МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Проблема взаимодействия семьи и детского дошкольного учреждения в формировании готовности ребенка к школьному обучению

    значение имеет само положительное отношение к ней, создающее благоприятные

    условия для последующего формирования более глубокой, собственно учебной

    мотивации.

    Возникновению учебной мотивации способствует формирование и развитие

    любознательности, умственной активности, непосредственно связанных

    выделением познавательных задач, которые первоначально не выступают для

    ребенка как самостоятельные, будучи вплетены в выполнение практической

    деятельности. Серьезное значение в выделении и принятии детьми

    познавательных задач, имеет обучение на занятиях в детском саду, где

    происходит переход от выполнения заданий облеченных в форму игры или одного

    из продуктивных видов деятельности, к выполнению заданий собственно

    познавательного характера, направляющих детей на осознанное выполнение

    умственной работы.

    Следующее условие успешного обучения заключается в достаточной

    произвольности, управляемости поведения, обеспечивающей реализацию

    имеющихся у ребенка мотивов учения. Произвольность внешнего двигательного

    поведения обеспечивает ребенку возможность выдерживать школьный режим, в

    частности организованно вести себя на уроках.

    Основной предпосылкой овладения произвольностью поведения является

    приходящее к концу дошкольного возраста формирование системы мотивов, их

    соподчинение, в результате которого одни мотивы выступают на первый план, а

    другие становятся менее важными.

    Все это, однако, не означает, что поведение ребенка, поступающего в

    школу, может и должно отмечаться высокой степенью произвольности, но важно

    то, что в дошкольном возрасте складывается такой механизм поведения,

    который обеспечивает переход к новому типу поведения в целом.

    Выявление единого психологического новообразования, лежащего у истоков

    учебной деятельности, посвящены работы Д. Б. Эльконина, С. Л. Рубинштейна и

    др.

    В последние годы все больше внимания уделяется проблеме готовности к

    школьному обучению и за рубежом. Решением данной проблемы занимались не

    только педагоги и психологи, но и врачи и антропологи. Наибольшее

    количество исследований посвящено установлению взаимосвязей между

    различными психическими, физическими показателями, их влияние и взаимосвязь

    со школьной успеваемостью (Штребель, Йирасек Я., Керн).

    По мнению этих авторов, поступающий в школу ребенок должен обладать

    определенными признаками школьника: быть зрелым в умственном, эмоциональном

    и социальном отношениях. К умственной области авторы относят способность

    ребенка к дифференцированному восприятию, произвольному вниманию,

    аналитическому мышлению и т. п. под эмоциональной зрелостью они понимают

    эмоциональную устойчивость и почти полное отсутствие импульсивной реакции

    ребенка. Социальная зрелость связывается ими с потребностью ребенка в

    общении с детьми, со способностью подчиняться интересам и принятым

    условностям детской группы, а также со способностью взять на себя

    социальную роль школьника в общественной ситуации школьного обучения.

    В результате проведенных исследований выявлено, что на рубеже старшего

    дошкольного и младшего школьного возраста появляется новый тип общения,

    который существенно необходим для успешного последующего обучения детей в

    школе.

    К концу дошкольного периода общение приобретает новую черту —

    произвольность. Содержание и строение общения к концу дошкольного возраста

    начинают характеризоваться уже не только непосредственностью предметной

    ситуации и взаимоотношениями с окружающими, но и сознательно принимаемыми

    задачами, правилами, требованиями, т. е. Определенным контекстом.

    Тест по изменению формы общения детей в старшем дошкольном возрасте был

    разработан Л. С. Выготским. Он исследовал влияние изменившихся форм общения

    на сформированность школьной зрелости. Представленный им тест “(Да( и

    (нет( не отвечай”, проводится в форме беседы, в которой взрослый задает

    вопросы, а ребенок отвечает. Вопросы нередко наталкивают ребенка на

    однозначные ответы (да(, (нет(, однако, суть теста и состоит в том, чтобы

    дети сумели быстро ориентироваться в поиске ответа, помня, что запрещенные

    слова нельзя употреблять при ответе.

    В результате проведения теста появляется возможность изучить некоторые

    формы общения дошкольников со взрослыми в связи с проблемой психологической

    подготовки детей к школьному обучению и может быть сформулирован ряд

    выводов:

    1. В старшем дошкольном возрасте у детей проявляются различные уровни

    произвольности — непосредственности детей в общении со взрослыми.

    2. У детей с высоким уровнем произвольности в общении со взрослыми, и у

    ребят с преобладающим импульсивным поведение образуется различное

    отношение ко взрослому и его вопросам. Дети с высоким уровнем

    произвольности общения характеризуются контекстностью общения

    (непривязанностью общения к какой-либо наличной ситуации). Такие дети

    видят условность позиций взрослого, понимают двойной смысл его вопросов.

    Дети с непосредственным поведением воспринимают только один прямой и

    однозначный смысл вопросов. Они не принимают условности позиций

    взрослого, испытывают трудности в понимании взрослого вообще и учителя в

    частности; не удерживают контекста общения.

    Таким образом, повышению уровня произвольности общения со взрослыми

    способствуют такие условия, при которых ребенок начинает видеть

    двойственность позиции и удерживать контекстность общения.

    Описанный эксперимент позволяет выявить развивающуюся в конце

    дошкольного возраста такую форму общения ребенка со взрослыми, как

    контекстное общение, которое имеет немаловажное значение для проблемы

    исследования психологической подготовки детей к школе, т. е. Успешность

    школьного обучения тесно связана с возникновением у детей конкретной

    способности к контекстному общению со взрослыми.

    Подводя итоги изучения роли контекстного общения в психологической

    подготовке детей в школьному обучению, сформулируем следующие выводы:

    1) Уровень произвольности общения ребенка со взрослым сказывается на

    успешности последующего обучения в школе.

    2) Овладение детьми контекстным видом общения со взрослыми — необходимое

    условие принятия учебных задач.

    Мы выяснили, что контекстное общение создает благоприятные условия, для

    принятия и выделения детьми учебных задач. В тоже время анализ проблемы

    психологической готовности детей к школьному обучению заставляет

    предположить, что общение ребенка со взрослыми не охватывает всех аспектов

    решаемой проблемы, и наряду отношения ребенка ко взрослому необходимо

    рассматривать и отношения детей со сверстниками.

    Важные результаты по этой проблеме получены в психологии учебной

    деятельности (В. В. Давыдов, Р. Я. Гузман, В. В. Рубцов, Г. А. Цукерман и

    др.). в этих работах приводятся убедительные данные, говорящие о том, что

    общение детей существенным образом сказывается на эффективности обучения и

    полноценности полученных школьных знаний. Хорошо подготовленные к школе

    дети имеют высокий тип общения со сверстниками, а ученики, не готовые к

    школьному обучению, находятся на очень низкой стадии общения.

    Изучив роль общения со сверстниками в психологической подготовке детей

    к школьному обучению, мы можем сделать следующие выводы:

    В старшем дошкольном возрасте у детей возникает и интенсивно

    развивается новый тип общения со сверстниками, который близок по характеру

    общения со взрослыми и существенно связан с успешностью учения детей в

    школе.

    Итак, общение детей со взрослыми и сверстниками неоднородно и проходит

    в своем развитии разные формы. Эти формы связаны генетической и логической

    преемственностью, которую необходимо учитывать при обучении и воспитании

    детей дошкольного возраста и при подготовке их к школе.

    Психологическая готовность к школьному обучению одна из важнейших

    проблем детской и педагогической психологии. От ее решения зависит как

    построение оптимальной программы воспитания и обучения дошкольников, так и

    формирование полноценной учебной деятельности у учащихся начальных классов.

    Многие зарубежные авторы, занимающиеся проблемой их зрелости (Гетцен,

    Керн, Штребел), указывают на отсутствие импульсивных реакций как на

    важнейший критерий психологической подготовленности детей к школе.

    Важнейшая сторона психологической готовности к школьному обучению —

    уровень валового развития ребенка, участие в общей деятельности, умение

    принимать систему требований, предъявляемых школой и учителем.

    Процесс совместной деятельности в начальных классах в значительной мере

    основан на выполнении под руководством учителя собственной работы детей с

    различного рода материалом. Поэтому ребенок, поступая в школу, должен также

    уметь планомерно обследовать предметы, выделять их разнообразные свойства,

    т. е. владеть достаточно точным и расчлененным восприятием.

    Определяет готовность ребенка к школьному обучению и уровень развития

    его речи — умение связно, последовательно описывать предметы, картины,

    события; передавать ход мысли, объяснять то или иное явление, правило.

    Большое значение имеет хорошая ориентировка ребенка в пространстве и

    времени.

    Формирование качеств, необходимых будущему школьнику, помогает система

    педагогических воздействий, основанных на правильной ориентации детской

    деятельности и педагогического процесса в целом.

    Однако, при обилии разнообразной и доступной теоретической литературы

    по вопросам подготовки детей к школе, на практике часто приходится

    сталкиваться с тем, что дети идут в школу неготовыми или недостаточно

    готовыми, несмотря на то, что и родители, и воспитатели осознают

    необходимость подготовки ребенка к школе. Но обучение дошкольников требует

    специальных знаний.

    Прежде, чем приступить к обучению, необходимо к этому подготовиться.

    Лучше совсем не обучать, чем обучать неправильно, а потом переучивать.

    Поэтому к вопросу подготовки к школе следует подходить осторожно, и

    рассматривать его как комплексную задачу всестороннего развития ребенка в

    период дошкольного детства.

    Изучение теоретической литературы позволяет оформить критерии, опираясь

    на которые мы можем судить о том, готов или не готов ребенок к поступлению

    в школу. Готовым к школе можно считать ребенка с достаточно высоким уровнем

    развития физической, психологической, нравственной и мыслительной

    деятельности. В деятельности, как в фокусе собираются все достижения

    развития — состояние моторики, восприятия, мышления, памяти, внимания,

    воли.

    Говоря о физической готовности ребенка к школьному обучению мы имеем

    ввиду позитивное изменение в физическом развитии, показывающее

    биологическую зрелость ребенка необходимую для начала школьного обучения.

    Ребенок должен быть достаточно хорошо физически развит (т. е. все

    параметры его развития не имеют отрицательных отклонений от нормы и даже

    иногда несколько опережают ее). Следует также отметить успехи в освоении

    движений, появление полезных двигательных качеств (ловкость, быстрота,

    точность и др.), развитие грудной клетки, мелкой мускулатуры пальцев рук.

    Это служит гарантией овладения письмом. Так, благодаря правильному

    воспитанию к концу дошкольного возраста у ребенка складывается общая

    физическая готовность к школе, без которой он не может успешно справиться с

    новыми учебными нагрузками. [3, с. 124]

    В понятие эмоционально-волевой готовности к школе входит: желание

    ребенка учиться; умение преодолевать препятствия, управлять своим

    поведением; правильное отношение ребенка к взрослым и товарищам;

    сформированность таких качеств как трудолюбие, самостоятельность,

    усидчивость, настойчивость. [27, с. 34]

    Психологическая готовность ребенка к школе предполагает

    сформированность произвольности (памяти, внимания, мышления),

    сформированность основных компонентов учебной деятельности, умственных и

    познавательных умений: дифференцированного восприятия, познавательной

    активности, познавательных интересов. [48, с. 77]

    Таким образом, только тех детей, которые соответствуют составленным

    критериям, мы можем считать готовыми к школьному обучению. Однако, по

    наблюдениям учителей начальных классов дети, идущие в школу, не обладают

    всеми качествами необходимыми будущему школьнику, т. е. не готовы к школе.

    чаще всего это связано с тем, что в дошкольном детстве не реализуются все

    задатки ребенка и он остается недостаточно развит в результате

    неправильного понимания взрослыми вопроса воспитания и развития

    дошкольников с целью подготовки их к обучению в школе. Поэтому проблема

    состоит в том, чтобы правильно и своевременно подготовить ребенка к

    обучению. А обеспечить всестороннее развитие ребенка и правильную

    подготовку его к школе могут только объединенные усилия воспитателей,

    учителей, родителей. Семья первая и наиболее важная среда развития ребенка,

    однако и в дошкольном учреждении формируется и развивается личность

    ребенка, поэтому выделить что важнее детский сад или семья мы не можем, так

    же как и предпочесть одно воспитание другому. Лучше всего сказывается на

    развитии ребенка единство воздействий семьи и детского сада. Поэтому, на

    наш взгляд, необходимо изучить возможности семьи и дошкольного учреждения в

    формировании у ребенка готовности к школьному обучению.

    1.2. Роль семьи в формировании готовности ребенка к школьному обучению

    Формирование качеств необходимых будущему школьнику может обеспечить

    лишь система педагогических взаимодействий детского сада и семьи. Изучению

    особенностей влияния семьи на формирование школьной зрелости посвящены

    теоретические исследования данного параграфа.

    Семья — первая ступень в жизни человека. Она с раннего возраста

    направляет сознание, волю, чувства детей. От того, каковы здесь традиции,

    какое место занимает в семье ребенок — будущий школьник, какова по

    отношению к нему воспитательная линия членов семьи, зависит многое. Под

    руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт,

    элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в

    обществе. Поэтому мы считаем необходимым изучить вопрос влияния семьи на

    формирование готовности ребенка к школьному обучению, а также зависимость

    развития ребенка от характера внутрисемейных отношений и от понимания

    родителями важности правильного воспитания в семье.

    Сила влияния семьи в том, что оно осуществляется постоянно, длительное

    время и в самых различных ситуациях и условиях. Поэтому нельзя

    недооценивать роль семьи в подготовке детей к школьному обучению.

    Умственное воспитание ребенка во многом определяется влиянием, которое

    повседневно оказывают на него родители, сама атмосфера интеллектуальной

    жизни семьи, а также целенаправленная деятельность взрослых членов семьи по

    удовлетворению познавательных интересов детей, формированию новых,

    расширению их кругозора. Умственное развитие ребенка зависит от того, как

    удовлетворяются в семье его духовные потребности, как организуется его

    деятельность, какая речевая среда в семье и др.

    Все начинается с семьи. В повседневном общении с детьми сеются семена

    характера, которые потом дадут добрые или злые всходы. Именно об этом

    напоминает всем известная народная мудрость, о которой мы часто забываем в

    суете обыденности: “Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку —

    пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу”. А пренебрежение ею

    дорого стоит. Очень часто школьные неудачи наших детей, их трудное

    вхождение в коллектив, неумение и нежелание учиться — результат

    родительских просчетов и ошибок, тех отношений, которые царят в семье, тех

    жизненных ориентаций, которые в ней усваиваются.

    Поэтому с самого начала жизни ребенка вокруг него не должно быть суеты

    и разнобоя в предъявляемых ему требованиях.

    Прежде всего не надо торопиться ни все запрещать, ни все разрешать.

    Определите самое главное, что нужно требовать от ребенка, точно решите, что

    он должен делать сам, а чего он делать не должен; что можно ему разрешить,

    а чего разрешить нельзя. И придерживайтесь своих требований неукоснительно,

    и не уступайте никаким просьбам, слезам, крикам. Вскоре ребенок поймет, что

    круг ваших требований для него обязателен, требования неизменны, их надо

    выполнять.

    Чем старше ребенок, тем внимательней следит за постоянством и

    обоснованностью предъявляемых ему требований. И если отношение к ним

    складывается недостаточно уважительное, оно легко переносится и на

    требования, предъявляемые школой.

    Обучение в школе может быть успешным в том случае, когда семья с самых

    первых лет жизни ребенка заботится не только о его физическом развитии, но

    и о том, чтобы уметь воспитать в нем трудолюбие, дисциплинированность,

    организованность, самостоятельность, ответственное отношение к порученному

    делу.

    Многие родители не жалеют времени и сил, чтобы научить родителей

    читать, считать, писать, полагая, что это и есть подготовка к школе.

    Однако, для полноценного воспитания этого вовсе недостаточно. Столь же

    ревностно мы должны печься о том, чем питаем ум, сердце и душу ребенка.

    Понятно, что ко времени поступления в школу ребенок должен обладать

    определенным уровнем развития. Вообще говоря, значение общего развития

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.