МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Мотивация учения младших школьников

    Мотивация учения младших школьников

    Содержание

    Введение 3

    1. Мотивация учащихся начальной школы 6

    1.1. Психологические теории мотивации 6

    1.2. Мотив и мотивация 12

    1.3. Мотивы учения младших школьников и их формирование 18

    1.3.1. Понятие о мотивах учения и их классификация 18

    1.3.2. Широкие социальные мотивы 19

    1.3.3. Роль целей в мотивации учения 21

    1.3.4. Отметка в мотивации учения младшего школьника 22

    1.3.5. Познавательная потребность и мотивы учения. 23

    1.3.6. Мотивы, связанные с содержанием учения. 24

    1.3.7. Мотивы, связанные с процессом учения 27

    2. Исследование мотивов учебной деятельности учащихся начальных классов

    29

    2.1. Методика проведения исследования 29

    2.2. Анализ результатов исследования 31

    2.3. Выводы по исследованию и педагогические рекомендации 33

    Заключение 35

    Библиография 37

    Приложения 38

    Введение

    Учителю, стремящемуся к психологическому изучению и формированию

    учения школьников, важно опереться на общую стратегию и ход этой работы.

    Психологическое изучение мотивации и ее формирование - это две стороны

    одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы целостной личности

    ученика. Изучение мотивации - это выявление ее реального уровня и возможных

    перспектив, зоны ее ближайшего развития у каждого ученика и класса в целом.

    Результаты изучения становятся основой для планирования процесса

    формирования. Вместе с тем в процессе формирования мотивации вскрываются

    новые ее резервы, поэтому подлинное изучение и диагностика осуществляются в

    ходе формирования. Само по себе формирование является целенаправленным,

    если учитель сравнивает полученные результаты с тем исходным уровнем,

    который предшествовал формированию, и с теми планами, которые были

    намечены.

    Организуя изучение и формирование мотивации, важно не допускать

    упрощенного их понимания. Изучение не следует рассматривать как только

    регистрацию учителем того, что лежит на поверхности и бросается в глаза

    («хочет» или «не хочет» школьник учиться), а следует строить как

    проникновение учителя в глубинные закономерности становления ученика как

    личности и как субъекта деятельности. Формирование также неверно понимать

    как «перекладывание» учителем в голову ученика готовых, извне задаваемых

    мотивов и целей учения. На самом деле формирование мотивов учения - это

    создание в школе условий для появления внутренних Побуждений (мотивов,

    целей, эмоций) к учению; осознания их учеником и дальнейшего саморазвития

    им своей мотивационной сферы. Учитель при этом не занимает позицию

    хладнокровного наблюдателя за тем, как стихийно развивается и складывается

    мотивационная сфера учащихся, а стимулирует ее развитие системой

    психологически продуманных приемов.

    Изучать и формировать мотивацию ученика учитель вполне может и сам (не

    дожидаясь, например, прихода школьного психолога) посредством длительного

    наблюдения за учеником в реальных жизненных условиях, анализа повторяющихся

    суждении и поступков учащихся, благодаря чему учитель может делать

    достаточно достоверные выводы, намечать и корректировать пути формирования.

    Изучение и формирование мотивации учения должны иметь объективный

    характер, с одной стороны, и осуществляться в гуманной, уважительной к

    личности ученика форме - с другой.

    Объективность изучения и формирования мотивации учащихся достигается

    тем, что при этом учителю надо исходить не из оценок и субъективных мнений,

    а из фактов. Факты же надо уметь получать с помощью специальных

    психологических методов и методических приемов. Планирование учителем

    процесса формирования строится именно на основе результатов

    психологического изучения ученика.

    Другой важной стороной изучения и формирования мотивации учащихся

    является обеспечение гуманных отношений между учителем и. учеником. При

    этом главной задачей изучения в школе является не отбор детей, а контроль

    за ходом их психического развития с целью коррекция обнаруживаемых

    отклонений, в том числе только, намечающихся. При изучении психологических

    особенностей конкретного ребенка надо сравнивать его не с другими детьми, а

    с ним самим, его прежними результатами, оценивать его по индивидуальному

    вкладу в то или иное достижение. Учителю необходимо подходить к

    психологическому изучению и формированию мотивации учащихся с

    оптимистической гипотезой. Она означает определение оптимальной зоны, в

    которой ребенок, несмотря на внешне небольшие успехи, проявляет больший

    интерес, добивается нисколько больших достижений, чем в других сферах.

    Такой же оптимистический подход должен быть и при прогнозе.

    Очень важно изучать и формировать мотивацию не только у неуспевающих и

    трудновоспитуемых учащихся, но и у каждого, даже внешне благополучного

    ребенка. При изучении мотивации у каждого школьника надо выявить состояние

    его познавательной сферы, мотивационной сферы (стремление учиться, мотивы),

    волевой и эмоциональной сферы (цели в ходе учения, переживания в процессе

    учения). Для каждого ученика желательно иметь обоснованный план

    формирования его мотивации.

    Формировать мотивацию - значит не заложить готовые мотивы и цели в

    голову учащегося, а поставить его в такие условия и ситуации развертывания

    активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы

    с учетом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внутренних

    устремлений самого ученика.

    Целью данной курсовой работы является исследование мотивов учебной

    деятельности учащихся начальных классов методом анкетирования. В связи с

    этим были поставлены следующие задачи:

    - изучить литературу по теме «Мотивация учения и ее формирование»

    - подготовить методику изучения мотивации учащихся

    - провести исследование

    - опираясь на знания и практический опыт, проанализировать полученные

    результаты и сделать выводы.

    Курсовая работа включает две части: теоретический обзор проблемы

    мотивации и исследование мотивации учения учащихся начальной школы.

    Исследование проводилось на базе начальной школы № 14 г. Мурманск в

    классах 1Б (возраст 6-7 лет), 2Б (7-8 лет), 3Б (8-9 лет). В качестве

    инструмента исследования была использована анкета.

    1. Мотивация учащихся начальной школы

    1.1. Психологические теории мотивации

    Многочисленные теории мотивации стали появляться ещё в работах древних

    философов. В настоящее время таких теорий насчитывается уже не один

    десяток. Чтобы их понять, важно знать предпосылки и историю их

    возникновения.

    Истоки современных теорий мотивации следует искать там, где впервые

    зародились сами психологические знания. Взгляды на сущность и происхождение

    мотивации человека на протяжении всего времени исследования этой проблемы

    неоднократно менялись, но неизменно располагались между двумя философскими

    течениями рационализмом и иррационализмом. Согласно рационалистической

    позиции, а она особенно отчетливо выступала в работах древних философов и

    теологов вплоть до середины XIX в., человек представляет собой уникальное

    существо особого рода, не имеющее ничего общего с животными. Считалось, что

    он, и только он, наделен разумом, мышлением и сознанием, обладает волей и

    свободой выбора действий. Мотивационный источник человеческого поведения

    усматривается исключительно в разуме, сознании и воле человека.

    Иррационализм как учение распространялся в основном на животных. В нем

    утверждалось, что поведение животного в отличие от человека несвободно,

    неразумно, управляется темными, неосознаваемыми силами биологического

    плана, имеющими свои истоки в органических потребностях.

    Первыми собственно мотивационными, психологическими теориями,

    вобравшими в себя рационалистические и иррационалистические идеи, следует

    считать возникшие в XVII—XVIII вв. теорию принятия решений, объясняющую на

    рационалистической основе поведение человека, и теорию автомата,

    объясняющую на иррационалистической основе поведение животного. Первая

    появилась в экономике и была связана с внедрением математических знаний в

    объяснение поведения человека, связанного с экономическим выбором. Затем

    была перенесена на понимание человеческих поступков и в других сферах его

    деятельности, отличных от экономики

    Развитие теории автомата, стимулированное успехами механики в XVII-

    XVIII вв., далее соединилось с идеей рефлекса как механического,

    автоматического, врожденного ответа живого организма на внешние

    воздействия. Раздельное, независимое существование двух мотивационных

    теорий одной - для человека, другой - для животных, поддержанное теологией

    и разделением философий на два противоборствующих лагеря - материализм и

    идеализм, - продолжалось вплоть до конца XIX в.

    Вторая половина XIX в. ознаменовалась рядом выдающихся открытий в

    разных науках, в том числе в биологии - появлением эволюционной теории Ч.

    Дарвина Она оказала значительное влияние не только на природоведение, но и

    на медицину, психологию и другие гуманитарные науки. Своим учением Ч.

    Дарвин как бы перекинул мостик над пропастью, многие столетия разделявшей

    человека и животных на два несовместимых в анатомо-физиологическом и

    психологическом отношениях лагеря. Он же сделал первый решительный шаг

    вперед в поведенческом и мотивационном сближении этих живых существ,

    показав, что у человека и животных имеется немало общих форм поведения, в

    частности эмоционально-экспрессивных выражений, потребностей и инстинктов.

    Под влиянием теории эволюции Ч. Дарвина в психологии началось

    интенсивное изучение разумных форм поведения у животных (В. Келер, Э.

    Торндайк) и инстинктов у человека (З. Фрейд, У. Maкдауголл, И. П. Павлов и

    др.).

    Если раньше понятие потребности, ассоциированное с нуждами организма,

    применялось только для объяснения поведения животных, то теперь его стали

    использовать и для объяснения поведения человека, соответственно изменив и

    расширив применительно к нему состав самих потребностей. Принципиальные

    отличия человек от животных на этом этапе развития психологических знаний и

    мотивационной теории старались свести к минимуму.

    Человеку в качестве мотивационных факторов стали приписывать те же

    органические потребности, которыми раньше наделяли только животное, в том

    числе и инстинкты. Одним из первых проявлений такой крайней,

    иррационалистической, по существу биологизаторской точки зрения на

    поведение человека стали теории инстинктов З. Фрейда и У. Макдауголла,

    предложенные в конце XIХ и разработанные в начале XX в.

    Пытаясь понять социальное поведение человека по аналогии с поведением

    животных, примирить это понимание с привлекавший в то время многих ученых

    открытиями в области сравнительных исследований интеллекта человека и

    человекообразных обезьян, З. Фрейд и У. Макдауголл предприняли попытки

    свести все формы человеческого поведения к врожденным инстинктам.

    Споры, которые начались вокруг теории инстинктов еще в начале XX в.,

    ни к чему позитивному для дальнейшей судьбы этой концепции не привели. Ни

    на один из поставленных вопросов ее сторонники не смогли дать научно

    удовлетворительного ответа. В конце концов, дискуссии вокруг теории

    инстинктов закончились тем, что само понятие «инстинкт» применительно к

    человеку стали употреблять все реже и реже, заменяя его такими понятиями,

    как потребность, рефлекс, влечение (драйв) и другие которые включали в

    анализ психических явлений.

    В 20-е годы текущего столетия на смену теории инстинктов пришла

    концепция, опирающаяся в объяснении поведения человека на биологические

    потребности. В этой концепции утверждалось, что у человека и у животных

    есть общие органические потребности, которые оказывают одинаковое действие

    на их поведение. Периодически возникающие органические потребности вызывают

    состояние возбуждения и напряжения в организме, а удовлетворение

    потребности ведет к снижению (редукции) напряжения.

    Принципиальных различий между понятиями инстинкта и потребности не

    было, за исключением того, что инстинкты являются врожденными,

    неизменяемыми, а потребности могут приобретаться и меняться в течение

    жизни, особенно у человека.

    Кроме теорий биологических потребностей человека, инстинктов и

    влечений, в эти же годы (начало XX в) возникли еще два новых направления,

    стимулированные не только эволюционным учением Ч. Дарвина, но также

    открытиями И. П. Павлова. Это поведенческая (бихевиористская) теория

    мотивации и теория высшей нервной деятельности. Поведенческая концепция

    мотивации развивалась как логическое продолжение идей Д. Уотсона в теории,

    объясняющей поведение. Кроме Д. Уотсона и Э. Толмена, среди представителей

    этого направления, получивших наибольшую известность, можно назвать К.

    Халла и Б. Скиннера. Все они пытались детерминистически объяснить поведение

    в рамках исходной стимульнореактивной схемы. В более современном ее

    варианте (а эта теория продолжает разрабатываться до сих пор почти в том же

    виде, в каком она была предложена еще в начале и середине века Э. Толменом

    и К. Халлом) рассматриваемая концепция включает новейшие достижения в

    области физиологии организма, кибернетики и психологии поведения.

    Исследования, начатые И. П. Павловым, были продолжены, углублены и

    расширены не только его непосредственными учениками и последователями, но

    также другими физиологами и психологами. Среди них можно назвать Н. А.

    Бернштейна, автора оригинальной теории психофизиологической регуляции

    движений, П. К. Анохина, предложившего модель функциональной системы, на

    современном уровне описывающую и объясняющую динамику поведенческого акта,

    и Е. И. Соколова, который открыл и исследовал ориентировочный рефлекс,

    имеющий большое значение для понимания психофизиологических механизмов

    восприятия, внимания и мотивации, предложил модель концептуальной

    рефлекторной дуги.

    Наконец, последней из теорий, уже существовавших в начале нашего

    столетия и продолжающих разрабатываться сейчас, стала теория органических

    потребностей животных. Она развивалась под сильным влиянием прежних

    иррационалистических традиций в понимании поведения животного. Ее

    современные представители видят свою задачу в том, чтобы чисто

    физиологически объяснить механизмы работы и функционирования биологических

    потребностей.

    Начиная с 30-х годов XX в. появляются и выделяются специальные

    к6нцепции мотивации, относимые только к человеку. Одной из первых таких

    концепций явилась теория мотивации, предложенная К. Левином. Вслед за ней

    были опубликованы работы представителей гуманистической психологии, таких,

    как А. Маслоу, Г. Оллпорт, К. Роджерс и др.

    В отечественной психологии после революции 1917 г. также

    предпринимались попытки ставить и решать проблемы мотивации человека. Но

    долгие годы, вплоть до середины 60-х годов, по сложившейся десятилетиями

    неоправданной традиции психологические исследования были в основном

    ориентированы на изучение познавательных процессов. Из созданных за эти

    годы, более или менее продуманных и доведенных до определенного уровня

    завершенных концепций мотивации можно, пожалуй, назвать только теорию

    деятельностного происхождения мотивационной сферы человека, созданную А. Н.

    Леонтьевым и продолженную в работах его учеников и исследователей.

    Согласно концепции А. Н. Леонтьева, мотивационная сфера человека, как

    и другие его психологические особенности, имеет, свои источники в

    практической деятельности. В самой деятельности можно обнаружить, те

    составляющие, которые соответствуют элементам мотивационной сферы,

    функционально и генетически связаны с ними. Поведению в целом, например,

    соответствуют потребности человека; системе деятельностей, из которых оно

    складывается, - разнообразие мотивов; множеству действий, формирующих

    деятельность, - упорядоченный набор целей. Таким образом, между структурой

    деятельности и строением мотивационной сферы человека существуют отношения

    изоморфизма, т. е. взаимного соответствия.

    В основе динамических изменений, которые происходят с мотивационной

    сферой человека, лежит развитие системы деятельностей, которое, в свою

    очередь, подчиняется объективным социальным законам.

    Таким образом, данная концепция представляет собой объяснение

    происхождения и динамики мотивационной сферы человека. Она показывает, как

    может изменяться система деятельностей, как преобразуется ее

    иерархизированность, каким образом возникают, и исчезают отдельные виды

    деятельности и операции, какие модификации происходят с действиями. Из этой

    картины развития деятельностей далее выводятся законы, согласно которым

    происходят изменения и в мотивационной сфере человека, приобретение им

    новых потребностей, мотивов и целей.

    Итак, к середине текущего столетия в психологии мотивации выделились и

    до сих пор продолжают разрабатываться как относительно самостоятельные по

    меньшей мере девять теорий. Каждая из них имеет свои достижения и вместе с

    тем свои недостатки. Основной заключается в том, что все эти теории, если

    их рассматривать в отдельности, в состоянии объяснить лишь некоторые

    феномены мотивации, ответить лишь на небольшую часть вопросов, возникающих

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.