МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Значение художественной литературы в становлении личности школьников

    Значение художественной литературы в становлении личности школьников

    Содержание

    Введение стр.

    2

    Глава I. Книга и чтение в жизни старшеклассника стр.

    5

    Глава II. Общее значение восприятия и анализа художественных

    произведений в процессе становления личности подростка

    стр.18

    Глава III. Некоторые отдельные аспекты восприятия

    подростками литературных произведений

    стр.42

    3.1 Отношение подростков к литературным героям

    стр.42

    3.2 Восприятие описания переживаний литературных героев стр.48

    3.3 Восприятие описания мыслей литературных персонажей стр.50

    3.4 Осознание и переживание отношений

    между литературными персонажами стр.52

    Заключение

    стр.57

    Библиографический список

    стр.59

    Введение

    Сегодня в России живет около 40 миллионов детей в возрасте до 18 лет,

    что составляет почти 27% от общей численности населения. В какой-то мере

    они являются заложниками проводимых социально-экономических реформ и

    особенно страдают в ситуации переходного периода, поскольку относятся к

    наиболее уязвимым в социальном отношении слоям населения. Большинство детей

    в наши дни имеют отклонения в состоянии здоровья или больны, увеличивается

    число подростков, употребляющих наркотики и алкоголь, растет подростковая

    преступность. Одна из причин последней - падение духовности, исчезновение

    четких нравственных ориентиров.

    Дети лишены права голоса, они нуждаются в защите своих прав и

    интересов. Именно потому международное сообщество выработало новый взгляд

    на положение детей в мире, согласно которому интересы детства признаются

    приоритетными. В Конвенции ООН о правах ребенка (1989 г.) говорится о праве

    детей на культурное развитие, получение образования и информации.

    Нравственное, интеллектуальное, эстетическое развитие детей и

    подростков напрямую связано с получаемой ими духовной пищей. Огромную роль

    в социализации личности играют средства массовой информации и книга.

    Вхождение ребенка в книжную вселенную происходит в первую очередь с помощью

    литературы, специально созданной для детей. Именно детская литература

    питает ум и воображение ребенка, открывая ему новые миры, образы и модели

    поведения, являясь мощным средством духовного развития личности. В Хартии

    читателя (1992 г.), - документе, с которым Международная ассоциация

    издателей обращается к правительствам всех стран, подчеркивается, что

    чтение - это всеобщее право. Особое внимание здесь уделяется ранней встрече

    с книгой, доступу к книгам в школе и вне ее, поддержке и поощрению чтения.

    С точки зрения осуществления прав читателя-ребенка рассмотрим, как

    реализуются основные положения Конвенции и Хартии применительно к

    современной социокультурной ситуации.

    Одним из самых важных факторов, влияющих на детское чтение, является

    доступ к книге, или "литературные ресурсы" среды. Чтобы интерес к чтению не

    угас, процесс чтения необходимо поддерживать. Книги должны быть доступны

    ребенку, а репертуар чтения широк и разнообразен.

    В советском обществе чтение детей происходило в условиях всеобщего

    дефицита, в том числе - на детскую литературу (спрос на нее в 80-е гг.

    удовлетворялся в среднем на 30-35%). Это говорит о процессе "социальной

    депривации" детей в 60-80-е годы при освоении ими литературной культуры. К

    периоду "застоя" (70-80-е гг.) в сфере издания детской литературы

    накопилось множество проблем. Общей была тенденция к снижению количества

    названий при сохранении ежегодного увеличения среднего объема книг и

    относительном постоянстве тиражей. Так, в середине 80-х годов показатель

    разнообразия детских книг в СССР был в 3 раза ниже, чем в ФРГ, в 6 раз

    ниже, чем во Франции, и примерно в 10 раз ниже, чем в Испании. В

    хроническом дефиците оказались целые виды и жанры: научно-познавательная

    литература, остросюжетная (особенно фантастика и приключения), энциклопедии

    и справочники, пособия и руководства для досуговых занятий. Отсутствие же

    научно-познавательной, справочной и энциклопедической литературы чревато

    тем, что с детства у ребенка не формируется потребность в работе с книгой

    как одним из основных источников информации в различных областях знания. К

    перечню проблем можно добавить недостаточное издание лучшей современной

    детской иностранной литературы, дефицит детской периодики и др.

    Между тем ребенок как читатель имеет ярко выраженную специфику: в

    отличие от взрослого он не может "отложить" чтение, так как в детстве

    интересы быстро переключаются с одного на другое. Поэтому, если дети

    вовремя не получают необходимые книги, то либо читают другие, либо вообще

    перестают читать.

    Коммерциализация книжного рынка по-разному сказалась на выпуске

    детской литературы и картине детского чтения. Начало развития рыночных

    отношений привело к ряду кризисных процессов, в частности к резному спаду

    показателей издания детской литературы. В последние годы ее выпуск заметно

    увеличивается, качество детских книг улучшается. Расширяется их тематика,

    привлекательным становится оформление. Идет насыщение рынка детской

    литературой, спрос на которую постепенно удовлетворяется. Вместе с тем

    издание детской книги требует больших по сравнению с многими другими видами

    литературы затрат, и детские книги дорожают, оказываются недоступными

    населению. Экономические трудности и резкое снижение уровня жизни большей

    части населения вызвали сокращение возможностей реализовать покупательские

    потребности в книгах. Согласно данным опросов, часть населения

    воздерживается от покупки книг, в том числе и детских.

    Сегодня единственным пока бесплатным источником приобщения детей к

    чтению остается библиотека. С удорожанием книг и периодики, с изменениями в

    школьных программах, обусловленными реформой образования, а также с ростом

    потребностей детей в разнообразной детской литературе и школьных учебниках,

    ежегодно растет число юных читателей в библиотеках. В условиях постоянного

    снижения финансирования и разрушения старой системы книгоснабжения (и

    отсутствия ряда звеньев в выстраивающейся новой системе) ухудшилось

    комплектование библиотек детской литературой. Таким образом, по-прежнему

    сохраняется ситуация "книжного голода" для многих детей, лишенных

    возможности реализовать свое право на чтение.

    Глава I. Книга и чтение в жизни старшеклассника

    В 1996 году Республиканской библиотекой для детей и юношества

    (Удмуртия) было проведено исследование "Книга и чтение в жизни

    старшеклассника". Основной его задачей была оценка свободного (досугового)

    чтения старшеклассников с разных точек зрения по различным параметрам.

    Предполагалось, что помимо возрастных психологических особенностей (интерес

    к своему "Я"; ориентация на общение; наработка нравственного потенциала;

    формирование жизненной перспективы), большое влияние на объем и качество

    досугового чтения учащихся оказывает не школа, как некий коллективный

    руководитель чтения, а перенасыщенность школьной программы дополнительным

    чтением даже по предметам негуманитарного блока.

    Вот некоторые итоги исследования, представляющие интерес не только для

    библиотечных работников, но и для педагогов, психологов, родителей, и самих

    школьников.

    ОТНОШЕНИЕ К ЧТЕНИЮ

    На вопрос "Любите ли вы читать?" положительно ответили 75%

    респондентов. Читают только в силу необходимости 22% опрошенных, 3% -- не

    читают вообще, предпочитая другие занятия.

    СИСТЕМАТИЧНОСТЬ ЧТЕНИЯ

    Систематическое чтение предполагает ежедневное обращение к книге,

    относительно систематическое - чтение 1-2 раза в неделю. Для удобства

    сравнения результаты исследований по данному пункту представлены в таблице,

    для наглядности они же графически отражены в приводимой ниже столбчатой

    диаграмме.

    Следует отметить, что результаты исследования опровергли надежды

    специалистов, что "нечтение" досуговой литературы может компенсироваться

    чтением в помощь школе. По полученным данным, 67% респондентов обладают

    навыком систематического или относительно систематического чтения и в

    отношении свободного чтения, и в отношении чтения в помощь школе; только 2%

    опрошенных, активно читая для досуга, не читают для школы. В то же время,

    из 31% школьников, не читающих для досуга, только 14% (меньше половины!)

    обращаются к книге в помощь школьной программе, а 17% не читают даже в силу

    необходимости.

    ТЕМАТИКА ЧТЕНИЯ

    По прежнему первое место на шкале читательских интересов (опережая

    следующие 2 позиции - историческую книгу и сентиментальный роман более чем

    на 30%) стоит приключенческая книга, к которой можно отнести также

    фантастику и детектив, опираясь на ряд общих характеристик: динамичность и

    напряженность действия; загадочность и непредсказуемость сюжетных

    поворотов; зачастую - отсутствие любовной интриги и морализирующего начала

    и т.д.

    Вверх по шкале значимости переместились такие темы, как история (с 7

    места на 2), о сверстниках (с 10 - на 5), о жизни замечательных людей (с 13

    - на 6). Стабильно высоким остался интерес к приключенческой литературе,

    детективам, фантастике, книгам о любви; стабильно низким - к

    профориентационной тематике. Снизился читательский интерес к литературе о

    войне, об искусстве. Все эти изменения, очевидно, тесно связаны с

    современной социокультурной ситуацией.

    Старшеклассники крайне редко обращаются к литературе о профессиях. И

    хотя эта тема занимает то же место, что и 15-20 лет назад, место это -

    последнее, ситуация же в обществе резко изменилась. Причины: во-первых,

    школьник стал намного раньше определять собственную жизненную перспективу и

    более целенаправленно ее реализовывать (дополнительное обучение,

    профилированные классы, курсы и т.д.); во-вторых, та литература

    профориентационной тематики, которая имеется в библиотеках, безнадежно

    устарела; в-третьих, сегодня появилось множество источников информации о

    новых профессиях, с которыми, при крайне недостаточных подписке и

    комплектовании, средняя библиотека конкурировать не в силах.

    ЧТЕНИЕ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Научно-популярная литература в досуговом чтении старшеклассника

    составляет заметно меньшую долю, чем художественная. Необходимо обратить

    внимание на то, что научно-популярную книгу в свободном чтении НИКОГДА не

    читает 39% опрошенных.

    ПРИЧИНЫ ПАДЕНИЯ ОБЪЕМОВ ДОСУГОВОГО ЧТЕНИЯ

    Только у 20% опрошенных достаточно времени на чтение "для души"

    (интересно, что из них три четверти - 15% от общего числа респондентов,--

    ответили на вопрос об отношении к чтению, что не любят читать).

    Сегодня старшеклассник вынужден осваивать определенный объем

    литературы, напрямую не предусмотренный школьной программой. Речь идет о

    таких формах самостоятельной работы учеников, как рефераты, доклады,

    семинары. Количество объемных самостоятельных работ, выполняемых учениками

    в течении четверти, оценивается респондентами следующим образом. Учащиеся 8-

    х классов выполняют каждый 5-6 таких работ, учащиеся 9-х классов - 7-8,

    учащиеся 10-х - 9-10.

    Школа влияет на расширение репертуара чтения старшего подростка самым

    активным образом. Однако любви и тяги к книге такое чтение не прививает,

    скорее наоборот - из-за больших нагрузок происходит неприятие, отторжение

    чтения как такового, и, как следствие этого, исчезновение его из досуговой

    сферы (недаром 25% опрошенных школьников практически не читают для досуга).

    Падение интереса подростков и юношества к свободному чтению вызывает

    беспокойство по ряду причин. Во-первых, обедняются эмоциональная и

    интеллектуальная сферы развития школьника, что впоследствии может сказаться

    на формировании шкалы оценок во всех аспектах взаимосвязи Личности с

    окружающим миром. Во-вторых, при падении объемов свободного чтения и

    сокращении времени, уделяемого ему, усиливается дисбаланс тематики

    репертуара чтения: исключаются темы, занимающие последние места в списке

    предпочтений (например, "профориентация" и "искусство"), а превалируют

    фантастика, мистика и "ужасы", детектив и так называемый "сентиментальный

    роман". Большинство этих произведений не способно положительно влиять на

    формирование моральных и этических норм, верных эстетических оценок и

    развитию словарного запаса. В-третьих, отмечается прямая связь развитого

    навыка систематического досугового чтения и активного чтения в помощь

    школе, что в свою очередь косвенно влияет на успеваемость и общую культуру

    подростка.

    Итак, данные этого и других исследований конца 90-х годов

    свидетельствуют о том, что значительная часть детей не любит читать. То,

    что мы можем стать обществом "вторично неграмотных" косвенно подтверждают и

    педагоги. Социологи отмечают у подростков падение престижа чтения и

    смещение чтения на второе-пятое место в досуговой деятельности. Отношение к

    чтению, приобретение читательской культуры молодым поколением во многом

    зависят от того, какие образцы читательского поведения предлагают им

    взрослые. Ощутимую трансформацию претерпевает семья как особый социальный

    институт, в первую очередь вводящий ребенка в мир культуры. Продолжается и

    усиливается процесс социального расслоения семей по уровню доходов. В 1993

    году за порогом бедности находилось около 80% детей до 15 лет.

    Дифференциация семей по уровню дохода приводит и к дифференциации детства,

    расслоению этого сообщества. Неравенство возможностей - "неравный старт" -

    проявляется уже в первые годы жизни ребенка. В одних семьях литературным

    образованием детей занимаются еще в дошкольном возрасте, тогда как в других

    им вовсе не занимаются. Любая детская книга входит в жизнь ребенка через

    посредников - родителей, учителей, воспитателей. Вот почему столь важна

    читательская атмосфера в семье подростка.

    Согласно данным исследования РГБ в начале 90-х годов, посвященного

    изучению чтения в семьях с детьми дошкольного возраста, преобладает

    категория родителей (примерно половина), которые не заботятся о приобщении

    ребенка к чтению. В таких семьях, как правило, культивируется ежедневный

    просмотр теле- и видеопередач. Около трети родителей хотели бы приохотить

    детей к книжному богатству, но им не хватает подготовки, знания

    особенностей ребенка как читателя. Самая малочисленная, третья категория

    родителей (около 22%) уделяет большое внимание развитию ребенка, иногда

    устраивает совместные семейные чтения. К сожалению, большинство родителей

    отличает низкая степень информированности о книгах для детей. Изучение

    домашних библиотек показало, что здесь мало лучших детских книг "золотой

    полки", поэтому репертуар для семейного чтения недостаточно разнообразен,

    зачастую случаен.

    В подростковом возрасте воздействие печатного слова на формирование

    личности очень велико, с помощью книг ребята ищут ответы на жизненно важные

    вопросы. На первом месте в типичном репертуаре их чтения в начале 90-х

    годов стояла художественная литература, прежде всего классическая: А. Дюма,

    А. Беляев, М. Митчелл, Ж. Санд, Э. Войнич, Ф. Купер, А. К. Дойл, Г. Уэллс,

    Ж. Верн, И. Ефремов, А. Кристи, А. и Б. Стругацкие, А. и С. Голон и др. По

    сравнению с советским периодом исчезло единообразие в чтении девочек и

    чтении мальчиков: сегодня на первом месте в чтении мальчиков ° фантастика и

    приключения, у их сверстниц ° романы "из взрослой жизни". У девочек свой

    круг чтения с девушкой или женщиной-героиней (Ш. Бронтэ, М. Митчелл, Э.

    Золя, Ж. Санд, Р. Гюнтекин, К. Маккалоу и др.). На втором месте в чтении

    подростков традиционная "классическая" приключенческая литература °А. Дюма,

    М. Рид, Ф. Купер, А. К. Дойл, Ж. Верн, Р. Стивенсон, Л. Буссенар. Сюда

    добавляются некоторые возвращающиеся в детское чтение авторы: Э. Берроуз,

    Р. Хаггард, Л. Жаколио и др.

    Если 20 лет назад дети мечтали читать фантастику, то в начале 90-х

    годов эта мечта воплотилась в реальность. Ныне многие семьи имеют эти книги

    в домашней библиотеке, их покупают и взрослые, и сами подростки. В ряду

    популярных зарубежных авторов - Ж. Верн, Г. Уэллс, С. Лем, Р. Бредбери, А.

    Кларк, а отечественных - А. Беляев, И. Ефремов, К. Булычев, А. и Б.

    Стругацкие (чьи книги были бестселлерами в последние десятилетия). Вместе с

    тем русская классическая литература занимала в репертуаре чтения подростка

    небольшое место и являлась преимущественно "деловым" чтением. В круге

    чтения подростков крайне мало поэзии, практически нет книг по искусству. В

    этом возрасте появляются группы тех, кто в перспективе станет нечитателем.

    Специалисты отмечают, что для большинства подростков чтение не является

    ежедневным занятием, и устойчивая привычка к нему формируется лишь у трети.

    В целом результаты исследования позволяют говорить о том, что

    сокращается доля чтения в структуре свободного времени подрастающих

    поколений. Оно так и не становится любимым занятием для огромного числа

    детей разного возраста. Между тем в эпоху непрерывного самообразования

    особенно важными становятся развитая культура чтения, информационная

    грамотность - умение находить и критически оценивать информацию. Для

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.