Курсовая работа: Комплексный экономический анализ производства и реализации продукции
Причины недовыполнения плана по ассортименту
могут быть как внешние, так и внутренние. К внешним относятся конъюнктура рынка,
изменение спроса на отдельные виды продукции, состояние материально-технического
обеспечения, несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия
по независящим от него причинам. Внутренние причины - недостатки в организации производства,
плохое техническое состояние оборудования, его простои, аварии, недостаток электроэнергии,
низкая культура производства, недостатки в системе управления и материального стимулирования.
Увеличение объема производства (реализации)
по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры,
т.е. соотношения отдельных изделий в общем их выпуске. Выполнить план по структуре
— значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных
ее видов.
Изменение структуры производства оказывает
большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке,
материалоемкость, себестоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность. Если
увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном
выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении
удельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низко рентабельной
продукции.
Расчет влияния структуры производства
на уровень перечисленных показателей можно произвести способом, цепной подстановки
(табл. 3.2), который позволяет абстрагироваться от всех факторов, кроме структуры
продукции:
= 100800 млн. руб.
= 98500 млн. руб.
= 100 800-98 500 = +2300 млн. руб.
Таблица 3.2 - Анализ структуры товарной продукции
Изделие |
Оптовая
цена
за 1 туб, тыс. руб.
|
Объем
производства продукции,
туб*
|
Товарная продукция
в ценах плана, млн. руб. |
Изменение товарной
продукции за счет структуры, млн. руб. |
план |
факт |
план |
Фактически
при плановой
структуре
|
факт |
А
В
С
D
|
5000
6000
7000
7500
|
5760
5600
2743
1920
|
5040
5544
3168
2688
|
28800
33600
19200
14400
|
29550
34 475
19 700
14755
|
25200
33264
22 176
20 160
|
-4350
-1211
+2476
+5385
|
Итого |
- |
16023 |
16440 |
96000 |
98500 |
100800 |
+2300 |
* туб - тысяч условных банок.
Данные графы 5 получены умножением показателя
графы 4 по каждому виду продукции на коэффициент выполнения плана по товарной продукции
в целом по предприятию в условно-натуральных единицах ():
= 16 440 / 16 023 = 1,026025.
Если бы план производства был равномерно
перевыполнен на 102,6025 % по всем видам продукции и не нарушилась запланированная
структура, то общий объем производства в ценах плана составил бы 98 500 млн. руб.
При фактической структуре он выше на 2300 млн. руб. Это значит, что увеличилась
доля более дорогой продукции в общем ее выпуске.
Такой же результат можно получить и более
простым способом, а именно способом процентных разностей. Для этого разность между
коэффициентами выполнения плана по производству продукции, расчитанными на основании
стоимостных () и условно-натуральных показателей
(можно в нормо - часах) () умножим на запланированный выпуск
валовой продукции в стоимостном выражении):
(1,05 - 1,026025) х 96 000 млн. руб.
= +2300 млн. руб.
Таблица 3.3 - Расчет изменения средней цены
1туб за счет структурного фактора
Изделие |
Оптовая цена
1 туб, тыс. руб.
|
Структура продукции, %
|
Изменение
средней цены за
счет структуры, тыс. руб.
|
|
|
план |
факт |
+,- |
тыс. руб. |
А
В
С
D
|
5000
6000
7000
7500
|
35,95
34,95
17,12
11,98
|
30,66
33,72
19,27
16,35
|
-5,28
-1,23
+2,15
+4,36
|
-264,0
-73,8
+150,5
+327,3
|
Итого |
- |
100 |
100 |
-. |
+140,0 |
Для расчета влияния структурного фактора
на объем производства продукции в стоимостном выражении можно использовать также
способ абсолютных разниц. Сначала необходимо определить, как изменится средний уровень
цены 1 туб ()
за счет структуры (табл. 3.3):
Затем, умножая полученный результат на
общий фактический объем производства продукции в условно-натуральном выражении,
узнаем изменение объема товарной продукции в стоимостном выражении:
140 тыс. руб. х 16 440 туб = +2300
млн. руб.
Расчет влияния структурного фактора на
изменение выпуска продукции в стоимостном выражении можно произвести и с помощью
средневзвешенных цен (если продукция однородная). Для этого сначала определяется
средневзвешенная цена при фактической структуре продукции, а затем при плановой
и разность между ними умножается на фактический общий объем производства продукции
в условно-натуральном выражении:
6131 тыс. руб.
5991 тыс. руб.
+140 тыс. руб. х 16 440 = +2300 млн.
руб.
Аналогичным образом определяется влияние
структуры реализованной продукции на сумму выручки (табл. 3.4).
Приведенные данные показывают, что за
счет изменения структуры продукции выручка от ее реализации увеличилась на 2185
млн. руб. Это свидетельствует об увеличении удельного веса более дорогих изделий
С и D в общем объеме продаж.
Таблица 3.4 - Расчет влияния
структуры реализованной продукции на сумму выручки
Изделие |
Оптовая цена 1
туб, млн. руб. |
Объем реализации
продукции, туб |
Выручка по плановым
ценам, млн. руб. |
Изменение выручки
за счет структуры продукции, млн. руб. |
план |
факт |
план |
Факт при план
структуре |
факт |
A
B
C
D
|
5,0
6,0
7,0
7,5
|
5700
5600
2700
1900
|
4850
5300
3050
2560
|
28500
33600
18900
14250
|
28250
33305
18735
14125
|
24250
31800
21350
19200
|
-4000
-1505
+2615
+5075
|
Итого |
- |
15900 |
15760 |
95250 |
94415 |
96600 |
+2185 |
Используя описанные выше приемы, можно
определить влияние структуры продукции и на другие показатели деятельности предприятия:
трудоемкость, материалоемкость, на общую сумму затрат, прибыль, рентабельность и
другие экономические показатели, что позволит комплексно, всесторонне оценить эффективность
ассортиментной и структурной политики предприятия.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|