Реферат: Курс лекций по бухгалтерскому учету
Расчеты с покупателями и заказчиками ведутся на сч. 62 (одноврем на
отдельном субсч формир информац по авансам полученным). Авансы могут быть
получены под поставку мат. ценностей либо под выполнение работ, а также по
оплате ТП, произ-ой для заказов по частичной готовности. Аналит. учет ведут по
каждому кредитору. На сумму оплаты за отгруж. ТП орг-ия предъявляет расчетные
док-ты пок-лю или заказчику, в этом случае делается запись: Д62 К46(90 к обыч.
деят-ти, 91). Если по полученному векселю, обесп. задолж-ти покупат.
предусмотрен %, то по мере погашения этой задолж-ти делается запись: Д51,52
К62(на сумму погашения задолженности) и 91 (на велич %). Взаимозачет Д60 К62.
Суммы ранее учтенные как переводы в пути отнесены в состав ДЗ. Д62 К57, ДЗ по
поставкам ТП переданной структ. подразделениями выделенным на отдельн. баланс
Д62 К79, отраж-ся ДЗ, возникшая в рамках группы взаимосвязанных орг-ций Д62
К76, ДЗ списана за счет резерва по сомнит. долгам Д63 К62. Аналит. учет по сч.
62 ведут по каждому предъявл. покупателям или заказчикам счету, а при расчетах
а порядке плановых платежей – по кахдому покупателю или заказчику.
Расчеты по претензиям ведут на сч. 63(76/2). На нем отражают
расчеты по спорным суммам, предъявленных поставщиком или др. огр-циями, а также
по предъяв-м им и призн-ым штрафам, пеням и неуст. Предъявленные претензии
относят на Д63(76/2) с Кт сч. 60 МПЗ и др. в зависим от объекта предъявл-я
претензии. На сумму поступивших платежей по удовл. претензиям делается запись
Д51,52 К63(76/2). Учет ведется по каждой орг-ии и Дт.
Учет расчетов по страх им-ва и персонала орг-ии ведут
на сч 76/1. Исчисление суммы страх. платежей отраж. по Кт в корр-ции со счетами
учета затрат на пр-во. Перечисление сумм страх. орг-циям отраж.: Д65(76/1) К51.
В Д65(76/1) списывают потери по страх. случаям с Кт сч. учета МПЗ, ОС и др. По
Д65(76/1) отраж. и сумму страх. возмещ-ия, причитающегося по договору страх-ия
работника пр-ия в корр-ции со сч. 73. Суммы страх. возмещ-ий отраж-т сл.
образом: Д51 К65(76/1). Некомпенсируемые страховыми возмещениями потери от
страх. случаев списываются: Д80(99) К65(76/1). Аналит. учет по сч. 76/1 ведут
по страхов-кам и отдел договорам страх-ия.
Учет по расч. с подотч лицами ведется на сч.71. Это А-П
сч, с-до отраж-ет сумму задолж. подотч. лица пр-ию или сумму невозмещ-о
перерасхода. По Дт - суммы возмещенного перерасхода и вновь выданные под отчет
на осн. РКО, по Кт – суммы, исп. согл-но авансовым отчетам и сданные по ПКО
(неиспольз). Регистром для учета операций по движении подотч. сумм и расчетов с
подотч. лицами служит ж-о №7, основанием для заполнения явл. РКО на суммы,
выданные под отчет, авансовые отчеты – на израсход. суммы: новые ПКО или РКО –
на расхож-ия в суммах полученных и израсх-ых. К учету принимаются аванс.
отчеты, утверж-ые рук-лем пр-ия. Бухгалтер обрабатывает аванс. отчет,
проставляя на док-тах и на отчете корр. сч-та, отвечающие направлению расхода.
Выдача ДС подоотчет – Д71 К50; расходы, оплачиваемые из подотч. сумм списывают
– Д10,26,46(90) К71, возврат неиспольз. сумм – Д50 К71. Аналит. уч по сч. 71
ведут по каждой авансовой выдаче. Непогашен в срок задолж-ть Д94 К71.
Расчеты с учред-ми на сч.75. На нем учитывают все виды расчетов с учр-лями по
вкладам в УК, по выплате доходов и т.п. К 75 сч-м могут быть открыт субсч.: 1)
расчеты по вкладам в УК; 2) расчеты по доходам. При создании орг-ции на
установленную сумму вкладов учр-лей в УК делают проводку Д75 К85(80), вложенные
вклады учр-лей в виде мат. ценностей отраж.: Д08,10,15 К75. На субсч. 75/2
учитывают расчеты по выплате доходов учр-лям, если они не явл. раб-ми орг-ции.
Начисление дивидендов лицам, не явл. раб-ми пр-ия Д84 К75. Начисление налог с
сумм дивидендов Д75 К68. Аналит. учет по сч. 75 ведут по каждому учр-лю, кроме
учета расчетов с акц-ми – собствениками акций на предъявителей АО.
Для учета расчетов с др. орг-циями и отд лицами исп.
сч. 76. На нем учитываются расчеты по операциям неком. хар-ра (учеб.
заведениями, научн. орг-циями), с трансп. орг-циями, по депон. ЗП… Аналит. учет
ведут по каждому Д-ру и К-ру.
Учет расчетов по оплате труда ведут на сч 70. По Кт –
начисл. по оплате труда, по Д – удержание из начисл. суммы и невыплач. в срок
суммы.
Для учета расчетов по налогам и сборам исп. сч. 68. К
счету откр субсч.: расч по под. налогу, расчеты по прибыли, расчеты по НДС,
расч по налогу на имущ-во. Синт. уч по сч. 68 ведется в ж-о №8, а аналит. учет.
в ведомости №7. Расч по внебюд платеж сч. 67 иск.
1.24. Предмет и основные
объекты БУ. методы БУ. МСУ 1
Предмет БУ ограничивается рамками хоз. субъекта, это система
наблюдения, измерения, рег-ции, обработки и получения инф-ии в стоимостной
оценке об им-ве, обяз-твах и хоз. операциях хоз. субъекта. Т.о. предмет БУ
– произв.-хоз. и фин. деят-ть эконом. субъекта, оцененная в ден. выражении. Гл.
цель БУ - анализ, интерпретация и использование инф-ции для выявления
тенденций развития пр-ия, выбора различных альтернатив, принятия управл.
решений.
Объекты БУ подразделяются на 2 категории:
1. Объекты обеспечивающие производственно-хоз. и фин.
деят-ть:
- им-во пр-ия (ОС и обор. ср-ва, НМА, фин. вложения), т.е.
его активы;
Источники образования этого имущества СК (УК, ДК, РК, фонды
спец. назначения, резервы, ), т.е. капитал.
2. Объекты составляющие произв.-хоз. и фин. деят-ть:
А) - хоз. и фин. процессы
- ФХЖ, влияющие на фин. положение эконом. субъекта
Б) - фин. результаты (прибыль и убыток)
- ДЗ и обязательства пр-ия сторонним пр-ям (кредиты
банков, займы, КЗ)
- хоз. операции, вызывающие изменения в составе им-ва и
обяз-ств.
Операции являются ФХЖ. Они могут быть двухсторонними т.е.
совершаться между независимыми партнерами (купля-продажа) и односторонними
(износ ОС, потери от стихийных бедствий)
В процессе БУ решаются сл. основные задачи:
- формирование полной и достоверной инф-ции о хоз. процессах и
результатах деят-ти пр-ия; - обеспечение контроля за наличием и движением
им-ва и рац. исп-ем произв. ресурсов в соотв-ии с утвержденными нормами,
нормативами и сметами; - своевременное предупреждение негативных явлений в
фин.-хоз. деят-ти;
Основными методами БУ являются :
Документирование – первичное отражение влияния свершившихся ФХД на состояние
объекта БУ. Первич. док-ты составляются на каждую операцию.
Инвентаризация – один из обязательных приемов БУ, проведение к-рой
регламентируется ФЗ «О БУ», «Положением о БУ и отчетности», «Методическими
указаниями о инвент-ии им-ва и фин. обяз-ств». Она проводится с целью
сопоставления факт. наличия ценностей с данными БУ. Существуют обязательные
ситуации для проведения инвентаризаций: При передаче в аренду; При смене
орг.-правовой формы; При составлении годовой БО; При смене мат.-отв. лица; При
установлении фактов хищений, порчи ценностей; В случае стихийных бедствий; При
ликвидации пр-ия.
Различают полную и частичную инвентаризацию. Полная охватывает
все категории средств, частичная – отдельные категории (ДС в кассе, материалы,
товары и т.д.)
Стоимостная оценка - способ выражения объектов БУ в обобщающем ден. измерителе.
Т.е. все показатели должны оцениваться в едином показателе, в кач-ве к-рого
принято брать денежный. Цель оценки – опр-ие факт. себ-ти свершившегося ФХЖ.
Разновидностью его явл. калькуляция – опр-ие себ-сти единицы ТП на основе
учета.
Бух. счета – способ группировки объектов наблюдения, позволяющий отразить не только
начальное и конечное состояние, но и сами изменения происходящие с объектами
БУ. Счета открываются на каждый вид активов, обяз-ств, доходов, расходов,
капитала, а также на них выявляется и распределяется фин. результат.
Двойная запись – метод отражения хоз. операций в системе бух. счетов. Все
хоз. операции в системе БУ учитываются дважды один раз по Дт одного или
нескольких счетов, др. – по Кт одного или нескольких счетов. Суммы Дт и Кт
оборотов по каждой операции всегда равны между собой.
Балансовое обобщение – позволяет сопоставить им-во пр-ия (его активы) с
источниками его образования (капитал собственный и обяз-ства) исчисленными в
стоим. выражении на опр. дату (как правило на конец отч. периода).
1.25. Б/У производственных
запасов (ПЗ). Оценка .ПБУ5/98
МПЗ
- часть имущества, используемая при пр-ве ТП, выполнении работ, оказании услуг
предназначенных для продажи:
часть имущ-ва предназнач. для продажи; часть имущ-ва
используемая для управл-х нужд орг-ции (сырьё, материалы, топливо п/ф,
запчасти, тара, др. мат. ресурсы).
В качестве единицы БУ выбирается номенклуатурный номер. МПЗ
принимаются к БУ по факт. себ-ти, к-рая опр-ся, исходя из факт. произведенных
затрат на их приобретение и изготовление (суммы уплаченные поставщику, пошлины,
невозмещаемые налоги и платежи, затраты по заготовке и доставке, страховка,
затраты по кредитам поставщика, др. затраты по приобретению МПЗ, за искл.
общехоз. расходов) за искл. НДС и др. возмещаемых налогов. Эта факт. себ-ть не
подлежит изменению, за искл. МПЗ, к-рые морально устарели, либо по к-рым
снизилась цена. В этих случаях, эти МПЗ отражаются по возможной цене реал-ии с
отнесением разницы на фин. рез-т
При отпуске или ином выбытии себ-ть МПЗ может оцениваться
одним из методов:
1. по средней себ-ти (по каждому виду запасов как частное от
деления общей себ-ти запасов на их кол-во и кол-ва по остатку на нач. мес. и по
поступившим запасам на этот мес.
2. по себ-ти каждой единицы
3. ЛИФО (Оценка мат. ресурсов, находящихся в запасе на кон. мес.
произв-ся по факт. себ-ти с ранних по времени преобретения, а в себ-ть продажи
ТП учитывается себ-ть поздних по времени приобретения).
4. ФИФО (Оценка мат. ресурсов, находящихся в запасе на кон.
мес. произв-ся по факт. себ-ти последних по времени преобретения, а в себ-ть
продажи ТП учитывается себ-ть ранних по времени приобретения).
МПЗ отражаются в балнсе по отдельным статьям, исходя из
способа их использования, по ст-тн, определяемой исходя из используемых методов
оценки МПЗ.
Подлежит раскрытию инф-ция о методах опенки МПЗ по их видам,
последствий изменений в УП, методов оценки МПЗ, о ст-ти МПЗ, переданных в
залог, о разнице между факт. себ-тью запасов и возможной ценой реализации.
МСФО 2 «Запасы» (01.95). Запасы - это активы: - предназначеные для продажи
входе норм деят-ти. - в процессе пр-ва для такой продажи, - а форме сырья или
материалов предиаз для использ в произв процессе иди при предоставл услуг.
Оценка запасов: оцениваются по наименьшей из 2-х величин себ-ти или возможной чистой
цене продаж (продажная цена предпологяемая при нормальном ходе дел за вычитом
возможных затрат связан свпыполнением работ или реал-цией) при этпом себ-ть
должна вкл. все затраты на приобретение и прочие для того чтобы доставить
запасы до места. При списании запасов с пр-ва можно использовать методы:
Средневзвеш, ЛИФО, ФИФО.
ФО отражает инф-цию: методы оценки запасов и методы расчета их себ-ти: - общ.
балансовую ст-ть запасов и их класс-ция; - баланс ст-ть запасов учтененная по
чистой ст-ти реал-ии; - величина возврата или списания запасов; -
обстоятельства, к-рые привели к списанию или возврату; - балансовая ст-ть
запасов, заложенных в кач-ве обеспечения обяз-ств.
1.26. бу ос. классИФ-ция и
оценка. мсфо 16,17. ПБУ 6/97
ОС – часть имущ-ва, используемая в кач-ве ср-в труда при пр-ве
ТП, либо для управления орг-ии в течение периода, превыш. 12 мес. или обычный
операц. цикл, если он превышает 12 мес. В соот-ии с типовой классиф-ей ОС по
их видам подраздел на: здания, сооруж, передаточ устройства, машины и обор-ния,
в т.ч. силовые машины и обор-ия, рабочие машины и обор-ие, измерительные
приборы, устройства и лаборат. обор-ие, вычислит техника, транспорт,
инструмент, произв. инвентарь, хозя. инвентарь, раб. и продукт-ый скот,
многолет насаждения, кап. затраты по улучшению земель.
ОС делятся на: произв-ные и непроизв., собст-ые и привлеч-ые,
дейст-ие и бездейс-щие. Единицей учета ОС является инвентарный объект. ОС
принимаются к БУ по первонач. ст-ти. Первонач. ст-ть ОС вкл. в себя факт.
затраты орг-ции на приобретение, сооружение и изготовление, за искл. НДС.
Первонач. ст-тью ОС, внесенных в счет вклада в УК признается их ден. оценка,
согласованная учред-ми организации. Первонач. ст-тью ОС полученных по договору
дарения (безвозмездно полученных) признается их рын. ст-ть на дату
оприходования. Первонач ст-тью ОС приобретенных в обмен на др. имущество,
признается ст-ть обмениваемого имущ-ва. Оценка ОС, ст-ть кот выражена в ин.
валюте произв-ся в руб. по курсу ЦБ действующему на дату приобретения. Орг-ция
имеет право не чаще 1 раза в год переоценивать полностью или частично объекты
ОС по восст. ст-ти. Ст-ть ОС погашается посредством аморт-ии. Начисление
аморт-ии по объектам ОС, сданным в аренду произв-ся арендодателем. Аморт-ия ОС
произв-ся 1 из сл. способов: линейный способ; способ списания ст-ти пропорц. V ТП; способ уменьшаемого остатка;
способ списания ст-ти по сумме чисел лет срока полезного использования. Аморт.
отчисления, начисленные по ОС, отражаются в БУ в том отч. периоде, к к-рому они
относятся.
Принятие ОС к БУ осущес-ся на основании утвержденного рук-лем
орг-ции акта (накладной) приемки-передачи ОС, к-рый составляется на каждый
отдельный инвентарный объект.
Поступление ОС Д01 К75,08,87(83),88(84),80(90). Начисление
аморт-ии: Д20,23,25,26,88(84),80(99) К02. Выбытие ОС: Д47 К01, Д02 К47, Д10
К47, Д51 К 47, Д47 К68, Д47 К80. Списана начисл. аморт-ия: Д02 К01. Списана
ост. ст-ть: Д91 К01. Оприх. мат. от разборки: Д10 К91. Начислена ЗП: Д91
К70,69. Задолж-ть пок-лей: Д62 К 91. НДС Д91 К68. Фин. результат Д91 К99(прибыль).
(ГК. гл. 34 "Аренда"). По договору аренды
арендодатель обязуется предоставить арендатору имущ-во за плату во временное
владение и пользование или во временное пользование.
Целесообразность аренды - для арендодателя в том, что он
получает доп. доход от имущ-ва. Арендатор экономит ср-ва на кап. вложения для
покупки, стр-ва аренд. объектов, а также время на их создание и освоение.
Тек. аренда - право собственности на аренд. имущ-во
сохраняется за арендодателем, аренду с выкупом (фин. аренду), когда право
собственности на имущ-во переходит к арендатору после полного выкупа этих
объектов.
Краткосроч. аренда у арендатора Д76 К80(99), Д51 К76.
Арендатор учитывает аренд. ОС на сч.001 по первонач. ст-ти. Д76 К51.
Право собст-ти на имущ-во остается у арендодателя. Имущ-во,
переданное в аренду, продолжает учитываться на балансе у арендодателя (искл.
явл. лизинг).
При передаче в аренду ОС: Д01субсч."ОС, переданные в тек.
аренду" - К01, субсч. "Собственные ОС" - на балансовую ст-ть
переданных в аренду ОС.
Начисление арендной платы: Д76 субсч. "Расчеты с
арендатором" - К 46.
Д 50,51,52 К76, субсч. "Расчеты с арендатором" -
сумма аренд. платы с учетом НДС.
Если в счет арендной платы арендатор выполняет к-либо работы
(оказывает услуги), их стоимость отражается по дебету счетов учета затрат или
других источников финансирования (в зависимости от вида выполненных работ,
оказанных услуг) в корреспонденции со счетом 76 :
Д 20,26,44,08… К76, субсч. "Расчеты с арендатором" –
ст-ть выполненных работ. (без НДС); Д19 К76 - НДС.
Аморт-ию по имущ-ву переданному в аренду начисляет
арендодатель.
Арендатор полученное имущ-во учитывает на сч.001. Когда
арендатор использует аренд. имуще-во в произв-ных целях, арендную плату он вкл.
в себ-ть ТП в том отч. периоде, к к-рому она относится, независимо от факта
оплаты. Если по условиям договора арендатор уплачивает арендную плату ДС, то
стороны могут установить любой порядок ее внесения: ежемес. платежи, авансовые
платежи в счет будущих периодов, отсрочка платежа.
Договор фин. аренды (лизинга), к-рый регул-ся ст.665-670 ГК.
По договору лизинга лизингодатель обязуется приобрести в собственность
указанное лизингополучателем имущ-во у определенного им продавца и предоставить
арендатору это имущ-во за плату во временное владение и пользование для
предприним. целей. Арендодатель в этом случае не несет ответственности за выбор
предмета аренды и продавца. В соотв-ии с ФЗ от 29.10.98г. №164-ФЗ "О
лизинге". Лизинг - вид инвестиционной деят-ти по приобретению имущ-ва и
передаче его на основании договора лизинга физ. или юр. лицам за опр-ую плату,
на опр-ый срок и на опр-ых условиях, обусловленных договором, с правом выкупа
имущества лизингополучателем. Предметом договора лизинга могут быть любые
непотребляемые вещи.
Объект лизинга - новое имущ-во. Арендатор может использовать
лизинговое имущ-во только в предпринимательских целях; Приобретение имущ-ва
Д08,19 К60. Имущество, предназначенное для сдачи в аренду по договору лизинга,
в сумме всех затрат, связанных с его приобретением, приходуется: Д-т 03 "Доходные
вложения в мат. ценности", субсч. "Имущ-во для сдачи в аренду"
К-т 08. Аморт-ия учитываемого лизингодателем на своем балансе (на сч. 03),
начисляются равномерно: Д20 К02. Ежемесячно накопленные суммы списывают: Д90
К02. Причитающиеся по договору лизинга суммы лизинговых платежей за отч.
период: Д62 К90. Поступление от лизингополучателя лизинговых платежей: Д50,51…
К62. При возврате лизингового имущества: Д01 К03 субсч. "Имущество для
сдачи в лизинг".
В БУ лизингополучателя ст-ть лизингового имущ-ва, поступившего
лизингополучателю, учитывается на сч. 001. Начисление причитающихся
лизингодателю лизинговых платежей за отч. период отражают: Д20,25… К76. При
возврате лизингового имущества лизингодателю его ст-ть списывается со сч. 001.
При выкупе лизингового имущества его ст-ть на дату перехода права собственности
списывают со сч. 001. Одновременно делают запись на эту сумму Д01 К02 субсч.
"Износ собственных ОС".
1.27. Международные и
национальные стандарты БУ
Стандарт в переводе с англ. «норма». Для БУ стандарт –
основные правила осуществления бух. операций по учету отдельных объектов.
Каждый стандарт имеет несколько типовых разделов:
Введение – цель выпуска стандарта, область его применения, случаи, когда стандарт
не применяется.
Определение – понятия об основных терминах по тексту стандарта.
Описание сущности – изложение принципов, положенных в основу стандарта, краткое
описание вариантов учета из мировой практики.
Введение в действие – дата введения стандарта.
Стандарты могут быть 2 видов: международные и внутренние.
Внутренние – нормативы по БУ, издаваемые для пользования внутри страны.
Международные (для применения в тех странах, которые входят в состав комитета
КМСУ) – стандарты, разрабатываемые Комитетом международных стандартов учета и
рекомендуемые к применению в международной практике. Между внутр. и
международными стандартами существует тесная связь. При разработке
международных стандартов анализируются внутренние, изучается практика ведения
учета того или иного явления в различных странах, затем формируются
рекомендации по учету, носящие международный характер. Внутренние стандарты
должны строится на базе международных. Например МСФО №15 «Информация,
отражающая влияние изменения цен» введен на основании внутренних стандартов
учета различных стран, после широкого обсуждения специалистами. ПБУ 1/98
разработан на базе МСФО №1 «Пояснения порядка ведения учета (раскрытие учетной
политики)». Международные стандарты служат устранению трудностей в мировой
экономической интеграции. В Аргентине, Чили, Боливии, Бразилии фирмы,
работающие в условиях высоких темпов инфляции, обязаны предоставлять БО,
пересчитанную с помощью общего индекса цен. В др. странах корректируются
некоторые статьи отчетности. Все это в соответствии с МСФО №29 «Фин. отчетность
в условиях гиперинфляции». Исп-ие этого стандарта неизменно влечет за собой
использование МСФО №5 «Инф-ия, подлежащая отражению в ФО», МСФО №12 «Учет
налогов на доходы», МСФО №21 «Учет влияния изменения курсов ин. валют».
КМСУ образован по соглашению орг-ций бухгалтеров Австрии,
Канады, Фр., ФРГ, Яп., Мексики, Нидерландов, Ирландии, Анг., США 29.06.1973.
Сначала в него входили 7 специалистов, к-рые заложили основу разработки
стандартов учета. Цели КМСУ: формировать и публиковать стандарты учета,
обеспечивая их применение в мире, способствовать совершенствованию правил,
учетных стандартов и процедур, используемых при составлении отчетности. КМСУ
имеет неограниченное право разрабатывать и выпускать международные стандарты.
Международная Федерация бухгалтеров обязана: обеспечивать соответствие
публикуемой фин. отчетности стандартам, убеждать правительства, организации
РЦБ, деловые круги в том, что публикуемая фин. отчетность должна
соответствовать МСФО, поощрять распространение МСФО в мире.
Этапы создания МСФО:
1) выбор объекта стандартизации (выбирается элемент учета); 2)
опр-ие содержания работы: круг вопросов, связанные с выбранной темой; 3)
изучение научных разработок и практических решений по проблеме; 4) анализ собранного
материала;
процедура создания стандарта: 1) составление план-схемы, программы
действия сотрудников при создании стандарта; 2) разработка проекта положения о
принципах стандарта, основных подходов решению учетной проблемы, закладывается
содержание нового стандарта; 3) сбор комментариев к выбранным принципам. Со
внесенными замечаниями проект положения направляется в крупнейшие организации,
собираются их замечания по положению; 4) Составление заключительного положения
о принципах, положенных в основу стандарта; 5) Создание проекта стандарта
учета. Документация оформляется в законченном виде и не подлежит изменению,
если нет существенных замечаний. 6) Публикация стандарта за 1-2 года до
введения его в действие. Если есть существенные замечания, то стандарт
принимается в более поздние сроки.
Классификация стандартов учета:
По экономическим отношениям:
отношения между гос-вом и пр-ием; отношения между
товаропроизводителями и потребителями; между звеньями компании; между
партнерами; отношения между участниками-вкладчиками в капитал; отношения между
работодателем и работником; отношения между странами
Стандарты отечественного учета: ПБУ 1/98 «УП»; ПБУ 2/94 «Учет
договоров на кап. стр-тво»; ПБУ 3/2000 «Учет активов и обяз-ств, ст-ть к-рых
выражена в ин. валюте»; ПБУ 4/99 «БО орг-ции»; ПБУ 5/98 «Учет МПЗ»; ПБУ 6/97
«Учет ОС»; ПБУ 7/98 «События после отчетной даты»; ПБУ 8/98 «Условные ФХД»; ПБУ
9/99 «Доходы орг-ции»; ПБУ 10/99 «Расходы орг-ции»; ПБУ 11/2000 «Инф-ция об
аффилированных лицах»; ПБУ 12/2000 «Инф-ция по сегментам»; ПБУ 13/2000 «Учет
гос. помощи»; ПБУ 14/2000 «Учет НМА».
Развитие бизнеса предъявляет определенные требования к
единообразию и понятности применяемых в разных странах принципов формирования и
алгоритмов исчисления прибыли, налогообл. базы … Именно с этой проблемой
столкнулись наши специалисты. Проблема несоответствия носит глобальный
характер. В настоящее время появилось 2 подхода к ее решению: гармонизация (в
каждой стране своя система, но они не противоречили) и стандартизации. Постановлением
Прав-ва РФ была принята программа реформирования БУ в соответствии с МСФО. Цель
реформирования – приведение нац. системы в соответствие с требованиями рын.
экономики и МСФО.
1.28. БУ расчетов с
подотчетными лицами
Подотчетными суммами называются ден. авансы, выдаваемые
работникам орг-ции из кассы на мелкие хоз. расходы и на расходы по
командировкам. Порядок выдачи ДС под отчет, размер авансов и сроки, на которые
они могут быть выданы, установлены правилами ведения кассовых операций.
Порядок оформления и учета команд. расходов на тер-рии РФ
регул-ся Инструкцией Минфина СССР №62 «О служебн. командировках в пределах
СССР», а по загран. командировкам «Правила об условиях труда советских
работников за границей», утвержд. Постан. Госкомтруда СССР от 25.12.74г №365.
Приказ Минфина РФ от 13.08.99 №57н с 01.09.99г норма возмещения в РФ:
найм жилого помещения - по факт. расходам, подтвержденным
соотв-щими док-тами но не более 270 руб. в сутки, без документов 7 руб. в
сутки; суточные- 55 руб. за каждый день нахождения в командировке, расходы по
проезду к месту командировки и обратно по факт. расходам по документам.
Разрешается рук-лем орг-ции производить доп. выплаты,
связанные с командировками, сверх установленных норм. Доп. выплаты относятся на
себ-ть, но для целей н/о затраты принимаются в установленных пределах.
Командировочные расходы, выплачиваемые сверх норм, вкл. в доход работников и
облагаются подоходным налогом и на эти суммы начисляются страх. взносы в гос.
внебюдж. фонды. Для выдачи суммы аванса под отчет составляется предварит
расчет всех расходов по командировки. Полученные деньги разрешается расходовать
подотч. лицам только на цели, на которые они выданы. Отчет о командировки
должен быть представлен в течение 3-х дней по возвращении из командировки.
Неизрасходованные суммы аванса возвращаются в кассу. Новый аванс подотч. лицам
выдается после полного расчета по ранее выданному авансу. Отчет проверяется в
бухгалтерии и утверждается рук-лем.
Подотчетные суммы учитывают на акт. синт. сч. 71.
Выдача денег подотчетному лицу Дт 71 Кт 50.
Расходы, оплаченные из подотчетных сумм, списываются с Кт 71 в
Дт 10,26 и др. в зависимости от характера расходов.
Возврат неиспользованных сумм - Дт 50 Кт 71.
Аналитический учет расходов с подотч. лицами ведут по каждой
авансовой выплате.
1.29. Нормативное
регулирование бу
Система нормативной документации по регулированию БУ в РФ
состоит из 4 уровней:
1 уровень: 1) Законы права: ГК, Законы на основании которых созданы пр-ия,
Налоговый кодекс. 2) Док-ты, принятые Правительством РФ: ФЗ «О БУ» №129-ФЗ от
21.11.96 (в проекте ФЗ «О БУ» отчетность подписывается професс. бухгалтерами),
Положение по ведению БУ и бух. отчетности в РФ № 170, которые устанавливают
единые правовые и методологические основы орг-ции и ведения БУ. Дают
определение БУ, определяют его объекты и задачи, порядок орг-ции и ведения БУ,
состав бух. отчетности, порядок оформления первичных учетных док-тов, регистров
БУ, а также порядок оценки имущества и обяз-ств пр-ия, состав и сроки представления
БО, сроки хранения док-тов.
2 уровень: Нац. стандарты учета. ПБУ 1/98 « УП», ПБУ 2/94 «Учет договоров на кап.
стр-ство»; ПБУ 3/2000 «Учет активов и обяз-ств, ст-ть к-рых выражена в ин.
валюте», ПБУ 4/99 «БО», ПБУ 5/98 «Учет МПЗ», ПБУ 6/97 «Учет ОС», ПБУ 7/98
«События после отчетной даты», ПБУ 8/98 «Условные ФХД», ПБУ 9/99 «Доходы», ПБУ
10/99 «Расходы», ПБУ 11/2000 «Инф-ция об аффилированных лицах», ПБУ 12/2000
«Инф-ия по сегментам», ПБУ 13/2000 «Учет гос. помощи»; ПБУ 14/2000 «Учет НМА».
Положение о составе затрат на пр-во и реал-ию ТП, вкл. в
себ-ть ТП, и о порядке формирования фин. результатов, учитываемых при н/о
прибыли №552 от 5.08.92г (с последующими изменениями и доп.), др. ФЗ, указы
Президента РФ и Постан. Прав-ва РФ.
3 уровень: Важнейшими элементами системы нормативного регул-ия БУ в РФ являются
«План счетов БУ фин.–хоз. деят-ти пр-ия» и инструкция по его применению. Эти
док-ты составляют основу орг-ции БУ на всех пр-иях, независимо от
подчиненности, форм собственности, орг.–правовой формы, ведущих учет методом
двойной записи. ПС представляет собой схему регистрации и группировки ФХЖ в БУ
и содержит наименования и коды счетов. В Инструкции к ПС приведена краткая
хар-ка синт. счетов и открываемых к ним субсчетов, раскрыты их структура и назначение,
порядок учета наиболее распространенных операций. Инструкции, методические
рекомендации, указания (типовые методические рекомендации по планированию и
учету себ-ти строительных работ, методические указания по инвентаризации
имущ-ва и фин. обяз-ств и др.).
4 уровень: Док-ты, разрабатываемые пр-иями в области учета (приказ об УП пр-ия;
приказ о документообороте; договор о мат. ответственности и др.)
Ежегодно Минфин издает приказ «О типовых формах квартальной БО
и указания по их заполнению» и «О годовой БО орг-ций».
Отдельные аспекты БУ регулируются ГК, Законом «Об АО» и др.
Наряду с нормативными актами, утв. Минфином РФ, обяз-ств к
исполнению всеми орг-циями рекомендации по отражению отдельных учетных
операций, содержащихся в инструкциях ГНС РФ.
1.30. КЛАССИФ-ЦИЯ СЧЕТОВ ПО ЭКОНОМ. СОДЕРЖАНИЮ.
ПЛАН СЧ.
Бух. счета – способ классиф-ии объектов наблюдения и отражения
на них инф-ии о ФХЖ, любая классиф. счетов преследедует как мин 3 цели:
показать природу того или иного счета (каждый счет может быть понят только в
сравнении с др. счетами, уметь использ-ть любой счет (т.е. правильно выбирать
счета при написании проводки), иметь необход-ые ориентиры при составлении Плана
счетов. Классиф. счетов по эконом. содерж-ию направлена на установление
номенклатуры бух. счетов, необходимой и достаточной для отражения произв.-хоз.
и фин. деят-ти субъекта. В США, Англии каждая фирма самост. разрабатывает
номенклатуру счетов. В странах континент. школы (Германия, Франция, Россия)
такая классиф. счетов обеспечивает единое понимание принципов отражения и
обобщения произв.-хоз. и фин. деят-ти и единообразия построения системы БУ для
всех эконом. субъектов, не зависимо от видов деят-ти (кроме банков и бюдж
орг-ий) и форм собственности. В британо-амер. форме учета бухгалтер разраб.,
классиф. учетные объекты по 5 признакам (1 уровень классиф.) 1-активы,
2-пассивы, 3-СК, 4-доходы, 5-расходы. Далее внутри каждого классиф-го раздела
объекты учета располаг-ся по опр. критериям (активы в поряд убывания их ликв-ти)
– 2 уровень, 3 уровень: каждому объекту внутри группы присваивается порядковый
номер. Недостатки: отсутствия приемственности при смене бухгалтеров;
бух-ра по разному понимают отдельные моменты УчП; трудности при проведении
аудита.
В России на 1 уровне центрациз-но Минфином разраб-ся единый ПС
– как систаматиз. схема в соотв-ии с к-рой каждому бух. счету в завис-ти от его
внешних идентификаторов присваевается №, предназначенный для облегчения
нахождения счета в бух. регистрах и выражения адресности связей между объектами
БУ отраженными на счетах. Разделы ПС распол-ся в последовательности,
определяемой хар-ром участия имущества в кругообороте и источников его
образования:
1 – внеоб. активы, 2 – произв. запасы, 3 – затраты на пр-во, 4
– ГП и товары, 5 – ДС, 6 – расчеты, 7 – капитал, 8 – фин. результаты. Единый ПС
сопровождает инструкция по его применению, в к-рой даны краткое содержание и
назначение каждого счета, расмотрен порядок ведения системного учета,
предложены типовые схемы корр-ии счетов. Критерии разработки и применения
единого ПС: оптимальность кол-ва сч-в, стабильность, перспективность;
возможность внесения тек. изменений и доп-ий; определенная степень свободы (с
учетом специфики отрасли). На 2-ом уровне рабочий ПС отрасли дополняется
необходимыми субсчетами. На 3-м – пр-ия, используя единый ПС или рабочий ПС
отрасли разрабатывают рабочий ПС хоз. субъекта: уточняют содержание, вводят
доп., объединяют или расчленяют, или искл. субсчета, формируют систему аналит.
счетов.
|