МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Национальный идеал в образовании России XIX века

    выделить два взаимотяготеющих процесса. Процесс либерализации общественной

    жизни приводит к усилению гражданской активности населения, к вовлечению к

    решению проблем национального просвещения самых разнообразных общественных

    сил, стремящихся уменьшить значение государства в этой сфере. С другой

    стороны, государственная власть не намерена была сдавать свои позиции в

    педагогической теории и практике и пытается отстоять собственные интересы в

    образовании. Население России, получившее в результате реформ гражданские

    права, стало испытывать явственную потребность в собственном образовании.

    В 1849 г. вышел Указ о дополнениях к гимназическому уставу от 1828 г.

    Гимназический курс делился на общее и специальное отделения, последнее

    начиналось с 4-ого класса. В первых трех классах, общих для всех,

    предметами обучения являлись Закон Божий, русский и славянский языки,

    математика, немецкий и французский языки, чистописание, черчение,

    рисование. В новых учебных планах основная часть учебного времени

    отводилась Закону божьему, древним языкам и математике. Были также включены

    гимнастика, пение, исключено преподавание законоведения. Педагогическим

    советам и учителям было предоставлено полное право выбора и корреляции

    учебных программ и учебников. В 1852 г. было создано три типа гимназий,

    каждый тип имел свой учебный план:

    - гимназии, в которых сохранились древние языки, однако, изучение

    античных авторов заменялось изучением сочинений православных писателей;

    - гимназии, в которых оставался латинский язык, а вместо учебных

    предметов классического цикла вводились изучение естествознания в

    описательном духе;

    - гимназии, в которых основное место отводилось законоведению.

    Гимназии этого времени страдали из-за того, что учебные планы постоянно

    перекраивались в зависимости от вкусов и пристрастий очередного министра

    народного просвещения.

    В 1864 г. введен новый устав, по которому оставались только два типа

    гимназий - классическая гимназия (с двумя древними языками) и реальная. А в

    реальной гимназии в большем объеме изучались математика, естествознание,

    физика и черчение. Но право поступать в университет было только у

    выпускников классических гимназий, поэтому реальные стали в какой-то

    степени неполноценными. По свидетельству современников, в это время в

    России сложилась парадоксальная ситуация. Реальные гимназии были более

    популярными в обществе, но в них никто не шел, т.к. они не давали права на

    продолжение образования в высших учебных заведениях, а классические

    гимназии, будучи не любимыми, все равно не испытывали недостатка в притоке

    учащихся.

    С другой стороны, именно этот период в России ознаменовался большим

    размахом общественного движения за коренные преобразования всего

    социального строя, что не прошло бесследно для народного образования. В

    1856 г. вышла знаменитая статья Н.И. Пирогова «Вопросы жизни» которая была

    опубликована в журнале «Морской сборник».

    Вслед за В.Г. Белинским Н.И. Пирогов в качестве образовательного идеала

    выдвинул воспитание человечности в человеке - «иди и будь человеком...

    Значат ли эти слова, - писал Н.И. Пирогов, - что я добиваюсь невозможного,

    что я ищу в человеке земного совершенства, мечтательного гражданина

    вселенной или тому подобного?» (33, С. 342).

    Ценность-цель образовательной системы им видится в том, чтобы она была

    направлена на «развитие гуманного воспитания в душе воспитываемых и

    составляет основную и окончательную цель воспитания» (33, С. 256).

    Образование Н.И. Пирогов рассматривает как нравственную необходимость,

    поэтому он - сторонник для всех бессословного и разностороннего

    образования. «Односторонний специалист - грубый эмпирик или ... шарлатан.

    Он не знает идеала в жизни» (33, С. 271). Таким образом, основная задача

    образовательной системы Н.И. Пироговым видится в воспитании человека-

    гражданина.

    Идеи Н.И. Пирогова о сущности национальной образовательной системы

    продолжил и развил К.Д. Ушинский. В истории отечественной педагогической

    культуры он впервые предпринял попытку научным путем обосновать процесс

    реформирования национальной образовательной системы. «Если в России когда-

    либо будет создана педагогическая теория и налажено школьное дело, то они,

    несомненно, получат национальный характер» (43, С. 124). Идея народности

    рассматривалась К.Д. Ушинским в таких работах, как «Три элемента школы», «О

    нравственном элементе в общественном воспитании», «Вопрос о народных

    школах», «Воскресные школы», «О пользе педагогической литературы» и др.

    Следует заметить, что сама идея народности была высказана задолго до

    К.Д. Ушинского. Применительно к литературе и искусству она была глубоко

    развита революционерами-демократами В.Г. Белинским и А.И. Герценом, Н.А.

    Добролюбовым и Н.Г. Чернышевским. Эта идея порождалась всем ходом

    экономического и социального развития страны. Она была связана с борьбой

    крестьянских масс против крепостничества, с наступавшим в 60-ых годах XIX

    в. Народническим этапом освободительного движения в России. Освободительное

    движение было главным фактором развития прогрессивной культуры: русская

    культура прониклась идеями социальной справедливости, сочувствием к нуждам

    и страданиям порабощенного народа, приобретала благородные черты гуманизма,

    вдохновляла всех честных людей на служение народу.

    Однако, заслуга К.Д. Ушинского состоит в том, что он одним из первых

    разработал педагогическую концепцию народности общественного воспитания в

    России, которая послужила методологическим ориентиром для реформации

    образовательной системы и самое главное, она определила направление поиска

    ценностей-целей, т.е. национального образовательного идеала. По мнению К.Д.

    Ушинского, в основе воспитания любого народа должны находиться

    обусловленные жизнью этого народа и соответствующие его характеру

    национальные идеалы.

    К.Д. Ушинский в качестве сущностной основы идеала кладет в основу

    народность. Он пишет: «Народность является до сих пор единственным

    источником жизни народа в истории. В силу особенностей своей идеи, вносимой

    в историю, народ является в ней исторической личностью. Развивая все

    жизненные процессы общества (экономику, культуру, технику), именно он и

    является творцом истории. Как высоко не был развит отдельный человек, он

    всегда будет стоять ниже народа» (45, т. 2, С. 161). К.Д. Ушинский приходит

    к выводу: поскольку народ не представляет собой единого целого, то и

    воспитание не одинаково для разных социальных групп.

    К.Д. Ушинский выступал против слепого подражания и механического

    перенесения на русскую почву сложившихся у других народов, в других

    исторических условиях педагогических систем, но это не означало

    национальной замкнутости и ограниченности. Он писал: «Еще недавно мы

    старались во всем подражать иностранцам, теперь другая мода. Но, право, нам

    не мешало бы знать, вместо всех прочих, одну черту западного образования -

    черту уважения к своему отечеству, а мы ее-то, именно ее, единственно

    годную для заимствования во всей полноте, и пропустили. Не мешало бы нам

    знать ее не затем, чтобы быть иностранцами, а лишь затем, чтобы не быть ими

    посреди своей Родины». Напротив, идея народности в педагогической системе

    К.Д. Ушинского была направлена и против славянофилов, которые

    идеализировали патриархальные традиции и обычаи старой России. Изучив опыт

    образовательных систем ряда зарубежных стран, он пришел к выводу, что

    сущностные основания воспитания и цель его и, следовательно, народный,

    национальный образовательный идеал различен у каждого народа и определяется

    народным характером, тогда как педагогические частности могут свободно

    переходить от одного народа к другому.

    К основным сущностным характеристикам народности, которые необходимо

    положить в основу национальной образовательной системы, он относил:

    изучение жизни народа, его потребностей; устранение правительственно-

    бюрократического подхода в решении вопросов народного образования, опеки

    министерства просвещения над народными школами; создание общественного

    мнения к педагогическим вопросам (открытая борьба мнений поможет выработать

    нужный тип школы); передача народного образования в руки самого народа; в

    образовательной системе должен присутствовать приоритет родного языка и

    литературы, родной истории и природы.

    Педагог строит свое понимание народного образования на основе уважения

    личности. Понимание души ребенка, по его мнению, является неотъемлемой

    частью национального образования и воспитания, также как и знание психики

    ребенка. Идея педагогического гуманизма как основа построения и развития

    русской школы была впервые поставлена К.Д. Ушинским. В статье «Сочинения

    Пирогова» он писал о необходимости «развития прежде всего и более всего

    гуманности в человеке, человека в человеке..., воспитать сначала в дитяти

    человека, а потом уже на этом прочном основании строить какое угодно

    здание» (44, с. 30-31).

    Основу народности К.Д. Ушинский видел в истории народа, отраженную в

    родном языке и литературе. В языке он видел ту живую связь, которая

    соединяет прошлые, настоящие и будущие поколения в единое целое. В нем

    наиболее полно сохранились народная мудрость, многовековой общественный

    опыт. Особое внимание К.Д. Ушинский уделял роли языка, устного народного

    творчества, литературы в деле воспитания у детей чувства патриотизма, любви

    к родному краю, к своему народу, к его традициям, обычаям, его искусству,

    культуре, истории. Он считал, что слово - воспитатель доброты, честности,

    гуманности, чувства общественного долга, любви к природе, к труду,

    воспитатель широких эстетических вкусов.

    Согласно К.Д. Ушинскому, развитию речи учеников в значительной степени

    способствует вдумчиво подобранный дидактический материал. Вот почему в свои

    учебники («Детский мир», «Родное слово») он включал такие материалы,

    которые обеспечивали бы всестороннее развитие мысли в речи детей: сказки,

    басни, загадки, пословицы, поговорки, которые своей формой и содержанием

    возбуждают мысль учащихся, заставляют их размышлять, делать выводы.

    В государственно-политическом устройстве России в этот период

    происходят демократические изменения, которые дали начало для включения

    народных масс в деятельность по управлению страной. В России возникают

    земства. Земствам было представлено право осуществлять руководство народным

    образованием на местах. Создается прецедент альтернативной государственной

    образовательной системе - возникает земская школа. Именно она

    последовательно реализовала принцип народности на практике и в процессе

    развития превратилась в основной тип народной школы.

    Цели воспитания и образования в данных школах состояла в том, чтобы

    сделать ребенка полезным для народа. Здесь реально воплощалась идея К.Д.

    Ушинского о том, что школа должна готовить человека к «труду жизни». В

    земских школах уделялось большое значение воспитанию детей на основе

    семейных традиций, включавших обычаи, обряды, ритуалы, реликвии,

    церемониалы, нравственные народно-правовые формы человеческой деятельности.

    Главным демократическим завоеванием земства стало обеспечение русского

    народа бесплатным всеобщим начальным образованием.

    Процесс обучения в земских школах был ориентирован на развитие чувства

    любви к своей Родине, чувства патриотизма. Этому способствовали

    традиционные предметы, такие как, Закон Божий, русский и церковно-

    славянский языки, чистописание, арифметика, церковнопение. Было характерно

    расширение круга предметов, которые оказывали непосредственное влияние на

    формирование патриотического сознания. Вместе с тем в учебный план земские

    педагоги самостоятельно вводили такие предметы как история и краеведение,

    имеющих решающее значение в воспитании национального самосознания. Земство

    заботилось о развитии в школе прикладных знаний. Для этого при некоторых

    школах организовывались ремесленные классы, разводились питомники,

    пчельники, практиковалось земледелие, организовывались низшие

    сельскохозяйственные школы и практические фермы. Эти занятия приближали

    детей к родной земле, учили их любви к Родине.

    Учителя, расширявшие официально действующую программу, стремились

    использовать новые, более эффективные методы преподавания, дававшие большие

    возможности в формировании у учащихся патриотических взглядов и убеждений

    (беседы, посещение музеев, экскурсии и т.д.). Выработкой новых методов

    преподавания занимались такие видные земские педагоги как Н.Ф. Бунаков,

    В.П. Вахтеров, В.И. Водовозов, Н.А. Корф, Д.И. Тихомиров, К.Д. Ушинский и

    др.

    К концу XIX века земства поднялись до уровня общегосударственного

    понимания проблем народного просвещения. Земские учреждения организовывали

    педагогические курсы для подготовки учителей, финансировали обучение в

    педагогических классах, собирали съезды народных учителей. Многие земские

    деятели занимались систематической переподготовкой учителей начальных школ.

    Анализ идей земских деятелей позволяет выделить следующие ценностные

    характеристики идеи народности, национального воспитания: уменьшить

    непосредственное иностранное влияние на подрастающее поколение;

    активизировать общественную деятельность в сфере образования, которая

    позволит установить живую связь народа со школой; придать первенствующее

    значение изучению наук, у которых предметом является Родина (русский язык,

    история, русская литература, география с этнографией России); придать

    школьной обстановке национальный характер в бытовом, религиозном,

    эстетическом и всяких др. отношениях; укрепление в учащихся чувства

    законности и уважения к науке.

    Деятельность земств не ограничивалась только созданием школ. Земская

    Учительская семинария им. К.Д. Ушинского была построена по «Проекту

    Учительской семинарии» К.Д. Ушинского, написанного им в 1861 году после

    анализа своей поездки в Германию. С конца 60-ых г.г. стали открываться

    земские учительские семинарии, это прообраз наших современных

    педагогических училищ. Подготовка народного учителя должна была быть

    организована следующим образом:

    1. Учительские семинарии представляли собой закрытые учебные заведения

    - интернаты, куда поступали воспитанники из любого сословия по строгому

    отбору.

    2. Знания, получаемые в семинариях, должны отличаться глубиной,

    энциклопедичностью, обстоятельностью и ясностью.

    3. В семинарии учитель должен получить основательную психолого-

    педагогическую подготовку.

    4. Учитель должен получить хорошую методическую подготовку по разным

    предметам и пройти педагогическую практику в специально организованной при

    семинарии образцовой школе.

    5. Кроме того, учительская семинария должна готовить своих

    воспитанников не только к работе в народной школе, но и к жизни среди

    народа, чтобы быть ему нравственным примером и оказывать необходимую в его

    жизни помощь полезными знаниями.

    Следующий этап развития идеи народности как основополагающей ценности

    национальной образовательной системы можно проследить в концепциях русский

    педагогов конца XIX века В.П. Вахтерова, П.Ф. Каптерева, П.П. Блонского,

    В.Я. Стоюнина и др. Все они считали себя сторонниками и последователями

    К.Д. Ушинского и в духе народности разрабатывали свои концепции,

    представляли конкретные методики преподавания отдельных предметов, таких

    как русский язык, словесность, отечественная история и др.

    Заметное место в развитии приоритетных национальных ценностей

    образования поиске образовательного идеала занимает П.Ф. Каптерев (1849-

    1922).

    Подлинно национальная школа в демократическом государстве, считал П.Ф.

    Каптерев, должна всеобщим, обязательным для всех воспитательным

    учреждением. Задача демократической школы - воспитывать и формировать у

    молодежи демократические идеалы. «Каждый воспитываемый должен быть образуем

    как добрый общественник» (20, С. 135). Особое значение он придавал

    воспитанию у учащихся чувства гражданской ответственности, но воспитание

    никак не должно было быть связано с вовлечением школьников в политику.

    Подводя итог вышеизложенному, можно констатировать, что именно К.Д.

    Ушинский разработал методологию поиска национального образовательного

    идеала как основы реформирования национальной образовательной системы.

    Методология поиска основывалась на единстве национального и

    общечеловеческого, где преобладает приоритет национального и народного

    начала в построении образовательной системы. Обосновал принципиально новую

    базу развития образования, имеющую в своей основе родную культуру и язык.

    Построение русской школы должно опираться на исторический опыт, на высокий

    нравственный потенциал, на специфику жизни русского народа. Таким образом,

    К.Д. Ушинский по сути дела впервые научно обосновал идею построения

    национальной образовательной системы на основе идеи народности, как

    ценностного ее основания, которое является основой развития национального

    самосознания и выражает свой особенный идеал русского человека.

    2.2. Роль гуманистических ценностей в развитии национальной

    образовательной системы.

    В общественно-философской мысли России середины XIX - конца XIX века мы

    наблюдаем формирование активного интереса к вопросам существования

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.