Реферат: Банковский контроль в дополнительном офисе №5265 банка Сибирсое ОВК
Соблюдение согласованных с
банком условий расходования наличных денег из выручки, поступающей в кассу
предприятия
Разрешено расходование выручки
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
А |
1 |
2 |
3 |
2.Поступило в кассу предприятия
выручки и прочих поступлений
|
|
|
|
3.Направлено (выдано предприятием
из собственных поступлений)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
IV.
Соблюдение установленных предельных
сумм
расчетов наличными деньгами между юридическими лицами
V.
Соблюдение установленного банком лимита остатка наличных денег в кассе
предприятия
1. Лимит остатка кассы
________________________________________________
2. Фактические остатки кассы в дни,
когда был превышен лимит
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Превышение лимита остатка кассы
(2-1)
_
___________________________________________________________________________
4. Общая сумма превышения лимита
остатка кассы
в проверяемом периоде ______________________________________________
5. Количество дней превышения
лимита __________________________________
6. Сверхлимитная кассовая
наличность в проверяемом периоде
(средняя величина) (4:5)
_____________________________________________
VI. Ведение
кассовой книги и оформление
кассовых документов
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
VII.
Выводы и предложения
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Представитель
банка_______________________________________ (Кусова А.В.)
Руководитель предприятия
______________________________________(Ф.И.О.)
Главный
бухгалтер____________________________________________ (Ф.И.О.)
VIII.
Распоряжения руководителя банка
по результатам проверки
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Руководитель
учреждения банка
ПРИЛОЖЕНИЕ
5
Форма 212
Квартальная
Информация
о проверках соблюдения предприятиями правил работы с наличными деньгами
по
состоянию на 01 апреля 2002 года
Филиал «Омский» ОАО «АЛЬФА-БАНК»
644001, г. Омск, ул. Куйбышева,
д.79.
№
п/п
|
Показатели |
Итого
гр.4+гр.5
|
Проверки, произведенные
кредитной совместно с
организац. другими орг.
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Проверки соблюдения
предприятиями порядка работы с наличными деньгами
|
|
|
|
1.
|
Количество обслуживаемых
предприятий |
327 |
327 |
Х |
2.
|
Количество контролируемых
предприятий |
300 |
300 |
Х |
3.
|
Установлены лимиты остатка касс
(количество предприятий) |
61 |
61 |
Х |
4.
|
Сумма установленных лимитов
остатка касс (тыс. руб.) |
1548-76 |
1548-76 |
Х |
5.
|
Фактически проверено (количество
предприятий) |
40 |
40 |
Х |
6.
|
Допущено нарушений включая
установленные совместными проверками (количество предприятий), в том числе: |
|
|
|
6.1. |
Нарушения, установленные
совместными проверками (количество предприятий) |
- |
- |
- |
7.
|
Сумма нарушений (тыс. руб.). в
том числе: |
|
|
|
7.1. |
Превышение лимита остатка кассы |
- |
- |
- |
7.2. |
Несоблюдение предельных сумм
расчетов наличными деньгами |
- |
- |
- |
7.3. |
Неоприходование (неполное
оприходование) денег, полученных в банке |
- |
- |
- |
8.
|
Другие нарушения: (количество
предприятий) |
х |
х |
Х |
8.1. |
Расходование выручки без
согласования с банком |
- |
- |
- |
8.2. |
Несоблюдение согласованных с
банком условий расходования выручки |
3 |
3 |
- |
8.3. |
Ненадлежащее оформление кассовых
документов |
2 |
2 |
- |
2 |
Меры, принятые по результатам
проверок
|
|
|
|
9.
|
Направлено сведений налоговым
органам (количество предприятий) |
- |
- |
- |
10.
|
Количество взысканных штрафов, в
том числе |
- |
- |
- |
10.1. |
С предприятий |
- |
- |
- |
10.2. |
С руководителей предприятий |
- |
- |
- |
11.
|
Сумма взысканных штрафов
(тыс.руб.) в том числе: |
|
|
|
11.1. |
С предприятий |
- |
- |
- |
11.2. |
С руководителей предприятий |
- |
- |
- |
Управляющий филиалом
«Омский» ОАО «Альфа-Банк»
Главный бухгалтер
Информация по
форме № 212 представляется нарастающим итогом. По строкам 1и 2 показываются
предприятия, которым в филиале открыты соответствующие счета. Если одному
предприятию открыть несколько счетов, то это предприятие показывается как одна
единица. В строку 1 граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность
без образования юридического лица не включаются.
По строке 2 не отражаются
предприятия, которые не контролируются банками по соблюдению правил работы с
наличными деньгами (предприятия, лицевые счета которых открыты в органах
федерального казначейства; представительства иностранных государств в Российской
Федерации, религиозные организации, а также граждане, осуществляющие
предпринимательскую деятельность без образования юридического лица).
Положением №14-П предусмотрено, что
банки обязаны ежегодно устанавливать всем предприятиям, имеющим кассу и
осуществляющим наличные денежные расчеты, лимит остатка наличных денег в кассе.
В связи с этим, по строкам 3 и 4 показываются сведения по предприятиям, которым
лимиты остатка кассы установлены данным банком, с учетом уведомлений
предприятий об установленных им лимитах остатка касс одним из обслуживающих банков
(если предприятие имеет счета в других банках).
По строкам 5,6,6.1,8.1,8.2,8.3,9 –
предприятия, проверенные в отчетном периоде неоднократно, показываются как одна
единица.
По строке 7 проставляется сумма
нарушений по видам на основании сведений соответствующих разделов Справки
№0408026.
По строке 9 отражается количество
предприятий, о результатах проверок которых (включая повторные, совместные
проверки) направлены сведения налоговым органам.
В строках 10 и 11 отражаются данные
о фактически взысканных штрафах на основании сведений, направленных кредитными
организациями в налоговые органы.
ПРИЛОЖЕНИЕ
6
РАСЧЕТ
на
установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на
расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу на 2002 год
________________________________________________________________________________
(наименование
предприятия)
________________________________________________________________________________
(номер
расчетного счета)
филиал
«Омский» ОАО «Альфа –Банк»
________________________________________________________________________________
(наименование
учреждения банка)
1. Налично-денежная выручка за
последние 3 месяца _________________тыс.руб.
2. Среднедневная выручка
__________________тыс.руб.
3. Среднечасовая
выручка
__________________тыс.руб.
4. Выплачено наличными деньгами за
последние три месяца (кроме
расходов на заработную плату и
выплаты социального характера) ____________тыс.руб.
5. Среднедневной
расход
__________________тыс.руб.
6. Сроки сдачи выручки: ежедневно,
на следующий день, 1 раз в ____дней,
при образовании сверхлимитного
остатка(нужное подчеркнуть)
7. Часы работы предприятия с
______час.________мин. до_________час._________мин.
8. Время сдачи выручки
инкассаторам, в кассу банка
(нужное подчеркнуть) __________час._________мин.
9. Испрашиваемая сумма
лимита __________________тыс.руб.
Просим разрешить расходование
выручки на _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
(указать цели расхода)
Руководитель предприятия
_______________________________
Главный бухгалтер
_______________________________
М.П.
Дата _________________
РЕШЕНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ БАНКА
Установить лимит остатка кассы в
сумме __________________тыс.руб.
Разрешено расходование выручки
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
При условии отсутствия
задолженности по платежам в бюджет и внебюджетные фонды всех уровней
Управляющий
филиалом «Омский» ОАО «Альфа-Банк»
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Административный и финансовый
контроль
Внутренний контроль за рисками
рекомендуется вести административный и финансовый. Административный контроль
состоит в обеспечении проведения операций только уполномоченными на то лицами
и в строгом соответствии с определенными банком полномочиями и процедурами
принятия решений в отношении ведения операций, а финансовый — в
обеспечении проведения операций в строгом соответствии с принятой и
закрепленной документами политикой банка в отношении разных видов услуг и их
адекватного отражения в учете и отчетности.
Как административный, так и
финансовый контроль следует вести, с одной стороны, в предварительном, текущем
и последующем порядке, а с другой — на 3 основных уровнях: индивидуальном
(уровень сотрудника), микро- и макроуровне. В зависимости от сочетания этих
случаев содержание работы внутренних контролеров будет разным.
1-й уровень:
Риски, вызываемые последствиями
неправомерных или некомпетентных решений отдельных работников:
хищение ценностей;
проведение сделок, наносящих банку
ущерб, сокрытие результатов таких операций;
вовлечение банка в отношения с
теневой или криминальной экономикой.
В данном случае основной объект
контроля – отдельный работник, его мотивация и компетентность при принятии
решений.
Контрольные действия:
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
Контроль должен начинаться с
подбора и расстановки кадров. СВК контролирует соблюдение установленных на этот
счет критериев, а в отношении работников, которые в силу служебного положения
принимают решения от имени банка, согласовывает назначение на должность.
Служба проверяет:
содержание заключенного с
работником трудового соглашения;
наличие документа, регламентирующего
должностные обязанности сотрудника до того, как он приступит к исполнению
служебных обязанностей.
ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ
В процессе исполнения работником
возложенных на него обязанностей СВК контролирует:
эффективность и работоспособность
систем, контролирующих соблюдение работником установленных правил совершения
банковских операций. Под эффективностью и работоспособностью понимается наличие
процедур и механизмов, исключающих выход работника за пределы установленного
ему объема и состава операций, соответствие условий проводимых работником
сделок общей политике привлечения или размещения ресурсов банка. Это
предполагает контроль за:
соблюдением лимитов открытых
позиций дилерами и брокерами4
объемами выдаваемых и привлекаемых
одним лицом ресурсов, а также
установление объема и сделок, выше
которого решения о проведении сделки принимаются вышестоящим руководителем.
ПОСЛЕДУЮЩИЙ КОНТРОЛЬ
СВК контролирует:
корректность ведения работником
первичной документации;
проведение в полном объеме
установленных в банке процедур сверки, согласования и визирования;
процедуру формирования на базе
документов балансовых данных;
регулярность рассмотрения
вышестоящим руководителем результатов проведенных работником операций;
эффективность применения процедур
защиты конфиденциальной банковской информации.
2-й уровень
Риски ликвидности и снижения
капитала, формируемые решениями управленческого аппарата:
кредитный риск4
риск неперевода средств;
рыночный риск;
процентный риск;
риск потери ликвидности;
операционный риск;
правовой риск;
риск потери репутации банка.
Основной объект контроля –
механизмы принятия решений в банке и соответствие тактики развития коммерческой
деятельности банка целям, определенными его участниками и закрепленными в
документах.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
СВК представляет руководству банка
заключение о реалистичности достижения банком поставленных целей, а также
предложения об организационных решениях , которые необходимо предпринять для их
достижения. При рассмотрении программы развития банка СВК оценивает соблюдение
оптимальных значений рисков и учета пруденциальных норм с точки зрения их
реального выполнения. Одновременно контролируется включение в управление банком
процедуры оптимизации принимаемых рисков:
на каждом уровне принятия решений
должны бать установлены качественные и количественные ограничения рисков4
каждое подразделение должно иметь
четко установленные ограничения полномочий и ответственности, а в тех случаях,
когда функции пересекаются, или в случае проведения сделок, несущих высокий
риск, необходимо иметь механизм принятия коллегиальных решений;
должен быть порядок пересмотра
внутрибанковских ограничений на объем, состав и условия совершаемых отдельными
подразделениями сделок и перераспределения рисков;
банк должен иметь план оперативных
действий, в случае если негативное влияние рисов наступило одновременно, в
связи с чем банк испытывает дефицит свободных средств.
ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ
СВК на основе регулярных
комплексных и тематических обследований подразделений банка контролирует
соблюдение принятых на предварительном этапе правил оптимизации рисков. При
этом постоянно отслеживаются:
значения рисков, оперативность и
достоверность информирования руководства банка о текущем состоянии показателей
риска по банку и в разрезе подразделений с позиций их соответствия
пруденциальным нормам;
своевременность выполнения
подразделениями и работниками банка принятых от имени банка обязательств,
соответствие практики проведения сделок нормам законодательства и деловым
обычаям;
недопущение убытков и снижения
объема собственного капитала банка;
качество принимаемых банком
залогов;
соблюдение принципа коллегиальности
принятия решений, в случаях когда такой подход принят в банке или установлен
Банком России;
наличие у банка возможностей
оперативно привлекать ресурсы ил доразмещать средства в случае непредвиденных
изменений емкости ил доходности используемых сегментов финансовых рынков;
соблюдение юридической
правомерности и экономической целесообразности совершаемых сделок;
соответствие данных синтетического
и аналитического учета
СВК совместно со службой
безопасности проводит тематические проверки в случаях, когда совершаемые
подразделением или работником операции незапланированно изменяются с точки
зрения объемов или состава применяемых инструментов.
Банк России рекомендует наделить
СВК следующими правами и обязанностями:
согласование условий конкретной
сделки банка в случае, если объем возможных убытков от ее проведения превышает
3% капитала банка;
приостановление проведения
подразделением или работником сделок в случае нарушения им установленных
значений рисков до принятия решения компетентным органом управления банка.
ПОСЛЕДУЮЩИЙ КОНТРОЛЬ
СВК организует изучение рисков,
анализирует практику управления ими, имея в виду внесение руководству банка
предложений о совершенствовании методики оценки и порядка контроля за рисками,
а также предотвращение нарушений установленного порядка контроля.
3-й уровень
Риски, предопределяемые внешними по
отношению к банку макроэкономическими и нормативно-правовыми условиями
деятельности:
не отвечающие интересам банка
текущая емкость и доходность финансовых рынков, на которых банк проводит
операции;
негативные общие и структурные
тенденции экономического развития;
неблагоприятные изменения
государственной экономической политики;
неблагоприятные изменения
нормативно – правовых условий банковской деятельности.
Объект контроля – аналитическая
работа с точки зрения учета в управлении банком влияния экономических и
нормативно-правовых условий его работы на эффективность выбранных направлений текущего
и перспективного развития банка.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
СВК контролирует полноту, состав и
своевременность обновления исходных баз данных, на основе которых аналитические
и функциональные подразделения банка оценивают и прогнозируют перспективу.
Контролирует наличие порядка
оперативного и систематического информирования руководства банка:
о выводах и предложениях
аналитических служб о текущей ситуации;
о прогнозах развития ситуации на
соответствующем сегменте рынка;
об изменениях в экономике в целом,
в нормативно-правовом обеспечении банковской деятельности.
ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ
СВК периодически проверяет
исполнение задач анализа и прогнозирования ответственными работниками и
подразделениями банка и своевременное доведение выводов и предложений аналитического
характера до руководства банка. Отслеживает наличие в функциональных
подразделениях системы контроля качества и стоимости предлагаемых банком
продуктов, сравнение их с услугами других банков. Оценивает своевременность
реагирования функциональными подразделениями на действия конкурентов, а также
на изменения хозяйственной конъюнктуры в нефинансовом секторе.
ПОСЛЕДУЮЩИЙ КОНТРОЛЬ
СВК сравнивает выводы и
рекомендации аналитических служб и реальное развитие ситуации, вносит соответствующие
предложения руководству банка.
Актуальность проблемы
внутреннего контроля всегда признавалась банковским сообществом. Практика
повседневной работы, направленной на минимизацию своих рисков, привела
российские банки к осознанию необходимости создания в той или иной форме систем
внутреннего контроля. Законодательно закреплен контроль со стороны владельцев
через общее собрание, совет и ревизионную комиссию банка. Исполнительное
руководство (правление) обязано постоянно вести оперативный контроль за всей
деятельностью банка. Есть главный бухгалтер и подчиненные ему сотрудники.
Каждое структурное подразделение банка в соответствии с законом и нормативными
актами обязано осуществлять внутренний контроль за совершаемыми операциями.
Такой контроль и его процедуры предусмотрены должностными инструкциями
ответственных исполнителей, руководителей подразделений. Выдачу кредитов
заемщикам контролирует кредитный комитет. Существуют, как правило, служба
безопасности и различные аналитические подразделения. Существуют внутренний и
внешний аудит.
Этой сложной совокупности
контрольных органов не хватает только одного - качества контроля. А низкое
качество контроля в свою очередь обусловлено низким качеством управления
деятельностью банков.
Необходимым
предварительным условием качественного внутреннего контроля можно полагать хорошую
регламентацию операций, проводимых в банке, когда контролирующие точно знают из
документов, как именно обязаны (или могут) действовать проверяемые. Другим
условием можно считать то, что служба внутреннего контроля в банке должна создаваться
в интересах эффективного им управления. Можно также принять за аксиому положение
о том, что все основные (общесистемные) решения относительно системы контроля
должны быть тщательно проработаны с самою начала. Исходя из этих условий можно
предложить следующие основные принципы создания качественной системы
внутрибанковского контроля:
Принцип целевой ориентации —
направления деятельности системы внутреннего контроля и решаемые ею задачи
должны быть ориентированы прежде всего на достижение утвержденных целей
деятельности банка, отраженных в его планах (программах) в виде конкретных
работ.
Принцип первого руководителя —
классический принцип построения систем управления, предусматривающий, что
система внутреннего контроля создается и функционирует под руководством
председателя правления (иной вариант — председателя совета) банка.
Принцип целостности и полноты
системы — система должна быть единой, состоящей из упорядочен ной совокупности
элементов, объединенных логическими связями и действующих согласованно для
решения поставленных перед нею задач, а ее действие должно распространяться на
все виды деятельности и операции банка.
Принцип документарной основы
контроля — контролю подвергаются деятельность банка, указания и решения его
руководителей, закрепленные в принятых формах документов.
Принцип регламентации –
функционирование системы должно четко и однозначно определяться документами
единого комплекса организационно-управленческой документации банка. Все
документы, регламентирующие работу системы внутреннего контроля, должны
строиться вокруг основного документа, имеющего статус стандарта банка.
Принцип адаптации — система должна
быть гибкой и оперативно настраиваться на использование новых инструментов
контроля и/или решение новых задач.
Принцип специализации — система
внутреннею контроля не должна разрушать сложившуюся организационную структуру
банка, а выполнять свои функции путем «вживания» в нее; не должна подменять
собой другие системы или службы и дублировать их работу, а также вмешиваться в
оперативную деятельность подразделений и служб банка.
Принцип обеспечения качества
решений — вся информация, поступающая руководителям банка, должна обладать
качеством и достоверностью, необходимыми для принятия на ее основе оптимальных
решений. Внутри системы контроля должны быть предусмотрены процедуры контроля
качества работы самой этой системы.
Принцип содержательного характера
контроля — контролироваться должно прежде всего соответствие характера
исполнения документа (решения, указания) ею экономической сущности.
Принцип оперативности —
концентрируя и уплотняя информацию с использованием всех доступных методов ее
комплексною анализа, система должна обеспечивать обработку и представление
информации руководителям банка в реальном масштабе времени, т.е. в сроки,
позволяющие им своевременно принимать необходимые решения, а ответственным
исполнителям — успевать принимать к исполнению эти решения.
Приложение 8
Принципы внешнего банковского
контроля:
|
Принципы внутреннего контроля:
|
1.Универсальность и обязательность.
Под надзор должны попадать все без исключения кредитные организации,
работающие на территории страны, причем согласие на контроль и выполнение
требований контрольных органов должно быть обязательным условием не только
получения банковской лицензии, но и последующего выполнения банковских
операций. |
1.
принцип разделения обязанностей, |
2. Законодательное закрепление за
Центральным Банком контрольных функций с предоставлением ему права издавать
соответствующие нормативные акты, обязательные для всех банков (кредитных организаций). |
2.
принцип непрерывности, |
3. Единство требований контрольных
органов. Ко всем кредитным организациям, выполняющим одинаковые виды
деятельности (операции), должны предъявляться одинаковые требования. Там же,
где требования могут и/или должны быть дифференцированными, должны
использоваться ясные и стабильные правила дифференциации. Закон разрешает
Банку России дифференцировать, например, экономические нормативы
деятельности банков, однако он не пользуется этим правом. |
3.
принцип предметности и конкретности, |
4. Обязательность исполнения
законных требований органов контроля. |
4.
принцип объективности, |
5. Единство количественного и
качественного контроля. Необходимо отслеживать не только формальное
соблюдение кредитными организациями тех или иных правил, нормативов,
требований, указаний, но и качественных (экономических и финансовых)
характеристик их развития, что требует хорошего мониторинга и не менее
качественной индивидуальной аналитической работы. |
5.
принцип всеохватности и многоплановости, |
6. Сочетание превентивного
(упреждающего) и последующего контроля. Превентивный контроль следует
понимать и как предварительный (еще на стадии создания банка), и как
профилактический, предупреждающий появление и накопление в деятельности
функционирующих банков негативных явлений и тенденций. Если надзор выявляет
важные проблемы на ранней стадии их развития, когда «ничего еще не
произошло», то основанием для применения к соответствующему банку регулирующих
мер воздействия следует признать саму рискованную деятельность, а не только
фактически состоявшееся нарушение тех формальных соотношений структуры
баланса, которые в конечном итоге и отражены в обязательных нормативах
банковской деятельности. К этому должны быть готовы, в том числе
психологически, работники как надзорных органов, так и банков. |
6.
принцип информационной достаточности
для принятия решения и ограничения доступа к информации, не относящейся к
проведению конкретной операции и/или превышающей лимит функциональной необходимости
в рамках должностных обязанностей, |
7. Сочетание дистанционного
(документарного) и «контактного» (проверки на местах) способов контроля.
Контроль только в форме документарных проверок (дистанционного анализа
документов) совершенно себя не оправдывает.
|
7. принцип
использования различных видов контроля в зависимости от функциональной принадлежности
объектов контроля, текущей необходимости и комплексности поставленных задач. |
8. Профессионализм контроля.
Чтобы эффективно вести надзор, нужно четко понимать характер бизнеса банков
(в целом лучше, чем работники проверяемых банков), свободно ориентироваться в
его тенденциях и на этой основе анализировать проводимые банком операции.
|
|
9. Адекватность контроля. Небольшие
банки с малым количеством операций объективно требуют только технологического
надзора, тогда как крупные и средние нуждаются в углубленном анализе. |
|
10. Конструктивный характер
контроля. Главная задача надзорных органов — помогать поддерживать
работоспособность банка, как можно раньше выявлять причины возможных
трудностей и своевременно содействовать их преодолению. Центральный банк не
должен выступать в роли надзирателя. |
|
11. Консолидированный характер
контроля. Контроль за банком должен вестись на основе учета операций всех его
подразделений (филиалов, отделении), а также дочерних и зависимых
организаций. |
|
12. Сочетание государственного,
независимого аудиторского (внешнего), общественного (со стороны общественных
объединений самих банков) и внутреннего контроля. |
|
13. Достоверность данных и полная
ответственность за их качество и конфиденциальность. |
|
14. Открытость для широкой
общественности. |
|
|