МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Изучение вопросов развития советской культуры 20-30-х годов на уроках истории

    собираться профессиональные съезды ученых.

    В пункте «Сумерки Серебряного века» упоминается о двух основных

    позициях, занятых творческой интеллигенцией. Одни, понявшие, что русские

    культурные традиции будут либо затоптаны, либо поставлены под контроль

    власти выбрали эмиграцию: Бунин И., Куприн А., Рахманинов С. и другие.

    Другим казалось, что революция освежит страну, продолжили русские традиции

    Ахматова А., Волошин М., Короленко В., Булгаков М. и другие.

    Октябрьская революция стала одной из наиболее распространенных тем

    советского искусства.

    ________________________

    1 Данилов А.А., Косулина Л.Г.- История России ХХ век: Учебник 9 кл.

    общеобр. Школ. – М.: Просвещение, 1999 г., с.152.

    В пункте «Большевики и интеллигенция» раскрывается проблема

    взаимоотношения государства и творческой интеллигенции, создание органов

    цензуры и выселение видных советских философов за границу за неприятие

    советской идеологии.

    В пункте «Сменовеховство» упоминается о сборнике «Смена вех»

    изданном в Праге в 1921 г., об идеологии и идеологах течения, которое было

    положительно воспринято большевиками, так как позволило расколоть

    эмиграцию, канонизировать результаты Октябрьской ркволюции.1

    В пункте «Большевики и церковь» перечисляются и анализируются события

    того периода: декрет от 23 января 1918 г. об отделении церкви от

    государства и школы от церкви, восстановление патриаршества в 1917 г. и

    избрание на этот пост митрополита Московского Тихона; декрет 1922 г. о

    конфискации церковных ценностей в пользу голодающих, судебные процессы

    против церковных иерархов, в том числе и против Тихона, усиление

    антирелигиозной пропаганды, издание журнала «Безбожник». В результате этих

    событий коммунистическая партия закрепила за собой монополию на духовную

    жизнь общества и приступила к реализации задачи воспитания «нового

    человека» и новой пролетарской интеллигенции.

    ________________

    1 Данилов А.А., Косулина Л.Г.- История России ХХ век: Учебник 9 кл.

    общеобр. Школ. – М.: Просвещение, 1999 г., с.156.

    В пункте «Начало «нового» искусства» раскрывается суть идеологии

    Пролеткультов, отрицательная роль этой организации в процессе становления

    отечественной культуры. В 1925 г. оформилась РАПП, оценивающая

    художественную ценность произведений с точки зрения социального

    происхождения автора. Тогда же появились писатели нового поколения Бебель

    И., Серафимович А., Гренев К., Шолохов М., Фурманов Д. Называются имена

    советских сатириков, их наиболее известные произведения. Отмечается, что

    особое место в культуре тех лет – агитационная форма, приводится пример

    «Окон РОСТА». Упоминается о различных художественных группировках, в

    частности АХРР, с указанием имен деятелей искусств и их произведений.

    Говорится о развитии архитектуры и кинематографии.

    Установление партийного диктата в области культуры у авторов учебника

    ассоциируется с резолюцией ЦК ВКП(б) 1925 г. «О политике партии в области

    художественной литературы», прекратившая плюрализм в искусстве.

    В конце параграфа приводятся отрывки из сборника «Смена вех» о

    поддержке сменовеховцами власти большевиков и из записки Ленина В.И. 19

    марта 1922 г. о необходимости изъятия церковных ценностей в пользу

    голодающих. Завершает параграф вопрос 2-3 уровня.

    Изучение развития отечественной культуры, рассматриваемое в 29

    «Свет» и «тени» духовной жизни советского общества» начинается с пункта

    «Идеологическое наступление на культуру», где раскрывается основная задача

    тоталитарной идеологии – формирование у людей такого типа, которое

    заставляет их в важных для общества ситуациях поступать одинаково и так,

    как это желательно правящей группировке. Для осуществления данной задачи на

    службу идеологии ставятся все стороны культурной жизни общества.1

    Пункт «Школа и семья» содержит информацию о создании советской

    системы образования, установления над ней идеологического контроля

    государства, равно как и над воспитанием детей в семьях. Эти структуры

    общества должны были воспитывать детей в полном соответствии с догмами

    тоталитарного государства.

    В пункте «Наука в тисках идеологии» описывается идеологическое

    наступление на науку, уничтожение неугодных наук (генетики) и главенство

    истории, помогавшей партии обосновывать свои жесткие решения, проводя

    параллели с событиями прошлого.

    Вместе с тем упоминается об успехах советской науки, называются имена

    советских ученых, их наиболее значительные достижения. Описывается в

    параграфе процесс создания творческих союзов (творческие союзы),

    начавшийся с принятия постановления ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно-

    художественных организаций» в 1932 г. с целью установления над союзами

    государственного контроля, деятели культуры не

    ______________

    1 Данилов А.А., Косулина Л.Г.- История России ХХ век: Учебник 9 кл.

    общеобр. Школ. – М.: Просвещение, 1999 г., с.186.

    признававшие линию партии исключались из союзов и подвергались гонениям.

    В параграфе раскрывается понятие социалистического реализма –

    отображение советской действительности не такой, какая она есть, а такой,

    какая должна быть. Это использовали власти для создания социально-

    психологической монолитности общества, которое облегчало манипуляцию ими.

    Большие блоки информации посвящены советскому кинематографу,

    изобразительному искусству, скульптуре, архитектуре, литературе, театру. В

    этих пунктах собрана значительная по объему информация о советских деятелях

    культуры.

    Введен также новый блок информации о музыкальной жизни общества в 30-

    е годы («Нам песня строить и жить помогает»)1. В нем показана роль песен

    для советского человека, их популярность.

    Оценивая успехи культурной революции авторы учебника отмечают

    повышение уровня образования в СССР, увеличение спроса на печатную

    продукцию как следствие. Важной чертой культурной революции стало активное

    приобщение советских людей к искусству.

    К приметам времени авторы учебника относят удивительную атмосферу

    приподнятости, всеобщего

    ________________

    1 Данилов А.А., Косулина Л.Г.- История России ХХ век: Учебник 9 кл.

    общеобр. Школ. – М.: Просвещение, 1999 г., с.190 .

    готовности к подвигам. Советским людям было чем гордиться – успехи

    науки, беспосадочный перелет в Америку Чкалова В. (1937г.), рост престижа

    Красной армии, в ходе боев с фашистами в Испании ….. Все это

    ассоциировалось с личность Сталина И.В., соответственно находило

    отражение в монументальных произведениях.

    В конце параграфа содержится Отрывок из письма Луначарского А.В. в

    Оргкомитет союза советских писателей, февраль 1933 г.

    В разделе «О социалистическом реализме» раскрывается сущность

    соцреализма, позиции Луначарского А.В. После параграфа имеются вопросы 2-3

    уровней.

    В конце учебника имеется цветная вклейка с произведениями Малевича К.

    («Скачет красная конница») Кустодиева Б. («Масленица»), Яковлева Б.

    («Транспорт налаживается»), Соколова-Сакля П. («Тимонин поход»),

    Грабарь И. («В.И. Ленин у прямого провода»), Корин П. (Схимо игумен

    Митрофан и иеромонах Гермоген), Купцов В. («Самолет АНТ-20 М. Горький»),

    Пименов Ю. («Новая Москва»), писатели времени гражданской войны,

    фотографиями здания Центросоюза (архитектор Ле Корбюзье 1928-1936), клуба

    им. И. Русакова (архитектор Мельников К. 1927-1929), клуба им. С. Зуева

    (архитектор Голосов И.1928), что способствует лучшему восприятию информации

    по искусству.

    В содержании учебника рассматриваются практически все области

    отечественной культуры, содержится информация о наиболее известных авторах

    и их произведениях. Отдельный блок информации посвящен духу, настроениям

    времени, что способствует лучшему усвоению материала. В учебнике не

    содержится большого количества информации. Влиянию культа личности на

    советское искусство не уделяется внимание. В недостаточном объеме

    рассмотрены литературно-художественные объединения и их взаимодействие.

    Учебник Левандовского А.А., Щетинова Ю.А. «Россия в ХХ веке»1

    предназначен для изучения отечественной истории в 10-11 классах

    общеобразовательных учреждений и является наиболее современным из иных

    существующих пособий для старших классов. В нем глубоко освещены основные

    вопросы сложной и драматической истории России ХХ века. Авторы опирались на

    новейшие достижения советской и зарубежной историографии.

    Методический аппарат учебника создан заново. Он ориентирован на

    активные формы обучения.

    В издание включены черно-белые иллюстрации, графики, диаграммы,

    цветные вклейки карт и иллюстраций по культуре.

    Вопросы развития культуры в 20-е годы рассматриваются в 42

    «Политика и культура»;2 развитие культуры в 30-е годы

    рассматривается в 49

    ___________________

    1 Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. -Россия в ХХ веке- Учебник для 10-

    11 кл. общеобразов учреждений – М.: Просвещение, 2000

    2 Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. -Россия в ХХ веке- Учебник для 10-

    11 кл. общеобразов учреждений – М.: Просвещение, 2000, с.176.

    «Общественно-политическая и культурная жизнь».1 Параграфы разделены

    на пункты.

    Авторы учебника начинают 42 «Политика и культура» с обозначения

    двух противоречивых тенденций в советском обществе: относительной

    либерализации в условиях нэпа и процесс идеологизации.

    Одной из задач советской власти в тот период была задача установления

    государственного контроля над церковью, этот процесс поэтапно

    рассматривается в представляемом учебнике.

    Подробно описывается движение сменовеховцев, рассматривается их идеология и

    называются лидеры (Устрялов Н., Ключников Ю., Бобрищев- Пушкин А.).

    Отмечается, что специалистам в областях наук создавались более

    благоприятные условия, чем гуманитариям.

    Советским ученым тесно сотрудничавшим с властью посвящен блок

    дополнительной информации.2

    Подробно описывается процесс установления государственного контроля

    над вузами, школами, введение цензуры, департации в 1922 г. 160 философов,

    несогласных с официальной идеологией, процесс чистки библиотек от

    антисоветских и антихудожественных книг, закрытия многих журналов и газет.

    ______________

    1 Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. -Россия в ХХ веке- Учебник для 10-

    11 кл. общеобразов учреждений – М.: Просвещение, 2000, с. 211.

    2 Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. -Россия в ХХ веке- Учебник для 10-

    11 кл. общеобразов учреждений – М.: Просвещение, 2000, с. 182.

    Поэтапно излагается процесс становления системы образования в СССР,

    рассматривается литературно-художественная жизнь Советской России,

    отмечаются наиболее известные произведения советских авторов во всех сферах

    культуры.

    Указывается, что и в этой области партия постепенно наводила

    «революционный порядок», используя как государственные структуры, так и

    литературно-художественные объединения коммунистической ориентации:

    Пролеткульт, РАПП и др., травившие неугодных власти деятелей культуры. Под

    огнем критики находились и попутчики – литераторы, сочувствующие советской

    власти, но полностью не разделявшие ее взглядов, несмотря на объявленный

    плюрализм в искусстве, все создаваемые произведения подвергались жесткой

    идеологической цензуре, тем не менее это не помешало создавать величайшие

    творения своего времени.

    Развитию культуры 30-х годов посвящен раздел «Завершение культурной

    революции» в 49 «Общественно-политическая и культурная жизнь». Блок

    информации по данной теме начинается с описания процесса создания

    творческих союзов в свете постановления ЦК ЦКП(б) «О перестройке

    литературно-художественных организаций» (1932 г.). Упоминается о гонениях,

    направленных против деятелей искусства не попавших в тот или иной союз.

    Далее раскрывается понятие социалистического реализма, как основного метода

    в советском искусстве. Повествуется о процессе «регенирации»

    дореволюционной культуры, начинают издаваться классики-романисты Пушкин А.,

    Лермонтов Ю., Гоголь Н. И др.

    Большую роль приобретает, по мнению авторов, история, позволявшая

    оправдать деятельность сталинского правительства, особенно ее сокращенный

    вариант - «Краткий курс истории ВКП(б)», отрывок из предисловия к которому

    приводится.

    В обществе идет процесс мощнейшей идеологизации, уничтожение всего,

    что не вписывается в рамки идеологии, страдают не только люди и их

    произведения, но и архитектурные памятники. Значительный блок информации

    посвящен достижениям советских ученых.

    Большие блоки информации посвящены советскому театру, литературе,

    искусству, кино.

    Оценивая успехи культурной революции авторы учебника отмечают

    значительный рост грамотности среди населения, но приводятся факты

    свидетельствующие о различном их уровне у различных возрастных масс

    населения. Идет процесс идеологизации образования, вводится программа

    полностью составленная с учетом идеологии.

    Учебник снабжен обширными иллюстративными приложениями, в частности

    Юон К. «Новая планета», Рылов А. «В голубых просторах», Кустодиев Б.

    «Большевик», работы Петрова-Водкина, Малевича К., Татлина, архитектурная

    фантазия Черникова Я. В тексте параграфов фотография скульптора Мухиной В.

    «Пламя революции» и афиша к фильму братьев Васильевых «Чапаев».

    В тексте учебника не просматривается процесс влияния культа личности

    Сталина на развитие советского искусства. После параграфа имеются вопросы

    всех уровней.

    Учебник богат фактологическим материалом в ущерб теоретической

    информации, причинно-следственным связям и т.п. Наличие иллюстративного

    приложения способствует лучшему усвоению информации по искусству. В

    учебнике отсутствует информация об образовании и взаимодействии литературно-

    художественных организаций, влияние культа личности на советскую культуру.

    Новое пособие Дмитриенко В.П., Шестакова В.А., Есакова В.Д. «История

    отечества ХХ век»1 по одному из самых сложных школьных курсов охватывает

    период отечественной истории от событий 1917 года до 1993 года.

    Книга снабжена большим количеством документов, многие из которых были

    опубликованы лишь в последние годы. Осмыслить противоречивые материалы,

    избежать односторонних оценок помогут вопросы и задания, помещенные в конце

    каждой главы.

    Пособие одобрено Федеральным экспертным советом, рекомендовано к

    изданию Министерством общего и профессионального образования РФ и включено

    в состав федерального комплекта учебников.

    ________________

    1Дмитриенко В.П., Шестаков В.А., Есаков В.Д. -История отечества ХХ

    век. 11 кл.:Пособие для общеобразоват. школ .- М.:ДРОФА, 1998

    Отдельные разделы информации, посвященные развитию культуры в 20-30-е

    годы в пособие отсутствуют. В 22 «Засуха и голод»1 в пункте «Насилие

    под церковью»2 описывается процесс установления государственного контроля

    над церковью. В 31 «Большой террор»3 упоминаются имена репрессированных

    деятелей науки и искусства.

    История России: Учебное пособие для ВУЗов, колледжей, лицеев,

    гимназий и школ: В 2т, Т.2/ Горинов М.М., Горский А.А., Данилов А.А.4

    В данном учебном пособии, альтернативном федеральным учебником

    авторским коллективом, под руководством Данилова А.А., предложено новое,

    целостное осмысление истории России с учетом достижений в отечественной и

    зарубежной историографии, а также закрытых до последнего времени архивных

    материалов. Рассмотрено политическое социальное, экономическое и культурное

    развитие России – от эпохи расселения славян и

    ________________

    1Дмитриенко В.П., Шестаков В.А., Есаков В.Д. -История отечества ХХ

    век. 11 кл.:Пособие для общеобразоват. школ .- М.:ДРОФА, 1998, с.163

    2Дмитриенко В.П., Шестаков В.А., Есаков В.Д. -История отечества ХХ

    век. 11 кл.:Пособие для общеобразоват. школ .- М.:ДРОФА, 1998, с.167

    3Дмитриенко В.П., Шестаков В.А., Есаков В.Д. -История отечества ХХ

    век. 11 кл.:Пособие для общеобразоват. школ .- М.:ДРОФА, 1998, с.237

    4 История России: Учебное пособие для ВУЗов, колледжей, лицеев,

    гимназий и школ: В 2т, Т.2/ Горинов М.М., Горский А.А., Данилов А.А. и

    др. Под ред. Леонова С.В.-М.:Владос,1995г.

    создания государства Русь до настоящего времени. Значительное внимание

    уделено особенностям развития отечественной истории в сравнении истории

    других, прежде всего европейских стран.

    Пособие характеризует цивилизованный подход к изучению истории.

    Вопросам развития отечественной культуры 20-30-х годов ХХ века посвящены

    разделы в главах «Россия нэповская» и «Советский Союз на путях

    форсированного строительства социализма» соответственно.

    Изучение вопросов развития культуры 20-х годов начинается с блока

    информации, посвященной проблемам народного образования в Советском Союзе.

    Указывается, что в ходе переписи населения в 1920 г., выявившая 54 миллиона

    неграмотных, остро встала задача ликвидации неграмотности, наряду с

    ликвидацией неграмотности решались и пропагандистские задачи – закрепление

    в массах коммунистической идеологии.1 Описываются мероприятия государства,

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.