МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Народные сказки как средство воспитания детей школьного возраста

    Народные сказки как средство воспитания детей школьного возраста

    Дипломная работа на тему:

    «Народные сказки, как средство воспитания культуры поведения

    детей старшего школьного возраста»

    2002год

    |Содержание |СТР |

    |Введение. |3 |

    |Глава 1. Теория сказки и психотерапевтической метафоры. | |

    |Традиции использования фантазии, образов и сказочных текстов|6 |

    | | |

    |Роль и место сказкотерапии в работе с ребенком. |6 |

    |Технические возможности сказки и метафоры. | |

    |Диагностические возможности сказки. |17 |

    |Сказка и метафора, как коррекционный прием. | |

    |Глава 2. Полоролевая идентификация и формирование |26 |

    |полоролевых стереотипов у детей. | |

    |Глава 3. Использование сказки для диагностики формирования |26 |

    |полоролевых стереотипов. | |

    |3.1. Организация работы |39 |

    |3.1.1. Планирование: определение целей и задач, выбор | |

    |средств работы. |47 |

    |3.1.2. Необходимые знания и умения, ограничения и трудности | |

    |метода. |62 |

    |3.2. Результаты диагностики особенностей формирования |62 |

    |полоролевых стереотипов. | |

    |3.3. Выводы и рекомендации. |62 |

    |Заключение. | |

    |Приложение. |66 |

    |Список используемой литературы | |

    | |69 |

    | |71 |

    | |76 |

    | |82 |

    | |99. |

    | | |

    Введение.

    Представления ребенка о "мужественности" и "женственности" и о мере

    своего собственного соответствия этим критериям зависят от культурных норм

    и влияния окружающих людей. Девяностые годы вели в моду эстетику суровой

    правды жизни, сексуальной альтернативы взамен лоска и культа здоровых

    семейных ценностей восьмидесятых. Традиционная система взаимоотношений

    полов и связанная с ней дифференциация половых ролей, безусловно,

    переживают кризис. С одной стороны - жалобы на дискриминацию женщин. С

    другой - тревога по поводу растущей "феминизации" мужского характера,

    подрыва "мужского" начала в семье и обществе. В отечественной

    посттоталитарной культуре наибольшей насущной целью должно стать

    восстановление мужского через культивирование отчетливо женского.

    Нормальное биологическое развитие еще не делает человека мужчиной или

    женщиной в социально-психологическом и личностном смысле. Для этого

    биологические характеристики должны быть дополнены психологическим полом

    (включающим чувство и осознание своей половой принадлежности, систему

    половых ролей и т.д.).

    Новизна данной дипломной работы заключается в том, что метод, уже

    имеющий глубокое теоретическое обоснование, применяется для работы с

    отдельной проблематикой. Сказки, терапевтические метафоры и истории -

    модная на сегодняшний день тема. Психологи, психотерапевты, педагоги разных

    теоретических ориентаций все чаще используют сказку, рассказ, притчу в

    своей работе. Применение сказки для диагностики формирования полоролевых

    стереотипов ранее в психолого-педагогической литературе не рассматривалось.

    В работе рассмотрены диагностические возможности сказки в целях

    анализа усвоения ребенком половой роли, выработки половой идентичности и

    особенностей формирования полоролевых стереотипов.

    Данная дипломная работа, на наш взгляд, стоит внимания не только

    психолога, имеющего дело с детьми, но и педагога-практика, а также любого

    вдумчивого родителя. Именно контекст профессионального использования метода

    придает ему окончательный смысл и определяет результат.

    Предметом исследования будут являться возможности и способы

    диагностики и коррекции с помощью сказки и психотерапевтической метафоры.

    Чтобы не делать работу излишне широкой, в практической (экспериментальной)

    части мы ограничились рассмотрением только диагностических возможностей.

    Коррекционная работа, на наш взгляд, требует специальных знаний, умений и

    навыков; кроме того, результат данного метода коррекции отложен во времени

    и трудно измеряем.

    Поэтому целью дипломной работы является основанное на теоретическом

    обосновании метода рассмотрение применения сказки для диагностики

    особенностей формирования полоролевых стереотипов, а также выработка путей

    дальнейшей коррекционной работы с ребенком.

    В настоящей дипломной работе мы ставили следующие задачи:

    привести литературно-критический обзор традиций использования фантазии,

    образов и сказко-творчества ребенка для выявления особенностей его

    развития;

    рассмотреть возможности, ограничения, сферу применения, особенности методов

    работы со сказкой;

    раскрыть основные способы диагностики развития ребенка с помощью сказки;

    дать теоретическое обоснование технических возможностей методов;

    рассмотреть факторы, влияющие на процесс усвоения ребенком половой роли и

    формирования полоролевых стереотипов;

    рассмотреть использование сказки для выявления индивидуальных отклонений от

    полоролевых стереотипов у детей, наметить пути дальнейшей диагностической и

    коррекционной работы.

    В работе с уважением используется предшествующий опыт: работы Юнга К.

    Г., Фрейда З., Адлера А., изучающие психологию души, как психологию

    воображения; работы В. Я. Проппа, посвященные морфологии сказки;

    современные учения, связанные с НЛП (Милис Д., Кроули Р., Гордон Д. и др.),

    а также теоретическая платформа и идеи ученых-лингвистов, психологов,

    психотерапевтов, историков. Теоретическое обоснование механизмов

    формирования половой идентичности и выработки полоролевых стереотипов

    опирается на глубокие теоретические исследования Кона И. С., архетипическую

    психология Юнга К. Г. и другие теории и учения.

    Таким образом, гипотеза в общем виде выглядит так: сказку и метафору,

    как один из методов работы с ребенком, можно использовать для диагностики и

    коррекции развития ребенка. В частности, сказка может быть успешно

    использована для диагностики процесса усвоения ребенком половой роли и

    особенностей формирования полоролевых стереотипов у детей 7 - 12 лет.

    При интерпретации и анализе сказко-творчества ребенка можно выявить

    индивидуальные особенности формирования полоролевых стереотипов.

    Глава 1. Теория сказки и ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ метафоры.

    1.1. Традиции использования фантазии, образов и сказочных текстов.

    Сказка сохраняет в своих недрах следы древнейшего язычества, древних

    обычаев и обрядов. Изучение атрибутов, то есть совокупности всех внешних

    качеств персонажей, придающих сказке ее яркость, красоту и обаяние, дает

    возможность научного толкования сказки (21(. С исторической точки зрения

    это означает, что волшебная сказка в своих морфологических основах

    представляет собою миф.

    "Наша деятельность в значительной мере относится к сфере риторики

    творчества, под которой видится непреодолимая сила воображения,

    запечатленная в словах, в искусстве говорить и слушать, писать и читать", -

    пишет Дж. Хиллман о психоанализе, как реализации вымыслов в сфере

    творчества, которая означает созидание с помощью воображения, обличенного в

    словесную форму (31, с. 6(.

    В рамках такого подхода психология характеризуется, как психология

    души, являющаяся также и психологией воображения, такой психологией,

    которая опирается на процессы воображения, а не на физиологию мозга,

    структурную лингвистику или анализ поведения. Другими словами, это

    психология, которая признает существование поэтической основы сознательного

    разума.

    От Фрейда мы узнали, что литературное воображение реализуется

    непосредственно в исторической реальности. Юнг же свидетельствует, что это

    литературное воображение реализуется непосредственно в нас самих. Как ни

    странно, поэтические и драматические вымыслы составляют содержание нашей

    психической жизни. Наша жизнь в душе есть жизнь в воображении.

    Формируя свой опыт, Юнг пишет: "Образ есть психическое. Каждый

    психологический процесс есть образ и "создание образов"... Поэтому эти

    образы столь же реальны, как и вы сами" (31, с.92(. образ характеризуется

    спонтанностью и первичностью, это исходный факт, и поэтому в нем

    непосредственно проявляется сама душа. При рассмотрении вымыслов мы

    наблюдаем проявление нашей психической энергии и принимаем в них участие.

    Юнг отмечает, что эти образы составляют содержание нашей души, и поэтому

    они единственные данные, получившие непосредственное представление. Все

    остальное - мир, другие лица, наши тела - передается сознанию опосредованно

    уже с помощью образа, - поэтического, полученного по наследству фактора.

    Эти образы архетипической фантазии оказывают воздействие на все, что бы мы

    ни говорили о мире, других лицах и телах. В наших восприятиях, чувствах,

    мыслях и поступках неизменно присутствуют боги, демоны и герои. Эти

    вымышленные личности определяют, как мы видим, чувствуем и поступаем;

    воображение структурирует все существование.

    Сказанное приводит к архитипической психологии: отражение факторов

    субъективной фантазии осуществляется непрерывно - распознание образов и их

    непрерывной деятельности во всех наших реальностях. Как утверждал Юнг,

    "психическое каждый день создает реальность. Единственное слово, которое я

    могу использовать для обозначения подобной деятельности, - это фантазия...

    Поэтому слово фантазия наиболее ясно выражает специфическую деятельность

    психического" (31, с.93(.

    Существует много теорий, рассматривающих динамику творческого процесса

    игры и воображения у детей. Но прежде чем приступить к их рассмотрению,

    необходимо указать четыре основные формы, которые связывают деятельность

    воображения с действительностью (5, с.8-19(.

    1. Всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из

    действительности и содержащихся в прежнем опыте человека. Научный

    анализ самых отдаленных от действительности и самых фантастических

    построений, например, мифов, сказок, легенд, снов и т. п., убеждает

    нас в том, что самые фантастические создания представляют собой не

    что иное, как новую комбинацию таких элементов, которые были

    почерпнуты, в конечном счете, из действительности и подверглись

    искажающей или перерабатывающей деятельности нашего воображения.

    Избушка на курьих ножках существует, конечно, только в сказке, но

    элементы, из которых построен этот сказочный образ, взяты из реального

    опыта человека, и только их комбинация носит след сказочного, то есть не

    отвечающего действительности, построения. Таким образом, воображение всегда

    строит из материалов, данных действительностью.

    2. Воображение является необходимым условием почти всякой умственной

    деятельности человека, выполняет важную функцию в поведении и

    развитии человека, становится средством расширения опыта человека.

    3. Эмоциональная связь, которая проявляется двояко:

    А. Всякая эмоция, всякое чувство стремится воплотиться в известные

    образы, соответствующие этому чувству. Эмоция обладает, таким образом, как

    бы способностью подбирать впечатления, мысли и образы, которые созвучны

    тому настроению, которое владеет нами в данную минуту. Образы фантазии

    служат внутренним выражением для наших чувств. Горе и траур человек

    знаменует черным цветом, восстание - красным, спокойствие - голубым. Образы

    фантазии и дают внутренний язык для нашего чувства. Это чувство подбирает

    отдельные элементы действительности и комбинирует их в такую связь, которая

    обусловлена изнутри нашим настроением.

    Б. "Все формы творческого воображения, - говорит Рибо, - заключают в

    себе аффективные элементы". Это значит, что всякое построение фантазии

    обратно влияет на наши чувства, и если это построение и не соответствует

    само по себе действительности, то все же вызываемое им чувство является

    действительным, реально переживаемым, захватывающим человека.

    4. Построение фантазии может представлять собой нечто существенно

    новое, не бывшее в опыте человека и не соответствующее какому-

    нибудь реально существующему предмету.

    Как видно из того, что сказано выше, воображение является сложным по

    своему составу процессом, и в задачу работы не входит его психологический

    анализ. Остановимся лишь коротко на некоторых моментах, входящих в состав

    этого процесса (5, с. 20-25(. "То, что мы называем творчеством, есть

    обычный только катастрофический акт родов, явившийся в результате очень

    долгого внутреннего вынашивания и развития плода", - утверждает Выготский

    Л. С. (5, с. 20(.

    В самом начале процесса всегда стоят внешние и внутренние восприятия.

    То, что ребенок видит и слышит, является первыми опорными точками для его

    будущего творчества. Он накапливает материал, из которого впоследствии

    будет строится его фантазия. Далее следует сложный процесс переработки

    этого материала. Данные в действительности впечатления видоизменяются,

    увеличивая или уменьшая свои естественные размеры. Страсть детей к

    преувеличению имеет очень глубокие внутренние основания. Эти основания

    заключаются большей частью в том влиянии, которое оказывает наше внутреннее

    чувство на внешние впечатления. Дети преувеличивают потому, что хотят

    видеть вещи в преувеличенном виде, потому что это соответствует их

    потребности, их внутреннему состоянию. Страсть детей к преувеличению

    прекрасно запечатлевается в сказочных образах.

    Полный круг деятельности творческого воображения завершается, когда

    воображение воплощается, или кристаллизируется, во внешних образах.

    Протекание этих процессов зависит от нескольких факторов.

    Важнейшим фактором, как отмечает Выготский Л. С., является

    потребность человека в приспособлении человека к окружающей среде: "В

    основе творчества всегда лежит неприспособленность, из которой возникают

    потребности, стремления и желания" (5, с. 24(.

    Таким образом, деятельность воображения зависит от опыта, от

    потребностей и интересов, в которых эти потребности выражаются. Зависит

    оно также и от традиций, то есть от тех образцов творчества, которые влияют

    на человека, от окружающей среды. Исследования последних лет отмечают

    наличие у воображения двух аспектов: компенсаторного и творческого. Ребенок

    дает волю фантазии, чтобы уйти от неприятной ситуации или утолить

    нереализованное желание. С другой стороны, воображение дает простор

    творческим способностям ребенка. Воображение является для ребенка как

    источником веселья, так и отражением его внутренней жизни: затаенных

    страхов, невысказанных желаний и нерешенных проблем. Кроме того, детские

    фантазии - это один из способов научиться как вести себя в реальном мире,

    происходящий в процессе проигрывания ролей.

    Если мы рассмотрим классические сказки, из которых соткано детство

    ребенка, с точки зрения их терапевтического воздействия, то заметим в них

    ряд общих черт:

    1) Они воплощают в метафорической форме конфликт главного героя.

    2) Воплощают подсознательные процессы в образах друзей и помощников

    (представляющих возможности и способности главного героя), а также

    в образах разбойников и разного рода препятствий (представляющих

    страхи и неверие героя).

    3) Создают в образной форме аналогичные обучающие ситуации, где герой

    побеждает.

    4) Представляют метафорический кризис в контексте его обязательного

    разрешения, когда герой преодолевает все препятствия и побеждает.

    5) Дают герою осознать себя в новом качестве в результате одержанных

    побед.

    6) Завершаются торжеством, на котором все отдают должное особым

    заслугам героя.

    Морфологически волшебной сказкой может быть названо всякое развитие от

    вредительства или недостачи через промежуточные функции к свадьбе или

    другим функциям, использованным в качестве развязки (22(.

    Для изучения сказки важен вопрос, что делают сказочные персонажи, а

    вопрос кто делает и как делает, - это вопросы уже только привходящего

    изучения (22, с. 24(. Функции действующих лиц представляют собой основные

    части сказки. Под функцией понимается поступок действующего лица,

    определяемый с точки зрения его значимости для хода действия.

    Как уже было отмечено, в основе сказки всегда лежит метафора. Метафора

    - это вид символического языка, который в течение многих столетий

    используется в целях обучения и передачи информации.

    В современной лингвистико-философской литературе термин "метафора"

    употребляется в трех значениях: во-первых, метафора - слово с переносным

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.