МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Интегрирование учебных дисциплин и активизация учебно- познавательной деятельности младших школьников

    художественно - эстетического цикла, такие как изобразительное искусство,

    художественный труд.

    Возможности интеграции чтения, изобразительного искусства и музыки.

    Учителя г. Подольска посвятили проблеме интеграции многие годы

    своей работы. Так, одной из таких учителей, занимающихся этой проблемой,

    является В.И. Лямина, учитель школы-гимназии № 4 г. Подольска. Она часто

    печатается на страницах журнала "Начальная школа" со своими методическими

    разработками интегрированных уроков и комментариями к ним.

    Вот что пишет она в своей статье "Интегрированные уроки одно из

    средств привития интереса к учебным предметам": "Практикой доказано, что

    чтение - наиболее благополучный предмет в сочетании е музыкой и

    изобразительным искусством. «Именно на этих уроках у детей развивается

    образное мышление и воображение, воспитываются эстетические чувства, любовь

    к родному языку, природе, литературе, музыке, расширяется кругозор,

    обогащаются знания учащихся.

    Я очень заинтересовалась этой проблемой. У меня возникла

    мысль: а смогу ли я сама проводить такие уроки? Они ведь большие, сложные,

    требуют большой подготовки учителя и учеников.

    Такие уроки нельзя проводить часто, так как они теряют новизну и интерес.

    Да и не все темы и разделы учебной программы

    можно и нужно интегрировать.

    И я решила попробовать: ещё раз пересмотрела программы

    по чтению, русскому языку, музыке, отдельные темы и разделы,

    проанализировала их и решила провести урок по теме "Волшебница зима". Урок

    был построен как обобщающий, продолжался 2 часа и объединял такие предметы,

    как чтение, русский язык и музыка. Урок получился. Детям очень

    понравился".(27,с.21)

    Главной особенностью таких уроков явилось то, что тексты о двух

    периодах зимы, весны, осени (начало и разгар этих времен года в сравнении)

    были напечатаны на отдельных листах для

    каждого ученика и ранее на уроках чтения в школе не изучались.

    Далее Лямина представила конспект другого урока (русский

    язык, чтение, музыка) на тему "Весна идёт".

    На этом уроке дети на новых незнакомых текстах видели изменения,

    происходящие в природе, отмечали особенности данных периодов каждого

    времени года, разбирали предложения, повторяли пройденный материал и

    узнавали новый.

    Кроме того, учащиеся сами озаглавливали данные тексты,

    так как они были даны без заглавия. Это способствовало работе

    над техникой и выразительностью чтения, вызывало большой интерес у

    учащихся.

    В конце урока дети рисовали устные картины к тому, что

    они представляли себе, слушая музыкальное произведение П.И.

    Чайковского "Времена года". Затем написали сочинения. Урок детям очень

    понравился, участвовали в нём все, он проходил организованно, интересно.

    Конспект этого урока смотрите в приложении III.

    Немаловажное значение приобретает и проблема интеграции чтения и

    музыки. По этому вопросу так же имеются некоторые предположения. Вот что

    говорится в статье Н.И. Куденко, преподавателя - методиста, заслуженного

    учителя РФ: (22,с.79)

    "Вполне разделяя мнение учёных о том, что начинать реализацию идей

    интеграции в начальной школе следует достаточно осторожно, мы осуществили

    попытку провести в III классе интегрированный урок чтения на тему "К.

    Пауcтовcкий "Корзина с еловыми шишками" и музыки на тему "Э. Григ". Пас

    побудило к такому интегрированию предметов тревога за то, что литература в

    школе (а начальные классы - это первая ступень в мир литературы) перестаёт

    быть эстетическим предметом, наши поиски в усилении

    именно этой стороны уроков чтения. Художественный текст теряет смысл и

    аромат, если нужно только размышлять (к чему стремятся и в чём одном видят

    цель многие учителя), если мысль не

    становится сердечной. В статье "О первоначальном преподавании

    родного языка" К.Д. Ушинский подчёркивал: "Недостаточно, чтобы дети поняли

    произведение, а надобно, чтобы они его почувствовали. В поэтическом

    произведении многое понимается только с

    чувством и не может быть объяснено умом (Ушинский К.Д. Избр.

    педагогические сочинения. - Т. 5. - С. 34б).

    Аромат произведения К. Паустовского, прекрасного само

    по себе, эмоциональное первоначальное восприятие его усилила

    музыка Э. Грига, что и было основной целью урока. На наш

    взгляд, опыт оказался удачным".

    Конспект урока смотрите в приложении IV.

    Прежде чем говорить об интеграции чтения и изобразительного

    искусства, хочется процитировать cлова Ш.И. Ганелика: "Первый интерес к

    книге у детей дошкольников возникает чаще всего благодаря иллюстрациям,

    этому "волшебному ключику", который открывает перед маленькими читателями

    дверь в живой и многообразный мир художественной литературы.(5,с.139) Уже в

    этот период рисунок будит воображение ребёнка, формирует его представления

    о мире реальном и мире сказочном, приобщает к искусству линий и красок. В

    школе отношение детей к рисунку, к иллюстрации делается осознанным и

    оценочным. Ученик не только получает специальные знания об изобразительном

    искусстве, но и сам пробует свои силы в создании рисунков, иллюстраций.

    Именно это положено за основу интеграции предметов чтения и

    изобразительного искусства.

    Программа по изобразительному искусству предполагает,

    что уже к концу второго класса дети смогут в своих собственных рисунках

    "композиционными приёмами выделять интересное в

    сюжете", передавать смысловую связь, эмоциональное отношение.

    При правильно построенной работе на интегрированном уроке чтения и

    изобразительного искусства за счёт использования

    картин, рисунков, иллюстраций обогащается словарный запас детей, появляется

    смысл и значение многих новых слов, относящихся к историческому быту или к

    области духовной жизни человека.

    А иногда и поясняется смысл целого рассказа или сказки. Так,

    например, нами проведён интегрированный урок чтения и изобразительного

    искусства в первом классе на тему "Русская народная сказка "Колобок".

    Иллюстрирование сказки". На этом уроке по ходу чтения учитель иллюстрирует

    прочитанное, поясняя смысл, одновременно спрашивая мнение ребят, касающееся

    продолжения сказки. Тем самым, к концу сказки дети почти сами завершают её

    чтение, используя сведения, полученные путём логической переработки

    предыдущей информации благодаря творческим заданиям, используемым на этом

    уроке. Конспект урока смотрите в приложении I.

    Доказано, что эмоции человека, воспринимающего искусство,

    неразрывно связаны с мышлением, а, следовательно, и с речью.

    На интегрированных уроках чтения и изобразительного искусства

    стимулируется речевая, деятельность на уроке, развивается и обогащается их

    словарный запас.

    3. Методическое оснащение интегративного образовательного процесса

    в начальной школе.

    "На сегодняшний день ни в одном словаре или справочнике

    нет методического значения слова интеграция. Зато хорошо известно, что

    латинское слово ( integratio ) - восстановление, восполнение, (integrer) -

    целый, принято к употреблению в двух значениях:

    1) объединение в целом каких-либо частей, элементов;

    2) процесс взаимного приспособления и объединения национальных

    хозяйств двух или более государств с однотипным общественным

    строем.(44,с.14) "Наличие однотипных частей или элементов и возможность их

    естественного подчинения единой цели и функции в ряде учебных предметов

    есть основа для определения термина "интеграция" в методике, т.е. в науке

    о закономерностях обучения, воспитания и развития учащихся средствами

    определенного учебного предмета и их совокупностью.(44,с.15)

    Вот как характеризуют интеграцию как методическое явление авторы

    статьи "Как организовать интегрированный урок?" И. Коложвари и Л.

    Печникова: "...четвертый год, изучая возможности интегрированного урока,

    мы убедились, что за этой методикой большое будущее. Благодаря ей в

    сознании учеников формируется более активная и всесторонняя картина мира,

    ребята начинают активно применять свои знания на практике, потому что

    знания легче обнаруживают свой прикладной характер, и учитель по-новому

    видит и раскрывает свой предмет, яснее осознавая его соотношение с другими

    науками.

    Все школьные дисциплины обладают своеобразным интеграционным

    потенциалом, но их способность сочетаться, эффективность интегрированного

    курса зависят от многих условий. Поэтому прежде чем создавать новую

    программу, педагогам и методистам необходимо учесть те обстоятельства,

    которые помогут сделать вывод о необходимости и возможности

    интеграции".(20,с.87-88)

    Для этого учитель, прежде всего анализирует уровень

    подготовленности учеников своего класса, оценивает их психологические

    особенности и познавательные интересы. Трудности, существующие в их

    учебной деятельности, могут быть одной из причин использования метода

    интеграции. Порой успешное изучение школьниками одного предмета зависит

    от наличия у них определенных знаний и умений по другому. Например, умение

    списывать грамотно и быстро текст в большей мере зависит от умения бегло и

    правильно читать. Но даже если такое точное указание на возможное

    партнёрство отсутствует, строго оценивая содержательный план своего

    предмета, учитель может увидеть, что "изолированное" преподавание нередко

    ущербно и недостаточно.

    Ведь мы всё более отчётливо понимаем, что мир един, что

    он пронизан бесчисленными внутренними связями, так что нельзя

    затронуть ни одного важного вопроса, не задев при этом множества других. В

    подобных случаях требуется сравнение, сопоставление, а это так же есть

    основание для интеграции.

    В программах многих дисциплин есть немало "перекрёстков":

    совпадающих тем, общих проблем и вопросов, нередко изучаются явления,

    рассматриваются с разных позиций те же объекты. Всё это "заявка" на

    интеграцию, хотя бы по отдельным темам.

    Но всё же наиболее глубока основа объединения, когда учителя

    выявляют в преподавании своих предметов такие поля взаимодействия, которые

    сближают перспективные цели обучения. Чтобы воплотить замысел достичь

    поставленной цели, требуется

    разрабатывать соответствующую технологию обучения, учитывая организацию

    деятельности учителя и ученика в условиях интегрированного урока, который

    нередко вызывает споры и разногласия.

    Вполне естественно, что в каждом классе есть группы

    школьников, отличающиеся типами памяти, восприятия, внимания.

    Кого-то из них темп объяснения учителя устраивает, а для кого-то он слишком

    быстр. Кому-то используемая на уроке таблица кажется ясной, а другие

    воспринимают её только после длительных

    разъяснений. Самостоятельная исследовательская работа учеников несколько

    уравнивает их шансы, так как каждый выбирает

    свойственный - ему путь решения, хотя, конечно, остаётся проблема: как

    вооружить ученика приемами, способами, средствами, из арсенала которых он

    может выбрать подходящее для решения поставленной задачи. Препятствием

    является и ограниченное время урока, и то, что момент финиша у каждого

    ученика свой, а организующий их деятельность учитель - один.

    Особенностью интегрированного урока является то, что в

    этом процессе могут участвовать два или три, а может и больше

    педагогов. Проще или сложнее проводить такой интегрированный урок? Во

    многом зависит это от учителей.

    Но необходимо помнить, что урок - важнейшее звено всей работы.

    Именно через неё реализуем все главные задачи интегрированного курса и

    приходим в итоге к успеху или неудаче, если не сумели этого сделать.

    Однако само понятие интегрированного урока остаётся весьма спорным.

    Каковы же его признаки?(20,с.89)

    Во-первых, таковым можно считать урок, решающий конкретные

    и перспективные задачи курса интегрированного, т.е. представляющего собой

    новое сложное единство, лежащее в качественно иной плоскости, чем те два

    или три предмета, на основе которых он спланирован. Поэтому ни присутствие

    нескольких учителей, ни механическое объединение материала учебных

    дисциплин не являются показателем уровня интегрированности. Уровень этот

    определяется тем кругом задач, которые возможно выполнить только благодаря

    интегрированию.

    В первую очередь это интенсификация познавательного интереса и

    процесса выработки общеучебных умений и навыков? на основе решения одного и

    того же вопроса интегрированного курса.

    Урок учителя могут проводить вместе или отдельно, но результат

    достигается только их совместными объединениями усилиями, Приведём

    простейший пример: многочисленные новые учителя пятиклассников обычно

    предъявляют им противоречивые требования к оформлению работы у тетрадях, и

    малыши теряются, долго не могут сориентироваться, найти золотую середину.

    В этом ярко проявляется один из недостатков многих школ:

    работающие в одном классе педагоги не имеют общей образовательной политики,

    не действуют как единый коллектив.

    В рамках же интегрированного урока, курса учителя могут

    заранее определить, что считать важным, а что второстепенным,

    чтобы научить своих учеников рационально оформлять свою работу , правильно

    отроить устные ответы, привить им навыки самоконтроля и самооценки и т.п.

    Уроки, основанные на подобном

    взаимодействии учителей, так же относят к интегрированным, хотя материал,

    изучаемый на них, может никак не перекликаться

    между собой. Такие уроки Келожвари и Сеченикова относят к первому уровню.

    "Самые распространенные бывают уроки второго и третьего

    уровня интеграции. Под вторым уровнем мы разумеем объединение понятийно-

    информационной сферы учебных предметов. Такие уроки могут проводиться в

    целях наилучшего запоминания каких-либо фактов и сведений, сопутствующего

    повторения, введения в тему дополнительного материала.

    Третий уровень связан с задачами сравнительно - обобщающего

    изучения материала и выражается в умении школьников сопоставлять и

    противопоставлять явления и объекты. И здесь, как и в предыдущих случаях,

    необходимо соблюдать основные условия: если урок ведёт один учитель, то

    должен быть парный ему урок второго учителя-предметника, где анализируются

    те же факты и проблемы. Очень полезны, поэтому взаимопосещения учителей,

    чтобы согласовать и скорректировать педагогические действия.

    Наиболее глубоким представляется четвертый уровень интеграции,

    когда школьники сами начинают сопоставлять факты, суждения об одних и тех

    же явлениях, событиях, устанавливать связи и закономерности между ними,

    применяют совместно выработанные учебные умения.

    Вероятно, именно этот уровень следует признать высшим,

    ведь цель интегрированного преподавания в том и заключается,

    чтобы научить детей видеть мир целостным и свободно ориентироваться в нём.

    И на этом этапе нужно контролировать процесс формирования "сопряжённого"

    мышления, отмечать тот момент, когда оно стало внутренней - потребностью

    ученика.(20,с.87-89)

    До сих пор мы говорили о принципах интегрирования. А какие могут

    быть формы интегрированных уроков? Необходимо ещё раз отметить, что их

    может вести и один учитель. Роль второго

    тогда будет состоять в совместной разработке системы уроков,

    постановке целей, задач, в подготовке занятий, отборе материала, а также в

    присутствии на уроках коллеги, чтобы и свои уроки построить в соответствии

    с общими планами, с обязательными

    ссылками на материал другого предмета, активизируя тем самым

    в сознании школьников представления о взаимосвязи учебных дисциплин.

    Посещать нужно, конечно, не только уроки объяснения,

    но и закрепления и обобщения знаний, зачёты, защиту творческих

    работ, если таковые проводятся.

    С учетом того или иного распределения обязанностей между учителями

    и учениками интегрированные уроки имеют самые различные формы, в том числе

    и нестандартные. Вот некоторые из них. На уроке обмена знаниями ребята

    делятся по группам и каждая из них сообщает другим о своих изысканиях на

    заданную тему. Наиболее эффективна такая форма при совпадении тем учебных

    предметов. На уроках взаимопроверки идёт работа в группах и парах. Она

    требует большой подготовки учащихся. При всех видах деятельности ощущается

    острая необходимость в объективных и точных критериях оценки. Требуется,

    чтобы, проверяя знания своих одноклассников, каждый школьник имел удобную и

    хорошо известную шкалу (систему) показателей, по которым он может

    качественно оценивать ответы.(17,с.8)

    Урок творческого поиска предполагает, что дети самостоятельно ищут

    решение поставленной проблемы. Но методы поиска предварительно хорошо

    продуманы учителями и освоены учениками на предыдущих занятиях. Такой урок

    может иметь высокую эффективность и значимость.

    Урок - издание газеты или научного альманаха. Для него

    группам учащихся и отдельным ученикам даются задания творческого поискового

    характера по определённым темам. Результаты работы и составляют содержание

    предполагаемого альманаха или газеты. Эти занятия значительно выигрывают,

    если по интегрированному раннему курсу обучают несколько классов.

    Контрольные работы по курсу могут проходить или как защита

    творческой работы, или как зачёт. Интересны зачёты не только

    экзаменационного или олимпиадного типа, но и собеседование по теме, решение

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.