МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Психологическая готовность ребенка к обучению в школе

    изготовление различных поделок из бумаги, проволоки, корешков дерева и

    других материалов.

    По мнению большинства специалистов наиболее важным из перечисленных видов

    деятельности все таки является рисование.

    Учеными установлено, что рисование требует согласованного участия многих

    психических функций. Оно способствует также согласованности межполушарного

    взаимодействия. В процессе рисования координируется конкретно-образное

    мышление, связанное в основном с работой правого полушария головного мозга,

    а также абстрактно-логическое, за которое ответственно левое полушарие.

    Будучи напрямую связанным с важнейшими психическими функциями —

    зрительным восприятием, моторной координацией, речью и мышлением, рисование

    не просто способствует развитию каждой из этих функции, но и связывает их

    между собой, помогая ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить

    и зафиксировать модель вес более усложняющегося представления о мире.

    В процессе интенсивного развития мелких мышц кисти, пальцев рук у

    ребенка начинает активизироваться деятельность соответствующего участка

    коры головного мозга. Развитие этого центра мозга стимулирует соседние,

    участки. Любопытно, что одним из таких важных «соседей» подвергающихся

    положительному влиянию является речевой центр. В последствии, в результате

    совершенствования речи ребенка интенсивно развивается мышление, так как оба

    этих психических процесса находятся в тесной взаимосвязи. Таким образом,

    простые упражнения по совершенствованию мелкой моторики рук способствуют

    активизации мышления, речи, а с ними и всех интеллектуальных процессов.

    В процессе рисования у ребенка вырабатывается умение управлять

    инструментом (карандашом, кисточкой), развивается координация движения

    обеих рук, координация действий руки и глаза, зрительный контроль.

    Наблюдения показывают, что дети, много рисующие в дошкольные годы, хорошо

    владеющие техникой рисунка, легче выучиваются писать.

    Дети рисуют инструментами, близкими по форме, способу держания и действия

    к ручке, которой пишут в школе. Особенно справедливо это к карандашу. Поза

    ребенка и положение рук также близки к тем, которые необходимы при письме.

    Если обращать внимание ребенка на то, чтобы при рисовании он правильно

    держал карандаш, кисть (между большим и средним пальцами, придерживая

    сверху указательным, не сгибая его вдоль карандаша), не сдавливал карандаш

    или кисть в пальцах слишком сильно, держал инструмент на 3-4 сантиметра

    выше отточенного конца (или ворса кисточки), сидел прямо, не наклоняясь

    сильно над листом бумаги, то тогда и при письме ребенок быстро привыкнет

    выполнять эти требования и легко овладеет техникой письма.

    Для письма важно, чтобы ребенок умел производить рукой равномерные,

    ритмичные, плавные движения. Такие движения можно отрабатывать, например,

    при равномерном нанесении элементов узора на бумагу. При этом больше

    времени рекомендуется уделять таким узорам, которые характеризуются

    плавностью линий и рисовать которые нужно не отрывая карандаша от бумаги.

    Это могут быть различного рода завитки: разные по величине, направленности

    (с наклоном влево или вправо), слитности. Помогает отработке нужных .для

    письма навыков (таких, как ритмичность, размеренность, неторопливость,

    равномерность нажима, аккуратность) раскрашивание картинок (в книжках-

    раскрасках). Для раскрашивания карандашами обычно рекомендуется отбирать

    картинки с менее крупными изображениями, а для раскрашивания красками

    картинки могут быть покрупнее.

    V. ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ

    Перед тем как начать обучение ребенка чтению, необходимо, чтобы у него

    появился к этому хоть какой-нибудь интерес. Без наличия такого интереса

    обучение либо не пойдет, либо станет для малыша настоящей пыткой. Психологи

    говорят: нужно сформировать мотивацию к чтению.

    Каким же образом следует это делать? Есть только два способа:

    как можно больше читать ребенку различные интересные сказки, истории,

    рассказы, стихи, и

    рассказывать и объяснять малышу, почему так важно и интересно научиться

    чритать.

    Перед тем как начать обучение чтению, очень важно выяснить, какие мотивы

    у ребенка уже сформировались, а какие еще предстоит сформировать. Для этого

    желательно задать ему несколько вопросов. Например: «Как ты думаешь, зачем

    человеку нужно уметь читать?», «О чем можно узнать, если прочитать какую-

    нибудь книгу?», «А ты бы хотел научиться читать?», «А для чего тебе это

    нужно?» и др.

    Стремиться следует к тому, чтобы у ребенка были сформированы следующие

    пять мотивов:

    1. Познавательны и мотив— желание научиться читать для того, чтобы узнать

    много нового и интересного об окружающем мире (например, про животных и

    птиц, динозавров, космонавтов, растения и т.п.).

    2. Перспективный мотив— стремление научиться читать для того, чтобы было

    легко и интересно учиться в школе.

    3. Мотив личностного роста — желание научиться читать, чтобы стать таким,

    как взрослые, чтобы мама (папа, бабушка) удивились и сказали:

    «Какой молодец наш Дима, уже читать умеет. Скоро он сам сможет прочитать

    книгу «Приключения Буратино», которую мы ему подарили».

    4. Деятельностный мотив — желание научиться читать, чтобы потом можно

    было поиграть в те игры, где нужно читать какие-то слова, придумывать

    разные увлекательные истории или сказки и т.п.

    5. Мотив общения со сверстниками —-стремление научиться читать для того,

    чтобы рассказывать о прочитанном своим друзьям и знакомым.

    Когда вы увидите, что у малыша устойчиво сформированы хотя бы некоторые

    из приведенных выше мотивов, можете смело начинать обучение чтению.

    VI. РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

    Готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения

    определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем, что именно

    при помощи речи, устной и письменной, ему предстоит усваивать всю систему

    знаний. Если устной речью он уже овладел до школы, то письменной ему еще

    только предстоит овладеть. И чем лучше будет развита у ребенка ко времени

    поступления в школу его устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и

    письмом и тем полноценнее будет приобретенная письменная речь.

    У детей нередко наблюдается не резко выраженное отставание в речевом

    развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе особого

    внимания, но в дальнейшем значительно затрудняет овладение письмом и

    приводит к появлению в нем специфических ошибок, не поддающихся устранению

    обычными школьными методами. Поэтому очень важно выявить даже самые

    незначительные отклонения в речевом развитии дошкольника и успеть их

    преодолеть до начала его обучения грамоте.

    Обязательной проверке подлежит следующее:

    1. Правильность произношения звуков.

    2. Умение различать звуки речи на слух.

    3. Владение элементарными навыками звукового анализа слов.

    4. Состояние словарного запаса.

    5. Сформированность грамматических систем.

    6. Владение связной речью.

    ПРАВИЛЬНОСТЬ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ

    До начала обучения грамоте ребенок должен овладеть правильным

    произношением всех речевых звуков, причем особенно недопустимо наличие в

    его речи полных звуковых замен (тина СЫПЛЕНОК вместо ЦЫПЛЕНОК или КАЛТИНА

    вместо КАРТИНА). Такого рода дефекты в произношении звуков обычно

    отражаются на письме.

    Правильность звукопроизношения проверяется по специально подобранным

    картинкам.

    УМЕНИЕ РАЗЛИЧАТЬ ЗВУКИ РЕЧИ НА СЛУХ.

    Четкое различение на слух всех звуков речи являйся одной из необходимых

    предпосылок овладения грамотой. Запись любого слова предполагает умение

    определить (то есть "опознать") каждый входящий в его состав звук и

    обозначить его соответствующей буквой. Если же некоторые звуки кажутся

    ребенку одинаковыми, то он неизбежно будет затрудняться при выборе

    соответствующих этим звукам букв во время письма. Например, при

    неразличенни на слух звуков Б и П он не будет знать, какая первая буква (Б

    или П) должна быть написана в слове БУЛКА или в слове ПОТОЛОК.

    Исследование слуховой дифференциации звуков проводится по специально

    подобранным картинкам, названия которых различаются только одним

    проверяемым звуком.

    ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВ

    Для записи любого слова ребенок должен не только уметь отличить друг от

    друга все составляющий его звуки, но и отчетливо представлять себе их

    последовательность, то есть он должен владеть звуковым анализом слов.

    Простейшие формы такого анализа становятся "доступными детям уже в

    дошкольном возрасте, и это является одним из важных свидетельств их

    готовности к обучению грамоте.

    СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС

    Словарный запас, ребенка старшего дошкольного возраста должен составлять

    нс менее 2000 слов, причем в нем должны быть представлены все основные

    часть речи существительные, глаголы, прилагательные, числительные,

    местоимения, наречия, предлоги, сочинительные и подчинительные союзы.

    Должны присутствовать к словаре ребенка и обобщающие слова (типа ОДЕЖДА,

    ОБУВЬ, ПОСУДА, ЖИВОТНЫЕ, ПТИЦЫ, ОВОЩИ, ФРУКТЫ и т.п.), которые начинают

    усваиваться детьми примерно с трех-трех с половиной лет.

    Для исследования словарного запаса применяется целый ряд специальных

    приемов, позволяющих выяснить наличие или отсутствие у ребенка определенных

    слов. Вот наиболее распространенные из этих приемов:

    - называние предметов, относящихся к различным логическим группам

    (например, ребенку предлагается назвать все известные ему деревья, цветы и

    пр.);

    - нахождение общих названий (обобщающих слов) для группы однородных

    предметов;

    - подбор признаков к определенному предмету;

    - подбор возможных действий к предмету;

    - подбор предметов к заданному действию;

    - подбор синонимов (слов, близких по значению);

    - подбор антонимов (слов с противоположным значением) и др.

    СФОРМИРОВАННОСТЬ ГРАММАТИЧЕСКИХ СИСТЕМ

    Имеется в виду выяснение вопроса о том, овладел ли ребенок на чисто

    практическом уровне существующими в языке закономерностями словоизменения и

    словообразования. Под словоизменением принято понимать изменение слов но

    различным грамматическим категориям (по родам, числам, падежам, временам и

    т ль) без изменения при этом основного .значения слова. Например, слова

    СТОЛ, СТОЛОМ, СТОЛЫ выражают лишь разные отношения этого слова в

    предложении, по стол при этом так и остается столом. При словообразовании

    же меняется основное значение слова, независимо от его роли в предложении,

    - образуются так называемые однокоренные слова. Так, слова СТОЛ, СТОЛИК,

    СТОЛОВАЯ, НАСТОЛЬНЫЙ, СТОЛИЦА являются уже различными словами, а не разными

    формами одного слова.

    Грамматической системой словоизменения ребенок с нормально развивающейся

    речью обычно овладевает к 4 годам, тогда как системой словообразования —

    лишь к 7-8. Эти сроки довольно условны.

    Проверка сформированности у ребенка грамматических систем важна потому,

    что даже очень большой словарный запас не решает проблему полноценности

    устной речи. Важно еще умение активно пользоваться имеющимися словами,

    строить из них предложения и связные высказывания, поскольку лишь при этом

    условии можно достаточно ясно выражать свои мысли. А для правильного

    построения предложений необходимо умение грамматически верно согласовывать

    слова между собой. Большинство детей этим умением овладевают своевременно,

    у некоторых же здесь наблюдаются определенные трудности. При этом в одних

    случаях недостаточность овладения грамматическими закономерностями языка

    видна уже в повседневной речи ребенка, в других это можно выявить лишь в

    процессе специального исследования.

    ВЛАДЕНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧЬЮ

    Под связной речью принято понимать такие развернутые (то есть состоящие

    из нескольких или многих предложении) высказывания, которые позволяю!

    человеку четко н последовательно излагать свои мысли. Без свободного

    владения связной речью процесс школьного обучения, даже в плане обычных

    ответов на уроке, просто немыслим, поэтому о ее развитии у ребенка

    необходимо беспокоиться уже в дошкольном возрасте.

    Связная речь типа описания или рассказа начинает развиваться у детей

    только после 3 лет, поскольку лишь в этом возрасте у ребенка возникает

    потребность в ней и появляются необходимые предпосылки для овладения ею.

    Необходимость в передаче другим людям каких-то собственных мыслей

    появляется в связи с самостоятельной практической деятельностью ребенка в

    процессе которой у него и возникают те мысли, которыми он хочет поделиться

    с окружающими. Особенно же активно связная речь развивается в период между

    4 и 5 годами, когда в процессе все усложняющейся игры у ребенка постепенно

    формируется регулирующая функция речи. После 3 лет, особенно к 4—5 годам, у

    него уже имеются в наличии и необходимые речевые предпосылки для овладения

    связной речью, своего рода "материальная база" для нее — он уже владеет

    достаточно большим словарным запасом и основными грамматическими формами

    языка, "перескакивает" на другую, с совершенно новым содержанием и не

    связанную с первой. Поэтому смысловые связи между отдельными предложениями

    в таких "рассказах" выражены слабо или даже полностью отсутствуют, что

    затрудняет их понимание.

    Рассказы принято подразделять на фактические и творческие. Первые, как

    показывает само название, передают реальные события (факты), что делается

    или на основе их непосредственного восприятия, или по памяти. Вторые

    строятся при активном участии творческого воображения, благодаря чему

    рассказ о реальных событиях может "обрастать" какими-то дополнительными

    деталями, не присутствовавшими в реальной ситуации. По форме рассказы могут

    быть описательными, и сюжетными. Описательный рассказ заключается в простом

    описании реальных или изображенных на картинке вещей, растений, животных.

    Здесь нет действующих лиц, нет никаких событии, а просто описываются

    характерные для данного предмета признаки. Например: "Медвежонок маленький,

    неуклюжий, лохматый; у него небольшие ушки и короткий хвост..." В сюжетном

    рассказе имеются завязка действия, его развитие, доходящее до какой-то

    высшей точки (кульминационного момента), и завершение "происшествия", или

    так называемая развязка; события здесь должны передаваться в определенной

    временной последовательности, с учетом их причинно-следственных связей.

    VII. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ

    (ПРОВЕРКА И РАЗВИТИЕ)

    Одним из наиболее сложных предметов в школе является математика.

    Как показали психолого-педагогические исследования, дети 6-7 лет далеко

    не всегда готовы к усвоению курса математики в соответствии с программой

    общеобразовательной школы. В связи с этим одна из задач и Родителей, и

    педагогов — выявить имеющиеся у ребенка элементарные математические знания

    и подготовить его к изучению курса математики в школе.

    К началу школьного обучения дети в играх, в повседневных жизненных

    ситуациях усваивают элементарные математические знания. Многие из них какое-

    то время посещали дошкольное учреждение. Программа воспитания и обучения в

    детском саду предусматривает развитие элементарных математических

    представлении. В соответствии с этой программой дети должны уметь:

    - считать в пределах 10;

    - правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными:

    - сравнивать числа в пределах 10, устанавливать, какое число больше

    (меньше') другого, уравнивать неравное число предметов;

    - сравнивать до 10 предметов по величине (длине, ширине, высоте),

    размещая их в порядке возрастания (убывания);

    - различать форму предметов;

    - выражать словами местонахождение предметов по отношению к себе, к

    другим предметам;

    - ориентироваться на листе бумаги;

    - знать дни недели, последовательность частей суток.

    ОРИЕНТИРОВКА РЕБЕНКА В ПРОСТРАНСТВЕ

    Как правило, ребенок 6-7 лет свободно ориентируется в малом пространстве

    - комнате, квартире.

    Чтобы ребенок уверенно чувствовал себя в школе, он должен хорошо

    ориентироваться и в большом пространстве.

    Ребенок должен уметь ответить на следующие вопросы:

    - В каком городе (поселке, деревне) ты живешь?

    - Назови свой адрес. На каком этаже ты живешь?

    - Сколько этажей в вашем доме? Сколько этажей над вашей квартирой?

    - Сколько этажей под вашей квартирой?

    - Какие улицы (проспекты) находятся рядом с домом?

    - Какой транспорт проходит вблизи вашего дома?

    - Остановки какого транспорта расположены около вашего дома?

    - Как называются остановки транспорта, станции метро и т.д.?

    - Какие магазины, учреждения находятся поблизости от вашего дома?

    ОРИЕНТИРОВАНИЕ ПО СЛОВЕСНОМУ ОПИСАНИЮ

    Может проходить с помощью игры. Например, игра: "Помоги маме накрыть на

    стол".

    Поставь вазу с цветами посередине стола. Слева от вазы поставь хлебницу.

    Справа — специи (соль, перец). Столовые приборы расположи по порядки —

    слепа направо. Под столовую тарелку поставь десертную. Положи справа от

    тарелки нож, слева — вилку и т.д.

    Вариант той же игры: "Накрой стол для завтрака".

    ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ,В КОТОРЫХ ФОРМИРУЮТСЯ

    ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

    Игра: "Расположи мебель в комнате для кукол"

    Во время прогулки вы предлагаете ребенку найти определенное дерево, клад

    по вашим указаниям: "Пройди 10 шагов вперед, повернись направо и пройди 5

    шагов, затем 3 шага назад" и т.д. Используйте игры "Найди игрушку", "Куда

    спрятались дети" и т.д.

    Попросите ребенка определить расположение предметов относительно себя —

    впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу, перед, за. Определи, что

    справа от тебя, что слева от тебя, что впереди тебя (сзади, сверху, снизу).

    Покажи направление от себя: вперед - впереди, назад сзади, направо —

    справа, налево - слева.

    Во время прогулки попробуйте определить расстояние до ближайшего дерева,

    строения и т.д. Побуждайте ребенка рассказать домочадцам, где вы с ним

    были, употребляя новые слова. Уточните рассказ ребенка но наводящим

    вопросам.

    ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ

    НА ВЫЯВЛЕНИЕ ВЕЛИЧИНЫ И ФОРМЫ ПРЕДМЕТОВ

    Понятиями большой — маленький дети обычно к этому возрасту хорошо

    владеют, правильно выделяют из множества вещей большие и маленькие

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.