МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Курсовая работа: Комплексный экономический анализ производства и реализации продукции

              4. Анализ качества произведенной продукции

    Важным показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции. Его повышение - одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.

    Качество продукции - понятие, которое характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность. Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.

    Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:

    а) удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;

    б) удельный вес продукции высшей категории качества;

    в) средневзвешенный балл продукции;

    г) средний коэффициент сортности;

    д) удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции;

    е) удельный вес сертифицированной продукции;

    ж) удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;

    з) удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны.

    Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств:

    а) полезность (жирность молока, зольность угля, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питания);

    б) надежность (долговечность, безотказность в работе);

    в) технологичность, т.е. эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);

    г) эстетичность изделий.

    Косвенные показатели - это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес зарекламированной продукции, потери от брака и др.

    Первая задача анализа - изучить динамику перечисленных показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменения и дать оценку выполнения плана по уровню качества продукции.

    Как видно из табл. 4.1, за отчетный год на предприятии проделана определенная работа по улучшению качества продукции и повышении ее конкурентоспособности, о чем свидетельствует увеличение удельного веса продукции высшей категории качества и экспортируемой продукции.


    Таблица 4.1 - Анализ обобщающих показателей качества продукции

    Показатель

    Прошлый год

    Отчетный год
    план факт

    Средневзвешенный балл качества продукции

    Удельный вес, %:

    продукции высшей категории качества;

    экспортируемой продукции; забракованной продукции; зарекламированной продукции;

    Потери от брака, млн руб.

    0,70

    75

    12,5

    0,55

    0,30

    450

    0,75

    76

    15,6

    0,40

    0,25

    350

    0,74

    78

    15,7

    0,50

    0,20

    420

    По продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитываются доля продукции каждого сорта (кондиции) в общем объеме производства, средний коэффициент сортности, средневзвешенная цена изделия в сопоставимых условиях. При оценке выполнения плана по первому показателю фактическую долю каждого сорта в общем объеме продукции сравнивают с плановой, а для изучения динамики качества - с данными прошлых периодов.

    Средний коэффициент сортности можно определить двумя способами: отношением количества продукции I сорта к общему количеству; отношением стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции 1 сорта (табл. 4.2):

    Отсюда коэффициент сортности: по плану - 0,833 (28 800/ /34 560), фактически - 0,908 (27 468/30 240). Выполнение плана по качеству - 109 % (0,908/0,833). Средневзвешенная цена по плану - 500 тыс. руб., фактически - 545 тыс. руб., что по отношению к плану также составляет 109 %.


    Таблица 4.2 - Анализ качества продукции

    Сорт продукции Цена за 1 туб, тыс. руб. Выпуск продукции.туб Стоимость выпуска, млн руб.
    план факт план факт по цене I сорта
    План факт

    I

    II

    III

    6000

    5000

    2500

    2880

    1728

    1152

    3528

    1008

    504

    17280 8640

    2880

    21168 5040

    1260

    17280 10368 6912 21168 6048 3024
    Итого 5000 5760 5040 28800 27468 34560 30 240

    Вторая задача анализа - определение влияния качества продукции на стоимостные показатели работы предприятия: выпуск товарной продукции (), выручку от реализации продукции () и прибыль (). Расчет производится следующим образом:

    где  и  - соответственно цена изделия до и после изменения качества;

     и  - соответственно уровень себестоимости изделия до и после изменения качества;

     - количество произведенной продукции повышенного качества;

     - объем реализации продукции повышенного качества.

    Если предприятие выпускает продукцию по сортам и произошло изменение сортового состава, то вначале необходимо рассчитать, как изменились средневзвешенная цена и средневзвешенная себестоимость единицы продукции, а затем по приведенным выше алгоритмам определить влияние сортового состава на выпуск товарной продукции, выручку и прибыль от ее реализации.

    Средневзвешенная цена рассчитывается следующим образом:

    Расчет влияния сортового состава продукции на объем ее производства в стоимостном выражении можно произвести по всем четырем способам, описанным в предыдущем параграфе, которые применяются при анализе структуры производства продукции. Выполним этот расчет способом абсолютных разниц (табл. 4.3).

    Таблица 4.3 - Влияние сортового состава продукции на объем выпуска изделия А в стоимостном выражении

    Сорт

    продукции

    Оптовая цена

    1 туб, тыс. руб.

    Структура продукции, %

    Изменение средней

    цены за счет

    структуры, тыс. руб.

    план факт +, -

    1

    2

    3

    6000

    5000

    2500

    50

    30

    20

    70

    20

    10

    +20

    -10

    -10

    +1200

    -500

    -250

    Итого 5000 100 100 X +450

    В связи с улучшением качества продукции (увеличением доли продукции I сорта и уменьшением соответственно доли продукции II и III сортов) средняя цена реализации по изделию А выше плановой на 450 тыс. руб., а стоимость всего фактического выпуска - на 2268 млн руб.(450 тыс. руб. х 5040 туб).

    Аналогичные расчеты делают по всем видам продукции, по которым установлены сорта, после чего результаты обобщаются.

    Косвенным показателем качества продукции является брак. Он делится на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный потребителями). Выпуск брака ведет к повышению себестоимости продукции, уменьшению объема товарной и реализованной продукции, снижению прибыли и рентабельности.

    В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и удельному весу в общем выпуске товарной продукции;

    определяют потери от брака:

    млн. руб.

    1. Себестоимость забракованной продукции 500

    2. Расходы по исправлению брака 80

    3. Стоимость брака по цене возможного использования 150

    4. Сумма удержаний с виновных лиц 10

    5. Потери от брака (п.1 + п.2 - п.З - п.4) 420

    Для определения потерь товарной продукции необходимо знать фактический уровень рентабельности. В нашем примере стоимость товарной продукции в действующих ценах составляет 104 300 млн руб., а ее себестоимость - 84 168 млн руб. Отсюда фактический уровень рентабельности равен +23,9 % (104 300-84 168)/84 168 х 100). Это означает, что фактический уровень цены выше себестоимости продукции в 1,239 раза. Потери же товарной продукции равны 420 х 1,239 = 520,4 млн руб., или 0,5 % от стоимости фактического выпуска.

    Затем изучаются причины понижения качества и допущенного брака продукции по местам их возникновения и центрам ответственности и разрабатываются мероприятия по их устранению. Основными причинами понижения качества продукции являются плохое качество сырья, низкий уровень технологии и организации производства, квалификации рабочих, аритмичность производства и др.

              5. Анализ ритмичности работы предприятия

    При изучении деятельности предприятия важен анализ ритмичности производства и реализации продукции. Ритмичность — равномерный выпуск, продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом.

    Ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска и реализации продукции. Неритмичность ухудшает все экономические показатели: снижается качество продукции; увеличиваются объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции на складах и, как следствие, замедляется оборачиваемость капитала; не выполняются поставки по договорам и предприятие платит штрафы за несвоевременную отгрузку продукции;

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.