Политическое участие
политическим институтам, ощущения невозможности хоть как-то повлиять на
процесс выработки и принятия решений. Абсентеизм может быть обусловлен
распадом групповых норм, утратой личностью чувства принадлежности к какой-
либо социальной группе, а следовательно, целей и ценностей социальной
жизни, отсутствием представлений о связи политики с частной жизнью.
Абсентеизм в большей степени наблюдается у молодежи, представителей
различных субкультур, лиц с низким уровнем образования.
В современной России доля политически апатичных людей в составе
населения достаточно велика. Это обусловлено кризисом массового сознания,
конфликтом ценностей, отчуждением большинства населения от власти и
недоверием к ней, политико-правовым нигилизмом и сохранением устойчивой
веры в “чудесное” пришествие великого харизматического лидера. Абсентеизм
определенной части российского общества в значительной мере результат
крушения мифа о скорейшем вхождении в круг высокоразвитых стран и ожиданий
“экономического чуда”.
Роль абсентеизма в современном российском обществе неоднозначна. С
одной стороны, именно абсентеизм является чуть ли не единственным
стабилизирующим фактором в обществе, в котором отсутствуют эффективные
механизмы мирного разрешения социальных и политических конфликтов. С другой
- существует опасность, что при определенных условиях возможен резкий
переход от абсентеизма к радикальным формам политического поведения.
Именно поэтому в России актуальной остается проблема приобщения
большей части населения к политике через институализированные формы
участия[5,6].
5 Политический протест как форма политического участия
Особое значение для государства имеют протестные формы политического
участия населения. Политический протест представляет собой разновидность
негативного воздействия индивида (группы) на сложившуюся в обществе
политическую ситуацию или конкретные действия властей, затрагивающие его.
К наиболее распространенным источникам политического протеста, как
правило, относятся: слабая приверженность граждан господствующим в обществе
ценностям, психологическая неудовлетворенность сложившимся положением
вещей, а также отсутствие должной чуткости властей к текущим запросам
населения.
Однако политический протест возникает не только там, где имеют место
неэффективные действия государства, как такового, но и там, где
наличествует тот человеческий «материал», который способен к спонтанным или
осознанным оппонирующим власти действиям. Не секрет, что, к примеру,
российское население отличается долготерпением, повышенным привыканием даже
к невыносимым политическим и социально-экономическим условиям (длительным
невыплатам заработной платы, подавлениям демократических свобод и т.д.). В
то же время в других странах граждане более активно и целенаправленно
пытаются корректировать неудовлетворяющие их аспекты государственной
политики.
В государствах любого типа политический протест протекает в
конвенциональных (в виде разрешенных властями демонстрациях, пикетах и
прочих акциях) и неконвенциональных формах (деятельность подпольных
политических партий, запрещенные шествия и т.д.). В этом смысле основная
опасность протеста состоит в том, что он способен к нарастанию
интенсивности и переходу к неконвенциональным, неконституционным (особенно
революционным) формам, связанным с прямым применением силы населением (или
его отдельными группами). Для того чтобы придать протесту цивилизованную
форму, в демократических государствах обеспечивается свобода слова,
формируется институт оппозиции, который представлен деятельностью
неправительственных партий и движений. В ряде стран оппозиция даже создает
«теневые» правительства, которые постоянно оппонируют правящим структурам
по всем важнейшим политическим вопросам, публикуя собственные оценки и
прогнозы, планы и программы решения тех или иных проблем.
Крайней формой неконвенционального политического протеста является
политический терроризм, цель которого — физическое уничтожение политических
деятелей, проведение силовых символических акций возмездия режиму,
постоянное провоцирование взрывной ситуации в стране. В современной
политической истории известны многочисленные факты убийств президентов,
депутатов парламента и кандидатов в представительные органы, представителей
различных органов власти, повлекшие массовые жертвы захваты заложников и
взрывы в общественных местах.
Помимо террористических организаций (типа палестинской организации,
У. Бен Ладена, итальянских «Красных бригад», организации басков в Испании,
ряда формирований чеченских боевиков и др.) такого рода действия
систематически практиковали, особенно в годы «холодной войны», и спецслужбы
отдельных стран, организуя покушения на глав государств или отдельных
недружественных политиков. В настоящее время на международной арене
существуют даже отдельные политические режимы (Ливия, Ирак, Иран и др.),
которые в определенные периоды своей истории открыто поддерживали
(поддерживают) террористические приемы в политических отношениях с другими
странами. Борьба с международным и внутренним терроризмом требует громадных
ресурсов, отлаженной законодательной базы, решимости властей и
скоординированности действий силовых структур.
Однако какими бы целями ни оправдывался политический терроризм, он был
и остается одним из тяжелейших политических преступлений. Поэтому проблема
борьбы с терроризмом международным сообществом признается одной из
приоритетных[5].
6 Отчуждение как форма политического участия молодежи
В каждом государственно организованном обществе складывается та или
иная вовлечённость его представителей в политику. Теоретики и практики
достаточно хорошо проанализировали причины данного явления,
систематизировали формы политического участия граждан, дали им
исчерпывающую характеристику.
Тем не менее, хотелось бы ещё раз обратиться к проблеме политического
отчуждения, которое, являясь крайней формой политического участия,
выступает одним из факторов нестабильности социосферы в целом.
Наиболее видным представителем социально-философской и политической
мысли, достаточно подробно изучившим феномен отчуждения, считается Карл
Маркс. Фундаментальной основой построенной им "теории отчуждения" являются
философские взгляды Г.В.Ф. Гегеля, во многом определившего стиль и метод
научного мышления К. Маркса. Не менее значимыми для К. Маркса стали научные
взгляды М. Гесса, который впервые соотнёс отчуждение с различными
социальными явлениями, считая, что над человеком в отчуждённой форме в
религии господствует бог, в экономике деньги, а в политике государственная
власть.
Однако, К. Маркс формировал свою теорию отчуждения применительно к
сфере производства, опираясь, прежде всего, на экономические категории.
Дальнейшее изучение проблемы отчуждения Э. Фроммом, Г. Маркузе, Э.
Дюркгеймом и др. вывело её за пределы первоначального экономического
смысла, вложенного К. Марксом. Отчуждение было обнаружено и исследовано в
области политики, культуры, образования, религии, искусства, отдыха,
потребления, семьи и др. сферах.
В настоящее время в энциклопедических и словарных изданиях отчуждение
характеризуется, во-первых, как процесс и результаты превращения продуктов
человеческой деятельности, а также свойств и особенностей человека в нечто
независимое от людей и господствующее над ними; во-вторых, превращение
явлений и отношений между людьми в нечто иное, чем они являются сами по
себе, искажение и извращение в сознании людей их жизненной реальности.
Наиболее значимое и актуальное для современных общественных процессов
является политическое отчуждение.
Политическое отчуждение, согласно одному из определений, это
состояние, при котором политические идеи, отношения и организации,
превращаются в нечто, независимое от личности, а иногда и противостоящее
ей.
Существует мнение, что для российской действительности в политической
сфере жизнедеятельности общества характерно усиление взаимного отчуждения
власти и населения, в особенности 1/5 его части, которая с начала XX века
определяется как молодое поколение, молодёжь. Объяснить складывающуюся
ситуацию можно, проанализировав основные причины формирующегося
политического отчуждения, тесно взаимосвязанные, взаимообусловленные и
взаимодополняемые основными параметрами молодёжи как особой возрастной и
социально – демографической группы.
Схема 1 - Взаимосвязь основных причин отчуждения и параметров молодёжи
как особой возрастной и социально – демографической группы
Свойства отдельного индивида, применительно к политической сфере жизни
общества складывается из элементов индивидуального политического сознания,
а также, личностных установок, потребностей и интересов, определяющих, в
совокупности с политическим сознанием, элементы политического поведения
личности, в том числе и политическое отчуждение.
Мы склонны считать, что современное общество, с его насыщенностью
информационными технологиями и развитыми коммуникационными сетями способно
с помощью СМИ, воздействовать на сознание молодого человека и развивать у
него определённые потребности и интересы, поскольку именно в юном возрасте
индивид проходит через процесс социализации, в том числе и политической,
формируя свои социально – психологические особенности, закладывая будущую
специфику социального статуса и социокультуры поведения. Таким образом,
общество само является причиной снижения деятельностной активности молодого
поколения и развитию в молодёжной среде феномена "политическое отчуждение".
Достаточно часто можно слышать о прагматичности молодёжи; её
меркантильности; отсутствии высоких идеалов; ориентации, на получение
прибыли; отчуждении от общественно – политической жизни; неспособности
принести определённую пользу обществу. Однако, само общество ставит
молодого человека в такие условия, при которых уровень его притязаний
молодёжи сводится к формуле " не до жиру – быть бы живу". Данные одного из
социологических исследований, проведённого сотрудниками РАГС при президенте
РФ свидетельствуют о том, что доля молодых людей, имеющих хорошее
материальное положение постепенно снижается, то есть для российской
молодёжи всё более актуальной становится проблема выживания (см. таблицу
1).
Таблица 1 - Динамика уровня материальной обеспеченности российской молодёжи
(в процентах от опрошенных)
|Категории |1990 |1992 |1995 |1998 |2001 |
|Хороший уровень |11,0 |1,9 |2,0 |0,4 |1,2 |
|материальной | | | | | |
|обеспеченности | | | | | |
|Неплохой уровень |35,2 |21,2 |26,8 |5,3 |15,1 |
|материальной | | | | | |
|обеспеченности | | | | | |
|Средний уровень |37,8 |51,5 |40,2 |41,5 |45,6 |
|материальной | | | | | |
|обеспеченности | | | | | |
|Плохой уровень |14,0 |24,5 |30,0 |51,5 |37,6 |
|материальной | | | | | |
|обеспеченности | | | | | |
|Затрудняюсь |2,0 |1,0 |1,0 |1,3 |0,5 |
|ответить | | | | | |
Следует отметить, что представители практически всех категорий
ранжировали свои потребности следующим образом: 1. – приобретение продуктов
питания, 2. – покупка одежды, 3. – улучшение жилищных условий. Таким
образом, интересы молодёжи сосредоточены, в настоящее время, на проблемах
поддержания своего существования и выживания в современных условиях. Это,
на наш взгляд, является другой, не менее значимой предпосылкой формирования
политического отчуждения молодого поколения.
Степень политической образованности и уровень политической культуры
человека определяются его индивидуальными свойствами, а также политической
активностью. Политическая активность проявляется, прежде всего, там, где
человек не удовлетворён фактическим состоянием дел, проблемами и решениями,
так или иначе затрагивающими его интересы. В последнее время отмечается
усиление принципиальной несовместимости интересов, потребностей и жизненных
ориентиров молодёжи с политикой.
Перефразируя мнение Г. Маркузе, можно сказать, что в отчуждении, в том
числе и политическом, молодёжь находит пути своего развития и
удовлетворения собственных потребностей. Поэтому молодёжь, несмотря на то,
что является одной из самых активных категорий общества, не всегда находит
поддержку со стороны властной элиты, а потому не может максимально
использовать данное качество как в целях повышения степени политической
образованности, так и уровня политической культуры, что, в свою очередь,
опять-таки, служит причиной дальнейшего политического отчуждения молодого
поколения.
Дело в том, что для российского общества исторически присуще два типа
политической культуры: официальная, государственная и неофициальная,
народная. Они наличествуют в российском обществе и в настоящее время. Это
проявляется во всём – в ценностных ориентациях, образовании, поведении и
служит причиной непонимания курса политической власти, усиления разногласий
между представителями двух типов политических культур. Поэтому значимость
политической образованности, а вместе с этим и повышение политического
участия, которое на сегодня актуально как никогда.
Характер политической власти. Для России исторически характерна
сильная власть, связанная с сильной личностью и усиленной ролью государства
в общественных процессах. Демократические преобразования сместили акценты,
во властных отношениях, а следовательно, и суть отношений государства и
граждан. Фактически же взаимодействия между властью и народом, в том числе
и с молодым поколением не изменились и характеризуются ещё большей
отчуждённостью. Многие демократические ориентированные обещания не были
выполнены, большинство принятых решений так и остались на бумаге. Кроме
того, значительная часть населения не до конца понимает суть осуществляемых
преобразований, поэтому уверена, что органы власти ни в коей мере не
пекутся о её интересах.
Исследования последних лет свидетельствуют о том, что молодёжь, всё
сильнее отчуждаясь от радикализма и либерализма реформационных изменений и
оставаясь, тем не менее поборницей демократических преобразований,
является, как ни странно, сторонницей сильной власти и сильного
государства, готова пойти за сильным лидером, способным взять на себя
ответственность, поскольку устала от бездействия властных структур и пустых
обещаний. Наглядно это можно продемонстрировать результатами упомянутого
ранее социологического исследования, проведённого Ю.А. Зубком и В.И.
Чупровым.
Таблица 2 - Политические предпочтения молодого поколения
|Политические предпочтения |Ранг |К |Ранг |К |
| |1997 | 1999 |
|Власть сильной личности |1 |6,26 |1 |6,39 |
|Сильное государство |3 |5,91 |2 |6,18 |
|Традиционно - демократические |2 |6,11 |3 |6,09 |
|принципы | | | | |
Бездействие властных структур и пустые обещания являются, на наш
взгляд причиной недоверия молодёжи к властным органам всех уровней и
отчуждения от них. Ещё раз обратимся к социологическому исследованию Ю.А.
Зубка и В.И. Чупрова, раскрывая динамику отношения молодого поколения к
современным властным институтам и общественным структурам Наглядно это
можно представить следующим образом (табл. 3).
Таблица 3 - Динамика отношения молодого поколения к современным
властным институтам и общественным структурам, в процентах к опрошенным
|Властные и | 1997 | 1999 |
|общественные институты| | |
| |Доверяю |Не доверяю|Доверяю |Не доверяю|
|Президент РФ |14,2 |50,1 |3,1 |81,2 |
|Правительство РФ |8,2 |52,6 |11,6 |66,9 |
|Государственная Дума |6,8 |54,4 |5,6 |71,9 |
|Руководство регионов |13,8 |45,2 |20,0 |51,9 |
|Прокуратура |17,6 |43,3 |22,8 |48,6 |
|Суд |20,2 |43,6 |25,7 |49,4 |
|Милиция |13,3 |56,9 |17,3 |61,7 |
|Армия |24,3 |39,7 |37,2 |28,3 |
|Политические партии |3,7 |57,5 |5,9 |70,0 |
|Профсоюзы |13,2 |47,8 |15,5 |52,6 |
|СМИ |21,8 |37,6 |32,0 |41,2 |
|Церковь |32,0 |27,2 |37,5 |32,7 |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|