МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Партии в системе властных отношений

    избирательной системы имело введение в конце XIX в. так называемого

    "австралийского" бюллетеня, призванного обеспечить секретность голосования

    и уменьшить возможность для фальсификации результатов выборов. До этого

    каждая партия отпечатывала свои собственные бюллетени, вносила в них лишь

    собственных кандидатов на каждую должность и привлекала партийных

    функционеров к распространению своих бюллетеней в избирательных участках.

    Это, во-первых, затрудняло секретность голосования, поскольку бюллетени

    партий различались по цвету и партийные функционеры могли легко определить,

    кто как голосует. Это, в свою очередь, облегчало запугивание, подкуп

    избирателей. Во-вторых, поскольку в бюллетень были вписаны имена кандидатов

    только одной партии, для избирателя было весьма трудно подавать свой голос

    за кандидатов разных партий на разные должности.

    Официальный "австралийский" бюллетень внес существенные изменения в

    процедуру голосования. Здесь все бюллетени одинаковы и включали имена всех

    кандидатов на выборные должности. Эта реформа способствовала обеспечению

    секретности голосования и уменьшала возможности запугивания и подкупа

    избирателей. В то же время "австралийский" бюллетень давал избирателям

    возможность сделать выбор на основе индивидуальных, а не коллективных

    достоинств кандидатов, отдать свой голос тому или иному кандидату, не

    голосуя за остальных кандидатов той же партии. Поскольку все кандидаты на

    одну и ту же должность были вписаны в один бюллетень, избиратели более не

    были вынуждены выбирать сугубо партийный список. Именно введение

    "австралийского" бюллетеня способствовало появлению феномена раздельного

    голосования в Америке, при котором избиратель может голосовать за кандидата

    республиканской партии на пост президента и за кандидата демократов на

    пост члена палаты представителей или сената,и наоборот.

    К настоящему времени в США специальные машины, которые начали вводить в

    90-§ гг. XIX в., почти полностью вытеснили бумажные бюллетени.

    Избирательные машины, на панели которых список кандидатов расположен в том

    же порядке, что и в "австралийском" бюллетене, находятся в специальных

    зашторенных помещениях, что призвано обеспечить тайну голосования.

    Избиратель, удостоверив свою личность, входит в это помещение и нажимает на

    соответствующий рычаг, указывающий на список кандидатов той или иной

    партии, либо на рычажки, указывающие на предпочитаемых им кандидатов из той

    или другой партии. Избирательные машины значительно упрощают технику

    голосования, облегчают и сокращают время на подсчет голосов, так что в

    момент закрытия избирательных участков они выдают результаты голосования.

    Существуют различные формы и пути выдвижения кандидатов. Например, в

    Великобритании любой претендент на выборную должность формально вправе

    участвовать в выборах в качестве кандидата, предварительно подав в

    соответствующий орган от своего имени заявление, подписанное кроме него

    самого еще несколькими избирателями. Но все же реально кандидаты почти

    исключительно выдвигаются партиями. Премьер-министр назначает дату выборов

    за два месяца до самих выборов. Как правило, руководители всех партий знают

    о дате выборов задолго до официального заявления премьер-министра и,

    соответственно, заранее готовятся к решающей пробе сил. Примерно такая же

    процедура существует в большинстве стран с парламентским режимом.

    Несколько иная технология организации и проведения президентской

    избирательной кампании в Соединенных Штатах. Официально она начинается в

    феврале года выборов с праймериз в штате Нью-Гэмпшир и завершается в первый

    вторник после первого понедельника в ноябре избранием президента и других

    выборных должностных лиц. При этом избирательная кампания проходит два

    этапа. На первом этапе - этапе первичных выборов - борьба разворачивается

    между претендентами на номинации внутри партий. Первый этап завершается

    общенациональными съездами партий, которые, как правило, созываются в июле,

    августе года всеобщих выборов. В настоящее время съезды выдвигают и

    утверждают официальных кандидатов партий на посты президента и вице-

    президента страны, а также формулируют и принимают их предвыборные

    платформы. После съезда предвыборная кампания вступает в новую фазу и

    завершается избранием президента, вице-президента и других выборных

    должностных лиц.

    Следует отметить также специфику процедуры избрания президента США,

    которая отличается от процедуры избрания высших должностных лиц в других

    странах. Здесь избиратели формально как бы прямо не участвуют в избрании

    претендента на пост президента. Дело в том, что партийные организации

    пятидесяти штатов и федерального округа Колумбия удостоверяют имя кандидата

    соответствующему должностному лицу вместе со списком так называемых

    выборщиков президента, которые в случае их избрания отдадут свои голоса

    кандидату партии. Институт коллегии выборщиков и двухэтапное голосование

    были установлены отцами-основателями. Они явились результатом компромисса

    между сторонниками большей автономии штатов, выступавших за то, чтобы

    президент избирался законодателями штатов, и теми, кто выступал за бблыпую

    централизацию государства и всенародные прямые выборы. Избирательная

    система построена по принципу: один голос от одного избирателя, но на

    уровне штатов. Победу одерживает тот, кто получает наибольшее число

    голосов, но на уровне штатов. Тем самым учитывается федеральный принцип

    государственно-политического устройства. Каждому выборщику предписывалось

    взвесить все "за" и "против" и проголосовать за тех кандидатов на пост

    президента и вице-президента, которых он считает наиболее подходящими.

    Конституция не связывала выборщиков голосованием за конкретного кандидата.

    Но постепенно, по мере развития партийной системы, соображения квалификации

    были оттеснены на второй план партийной приверженностью выборщиков.

    Установилось правило, по которому избранные выборщики связывались

    обязательством голосовать за определенного кандидата. В конечном итоге они

    превратились в партийных агентов, обязанных морально и политически

    поддерживать кандидата своей партии.

    Как правило, в большинстве стран предвыборная агитация прекращается за

    сутки до открытия избирательных участков. Это делается для того, чтобы

    предоставить самим избирателям время и возможность самостоятельно обдумать

    и всесторонне взвесить свой выбор и принять окончательное решение, за кого

    и за что именно отдать свой голос.

    Срок полномочий выборных должностных лиц ограничивается определенным,

    строго фиксированным в конституции периодом, как правило, от двух до шести

    лет в зависимости от страны и должности. Считается, что определенные

    конституцией срок и порядок избрания должностных лиц достаточны, чтобы

    избранное лицо могло реализовать свою программу, позволяют обеспечить

    стабильность и преемственность политического руководства. Учитывается и то,

    что этот срок не настолько велик, чтобы политик мог забыть о предстоящих

    выборах и не помнить о своей ответственности перед избирателями.

    Основные типы избирательной системы.

    Результаты выборов, определяющие победителей и побежденных, во многом

    зависят от типа избирательной системы. Существуют два основных типа:

    мажоритарная и пропорциональная. При мажоритарной системе от каждого

    избирательного округа избирается один депутат. Победителем на выборах

    считается кандидат, набравший наибольшее число голосов. При такой системе,

    если по одному и тому же округу баллотируются не два, а несколько

    кандидатов, победу может одержать и тот, кто набрал менее 50% голосов.

    Показательно, что не раз консервативная партия Великобритании одерживала

    победу, получив лишь около 40% голосов избирателей, поскольку остальной

    электорат делился между лейбористской партией и либерально-социал-

    демократическим альянсом. Почти во всех англоязычных странах в соответствии

    с господствовавшей там мажоритарной системой депутаты в законодательные

    собрания избираются от округов, от которых избирается единственный

    кандидат. В данном округе партия должна завоевать большинство голосов,

    чтобы одержать победу. Меньшинство здесь оказывается непредставленным в

    законодательном собрании.

    При мажоритарной системе большинство, полученное победившей стороной,

    может быть двух видов - абсолютное и относительное. В первом случае

    победителем считается кандидат, завоевавший 50% + 1 голос всех

    участвовавших в голосовании избирателей. В том случае, если ни один

    кандидат не получает требуемое число голосов, назначается второй тур

    выборов, в котором принимают участие два кандидата, завоевавшие наибольшее

    число голосов в первом туре. Во втором туре победителем выходит уже

    кандидат, набравший относительное большинство голосов. При мажоритарной

    системе относительного большинства победу одерживает кандидат, получивший

    больше голосов, чем все остальные кандидаты, каждый в отдельности.

    Мажоритарная система утвердилась в Англии, США, Франции, Японии. Многие

    континентальноевропейские страны практикуют пропорциональную систему, в

    соответствии с которой от каждого округа избираются несколько кандидатов,

    число которых распределяется пропорционально количеству завоеванных

    партиями голосов. Здесь избирательные округа создаются достаточно крупные,

    чтобы включить, скажем, пять представителей и разделить их между партиями

    пропорционально завоеванным ими голосам. Если, например, одна партия

    получает около 40% всех голосов, она соответственно получает 40% из 5 мест,

    то есть 2. Если три другие партии получают от 16 до 24% голосов каждая,

    каждой из них предоставляется по одному месту. Однако, если бы такой

    большой дистрикт был расчленен на пять маленьких дистриктов, имеющих по

    одному месту, все пять мест получила бы партия, завоевавшая 40% голосов

    всех избирателей (т.е. большинство), если бы ее сила распределялась

    примерно равномерно по первоначальному большому дистрикту. Другими словами,

    пропорциональная система представительства склонна предоставлять

    сравнительно мелким партиям место в законодательном собрании.

    Перспектива завоевания своей доли участия во власти, хотя и малой,

    поощряет партии меньшинств и способствует сохранению многопартийной

    системы. В Америке же, если кандидат не завоевывает большинство, то он не

    получает ничего. Американская система выборщиков построена так, что

    кандидат получает или все, или ничего. В каждом штате, если один кандидат

    получает 50% + 1 голос избирателей, он получает все 100% голосов

    выборщиков. Господство мажоритарной системы предполагает, что для получения

    голосов выборщиков третьи партии должны завоевать не просто определенное

    количество голосов по всей стране, а географически концентрированную в

    каком-либо округе поддержку большинства избирателей. А это означает, что

    если третья партия и одержит победу в том или ином округе или, даже штате,

    она все же остается местным явлением.

    В ряде стран существует смешанная, мажоритарно-пропорциональная система.

    Так, в ФРГ половина состава бундестага избирается к& основе мажоритарной

    системы в один тур, а другая - на основе Пропорциональной системы. В

    Австралии палата представителей 'формируется по мажоритарной системе

    абсолютного большинства, а сенат - по системе пропорционального

    представительства. При этом отмечено, что мажоритарная система в один тур

    способствует установлению двухпартийности, пропорциональная система,

    наоборот, - многопартийности, а мажоритарная в два тура - объединению

    партий в коалиции.

    О перспективах развития партийной системы в России.

    Россия переживает переходный период, главное содержание Которого состоит

    в преобразовании тоталитарной политической системы со всеми ее институтами,

    структурами и отношениями в совершенно новую политическую систему

    независимо от того, как ее называть - демократической,

    квазидемократической, авторитарной, президентской и т.д. Очевидно, что и

    партийная система, которая на наших глазах формируется, не может не носить

    переходный характер. В рассматриваемом здесь контексте проблема осложняется

    тем, что речь идет не просто о трансформации существовавшей многие

    десятилетия монопартийной системы в многопартийную. Дело в том, что в

    условиях тоталитарного советского строя коммунистическая партия ни в коем

    случае не была нормальной политической партией в общепринятом смысле этого

    слова. Она, в сущности, не просто слилась с государственными структурами, а

    полностью поглотила и государство и общество, и государственные структуры

    оказались лишь бледными отражениями партийных структур. В результате

    образовался своеобразный гибрид партия-государство. Естественно, крах

    тоталитарной системы имел своим следствием исчезновение этого гибрида, и

    перед страной встала проблема создания новой государственности и

    соответствующей ей партийной системы.

    Политические партии в истинном смысле этого слова возникают лишь тогда,

    когда общество достигает соответствующего уровня социально-политической

    дифференциации, когда социальные слои и группы более или менее четко

    осознают свои интересы. Для этого необходимы кристаллизация и

    институционализация интересов заинтересованных групп, объединений, блоков,

    других составляющих гражданского общества, минимум демократической

    политической культуры. Однако наше общество, переживающее переходный

    период, лишено некоего скрепляющего его воедино стержня или

    организационного начала, оно находится в аморфном состоянии. Сейчас

    преждевременно говорить о сколько-нибудь обозначившемся структурировании

    интересов различных общественных сил. О реальном представительстве реальных

    социальных сил и интересов в политической системе можно говорить лишь

    тогда, когда по крайней мере вчерне оформятся и утвердятся более или менее

    прочные основания их жизнеустройства. Гарантом стабильности общества и

    политической системы является существование широко институционализиро-

    вавшейся прослойки средних слоев или среднего класса, который, в свою

    очередь, служит в качестве социальной опоры умеренного, центристского

    политического курса, равноудаленного от крайних полюсов политического

    спектра. Центризм в политике обеспечивает возможный в данных конкретных

    условиях оптимальный баланс общественных интересов, проведение такого

    курса, который в идеале призван реализовать некую среднюю линию между

    экономической эффективностью и социальной справедливостью, экономической

    свободой и социальным равенством.

    Что касается ситуации в нашей стране, то было бы напрасным трудом

    заняться разграничением политических сил на правых, левых и центр,

    либералов, консерваторов и умеренных. Такое деление возможно лишь при

    сформировавшейся демократии и высокой культуре гражданственности в

    гражданском обществе. В настоящее время в стране, по сути дела, отсутствует

    единая система политической коммуникации, сам политический процесс

    протекает как бы при отсутствии интеграции и взаимопонимания между его

    участниками. Нет необходимого консенсуса относительно общих целей и средств

    их достижения, общепринятых правил политической игры и т.д. Ожесточенные

    политические дискуссии соответствующим образом не связаны с процессом

    принятия политических решений.

    В России в лучшем случае только начинается формирование инфраструктуры

    гражданского общества, которое одно и способно обеспечить условия для

    формирования и институционализации реально заинтересованных групп и,

    соответственно, организаций, клубов, объединений, партий, способных

    представлять их интересы в структурах власти. Ведь мировой опыт показывает,

    что уровень развития демократии самым непосредственным образом зависит от

    того, насколько институционализировался политический плюрализм, который

    проявляется и выражается прежде всего в политических партиях. Но зрелость и

    жизнеспособность политического плюрализма, включая партийную систему,

    определяются тем, в какой степени в обществе сформировались,

    институционализировались и заявили о себе разнообразные центры и источники

    власти и влияния. Как раз с этой точки зрения определяющее значение имеет

    соответствующая инфраструктура, призванная обеспечить условия для

    кристаллизации групповых интересов и оформления соответствующих

    негосударственных организаций, объединений, союзов.

    Переход от тоталитаризма на рельсы демократического развития, развитие

    рыночных отношений, трансформируя социальную структуру общества, усиливая

    процессы социальной дифференциации, создают основу для воплощения в жизнь

    ценностей и принципов политического плюрализма. Это находит отражение в

    возникновении широкого спектра самых разнообразных новых общественно-

    политических движений, организаций и объединений. Этот процесс, особенно

    отчетливо наметившийся в 1989 г., постепенно стал набирать все более

    ускоряющиеся темпы. В 1990 г. был принят закон СССР "Об обще-•ственных

    объединениях", в котором были законодательно закреплены порядок

    образования, права и принципы деятельности общественных организаций и

    объединений. В марте 1991 г. началась регистрация партий, а к концу 1991 г.

    было зарегистрировано уже 26 партий 1м 16 общественно-политических

    движений. 1 Российские политические партии различаются по своим

    программным целям, идейно-политическим ориентациям, организационной

    структуре, формам и методам работы и т.д.

    При всем том необходимо отметить, что этим политическим образованиям еще

    предстоит доказать свою легитимность, получив поддержку у избирателей,

    подтвердить, что они действительно являются реальными политическими

    партиями, за которыми стоят социальные силы. В настоящее время, по сути

    дела, невозможно определить, кого именно, какие слои, группы, категории

    населения они представляют. Для них характерны малочисленность, слабость

    организационной структуры, неопределенность и аморфность социальной базы,

    отсутствие сколько-нибудь внятно сформулированных позитивных программ и

    идейно-политических платформ. По этим показателям почти все они являются

    лишь протопартиями, а не партиями в собственном смысле этого понятия.

    Как показывает опыт перехода целой группы стран от тоталитаризма и

    авторитариэма сначала в ФРГ и Италии, а затем во второй половине 70 -

    начале 80-х гг. в Греции, Испании и Португалии, для формирования и

    институционализации полноценных и дееспособных политических партий

    требуется достаточно времени. Так, в первые послевоенные годы в ФРГ на

    местном, земельном и общенациональном уровне возникли десятки политических

    партий, хотя оккупационные войска США, Великобритании и Франции всячески

    препятствовали появлению мелких партий, при этом оказывая содействие

    концентрации политических сил Западной Германии в немногих крупных партиях.

    Процесс формирования устойчивых, жизнеспособных крупных партий занял

    несколько лет. Мелкие партии в качестве самостоятельных сколько-нибудь

    значимых политических сил отошли на задний план и главными составляющими

    партийной системы ФРГ стали блок ХДС/ХСС, СДПГ и СвДП.

    Аналогичная ситуация наблюдалась также в Италии. Что касается Греции,

    особенно Испании и Португалии, то первоначально в этих странах на

    политической авансцене как по мановению волшебной палочки появилось

    множество десятков партий (в одной Португалии их насчитывалось около 300),

    и сохранившимся в настоящее время партиям, чтобы показать свою

    жизнеспособность, пришлось множество раз выдерживать испытание выборами.

    Именно такой путь предстоит и России. О вычленении и институционализации

    политических партий, представляющих реальные политические силы страны,

    можно, по-видимому, говорить после проведения всеобщих выборов как минимум

    два-три раза.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

    Бурлацкий Ф.М., Галкин А.А. Современный левиафан. - М., 1985;

    Избирательные системы и партии в буржуазном государстве. — М., 1979;

    Партии и выборы в капиталистическом государстве. — М., 1980;

    Перегудов С.П., Холодковский К..Г. Политическая партия: мировой опыт и

    тенденции раэвития//Коммунист. -1991.-№2;

    Шмачкова Т.В. Мир политических партий//Политические исследования. - '.992.-

    №1-2.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.