Дипломная работа: Бухгалтерский учет и аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками (на примере ООО "Ореол-сервис")
-
19.1 «НДС по
приобретенным товарам»,
-
19.2 «НДС по
оказанным услугам»,
-
19.4 «НДС по
неотфактурованным поставкам».
Предполагается, что в связи с этими
нововведениями объем работ бухгалтерских работников существенно сократится.
Сгруппируем для наглядности данные рекомендации в таблицу 14.
Таблица 14 - Открытие
субсчетов
Субсчета, использующиеся в
настоящее время |
Субсчета, рекомендованные к
применению |
Выгода от предложенных рекомендаций |
К счету 60 «Расчеты с поставщиками
и подрядчиками»:
60.1, 60.2
|
К счету 60 «Расчеты с поставщиками
и подрядчиками»:
60.1, 60.2, 60.3, 60.4
|
Сокращение времени обработки
документов сотрудниками бухгалтерии, повышение производительности труда. |
К счету 19 «НДС по приобретенным
ценностям»:
19.3
|
К счету 19 «НДС по приобретенным
ценностям»:
19.1, 19.2, 19.3, 19.4
|
Позволяет систематезировать учет
расчетов. |
Данные рекомендации
позволят сделать учет расчетов с поставщиками и подрядчиками более прозрачным,
наладить и систематизировать систему расчетов.
Предполагается, что в
связи с этими нововведениями объем работ бухгалтерских работников существенно
сократится, при этом отпадет необходимость в наборе дополнительных специалистов
в бухгалтерскую службу как предполагалось ранее.
В целях повышения
производительности труда и эффективности управления дебиторской и кредиторской
задолженностью рекомендуется разработать следующий учетный регистр, обобщающий
информацию о величине задолженности и позволяющий сгруппировать учетные данные
в разрезе каждого контрагента (таблица 15).
Таблица 15 - Разработка
учетных регистров
Период |
Содержание операции |
Контрагент |
Дебет |
Кредит |
Сумма |
25.09.08 |
Поступление товаров |
ООО «Логас» |
41.1 |
60.1 |
56 277 |
ООО «Комус» |
41.1 |
60.1 |
15 250 |
НДС |
ООО «Логас» |
19.3 |
60.1 |
10 129 |
ООО «Комус» |
19.3 |
60.1 |
2 745 |
27.09.08 |
Поступление материалов |
ООО «Компакт» |
10.1 |
60.1 |
5 789 |
НДС |
ООО «Компакт» |
19.3 |
60.1 |
1 042 |
28.09.08 |
Оказание услуг |
ЗАО «Востокмонтаж» |
26 |
60.1 |
10 100 |
НДС |
ЗАО «Востокмонтаж» |
19.3 |
60.1 |
1 818 |
Итого: |
103 150 рублей, в том числе
НДС 15 734 рублей |
Содержащаяся в принятых к
учету первичных документах информация, необходимая для отражения в
бухгалтерском учете, накапливается и систематизируется в учетных регистрах.
Информация о
хозяйственных операциях, произведенных предприятием за определенный период
времени (месяц, квартал, полугодие, год), из учетных регистров переносится в
сгруппированном виде в бухгалтерские отчеты.
В ООО «Ореол-сервис» используются формы учетных
регистров, приведенные в компьютерной программе «1С: Бухгалтерия», но их бывает
недостаточно для качественной и оперативной обработки данных.
На основе разработанного регистра
бухгалтеру будет наглядно представлено, какие операции и когда были произведены
с конкретным контрагентом за определенное число, а также позволит оценить
реальную задолженность предприятия за период.
Регистры бухгалтерского
учета являются коммерческой тайной, поэтому для сохранности данных первичных
документов и регистров бухгалтерского учета рекомендуется разработать порядок
хранения первичных документов и учетных регистров.
Порядок хранения
первичных документов и учетных регистров заключается в том, что первичные
документы, учетные регистры, бухгалтерские отчеты и балансы подлежат
обязательной передаче в архив.
Первичные документы,
учетные регистры, бухгалтерские отчеты и балансы до передачи их в архив
предприятия должны храниться в бухгалтерии в специальных помещениях или
закрывающихся шкафах.
Сохранность первичных
документов, учетных регистров, бухгалтерских отчетов и балансов, оформление и
передачу их в архив обеспечивает главный бухгалтер предприятия. Выдача
первичных документов, учетных регистров, бухгалтерских отчетов и балансов из
бухгалтерии и из архива предприятия работникам других структурных подразделений
предприятия, как правило, не допускается, а в отдельных случаях может
производиться только по письменному распоряжению главного бухгалтера.
Для
совершенствования системы внутреннего контроля рекомендуются следующие
мероприятия:
- создать
комиссию по работе с дебиторской задолженностью расчетов с поставщиками и
подрядчиками, в обязанности которой входят систематическое наблюдение за
состоянием расчетной дисциплины, проведение регулярных сверок расчетов. Важной
составной частью оперативной работы комиссии должно стать ведение картотеки
напоминаний должникам, и своевременное предъявление претензий по оплате
продукции;
- необходимо
производить анализ состава и структуры дебиторской и кредиторской задолженности
по конкретным поставщикам и подрядчиком, а также по срокам образования
задолженности или сроках их возможного погашения, что позволит своевременно
выявлять просроченную задолженность и принимать меры к ее взысканию. Ввести
систему документооборота (Приложение 2), так как данные о сроках образования
(погашения) задолженности должны быть регулярными и оперативными, их
целесообразно аккумулировать в отдельном документе, например: реестр старения
счетов поставщиков и подрядчиков. Составлять такой реестр можно в виде матрицы,
по строкам указываются субъекты задолженности, по столбцам - сроки образования.
Реестр может оперативно выявлять тех должников, успешная работа с которыми
может принести наибольший результат для предприятия, а также тех с которыми
должны устанавливаться особые отношения;
- постоянно
следить за соотношением расчетов с поставщиками и подрядчиками, так как
значительное преобладание дебиторской задолженности создает угрозу финансовой
устойчивости предприятия и делает необходимым привлечение дополнительных
источников финансирования, а превышение кредиторской задолженности над
дебиторской может привести к неплатежеспособности предприятия;
-
контролировать оборачиваемость дебиторской и кредиторской задолженности, а
также состояние расчетов по просроченной задолженности, так как в условиях
инфляции всякая отсрочка платежа приводит к тому, что предприятие реально
получает лишь часть стоимости поставленной продукции, поэтому желательно
расширить систему авансовых платежей;
- в сложившейся
ситуации можно посоветовать организовать в ООО «Ореол-сервис» систему аналитического учета дебиторской задолженности
расчетов с поставщиками и подрядчиками не только по срокам, но и по размерам,
местонахождению юридических лиц, физических лиц и предлагаемых условий оплаты;
- на высоком
уровне организовать работу с договорами, в карточке клиента отличать работает
он под реализацию или по системе предоплаты.
Таким образом, введение
предложенных мероприятий позволит делать меньше ошибок в работе и ускорит ее
процесс.
Заключение
поставщик
подрядчик расчет аудит
В рыночных условиях
особую важность приобретают вопросы четкой организации денежных расчетов,
поскольку денежная стадия кругооборота капитала играет огромную роль в
деятельности экономических субъектов. А для того, чтобы ускорить
оборачиваемость оборотных средств и обеспечить своевременное поступление
денежных средств необходимо четко организовать расчеты между поставщиками и
подрядчиками.
Поставщики и подрядчики -
это организации, поставляющие различные товарно-материальные ценности (готовую
продукцию, товары, сырье), оказывающие услуги (посреднические, арендные,
коммунальные) и выполняющие разные работы (строительные, ремонтные и др.).
В данной работе были
рассмотрены особенности учета и расчетов с поставщиками и подрядчиками на
примере ООО «Ореол-сервис».
В соответствии с уставом
основным направлением деятельности организации является монтаж и обслуживание
телекоммуникационного оборудования.
ООО «Ореол-сервис»
работает на рынке строительства сооружений связи с 2001 года. За время работы
компания приобрела большой опыт работы и является подрядчиком операторов связи
Северо-Западного региона (в их числе ОАО «Северо-Западный Телеком»), а также государственных
учреждений Ленинградской области.
Проанализировав работу предприятия
за 2009 год, было выяснено, что в целом предприятие работало не стабильно,
поскольку, не смотря на то, что чистая прибыль отчетного года гораздо выше, чем
в предыдущем, ликвидность активов уменьшилась, в результате чего к концу 2009 г.
организация могла оплатить лишь 0,5% своих краткосрочных обязательств. К тому
же за год увеличилось незавершенное строительство на 23591 тыс. р., и основные
средства на 2834 тыс. р., а денежные средства наоборот уменьшились на 1439 тыс.
р. Статья незавершенное производство не участвует в производственном обороте,
следовательно, в определенных условиях увеличение ее доли можно рассматривать
как негативное влияние на результативность финансово-хозяйственной
деятельности.
Проведя анализ баланса
предприятия, пришли к выводу, что 77% пассива баланса составляют краткосрочные
обязательства, и что организация сможет погашать больше своих обязательств и
увеличить свою платежеспособность не раньше чем через полгода. Это является
одним из признаков слабой финансовой устойчивости на рассматриваемый период.
На предприятии
бухгалтерский учет ведется в соответствии с Учетной политикой предприятия,
Федеральным законом и положениями по бухгалтерскому учету. В целом учет
расчетов поставлен достаточно четко и эффективно, состояние расчетов
характеризуется как удовлетворительное, соблюдается законность совершаемых
операций и операции своевременно и в полном объеме отражаются на
соответствующих счетах бухгалтерского учета.
Таким образом по
результатам плановой аудиторской проверки было установлено, что хозяйственные
договора составляются надлежащим образом, их условия выполняются своевременно и
в полном объеме. Первичный учет имеет ряд недостатков: не всегда заполняются
обязательные реквизиты и не всегда соблюдается форма документов. Остатки по
счетам учета расчетов с поставщиками и подрядчиками в полной мере соответствуют
реальной задолженности. Также отсутствует утвержденный график документооборота.
При проверке состояния
расчетов с поставщиками и подрядчиками особое внимание было уделено
инвентаризации расчетов, т.е. на выявление по соответствующим документам
остатков по счетам бухгалтерского учета и тщательной проверке обоснованности
сумм, числящихся на этих счетах.
Инвентаризация расчетов
проводилась в разрезе каждого отдельного контрагента, в ходе проверки были
составлены необходимые документы и направлены на согласование конкретному
контрагенту. При инвентаризации расчетов были выявлены нарушения, которые на
основании разработанных рекомендаций были немедленно исправлены (например,
отсутствие приказа руководителя о назначении членов инвентаризационной
комиссии).
Кроме того, был изучен
действующий на предприятии План счетов бухгалтерского учета (на основании
Учетной политики) и правильность отражения операций на счетах бухгалтерского
учета. Действующий План счетов не является совершенным, требует доработок и
дополнений.
В результате проведения
аудиторской проверки было выявлено, что на предприятии отсутствует утвержденный
график документооборота.
Существенных замечаний
обнаружено не было, на основе данного исследования руководству предприятия в
целях повышения производительности труда и сокращения времени на обработку
документов бухгалтерскими работниками было предложено внести изменения в
Учетную политику, касающиеся внедрения в действующий План счетов дополнительных
субсчетов по счетам 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и 19 «НДС по
приобретенным ценностям». Данные рекомендации позволят сделать учет расчетов с
поставщиками и подрядчиками более прозрачным, наладить и систематизировать
систему расчетов.
Предполагается, что в
связи с этими нововведениями объем работ бухгалтерских работников существенно
сократится, при этом отпадет необходимость в наборе дополнительных специалистов
в бухгалтерскую службу как предполагалось ранее.
В целях повышения
производительности труда и эффективности управления учета расчетов с
поставщиками и подрядчиками рекомендуется разработать учетный регистр,
обобщающий информацию о величине задолженности и позволяющий сгруппировать
учетные данные в разрезе каждого контрагента.
На основе разработанного
регистра бухгалтеру будет наглядно представлено, какие операции и когда были
произведены с конкретным контрагентом за определенное число, а также позволит
оценить реальную задолженность предприятия за период.
Необходимо производить
анализ состава и структуры дебиторской и кредиторской задолженности по
конкретным поставщикам и подрядчиком, а также по срокам образования
задолженности или сроках их возможного погашения, что позволит своевременно
выявлять просроченную задолженность и принимать меры к ее взысканию. Ввести
документооборот, так как данные о сроках образования (погашения) задолженности
должны быть регулярными и оперативными.
Применение рекомендаций в
кратчайшие сроки позволит работникам предприятия, особенно бухгалтерской службы
более рационально использовать трудовые ресурсы, повысить производительность
труда и максимально усовершенствовать действующую систему учета и контроля
расчетов с поставщиками и подрядчиками ООО «Ореол-сервис».
Список использованной литературы
1. Гражданский Кодекс Российской
Федерации (ГК РФ) в части I от 30 ноября 1994 года №51-ФЗ, части
II от 26 января 1996 года №14-ФЗ и части III от
26 ноября 2001 года №146-ФЗ (действующие редакции).
2. Налоговый Кодекс Российской Федерации
(НК РФ) в части I от 31 июля 1998 г. №146-ФЗ и части II от 5 августа 2000 г. №117-ФЗ (действующие редакции).
3. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изменениями от 23 июля 1998 г., 28 марта, 31 декабря 2002 г., 10 января, 28 мая, 30 июня 2003 г., 3 ноября 2008 г.).
4. Федеральный закон от 30 декабря 2008
№ 307-ФЗт «Об аудиторской деятельности» (действующая
редакция).
5. Приказ Минфина РФ от 29 июля 1998 г. N 34н "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской
отчетности в Российской Федерации" (с изменениями от 30 декабря 1999 г., 24 марта 2000 г., 18 сентября 2008 г., 26 марта 2007 г.).
6. Приказ Минфина РФ от 31 октября 2000
г. N 94н «План счетов бухгалтерского учета с Инструкцией по его применению» (в
ред. от 18 сентября 2006 г. N 115н)
7. Приказ Минфина РФ от 22 июля 2003 г. N 67н о формах бухгалтерской отчетности организаций (в ред. от 31.12.2004 135н, от 18.09.2008
№115н).
8. Положение по бухгалтерскому учету
"Учетная политика организации" ПБУ 1/2008 (утв. Приказом МФ РФ от 6
ноября 2008 г. № 106н.)
9. Положение по бухгалтерскому учету
"Доходы организации" ПБУ 9/99 (утв. приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. №32н) (с изменениями от 30 декабря 1999 г., 30 марта 2001 г., 18 сентября, 27 ноября 2008 г.).
10.
Положение по
бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99 (утв. приказом
Минфина РФ от 6 мая 1999 г. N 33н) (с изменениями от 30 декабря 1999 г., 30 марта 2001 г., 18 сентября, 27 ноября 2008 г.).
11.
Постановление
Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696 "Об утверждении федеральных
правил (стандартов) аудиторской деятельности" (в ред. от 25.08.2006г.)
12.
Постановление
Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. № 914 «О правилах ведения журналов учета
полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при
расчетах по налогу на добавленную стоимость» (в ред. от 21.02.2004г.)
13.
Аканеев В. Покупатель
за поставщика в ответе. // Прктическая бухгалтерия. – 2007. - №3. – С.11-12.
14.
Алборов Р.А.
Аудит в организациях промышленности, торговли и АПК: Учебное пособие.– М.:
Издательство «Дело и Сервис», 2008. – 464с.
15.
Андреев В.Д. Внутренний
аудит. М.: Финансы и статистика. 2007. – 464с.
16.
Астахов В. П.
Бухгалтерский (финансовый) учет: Учебное пособие. Издание 5-е, переработанное и
дополненное. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2008. –
960 с.
17.
Аудит: Учебник
для вузов / Под ред. В.И. Подольского. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. -260с
18.
Бабаев Ю. А.,
Петров А. М. Бухгалтерский финансовый учет. - М.: Вузовский учебник, 2007.
19.
Барышников Н.П.
Организация и методика проведения общего аудита. - изд. 5-е, перераб. и доп. –
М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2008.
20.
Березкин И.В.
Сверка взаиморасчетов с поставщиками и подрядчиками // Консультант бухгалтера.
– 2008 - № 11. – С.22-25.
21.
Бернстайн Л.А.
Анализ финансовой отчетности: теория, практика и интерпретация. М.: Финансы и
статистика. 2009. – 624 с.
22.
Биантовская О.В.
Правила для резерва по сомнительным долгам // Главбух. – 2008. №3. – С. 50.
23.
Богатая И.Н.,
Хахонова Н.Н. Бухгалтерский учет. – Ростов н/Д: «Феникс», 2007. – 608 с.
24.
Богомолов А.М. Управление
дебиторской и кредиторской задолженностью как элемент системы внутреннего
контроля на предприятии // Современный бухучет. – 2007. - №5. – С.20-22.
25.
Борисов Р.И.
Расплатились собственным векселем? Расчет налогов по новым правилам // Главбух.
– 2008. - №4. – С. 43 – 46.
26.
Борисова С.М.
Оформление счетов-фактур: на что обратить внимание // Бухгалтерский учет. –
2007. - №11. – С. 41 – 44.
27.
Бухгалтерский
учет / Под ред. А.Д. Ларионова. – М.: «Проспект», 2008. – 392 с.
28.
Бухгалтерский
учет: Учебник / Под ред. П.С. Безруких. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.:
Бухгалтерский учет, 2008. – 736 с.
29.
Бухгалтерский
учет: Финансовый учет. Управленческий учет. Финансовая отчетность: учебное
пособие / Н.К. Муравицкая, Г.И. Лукьяненко. - М.:КНОРУС, 2008.-528с.
30.
Вагапова А.
Оплата поставщикам со счетов третьих лиц.// Финансовая газета. – 2008. - №3. –
С.6.
31.
Варенкова И.
Бухгалтерский учет. М.: Финансы и статистика. 2007. – 208с.
32.
Васильева Н.А.
Учетная политика организации//Бухгалтерский учет.-2008.- №24.- С. 31-35.
33.
Вещунова Н.Л,
Фомина Л.Ф. Бухгалтерский учет: Учебник.-2-е изд., перераб. и доп. – М.:
Финансы и статистика, 2007.
34.
Войко А.В.
Аудиторская проверка учета кредиторской задолженности организации.//
Аудиторские ведомости. – 2008. - №7. – С.14-19.
35.
Гиляровская Л.Т.
Экономический анализ: Учебник для вузов. – 4-е изд., доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,
2009. – 615 с.
36.
Головизина А.Т.,
Архипова О.И.. Теория бухгалтерского учета. Курс лекций. - М.: ОАО «ТК Велби»,
2007. – 216 с.
37.
Гусева Т.М.,
Шеина Т.Н. Основы бухгалтерского учета: теория, практика, тесты: Учеб.
пособие.-4-е изд.. – М.: Финансы и статистика, 2009.
38.
Данилевский Ю.А.,
Аудит: учебное пособие. – М.:ИД ФБК-ПРЕСС, 2007. -234 с .
39.
Доброногова Е.Н.
Как учесть возврат товара поставщик.// Главбух. Приложение «Учет в торговле». –
2008. - №3. – С.14-16.
40.
Донцова Л.В.,
Никифорова Н.А. Анализ бухгалтерской отчетности. – М.: ДИС, 2007. – 391 с.
41.
Егорова О. К. Не
пренебрегайте товарно-транспортными накладными // Главбух. – 2008. №5. – С. 86
– 89.
42.
Жадан Л.Г.
Последствия выявленных ошибок по расчетным операциям с поставщиками и
подрядчиками // Бухгалтерский учет. - 2008. - №20. – С.23-26
43.
Жуков В.Н. Учет
расчетов чеками./// Бухгалтерский учет. – 2006. - №12. – С.4-7.
44.
Заруцкая В.А.
Вычет при оплате товара векселем: плюсы и минусы новых правил // Главбух. –
2007. - №4. – С. 48 – 51.
45.
Зеленин В.А.
Аудиторский риск и его оценка // Бухгалтерский учет. - 2007. - № 2. - С. 8-10.
46.
Ивашкевич В.Б.
Бухгалтерский управленческий учет: Учебник для вузов. – М.: Юристъ, 2003. - 618
с.
47.
Камышанов П.И.
Бухгалтерский учет и аудит. Учебное пособие. 2006. – 679с.
48.
Кирюшина И.
Списание кредиторской задолженности // Новая бухгалтерия. – 2007. - №12. –
С.7-9.
49.
Ковалев В.В.
Финансовый учет и анализ: концептуальные основы. – М.: Финансы и статистика,
2007. – 720 с.
50.
Козлова Е.П.,
Бабченко Т.Н., Галанина Е.Н. Бухгалтерский учет в организациях. – 5-е изд. –
М.: Финансы и статистика, 2006. – 767 с.
51.
Кондраков Н.П.
Бухгалтерский учет. Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2005. -384с.
52.
Кривова И.С.
Претензия поставщику// Главбух. Приложение «Учет в производстве». – 2008. - №3.
– С.29-31.
53.
Куликова Л.И.,
Федотов С.Ю. учет транспортных расходов у покупателя // Бухгалтерский учет. –
2007. №3. – С. 10 – 17.
54.
Кутер М.И. Теория
бухгалтерского учета: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и
статистики, 2007. – 592с.
55.
Макарова В.И.
Учет расчетов. - М.: Бератор-Пресс. 2006. - 654с.
56.
Пальмина Е.В.
Товары от поставщика поступили без документов: налоговые последствия //
Главбух. – 2008. - № 11. – С. 73.
57.
Патров В.В. Учет
операций по поступлению товаров // Бухгалтерский учет. - 2007. - №12. -
с.35-39.
58.
Петров А.М.
Контроль за движением дебиторской и кредиторской задолженности // Современный
бухучет. – 2008. - №9. - С.11.
59.
Рогуленко Т.М.
Аудит: учебник. – М.: Экономистъ, 2007. – 383 с.
60.
Савицкая Г.В.
Анализ хозяйственной деятельности. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Инфро – М,
2007. – 345 с.
61.
Скобара В.В. Аудит:
методология и организация. – М.: Инфра-М, 2008. -212с
62.
Сотникова Л.В.
Бухгалтерская отчетность организации. 2008 – 2009. Под ред. А.С. Бакаева. –
СПб.: ПИТЕР, 2009. – 704 с.
63.
Суглобов А.Е.
Бухгалтерский учет и аудит: Учебное пособие для вузов / А.Е. Суглобов, Б.Т.
Жарыгласова. – М.: КноРус, 2008. – 496 с.
64.
Терехов А.А.
Аудит: законодательные решения. М.: Финансы и статистка. 2007. – 608с.
65.
Терехов А.А.
Терехов М.А. Контроль и аудит. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 272 с.
66.
Тулякова А.
Коллекция ошибок при расчетах с поставщиками // Двойная запись. – 2007. - № 6 –
С. 17 – 21.
67.
Финансовый учет:
Учебник / Под ред. В.Г. Гетьман. –4-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и
статистика, 2008. – 784 с.
68.
Шуляк П.Н.
Финансы предприятий. – М.: Издательский Дом «Дашков и К», 2006.- 697 с.
69.
Интернет-портал о
бухгалтерском учете и аудите: http://www.audit-it.ru/
|