МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Мотивация учения младших школьников

    огорчает учащихся и их родителей. Не все дети понимают смысл отметки, но

    большинство детей хотят работать на отметку. В ситуации столкновения

    мотивов, когда дети могли сделать выбор: решать задачу на отметку или

    решать задачу, требующую мыслительной активности, рассуждении, большинство

    детей выбирают задачу на отметку.

    Отметка выражает и оценку знаний учащегося, и общественное мнение о

    нем, поэтому дети стремятся к ней не собственно ради знаний, а ради

    сохранения и повышения своего престижа. В связи с этим младший школьник

    может использовать и неприемлемые пути для получения желаемых отметок,

    склонен к переоценке своих результатов. По данным Ш. А. Амонашвили, 78%

    детей начальных классов, получивших разные отметки (кроме «5»), уходят

    домой из школы недовольные, считая, что они заслужили более высокие

    отметки, а учителя занизили их. Другие привыкают к своим неудачам,

    постепенно теряют веру в свои силы и становятся совершенно безразличными к

    получаемым отметкам.

    В связи с тем, что младшие школьники придают такое большое значение

    отметке, необходимо, чтобы она приобрела другой смысл, чтобы маленький

    школьник рассматривал ее как показатель уровня знаний и умений. Отметочная

    мотивация требует особого внимания учителя, так как она таит в себе

    опасность формирования эгоистических побуждений, отрицательных черт

    личности.

    1.3.5. Познавательная потребность и мотивы учения.

    Отношение младших школьников к учению определяется и другой группой

    мотивов, которые прямо заложены в самой учебной деятельности и связаны с

    содержанием и процессом учения, с овладением прежде всего способом

    деятельности. Это - познавательные интересы, стремление преодолевать

    трудности в процессе познания, проявлять интеллектуальную активность.

    Развитие мотивов этой группы зависит от уровня познавательной потребности,

    с которой ребенок приходит в школу, с одной стороны, и уровня содержания и

    организации учебного процесса - с другой.

    В основе мотивации, связанной с содержанием и процессом учений, лежит

    познавательная потребность. Познавательная потребность рождается из

    потребности во внешних впечатлениях и потребности активности и начинает

    проявляться рано, в первые дни жизни ребенка.

    Л. И. Божович отмечает, что развитие познавательной потребности идет

    неодинаково у разных детей[3]. У одних детей она выражена очень ярко и

    носит «теоретическое» направление, у других детей она больше связана с

    практической активностью. У первых наблюдаются обилие вопросов «Почему?» и

    «Что такое?», страсть упражняться в сравнении, обобщенна. Вторые не

    привыкли думать, проявляют отрицательное отношение к умственной работе. Тем

    самым можно говорить о различном уровне познавательного отношения ребенка к

    действительности.

    До систематического учения в школе содержанием познавательной

    потребности являются житейские, а не научные знания, но, тем не менее, это

    создает предпосылки для усвоения научных знаний.

    1.3.6. Мотивы, связанные с содержанием учения.

    Что же привлекает младших школьников в содержании учения, до какого

    уровня развития могут подняться их интересы? Н. Г. Морозова так

    характеризует возможности младшего школьника: «В младшем школьном возрасте

    большое значение имеет эмоциональный компонент, в подростковом -

    познавательный. В старшем школьном возрасте непосредственный мотив, идущий

    от самой деятельности и побуждающий юношу заниматься интересующим его

    делом, обычно сопровождается рядом социальных мотивов»[4].

    Г. И. Щукина считает, что интерес к познанию существенного также не

    характерен для младшего школьника, а начинает проявляться только у младших

    подростков[5].

    Интересы младших школьников, как правило, действительно обусловлены

    занимательностью. Привлекают уроки с игровыми моментами, уроки с

    преобладанием эмоционального материала.

    Но в условиях экспериментального обучения, когда специально обращается

    внимание на происхождение, смысл, суть явлений, интерес к овладению самим

    способом действия может проявляться очень ярко. Поэтому другие

    исследователи (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, А. К. Маркова) считают, что

    для формирования теоретического познавательного интереса большое значение

    имеет характер учебной деятельности. Учебная деятельность, по мнению В. В.

    Давыдова, должна отвечать следующим требованиям:

    - объектом усвоения должны быть теоретические понятия;

    - процесс усвоения должен протекать так, чтобы перед учащимися

    раскрывались условия происхождения понятий;

    - результатом усвоения должно быть формирование специальной учебной

    деятельности, которая имеет свою особую структуру и состоит из

    таких компонентов как учебная ситуация, учебная задача, учебные

    действия, действия контроля, и оценки.

    Соблюдение всех этих условий будет способствовать формированию

    внутренней мотивация, познавательных интересов.

    М. Г. Морозова считает, что интерес к учебному предмету зависит от

    возможности ученика выделить в своем сознании специфическое содержание

    данного учебного предмета.

    Первоклассники такой специфики не видят. Интерес к математике,

    например, или мотивирован тем, чтобы «хорошо знать деление и умножение»,

    «быстро и правильно считать», суметь решать задачи на различные правила». В

    такого рода интересе, считает М. Г. Морозова, по существу еще нет ничего

    специфического. Учащихся здесь привлекает то же, что и в других учебных

    предметах: овладение конкретными умениями и навыками, знакомство с новым

    разнообразным содержанием учебного материала, преодоление трудностей,

    удовлетворение от интеллектуального напряжения. И только в IV классе

    ребенок начинает понимать и переживать специфические особенности учебного

    предмета. Taк, математика привлекает детей точностью, строгой

    последовательностью действий, где от одного действия зависят остальные.

    Дети начинают замечать логическую последовательность и закономерность

    математических действий.

    Необходимо отличать понятия интерес и занимательность. Н. Г. Морозова

    связывает занимательность с внешней привлекательностью предмета, действия

    или эффектным его преподнесением.

    Она считает, что школьники плохо усваивают научное содержание

    занимательных книг. Это объясняется тем, что занимательность обычно

    создается приключениями, неожиданными событиями, которые только отвлекают

    от сути, от научной проблемы. Например, детей привлекали в основном

    конкретные действия животных, но не знания о них, хотя из книг можно было

    получить и знания о животных. Подлинный интерес к познавательному

    содержанию текста возникал только в тех случаях, когда линия действия

    персонажей была связана с поиском решения научной проблемы и все события

    развертывались вокруг этой проблемы.

    Такая же картина может быть и на уроке: яркие наглядные пособия,

    эффектное оформление, неожиданные опыты, занятные детали. В результате -

    эмоции, но нет узнавания нового, т. е. нет познавательного интереса в

    собственном смысле слова. Это не значит, что занимательность совсем не

    нужна. Важно только помнить, что неожиданное, броское вызывает любопытство.

    Желание посмотреть, даже рассмотреть, только с внешней стороны, не вникая в

    существо вопроса. Любопытство связано с положительными эмоциями, но

    внимание быстро угасает, если не возбуждается желание пойти дальше, понять,

    что это такое, как это возникло, какова его природа.

    В то же время занимательность нужна на самых первых этапах воспитания

    интереса, поскольку она «способствует переходу познавательного интереса со

    стадии простой ориентировки, ситуативного, эпизодического интереса, на

    стадию более устойчивого познавательного отношения, стремления углубиться в

    сущность познаваемого»[6].

    1.3.7. Мотивы, связанные с процессом учения

    Для работающих с младшими школьниками, особенно важно различать

    интерес к познанию и интерес к какой-либо деятельности, к каким-либо

    занятиям. Первоклассник с радостью идет в школу, по собственному побуждению

    включается в работу на уроке, не хочет прерывать деятельность на уроке.

    Первоклассник, например, любит читать, писать, рисовать, лепить - это

    доставляет ему удовольствие. Ребенок проявляет к этому эмоциональное

    отношение (он заявляет, что ему нравится решать задачи, выполнять

    упражнения), хотя познавательное отношение может и отсутствовать (его не

    волнует, почему это понимается так, а не иначе, каким способом лучше,

    удобнее решить данную задачу и т. п.). В данном случае присутствует только

    один компонент - эмоциональный. Значит, здесь нельзя говорить об истинном

    познавательном интересе, в то же время можно говорить о чувстве,

    переживании, любви ребенка к деятельности, в данном случае к учению. Любовь

    к деятельности - предпосылка интереса, но не сам познавательный интерес.

    В этой любви к деятельности в качестве мотива может выступать

    стремление к конкретному результату: возможность занять определенное

    положение в коллективе, получить одобрение, т. е. к косвенным относительно

    самого учения целям.

    Но в качестве мотива может выступать и стремление овладеть самим

    процессом деятельности.

    Сначала такой интерес к процессу учения (учебной деятельности) имеет

    элементарные проявления: ребенок заявляет, что он любит читать, писать,

    считать, в дальнейшем же этот интерес к процессу проявляется в желании

    думать, рассуждать, придумывать новые задачи. По своему содержанию эта

    увлеченность процессом должна быть направлена на теоретическое содержание

    знания, а не только на конкретные факты. Таким образом, интерес к процессу,

    способу решения превращается в интерес к теории, к основанию знания.

    В I и II классах у детей сохраняется положительное отношение к учению.

    Однако постепенно, к III классу, отношение детей может, изменяться. Многие

    дети начинают тяготиться школьными обязанностями, уменьшается их

    старательность, авторитет учителя падает, позиция школьника теряет, для

    ребёнка свою привлекательность, падает интерес к учебной деятельности.

    Л. И. Божович, анализируя снижение интереса к учению у учащихся III

    классов, указывает, что дети по своим возможностям подготовлены к усвоению

    более сложного материала и на более высоком уровне. Начальное обучение в

    большинстве своем не дает достаточной нагрузки для интеллектуальной

    деятельности ребенка, для удовлетворения познавательной потребности.

    Итак, развитие личности, начавшееся в дошкольном детстве в связи с

    соподчинением мотивов и становлением самосознания, продолжается в младшем

    школьном возрасте. Но младший школьник находится в других условиях – он

    включается в общественно значимую учебную деятельность, результаты которой

    высоко или низко оцениваются близкими взрослыми. От школьной успеваемости,

    оценки ребенка как хорошего или плохого ученика непосредственно зависит в

    этот период развитие его личности.

    2. Исследование мотивов учебной деятельности учащихся начальных

    классов

    2.1. Методика проведения исследования

    Для изучения мотивации учения младших школьников мною было проведено

    исследование. Исследование проводилось на базе начальной школы № 14 г.

    Мурманск.

    Цель исследования: провести анализ мотивации учения у учащихся

    начальной школы.

    Задачи: 1. Выявить мотивацию учения младших школьников.

    2. Проанализировать особенности динамики мотивации учения в

    младшем школьном возрасте.

    Исследование проводилось среди учащихся младших классов со следующим

    распределением по возрастам:

    класс 1Б - возраст 6-7 лет (18 чел.)

    класс 2Б - возраст 7-8 лет (24 чел.)

    класс 3Б - возраст 8-9 лет (25 чел.)

    Исследование проводилось методом письменного опроса (с применением

    анкеты), так как он позволяет охватить большее количество школьников.

    Мною были составлены вопросы на выявление мотивации учения (см.

    Приложение 1). Вопросы составлены таким образом, чтобы выявить наличие трех

    видов мотивов учения: внутренних, внешних положительных и внешних

    отрицательных. На выявление внутренних мотивов направлены вопросы №№ 3, 4,

    8. На выявление внешних положительных мотивов направлены вопросы №№ 1, 5,

    9. На выявление внешних отрицательных мотивов направлены вопросы №№ 2, 6,

    7.

    Гипотеза: в начале обучения в начальной школе преобладают внешние

    мотивы. К третьему классу преобладающими становятся внутренние мотивы.

    Учащимся раздали анкеты (приложение 1), а затем была дана инструкция:

    «Дети! Сегодня мы с вами будем участвовать в одном очень важном

    исследовании. Вот вы ходите в школу, учитесь. А для чего? почему вы

    учитесь? У каждого из вас есть листочек с ответами. Подумайте, как бы вы

    ответили на мой вопрос: «Почему вы учитесь?». Можно дать три ответа.

    Обведите их, пожалуйста, кружочком».

    После того, как испытуемые отметили по три ответа, анкеты были

    собраны, а детей поблагодарили за участие в исследовании.

    2.2. Анализ результатов исследования

    Для обработки результатов исследования была использована форма,

    приведенная в Приложении 2. Получены следующие данные.

    Таблица 1

    Мотивация учащихся по видам мотивов

    | |Распределение ответов |

    | |1-Б класс |2-Б класс |3-Б класс |

    | |число |% к |число |% к |число |% к |

    | |ответов |итогу |ответов |итогу |ответов |итогу |

    |внутренние мотивы|21 |38,9 |32 |44,4 |48 |64,0 |

    |внешние |12 |22,2 |24 |33,3 |19 |25,3 |

    |положительные | | | | | | |

    |мотивы | | | | | | |

    |внешние |21 |38,9 |16 |22,3 |8 |10,7 |

    |отрицательные | | | | | | |

    |мотивы | | | | | | |

    |Итого |54 |100,0 |72 |100,0 |75 |100,0 |

    В первом классе преобладают внешние мотивы над внутренними (61,1%

    против 38,9%). При этом среди внешних мотивов доля отрицательных больше

    (38,9% против 22,2%). Во втором классе картина меняется: растет доля

    внутренних мотивов, уменьшается доля внешних. В третьем классе на долю

    внутренних мотивов приходится уже 64%, а доля внешних отрицательных мотивов

    снижается до 10,7%.

    Проанализируем, какие мотивы являются доминирующими для учащихся в

    каждом классе. Для этого используем форму, приведенную в Приложении 3.

    Таблица 2

    Анализ доминирования мотивов у учащихся

    |Преобла-дающие|Число ответов |

    |мотивы | |

    | |1-Б класс |2-Б класс |3-Б класс |

    | |число |% к |число |% к |число |% к |

    | |учащихся |итогу |учащихся |итогу |учащихся |итогу |

    |внутренние |5 |27,8 |10 |41,7 |20 |80,0 |

    |внешние |4 |22,2 |4 |16,7 |2 |8,0 |

    |по-ложительные| | | | | | |

    |внешние |2 |11,1 |2 |8,3 |1 |4,0 |

    |от-рицательные| | | | | | |

    |не доминирует |7 |38,9 |8 |33,3 |2 |8,0 |

    |Итого |18 |100,0 |24 |100,0 |25 |100,0 |

    Среди учащихся первого класса очень велика группа детей, у которых нет

    доминирующих мотивов к учению (38,9%). Внешние отрицательные мотивы

    доминируют у 11,1% учащихся, внешние положительные – у 22,2%, внутренние –

    у 27,8%. Уже во втором классе наибольшую долю имеет группа учащихся,

    доминирующими мотивами у которых являются внутренние мотивы (41,7%). В

    третьем классе доля учащихся, у которых доминирующими являются внутренние

    мотивы является подавляющей – 80%. Доля учащихся, у которых преобладают

    внешние отрицательные мотивы становится вовсе незначительной (4%).

    2.3. Выводы по исследованию и педагогические рекомендации

    Итак, предположение о том, что за период обучения в начальной школе

    мотивация к учению претерпевает изменения от внешней к внутренней оказалась

    верной.

    В первом классе у детей преобладает внешняя мотивация к учению, причем

    отрицательные мотивы сильнее положительных («Я учусь потому, что заставляют

    родители», «…чтобы не отставать от своих товарищей», «…чтобы не опозорить

    свой отряд и класс»). Другими словами, «внешний кнут» сильнее, чем внешний

    пряник». К третьему классу положение меняется. Кнут и пряник как бы

    переходят во внутрь школьника. Ребенок начинает понимать, что знания нужны

    не для того, чтобы кому-то доставить удовольствие или чтобы быть не хуже

    других, а для того, чтобы быть более развитым, иметь в будущем хорошую

    работу. Об этом свидетельствует и динамика мотивации. Если в первом классе

    внутренние мотивы составляли 38,9% от общего числа ответов, то в третьем –

    уже 64%.

    Что касается доминирования мотивов, то в первом классе 38,9% учащихся

    не определяют доминирование мотивов. Эта группа является «группой риска».

    Педагогу очень важно вести с ними работу, направленную на осознание

    необходимости знаний для жизни. При правильной ориентации учащихся к

    третьему классу доля «группы риска» снижается до 8%, доля учащихся,

    осознающих необходимость знаний вырастет до 80%.

    Для сознания ребенка, обучающегося в начальной школе, наиболее значимы

    такие широкие социальные мотивы, как мотивы самосовершенствования (быть

    культурным, развитым) и мотивы самоопределения (после школы продолжать

    учиться, работать). Ребенок осознает общественную значимость учения, и это

    создает личностную готовность к учению в школе. Эти мотивы — результат

    социальных влияний.

    Дети рассуждают так: «Надо учиться, чтобы потом хорошо работать, хочу

    быть шофером», «Я хочу быть врачом, чтобы лечить людей, а для этого надо

    много знать», «Учусь, чтобы быть культурным и развитым». Подобные

    рассуждения говорят о том, что школа и семья создают у ребенка определенную

    социальную установку, ребенок понимает, общественную значимость учения,

    понимает, что знания ему нужны для будущего, он хочет быть умным,

    культурным и развитым. Такая установка определяет положительное отношение

    детей к деятельности и создает благоприятные условия для учения.

    Надо отметить, что мотивы самосовершенствования и самоопределения

    выступают для младшего школьника как «понимаемые» и связаны с далекими

    целями. Однако эта перспектива очень далекая, а младший школьник живет по

    преимуществу сегодняшним днем.

    В связи с той значимостью, которую младшие школьники придают мотивам

    самоопределения (будущая профессия, продолжение образования) и

    самосовершенствования (быть умным, развитым, культурным), важно строить

    учебный процесс так, чтобы учащийся «видел» свое движение вперед, свое

    ежедневное обогащение знаниями, умениями, свое движение от незнания к

    знанию. Это возможно, если ученик отдает себе отчет в том, что он уже знает

    и чего еще не знает, чему еще надо научиться, о чем он узнает и чему

    научится, какими способами работы он уже овладел и какими предстоит

    овладеть на следующем уроке, в следующей четверти. В связи с этим

    первостепенное значение приобретает в учебном процессе четкая постановка на

    уроке ближних и дальних целей, учебных задач.

    Заключение

    Как правило, учебная деятельность ребенка побуждается не одним

    мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются,

    дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой.

    Мотивационная сфера – ядро личности. В начале своей школьной жизни,

    имея внутреннюю позицию школьника, он хочет учиться. Причем учиться хорошо,

    отлично. Среди разнообразных социальных мотивов учения, пожалуй, ведущими

    являются мотивы «доставить радость родителям», «хочу больше знать», «на

    уроке интересно». Имея знания, ученик получает высокие отметки, которые, в

    свою очередь – источник других поощрений, залог его эмоционального

    благополучия, предмет гордости. Когда ребенок успешно учится, его хвалят и

    учитель, и родителя, его ставят в пример другим детям. Более того, в

    классе, где мнение учителя – не просто решающее, но единственное

    авторитетное мнение, с которым все считаются, эти аспекты выходят на первый

    план. И хотя в какой-то мере абстрактное для учащегося начальной школы

    понятие «хорошо работать» или далекая перспектива получить образование в

    вузе непосредственно побуждать его к учебе не могут, тем не менее

    социальные мотивы важны для личностного развития школьника, и у детей,

    хорошо успевающих с первого класса, они достаточно полно представлены в их

    мотивационных схемах.

    В данной работе были исследованы мотивы учения школьников начальной

    школы, особенности их динамики. Было выявлено изменение доминирующих

    мотивов от внешних к внутренним на протяжении обучения в начальной школе. В

    общей массе учащихся преобладают также внутренние мотивы. Это

    свидетельствует о том, что детский сад и семья создали необходимую почву

    для обучения детей в школе.

    Для более полного изучения мотивации учащихся начальной школы стоит

    провести исследование мотивации учения у детей с разной успеваемостью в

    первом, втором и третьем классах, изучить отношение к школе учащихся разных

    классов.

    В заключение хочется отметить, искусство воспитания все-таки

    заключается в создании правильного сочетания «понимаемых» мотивов и мотивов

    «реально действующих» и вместе с тем в умении вовремя придать более высокое

    значение успешному результату деятельности, чтобы этим обеспечить переход к

    более высокому типу внутренних мотивов, управляющих жизнью личности.

    Библиография

    1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.:

    Педагогика, 1968.

    2. Возрастная и педагогическая психология: Учебник / под ред. Гамезо.

    – М.: Наука, 1984

    3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Просвещение,

    1982

    4. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: Педагогика, 1972.

    5. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для

    учителя. – М.: Просвещение,1990

    6. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе // Психология и

    педагогика, №2, 1979г.

    7. Немов Р.С. Психология. Учебник. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995

    8. Щукина Г.И, Активация познавательной деятельности учащихся в

    учебном процессе. – М.: Просвещение, 1979.

    9. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. – М.:

    Просвещение,1971.

    Приложения

    Приложение 1

    Тест-опросник на выявление мотивации учащихся

    1. Я учусь потому, что на уроке интересно

    2. Я учусь, потому, что заставляют родители

    3. Я учусь потому, что хочу больше знать

    4. Я учусь, чтобы потом хорошо работать

    5. Я учусь, чтобы доставить радость родителям

    6. Я учусь, чтобы не отставать от товарищей

    7. Я учусь, чтобы не опозорить свой отряд и класс

    8. Я учусь потому, что в наше время нельзя быть незнайкой

    9. Я учусь потому, что нравится учитель

    Приложение 2

    Результаты ответов учащихся

    |№ |Число ответов |

    |во-про| |

    |са | |

    | |1-Б класс |2-Б класс |3-Б класс |

    |1 |хххххххх |8 |хххххх |6 |хххххххххх |10 |

    |2 |хх |2 |хххх |4 |хх |2 |

    |3 |ххххххххх |9 |хххххххххххххх|15 |ххххххххххххххх|20 |

    | | | |х | |ххххх | |

    |4 |ххххххх |7 |хххххххххххххх|14 |ххххххххххххххх|20 |

    | | | | | |ххххх | |

    |5 |ххххх |5 |хххххххх |8 |хххххх |6 |

    |6 |ххххх |5 |ххх |3 |ххххх |5 |

    |7 |ххххх |5 |ххххххххх |9 |х |1 |

    |8 |ххххх |5 |ххх |3 |хххххххх |8 |

    |9 |хххххххх |8 |хххххххххх |10 |ххх |3 |

    Вопросы на выявление внутренних мотивов: 3, 4, 8

    Вопросы на выявление внешних положительных мотивов: 1, 5, 9

    Вопросы на выявление внешних отрицательных мотивов: 2, 6, 7

    Приложение 3

    Результаты для обработки анкет по преобладанию мотивов

    |Преобла-дающие|Число ответов |

    |мотивы | |

    | |1-Б класс |2-Б класс |3-Б класс |

    |внутренние |хх хх х |5 |хх хх хх хх |10 |хх хх хх хх |20 |

    | | | |хх | |хх хх хх хх | |

    | | | | | |хх хх | |

    |внешние |хх хх |4 |хх хх |4 |хх |2 |

    |по-ложительные| | | | | | |

    |внешние |хх |2 |хх |2 |х |1 |

    |от-рицательные| | | | | | |

    |не доминирует |хх хх хх х |7 |хх хх хх хх |8 |хх |2 |

    -----------------------

    [1] Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1972. С. 513

    [2] Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.,

    1968. С. 249

    [3] Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.,

    1968. С. 213-214

    [4] Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе // Психология и

    педагогика, №2, 1979г. С. 5.

    [5] Щукина Г.И, Активация познавательной деятельности учащихся в

    учебном процессе. – М., 1979. С. 97

    [6] Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. –

    М.,1971.С. 29

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.