МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Политика занятости

    рекомендации были включены показатели для оценки эффективности отдельных

    направлений деятельности органов ГСЗ в регионах, а также обоснованности

    расходов по отдельным статьям бюджета ГФЗН.

    39

    II. РОССИЙСКАЯ ПОЛИТИКА НА РЫНКЕ ТРУДА

    2.1 СТАНОВЛЕНИЕ РОССИЙСКОГО РЫНКА ТРУДА

    Государственная политика на рынке труда, будучи составной частью

    общей политики занятости она призвана решать относительно частные задачи,

    связанные с ликвидацией возникающих дисбалансов и диспропорций в сфере

    труда и в процессе функционирования рыночной экономики. Ее основная задача

    – минимизация социально-экономических издержек безработицы и повышение

    мобильности и конкурентоспособности рабочей силы. В качестве объекта

    политики государства на рынке труда выступает незанятое экономически

    активное население, а в качестве субъектов – Министерство труда и

    социального развития и Федеральная служба занятости в лице своих

    региональных центров.

    В современной экономике России одной из наиболее острых проблем

    является эффективная занятость. Избранный вариант экономической реформы

    привел к тому, что после ликвидации существовавшего механизма

    профессиональной подготовки и обеспечения занятости не сложился полноценный

    рынок труда. Свидетельство этого – сохранение в огромных масштабах скрытой

    безработицы. Малоэффективными оказались и хорошо зарекомендовавшие себя в

    других странах методы регулирования занятости. Опыт организации

    государственной службы занятости в нашей стране показал это в полной мере.

    Не касаясь проблемы прямых нарушений в использовании средств фонда

    занятости, можно сказать, что эффективная деятельность государственной

    службы занятости возможна в двух случаях. Во-первых, когда в экономике

    преобладает естественный уровень безработицы, то есть проблема заключается

    в ускорении соединения работников и вакантных рабочих мест. Во-вторых, при

    нормативном уровне частного инвестирования (либо активного стремления к

    нему), что влечет создание новых рабочих мест, и возможности государства

    стимулировать этот процесс (либо создавать рабочие места за счет

    государственных инвестиций).

    Следует отметить также, что переподготовка работников на базе

    государственной службы занятости имеет экономический смысл при наличии

    высоких гарантий последующего трудоустройства, чего в экономике современной

    России нет. Ситуация усугубляется и инфляцией, искажающей структуру спроса

    на рынке труда, и отсутствие четкой структурной инвестиционной политики.

    Роль государственной службы занятости главным образом заключается в

    выплате пособий и некоторой психологической поддержке безработных.

    40

    Особую остроту приобрела проблема трудоустройства интеллигенции,

    составляющей в России более трети безработных. Ликвидировать избыток

    интеллектуального потенциала на рынке труда и удовлетворить потребности

    фирм в высококвалифицированных специалистах в центре занятости,

    существующей за счет налогоплательщиков, не в состоянии. Сотрудники центров

    занятости заинтересованы в переобучении потенциальных или реальных

    безработных относительно простым профессиям при скромной смете затрат на

    обучение, поставив дело на поток. Об обучении элитным профессиям, о

    предоставлении возможности получения второго высшего образования не может

    быть и речи. Таким образом, центры занятости в большей мере работают «на

    себя», а не на клиента.

    Частные биржи труда – более динамичные структуры, хотя здесь

    встречаются обман клиентов, нарушение профессиональной этики со стороны

    специалистов по подбору персонала.

    Свою лепту в становлении Российского рынка труда могут внести недавно

    появившиеся фирмы, оказывающие рекрутинговые услуги (подбор и обучение

    высококлассных специалистов). Эти фирмы несут обязательства только перед

    заказчиком, который и оплачивает услуги. Соискателям же сотрудники

    указанных фирм объясняют, как найти работу (механизм поиска), помогают

    откорректировать свой имидж, учат говорить, убеждать.

    При определений путей совершенствования политики в сфере занятости

    следует обратить внимание на изменения, происходящие в этой сфере в странах

    с развитой рыночной экономикой.

    Сегодня центр тяжести в решении проблемы занятости все больше

    перемещается в сторону усиления активных мер – создания новых рабочих мест,

    подготовки кадров.

    Одним из перспективных направлений активной политики занятости можно

    считать стимулирование государством «предпринимательских зон» (особенно с

    преобладанием наукоемких производств) в районах с массовой безработицей.

    В данной связи представляет практический интерес расширение сети

    «научных парков» и региональных агломераций научно-технического профиля.

    Следует иметь в виду, что «научные парки» и региональные агломерации прямо

    не влияют на занятость в районах с массовой безработицей, но они

    способствуют созданию большого количества новых рабочих мест. Хотя «научные

    парки» возникают и спорадически, но в виду их высокой эффективности они

    нуждаются в государственной поддержке.

    41

    Принимая во внимание ограниченные финансовые возможности нашего

    государства, его деятельность по поддержанию «научных парков» следует

    основывать на мерах косвенного характера: льготном налогообложении;

    придании, где это возможно и целесообразно, статуса «свободных

    экономических зон» местам базирования «научных парков»; предоставлении

    консалтинговых и других услуг.

    Что касается служб занятости, решение проблемы видится на пути более

    тесного взаимодействия частных фирм с посредническими структурами,

    действующими на рынке труда. Это предполагает (хотя МОТ и против подобной

    практики, но отдельные страны ее все же осуществляют) создание достаточно

    обширной системы органов трудоустройства, функционирующих на коммерческой

    основе, что позволит более гибко реагировать на запросы рынка труда и

    привлечь дополнительные денежные средства.

    В ходе экспертного опроса руководители фирм г. Перми (участвовали 50

    экспертов) выяснилось, что в государственную службу занятости для подбора

    работников обращались всего 7,8 % экспертов, тогда как готовность

    обратиться вне государственные структуры по трудоустройству, действующие на

    коммерческой основе, высказали 43,1 % экспертов.

    Следует активнее заинтересовывать частные фирмы, особенно средние и

    крупные, в финансировании целевой подготовки рабочих и специалистов.

    Проведенный экспертный опрос руководителей частных фирм показал, что

    у них существует проблема с кадрами. Причем 49 % экспертов указали в

    качестве основной причины затруднения в подборе персонала низкий

    профессиональный уровень претендентов, 23,5 % - высказали готовность

    принять участие в подготовке работников. Причем чем старше фирма, чем

    большее число наемных работников занято, тем этот уровень выше (до 50 %).

    Указанные экспертами формы участия их фирм в подобной работе можно

    объединить в три основные группы: направление своих работников (либо

    выпускников школ) на учебу с оплатой обучения – 45 %; готовы принять у себя

    на практику и стажировку учащихся и работников других организаций – 35 %;

    организация и финансирование учебных проектов – 20 %.

    Таким образом, если исходить из оптимистического прогноза развития

    нашей экономики, предполагающего перенос предпринимательской активности из

    сферы финансовой и посреднической в сферу производства, следует, учитывая

    мировой опыт и российскую специфику, усилить активные меры регулирования

    занятости и повысить их эффективность.

    42

    2.2 РОССИЙСКИЙ РЫНОК ТРУДА

    2.2.1 ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО РЫНКА ТРУДА

    На фоне устойчивого увеличения числа лиц, которые обращаются в органы

    службы занятости за помощью в трудоустройстве, а также предприятий,

    заинтересованных в быстром и надежном заполнении вакансий при их

    содействии, по-прежнему сохраняется большой разрыв между показателями

    безработицы, рассчитываемыми Госкомстатом по методологии МОТ, и

    фиксируемыми службами занятости. Большая часть граждан, теряющих работу, не

    имеет стимулов для регистрации и получения статуса безработных.

    Цель обследования проведенного в 1996 году во Владимирской и

    Нижегородской областях в рамках проекта ACE TACIS «Структурная перестройка

    и безработица в России», состояла в том, чтобы выяснить:

    - существуют ли у лиц, ищущих работу,

    стимула для регистрации на бирже

    труда;

    - способны ли службы занятости

    удовлетворить растущие потребности

    региональных рынков труда, достаточно

    ли финансовых средств для проведения

    активной политики на рынке труда.

    Анкета обследования включала два блока вопросов. Первый адресовался

    всем, кто посетил районные центры занятости обеих областей, второй –

    руководителям этих органов. В течение двух дней последней недели апреля

    1996 года были опрошены 75 руководителей центров занятости и 29,6 тысяч

    граждан, обратившихся в это время на биржи труда.

    Основная гипотеза строилась на результатах предыдущих обследований,

    которые показали существенное сокращение занятости (35 % в среднем за весь

    период) при относительно небольшом увеличении официального уровня

    безработицы. Уже тогда можно было предположить, что причина подобного не

    соответствия – недоучет реально безработных людей. Закон о занятости и

    другие нормативные документы позволяли это делать.

    С 1996 года занижение уровня безработицы стало целенаправленной

    политикой российских государственных структур, вызванной, помимо

    политических целей, нарастающем дефицитом фондов занятости. В этих условиях

    чиновники пытаются решать проблему безработицы, занижая количество

    безработных и уменьшая размеры выплачиваемых пособий.

    Согласно действующему Закону РФ «О занятости населения в Российской

    Федерации» безработные граждане имеют право на бесплатную профориентацию,

    профподготовку, переподготовку и повышение квалификации по

    направлению органов

    43

    служб занятости; выплату пособий по безработице, стипендий в период

    переподготовки; компенсацию материальных затрат в связи с направлением на

    работу или обучение в другую местность; бесплатное медицинское

    освидетельствование при приеме на работу и направлении на обучение; оплату

    временной нетрудоспособности; на участие в оплачиваемых общественных

    работах. Причины для обращения в службы занятости могут быть разными от

    желания получить статус безработного, направление на переподготовку или

    консультацию до простого любопытства по поводу имеющихся вакансий. Поэтому

    расхождение между числом граждан, обратившихся в органы службы занятости, и

    числом граждан, получивших статус безработных, вполне естественно. Разрыв

    этот в 1993 году составлял 40 %, к 1997 году он сократился до 10 %.

    Подобная динамика нуждается в объяснении. Ответы сотрудников служб

    занятости, как правило, сводятся к тому, что в эти 10 % попадают те, кто

    обратился просто за консультацией, либо те, у кого еще не закончился

    десятидневный срок с момента первичной регистрации до получения статуса

    безработного. Результаты же опроса ставят подобное объяснение под сомнение,

    поскольку 94,2 % обратившихся в службы занятости не имели работы; 3,2 %

    числились занятыми, но находились в длительных административных отпусках

    без оплаты (т. е. фактически были безработными).

    Особенностью российского рынка труда является устойчивое (на

    протяжении многих лет) преобладание уволившихся «по собственному желанию» и

    одновременное сокращение доли высвобождаемых работников характерное для

    российского рынка труда в целом наблюдалось в обеих обследованных областях.

    По формальным критериям (заявление об уходе по собственному желанию), к

    добровольно оставившим работу можно отнести 63,5 % уволенных с промышленных

    предприятий за первую половину 1996 года; по данным же обследования

    районных центров занятости, в эту категорию попали 56 % незанятых,

    зарегистрированных впоследствии в службах занятости и получивших право на

    пособие.

    Но и это не все. Анализ причин увольнения зарегистрированных

    безработных показал, что из них лишь 20,5 % уволились по причинам, которые

    действительно можно квалифицировать как их "собственное желание": переезд

    на другое место жительства, состояние здоровья и семейные обстоятельства,

    конфликт с руководством, неподходящий режим работы и т.п. Остальные 79,5 %

    ушли с работы по так называемым экономическим причинам: из-за хронических

    невыплат заработной платы, низкого ее уровня, периодических остановок

    предприятия и длительных неоплачиваемых отпусков.

    44

    Руководители районных центров занятости убеждены, что официальный

    уровень безработицы ниже реального. Ответы на вопрос о причинах такого

    расхождения распределились следующим образом: люди предпочитают сами искать

    работу - 52,7 %; перебиваются временными подработками - 29,7; не верят в

    реальность трудоустройства через службы занятости -14,9; не обращаются к их

    услугам из-за отдаленности от населенных пунктов - 2,7 %. Ни в одном из

    ответов не названы такие, довольно распространенные в 1993 г. причины, как:

    "не знали о существовании службы занятости , не обращались потому что

    стыдно быть безработным".

    Среди причин обращения в службу занятости тех, кто не имел работы,

    достаточно высока доля ищущих вакансии. Это расходится со сложившимся у

    государственных чиновников мнением, что безработные приходят на биржи труда

    не для того, чтобы искать работу, а лишь с целью получить право на пособие

    и "безбедно" существовать за государственный счет. В последнее время

    участились и высказывания федеральных чиновников по поводу существующей

    системы выплат пособий: она-де стимулирует не поиск работы, а

    иждивенчество. Да и у некоторых экспертов, разделяющих (хотя и не в столь

    категоричной форме) данную точку зрения, сложился довольно устойчивый

    стереотип: безработный - преуспевающий человек, приезжающий на "Мерседесе"

    за пособием, которое превышает среднюю заработную плату в регионе, или

    "челнок", имеющий приличные доходы и только числящийся безработным.

    46

    2.2.2 НАПРЯЖЕННОСТЬ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ ТРУДА И МЕХАНИЗМЫ ЕЕ

    ПРЕОДОЛЕНИЯ

    В условиях устойчивого спада производства нарастание напряженности на

    рынке труда неизбежно. Тот факт, что темпы снижения занятости в России

    существенно отстают от темпов экономического спада, свидетельствует лишь о

    специфике проявления этой напряженности, но не об отсутствии самой

    проблемы. Неблагополучная ситуация на рынке труда отражается и на

    настроениях населения. Если в преддверии экономических реформ, по данным

    ВЦИОМ, 27 % респондентов придерживались мнения, что безработица в

    определенной степени даже полезна и необходима, то к 1997 г. их число

    уменьшилось до 19 %, а доля граждан, считающих безработицу недопустимой,

    возросла за тот же период с 39 до 52 %.

    Падение экономической активности населения в 90-е годы. Численность

    экономически активного населения с конца 1993 г. по октябрь 1997 г.

    сократилась на 2,4 млн. человек и составила 49 % общей численности

    населения страны. Тенденция к снижению экономической активности населения в

    России в определенной мере закономерна. Отмена обязательной занятости в

    общественном производстве, обретение людьми права свободно выбирать,

    вступать им или нет в отношения на рынке труда, должны были способствовать

    добровольному выходу части занятых, прежде всего женщин, из состава рабочей

    силы. В то же время, по нашим оценкам, сокращение экономически активного

    населения во многом происходило за счет традиционно уязвимых категорий

    работников - лиц предпенсионного возраста, инвалидов, женщин, молодежи.

    Особые опасения вызывает безработица среди молодежи: в настоящее время по

    крайней мере 2 млн. молодых людей не учатся и не работают, либо находясь на

    иждивении родственников, либо перебиваясь случайными заработками. В

    результате у них формируется "культура безработицы", что чревато

    негативными социальными последствиями.

    Сокращение занятости. С начала экономических преобразований

    численность занятых сократилась на 8,2 млн. человек, однако темпы такого

    сокращения были значительно ниже темпов общего спада в экономике. Если с

    1990 г. по октябрь 1997 г. объем ВВП в реальном выражении уменьшился на

    37,2 %, то снижение занятости, по данным официальной статистики, составило

    11,0 %.

    Резкий рост регистрируемой безработицы. В 1992-1997 гг. численность

    регистрируемых безработных увеличилась более чем втрое, а уровень

    регистрируемой безработицы в конце 1997 г. составил 2,8 %. Уровень же

    безработицы, рассчитанный по методологии МОТ, повысился за указанный период

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.