МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Классный руководитель как организатор нравственного развития учащихся

    общество, знакомые и незнакомые люди имеют только одно средство воздействия

    на него – силу общественного мнения; упрёки, моральное порицание и,

    наконец, общественное осуждение, если аморальные действия и поступки

    приобретают уже более серьёзный характер. Таким образом соблюдение

    моральных норм и правил базируется не на принуждении, а главным образом на

    сознательности самой личности, на понимание ею этих норм и правил и

    необходимости их соблюдения. Соблюдение моральных требований, их поддержка

    личностью обычно ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и

    правил, отступление от них характеризуется как нравственное зло.

    Понимание этого и побуждает личность вести себя в соответствии с

    моральными требованиями общества, совершенствовать свое поведение, что

    одновременно означает и её моральное развитие. Правда немаловажную роль

    здесь играет сам характер нравственности и ее содержание.

    Моральные усовершенствования поддерживаются не только силой

    общественного мнения. Большую роль в этом играют нравственные обычаи,

    привычки и традиции, которые культивируются в обществе. Люди давно

    заметили, что нравственность личности не может основываться только на её

    моральной сознательности, что она становиться более прочной, когда

    соблюдение нравственных норм и правил приобретает характер привычных

    способов поведения и деятельности. Поскольку соблюдение нравственных

    требований общества в конечном итоге зависит от самой личности, поскольку

    она выступает в качестве хранительницы и субъекта морального прогресса,

    вполне понятно, какое огромное значение приобретает нравственное

    воспитание, повышение его содержательности и педагогической

    действительности. Многие общественные деятели, писатели и педагоги с давних

    времен считали, что нравственное воспитание не только оказывает решающее

    влияние на формирование положительных качеств, но и является главной

    задачей школы и должно быть в центре её воспитательной деятельности. (20,

    с.340-342).

    Одна из задач нравственного воспитания школы – правильно организовать

    деятельность ребёнка. Поэтому важно изучить способы организации

    нравственного воспитания (формы и методы).

    4. Общее понятие о формах, методах нравственного воспитания.

    Процесс воспитания осуществляется в различных формах при помощи

    разнообразных методов, приемов и воспитательных средств. Понятие форма

    воспитания в педагогической литературе определяют так – это способ

    организации воспитательного процесса. Формы организации воспитательного

    процесса в самом общем виде отражают отношения, которые складываются между

    воспитателями и воспитанниками.

    Классифицируют формы воспитания в зависимости от количества

    воспитанников, – охвачен весь класс, небольшие группы или отдельные ученики

    (фронтальная, групповая, индивидуальная работа). Это наиболее

    распространенная классификация. (13, с. 157).

    Правомерна и классификация форм организации воспитательной деятельности

    в зависимости от методов воспитания: 1) словесные формы (собрания, сборы,

    лекции, доклады, диспуты, встречи и т.д.); 2) практические формы (походы,

    экскурсии, спартакиады, олимпиады и конкурсы и т.п.); 3) наглядные формы

    (школьные музеи, выставки разных жанров, тематические стенды и др.). (5, с

    143).

    Приведенные классификации, разумеется, не раскрывают всего богатства

    воспитательного процесса. В сложном процессе нравственного воспитания

    возможны разные формы организации. Из приведенных классификаций форм

    воспитания наиболее универсальной нам представляется первая.

    По мнению Н.И. Болдырева, в организации нравственного воспитания важна

    его инструментовка. Воспитатель может влиять на ученика непосредственно, с

    глазу на глаз, но может и через его товарищей, через ученический коллектив.

    Под методами воспитания понимают способы воздействия воспитателей на

    воспитанников и организацию их деятельности. Методы нравственного

    воспитания выступают как пути и способы формирования нравственного

    сознания, развития моральных чувств и выработки навыков и привычек

    поведения.

    Процесс нравственного воспитания двухсторонний: с одной стороны,

    организационное и целенаправленное воздействие воспитателей, с другой –

    организованная и целенаправленная деятельность воспитанников. Осуществлению

    процесса нравственного воспитания способствуют методы убеждения и методы

    упражнения.

    Убеждение – это воздействие на сознание, чувства и волю воспитанников с

    целью формирования у них положительных качеств и преодоления отрицательных.

    Воспитатели разъясняют школьникам нормы и правила поведения. Однако

    убеждение не ограничивается лишь словесным разъяснением, беседами. Убеждают

    воспитанников и их собственный опыт, практика, конкретные дела, личный

    пример окружающих людей, и прежде всего педагогов, родителей, общение с

    ними. В целях убеждения используются книги, кинофильмы, теле- и

    радиопередачи. Всё это содействует нравственному просвещению учащихся,

    вооружает их знаниями о морали, формирует нравственные понятия и убеждения.

    Упражнение – это планомерно организованное выполнение различных

    действий, практических дел с целью формирования и развития личности.

    Функции упражнения не ограничиваются лишь приучением к правильному

    поведению. В процессе упражнения развивается сознание, формируются взгляды

    и убеждения, обогащаются чувства.

    В процессе нравственного воспитания применяются и такие методы, как

    поощрение и наказание. Их обычно используют для одобрения положительных

    поступков и действий учащихся и для осуждения отрицательных.

    Выбор методов зависит от содержания воспитательной деятельности, от её

    направленности. Так, в процессе нравственного просвещения на первое место,

    естественно, выдвигается убеждение; в трудовом воспитании – упражнение; в

    воспитании дисциплинированности и ответственности наряду с основными

    методами применяются также поощрение и наказание. (5, с.144-149).

    М.И. Рожков и Л.В. Байбородова выделяют следующие бинарные методы

    нравственного воспитания-самовоспитания: убеждение и самоубеждение

    (интеллектуальная сфера), стимулирование и мотивация (мотивационная сфера),

    внушение и самовнушение (эмоциональная сфера), требование и упражнение

    (волевая сфера), коррекция и самокоррекция (сфера саморегуляции),

    воспитывающие ситуации и социальные пробы-испытания (предметно-практическая

    сфера), метод дилемм и рефлексия (экзистенциальная сфера). (17, 114).

    Эти методы нам кажутся наиболее эффективными в наше время в процессе

    нравственного воспитания, которые рассмотрим конкретно во второй главе.

    Итак, рассматривая нравственное воспитание, мы пришли к выводу, что

    школе принадлежит приоритетная роль в нравственном процессе. Узнали, что

    существуют различные формы и методы нравственного воспитания.

    Глава II: Деятельность классного руководителя в процессе осуществления

    процесса нравственного воспитания.

    1. Нравственное воспитание учащихся как важнейшая задача классного

    руководителя.

    В первой главе мы выяснили, что нравственное формирование учащихся

    является важнейшей задачей школьного воспитания. В этой связи возникает

    вопрос о специфических особенностях деятельности классного руководителя по

    нравственному воспитанию учащихся.

    И.Ф. Харламов считает, что воспитательная деятельность классного

    руководителя в школе охватывает множество проблем и является исключительно

    многогранной как по содержанию, так и по разнообразию методов, форм и

    средств педагогического воздействия на учащихся. Какую бы сторону учения и

    практической деятельности школьника мы ни взяли, она так или иначе находит

    свое отражение в работе его наставника, касается обязанностей педагога. Но

    поскольку любая область поведения и жизни учащихся затрагивает сферу

    нравственности, постольку все разнообразные виды педагогической

    деятельности классного руководителя так или иначе связаны и направлены на

    моральное воспитание, на стимулирование нравственного развития учащихся.

    Основополагающее значение этой стороны в работе классного руководителя

    состоит в том, что ведущим направлением деятельности его является

    формирование у школьников основ научного мировоззрения, воспитание их в

    духе общественной морали, работа по идейно-нравственному убеждению

    учащихся.

    Если учителя осуществляют нравственное воспитание главным образом в

    процессе обучения, используя для этого содержание изучаемого материала и

    различные методические приемы, способствующие осмыслению и усвоению

    морально-политических идей, то классные руководители проводят эту работу в

    системе внеурочных мероприятий, то есть классный руководитель выступает как

    основной организатор нравственного воспитания учащихся во внеурочное время.

    Вполне понятно, что деятельность классного руководителя в этом направлении

    характеризуется большой сложностью, широким методическим разнообразием и

    требует глубокого осмысления возлагаемых на него воспитательных задач и

    педагогических функций.

    Задачи, которые призван решать классный руководитель по нравственному

    формированию учащихся в системе организации внеурочной воспитательной

    работы, по мнению И.Ф. Харламова, следующие:

    1. Вся многообразная внеурочная работа, её содержание и формы должны

    иметь четкую нравственную направленность и способствовать моральному

    развитию учащихся. Какое бы воспитательное мероприятие ни проводилось в

    классе, классному руководителю необходимо всегда глубоко продумывать его

    нравственно-формирующее значение и акцентировать внимание на тех

    содержательных и методических сторонах, которые содействуют расширению

    моральных знаний школьников, побуждают их к анализу собственного поведения

    и обогащению нравственного опыта.

    2. Существенным компонентом нравственного воспитания является

    формирование и развитие морально-политического сознания учащихся. Эта

    задача в значительной мере решается учителями в процессе обучения. Вместе с

    тем работа по нравственному просвещению учащихся должна продолжаться во

    внеурочное время классным руководителем. В его задачу входит согласование

    внеурочной морально-разъяснительной работы с нравственным воспитанием

    учащихся в процессе учебных занятий и придание ей необходимой системы и

    целенаправленности. Только он, зная особенности своего класса и уровень его

    нравственной воспитанности, сможет правильно определить содержание и логику

    проводимых мероприятий по формированию морально-этического сознания и

    чувств школьников и способствовать их интенсивному нравственному развитию.

    3. Перед классным руководителем стоит важнейшая задача по воспитанию у

    своих питомцев нравственных навыков и привычек, формированию у них единства

    слова и поведения. В этом плане огромное значение имеет вовлечение каждого

    школьника в практическую общественно-политическую, трудовую и культурно-

    массовую деятельность

    4. Весьма важной задачей классного руководителя является подчинение

    всех сторон внеурочной воспитательной работы моральному развитию

    школьников.

    5. Наконец, важной задачей классного руководителя в повышении

    эффективности внеурочной работы является обеспечение тесной взаимосвязи и

    комплексное осуществление политического, нравственного и трудового

    воспитания, способствующего формированию у учащихся активной жизненной

    позиции. (19, с.5-18).

    Мы считаем, что Харламовым не все указаны задачи. Более точнее и шире

    раскрыл М.И. Рожков:

    . Обогащение эмоционального мира детей нравственными переживаниями и

    формирование нравственных чувств;

    . Вооружение учащихся знаниями о морали, раскрытие её сущности,

    социальной и психологической целесообразности моральных норм;

    формирование культуры и организации повседневного быта, навыков и

    привычек нравственного поведения;

    . Систематическое накопление и обогащение опыта нравственного

    поведения учащихся путем организации их практической деятельности;

    . Организация нравственного самовоспитания детей. (8, с.20).

    Следующие функции должен выполнять классный руководитель по

    организации процесса нравственного воспитания и повышения его

    педагогической действенности:

    Одной из существенных функций классного руководителя является

    систематическое и всестороннее изучение учащихся, особенностей их

    характера, поведения и моральной воспитанности в целом.

    Процесс нравственного воспитания в школе характеризуется

    многоплановостью и разнообразием средств педагогического воздействия на

    учащихся. Каждый школьник находится под постоянным влиянием различных

    учителей, сверстников, общественных организаций, а также семьи. Поэтому

    важной функцией классного руководителя является обеспечение единых

    требований к учащимся со стороны школы и семьи.

    В нравственном воспитании большую роль играет разумное использование

    мер поощрения учащихся за добросовестное отношение к выполнению своих

    обязанностей, ученического долга и проявление высокой сознательности в

    работе. Опыт показывает, что кто бы ни прибегал к применению мер

    стимулирования положительного поведения учащихся, в большинстве случаев

    необходимо предварительно посоветоваться с классным руководителем, как

    лучше использовать различные меры поощрения и общественного осуждения по

    отношению к тем или иным школьникам, чтобы эти меры оказались педагогически

    эффективными.

    Есть ещё одна немаловажная функция классного руководителя, связанная с

    организацией нравственного воспитания учащихся. Речь идёт о тех серьёзных

    отклонениях в моральном развитии отдельных школьников, которые иногда имеют

    место в школе. (19, с.20-22).

    Многообразие и сложность возлагаемых на классного руководителя задач и

    функций по организации и осуществлению нравственного воспитания учащихся

    требуют от него большой энергии, творчества и организаторских способностей.

    «Воспитательная работа, - подчеркивал А.С. Макаренко, - есть прежде всего

    работа организатора». (11, с.349). По отношению к деятельности классного

    руководителя это положение приобретает буквальный смысл. Только проявляя

    организаторские умения и вовлекая учащихся в разнообразную практическую

    деятельность, он может закалять характер учащихся, формировать у них

    устойчивые положительные нравственные качества и стремление к борьбе против

    различных аморальных явлений в жизни и в быту. А для этого классный

    руководитель должен знать технологию организации (методы и формы).

    2. Методы нравственного воспитания в работе классного руководителя.

    2.1. Основные формы метода убеждения.

    Классные руководители отбирают такие формы организации воспитательного

    процесса, которые содействуют всестороннему развитию личности, отвечают

    общим задачам воспитания. Вместе с тем они учитывают и особенности учащихся

    того или иного возраста, конкретные условия жизни классного коллектива.

    Рассмотрим основные формы и методы нравственного просвещения и убеждения

    школьников, которые выделил Болдырев.

    Классный час. Это наиболее распространённая форма организации

    воспитательной работы классного руководителя. Проведение классных часов

    заранее предусматривается в плане воспитательной работы. При проведении

    классных часов преобладает форма свободного общения учащихся с классным

    руководителем. Классный час – это не обычное воспитательное мероприятие. К

    нему надо хорошо готовиться, чтобы он запоминался школьниками, оставлял

    след в их сознании, влиял на их поведение.

    Тематика классных часов во многом зависит от возраста учащихся, уровня

    их воспитанности, от конкретных условий жизни и деятельности ученического

    коллектива. В V-VI классах обычно проводятся беседы о трудолюбии и

    бережливости, товариществе, дружбе, справедливости, доброте и отзывчивости,

    непримиримости к равнодушию, скромности и др. В VII-VIII классах – о

    сознательной дисциплине, скромности, долге и чести, счастье и достоинстве

    человека, целеустремленности, культуре общения и др. В старших классах

    проводятся классные часы о нравственности, об активной жизненной позиции и

    др. Старшеклассники обычно принимают активное участие в подготовке и

    проведении классных часов.

    Основное требование к классному часу – это активное участие в нем всех

    учащихся; никто в классе не может оставаться пассивным наблюдателем – всем

    можно найти дело при его подготовке и проведении. Классные часы не следует

    использовать для поучений и наставлений, для разноса и нотации. (4, с.77-

    79).

    Беседы. В воспитательной деятельности классных руководителей большое

    место занимают этические беседы. Они имеют целью обогатить моральными

    представлениями и понятиями, связанными с положительными поступками и

    действиями, ознакомить с правилами поведения. В процессе бесед

    вырабатывается оценочное отношение учащихся к своему поведению и поведению

    других людей. Повышению эффективности этических бесед способствуют высокий

    нравственный и культурный уровень классного руководителя, их

    эмоциональность в подаче материала, умение вызвать учащихся на

    откровенность, заставить проникнуться доверием к воспитателям.

    Наряду с систематическими беседами проводятся и эпизодические беседы,

    связанные с обсуждением поступков учащихся. Такой разговор следует

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.