МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Политическое участие

    Данные свидетельствуют о тенденции усиливающегося недоверия к органам

    государственной власти на всех уровнях, общественным и государственным

    структурам и институтам, а, следовательно, и усиления отчуждения от них.

    Известно, что политика, обладая широкими властными полномочиями и

    выступая субъектом социального творчества, имеет определённые возможности,

    обусловливающие специфику её воздействия на социальную и духовную сферу

    жизнедеятельности общества. Поэтому, молодое поколение, отчуждаясь от

    политики, снижая степень активности в политической деятельности, перестаёт

    выполнять свои основные социальные функции – быть связующим звеном

    поколений и способствовать дальнейшему цивилизованному развитию общества.

    По сути, молодёжь перестаёт быть социально активной.

    Одним из путей решения взаимного отчуждения власти и молодёжи может и

    должно стать, с одной стороны, осознание молодым поколением собственной

    значимости в общественно – политических процессах, понимание того, что

    удовлетворение его собственных потребностей и интересов во многом зависит

    от него самого; а с другой - проведение целенаправленной государственной

    молодёжной политики, призванной активизировать деятельность молодого

    поколения по всем направлениям жизнедеятельности общества[7].

    7 Основные тенденции политического участия в системе местного

    самоуправления

    Проблематике политического участия на уровне местного самоуправления

    (МСУ), как представляется, мало уделяется внимания. Объяснить это можно и

    политической конъюнктурой, и теми объективными сложившимися условиями в

    нашем политическом пространстве, когда реально имеют вес, конкурируют между

    собой и заявляют о себе два уровня власти: центральный (федеральный) и

    региональный. Местный уровень пока только формируется, причем в условиях,

    не способствующих его дееспособности. Между тем, в западных демократиях

    именно на местном уровне наиболее активно проявляет себя политическое

    участие, под которым понимаются различные способы активности граждан,

    стремящихся влиять на структуры управления, процесс принятия решений.

    К деятельности подобного рода можно отнести голосование, участие в

    демонстрациях, митингах, пикетах, внесение денежных взносов, письма,

    петиции, вступление в личные контакты с политиками или должностными лицами,

    членство в организациях, выдвижение гражданских инициатив на местном

    уровне. Как один из принципов организации власти и управления МСУ

    предполагает передачу государством полномочий в принятии определенных

    решений группам граждан, которых эти решения затронут в первую очередь и

    которые проживают на определенной территории. Практика МСУ существенным

    образом варьируется от региона к региону, и, учитывая большое количество

    субъектов федерации, мы выбрали подход, основанный на методе анализа

    ограниченного числа случаев, причем сходных. Исследование ограничено тремя

    регионами со схожей системой управления на региональном уровне, примерно с

    одинаковым уровнем социально-экономического развития, но при этом отличных

    по формальной организации МСУ - Санкт-Петербургом, Ленинградской и

    Саратовской областями. В качестве основной гипотезы выдвинуто следующее

    положение: территориальные основы организации местного самоуправления

    влияют на характер и формы политического участия. Были проанализированы ход

    и результаты выборов в муниципальные органы власти, состав депутатского

    корпуса, проводился опрос депутатов муниципальных органов власти двух

    созывов (в 1999 и 2001 гг.), а также граждан, главным образом в периоды

    предвыборных компаний.

    Предполагается, что местное сообщество само определяет и

    территориальную основу МСУ, т.е. в рамках какой территории - села, города,

    района — оно должно осуществляться, и организационную форму, т.е. как будет

    организована система управления, однако его становление в России показало

    несколько иную картину. Существенная причина - несовершенство российского

    законодательства, существенное нивелирование различий между сельскими и

    городскими муниципальными образованиями (МО). Все получали равные права и

    обязанности и вместе с тем появилось видовое разнообразие МО: и села, и

    поселки, и сельсоветы, и районы, объединяющие город и прилегающую сельскую

    территорию, и только сельские районы, и города, и городские районы, и более

    мелкие административно-территориальные единицы (как в Москве и Санкт-

    Петербурге).

    Специалисты считают, что у нас взяты принципы германской модели

    федерализма и американской МСУ, которая считается наиболее сложной и

    многоуровневой (но без подчиненности одного уровня другому). Однако

    американская система МСУ сформировалась раньше американской

    государственности, и законы штатов четко определяют статус каждого из

    нескольких видов муниципальных образований, и условия получения иного

    статуса, и те процедуры, которые необходимо пройти в ходе приобретения

    нового статуса. В России же вопрос обретения статуса местного сообщества

    (вопрос организационных форм) в конечном счете зависел от желания, а точнее

    нежелания губернатора и региональной власти.

    В Саратовской области МО формируются только в пределах территории,

    объединяющей город и район. В Ленинградской области местное самоуправление

    осуществляется в различных административно-территориальных единицах. Ими

    могут быть и города, и районы, и волости, и поселки. В Санкт-Петербурге в

    результате административно-территориальной реформы специально были созданы

    111 муниципальных округов. Были прецеденты, когда местные сообщества (чаще

    всего в городах и поселках городского типа), пытаясь приобрести статус МО,

    наталкивались на серьезные противодействия региональных властей. Такая

    ситуация была в Ленинградской области (г. Коммунар), Московской (г.

    Дзержинск), в Саратовской (г. Балаково) и ряде других.

    Действующее законодательство признает следующие формы прямого

    волеизъявления граждан, которые выступают как формы политического участия

    на территории МО: местный референдум как непосредственное волеизъявление

    граждан, проживающих на территории данного муниципального образования;

    муниципальные выборы, предусмотренные законодательством действия граждан,

    их объединений, избирательных комиссий по формированию представительных

    органов местного самоуправления; собрания (сходы) граждан по месту

    жительства как непосредственное участие граждан в решение вопросов местного

    значения; народная правотворческая инициатива - внесение населением

    муниципального образования в органы МСУ правовых актов по вопросам местного

    значения; обращения граждан в органы местного самоуправления и к

    должностным лицам органов местного самоуправления; территориальное

    общественное самоуправление граждан по месту жительства на территории

    муниципального образования, микрорайона, улицы, двора и т.д. для решения

    конкретных вопросов, касающихся населения этой части территории

    муниципального образования.

    Если одни формы волеизъявления хорошо нам знакомы, другие встречаются

    редко или практически не используются в реальной жизни. И практически во

    всех случаях все формы организуются и проводятся по инициативе сверху (за

    исключением двух последних). Реальная практика дает пока очень мало

    примеров, когда субъектами той или иной инициативы становятся сами

    граждане, избиратели. Последние выборы в органы местного самоуправления

    демонстрируют стабильный уровень абсентеизма. Явка избирателей в органы

    местного самоуправления на выборах колеблется по России от 7% до 60%.

    Высокий уровень явки (главным образом на вторых выборах) теперь достигается

    путем совмещения выборов в местные органы власти с выборами либо

    президента, либо в Госдуму, либо региональными выборами.

    Так, например, в 1998 г. в Санкт-Петербурге, первые выборы (кстати,

    проходившие по решению суда, так как региональные власти никак не могли

    принять решение о дате выборов) были признаны несостоявшимися в 79 округах

    из 111, что заставило региональный парламент отменить 25% барьер. Повторные

    выборы состоялись при явке избирателей в 17% . Поскольку срок полномочий

    муниципальных советов первого созыва ограничивался двумя годами, то

    следующие выборы совместили с президентскими в надежде обеспечить явку

    избирателей. Тем не менее, несмотря на то, что общая явка была 66,7%,

    результаты выборов в муниципальные советы от 26 марта 2000 г. были

    удручающими. Выборы признаны состоявшимися лишь в 23 округах, т.е. там, где

    было выбрано не менее 2\3 от положенного количества членов МС. В основном

    выборы прошли в поселках Курортного района. Не избраны муниципальные Советы

    в городах Пушкин и Петродворец, где выбрали только по 2 депутата вместо 20,

    и в Ломоносове (выбрано 4 из 20). В 23 муниципальных образованиях не было

    избрано ни одного депутата, в 40 - от одного, и более, но менее необходимых

    двух третей. Деятельность только 31 муниципального совета могла считаться

    легитимной. Повторные выборы в муниципальные Советы (25 июня 2000 г.)

    собрали чуть более 7% избирателей и были признаны состоявшимися, поскольку

    не было зафиксировано протестного голосования. За 2 года реальных перемен в

    отношении избирателей к местным муниципальным властям не произошло, хотя

    сами муниципалы рапортуют о своих успехах и достижениях. Так же снижается

    количество участвующих в голосовании и в Ленинградской (с 39,2% в 1997 до

    33 % в 2001 г.), и в Саратовской (с 44,5% в 1996 до 31,6 в 2000 г.).

    Очень распространена ситуация, когда в ряде округов выборы не

    признаются состоявшимися из-за недостаточной явки или из-за большого

    количества голосов, поданных против всех депутатов. Так, уже на повторных

    выборах и довыборах депутатов в 15 округах Ленинградской области в декабре

    2001 г. не смотря на явку 33,03% (эти выборы совместили с выборами в

    региональный парламент, а значит агитация была за счет и региональной, и

    муниципальной власти) в 4 округах выборы не состоялись (явка - менее 25 %,

    минимальная - 11, 58 % в г.Сертолово), в двух округах -число голосов,

    поданных за кандидатов, было меньше , чем число голосов избирателей,

    поданных против всех кандидатов.

    И хотя абсентеизм не только проблема России, здесь он приобретает

    особые черты. Слабость и неспособность местных органов власти решать

    поставленные перед ними социально-экономические вопросы, затрагивающие

    непосредственные интересы местного населения, не может способствовать

    формированию доверия к самоуправленческим структурам. Для сравнения скажем,

    что в эпоху земства и городского управления, около 60% собираемых на

    территории городов средств оставалось в городской казне. Сегодня эти цифры

    не превышают 30% . А местные налоги дают в городской бюджет лишь 3-5% от

    общей суммы. При этом бюджет субъекта федерации остается тем ситом, через

    которое проходят деньги из федерального бюджета в местный. И нормативы, и

    объемы поступлений часто зависели от того, какие отношения сложились между

    губернатором и главой местного самоуправления.

    По нашим данным, лишь в некоторых субъектах федерации (в Псковской,

    Новосибирской, Самарской, Ростовской, Саратовской областях) активно

    работают КТОСы, действуют ассоциации муниципальных образований, хотя

    существуют они во всех исследуемых областях. Ассоциации МО действенны в

    Ленинградской области - ассоциация городов Ленинградской области. В Санкт-

    Петербурге их деятельность носит скорее формальный характер. В Саратовской

    области муниципальных ассоциаций не зарегистрировано.

    Очевидно непонимание местным сообществом того, какие функции

    действительно должен выполнять местный парламент, местная администрация.

    Так, летние социологические опросы жителей Санкт-Петербурга (2000 г.,

    N=1200) показали, что 8 из 10 горожан не знают, чем должно заниматься

    местное самоуправление, и в чем его суть. Только 6% населения дают

    положительную оценку работе местных органов власти, более четверти (27% ) -

    отрицательную, а каждый третий (32%) ничего не знают о его работе (опрос

    900 чел. летом 2002 г в Саратовской области). Опрос в Санкт-Петербурге

    (лето 2001 г., N=1200) зафиксировал, что 92% респондентов не знают (не

    помнят), кто именно представлен от их округа в региональном парламенте и

    местном законодательном собрании; 70% не имеют ни малейшего представления о

    том, что именно обсуждается в региональной ассамблее. На вопрос же “Готовы

    ли Вы участвовать в компании по отзыву депутата?” 84 % отвечали

    отрицательно.

    Социальный состав депутатов муниципальных палат в указанных регионах

    различен. В Санкт-Петербурге деятельность в качестве депутата местных

    законодательных собраний не считается престижной, значимой и не несет

    особых выгод. В Ленинградской и Саратовской области (где возможно получение

    муниципального заказа, есть доступ к бюджетному финансированию)

    значительную часть представляют директорат, предприниматели или лица,

    связанные через родственников с ведением предпринимательской деятельности.

    В Санкт-Петербурге большинство депутатского корпуса составляют работники

    социальной сферы - учителя, врачи, военные в отставке и пенсионеры. Если в

    первых двух созывах (напомним, депутаты избирались соответственно на 2 и 4

    года) преобладали представители директорского корпуса и интеллигенции, то в

    последних местных законодательных собраниях увеличился удельный вес

    представителей бизнеса (с 4-6 % до 8-15%). Наблюдается стабильный рост той

    прослойки, которая постоянно занимается депутатской политической

    деятельностью или перемещается из органов власти в органы управления и,

    наоборот. Рекрутация осуществляется за счет слоя управленцев и

    руководителей. По сути люди пересаживаются из одних кресел в другие, что

    только подтверждает гипотезу о наличии “партии власти” не только на

    центральном уровне, но и о формировании таких же партий на местном уровне.

    По крайней мере 60% - избираются повторно... (в некоторых субъектах эта 14

    цифра достигает 80%), из них от 10 до 20% уходят в законодательные собрания

    регионального уровня.

    Возможность выбора по партийным спискам нигде в МО не

    зарегистрирована. Как правило, создаются локальные избирательные

    объединения типа “Любимый город”, “Справедливость”, “Законность и порядок”,

    "Диалог", о политических предпочтениях которых можно только догадываться.

    Даже те кандидаты, которые официально выдвигались от партий, старались в

    ходе предвыборной компании не афишировать своей партийной принадлежности и

    акцент в агитации делали на решении конкретных социально-экономических

    проблем. Что касается независимых кандидатов, то они всячески подчеркивали

    свою аполитичность и независимость. В Санкт-Петербурге активно

    распространялся и поддерживался “яковлевский список” — список кандидатов,

    поддерживаемых властью и лично губернатором Яковлевым. Многие агитационные

    материалы самых различных кандидатов как в Петербурге, так и в Саратове

    содержали явные утверждения и скрытые намеки на то, что данный деятель

    пользуется авторитетом в областном правительстве, поддержкой губернатора и

    т.д. В Саратовской области главы местного самоуправления избираются

    законодательным собранием по представлению губернатора, и, например, из 39

    глав администраций 38 были вновь избраны депутатами, а 35 по представлению

    Д.Ф.Аяцкова были законодательными органами выбраны главами муниципальных

    образований (19 в течение года были отстранены). В Ленинградской области 20

    из 29 работающих глав администраций были вновь утверждены на этих постах.

    Опрос муниципальных служащих и депутатов (N=480), проводимых нами на

    протяжении последних трех лет показывает, что они не готовы к

    взаимодействию с населением, не считают это необходимым. Так, на вопрос “В

    какие организации и органы необходимо шире вовлекать население?” 2,6%

    респондентов указали на комиссии городских и районных органов управления;

    10,3 — профсоюзы и другие органы самоуправления на предприятиях; 2,6 —

    квартальные, уличные или домовые комитеты; 9 — родительские комитеты при

    школах; 1,3 — суды, дружины и другие органы по охране правопорядка; 3,8 —

    организации по охране природы. 70,4% считают, что ни в какие органы

    население не следует вовлекать, а 54% — бессмысленно безграмотному и

    политически пассивному населению давать возможность высказываться по тому

    или иному поводу.

    Тем не менее, надо сказать, что в ряде субъектов федерации (в

    отдельных муниципальных образованиях) накоплен положительный опыт по

    привлечению населения к принятию решений. Начали проводить референдумы и

    уже не по формальным поводам (утверждение Устава муниципального

    образования), а с вынесением на голосование конкретных вопросов (о

    строительстве зданий, например, культовых, закрытии или приостановлении

    производств, о создании нового МО в пределах иной территории). В

    Ленинградской области прошло 5 референдумов за последние 2 года, в

    Саратовской области - 1 (по вопросу возвращения исторического названия ). В

    4 городах Ленинградской области (прежде всего районного уровня) сложилась

    практика открытых, публичных заседаний городского Совета, сформированы

    совместные комиссии советов и общественных организации и общественности. В

    Саратовской области, где власть губернатора непререкаема, подобной практики

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.