МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Национальный идеал в образовании России XIX века

    образованность человека, народа в целом несовместимы с деспотизмом,

    социальной несправедливостью. «Знанием побеждается всякий страх», - писал

    В.Г. Белинский. Он видел спасение России в развитии «цивилизации,

    просвещения, гуманности» (3).

    Важное место в педагогической концепции В.Г. Белинского занимает

    проблема народности, соотношения национального и общественного в

    воспитании. В России 30-40-ых г.г. эти вопросы стояли особо остро, но это

    такие проблемы, которые не теряют своей значимости в любое время для любого

    народа. Всегда важно знать истоки, прошлое своего народа, уяснить себе его

    место и роль в семье европейских наций: «Надобно, чтоб у нас было

    просвещение, созданное нашими трудами, взращенное на родной почве (4, т.

    10, С. 7). Он неоднократно отмечал, что любовь к Родине должна быть

    действенной, основываться на твердых, самостоятельно выработанных,

    выстраданных убеждениях, базироваться как на понимании общих законов

    общественного развития, так и на глубоких, прочных знаниях всех стихий

    жизни родного народа, горячей, подлинно сыновней к нему любви, готовности,

    - как он писал, - положить душу свою за отечество. «Народность, - говорит

    он, - обыкновенно выпускается у нас из плана воспитания. Часто дети знают о

    древнегреческих авторах, об исторических деятелях европейской истории, но

    не знают о сокровищах своей народной поэзии, русской литературе, Петре I»

    (4, т. 10, С. 15). Жизнь всякого народа, писал он, проявляется в своих, ей

    одной свойственных формах. Следовательно, если изображение жизни верно, то

    оно народно, и воспитание можно назвать народным, если оно связано с

    жизнью, повседневной деятельностью народа. Весь процесс воспитания, по В.Г.

    Белинскому, должен быть направлен на выработку у молодого поколения

    гражданской позиции, активного, действенного патриотизма. С особой силой

    эту мысль он подчеркивает с своем понимании свободы личности, творчества,

    современности. По его словам, служить обществу, шагать в ногу со временем

    не означает подражание моде в костюмах и прическах. Общество - это нравы,

    отношения, образ мыслей и способ действования. Только служение народу

    делает личность свободной в ее жизнедеятельности («в образе своего

    действования»), а для этого, пишет он, нужно быть гражданином, сыном своего

    общества, своей эпохи, усвоить себе его интересы, слить свои стремления с

    его стремлениями. Каково общество, таково и воспитание, ибо природа создает

    человека, но развивает и образует его общество. Царская администрация

    стремилась превратить просвещение, образование в средство увековечивания

    неравенства, сделать его источником получения особых прав высшими

    общественными слоями. «У нас учатся не для знания, а для аттестатов,

    открывающих путь к разным преимуществам», - с горечью заключал В.Г.

    Белинский (4, т. 2, С. 447).

    Резко осуждал В.Г. Белинский тех своих соотечественников, которые не

    умеют «написать русской стоки без орфографических ошибок», но чванятся

    своими космополитическими стремлениями. В.Г. Белинский решительно возражал

    против чрезмерного увлечения произведениями иностранных авторов,

    Сентиментально-романтическая литература западных народов, отмечал он,

    создает у детей приукрашенное представление о жизни. Рекомендуя детям

    чтение В. Скотта, Ф. Купера, В. Гете, В. Шекспира, он одновременно

    настаивал на изучении, прежде всего, лучших русских писателей. Очень высоко

    он ценил А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, отметил талант

    молодого Достоевского. В. Г. Белинский призывает русских писателей давать в

    своих произведениях «как можно больше общечеловеческого, мирового, но

    стараться знакомиться с этим через родные и национальные явления» (4, т.

    10, С. 17). В. Г. Белинский подчеркивает, что народность является главной

    чертой образовательной системы, которая должна основываться на изучении и

    знании родного языка, литературы и истории. Важнейшим, благороднейшим

    источником просвещения русского общества он считал отечественную

    литературу. «В наше время литература, искусство, - писал В.Г. Белинский, -

    больше, чем когда-либо прежде, сделались выражением общественных вопросов»

    (4, т. 10, С. 306). В педагогической концепции В.Г. Белинского

    воспитательная роль литературы, искусства, науки неразрывно связывалась с

    идеей народности, которую он понимал как отражение в творчестве мастеров

    культуры интересов и надежд народа, национального характера, обычаев,

    истории, мировоззрения нации, прежде всего трудящихся масс, «в ней одной

    вся наша умственная жизнь и вся поэзия нашей жизни» (4, т. 9, С. 430). В.

    Г. Белинский выдвигает главное условие к воспитанию нового человека - оно

    должно быть гармоничным, т.е. основанным на единстве физического,

    нравственного и умственного развития. Нравственное воспитание у критика

    является главной стороной воспитательного процесса. Не отвергая гуманности,

    любви и уважения к людям, В.Г. Белинский признал основой нравственности

    любовь к родине, воспитание человека действия. Он писал: «Нельзя требовать

    от детей невозможного, истощать их силы, заставлять их выслушивать скучные

    нравоучения. Нравственное воспитание в старшем возрасте должно сочетаться с

    умственным образованием». Поэтому он боролся против так называемых

    распространенных в то время схоластических методов преподавания, которые

    основаны на механическом усвоении и подчеркивал, что необходимо развивать

    мысль детей, приучать их думать. В.Г. Белинский в своих рецензиях пишет о

    том, что настала потребность русского общества в коренном изменении

    содержания и методов образования, обучения и воспитания молодого поколения.

    Он был убежден, что формирование личности ученика ставит перед собой задачу

    изучения таких предметов как история, география, литература, естествознание

    и должно иметь воспитательное значение, но эта задача будет реализована

    только при соблюдении следующих основных принципов: принцип сознательности,

    при котором устраняется механическое зазубривание изучаемого предмета;

    принцип наглядности, который способствует формированию материалистического

    восприятия мира, возбуждает и поддерживает интерес ученика к познанию, к

    учению, эмоционально окрашивает весь процесс обучения; принцип

    систематичности и последовательности как в отношении порядка изучения

    отдельных учебных предметов, порядка изучения отдельных предметов, так и

    при изучении каждой отдельной дисциплины. Он отказался от господствовавших

    методов преподавания и противопоставил им свои методы, выходящие за пределы

    школьных предметов. Уроки он проводил в форме обычных бесед, практиковал

    письменные работы (сочинения, переводы переложения стихов на прозу),

    открывал перед ними богатство родной литературы, русского языка, тем самым

    вызывал у учеников острый интерес к проблемам современности.

    Большое значение В.Г. Белинский придает не только воспитанию молодого

    поколения, но и роли учителя-воспитателя. «Как важен, священен и велик сан

    воспитателя: в его руках участь целой жизни человека. Первые впечатления

    могущественно действуют на юную душу, все дальнейшее развитие совершается

    под их непосредственным влиянием».

    Таким образом, проблема народности занимала важное место в

    педагогических идеях В.Г. Белинского, которую он решал на основе единства

    национального и общечеловеческого в образовании. В 40-ых г.г. В.Г.

    Белинский утверждается во мнение о том, что формирование нового человека

    должно основываться на переустройстве общества, где личное является

    отражением общего. В рецензии на «Антологию из Жана Поля Рихтера» критик

    выступает за воспитание людей, готовых выступать за общественное благо и

    переустройство общества. В.Г. Белинский задается вопросом: «Что ожидает

    людей, воспитанных в духе высоких идеалов, в современном обществе?» И

    отвечает он так: «Когда они вступят в жизнь, их гонят за правду, их

    правдивость называют гордостью... и вольнодумством» (4, т. 10, С. 76). В.Г.

    Белинскому принадлежат вещие слова, гласящие, что настоящий человек не

    может быть равнодушным к судьбе своей родины, ибо «кто не принадлежит

    своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству». Нельзя любить

    человечество, оставаясь равнодушным к судьбе отечества, как невозможно

    бороться за счастье всех людей, не участвуя в борьбе за улучшение жизни

    своих соотечественников.

    В.Г. Белинского с полным правом называют основоположником

    просветительской концепции воспитания, основанной, прежде всего, на

    демократических принципах, т.к. он первым подверг всесторонней критике

    официальную дворянско-феодальную систему просвещения. Заложил основу новой,

    гуманной системы воспитания, в которой в качестве национального

    образовательного идеала выступает идея всестороннего умственного,

    нравственного, эстетического развития человека. В.Г. Белинский - одна из

    самых центральных фигур в истории русского сознания XIX в., пишет Н.А.

    Бердяев. Он отличается от других русских писателей 30-40-ых г.г. уже тем,

    что не вышел из дворянской среды и не имел в себе барских черт. Он первый

    разночинец и типичный интеллигент (в более узком смысле) второй половины

    XIX в., когда наша культура перестала быть исключительно дворянской. В.Г.

    Белинский был человек больших дарований, гениальной чуткости и

    восприимчивости. Он, как типичный русский интеллигент, во все периоды

    стремился к тоталитарному миросозерцанию. Для него, натуры страстной и

    чувствительной, понимать и страдать было одно и тоже. Жил он исключительно

    идеями и искал правды, «упорствуя, волнуясь и спеша...». Русский до мозга

    костей, возможный лишь в России, он был страстным западником, веровавшим в

    Запад. Но во время его путешествий по Европе он разочаровался в ней.

    Разочарование столь же типически русское, как и очарование (5, С. 93).

    Николай Александрович Добролюбов (1836-1861 г.г.). Дальнейшее развитие

    идей педагогической концепции просветителей можно проследить в трудах Н.А.

    Добролюбова, который принимал самое активное участие в общественно-

    педагогическом движении 60-ых годов. Он верил, что «настоящее» образование

    помогло бы народу уяснить свои отношения к окружающей жизни, а затем и

    начать «добиваться приведения их в нормальный вид». В решении вопроса о

    соотношении личного и общественного Н.А. Добролюбов не ставит акцентов не

    на личное, не на общественное, он только, как и все просветители, призывает

    к развитию в человеке стремление к общественному благу. В статье

    «Органическое развитие человека в связи с его умственной и нравственной

    деятельностью» (1858 г.), написанной как рецензия на ряд педагогических

    работ, Н.А. Добролюбов излагал свои воззрения на сущность человека

    применительно к проблемам воспитания и образования. Главной ее идеей было

    отстаивание нераздельности тела и души у человека, их значительное взаимное

    влияние и подчинение единым законам, которые он видел в «успехе

    естественных наук, избавивших нас уже от многих предрассудков» (12, С. 76).

    Н.А. Добролюбов полагал, что «все старания провести разграничительную черту

    между духовными и телесными отправлениями человека напрасны и что наука

    человеческая никогда этого достигнуть не может» (87, С. 79). И далее он

    делает вывод, что для успешного умственного образования ребенка необходимо

    хорошее физическое воспитание, поскольку: все чувственные понятия человек

    получает из внешнего мира, а для этого необходимы здоровые органы чувств;

    умственная работа совершается в мозге, а для его нормального

    функционирования необходима хорошая работа других органов, например,

    системы кровообращения.

    Точно так же и для нравственного образования необходимо хорошее

    здоровье. Все нравственные качества, считал Н.А. Добролюбов, зависят от

    «правильных, последовательных и ясных» умственных понятий. А те, как уже

    было сказано выше, напрямую связаны с физическим состоянием организма.

    Таким образом, формирование полноценного человека можно обеспечить только

    гармоничным сочетанием образования и физического воспитания, или, по

    терминологии автора, органическим развитием. У детей же с физическими

    недостатками, хотя и не обязателен, но весьма возможен невысокий

    интеллектуальный и нравственный уровень.

    Н.А. Добролюбов неоднократно подчеркивал, что вопросы образования и

    воспитания неотделимы от политики, что самодержавие старается «держать

    народ в невежестве по принципу», т.к. непросвещенные массы легче обманывать

    и эксплуатировать. Право на образование было стеснено множеством

    ограничений - по сословной, религиозной принадлежности, национальному

    признаку, полу и т.д. Он с горечью писал о массовой неграмотности в России,

    о недоступности образования для народа о том, что образование превратилось

    в такую же «монополию» богатых, как промышленное предпринимательство, и они

    не заинтересованы дать это «оружие против себя тем, чьим трудом они до сих

    пор пользовались даром».

    Идеал человеческой личности, Н.А. Добролюбов представлял как «борца за

    народное дело», который проявляет потребность в действии. Это его важнейшая

    черта личности. При этом общественная жизнь - основная сфера, в которой

    удовлетворяются интересы, развивается и воспитывается личность человека.

    Однако деспотизм не позволял гражданину воплощать в жизнь свои идеалы,

    выражать свою личность в деятельности. Отсюда Н.А. Добролюбов делает вывод:

    если возможностей нет, их надо создать, смело включаться в борьбу,

    предпринимать коренное изменение ложных общественных отношений,

    господствующих над нами и стесняющих нашу деятельность. Национальная

    образовательная система, по его убеждению, должна готовить активного борца

    за народное благо, обладающего волей, упорством, настойчивостью в

    достижении цели, способного в случае необходимости на самопожертвование,

    «гражданский героизм». Отечеству нужны, писал Н.А. Добролюбов, не люди

    фразы, а герои мысли, слова и дела, способные и готовые встать «прямо и

    безбоязненно на смертельную борьбу с застарелыми предрассудками и

    общественной неправдой».

    Обучение, по мысли Н.А. Добролюбова, должно не просто сообщать сумму

    каких-то сведений, а способствовать умственному и нравственному развитию

    детей. Задача педагога - приучить детей «думать самостоятельно, внушить им

    любовь к знаниям, сообщить о предметах ясные и полные понятия, дать

    материал для деятельности всем способностям и полный простор для их

    развития». Успешного усвоения учебных предметов можно достигнуть, опираясь

    на любознательность и сильно развитое воображение детей, на их постепенно

    крепнущий разум, добиваясь, чтобы учение стало «нравственной

    необходимостью». Раскрывая роль педагога в процессе обучения, Н.А.

    Добролюбов пишет: «Чем больше учитель будет помнить, что ученики смотрят на

    него как на высшее существо, тем сильнее будет его влияние на детей, тем

    более будет доставлять отрады каждая его похвала, тем глубже врежется в

    сердце ученика каждый упрек его, а, следовательно, и все дело воспитания

    будет несравненно благотворнее... Директор - это тот же учитель, только с

    большей ответственностью. Ему должны быть присущи личные качества учителя и

    умение, опыт руководителя. Его святая святых вести дело так, чтобы не

    только не убивать инициативы и самостоятельности учителя, а всячески их

    поддерживать. Главное в его работе - педагогическое руководство. Он - душа

    школы». Успешно осуществлять задачи обучения мог бы учитель, которого

    отличает «ясность, твердость и непогрешимость убеждений, чрезвычайно

    высокое, всестороннее развитие, обширные и разнообразные познания,

    приведенные в полную гармонию с общими принципами» (12, С. 497). Учитель-

    носитель прогрессивных идеалов и научного знания. Он всю жизнь продолжает

    учиться, чтобы идти в ногу с непрерывно двигающейся вперед наукой. Знания и

    высокие качества личности учителя обеспечивают любовь и уважение к нему

    учащихся, но учитель пользуется своим авторитетом только для того, чтобы в

    процессе воспитания и обучения предоставлять максимальную свободу

    самостоятельному развитию детей, проявлению их способностей и

    индивидуальных качеств. Лишь неавторитетный педагог вынужден

    противопоставлять себя детям и добиваться дисциплинированного поведения и

    выполнения учебных заданий с помощью наказаний.

    Н.А. Добролюбов считал, что важным педагогическим средством в

    образовательной системе выступают учебные книги. Хороший учебник не только

    дал бы детям знания, но и способствовал бы формированию их мировоззрения и

    нравственных качеств. Между тем, отмечает он, учебники, которые

    использовались в школах царской России, калечили детей умственно и

    растлевали нравственно.

    Таким образом, Н.А. Добролюбов вносит новое содержание в

    просветительскую концепцию реформирования национальной образовательной

    системы, которая должна быть направлена на «заботу о личности ученика», ее

    гармоничном развитии, на подготовку ребенка к полноценной и счастливой

    жизни, на воспитание у молодежи нетерпимого отношения к социальной

    несправедливости и готовности встать на борьбу со злом.

    Эти идеи более подробно, на основе антропологического взгляда на

    сущность человека, развивает единомышленник Н.А. Добролюбова Николай

    Гаврилович Чернышевский (1828-1889 г.г.) в философской работе

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.