МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Политическое участие

    политическим институтам, ощущения невозможности хоть как-то повлиять на

    процесс выработки и принятия решений. Абсентеизм может быть обусловлен

    распадом групповых норм, утратой личностью чувства принадлежности к какой-

    либо социальной группе, а следовательно, целей и ценностей социальной

    жизни, отсутствием представлений о связи политики с частной жизнью.

    Абсентеизм в большей степени наблюдается у молодежи, представителей

    различных субкультур, лиц с низким уровнем образования.

    В современной России доля политически апатичных людей в составе

    населения достаточно велика. Это обусловлено кризисом массового сознания,

    конфликтом ценностей, отчуждением большинства населения от власти и

    недоверием к ней, политико-правовым нигилизмом и сохранением устойчивой

    веры в “чудесное” пришествие великого харизматического лидера. Абсентеизм

    определенной части российского общества в значительной мере результат

    крушения мифа о скорейшем вхождении в круг высокоразвитых стран и ожиданий

    “экономического чуда”.

    Роль абсентеизма в современном российском обществе неоднозначна. С

    одной стороны, именно абсентеизм является чуть ли не единственным

    стабилизирующим фактором в обществе, в котором отсутствуют эффективные

    механизмы мирного разрешения социальных и политических конфликтов. С другой

    - существует опасность, что при определенных условиях возможен резкий

    переход от абсентеизма к радикальным формам политического поведения.

    Именно поэтому в России актуальной остается проблема приобщения

    большей части населения к политике через институализированные формы

    участия[5,6].

    5 Политический протест как форма политического участия

    Особое значение для государства имеют протестные формы политического

    участия населения. Политический протест представляет собой разновидность

    негативного воздействия индивида (группы) на сложившуюся в обществе

    политическую ситуацию или конкретные действия властей, затрагивающие его.

    К наиболее распространенным источникам политического протеста, как

    правило, относятся: слабая приверженность граждан господствующим в обществе

    ценностям, психологическая неудовлетворенность сложившимся положением

    вещей, а также отсутствие должной чуткости властей к текущим запросам

    населения.

    Однако политический протест возникает не только там, где имеют место

    неэффективные действия государства, как такового, но и там, где

    наличествует тот человеческий «материал», который способен к спонтанным или

    осознанным оппонирующим власти действиям. Не секрет, что, к примеру,

    российское население отличается долготерпением, повышенным привыканием даже

    к невыносимым политическим и социально-экономическим условиям (длительным

    невыплатам заработной платы, подавлениям демократических свобод и т.д.). В

    то же время в других странах граждане более активно и целенаправленно

    пытаются корректировать неудовлетворяющие их аспекты государственной

    политики.

    В государствах любого типа политический протест протекает в

    конвенциональных (в виде разрешенных властями демонстрациях, пикетах и

    прочих акциях) и неконвенциональных формах (деятельность подпольных

    политических партий, запрещенные шествия и т.д.). В этом смысле основная

    опасность протеста состоит в том, что он способен к нарастанию

    интенсивности и переходу к неконвенциональным, неконституционным (особенно

    революционным) формам, связанным с прямым применением силы населением (или

    его отдельными группами). Для того чтобы придать протесту цивилизованную

    форму, в демократических государствах обеспечивается свобода слова,

    формируется институт оппозиции, который представлен деятельностью

    неправительственных партий и движений. В ряде стран оппозиция даже создает

    «теневые» правительства, которые постоянно оппонируют правящим структурам

    по всем важнейшим политическим вопросам, публикуя собственные оценки и

    прогнозы, планы и программы решения тех или иных проблем.

    Крайней формой неконвенционального политического протеста является

    политический терроризм, цель которого — физическое уничтожение политических

    деятелей, проведение силовых символических акций возмездия режиму,

    постоянное провоцирование взрывной ситуации в стране. В современной

    политической истории известны многочисленные факты убийств президентов,

    депутатов парламента и кандидатов в представительные органы, представителей

    различных органов власти, повлекшие массовые жертвы захваты заложников и

    взрывы в общественных местах.

    Помимо террористических организаций (типа палестинской организации,

    У. Бен Ладена, итальянских «Красных бригад», организации басков в Испании,

    ряда формирований чеченских боевиков и др.) такого рода действия

    систематически практиковали, особенно в годы «холодной войны», и спецслужбы

    отдельных стран, организуя покушения на глав государств или отдельных

    недружественных политиков. В настоящее время на международной арене

    существуют даже отдельные политические режимы (Ливия, Ирак, Иран и др.),

    которые в определенные периоды своей истории открыто поддерживали

    (поддерживают) террористические приемы в политических отношениях с другими

    странами. Борьба с международным и внутренним терроризмом требует громадных

    ресурсов, отлаженной законодательной базы, решимости властей и

    скоординированности действий силовых структур.

    Однако какими бы целями ни оправдывался политический терроризм, он был

    и остается одним из тяжелейших политических преступлений. Поэтому проблема

    борьбы с терроризмом международным сообществом признается одной из

    приоритетных[5].

    6 Отчуждение как форма политического участия молодежи

    В каждом государственно организованном обществе складывается та или

    иная вовлечённость его представителей в политику. Теоретики и практики

    достаточно хорошо проанализировали причины данного явления,

    систематизировали формы политического участия граждан, дали им

    исчерпывающую характеристику.

    Тем не менее, хотелось бы ещё раз обратиться к проблеме политического

    отчуждения, которое, являясь крайней формой политического участия,

    выступает одним из факторов нестабильности социосферы в целом.

    Наиболее видным представителем социально-философской и политической

    мысли, достаточно подробно изучившим феномен отчуждения, считается Карл

    Маркс. Фундаментальной основой построенной им "теории отчуждения" являются

    философские взгляды Г.В.Ф. Гегеля, во многом определившего стиль и метод

    научного мышления К. Маркса. Не менее значимыми для К. Маркса стали научные

    взгляды М. Гесса, который впервые соотнёс отчуждение с различными

    социальными явлениями, считая, что над человеком в отчуждённой форме в

    религии господствует бог, в экономике деньги, а в политике государственная

    власть.

    Однако, К. Маркс формировал свою теорию отчуждения применительно к

    сфере производства, опираясь, прежде всего, на экономические категории.

    Дальнейшее изучение проблемы отчуждения Э. Фроммом, Г. Маркузе, Э.

    Дюркгеймом и др. вывело её за пределы первоначального экономического

    смысла, вложенного К. Марксом. Отчуждение было обнаружено и исследовано в

    области политики, культуры, образования, религии, искусства, отдыха,

    потребления, семьи и др. сферах.

    В настоящее время в энциклопедических и словарных изданиях отчуждение

    характеризуется, во-первых, как процесс и результаты превращения продуктов

    человеческой деятельности, а также свойств и особенностей человека в нечто

    независимое от людей и господствующее над ними; во-вторых, превращение

    явлений и отношений между людьми в нечто иное, чем они являются сами по

    себе, искажение и извращение в сознании людей их жизненной реальности.

    Наиболее значимое и актуальное для современных общественных процессов

    является политическое отчуждение.

    Политическое отчуждение, согласно одному из определений, это

    состояние, при котором политические идеи, отношения и организации,

    превращаются в нечто, независимое от личности, а иногда и противостоящее

    ей.

    Существует мнение, что для российской действительности в политической

    сфере жизнедеятельности общества характерно усиление взаимного отчуждения

    власти и населения, в особенности 1/5 его части, которая с начала XX века

    определяется как молодое поколение, молодёжь. Объяснить складывающуюся

    ситуацию можно, проанализировав основные причины формирующегося

    политического отчуждения, тесно взаимосвязанные, взаимообусловленные и

    взаимодополняемые основными параметрами молодёжи как особой возрастной и

    социально – демографической группы.

    Схема 1 - Взаимосвязь основных причин отчуждения и параметров молодёжи

    как особой возрастной и социально – демографической группы

    Свойства отдельного индивида, применительно к политической сфере жизни

    общества складывается из элементов индивидуального политического сознания,

    а также, личностных установок, потребностей и интересов, определяющих, в

    совокупности с политическим сознанием, элементы политического поведения

    личности, в том числе и политическое отчуждение.

    Мы склонны считать, что современное общество, с его насыщенностью

    информационными технологиями и развитыми коммуникационными сетями способно

    с помощью СМИ, воздействовать на сознание молодого человека и развивать у

    него определённые потребности и интересы, поскольку именно в юном возрасте

    индивид проходит через процесс социализации, в том числе и политической,

    формируя свои социально – психологические особенности, закладывая будущую

    специфику социального статуса и социокультуры поведения. Таким образом,

    общество само является причиной снижения деятельностной активности молодого

    поколения и развитию в молодёжной среде феномена "политическое отчуждение".

    Достаточно часто можно слышать о прагматичности молодёжи; её

    меркантильности; отсутствии высоких идеалов; ориентации, на получение

    прибыли; отчуждении от общественно – политической жизни; неспособности

    принести определённую пользу обществу. Однако, само общество ставит

    молодого человека в такие условия, при которых уровень его притязаний

    молодёжи сводится к формуле " не до жиру – быть бы живу". Данные одного из

    социологических исследований, проведённого сотрудниками РАГС при президенте

    РФ свидетельствуют о том, что доля молодых людей, имеющих хорошее

    материальное положение постепенно снижается, то есть для российской

    молодёжи всё более актуальной становится проблема выживания (см. таблицу

    1).

    Таблица 1 - Динамика уровня материальной обеспеченности российской молодёжи

    (в процентах от опрошенных)

    |Категории |1990 |1992 |1995 |1998 |2001 |

    |Хороший уровень |11,0 |1,9 |2,0 |0,4 |1,2 |

    |материальной | | | | | |

    |обеспеченности | | | | | |

    |Неплохой уровень |35,2 |21,2 |26,8 |5,3 |15,1 |

    |материальной | | | | | |

    |обеспеченности | | | | | |

    |Средний уровень |37,8 |51,5 |40,2 |41,5 |45,6 |

    |материальной | | | | | |

    |обеспеченности | | | | | |

    |Плохой уровень |14,0 |24,5 |30,0 |51,5 |37,6 |

    |материальной | | | | | |

    |обеспеченности | | | | | |

    |Затрудняюсь |2,0 |1,0 |1,0 |1,3 |0,5 |

    |ответить | | | | | |

    Следует отметить, что представители практически всех категорий

    ранжировали свои потребности следующим образом: 1. – приобретение продуктов

    питания, 2. – покупка одежды, 3. – улучшение жилищных условий. Таким

    образом, интересы молодёжи сосредоточены, в настоящее время, на проблемах

    поддержания своего существования и выживания в современных условиях. Это,

    на наш взгляд, является другой, не менее значимой предпосылкой формирования

    политического отчуждения молодого поколения.

    Степень политической образованности и уровень политической культуры

    человека определяются его индивидуальными свойствами, а также политической

    активностью. Политическая активность проявляется, прежде всего, там, где

    человек не удовлетворён фактическим состоянием дел, проблемами и решениями,

    так или иначе затрагивающими его интересы. В последнее время отмечается

    усиление принципиальной несовместимости интересов, потребностей и жизненных

    ориентиров молодёжи с политикой.

    Перефразируя мнение Г. Маркузе, можно сказать, что в отчуждении, в том

    числе и политическом, молодёжь находит пути своего развития и

    удовлетворения собственных потребностей. Поэтому молодёжь, несмотря на то,

    что является одной из самых активных категорий общества, не всегда находит

    поддержку со стороны властной элиты, а потому не может максимально

    использовать данное качество как в целях повышения степени политической

    образованности, так и уровня политической культуры, что, в свою очередь,

    опять-таки, служит причиной дальнейшего политического отчуждения молодого

    поколения.

    Дело в том, что для российского общества исторически присуще два типа

    политической культуры: официальная, государственная и неофициальная,

    народная. Они наличествуют в российском обществе и в настоящее время. Это

    проявляется во всём – в ценностных ориентациях, образовании, поведении и

    служит причиной непонимания курса политической власти, усиления разногласий

    между представителями двух типов политических культур. Поэтому значимость

    политической образованности, а вместе с этим и повышение политического

    участия, которое на сегодня актуально как никогда.

    Характер политической власти. Для России исторически характерна

    сильная власть, связанная с сильной личностью и усиленной ролью государства

    в общественных процессах. Демократические преобразования сместили акценты,

    во властных отношениях, а следовательно, и суть отношений государства и

    граждан. Фактически же взаимодействия между властью и народом, в том числе

    и с молодым поколением не изменились и характеризуются ещё большей

    отчуждённостью. Многие демократические ориентированные обещания не были

    выполнены, большинство принятых решений так и остались на бумаге. Кроме

    того, значительная часть населения не до конца понимает суть осуществляемых

    преобразований, поэтому уверена, что органы власти ни в коей мере не

    пекутся о её интересах.

    Исследования последних лет свидетельствуют о том, что молодёжь, всё

    сильнее отчуждаясь от радикализма и либерализма реформационных изменений и

    оставаясь, тем не менее поборницей демократических преобразований,

    является, как ни странно, сторонницей сильной власти и сильного

    государства, готова пойти за сильным лидером, способным взять на себя

    ответственность, поскольку устала от бездействия властных структур и пустых

    обещаний. Наглядно это можно продемонстрировать результатами упомянутого

    ранее социологического исследования, проведённого Ю.А. Зубком и В.И.

    Чупровым.

    Таблица 2 - Политические предпочтения молодого поколения

    |Политические предпочтения |Ранг |К |Ранг |К |

    | |1997 | 1999 |

    |Власть сильной личности |1 |6,26 |1 |6,39 |

    |Сильное государство |3 |5,91 |2 |6,18 |

    |Традиционно - демократические |2 |6,11 |3 |6,09 |

    |принципы | | | | |

    Бездействие властных структур и пустые обещания являются, на наш

    взгляд причиной недоверия молодёжи к властным органам всех уровней и

    отчуждения от них. Ещё раз обратимся к социологическому исследованию Ю.А.

    Зубка и В.И. Чупрова, раскрывая динамику отношения молодого поколения к

    современным властным институтам и общественным структурам Наглядно это

    можно представить следующим образом (табл. 3).

    Таблица 3 - Динамика отношения молодого поколения к современным

    властным институтам и общественным структурам, в процентах к опрошенным

    |Властные и | 1997 | 1999 |

    |общественные институты| | |

    | |Доверяю |Не доверяю|Доверяю |Не доверяю|

    |Президент РФ |14,2 |50,1 |3,1 |81,2 |

    |Правительство РФ |8,2 |52,6 |11,6 |66,9 |

    |Государственная Дума |6,8 |54,4 |5,6 |71,9 |

    |Руководство регионов |13,8 |45,2 |20,0 |51,9 |

    |Прокуратура |17,6 |43,3 |22,8 |48,6 |

    |Суд |20,2 |43,6 |25,7 |49,4 |

    |Милиция |13,3 |56,9 |17,3 |61,7 |

    |Армия |24,3 |39,7 |37,2 |28,3 |

    |Политические партии |3,7 |57,5 |5,9 |70,0 |

    |Профсоюзы |13,2 |47,8 |15,5 |52,6 |

    |СМИ |21,8 |37,6 |32,0 |41,2 |

    |Церковь |32,0 |27,2 |37,5 |32,7 |

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.