Политическое участие
Данные свидетельствуют о тенденции усиливающегося недоверия к органам
государственной власти на всех уровнях, общественным и государственным
структурам и институтам, а, следовательно, и усиления отчуждения от них.
Известно, что политика, обладая широкими властными полномочиями и
выступая субъектом социального творчества, имеет определённые возможности,
обусловливающие специфику её воздействия на социальную и духовную сферу
жизнедеятельности общества. Поэтому, молодое поколение, отчуждаясь от
политики, снижая степень активности в политической деятельности, перестаёт
выполнять свои основные социальные функции – быть связующим звеном
поколений и способствовать дальнейшему цивилизованному развитию общества.
По сути, молодёжь перестаёт быть социально активной.
Одним из путей решения взаимного отчуждения власти и молодёжи может и
должно стать, с одной стороны, осознание молодым поколением собственной
значимости в общественно – политических процессах, понимание того, что
удовлетворение его собственных потребностей и интересов во многом зависит
от него самого; а с другой - проведение целенаправленной государственной
молодёжной политики, призванной активизировать деятельность молодого
поколения по всем направлениям жизнедеятельности общества[7].
7 Основные тенденции политического участия в системе местного
самоуправления
Проблематике политического участия на уровне местного самоуправления
(МСУ), как представляется, мало уделяется внимания. Объяснить это можно и
политической конъюнктурой, и теми объективными сложившимися условиями в
нашем политическом пространстве, когда реально имеют вес, конкурируют между
собой и заявляют о себе два уровня власти: центральный (федеральный) и
региональный. Местный уровень пока только формируется, причем в условиях,
не способствующих его дееспособности. Между тем, в западных демократиях
именно на местном уровне наиболее активно проявляет себя политическое
участие, под которым понимаются различные способы активности граждан,
стремящихся влиять на структуры управления, процесс принятия решений.
К деятельности подобного рода можно отнести голосование, участие в
демонстрациях, митингах, пикетах, внесение денежных взносов, письма,
петиции, вступление в личные контакты с политиками или должностными лицами,
членство в организациях, выдвижение гражданских инициатив на местном
уровне. Как один из принципов организации власти и управления МСУ
предполагает передачу государством полномочий в принятии определенных
решений группам граждан, которых эти решения затронут в первую очередь и
которые проживают на определенной территории. Практика МСУ существенным
образом варьируется от региона к региону, и, учитывая большое количество
субъектов федерации, мы выбрали подход, основанный на методе анализа
ограниченного числа случаев, причем сходных. Исследование ограничено тремя
регионами со схожей системой управления на региональном уровне, примерно с
одинаковым уровнем социально-экономического развития, но при этом отличных
по формальной организации МСУ - Санкт-Петербургом, Ленинградской и
Саратовской областями. В качестве основной гипотезы выдвинуто следующее
положение: территориальные основы организации местного самоуправления
влияют на характер и формы политического участия. Были проанализированы ход
и результаты выборов в муниципальные органы власти, состав депутатского
корпуса, проводился опрос депутатов муниципальных органов власти двух
созывов (в 1999 и 2001 гг.), а также граждан, главным образом в периоды
предвыборных компаний.
Предполагается, что местное сообщество само определяет и
территориальную основу МСУ, т.е. в рамках какой территории - села, города,
района — оно должно осуществляться, и организационную форму, т.е. как будет
организована система управления, однако его становление в России показало
несколько иную картину. Существенная причина - несовершенство российского
законодательства, существенное нивелирование различий между сельскими и
городскими муниципальными образованиями (МО). Все получали равные права и
обязанности и вместе с тем появилось видовое разнообразие МО: и села, и
поселки, и сельсоветы, и районы, объединяющие город и прилегающую сельскую
территорию, и только сельские районы, и города, и городские районы, и более
мелкие административно-территориальные единицы (как в Москве и Санкт-
Петербурге).
Специалисты считают, что у нас взяты принципы германской модели
федерализма и американской МСУ, которая считается наиболее сложной и
многоуровневой (но без подчиненности одного уровня другому). Однако
американская система МСУ сформировалась раньше американской
государственности, и законы штатов четко определяют статус каждого из
нескольких видов муниципальных образований, и условия получения иного
статуса, и те процедуры, которые необходимо пройти в ходе приобретения
нового статуса. В России же вопрос обретения статуса местного сообщества
(вопрос организационных форм) в конечном счете зависел от желания, а точнее
нежелания губернатора и региональной власти.
В Саратовской области МО формируются только в пределах территории,
объединяющей город и район. В Ленинградской области местное самоуправление
осуществляется в различных административно-территориальных единицах. Ими
могут быть и города, и районы, и волости, и поселки. В Санкт-Петербурге в
результате административно-территориальной реформы специально были созданы
111 муниципальных округов. Были прецеденты, когда местные сообщества (чаще
всего в городах и поселках городского типа), пытаясь приобрести статус МО,
наталкивались на серьезные противодействия региональных властей. Такая
ситуация была в Ленинградской области (г. Коммунар), Московской (г.
Дзержинск), в Саратовской (г. Балаково) и ряде других.
Действующее законодательство признает следующие формы прямого
волеизъявления граждан, которые выступают как формы политического участия
на территории МО: местный референдум как непосредственное волеизъявление
граждан, проживающих на территории данного муниципального образования;
муниципальные выборы, предусмотренные законодательством действия граждан,
их объединений, избирательных комиссий по формированию представительных
органов местного самоуправления; собрания (сходы) граждан по месту
жительства как непосредственное участие граждан в решение вопросов местного
значения; народная правотворческая инициатива - внесение населением
муниципального образования в органы МСУ правовых актов по вопросам местного
значения; обращения граждан в органы местного самоуправления и к
должностным лицам органов местного самоуправления; территориальное
общественное самоуправление граждан по месту жительства на территории
муниципального образования, микрорайона, улицы, двора и т.д. для решения
конкретных вопросов, касающихся населения этой части территории
муниципального образования.
Если одни формы волеизъявления хорошо нам знакомы, другие встречаются
редко или практически не используются в реальной жизни. И практически во
всех случаях все формы организуются и проводятся по инициативе сверху (за
исключением двух последних). Реальная практика дает пока очень мало
примеров, когда субъектами той или иной инициативы становятся сами
граждане, избиратели. Последние выборы в органы местного самоуправления
демонстрируют стабильный уровень абсентеизма. Явка избирателей в органы
местного самоуправления на выборах колеблется по России от 7% до 60%.
Высокий уровень явки (главным образом на вторых выборах) теперь достигается
путем совмещения выборов в местные органы власти с выборами либо
президента, либо в Госдуму, либо региональными выборами.
Так, например, в 1998 г. в Санкт-Петербурге, первые выборы (кстати,
проходившие по решению суда, так как региональные власти никак не могли
принять решение о дате выборов) были признаны несостоявшимися в 79 округах
из 111, что заставило региональный парламент отменить 25% барьер. Повторные
выборы состоялись при явке избирателей в 17% . Поскольку срок полномочий
муниципальных советов первого созыва ограничивался двумя годами, то
следующие выборы совместили с президентскими в надежде обеспечить явку
избирателей. Тем не менее, несмотря на то, что общая явка была 66,7%,
результаты выборов в муниципальные советы от 26 марта 2000 г. были
удручающими. Выборы признаны состоявшимися лишь в 23 округах, т.е. там, где
было выбрано не менее 2\3 от положенного количества членов МС. В основном
выборы прошли в поселках Курортного района. Не избраны муниципальные Советы
в городах Пушкин и Петродворец, где выбрали только по 2 депутата вместо 20,
и в Ломоносове (выбрано 4 из 20). В 23 муниципальных образованиях не было
избрано ни одного депутата, в 40 - от одного, и более, но менее необходимых
двух третей. Деятельность только 31 муниципального совета могла считаться
легитимной. Повторные выборы в муниципальные Советы (25 июня 2000 г.)
собрали чуть более 7% избирателей и были признаны состоявшимися, поскольку
не было зафиксировано протестного голосования. За 2 года реальных перемен в
отношении избирателей к местным муниципальным властям не произошло, хотя
сами муниципалы рапортуют о своих успехах и достижениях. Так же снижается
количество участвующих в голосовании и в Ленинградской (с 39,2% в 1997 до
33 % в 2001 г.), и в Саратовской (с 44,5% в 1996 до 31,6 в 2000 г.).
Очень распространена ситуация, когда в ряде округов выборы не
признаются состоявшимися из-за недостаточной явки или из-за большого
количества голосов, поданных против всех депутатов. Так, уже на повторных
выборах и довыборах депутатов в 15 округах Ленинградской области в декабре
2001 г. не смотря на явку 33,03% (эти выборы совместили с выборами в
региональный парламент, а значит агитация была за счет и региональной, и
муниципальной власти) в 4 округах выборы не состоялись (явка - менее 25 %,
минимальная - 11, 58 % в г.Сертолово), в двух округах -число голосов,
поданных за кандидатов, было меньше , чем число голосов избирателей,
поданных против всех кандидатов.
И хотя абсентеизм не только проблема России, здесь он приобретает
особые черты. Слабость и неспособность местных органов власти решать
поставленные перед ними социально-экономические вопросы, затрагивающие
непосредственные интересы местного населения, не может способствовать
формированию доверия к самоуправленческим структурам. Для сравнения скажем,
что в эпоху земства и городского управления, около 60% собираемых на
территории городов средств оставалось в городской казне. Сегодня эти цифры
не превышают 30% . А местные налоги дают в городской бюджет лишь 3-5% от
общей суммы. При этом бюджет субъекта федерации остается тем ситом, через
которое проходят деньги из федерального бюджета в местный. И нормативы, и
объемы поступлений часто зависели от того, какие отношения сложились между
губернатором и главой местного самоуправления.
По нашим данным, лишь в некоторых субъектах федерации (в Псковской,
Новосибирской, Самарской, Ростовской, Саратовской областях) активно
работают КТОСы, действуют ассоциации муниципальных образований, хотя
существуют они во всех исследуемых областях. Ассоциации МО действенны в
Ленинградской области - ассоциация городов Ленинградской области. В Санкт-
Петербурге их деятельность носит скорее формальный характер. В Саратовской
области муниципальных ассоциаций не зарегистрировано.
Очевидно непонимание местным сообществом того, какие функции
действительно должен выполнять местный парламент, местная администрация.
Так, летние социологические опросы жителей Санкт-Петербурга (2000 г.,
N=1200) показали, что 8 из 10 горожан не знают, чем должно заниматься
местное самоуправление, и в чем его суть. Только 6% населения дают
положительную оценку работе местных органов власти, более четверти (27% ) -
отрицательную, а каждый третий (32%) ничего не знают о его работе (опрос
900 чел. летом 2002 г в Саратовской области). Опрос в Санкт-Петербурге
(лето 2001 г., N=1200) зафиксировал, что 92% респондентов не знают (не
помнят), кто именно представлен от их округа в региональном парламенте и
местном законодательном собрании; 70% не имеют ни малейшего представления о
том, что именно обсуждается в региональной ассамблее. На вопрос же “Готовы
ли Вы участвовать в компании по отзыву депутата?” 84 % отвечали
отрицательно.
Социальный состав депутатов муниципальных палат в указанных регионах
различен. В Санкт-Петербурге деятельность в качестве депутата местных
законодательных собраний не считается престижной, значимой и не несет
особых выгод. В Ленинградской и Саратовской области (где возможно получение
муниципального заказа, есть доступ к бюджетному финансированию)
значительную часть представляют директорат, предприниматели или лица,
связанные через родственников с ведением предпринимательской деятельности.
В Санкт-Петербурге большинство депутатского корпуса составляют работники
социальной сферы - учителя, врачи, военные в отставке и пенсионеры. Если в
первых двух созывах (напомним, депутаты избирались соответственно на 2 и 4
года) преобладали представители директорского корпуса и интеллигенции, то в
последних местных законодательных собраниях увеличился удельный вес
представителей бизнеса (с 4-6 % до 8-15%). Наблюдается стабильный рост той
прослойки, которая постоянно занимается депутатской политической
деятельностью или перемещается из органов власти в органы управления и,
наоборот. Рекрутация осуществляется за счет слоя управленцев и
руководителей. По сути люди пересаживаются из одних кресел в другие, что
только подтверждает гипотезу о наличии “партии власти” не только на
центральном уровне, но и о формировании таких же партий на местном уровне.
По крайней мере 60% - избираются повторно... (в некоторых субъектах эта 14
цифра достигает 80%), из них от 10 до 20% уходят в законодательные собрания
регионального уровня.
Возможность выбора по партийным спискам нигде в МО не
зарегистрирована. Как правило, создаются локальные избирательные
объединения типа “Любимый город”, “Справедливость”, “Законность и порядок”,
"Диалог", о политических предпочтениях которых можно только догадываться.
Даже те кандидаты, которые официально выдвигались от партий, старались в
ходе предвыборной компании не афишировать своей партийной принадлежности и
акцент в агитации делали на решении конкретных социально-экономических
проблем. Что касается независимых кандидатов, то они всячески подчеркивали
свою аполитичность и независимость. В Санкт-Петербурге активно
распространялся и поддерживался “яковлевский список” — список кандидатов,
поддерживаемых властью и лично губернатором Яковлевым. Многие агитационные
материалы самых различных кандидатов как в Петербурге, так и в Саратове
содержали явные утверждения и скрытые намеки на то, что данный деятель
пользуется авторитетом в областном правительстве, поддержкой губернатора и
т.д. В Саратовской области главы местного самоуправления избираются
законодательным собранием по представлению губернатора, и, например, из 39
глав администраций 38 были вновь избраны депутатами, а 35 по представлению
Д.Ф.Аяцкова были законодательными органами выбраны главами муниципальных
образований (19 в течение года были отстранены). В Ленинградской области 20
из 29 работающих глав администраций были вновь утверждены на этих постах.
Опрос муниципальных служащих и депутатов (N=480), проводимых нами на
протяжении последних трех лет показывает, что они не готовы к
взаимодействию с населением, не считают это необходимым. Так, на вопрос “В
какие организации и органы необходимо шире вовлекать население?” 2,6%
респондентов указали на комиссии городских и районных органов управления;
10,3 — профсоюзы и другие органы самоуправления на предприятиях; 2,6 —
квартальные, уличные или домовые комитеты; 9 — родительские комитеты при
школах; 1,3 — суды, дружины и другие органы по охране правопорядка; 3,8 —
организации по охране природы. 70,4% считают, что ни в какие органы
население не следует вовлекать, а 54% — бессмысленно безграмотному и
политически пассивному населению давать возможность высказываться по тому
или иному поводу.
Тем не менее, надо сказать, что в ряде субъектов федерации (в
отдельных муниципальных образованиях) накоплен положительный опыт по
привлечению населения к принятию решений. Начали проводить референдумы и
уже не по формальным поводам (утверждение Устава муниципального
образования), а с вынесением на голосование конкретных вопросов (о
строительстве зданий, например, культовых, закрытии или приостановлении
производств, о создании нового МО в пределах иной территории). В
Ленинградской области прошло 5 референдумов за последние 2 года, в
Саратовской области - 1 (по вопросу возвращения исторического названия ). В
4 городах Ленинградской области (прежде всего районного уровня) сложилась
практика открытых, публичных заседаний городского Совета, сформированы
совместные комиссии советов и общественных организации и общественности. В
Саратовской области, где власть губернатора непререкаема, подобной практики
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|