МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • ПРИНЦИП ТОЛЕРАНТНОСТИ В АДЫГСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

    позволяет выполнение педагогами следующих принципов:

    — в течение жизни личность должна развивать в себе социальные

    качества, поэтому ребенка нужно учить общечеловеческим законам бытия,

    опираясь на естественную природу ребенка, дабы не нарушить хрупкий мир

    детства;

    — ребенок рождается и воспитывается в определенной культурной,

    национальной среде, которая имеет множество позитивных черт; опора на

    позитивный социально-культурный опыт этноса — важнейший принцип

    образовательной стратегии;

    — принцип межнационального общения предполагает создание условий для

    позитивного взаимодействия и взаимообогащения детей разных культурных,

    национальных, религиозных и социальных групп;

    — принцип самоценности ребенка предполагает принятие ребенка таким,

    какой он есть;

    — ребенок от природы способен на неосознанную агрессию, унижение и

    издевательство над другими, поэтому принцип нравственной атмосферы

    («социального комфорта»), предполагающий обеспечение защиты детей от

    насилия, издевательств и бойкотирования в детском коллективе, является

    основополагающим;

    — принцип «социального урока» предполагает активизацию детей в поиске

    решений проблемы детской агрессии (ребенок оказывается в позиции

    обиженного, отвергнутого или ставится в позицию агрессора и пытается решить

    проблему).Проблема межэтнического общения существует:мы, студенты,

    сталкиваемся с ней на практике в период обучения в Адыгейском

    педагогическом колледже и будем сталкиваться в дальнейшей самостоятельной

    педагогической деятельности. Практически любая школа города или села в

    Адыгее поликультурна, в детских коллективах воспитываются дети разных

    наций. Мы, студенты, да и учителя со стажем, подчас не можем решить

    проблемы, возникающие из-за несформированности у детей толерантности или

    уже сформированной интолерантности.[19,4-5].

    Следует отметить, что и у студентов, не всегда сформированы

    толерантные отношения. Причем речь идет не только о нетерпимости будущих

    учителей к представителям какой-либо национальной или социальной группы, а

    о нетерпимости к личности ребенка вообще. Истоки этого в непонимании

    природы ребенка; в несформированной чуткости, доброжелательности, в

    отсутствии педагогической направленности.

    Мы считаем, что студенты, готовящие себя к реализации в

    профессиональной деятельности для формирования толерантности у детей,

    должны получить знания и умения в областях:

    — народной педагогики, так как она является идеальным, естественным,

    складывающимся веками, комплексом идей, взглядов, принципов, форм и методов

    общения с ребенком на основе учета его природных особенностей (в данное

    понятие включаются не только русские традиции воспитания, но и адыгские и

    другие);

    — педагогики межнационального общения, которая определяет основы

    диалога культур в детском коллективе и способствуют наиболее эффективной

    адаптации в новой среде детей-беженцев, мигрантов, детей — вынужденных

    переселенцев;

    — региональной этнопедагогики, которая демонстрирует традиции

    воспитания в данном регионе с учетом населяемых этносов, особенностей

    регионального подхода в построении воспитательного процесса;

    — кросс-культурной психологии, позволяющей выявить и изучить сходства

    и различия в психологии детей, принадлежащих к разным культурам и этносам,

    установить их биологические, социокультурные, экологические и

    психологические особенности;

    — социологии, культурологии, философии, этноискусстве, антропологии,

    раскрывающих содержание социального и культурного опыта этносов,

    позволяющих увидеть общее в культурах и взаимосвязь между общим развитием

    цивилизации и вкладом отдельных народов в этот процесс.

    Необходимо сформировать следующие навыки:

    — общения с детьми различных этногрупп;

    — обнаружения проблем при адаптации детей, оказавшихся в иной

    этносреде;

    — оказания помощи в адаптации таким детям;

    — прогнозирования намечающейся межэтнической конфронтации в детском

    коллективе и оказания превентивной помощи;

    — обеспечения защиты детей от насилия, издевательств, унижения со

    стороны и сверстников, и взрослых;

    — организации народного игрового досуга;

    — организации досуга народных праздников.

    Гарантировать получение таких знаний, умений и навыков студентам-

    педагогам могут только комплекс учебных курсов и система воспитательной

    работы по данному направлению.

    Учитель начальных классов призван сформировать у детей представления

    о культуре мира, многовариантности человеческого бытия; навыки национальной

    самоидентификации, а также навыки позитивного взаимодействия с

    представителями других наций.

    I.3.Особенности формирования и развития адыгских детей на принципе

    толерантности.

    Неотъемлемой составной частью системы воспитания у адыгов являлось

    воспитание толерантности, носившее целенаправленный характер. Адыги

    приобщали детей к миру человеческих отношений, формировали у них такие

    качества, как терпимость, интернационализм, умение находить общий язык с

    людьми.

    В адыгейском этикете норма поведения называется ХАБЗЭ.

    Народная педагогика адыгов располагает различными средствами воспитания

    толерантности подрастающего поколения. Среди них первостепенное значение

    имеет устное народное творчество .

    "Воспитывать ребенка надо каждый день, каждый час и этот процесс

    беспрерывный и постоянный"- говорят адыги. Справедливо считалось

    необходимым воспитание с самых ранних лет, что отражается в адыгской

    народной поговорке "Прут сгибай, пока сырой, детей воспитывай, пока

    молодой". Лишь только в результате кропотливой и систематической работы

    можно выработать совокупность норм поведения человека - АДЫГЭ ХАБЗЭ, что

    вполне можно принять как "Адыгские моральные требования". А знание и

    соблюдение их, поддерживаемое личным убеждением, традицией, воспитанием,

    общественным мнением, называется НАМЫС, что означает "Нравственность".

    В памятниках адыгской народной педагогики говорится о том, что молодому

    поколению надо прививать такое положительное качество как терпение.

    Терпение (щыIагъэ, щэчыныгъэ, зыIэжэныгъ, пытэныгъ – в адыгейском вариате;

    шэчыныгъэ, бэшэчыгъэ, шыIэныгъэ, зызэтеубыдэныгъэ, зышыIэ, зыIэжъэ – в

    кабардинском варианте.[42,243]. Пословица «О сердце мое, не горячись, о

    язык мой, воздержись!» предостерегает молодого человека от того, чтобы в

    состоянии ярости не наговорить лишнего, не оскорбить человека, внушает, что

    невоздержанность на язык разрывает человеческие взаимоотношения, что словом

    человека можно ранить сильнее, чем оружием, о чем конкретнее говорят другие

    изречения – «Что ранено мечом заживает, а что языком – не заживает»,

    «Сказанное слово, что пущенная пуля».(40,29).

    Воспитание терпимости (толерантности) в адыгской народной педагогике

    неразрывно связано с воспитанием интернационализма. В устном народном

    творчестве адыгов отразились дружеские симпатии к соседним

    народам:осетинам, кумыкам, сванам и другим. Так в предании «Жэщтеуэ»

    («Ночное нападение») с уважением говорится, что на обращение адыгов помочь

    отразить нападение войск крымского хана прибыло столько же осетин, кумыков

    и сванов, сколько было всего адыгских воинов.[42,181]. Адыги внушали детям

    и молодежи, что нужно уважать культуру и обычаи других народов: «Хымэ хэку

    укIомэ, яшъуашэ зыщылъ», «Хамэ хэку укIумэ, я фащэ зыщытIагъэ» («Если

    собираешься в чужую страну, то одевайся в одежду того народа, в чью страну

    думаешь ехать»). Народ понимал, что любовь к родному народу не может

    строиться на неуважении к другим народам.[40,29].

    Бесспорно, опыт адыгской народной педагогики был бы весьма ценен для

    будущего в аспекте поисков гармонизации межнациональных отношений между

    поколениями в перманентном процессе воспитания и обучения, однако пока

    трудно определить, насколько готова к восприятию такого опыта отечественная

    официальная педагогика.

    Проблема толерантности — одна из самых острых в школе, да и в обществе

    в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать

    другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и

    адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень

    непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» — те понятия, без

    которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе. Школа

    способна стать для детей школой ненасилия, свободы, толерантности. Школа,

    осваивая социальную, природную, культурную среду, используя её

    воспитательные возможности и «приспосабливая» её к нуждам детства, призвана

    и может стать центром широкого воспитательного пространства. [27,92]

    Формирование и развитие адыгских детей должно происходить с учетом

    этнодидактических принципов, лежащих в основе всех национальных систем

    образования:

    1.Принципа соответствия содержания образования этнофилософским взглядам и

    современному менталитету.

    2.Принципа соответствия содержания образования, форм и методов обучения

    этнопсихологическим особенностям людей.

    3.Принципа соответствия форм и методов обучения этнопедагогическим

    традициям. Поэтому в содержание образования необходимо изначально

    закладывать взаимосвязь различных культур.[43,93-95].

    Фундаментом толерантности в самом широком понимании является

    индивидуальный уровень, так как эта индивидуальная добродетель содержит в

    себе все прочие аспекты бытия толерантности (цивилизационная, этническая,

    социальная формы). Для начальной школы проблема воспитания толерантности

    актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться

    взаимодействие между детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным

    жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Для

    плодотворного обучения в классе необходимо свести эти противоречия в

    процессе взаимодействия к некой общей основе. Ненасильственное,

    уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание

    толерантности способствует развитию сотрудничества.

    Воспитание толерантности невозможно в условиях авторитарного стиля

    общения «учитель — ученик». Поэтому учителю нужна помощь при освоении

    определенных демократических механизмов в организации учебного процесса и

    общения учеников друг с другом и с учителем. Именно в начальной школе важно

    научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и

    ценного, а с другой стороны — критически относиться к своим собственным

    взглядам. Воспитание в национальной (адыгской) школе должно быть направлено

    на «обучение и воспитание личности, не разделяющей мир на противоположные

    вещи и предметы, а объединяющей в себе в единое целое одновременно

    становясь целостной личностью, способной принять мир как единство в

    разнообразии, привнося в него культуру своего этноса, как принадлежащую

    человечеству, социуму.[38,224]

    В период нравственного плюрализма ответственность за формирующуюся

    личность вынуждена брать на себя школа. Для выполнения этой миссии у школы

    сегодня не так уж и много путей. Один из них — возрождение традиций Адыгэ

    хабзэ. Адыгэ хабзэ как культурная и духовная ценность народа играет важную

    роль в образовании, воспитании и воспитательном влиянии на формирование

    сознания адыгских детей, способствует пониманию процесса становления

    личности в адыгском обществе.[37,209]

    Особая роль в национальной (адыгской) школе на современном этапе

    отводится формированию демократического стиля отношений через

    гуманистический характер учебно-воспитательного процесса, сотрудничество

    учителя и учеников, через воспитание толерантности.

    Вывод по главе.

    Мы пришли к выводу, что толерантность находит свое выражение в двух

    основных сферах: на психологическом уровне — как внутренняя установка и

    отношение личности и коллектива и на политическом уровне — как действие или

    осуществляемая через закон и традицию общественная норма. Толерантность

    приобретается через воспитание, информацию и личный жизненный опыт. Как

    действие, толерантность — это активная позиция самоограничения и

    намеренного невмешательства, это добровольное согласие на взаимную

    терпимость разных и противостоящих в несогласии культур.

    Более того, народная педагогика заключает в себе большой потенциал

    терпимости и тем самым является естественным союзником толерантности.

    Народная педагогика может способствовать развитию чувств и установок на

    терпимость и ненасилие.

    Глава 2.Система работы по формированию личности ребенка в соответствии с

    принципом толерантности.

    2.1.Результаты предварительного опроса по выявлению уровня сформированности

    толерантности детей в начальных классах.

    Проблемы воспитания толерантности становятся особенно актуальными в наши

    дни, т.к. резко возросла напряженность в человеческих отношениях. Нельзя

    обойтись без тщательного анализа причин ментальной несовместимости

    человеческих сообществ. Именно на этой основе могут быть найдены

    эффективные средства предупреждения конфронтационных процессов с

    использованием возможности сферы образования одним из высших целевых

    приоритетов должно стать воспитание толерантности.

    Изначально в человеке заложены как добрые, так и злые начала и их

    проявление зависит от условий жизни человека, от среды, в которой он живет

    и развивается, от менталитета, которые непосредственным образом влияют на

    индивидуальность, на мировоззрение, стереотипы поведения.

    Наша исследовательская работа по выявлению и формированию толерантности

    детей начальных классов проводилась в Габукайской школе № 6 4 «А» класса

    (20 человек).

    В ходе исследовательской работы использовались различные методы –

    тестирование, исследовательская беседа, математический метод.

    Нами были разработаны тестовые задания, которые состояли из 13 вопросов

    (Приложение 1).

    Проведённый опрос позволил определить отношения детей с людьми,

    направленность их деятельности, способность отстаивать свои интересы,

    заинтересованность в решении возникающих проблем, агрессивность, склонность

    к раздражительности, тревожность, отношение к другим людям.

    Результаты теста подводились по определенному ключу (Приложение 2).

    Проведенный опрос выявил следующие результаты (Таблица 1).

    | № | | | | Я | О | Д |

    | |Я |О |Д | | | |

    | 1 | | | | 35 %| 45 %| 20 % |

    | |7 |9 |4 | | | |

    | 2 | | | | 20 %| 55 %| 25 % |

    | |4 |11 |5 | | | |

    | 3 | | | | 20 %| 50 %| 30 % |

    | |4 |10 |6 | | | |

    | 4 | | | | 25 %| 50 %| 25 %|

    | |5 |10 |5 | | | |

    | 5 | | | | 45 %| 20 %| 35 %|

    | |9 |4 |7 | | | |

    | 6 | | | | 25 %| 55 %| 20 %|

    | |5 |11 |4 | | | |

    | 7 | | | | 35 %| 30 %| 35 %|

    | |7 |6 |7 | | | |

    | 8 | | | | 50 %| 35 %| 15 %|

    | |10 |7 |3 | | | |

    | 9 | | | | 10 %| 55 %| 35 %|

    | |2 |11 |7 | | | |

    | 10 | | | | 20 %| 55 %| 25 %|

    | |4 |11 |5 | | | |

    | 11 | | | | 15 %| 45 %| 40 %|

    | |3 |9 |8 | | | |

    | 12 | | | | 40 %| 40 %| 20 %|

    | |8 |8 |4 | | | |

    | 13 | | | | 20 %| 35 %| 45 %|

    | |4 |7 |9 | | | |

    | | | | | 27,5| 43,8| 28,4|

    |Ср.% | | | |% |% |% |

    Таблица 1.

    Ср.

    (Я)=1(я)+2(я)+3(я)+4(я)+5(я)+6(я)+7(я)+8(я)+9(я)+10(я)+11(я)+12(я)+13(я)

    13

    Ср.(О)=

    1(о)+2(о)+3(о)+4(о)+5(о)+6(о)+7(о)+8(о)+9(о)+10(о)+11(о)+12(о)+13(о)

    13

    Ср.(Д)=1(д)+2(д)+3(д)+4(д)+5(д)+6(д)+7(д)+8(д)+9(д)+10(д)+11(д)+12(д)+13(д)

    13

    По итогам опроса было выявлено, что 27,5 % как видно из таблицы

    ориентируются при выполнении какой-либо деятельности на прямое

    вознаграждение, они проявляют агрессивность в поведении и поступках, им

    присуща склонность к соперничеству, в определенных ситуациях проявляют

    раздражительность.

    43,8 % проявляют стремление в любых условиях поддерживать дружеские

    отношения с людьми, ориентируются на совместную деятельность, в сложных

    ситуациях стремятся оказывать помощь людям, но при этом ждут одобрения, они

    чувствуют привязанность в отношениях людей.

    28 % учащихся проявляют заинтересованность в выполнении работы как можно

    лучше, с интересом вступают в деловые отношения, проявляют активность в

    решении проблем, ориентация на сотрудничество, в возникших ситуациях

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.