Дипломная работа: Бухгалтерский учет и аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками (на примере ООО "Ореол-сервис")
Дипломная работа: Бухгалтерский учет и аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками (на примере ООО "Ореол-сервис")
Автономное
образовательное учреждение
высшего профессионального
образования
Государственный институт экономики, финансов, права и
технологий
Факультет:
Заочный
Кафедра:
Бухгалтерского учета
Дипломная
работа
на тему:
Бухгалтерский
учет и аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками (на
примере ООО «Ореол-сервис»)
Специальность:
Бухгалтерский учет, анализ и аудит
Выполнила студентка
группы № Данилина Ю.В.
Научный руководитель:
к.э.н., доцент Сывороткина О.С.
Рецензент:
Гатчина
2010 г.
Введение
В настоящее время ни одна
организация, независимо от формы собственности, не может функционировать без
ведения бухгалтерского учета, поскольку только данные бухгалтерского учета
обеспечивают полную информацию об имущественном и финансовом состоянии
организации. Синтетическая и аналитическая информация о состоянии материальных,
трудовых и денежных ресурсов, о результативности инвестиционной и кредитной
политики, о затратах и эффективности производства позволяет управлять
хозяйственной деятельностью и контролировать выполнение планов прибыли,
разрабатывать перспективные планы развития производства.
В организации
бухгалтерского учета на предприятиях большое внимание уделяется расчётам с
поставщиками и подрядчиками. Это обусловлено тем, что постоянно совершающийся
кругооборот хозяйственных средств вызывает непрерывное возобновление
многообразных расчётов. Одним из наиболее распространённых видов расчётов как
раз и являются расчёты с поставщиками и подрядчиками за сырьё, материалы,
товары и прочие материальные ценности.
В условиях нестабильной
рыночной экономики риск неоплаты или несвоевременной оплаты счетов
увеличивается, это приводит к появлению дебиторской и кредиторской
задолженности. Часть этой задолженности в процессе финансово – хозяйственной
деятельности неизбежна и должна находиться в рамках допустимых значений.
Основными задачами учета
расчетов с поставщиками и подрядчиками являются: формирование полной и
достоверной информации о состоянии расчетов с поставщиками и подрядчиками за
товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги,
необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям,
учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним
- инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;
обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям
бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства
Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их
целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств; контроль за
состоянием дебиторской и кредиторской задолженности; контроль за соблюдением
форм расчетов, установленных в договорах с поставщиками и подрядчиками.
Рыночные отношения
выдвинули объективную необходимость значительного повышения внимания к вопросам
организации независимой проверки финансово-хозяйственной деятельности
предприятия - аудита. Ведь предприятие теперь выступает в роли собственника
средств производства и продуктов труда, его дальнейшее развитие во многом
зависит от сохранности этих средств и эффективности их использования. Таким
образом, аудит должен осуществляться в первую очередь в интересах самого
предприятия. Рациональная организация контроля за состоянием расчетов
способствует укреплению договорной и расчетной дисциплины, выполнению
обязательств по поставкам продукции в заданном ассортименте и качестве,
повышению ответственности за соблюдением платежной дисциплины, сокращению
дебиторской и кредиторской задолженности, ускорению оборачиваемости оборотных
средств и, следовательно, улучшению финансового состояния предприятия.
Актуальность темы дипломной
работы заключается в том, что в современных условиях своевременное обращение
денежных средств, а также тщательно поставленный учет расчетных операций с
поставщиками и подрядчиками оказывают значительное влияние на финансовые
результаты предприятия, среди которых основное место занимает прибыль от
реализации товарной продукции.
Целью дипломной работы
является изучение особенностей организации бухгалтерского учета и аудита
расчетов с поставщиками и подрядчиками и разработка рекомендаций по постановке
и ведению бухгалтерского учета, которые могут быть направлены на повышение
эффективности деятельности предприятия.
В соответствии с
поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
-
раскрыть
сущность, значение и формы расчетов с поставщиками и подрядчиками;
-
исследовать порядок документального оформления
операций по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками;
-
изучить
особенности проведения аудиторских проверок расчетных операций с поставщиками и
подрядчиками;
-
проанализировать
практику организации бухгалтерского учета на исследуемом предприятии;
-
оценить систему
учета и внутреннего контроля расчетов с поставщиками и подрядчиками
-
провести аудит
расчетов с поставщиками и подрядчиками в организации.
-
разработать
мероприятия по совершенствованию организации учета и контроля расчетов с
поставщиками и подрядчиками.
Объектом исследования является
ООО «Ореол-сервис» - организация, основным направлением деятельности которой
является монтаж и обслуживание телекоммуникационного оборудования. Предмет
исследования - организации учета и контроля расчетов с поставщиками и
подрядчиками на предприятии.
Структура дипломной
работы состоит из введения, трёх глав, заключения списка использованной
литературы и приложений.
В работе применяются
следующие методы исследования: экономический, монографический, расчетный,
балансовый.
Методологической основой
исследования послужили труды отечественных ученых по вопросам бухгалтерского
учета, контроля и аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками, документы
бухгалтерско-финансовой отчетности предприятия за 2008-2009 гг.
1.
Теоретические основы бухгалтерского учета и аудита расчетов с поставщиками и
подрядчиками
1.1 Поставщики и
подрядчики: понятие, виды, работы, нормативное регулирование
Осуществлять
предпринимательскую деятельность, не вступая в договорные взаимоотношения по
поставке товаров, выполнению работ и оказанию услуг, а также по финансовым
расчетам по этим операциям, не представляется возможным. Контрагентами в
соответствии с ГК РФ выступают поставщики и подрядчики.
Поставщик – юридическое
или физическое лицо (в т.ч. индивидуальный предприниматель), который на основе
договора купли-продажи передает в собственность товары (работы, услуги),
находящееся у него на праве владения, пользования и распоряжения покупателю,
который в свою очередь обязуется оплатить эти товары (работы, услуги) в срок,
обусловленный договором купли-продажи.
Подрядчик – юридическое
или физическое лицо (в т.ч. индивидуальный предприниматель), который в силу
заключенного договора подряда обязуется выполнить определенную работу и сдать
ее заказчику, а заказчик обязуется принять выполненную работу и оплатить ее в
сроки, предусмотренные договором подряда. По договору подряда, заключенному на
изготовление вещи, подрядчик передает права на нее заказчику.
На правовое регулирование
расчетов с поставщиками и подрядчиками направлен ряд нормативных актов
различного уровня.
Прежде всего, необходимо
выделить Гражданский кодекс Российской Федерации, устанавливающий формы
расчетов и правовые основы расчетов, регулирующий договорные основы
осуществления безналичных расчетов.
Гражданский кодекс РФ
регулирует правоотношения, возникающие в процессе хозяйственной или иной
деятельности, основанные на праве собственности, договорных, имущественных и
других обязательствах участником правоотношений. Он базируется на нормах
Гражданского кодекса РФ, который регулирует права собственности, заключение
сделок и договоров, возникновение обязательств, их исполнение и т.п.
По
договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую
деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые
или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской
деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным
подобным использованием. (ст. 506 ГК РФ)
В
соответствии со статьей 516 ГК РФ осуществляются расчеты за поставляемые
товары: покупатель оплачивает поставляемые товары с соблюдением порядка и формы
расчетов, предусмотренных договором поставки. Если соглашением сторон порядок и
форма расчетов не определены, то расчеты осуществляются платежными поручениями.
Если договором поставки предусмотрено, что оплата товаров осуществляется
получателем (плательщиком) и последний неосновательно отказался от оплаты либо
не оплатил товары в установленный договором срок, поставщик вправе потребовать
оплаты поставленных товаров от покупателя. В случае, когда в договоре поставки
предусмотрена поставка товаров отдельными частями, входящими в комплект, оплата
товаров покупателем производится после отгрузки (выборки) последней части,
входящей в комплект, если иное не установлено договором [55, c. 62].
Так
же Гражданский кодекс регулирует: периоды поставки, порядок, принятие товаров
покупателем и многое другое.
Федеральный
закон «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 1996 года регулирует общие положения
и требования к ведению бухгалтерского учета: объекты, задачи, содержание
первичной документации, учетную политику, проведение инвентаризации, порядок
хранения документов и др.
Так
же правительство принимает постановления по наиболее важным вопросам,
конкретизирующим отдельные положения закона о бухгалтерском учете.
Положение по ведению
бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации,
утвержденным Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н (с изменениями и дополнениями). Данное положение разработано на основе Федерального
закона “О бухгалтерском учёте” от 21 ноября 1996 г. Оно определяет порядок
ведения бухгалтерского учёта и составления бухгалтерской отчётности в целом и в
части расчетов с дебиторами и кредиторами даёт правила оценки имущества для
составления бухгалтерской отчётности;
Положения по
бухгалтерскому учету "Доходы организации" (ПБУ 9/99), утвержденным
Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 32н и «Расходы организации»,
утвержденным Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н содержат некоторую информацию о дебиторской и кредиторской задолженности. Данные
Положения устанавливают, что дебиторская задолженность, относимая на финансовые
результаты включается в состав прочих расходов, еще неистребованная
задолженность, по которой истек срок исковой давности, а также дебиторская
задолженность, не реальная к взысканию должна быть включена в состав расходов
организации в сумме, в которой задолженность была отражена в бухгалтерском
учете. Причем просроченная задолженность списывается отдельно по каждому
обязательству.
В соответствии с ПБУ 9/99
(п. 6.2) при продаже продукции (работ, услуг) на условиях коммерческого
кредита, предоставляемого в виде отсрочки и рассрочки оплаты, выручка
принимается к бухгалтерскому учету в полной сумме дебиторской задолженности.
План счетов
бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и
Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина России от 31
октября 2000 г. N 94н.
В плане счетов в разделе 6 «Расчеты»
содержатся счета предназначенные для обобщения информации о всех видах расчетов
организации с различными юридическими и физическими лицами, а так же
внутрихозяйственных расчетов. Для этого существуют несколько счетов: 60
«Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и
заказчиками», 63 «Резервы по сомнительным долгам».
Методические
указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств - Приказ Минфина
РФ от 13.06.95 г. № 49 содержит информацию об инвентаризации расчетов.
Альбом унифицированных форм первичной
учетной документации разработан Госкомстатом России на основании Постановления
Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 года N 835. Формы первичной
учетной документации данного альбома утверждены Постановлением Госкомстата
России от 9 августа 1999г.N 66. Применение унифицированных форм первичной
учетной документации регламентируется "Положением по ведению бухгалтерского
учета и отчетности в Российской Федерации", утвержденным Министерством
финансов Российской Федерации от 29 июля 1998 года N 34н.
Так
же отношения, возникающие между поставщиками и подрядчиками, покупателями и
заказчиками регулируют: Указ Президента РФ «Об обеспечении правопорядка при
осуществлении платежей по обязательствам за поставку товаров (выполнение работ
или оказание услуг)» от 20 декабря 1994 г. № 2204, Указ Президента РФ от 19.10.93 г. № 1662 «Об улучшении расчетов в хозяйстве и повышении ответственности
за их своевременное проведение» и другие.
Случаи использования
иностранной валюты в качестве средства платежа при осуществлении безналичных
расчетов предусмотрены Федеральным законом от 10 декабря 2003г. №173-ФЗ «О
валютном регулировании и валютном контроле» (с изменениями и дополнениями).
Правила, формы, сроки и
стандарты осуществления безналичных расчетов устанавливает Банк России в
соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002г. №86-ФЗ «О центральном банке
Российской Федерации (Банке России)» (с изменениями и дополнениями).
Основания
совершения платежа могут быть различны:
-
оплата
переданного имущества, выполненных работ, оказанных услуг;
-
безвозмездная
передача денежных средств и др.
Положение ЦБ
РФ регулирует «административный» порядок совершения безналичных расчетов, тогда
как гражданское устанавливает права и обязанности сторон по обязательству,
порядок совершения сделки и т. д.
Существует три метода
расчетов с поставщиками и подрядчиками [47, c. 236]:
-
безналичный
расчет;
-
наличный расчет;
-
расчет векселями;
Принимая во
внимание, что основным отличительным признаком безналичных расчетных
правоотношений является участие в них в качестве субъектов третьих лиц - банков
и иных кредитных организаций, можно выделить ряд принципов правового
регулирования безналичных расчетов [16, c. 96]:
1. Безналичные расчеты осуществляются
сторонами гражданско-правового обязательства через банки с открытых ими
расчетных, текущих и иных счетов, условия которых позволяют производить платежи
по распоряжению клиента;
2. Участники расчетов могут выбирать в
договоре любую форму расчетов, предусмотренную законом и установленными
банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового
оборота. Банки не вправе отказать клиентам в совершении операций, определенных
законом для счетов данного вида, установленными в соответствии с ним
банковскими правилами, обычаями делового оборота, если иное не предусмотрено
договором банковского счета;
3. В расчетных гражданско-правовых
отношениях средства со счетов списываются по распоряжению владельца счета, за
исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством либо
договором между банком и клиентом. Волеизъявление владельца счета может быть
выражено либо в форме прямого указания банку о перечислении средств, либо в
форме письменного согласия на платеж по требованию, предъявленному третьим
лицом;
4. Банк не вправе определять и
контролировать направление использования денежных средств, находящихся на счете
клиента, и устанавливать не предусмотренные законодательными актами или
договором ограничения его права распоряжаться денежными средствами по своему
усмотрению;
5. Банк, участвующий в расчетах по
гражданско-правовому обязательству контрагентов, сам не становится стороной в
этом обязательстве. Он является стороной договора банковского счета и лишь за
его исполнение отвечает перед своим клиентом;
6. Не допускается ограничение прав
клиента на распоряжение денежными средствами, находящимися на счете, за
исключением наложения ареста на денежные средства на счете или приостановления
операций по счету в случаях, предусмотренных законом;
7. Платежи со счетов производятся при
наличии средств на счетах плательщика либо за счет банковского кредита,
предоставленного плательщику;
8. Безналичные расчеты производятся на
основании документов установленной формы.
В
соответствии с п. 2.2 Положения ЦБ РФ банки осуществляют операции по счетам на
основании расчетных документов. Последние, представляют собой оформленное в
виде документа на бумажном носителе или, в установленных случаях, электронного
платежного документа:
-
распоряжение
плательщика (клиента или банка) о списании денежных средств со своего счета и
их перечислении на счет получателя средств;
-
распоряжение
получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета
плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств
(взыскателем).
На основании
Постановления ЦБ РФ выделяют следующие формы расчетных документов:
-
платежные
поручения;
-
аккредитивы;
-
чеки;
-
платежные
требования;
-
инкассовые
поручения.
Платежное
поручение-это поручение
плательщика обслуживающей его кредитной организации о перечислении определенной
суммы со своего счета на счет третьего лица.
Платежными
поручениями могут производиться [33, c.
128]:
-
перечисления
денежных средств за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги;
-
перечисления
денежных средств в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды;
-
перечисления
денежных средств в целях возврата/размещения кредитов (займов) депозитов и
уплаты процентов по ним;
-
перечисления
денежных средств в других целях, предусмотренных законодательством или
договором.
Расчеты по
аккредитиву -
заключаются в том, что кредитная организация (эмитент) по поручению плательщика
об открытии аккредитива и в соответствии с его указанием обязуется произвести
платежи получателю средств либо оплатить, акцептовать или учесть переводной
вексель против представленных получателем документов, определенных условиями
аккредитива.
Действующее
законодательство предусматривает следующие виды аккредитивов:
-
покрытые
(депонированные) или непокрытые (гарантированные);
-
отзывные или
безотзывные.
Покрытыми
(депонированными) считаются аккредитивы, при открытии которых банк-эмитент
перечисляет собственные средства плательщика или предоставленный ему кредит в
распоряжение банка-поставщика (исполняющий банк) на отдельный балансовый счет
«Аккредитивы» на весь срок действия обязательств банка-эмитента.
В каждом
аккредитиве должно ясно указываться, является ли он отзывным или безотзывным.
При отсутствии такого указания аккредитив является отзывным. Отзывной
аккредитив может быть изменен или аннулирован банком-эмитентом без
предварительного согласования с поставщиком. Безотзывный аккредитив не может
быть изменен или аннулирован без согласия поставщика, в пользу которого он
открыт.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|