МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Реферат: Товарные биржы

    Восстановление экономического механизма в таких условиях во многом связывалось с воссозданием отдельных элементов дореволюционной экономики, переживающей в предвоенное пятилетие бурный подъем. В частности, число бирж за указанный период фактически удвоилось. Не случайно из 39 товарных бирж, открытых к середине 1922 года, 33 возникли в городах, где они существовали и до революции.

    Первые советские товарные биржи (Саратовская, Пермская, Вятская, Нижегородская и др.) возникают в 1921 году по инициативе местных кооперативных органи­заций – в то время наиболее крупных участников рыноч­ного оборота.

    Однако уже с 1922 года резко активизировались го­сударственные органы. С одной стороны, они стремились регулировать развитие этого процесса, с другой – опре­делять содержание деятельности экономического института. Из 33 бирж, вновь открытых в первом полугодии 1922 года, 3 учреждено ГСНХ, 14 – ГСНХ и Губсоюзами, 10 – Губэкосо и 6 несколькими хозяйственными учреждениями. Созданные биржи ориентируются на положение о Москов­ской Центральной бирже ВСНХ и Центросоюза взамен Положения о центральной кооперативной бирже при Цент­росоюзе.

    Логическим завершением эволюции стало преобразование бирж в общественные организации, созданные по типу ассоциации с участием государственных предприя­тий, кооперативных организаций, смешанных обществ, а также владельцев частных торговых и промышленных учреждений. Вместе с тем резко увеличилась регулирую­щая роль государства в развитии торговли. Биржи стано­вились подведомственными Комвнуторгу при СТО, устанав­ливался разрешительный порядок их открытия, приема в члены биржи и т. д. На места поступила инструкция о пере­работке уставов в соответствии с типовым, разработанным Комвнуторгом. В дальнейшем товарная биржа все более рассматривается как дополнительный инструмент реали­зации экономической политики государства, соответственно эволюционирует круг закрепленных за ней функций.

    В эпоху НЭПа существовало три основных подхода к определению задач и функций советских бирж. Опре­деляющее значение в их деятельности имела посредниче­ская работа. Кроме того, они рассматривались как инстру­мент, призванный самостоятельно регулировать рынок за счет установления единых цен. И наконец главная задача – учет и анализ товарооборота, на первое место выдвигаются учетно-статистические исследовательские функции.

    Все три подхода в той или иной мере получили свою практическую реализацию. В результате – множествен­ность и неопределенность ставившихся задач и, естествен­но, функции бирж.

    Положением определялось, что товарная биржа является организацией торгующих предприятий и лиц, имеющей целью устройство периодических собраний для совершения торговых сделок, выявление товарных цен, спроса и предложения товаров, изучение, упорядочение и облегчение товарооборота и связанных с ним торговых операций, представительство нужд и интересов торговли перед органами правительства, примирительное разрешение споров по сделкам.

    Со временем все большее значение приобретает учетно-контрольный аспект деятельности бирж. Они становятся вспомогательным аппаратом в процессе государственного регулирования рыночных отношений и не только помогают в выработке лимитов, но и вскрывают факты отступления от них.

    Более того, биржевый аппарат все в большей степени рассматривается как необходимый орган для централи­зованного правительственного  руководства промыш­ленными торговыми предприятиями. Биржевая статистика позволяла контролировать различные ведомства, состояние отдельных отраслей и даже отдельных предприятий. Существовавшие при крупных товарных биржах статистико-экономические отделы давали государству достаточно полную картину предпринимательства и выявляли товарные потоки. Благодаря этому государство имело представление о товарных запасах у основных контрагентов, о движении цен, о рыночной конъюнктуре. То есть уже в тот период кладутся первые мазки на портрет всем нам ныне хорошо знакомой инспекционной службы со всеми атрибутами командно-административной системы.

    Расширенное толкование функций товарных бирж, а в сущности их неоправданная эскалация, сопровождалось атрофированием других присущих им функций. В частности, материалы 1924–1925 годов показывают, что доля удов­летворенного спроса составляла 60–65 процентов, а пред­ложения – 50–60 процентов. Учитывая низкий уровень других показателей –  посещаемости, соотношения сделок и количества посетителей, размера сделок и т. д., очевидно, что биржа свои посреднические функции выполняла не в полной мере и, следовательно, ее реальное значение ока­залось недостаточным.

    Среди причин, предопределяющих слабость посредниче­ской работы советских бирж, в первую очередь следует назвать товарный дефицит, в условиях которого биржевое посредничество становится экономически не жизненным. Возможность спекулятивного товарооборота отрицает его господствующее положение в оптовой торговле и коопе­рации.

    Сказалось неправильное организационное построение биржи, их «универсализм», то есть претензии на охват торговли всеми товарами, расценивавшийся в то время как их преимущество. Необоснованность такого подхода подтвердилась в дальнейшем выделением секций-отделов бирж по определенным группам товаров. И наконец плаху под биржу подвело жесткое планирование и монополи­зация сбыта продукции. Тресты и синдикаты, не нуж­даясь в бирже как регуляторе и организаторе цен и пользуясь своим монопольным положением, централизо­вали функцию ценообразования. Устанавливая типовые договоры для поставщиков и покупателей, они могли обходиться без биржевого регулирования сделок.

    По мере укрепления принципов централизованного планирования сбыт все большего объема промышленных товаров стал осуществляться на основе государственных планов и генеральных договоров. Торговое посредничество стало ограничиваться только непланируемыми в центра­лизованном порядке товарами.

    Среди всего многообразия проблем и особенностей советской товарной биржи наибольший интерес для се­годняшнего дня представляют три узловых момента: котировка, регистрация внебиржевых сделок, состав контр­агентов.

    Котировка в классическом варианте представляет собой регистрацию биржевых цен с последующей их пуб­ликацией. В целом опыт периода НЭПа следует признать отрицательным из-за неоправданно широкого и крайне неточного, несопоставимого по отдельным биржам перечня товаров, отсутствия единых стандартов на них. Оценка конъюнктуры рынка проводилась субъективно, зачастую без использования котировального материала. При этом оказывалось давление органов Комвнуторга на комис­сии с целью отражения в котировках лимитных цен, ко­торые, как правило, оказывались ниже реальных. Таким образом, предпринимались попытки накинуть узду на рынок.

    В связи с развитием трестов и синдикатов резко ме­нялась номенклатура традиционно котируемых товаров. Если на дореволюционной бирже этой операции подвер­гались только нефть и продукты ее перегонки, то в совет­ский период она из котировки исключалась. Вместо зна­чительного числа нефтепромышленников и экспортеров воспроизводство и реализация сосредоточивались в Азнефти.

    Большие трудности возникли с учетом цен сделок, которые зависели не только от условий, но и от статуса непосредственных участников. При общем дефиците ре­сурсов торговля между государственными и кооператив­ными организациями производилась по сравнительно низ­ким ценам, с участием частных лиц – по повышенным ценам.

    Важнейшим источником котировального материала стала декретированная СТО обязательная регистрация государственными организациями внебиржевых сделок. Побудительным мотивом к такому шагу послужили по­пытки государства административным путем привлечь наибольшее число сторон на биржу и в то же время уста­новить дополнительный контроль над деятельностью промышленных и торговых предприятий. Директивное решение последовало после безуспешных попыток внедрить его рекомендательными мерами.

    В регистрационном бюро внебиржевые сделки ана­лизировались с позиций их экономической и коммерческой целесообразности. Те из них, которые заключались госуч­реждениями и предприятиями между собой, регистриро­вались продавцом. Сделки госорганов с кооперативными и частными предприятиями и лицами регистрировались лишь госорганами. Акт купли-продажи подлежал регист­рации в течение трех дней.

    Параллельно применялось экономическое стимулиро­вание к проведению биржевых операций путем более вы­соких ставок сборов с внебиржевых сделок при их регист­рации. Однако на практике такой маневр не сыграл сколько-нибудь заметной роли. Заключенные фактически вне биржи сделки просто приносились или даже присылались через рассыльного для оформления их как биржевых.

    Состав контрагентов советской торговой биржи, не­смотря на краткую историю ее существования, претерпел определенную эволюцию. На начальном этапе основными ее участниками стали государственные и кооперативные организации. Частные предприятия и лица появлялись здесь лишь эпизодически. И это в общем-то понятно, поскольку доля частного предпринимательства в рыночном обороте оставалась незначительной. К тому же они стреми­лись скрыть реальные масштабы своего оборота из-за допускавшейся дискриминации. Частные лица не могли быть членами центральной товарной биржи, не допуска­лись на биржевые собрания. Например, по уставу Сара­товской биржи частные лица имели право быть ее члена­ми, но число их в собрании не должно было превышать 2/7 общего количества участников.

    Вообще же членами товарной биржи могли быть госу­дарственные предприятия и учреждения, кооперативные организации и их объединения, уплачивающие промысло­вый налог не ниже 3-го разряда по торговле и 5-го раз­ряда по промышленности, физические и юридические лица, являющиеся владельцами частных торговых и про­мышленных предприятий. На биржи допускались иност­ранцы, удовлетворяющие установленным довольно жест­ким требованиям. Важно отметить, что, помимо добро­вольного членства, существовал институт обязательного членства.

    По мере развития частного предпринимательства, расширения биржевой торговли растет доверие к ней частника, возрастает его участие. В известном смысле переломным можно считать рубеж 1924–1925 годов, ког­да за девять месяцев (с октября 1924 по июнь 1925 года) при общем росте состава членов бирж с 4024 до 5446 число частных лиц увеличилось с 731 до 1395. Эта тенденция получила дальнейшее развитие.

    На 1 октября 1926 года – апогей биржевой торговли – в стране насчитывалось 114 товарных бирж. Их членами состояло 8514 торгово-промышленных предприятий и част­ных лиц. Государственные и кооперативные органы со­ставляли 67 процентов, а частные лица – 33 процента участников.

    В целом, повторимся еще раз, несмотря на относительно широкое развитие товарных бирж, с коммерческо-рыноч­ной точки зрения, они уже для того времени представляли собой достаточно устаревший тип организации торговли.

    В дальнейшем, в условиях свертывания НЭПа и курса на жесткую централизацию в управлении народным хо­зяйством, начинает последовательно проводиться линия на ликвидацию товарных бирж. В декабре 1926 года при­нято решение о сокращении их числа до 14 и сужении функций, а с февраля 1930 года – о ликвидации.

    Современный этап в деятельности товарных бирж начался в мае 1990 г. с регистрацией Московской товарной биржи (МТБ).

    Состояние российской экономики к 1990 г. характеризовалось, в отличие от западной, беспрецендентным уровнем монополизации, весьма своеобразным и непродуманным размещением предприятий, материальной и финансовой разбалансированностью и другими особенностями.

    Демократические реформы позволили после долгого перерыва возобновить биржевую торговлю. несмотря на серьезные экономические проблемы и при отсутствии опыта биржевой торговли, биржи стали заметным явлением экономической жизни.

    В течение 1990–1991 г.г. в России происходил настоящий «биржевой бум» было зарегистрировано (по разным источникам) 700–900 бирж. Во всем мире, в это время, насчитывалось около 120 товарных бирж.

    Товарные биржи, созданные в этот период, имели ряд черт, которые не позволяли их считать полноправными биржами: нерегулярность дней торговли и нефиксированность часов торгов; универсальный характер номенклатуры товара, большое количество небержевых товаров; отсутствие практически специализированных секций; нестандартизированность партий товаров, несовершенство или отсутствие методов котировки и др.

    Отечественные биржи, в отличии от зарубежных, создавались как коммерческие организации, и большинство представляло собой обычные посреднические предприятия, которые выставляли на продажу товары от своего имени и покупали товары для дальнейшей реализации, сдавали в аренду или продавали брокерские места желающим торговать на их площадях по установленным им правилам.

    С вступление в действие с 1 марта 1992 г. Закона о товарных биржах и биржевой торговли, в котором ожесточаются требования к биржам и биржевым товарам, ограничивается инвестиционная деятельность бирж, а также с изменение экономической ситуации в стране, количество бирж резко сокращается. В таблицах 2, 3 приведены основные показатели деятельности товарных бирж и структур и структур их биржевого оборота за 1992-1998 г.г. До 1996 года идет рост биржевого оборота и концентрация его на меньшем количестве бирж, однако с 1997 г. наблюдается падение биржевой торговли реальным товаром и уменьшение количества бирж. Несмотря на рост потребительских товаров, в структуре биржевого оборота 1998 года все-таки преобладала продажа близких к сырьевым товаров (89,3 %).

    Таблица 3. Основные показатели деятельности товарных бирж

    за 1992-1998 г.г.

    1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998
    Число бирж и товарным отде­лов товарно-фондовых бирж (на конец года) 224 159 137 91 78 67 47
    Среднесписочная численность работавших на биржах (без совместителей) и работников несписочного состава, тыс. человек 7,8 4.3 2.6 1,7 1,3 1,0 0.7
    Численность совместителей, тыс. человек 2.0 1.0 0,6 0,3 0,14 0,11 0.1
    Число проведенных торгов, тыс. 19,7 14,3 10,8 6,6 7.9 4,3 2.6
    Число заключенных сделок, тыс. 147,7 182.5 175,5 125.2 50.1 25.9 11,9

    Биржевой оборот – всего1), млрд. руб. (1998 г – млн. руб.)

    335.1 872.4 1327 1675 4653 2960 2321
    в том числе:
    потребительские товары 107,9 215.5 235,0 664,3 463 1297 1943
    продукция производственно-технического назначения 227,0 656,6 1081 951,2 4151 1624 377
    прочие виды товаров 0,2 0,3 11,1 59,6 39 39 -

    На биржевых торгах в 1998 г. преобладала продажа агропродукции (78,8% биржевого оборота), газа естественного, нефти и нефтепродуктов (5,2%), металлов и металлоизделий (5,3%).

    1) В фактически действовавших ценах, без оборота по фьючерсным сделкам.

    Таблица 4. Структура оборота товарных бирж за 1992-1998 гг


    Первые попытки создания фьючерсного рынка относятся к 1992 году. Для формирования фьючерсного рынка предлагались: сахар-песок (рафинат), пшеница второго класса мягкая, древесина ценных пород, бензин А-76, алюминий в чушках и др., однако все попытки российских товарных бирж наладить полноценную торговлю товарными фьючерами были безуспешными. В условиях сильной инфляции, когда цены на товары изменялись лишь в сторону повышения, товарный фьючерсный рынок развиваться не смог.

    С осени 1992 г. на МТБ начала развиваться фьючерсная торговля валютой (первым фьючерсным контрактом стал контракт на 10 долларов США с поставкой в декабре). Она шла высокими темпами. В 1995 г. объем валютного контракта был увеличен до 5000 долларов США. Росту фьючерсной торговли способствовало наличие хорошо развитого реального рынка валюты, на котором неоспоримым авторитетом пользовались котировки ММВБ (Московской межбанковской валютной биржи) и изменчивость валютного курса.

    В июне 1993 г. на МТБ появились специальные агенты по хеджированию, работающие исключительно на клиентов – хеджиров. По результатам проведенного опроса в конце января 1995 г., среди руководителей московских торговых фирм, около 15% (из 242 опрошенных) либо уже работали с фьючерсными контрактами, либо собирались использовать хеджирование от резких колебаний валютного курса.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.