Реферат: Современное мировое хозяйство
Разработка такого рода
комплексных соглашений особенно актуальна в условиях, когда страны СЭВ
совместно определяют первоочередные объекты производственной и научно-технической
кооперации с целью содействия развитию приоритетных видов производства,
определяющих технический прогресс и эффективность многих отраслей и народного
хозяйства в целом.
Материализация любой научной идеи
требует эффективного взаимодействия всех звеньев единого цикла
“наука-производство”. Попытки внедрять в “сыром виде” достижения науки в
народное хозяйство ведут к значительным дополнительным затратам при
производстве и использовании новой техники, препятствуют ее широкому
распространению, часто дискредитируют правильную научную идею. Поэтому каждое
направление научно-технического прогресса, рассчитанное на массовое
использование его результатов в народном хозяйстве должно включать в
обоснованном соотношении научно-исследовательские и проектно-конструкторские
организации, технологические институты и опытные производства; назрела также
необходимость создания специализированных внедренческих организаций
(“инженерных фирм”).
Эти фирмы наряду с обслуживанием
потребителей новой техники должны заниматься и организацией процесса внедрения
(управленческие услуги по внедрению техники, “авторский надзор”, “привязка”
техники и технологии к местным условиям и т. п.).
Интенсификация научных
исследований означает в современных условиях осуществление принципа
приоритетности в развитии науки, концентрации ресурсов науки на решающих
направлениях. В условиях, когда замедляется экстенсивное расширение всех видов
ресурсов, в том числе научно-технических, такая концентрация может потребовать
систематического перераспределения ресурсов между направлениями развития
науки, большего приспособления к новым условиям организации науки и подготовки
научных кадров.
На основе расширенного и
пропорционального воспроизводства всех звеньев НИОКР и концентрации
научно-технических ресурсов должно быть обеспечено сокращение продолжительности
цикла “наука—производство” и тем самым ускорен оборот научно-технических
ресурсов. Для этого, помимо названных условий, необходимо повышать оснащенность
труда ученых, его эффективность на основе форсированного развития научного
приборостроения; моделировать и автоматизировать научные эксперименты на основе
использования ЭВМ, что позволит как сократить время и трудоемкость
экспериментов, многократно увеличить их число, так и учесть еще на стадии
научных исследований возможные условия фактического использования нововведений;
значительно ускорить проектные и конструкторские работы на основе
автоматизированного поиска и выбора уже имеющихся стандартных решений,
широкого использования ЭВМ и соответствующей периферийной техники.
В наибольшей мере усиление
планомерного характера научно-технического прогресса в условиях содружества
должно проявиться в возрастающих масштабах, скорости и эффективности внедрения
и распространения (тиражирования) нововведений в народном хозяйстве. Для этого
необходимо целенаправленно формировать условия как для вертикального
(разработка—внедрение), так и для горизонтального перемещения технологии (охват
новой техникой все новых и новых объектов, сфер ее применения).
Все более важными критериями
результативности взаимного сотрудничества на современном этапе становятся
такие показатели, как степень его воздействия на качественное преобразование
отраслей и производств; осуществление сдвигов в ассортиментной структуре
продукции; повышение “скорости перемещения” технических новинок по стадиям процесса
их научно-технической разработки и освоения производством.
В итоге деятельности стран и
органов СЭВ в области ускорения технического прогресса синтез научно-технического
и производственного сотрудничества приобретает качественно новое содержание.
Естественно, этот процесс еще не завершен. Он, как отмечено в документах СЭВ,
нуждается в дальнейшем ускорении, в усилении ориентации на конечные
производственные результаты.
Решение этого вопроса
предполагает реализацию комплекса мероприятий как на макро, так и на
микроэкономическом уровне: согласованное изменение соотношения между
капиталовложениями на новое строительство и модернизацию; налаживание выпуска
оборудования, необходимого для осуществления модернизации и реконструкции;
создание необходимых экономических и организационно-правовых предпосылок для
оперативного распространения растущего потока инноваций в масштабах содружества
стран СЭВ.
Здесь многое зависит и от
преобразований в области экономического механизма сотрудничества. Так,
рациональное международное разделение труда в области науки и техники нельзя
себе представить на современном этапе, а тем более в перспективе без его
органического соединения с кооперацией в сфере производства. Последовательное
решение этой проблемы зависит от многих факторов. В их числе развитие
производственной и научно-технической кооперации, создание условий для
расширения непосредственных (прямых) связей национальных хозяйственных
организаций, для формирования совместных фирм, для объединения ресурсов социалистических
стран в других формах. Эти условия включают в себя не только материальные, но
и организационно-правовые предпосылки, в том числе необходимую степень
унификации норм национального хозяйственного права.
Учитывая возросший научно-технический
потенциал стран СЭВ и разветвленную систему их научно-технического
сотрудничества, представляется целесообразным усилить научно-техническое
обоснование решений, принимаемых в области специализации и кооперации
производства, а также при определении объемов и структуры взаимных внешнеторговых
поставок. Для этого предстоит разработать уже давно получившую признание в
теоретическом плане систему практических мероприятий, обеспечивающих единство и
неразрывность цикла “наука — техника — производство — тиражирование новой
техники и технологий—обмен”.
Например, уже сегодня, на наш
взгляд, правомерна постановка вопроса об ускоренном формировании новой, достаточно
самостоятельной области производственной и научно-технической кооперации —
совместного внедрения получаемых по линии взаимного сотрудничества, а также в
итоге НИОКР в отдельных странах результатов научных исследований в
производство. При таком подходе появляется реальная возможность скорейшего
освоение новшеств (в том числе в рамках совместных фирм) на основе скоординированного
или совместного использования капиталовложений для совместного строительства
дополнительных производственных мощностей, расширения или реконструкции существующих
предприятий с ориентацией на развитие экспортного производства.
УКРЕПЛЕНИЕ
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ КАЧЕСТВЕННОГО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ВАЖНЕЙШИХ ОТРАСЛЕЙ
ЭКОНОМИКИ СТРАН СЭВ
В России была принята программа
применительно к экономической сфере была определена такая ключевая задача, как
кардинальное повышение производительности труда с ориентацией на достижение
высшего мирового уровня.
Страны СЭВ в совокупности
обладают для решения этой важнейшей задачи крупнейшим научно-техническим потенциалом,
развитым машиностроением. У них имеется возможность не только самостоятельно
разрабатывать новую технику и технологию, но и обеспечивать их материализацию
в основных фондах производственной и непроизводственной сферы, создавать тем
самым предпосылки для более активного участия в международном технологическом
обмене.
В то же время при укреплении
материально-технической базы, необходимой для качественного преобразования важнейших
отраслей экономики стран СЭВ, возникает ряд сложных задач. Первая из них —
активизация многостороннего сотрудничества по авангардным направлениям
технического прогресса путем разработки и реализации крупных совместных
программ, проектов, приоритетов. Это, безусловно, наиболее эффективный путь
международной концентрации ресурсов. В то же время возможности его
использования отнюдь не беспредельны. Число крупных международных программ
(даже при тщательно отлаженном механизме их осуществления) должно определяться
с учетом не только ресурсных, но и управленческих возможностей обеспечения их
реализации.
Возможности многостороннего сотрудничества
расширяются, когда в качестве организатора реализации международной программы
выступает предприятие или объединение той или иной страны, далее всего
продвинувшееся в разработке или освоении новой техники и технологии. Суть этой
разновидности многостороннего сотрудничества можно охарактеризовать как
выполнение национальной хозяйственной организацией функции технологического
интегратора — головной организации, налаживающей международную научно-производственную
деятельность хозяйственных организаций заинтересованных стран.
Тут возникает вторая проблема: по
ряду экономических и организационных причин эта разновидность многостороннего
сотрудничества реализовывалась на практике преимущественно лишь путем ее
преобразования в первую разновидность (например, посредством заключения
межправительственных соглашений, генеральных соглашений по специализации и
кооперации и т. п.). Она практически не стала его самостоятельной формой. Эту
задачу еще предстоит решить в полном объеме.
Третья проблема связана с широким
распространением (тиражированием) инноваций, имеющихся в отдельных странах. Тут
может быть использован самый широкий арсенал форм сотрудничества — прямые
связи, использование кредитных ресурсов для наращивания производства на соответствующих
национальных предприятиях. Но и здесь в качестве обязательного условия должна
выступать многосторонность сотрудничества (по крайней мере в таких областях,
как унификация, стандартизация, нормализация и т. п.).
Рассмотрим в качестве иллюстрации
ряд конкретных примеров решения новейших научно-технических проблем в странах
СЭВ с использованием различных конкретных форм сотрудничества. Следует
подчеркнуть прежде всего, что их крупнейший научно-производственный потенциал
вовсе более широких масштабах используется для качественного преобразования
важнейших отраслей и производств на коллективной основе. Так, в числе
крупнейших многосторонний соглашений, находящихся в процессе реализации, можно
назвать Соглашение о международной специализации и кооперировании производства
и взаимных поставках оборудования для атомных электростанций.
Оно предусматривает строительство
атомных электростанций в европейских странах — членах СЭВ. При решении этой
задачи осуществляется широкое сотрудничество в области научно-исследовательских
и проектно-конструкторских работ, создания специальных материалов, самых
современных видов оборудования, строительства необходимых производственных
мощностей.
Страны — участницы соглашения
осуществляют, в частности, переход к освоению производства оборудования для
атомных электростанций нового поколения с реакторными установками мощностью 1
млн. кВт. Все это обеспечивает выполнение программы расширения производства
электроэнергии на атомных электростанциях в странах — членах СЭВ. На перспективу
намечена имеющая важное народнохозяйственное значение разработка реакторных
установок большой мощности на быстрых нейтронах, а также использование атомной
энергии на атомных теплоэлектроцентралях и в атомных котельных.
На основе сложившейся кооперации
и с учетом возможностей стран было подписано Соглашение о сотрудничестве при
проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблеме
“Разработка реакторных установок большой мощности на быстрых нейтронах (с
натриевым теплоносителем и использованием в качестве теплоносителя
диссоциирующих газов) ”.
Программа работ по реализации
соглашения включает в себя такие темы, как разработка методов и программ для
физических расчетов новых реакторов; экспериментальные и теоретические исследования
теплофизики и гидродинамики активной зоны; оптимизация отдельных систем и
технических решений по реакторной установке; разработка отдельных видов
оборудования (парогенератор, арматура); разработка контрольно-измерительных
приборов, системы автоматического регулирования, управления и защиты. Ведутся
также поисковые работы по созданию опытной реакторной установки на быстрых
нейтронах с диссоциирующим теплоносителем.
Соглашение о многосторонней
специализации и кооперировании в разработке новых средств вычислительной
техники, в соответствии с которым объем взаимных поставок этих средств
возрастет примерно вдвое и достигнет 15 млрд. руб.
Россия и другие страны СЭВ
намерены реализовать крупные программы, связанные с освоением новейших
достижений современной науки и техники. В этих целях, в частности, Комитетом
СЭВ по сотрудничеству в области плановой деятельности принят перечень координируемых
на многосторонней основе проблем экономического сотрудничества и более
длительный период в увязке с научно-техническим сотрудничеством. В первом
(межотраслевом по своей сути) разделе перечня содержится 29 крупных
согласованных проблем.
Помимо решения таких важных
народнохозяйственных задач, как ресурсосбережение, совершенствование
топливно-энергетического баланса, решение продовольственной проблемы,
механизация погрузочно-разгрузочных работ и т. п., страны СЭВ уделяют растущее
внимание переходу от ручного, дистанционного, механического управления
машинами, механизмами и технологическими процессами к системам автоматического
управления с помощью электроники. Они решают задачи, связанные с использованием
микроэлектроники, робототехники, налаживают широкое взаимное сотрудничество в
данной сфере.
Одним из главных преимуществ
новых технических средств выступает то, что они создают возможности для
внедрения гибких систем автоматизации производства, для преодоления
ограничений, связанных с доминирующей до настоящего времени так называемой
одномерной или одно-целевой автоматизацией производства, основанной на использовании
негибких фиксированных систем изготовления продукции, приспособленной к
условиям массового производства с низким коэффициентом обновления выпускаемых
изделий.
В области микроэлектроники и
робототехники, на наш взгляд, особенно отчетливо проявляются как преимущества,
так и масштабы “неосвоенных резервов” взаимного сотрудничества. Например,
согласованности действий стран СЭВ в этой области наряду с многосторонними
соглашениями содействуют такие организационные формы, как Совет главных
конструкторов по робототехнике при Комитете СЭВ по научно-техническому
сотрудничеству, Межправительственная комиссия по сотрудничеству в области
вычислительной техники и др.
В то же время в отдельных странах
СЭВ реализуются национальные программы, которые, способствуя решению общей
задачи, пока что все же в ряде случаев недостаточно синхронизированы друг с
другом.
Весьма динамичная национальная
программа роботизации принята, в частности, в НРБ. Эта программа базируется в
основном на строительстве новых объектов представляющий собой
усовершенствованный вариант аналогичного комплекса фирмы “Фанук”.
В России свыше 200 модификаций
роботов разработали 50 НИИ и ПКБ различных министерств и ведомств. Многие из
них были быстро освоены производством.
Наряду с этим создаются специализированные
центры по. производству различных типов роботов (технологических, сварочных,
разливочно-литейных и т. д.), созданные при крупнейших и добившихся лучших
технических решений комбинатах. Эти центры будут распространять прогрессивный
опыт, вести работу по типизации и стандартизации их конструкций.
Ожидается, что в скором времени
парк роботов в странах СЭВ достигнет 200 тыс. шт. Этот парк станет результатом
реализации совместной программы, обеспечивающей странам-участницам крупный
экономический эффект. Ее практическое осуществление предполагает не только
выработку единой технической политики в данной области, но и наиболее
рациональное разделение производственных программ между отдельными странами —
членами СЭВ.
На основе научно-технического
задела по промышленным роботам, созданного в странах СЭВ, был разработан и подписан
договор о многосторонней международной специализации и кооперировании
производства роботов-манипуляторов различного назначения. В нем предусмотрена
специализация стран по производству 59 типов промышленных
роботов-манипуляторов. Тем самым было положено начало многостороннему
сотрудничеству в данной области.
Подписано Генеральное соглашение
о многостороннем сотрудничестве и организации специализированного и
кооперированного производства промышленных роботов, неотъемлемой частью
которого является программа организации сотрудничества в области разработки и
организации сотрудничества по робототехнике на базе унифицированных узлов и
деталей, специализированного и кооперированного производства автоматических
манипуляторов с программным управлением (промышленных роботов) для различных
отраслей народного хозяйства.
Но в этой области отчетливо
вырисовываются две сложные проблемы. Первая — уже в текущей пятилетке в машиностроении
европейских стран СЭВ работало около 130 различных моделей манипуляторов с
программным управлением. Такой “разброс” можно преодолеть лишь на базе
создания специализированных роботостроительных производств в сочетании с
выпуском унифицированных (на коллективной основе) модулей.
Вторая проблема — тесная
зависимость качества роботов - от микропроцессорной техники, потребности
робототехники в которой должны удовлетворяться в полной мере. Это тем более
сложный вопрос, если учесть быструю динамику развития и широкий диапазон
применения микроэлектроники. Микроэлектроника стала своеобразным показателем
технического и экономического уровня развития промышленных стран. Ее
применение, в особенности использование микропроцессорной техники, затрагивает
практически все области: машиностроение, автоматизацию в самом широком смысле
этого слова, сельское хозяйство, химию, строительство и т. д.
Микропроцессоры и созданные на их
основе системы развиваются быстрыми темпами. Практически каждые два года
появляется новое поколение микропроцессоров, и эта техника морально устаревает
за 3—4 года. Прогресс, который осуществляется в рассматриваемой области,
открывает широкие возможности для их использования в самых различных областях.
Согласно некоторым оценкам, микропроцессоры найдут применение более чем в 200
тыс. самых различных видах оборудования промышленного и другого назначения.
Перспективность и высокая
эффективность микропроцессорной техники предопределяет ее быстрое развитие.
Предполагается, что к 2000 г. их количество увеличится до 5—10 млрд.
В странах СЭВ развитию и
использованию микропроцессорной техники уделяется большое внимание. В ряде
стран были приняты и успешно реализуются программы комплексной электронизации
народного хозяйства. Вместе с тем для ускорения научно-технического прогресса в
данной области необходимо все более тесное и эффективное объединение усилий
многих стран. Микроэлектроника как по народнохозяйственному значению, так и по
специфике производства стала одной из приоритетных областей сотрудничества
стран СЭВ.
Первое место в развитии
микроэлектроники в содружестве стран СЭВ занимает Россия, выпускающий не
только широкий ассортимент этой продукции, но и технологическое оборудование,
необходимое для ее массового изготовления. Россия стала поставщиком многих
видов такого оборудования как в страны СЭВ, так и во многие другие страны
мира.
Микропроцессорная техника и
накопленный опыт по ее применению открывают возможности для перехода от автоматизации
отдельных операций, участков к автоматизации технологических комплексов, целых
предприятий с непрерывным и дискретным характером производства. Решается
задача всеобъемлющего охвата автоматизацией всех технологических переделов
промышленности. Предполагается, что системы массового производства с
рабочими-сборщиками перестанут или почти перестанут существовать.
Страницы: 1, 2, 3
|