МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Политика занятости

    кредитной и налоговой политики на обеспечение наибольшей экономической

    привлекательности вложений отечественных и зарубежных инвесторов в

    экономику регионов с профессионально подготовленной рабочей силой,

    обескровленных длительной безработицей, на структурную перестройку

    промышленности и повышение конкурентоспособности ее продукции, на

    содействие развитию в регионах малых и средних предприятий

    производственного профиля.

    Основным принципом корректировки и настройки механизма

    скоординированного функционирования рынков труда и капитала

    является его соответствие критериям

    18

    реализации приоритетности национально-государственных интересов, а также

    интересов регионов в обеспечении занятости на уровне, достаточном для

    поддержания воспроизводства населения в рамках минимальных государственных

    социальных стандартов потребления материальных благ и услуг в области

    образования, полноценной профподготовки и переобучения, охраны здоровья в

    объемах, гарантированных Конституцией и законами РФ.

    К числу важнейших принципов, которые должны учитываться в ходе

    корректировки политики занятости на всех уровнях ее реализации с учетом

    ориентации России на модель социальной рыночной экономики, относятся:

    сохранение активной роли государства в создании условий для реализации

    свободы выбора рода занятий, содействии предпринимательству и развитию

    самодеятельности населения, решении проблем открытой и скрытой безработицы,

    обеспечении экономической безопасности граждан (наемных работников и

    предпринимателей), а также формирование законодательной и институциональной

    базы взаимодействия интересов труда и капитала под контролем государства.

    1.3.4 ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ

    Политика занятости – органическая часть экономической политики. Она

    не может осуществляться изолированно в отрыве от структурной и

    инвестиционной политики, политики доходов, кадровой политики и политики в

    области трудовых отношений, которые и определяют в конечном счете характер

    модели рыночной экономики. Вместе с тем политика занятости должна активно

    влиять на выбор курса социально-экономических преобразований.

    Государственное регулирование направленности стратегии социально-

    экономического развития и занятости пока практически не осуществляется. В

    результате процессы реструктуризации занятости в ходе реформирования

    экономики протекают весьма противоречиво, низка их социальная и

    экономическая эффективность.

    Основное направление корректировки социально-экономической стратегии

    реформ состоит в ее переориентации с изыскания источников финансовых

    средств для социальной помощи малообеспеченным (такой подход

    предполагает неизбежность роста безработицы),

    на активную политику обеспечения занятости населения, поддержки создания и

    сохранения рабочих мест в количестве, достаточном для снятия угрозы

    массовой деградации населения.

    19

    Политика занятости как важнейшая составляющая социальной политики

    должна быть сфокусирована на проведении мер, способствующих формированию

    условий для более полного использования потенциала трудовой и деловой

    активности граждан, противодействующих обеднению населения и массовой

    безработице, стимулирующих продуктивное поведение личности в конкурентной

    рыночной среде. В программе социально-экономического развития страны

    среднесрочную перспективу необходимо предусмотреть меры по обеспечению

    эффективной занятости, несовместимой с практикой избыточного резервирования

    рабочей силы на предприятиях и разрастанием скрытой безработицы. Эти

    проблемы должны решаться параллельно – на макро-, мезо- и микроуровнях.

    К числу наиболее актуальных социальных критериев политики занятости

    относятся:

    - содействие развитию малого предпринимательства на разных уровнях

    управления;

    - разработка концепции обеспечения занятости и выживания населения

    малых городов различного типа в условиях обвального спада

    производства и разрушения сложившейся региональной практики

    монопольной их специализации, привязки к одному-двум предприятиям;

    - стимулирование вложений в человека, накопления «человеческого

    капитала» (в том числе в развитие его способностей через общее,

    профессиональное и бизнес-образование, систему повышения

    квалификации и переподготовку), в наращивание профессионального

    мастерства, формирование мобильности и конкурентоспособности

    граждан.

    1.3.5 МЕРЫ ПО СТАБИЛИЗАЦИИ СИТУАЦИИ В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ

    К числу главных направлений деятельности государств по стабилизации

    социальной ситуации в стране и в интересах восстановления доверия населения

    к курсу реформ следует отнести:

    - ориентацию экономической политики на содействие расширению

    занятости, сохранение перспективных рабочих мест, сокращение

    безработицы как фактор повышения уровня жизни населения,

    активизации потребительского и инвестиционного спроса,

    оживления производства; преодоление практики несвоевременной выплаты

    заработной платы и возврат накопившейся задолженности;

    20

    - становление эффективного рынка труда, предполагающее повышение

    цены труда по мере роста национальной экономики;

    - отладку механизма увязки формирующегося рынка образовательных

    услуг и профессий с потребностями экономики в кадрах, развитие

    системы адаптационного обучения, внутрифирменной подготовки

    кадров; усиление контроля за выполнением и соблюдением социальных

    гарантий и трудовых прав граждан, закрепленных КЗОТом РФ и другими

    законами, работодателями всех форм собственности, на муниципальном

    и региональном уровнях.

    Соответственно основными направлениями государственного регулирования

    в сфере занятости являются:

    - выработка и введение действенных стимулов для ускорения

    становления многосекторного хозяйства, расширяющего масштабы

    занятости и возможности выбора работниками соответствующих видов

    занятости, отвечающих способностям и интересам каждого;

    - целенаправленное формирование государственного сектора экономики,

    его предпринимательского и непредпринимательского сегментов для

    сохранения рабочих мест;

    - реальная и повсеместная поддержка малого и среднего

    предпринимательства;

    - законодательное оформление существования кооперативной

    собственности и народных предприятий, отвечающих российским

    традициям, с целью легализации реальной занятости, в том числе в

    «челночном» бизнесе, инофирмах;

    - становление и развитие муниципальной собственности;

    - разработка комплексной и региональных программ создания и

    сохранения рабочих мест, рассчитанных на нормализацию условий

    жизнеобеспечения населения, подготовка организационных и

    нормативно-правовых основ для реализации таких программ, отладка

    механизма их информационного обеспечения и финансирования;

    - введение обязательной социальной экспертизы всех разрабатываемых

    программ для оценки их влияния на условия занятости и смягчение

    социальных проблем регионов;

    - совершенствование отношений социального партнерства за счет

    включения в договоры всех уровней мероприятий по созданию и

    сохранению рабочих мест; содействия

    адаптации персонала к изменению их структуры и качества; расширение

    практики общественных работ.

    21

    1.4 ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ В РОССИИ

    Бюджет фонда занятости и его структура могут оказывать влияние на

    целевые группы населения и даже на макроэкономическую ситуацию. Бюджет

    политики на рынке труда условно можно разделить на постоянную и переменную

    части. Постоянная включает пособия по безработице и материальные выплаты

    иждивенцам. Расходы по таким выплатам зависят от принятой системы пособий,

    которая устанавливается законом. Служба занятости не имеет права

    корректировать размер выплат, их периодичность и другие параметры. Поэтому

    затраты по выплатам носят условно-постоянный характер и зависят от трех

    переменных: числа получателей, продолжительности выплаты и ее размера.

    Возможности сокращения расходов находятся в зависимости от «щедрости»

    системы пособий, способности службы занятости предотвратить случаи

    получения пособий незаконным путем и наличия других эффективных программ,

    цель которых – сокращение периода безработицы, а следовательно, и периода

    получения пособий.

    Бюджет таких программ, как обучение для целей трудоустройства,

    субсидирование занятости и создание рабочих мест, меры в отношении

    инвалидов, более гибок и во многом зависит от политической ориентации и

    финансовых возможностей государства. Как правило, на основе установленных

    финансовых параметров и приоритетов служба занятости определяет объемы и

    доступ к программам целевых групп (молодежь, длительно безработные и т.

    д.).

    Административные расходы службы занятости занимают особое положение.

    Главные их направления – администрирование системы выплат пособий,

    управление программами в самой службе занятости. Учитывая, что большая

    часть таких расходов идет на управление программами, их также относят к

    затратам на активные меры.

    Таблица 1 дает представление об изменениях в структуре бюджета Фонда

    занятости РФ. Обращает на себя внимание относительное уменьшение активных

    расходов с 71,3 % в 1994 г. до 34,1 % в первом полугодии 1997 г.

    Показательно, что это сокращение произошло преимущественно в результате

    свертывания программ поддержки рабочих мест. С точки зрения влияния прямого

    создания рабочих мест на «выход» из числа безработных данные программы

    сыграли положительную роль. Косвенно об этом свидетельствует позитивная

    динамика «выхода» из числа безработных именно в период, когда их

    численность была максимальной. Такого рода программы существенно дороже

    других средств повышения «коэффициента выхода» (обучение,

    интенсивное консультирование и т. д.), но их использование

    представлялось оправданным в период жесткого дефицита вакансий. Однозначно

    оценить роль программ создания рабочих мест как «избыточных» нельзя и

    сегодня. Они могут дать позитивный эффект в регионах с неблагополучным

    соотношением безработных и вакансий, если ориентированны на четкие целевые

    группы (длительно безработные, например) и не направлены на финансовую

    поддержку крупных и крупнейших предприятий.

    |Структура расходов на программы и услуги политики занятости (фонда |

    |занятости) 1 |

    | |1994 г. |1995 г. |1996 г. |1997 г. |

    |Наименование статей | | | | |

    |расходов и доходов | | | | |

    | |в % к|в % к|в % к|в % к|в % к|в % к|в % к|в % к|

    | |ВВП |расхо|ВВП |расхо|ВВП |расхо|ВВП |расхо|

    | | |дам | |дам | |дам | |дам |

    |Программа занятости |0,16 |58,6 |0,42 |80,0 |0,23 |80,7 |0,23 |78,8 |

    |Профессиональное |0,02 |5,9 |0,04 |8,4 |0,03 |8,8 |0,02 |7,5 |

    |обучение и социальная | | | | | | | | |

    |адаптация |0,02 |5,9 |0,04 |8,4 |0,02 |8,2 |0,02 |6,8 |

    |профессиональное | | | | |0,002|0,7 |0,002|0,7 |

    |обучение | | | | | | | | |

    |социальная адаптация |0,07 |24,0 |0,13 |24,4 | |13,5 | |5,4 |

    |Организация общественных| | | | |0,04 | |0,02 | |

    |работ и поддержка |0,06 |22,8 |0,11 |21,8 | |9,1 | |3,9 |

    |рабочих мест | | | | |0,03 |0,7 |0,01 |0,2 |

    |создание и сохранение | | | | |0,002| |0,000| |

    |рабочих мест |0,003|1,2 |0,01 |2,6 | |3,8 |5 |1,3 |

    |компенсационные выплаты | | | | | | | | |

    |и субсидии к заработной | | | | |0,01 | |0,004| |

    |плате | |28,7 |0,25 |47,2 | |58,3 | |65,9 |

    |общественная работа и |0,08 | | | | | | | |

    |временная занятость | |24,3 |0,19 |37,1 |0,17 |53,4 | |62,6 |

    |Программы материальной |0,07 |4,4 | |10,1 | |5,0 |0,19 |3,3 |

    |поддержки лиц, |0,01 |41,4 |0,05 |20,0 |0,15 |19,3 | |21,2 |

    |признанных безработными |0,12 | |0,10 | |0,01 | |0,18 | |

    |пособия и материальная | |4,4 | |3,8 |0,06 |3,6 |0,01 |3,2 |

    |помощь |0,01 |37,0 |0,02 |16,2 | |15,8 |0,06 |18,0 |

    |выплаты досрочных пенсий|0,10 | |0,08 | |0,01 | | | |

    | | | | | |0,05 | |0,01 | |

    |Услуги и | | | | | | |0,05 | |

    |административные расходы| | | | | | | | |

    | | | | | | | | | |

    |Информационные услуги и | | | | | | | | |

    |разработки | | | | | | | | |

    |Административные расходы| | | | | | | | |

    |Активные меры |0,20 |71,3 |0,28 |52,8 |0,12 |41,7 |0,10 |34,1 |

    |Активные программы |0,1 |29,9 | |32,8 |0,1 |22,3 |0,0 |12,9 |

    |Услуги и |0,1 |41,4 |0,2 |20,0 |0,1 |19,3 |0,1 |21,2 |

    |административные расходы|0,08 |28,7 |0,1 |47,2 |0,17 |58,3 |0,19 |65,9 |

    | | | |0,25 | | | | | |

    |Поддержка доходов | | | | | | | | |

    |Всего расходов на |0,28 |100,0|0,52 |100,0|0,29 |100,0|0,29 |100,0|

    |программы и услуги | | | | | | | | |

    Вместе с тем, неблагоприятным является отсутствие в бюджете таких

    программ, как профессиональное обучение безработных, замещающих программы

    создания рабочих мест. Вероятно, к концу 1997 г. расходы на обучение не

    превысят ѕ соответствующих расходов в 1996 г. (в сопоставимых ценах), а

    расходы на организацию общественных работ окажется в три раза ниже.

    Сокращение расходов повлекло за собой уменьшение числа вовлеченных в

    программы безработных: среднемесячное число обучающихся, например, в 1997

    г. снизилось более чем в три раза по сравнению с 1995 г., участников

    общественных работ – в 1,6, оформленных на досрочную пенсию – в 3 раза.

    Сокращение расходов и численности участников программ произошло не во

    всех регионах в силу различной их финансовой достаточности. Возникает

    вопрос: можно ли определить минимальную границу требуемых средств в случае

    их распределения между регионами пропорционально реальной потребности?

    Для достижения заметного положительного эффекта необходима некая

    критическая масса расходов на проведение программ и предоставление услуг.

    Определение расходов на основе принципа абсолютной минимизации расходов

    создает иллюзию эффекта. Равно как и наиболее дешевые программы чаще всего

    создают видимость деятельности, но не приносят позитивного результата.

    Чтобы воздействие на официальную безработицу в нашей стране приводило

    к ее сокращению через «результативный» выход, уровень расходов на активные

    меры должен составлять примерно 0,02 – 0,03 % ВВП на каждый процент общей

    безработицы. Это означает, что доля таких расходов в ВВП России в 1996 г.

    должна была составить 0,26 %, или 5,6 трлн. руб.

    «Оптимальный» бюджет, помимо усиления его активной части, содержит и

    ряд изменений структурного характера. Во-первых, в расчетах «погашена»

    задолженность по выплатам пособий по безработице. Во-вторых, активная часть

    бюджета предполагает замещение субсидий предприятиям на поддержку

    рабочих мест расширением программ

    24

    обучения безработных. В-третьих, субсидируемая занятость ограничена

    программами временной занятости (общественными работами). В-четвертых, к

    профессиональному обучению для рынка труда отнесены и целевые мероприятия,

    адресатом которых является молодежь (0,02 % ВВП, или 451 млрд. руб.). В-

    пятых, в административные расходы включены затраты, связанные с

    организацией интенсивного консультирования в рамках «клубов ищущих работу»

    и т. д. Итоговые расходы на программы и услуги примерно вдвое превышают

    расходы, произведенные в 1996 г. Норматив формирования фонда занятости

    должен был бы составить 2-2,3 % фактического фонда оплаты труда.

    Однако даже «оптимальный» бюджет позволит добиться позитивного

    макроэкономического эффекта лишь в том случае, если эффективны сами

    программы, реализуемые в рамках политики на рынке труда.

    Расходы на политику занятости часто относят к безвозвратным

    социальным расходам. Однако, возвращая безработного к работе, служба

    занятости решает и «побочные» задачи. Получив новое рабочее место,

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.