Октябрьского.

    Экспериментальная работа проводилась в течении учебного года и

    предусматривала три этапа:

    1 этап – Изучение мотивов познавательных интересов учебной

    деятельности школьников

    2 этап – Содержание формирующего эксперимента

    3 этап – формирование активизации учебно–познавательной

    деятельности учащихся.

    На первом этапе были изучены мотивы познавательных интересов и

    определены следующие уровни:

    1 уровень – появляется интерес лишь в общей, всем присущей

    потребности, когда для школьника не имеет значение содержание

    объекта, лишь бы он был несложен, доступен

    2 уровень – проявляется интерес в общей любознательности

    3 уровень – связан интерес с какой – либо социально – значимой для

    школьника деятельностью.

    Было проведено анкетирование с целью определения наличия

    положительной мотивации к учебной деятельности.

    Учащимся было предложено подчеркнуть любимые занятия:

    - смотреть телевизор

    - заниматься спортом

    - делать домашнее задание

    - читать книги

    - ходить в школу

    - играть с ребятами на улице

    - решать разные задачи

    - заниматься в кружке

    - ходить в кино

    - работать на уроке

    - рисовать

    - ездить за город

    - играть в настольные игры

    Сравнение данных обработки анкет позволяет сделать вывод, что у

    большинства преобладает второй уровень.

    4 «А» - 53% (контрольный класс)

    4 «Б» - 57% (экспериментальный класс)

    Проведен анализ отношения учащегося к тому или иному предмету

    (профессор Н.В. Кузьмина)

    Результаты были оценены по пяти бальной системе и занесены в

    таблицу.

    |Учебный предмет |Отношение ученика |

    | | |

    | |Люблю |Хочу |Не хочу|Совсем |Заставл|Не дали|Всего |

    | |эти |заниматьс|занимать|не |яют |ответ |баллов|

    | |уроки |я этим |ся |Люблю |занимат| | |

    | | |предметом|этим |этот |ься | | |

    | | | |предмето| | | | |

    | | | |м | | | | |

    |Русский Язык | | | | | | | |

    |Математика | | | | | | | |

    |Чтение | | | | | | | |

    |Природоведение | | | | | | | |

    |Физкультура | | | | | | | |

    |Рисование | | | | | | | |

    |Музыка | | | | | | | |

    | | | | | | | | |

    | | | | | | | | |

    [pic]

    р.я. – русский язык ф. – физкультура

    р. – рисование муз.- музыка

    м. – математика п. - природоведение

    ч. – чтение

    2 этап.

    Для более интересного и успешного усвоения программы и активизации

    учебно-познавательной деятельности учащихся было решено в четвертом классе

    ввести интегрированный курс.

    Русский язык и развитие речи – 4 часа

    Чтение и развитие речи – 4 часа

    Речь и культура общения – 1 час

    Математика и конструирование – 6 часов

    ИЗО и художественный труд – 2 часа

    Музыка и ритмика – 2 часа

    Родной язык и литература – 2 часа

    С учетом данного курса были проведены интегрированные уроки (смотри

    приложение 3,4)

    3 этап.

    Диагностика проводилась в форме мониторинга ЗУН, полученных после

    изучения тем.

    Учащимся 4 «А» и 4 «Б» классов были даны отдельно проверочные

    работы по русскому языку на тему: «Правописание окончаний глаголов I и II

    спряжения» и по природоведению на тему: «Перелетные птицы – вестники

    весны». Учащиеся 4 «А» класса изучали эти темы на обычных уроках русского

    языка и природоведения, в 4 «Б» был проведен интегрированный урок.

    Подсчитано качество знаний по темам и отражено на графиках.

    [pic]

    р.я. – русский язык

    п. - природоведение

    Вывод:

    - качество знаний по русскому языку 4 «Б» класс показал

    выше, чем 4 «А» на 12%

    - по природоведению качество знаний в 4 «Б» классе выше на 20% чем

    в 4 «А»

    - принимая во внимание, что оба класса примерно одинакового уровня

    развития, но на интегрированном уроке дети были заинтересованные,

    внимательные, сосредоточенные, дружные. Это и видно по результатам

    контрольных работ.

    - повысился интерес к учебным предметам.

    В результате исследование были получены следующие выводы:

    - после проведения эксперимента повысился уровень познавательного

    интереса,

    - произошли изменения в отношениях учащихся к учению, к учебным

    предметам;

    - интегрированные уроки повысили эмоциональный настрой в классе,

    возможности для проявления индивидуальных творческих способностей детей.

    - дети стали более общительны, раскованы в суждениях, у них

    появилось стремление учиться, радуются познанию нового, не боятся

    трудностей

    - сформировалась активизация учебно – познавательной деятельности

    учащихся.

    2. Содержание межпредметной интеграции при изучении дисциплин:

    русский язык, чтение.

    Связи русского языка как предмета школьного преподавания с другими

    учебными дисциплинами в зависимости от дидактических целей могут

    рассматриваться с разных позиций. Обычно указывают на то, что русский язык

    связан со всеми школьными дисциплинами, «поскольку язык является

    необходимым средством выражения по всем предметам", (5,с.135) поскольку,

    "он отражает все стороны действительности и поскольку без овладения

    языком невозможна никакая мыслительная деятельность".Наличие такой связи

    бесспорно. В цепочке "русский язык - другие предметы" эта связь

    устанавливается не столько для русского языка, сколько для всех других

    предметов, т.к. язык в качестве орудия познания является одним из решающих

    условий усвоения учащимися знании по любому предмету.

    Русский язык как предмет школьного образования – явление

    многоаспектное, и контакты его с другими предметами обнаруживаются не

    только в содержании. Связь между предметами, как отмечают учёные,

    выражается также и в том, "что один предмет

    служит как бы инструментом при решении вопросов и задач в другом предмете.

    (3,с.115) Таким предметом для русского языка является, например,

    математика. Связь русского; языка и математики является строго

    фиксированной, закрытой. Реализация ее особенно актуальна в тех разделах,

    материал которых легче всего поддаётся формализации. Поэтому интеграция

    предметов русского языка и математики - очень сложный процесс, и на

    практике его почти не осуществляют. Если же осуществляют, то очень редко.

    Например, можно интегрировать русский язык с математикой при изучении темы

    "Правописание числительных" или "Количественные и порядковые числительные"

    и т.п.

    Отметим ещё один вариант контактов, которые устанавливаются между

    русским языком и другими предметами в организационно - методическом плане.

    Имеется в виду организационные формы обучения, характерные для разных

    школьных дисциплин, как базы для устных и письменных работ на уроках

    русского языка: составление примеров, ответы на вопросы, письма сочинений

    по личным впечатлениям и т.д.

    Наиболее распространённой является интеграция русского

    языка с чтением, природоведением, изобразительным искусством,

    музыкой. А так же эти связи могут переплетаться ещё теснее,

    где интегрируются не два предмета, а три и даже больше. Такие

    уроки способствуют глубокому проникновению учащихся в слово,

    в мир красок и звуков, помогают формированию грамотной устной

    и письменной речи учащихся, её развитию и обогащению, развивают

    эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту

    и богатство родной природы.

    Кроме того, интеграция трех предметов является средством

    интенсификации урока, расширяет его информативную ёмкость,

    способствует развитию интереса к предметам, к изучаемому курсу, повышает

    творческий потенциал учащихся. (17,с.8)

    А сейчас перейдём непосредственно к рассмотрению возможностей

    интеграции вышеуказанных предметов.

    Интеграция русского языка с природоведением.

    На интегрированных уроках русского языка и природоведения в

    начальных классах чувственное восприятие предметов и явлений природы все

    время сопровождается работой по развитию речи детей. Учитель учит их

    правильно называть растения, животных, части тела, предлагает рассказать о

    результатах наблюдений.

    Благодаря такой работе новые слова, которыми овладевают

    дети, соединяются в их сознании с конкретными представлениями

    о предметах и явлениях природы, наполняются богатым жизненным

    содержанием. Все это подготавливает детей к сознательному

    чтению рассказов, статей, стихотворений, посвященных описанию

    природы. Дети с большим интересом читают и лучше понимают то,

    что перед этим сами видели, о чём беседовали с учителем.

    Для наглядности можно привести пример из практики.

    Занятия по русскому языку в третьем классе (1-3) начинаются с

    повторения знаний о предложении (о видах предложений по интонации, в

    знаках препинания в конце предложений). Учитель ставит целью урока

    повторить знания о предложении, сообщить учащимся сведения о Левитане как

    о ценителе красоты русской природы. На данном уроке работа ведётся над

    высказыванием такого содержания, как, например: "Природа не терпит ничего

    безобразного, и его в ней нет. Посмотрите, рядом с нами ничего мертвого,

    все дышит, живёт, понимает. Она волнуется в бурю, зябнет в снегу,

    задумывается спокойным вечерком, отдыхает от солнца, ветров, гроз" (С.

    Левитан).

    Учащиеся читают это высказывание и делятся своими мнениями по этому

    поводу. Далее сообщаются сведения о Левитане, как по-особому он любил

    природу, какая она красивая в его работах, красивая и русская в его душе.

    Такие красивые картины, как

    "Золотая осень", “Март”, мог создать только человек, горячо

    любивший природу своей Родины.

    На уроке русского языка проводится небольшая беседа о бережном

    отношении к природе, о том, как и для чего нужно любить её. Затем

    учащиеся выполняют работу на закрепление пройденного материала, для этого

    пишут сочинение по картинам Левитана "Золотая осень", "Март" или по

    художественным открыткам, а так же допускается использование иллюстраций из

    журналов, карточек из серии "С любовью к природе".

    При повторении темы "Предложение" ведётся разговор о русской

    белоствольной берёзе. Даётся словесное описание, определяется цвет,

    форма листа (у каждого на парте лист берёзы), обращается внимание на

    яркую белизну ствола, на его красоту. Затем с помощью магнитофонной

    записи прослушивается шелест листвы при дуновении ветра. После этого

    учащиеся составляют повествовательное, восклицательное и вопросительное

    предложения о берёзе. Лучшие записываются на доске и в тетрадях. Одно из

    них дети разбирают по членам предложения. Урок проходит живо и интересно,

    учащиеся быстро повторяют материал о предложении. Итогом работы является

    разговор о русской берёзе, о её удивительной красоте, о бережном

    отношении человека, как к берёзе, так и к другим деревьям.

    Помня о том, что развитие речи - это принцип работы, как

    по чтению, так и по русскому языку, при обучении связной речи,

    при изучении темы "Текст" можно пользоваться сочинениями, на

    материале которых воспитывается в детях любовь к природе. Такие сочинения

    можно проводить один раз в неделю (от пяти до

    двадцати минут), объём составляет примерно 5-15 предложений.

    Сочинения воспитывают у детей любовь к природе, помогают им

    осознать нравственные требования современности. В свои рассказы дети вводят

    (в меру!) цитаты, создают яркие словесные зарисовки, вклеивают

    иллюстрации. Цель такой работы – создать художественную эмоционально-

    конкретную словесную картину о природе.

    Также детям можно предложить коллективно составить небольшие

    рассказы по картине. В таком рассказе непременно бывают повествовательные,

    вопросительные и восклицательные предложения. Сколько возможностей таят в

    себе такие уроки!

    В качестве методов, используемых на таких уроках и

    осуществляющих интегральный подход, выступают:

    - эвристические беседы;

    - экскурсии;

    - творческие работы по развитию речи, написание их по

    материалам природоведческого характера, наблюдение как на уроках русского

    языка, так и на природоведении;

    - словесное рисование, выразительное чтение пейзажных описаний;

    - написание диктантов, изложений природоведческого содержания.

    Очень часто учителя используют интеграцию не на всем уроке, а

    только на каком-либо его этапе, т.е. интегрированным выступает только

    определённый фрагмент урока. Так, допускается

    более широко применять сведения природоведческого характера

    во время словарной работы. То или иное слово можно растолковать и с точки

    зрения лингвиста, и с точки зрения натуралиста.

    Наглядным образцом интегрированного урока русского языка и

    природоведения можно предложить урок, приведённый учителем 4 класса (1-4)

    школы-гимназии № 41 г. Люберцы Московской области Н. В. Грищенко. (11,с.25)

    (см.в прил.2)

    Нередко учителя интегрируют три учебных предмета. В нашем случае к

    предметам русский язык и природоведение добавляется ещё один -

    изобразительное искусство. Хочется познакомить с фрагментом такого урока,

    проведенного во время педагогической практики.

    Тема: Весна на картине П. Кончаловского "Сирень".

    Урок строился в такой последовательности:

    I. "Перед вами репродукция картины П. Кончаловского "Сирень", - обращается

    учитель к детям, - не правда ли, на вас

    сразу пахнуло весной? Рассмотрите внимательно картину. Обратите внимание

    на обилие цветов, изображенных художником. Сумел

    ли он показать, что сирень свежая? Как будто её только что

    срезали и принесли в комнату?

    Какого цвета эта пышная, великолепная сирень? Посмотрите, тщательно

    ли выписывает художник лепестки, листочки, веточки сирени? Почувствовали ли

    вы восхищение художника щедрой, богатой природой, eго огромную любовь к

    ней? В природе, а точнее в сирени он видит прекрасное, он видит жизнь!"

    2. Далее по опорным словам, записанным на доске (богатый,

    щедрый, обильный, пышная, благоухает, сиреневый воздух, лиловые, синие,

    оранжевые, лиловые гроздья), дети пишут свои рассказы или мини-сочинения по

    картине "Сирень".

    3. Знакомство детей с легендой о появлении сирени: "Вес-

    на, смешав лучи солнца и радуги, стала бросать их на землю. И

    там, куда падали лучи, распускались цветы - жёлтые, оранжевые,

    красные, белые, синие. Весна шла с юга на север, щедро рассыпая свои лучи.

    Когда же она достигла севера, у неё остались

    одни только лиловые. Из них-то и выросли кусты сирени".

    Есть ещё сирень из Персии. Четыреста лет назад сирень

    привезли в Вену, а оттуда она стала распространяться по всей

    Европе".

    Далее можно предложить детям выполнить упражнения по русскому языку

    по этому тексту.

    Об особенностях интеграции предметов русского языка и музыки

    На первый взгляд общность этих предметов может показаться весьма

    сомнительной, а возможность объединения - нереальной. Поэтому попытаемся

    показать, что объединяет эти два

    предмета как в том материале, который подлежит усвоению, так

    и в специальных способностях, при помощи которых усваивается

    материал.

    Итак, на уроках русского языка ученики должны усвоить русскую речь

    во всех её аспектах, а на уроках музыки изучаемый материал - это песни,

    музыкальные произведения, в которых

    слиты воедино две стихии - музыкальная и речевая. И на уроках

    русского языка, и на уроках музыки мы должны добиваться четкого

    произношения звуков, правильной постановки корпуса и головы во время речи

    и пения, владения дыханием и голосом. "Однако связи между речью и пением

    более глубокие, и корни этой

    связи уходят в глубь веков, когда, по мнению многих учёных

    речь и пение сливались, в одну стихию и когда их мелодическая

    основа не дифференцировалась". (18,с.7)

    Из общей педагогики известно, что главная и общая задача

    для всех педагогов - это всемерное развитие у ребёнка способностей и

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.