МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Президентские выборы в Югославии в 2000 году

    российский газ. Но задолженность «Газпрому» за поставки газа составляла

    302 млн. $ по состоянию на начало 2000 г. и 1 июня 2000 г. «Газпром» даже

    временно прекратил поставки газа в Югославию пока югославская сторона не

    начала выплачивать хоть какие-то деньги за его поставки[16].

    У государства возникла серьёзная задолженность перед гражданами.

    Практически прекратились выплаты материнских пособий 735 тысячам

    югославских женщин[17]. Учителя перед началом 1999/2000 учебного года не

    получали зарплату в течение 3 месяцев, как и деньги на питание и отпускные

    пособия[18]. Резервисты АЮ, вернувшиеся из Косова, даже проводили

    манифестации с требованием выплатить им «боевые». Как следствие негативных

    экономических процессов средняя зарплата в стране составляла лишь 4500

    динаров, что лишь в 1,5 раза превышало прожиточный минимум[19].

    Подобное падение уровня жизни, безусловно, вызывало социальную

    напряжённость и подрывало доверие населения властям. Население начинало

    видеть причину своих бед во многом и в том, что политика властей

    изолировала страну от всего остального мира. Это, безусловно, могло

    способствовать росту популярности оппозиции. Никаких же реальных перемен в

    качестве жизни со стороны режима население практически не наблюдало, что, в

    отсутствие активного противостояния с внешним врагом, позволявшего

    мобилизовывать обшество, являлось решающим ударом по имиджу режима как

    «защитников народа».

    Таким образом, неблагоприятная экономическая ситуация в стране представляла

    собой очень удобный объект для критики режима со стороны оппозиции.

    1.2 Ужесточение режима

    Политическую ситуацию в СРЮ характеризовало серьёзное ужесточение режима С.

    Милошевича. В очередной раз он пытался с максимальной выгодой использовать

    для себя определённую консолидацию общества, возникшую в результате военных

    действий. Хотя законы военного времени были постепенно отменены в июне-июле

    1999 г., власть предержащие стремились подчеркнуть, что НАТО продолжает

    свою агрессию против СРЮ но теперь уже через неугодные режиму политические

    партии и средства массовой информации. 20 октября 1998 г. сербской

    скупщиной был принят республиканский закон «об общественной информации».

    Несмотря на то, что закон формально гарантировал все гражданские свободы в

    данной сфере, именно он создал юридическую основу для подавления неугодных

    властям средств массовой информации. Статья 11 данного закона гласила:

    «…Если общественные средства информации предают гласности неправдивую

    информацию, которая нарушает достоинство или интересы юридического или

    физического юридического лица, к которому относится данная информация, или

    который оскорбляет честь или честность индивидуума, обнаруживает или

    передает неправдивые утверждения о его жизни, знаниях, способностях, или в

    другим способом оскорбляет его достоинство, то данный человек имеет право

    обратиться с заявлением в подведомственный суд о требовании компенсации за

    ущерба, нанесённый учредителем и/или издателем средства общественной

    информации, ответственного редактора и автора информации». Статья 42

    гласила: «Распространение печати и других средств общественной информации

    может быть приостановлено только на основании решения суда, определившего,

    что оно призывало к насильственному ниспровержению конституционного

    порядка, подвергало опасности территориальную целостность Республики Сербия

    и Союзной Республики Югославия, нарушала гарантируемые свободы и права

    Человека и гражданина, или разжигало национальную, расовую или религиозную

    нетерпимость и ненависть». В отношении радио и телевидения действовали

    статьи закона, предусматривавшие их лицензирование. Эти статьи также по

    форме нельзя было назвать дискриминационными и формально ими устанавливался

    значительно более демократичный порядок использования теле- и

    радиовещательного ресурса, чем, например, в России в соответствии с

    постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1999 г. N 698

    "О проведении конкурсов на получение права на наземное эфирное

    телерадиовещание, а также на разработку и освоение нового радиочастотного

    канала для целей телерадиовещания" . Но их применении носило карательный

    характер, так как размеры штрафов были несоразмерными нанесённому ущербу.

    Штрафы по решению суда выносились 47 раз и в общей сложности составили 500

    тыс. долларов США[20], что сделало ряд газет убыточными. Газета «Danas»

    была вынуждена перевести выпуск своего тиража в Черногорию, самая

    популярная газета страны «Blic» была вынуждена резко сократить свой тираж.

    Ряд муниципальных телестанций в городах, где у власти были представители

    оппозиции были отключены от эфира как не имевшие лицензии. Телеканал

    «Студио Б», контролировавшийся оппозиционным политиком Вуком Драшковичем

    перешёл из собственности Белграда в федеральную собственность. Популярная

    информационная радиостанция Б-2-92 так же перешла под контроль властей.

    Хотя ликвидация оппозиционных средств массовой информации существенно

    ограничила информационный ресурс оппозиции, именно эти события во многом

    позволили сплотить оппозиционно настроенных граждан и расширить их число.

    Ведь борьба со средствами массовой информацией обычно, в силу их роли в

    жизни общества, оказывается наиболее заметной. Оппозиционный митинг после

    захвата властями канала «Студио Б» стал самым многочисленным с момента

    окончания бомбардировок НАТО. Именно в этот момент оппозиционно настроенные

    граждане, наверное, уже окончательно утратили все иллюзии относительно

    возможности сотрудничества с режимом.

    По определению Павла Канделя, характерной чертой режима Милошевича было

    «отношение к оппозиции как антисистемной силе, при формальном ее допущении

    к участию в политической жизни»[21]. Ещё в августе 1999 г. федеральный

    премьер-министр Момир Булатович назвал оппозиционную партию «Союз за

    перемены» «террористической организацией». В начале 2000 г. начнётся

    активная полицейская кампания против близкого оппозиции молодёжного

    движения «Otpor!», состоится показательный процесс над группой сербов,

    якобы готовивших покушение на Милошевича. Летом 2000 г. в Союзной Скупщине

    был подготовлен к принятию «закон о борьбе с терроризмом», носивший

    репрессивный характер. Этот закон также был направлен против оппозиции. В

    то же время Сербской Скупщиной был принят новый закон о муниципальных

    образованиях (многие из которых после выборов 1996 г. контролировались

    оппозицией), предусматривавший возможность отчуждения их собственности в

    пользу республики.

    Фактом, свидетельствовавшим простым гражданам о том, что ужесточение режима

    не приносит порядка, стала волна убийств, потрясших СРЮ зимою-весною 2000

    г. В декабре 1999 г. был убит Зоран Сиян, главарь мафиозной группировки,

    связанный с многими военными преступлениями балканских войн последнего

    десятилетия. 15 января 2000 г. в холле белградской гостиницы

    «Интерконтиненталь» был расстрелян владелец футбольного клуба «Обилич» и

    лидер националистической Партии Сербского Единства Желько Ражнатович, более

    известный как «Аркан». Военизированная группировка под названием "Тигры",

    которую возглавлял Ражнатович, в 1991 году принимала участие в жестокой

    трехмесячной осаде хорватского города Вуковар, а годом позже вместе с

    боснийскими сербами осуществляла вторжение в Северную и Восточную Боснию,

    где Ражнатович одним из первых начал проводить так называемые "этнические

    чистки" - убийства и изгнание представителей враждебных этнических групп.

    За это в 1997 он был заочно осуждён Международным трибуналом по бывшей

    Югославии. Наблюдателями выдвигались две основные версии убийства

    Ражнатовича: то, что он был устранён как опасный свидетель, много знавший

    о военных преступлениях Милошевича и то, что он поплатился за свою

    поддержку черногорского президента Мило Джукановича. 7 февраля 2000 г. в

    ресторане был убит министр обороны СРЮ, представитель черногорской

    Социалистической Народной Партии Павле Булатович. В качестве основной

    версии наблюдателями выдвигалась месть со стороны соратников Ражнатовича по

    организации «Тигры». 25 апреля 2000 г. неизвестными был убит приближённый

    Милошевича генеральный директор «Югославских авиалиний» (JAT) Живорад

    Петрович. Убийство произошло через несколько недель после того как Петрович

    объявил о предстоящей приватизации JAT. В мае того же года был убит Бошко

    Перошевич, председатель исполнительного совета автономного края Воеводина

    и лидер отделения правящей партии СПС в Воеводине. Задержанный на месте

    преступления убийца Миливой Гуторович был объявлен членом молодёжной

    организации «Otpor», что положило начало полицейской кампании против этого

    движения. Это далеко не полный перечень убийств, волна которых захлестнула

    югославскую политическую элиту в первой половине 2000 г. Характерно, что в

    средствах массовой информации приводились данные о том, что исполнителями

    большинства убийств были сотрудники сербской полиции[22]. Хотя политические

    убийства и до этого не были редкостью в СРЮ, подобное их количество

    свидетельствовало о предельной степени криминализованности югославской

    элиты и её готовности использовать любые средства для сохранения своего

    положения. В глазах простых граждан власть могла полностью утратить имидж

    гаранта безопасности внутри страны.

    Венцом усиления режима стали конституционные поправки, принятые Союзной

    Скупщиной 6 июля 2000 г. Если до этого президент избирался не более чем на

    один срок в четыре года федеральным парламентом, то теперь он избирался не

    более чем на два срока в четыре года всеми гражданами СРЮ. Таким образом,

    С. Милошевич, избранный президентом СРЮ 23 июля 1997 г. получил возможность

    сохранить свою власть ещё на 8 лет, так как его срок по прошлой редакции

    конституции не учитывался. 27 июля Союзной Скупщиной были назначены

    досрочные президентские выборы на 24 сентября 2000 г. одновременно с

    очередными федеральными параламентскими выборами. Прежде всего, подобное

    решение можно связать со стремлением сохранить власть, однако

    примечательным является то, что Милошевич решился участвовать во всеобщих

    выборах. Подобной шаг можно объяснить, прежде всего, нуждой в собственной

    легитимизации необходимой такому лидеру как Милошевич, базирующемуся в

    основном на харизматической легетимности, пусть и через фальсифицированные

    выборы, в условиях резкого падения собственной популярности. Подобная

    легитимизация, скорее всего, переход к решительной кампании против

    оппозиции вплоть до полной её ликвидации. Другой причиной могло являтся

    стремление опередить оппозицию и начать активную предвыборную кампанию ещё

    до того как она выдвинет своего кандидата. Однако подобное решение было

    достаточно рискованным, ведь только в случае если оппозиционные партии

    выдвинут несколько кандидатов, выборы не превращались в своеобразный

    референдум о доверии руководству страны, что для Милошевича, которому не

    доверяло, по некоторым данным до 70%[23] было крайне невыгодным вариантом.

    Изменения в конституции в которых просматривалось явное желание продлить

    собственную власть, безусловно, лишь подорвали доверие избирателей к

    Милошевичу. Назначение досрочных выборов должно было аппелированием к «воле

    народа» определённым образом снизить воздействие этого эффекта, но,

    учитывая, что вступая на пост президента СРЮ в 1997 г. Милошевич обещал не

    баллотироваться на второй срок, это воздействие вряд ли удалось снизить. В

    целом, как я полагаю, большинством населения, учитывая такую степень

    недоверия Милошевичу, досрочные выборы были восприняты прежде всего как

    возможность быстрее лишить Милошевича поста президента.

    1.3. Проблема отношений центра с Черногорией.

    Республика Черногория (Република Црна Гора) наряду с Сербией является

    республикой в составе Союзной Республики Югославия. Черногория находится на

    юго-западе СРЮ в гористой местности. Площадь Черногории составляет 13 812

    кв. км (площадь Сербии 88 412 кв. км), население – 616 тыс. человек

    (1995). В 1991 население составляло 615 270 человек; наиболее

    многочисленные национальные группы: черногорцы (69% всего населения),

    боснийские мусульмане (13%), албанцы (7%) и сербы (3%). Большинство

    черногорцев и сербов традиционно принадлежат к сербской православной

    церкви, а значительная часть боснийцев и албанцев исповедует ислам. Имеются

    небольшие меньшинства хорватов, сербов и албанцев католического

    вероисповедания. Черногория имеет границы с Хорватией (протяжённость-25

    км.), Боснией-Герцеговиной (215 км.) и Албанией (173 км.). Также Черногория

    имеет административную границу с Автономным краем Косово[24].

    В марте 1992 черногорцы приняли участие в референдуме о вхождении

    Черногории в новое «совместное государство» Югославию. Несмотря на бойкот

    со стороны боснийцев и албанцев, в нем приняло участие 66% всего

    электората; 96% проголосовало за принятие этого предложения. 27 апреля была

    принята конституция новой Союзной Республики Югославии, объединявшей Сербию

    и Черногорию. Данная конституция продекларировала в своей 4 статье

    равноправие обеих республик. В целом статьи, регулировавшие отношения

    республик, закрепляли это право, хотя всё же определённое преимушество

    получала более многочисленная Сербия. Командование Армии Югославии

    осушествлялось Высшим Советом Обороны, состоявшим из федерального

    президента и президентов обеих республик. Изменение статуса республик без

    их согласия не допускалось. Федеральный президент избирался Союзной

    Скупщиной, где большее представительтво имела Сербия. Однако федеральный

    премьер-министр, который, согласно конституции, обладал значительно большей

    властью «как правило, не мог представлять ту же республику, что и

    федеральный президент». Эта статья схожая с положениями конституции СФРЮ,

    была призвана закрепить статус более малочисленной республики. Фактически

    же эта статья могла действовать лишь при наличии договорённости правящих

    партий Сербии и Черногории. В отсутствие же такого соглашения, пост премьер-

    министра доставался маргинальным партиям. Так, например, сегодняшний

    премьер-министр СРЮ является представителем партии, которая набрала 1/70

    голосов от общего числа избирателей на выборах в сентябре 2000 г.

    Не менее зависимыми от воли правящих партий, учитывая, что формально, и

    Черногорская и Сербская республика являются суверенными государствами,

    являются и другие органы федерального государства, так как конституцией СРЮ

    не выработано чёткого механизма взаимодействия республик. То, что де факто

    одна из республик может получить независимость показало президентство Мило

    Джукановича в Черногории.

    В качестве протеже Милошевича, 19 января 1991 г. Мило Джуканович стал

    премьер-министром Черногории как один из лидеров пробелградской

    Демократической Партии Социалистов Черногории (ДПСЧ). Но в феврале 1997

    г. он выступил с поддержкой выступлений сербской оппозиции в Белграде, что

    привело к фактическому расколу в ДПСЧ и в дальнейшем уходу сторонников

    Булатовича из ДПСЧ в образованную в марте 1998 г. Социалистическую Народную

    Партию Черногории (СНПЧ). В интервью белградской газете «Време» он назвал

    режим Милошевича устаревшим и ущемляющим интересы Югославии в корыстных

    целях, более того югославская федерация была названа им «так называемой».

    На президентских выборах октября 1997 г. в Черногории Джуканович был

    выдвинут ДПСЧ кандидатом в президенты, противостоя Булатовичу и победил

    его с разницей около 2%.

    Конфликт Джукановича с федеральными властями начался через несколько

    месяцев после его избрания и проходил в трёх сферах: политической,

    экономической и военной. В политической сфере конфликт начался в апреле

    1998 г., когда был отправлен в отставку союзный премьер-министр,

    представитель ДПСЧ Радойе Контич. Именно в это время черногорский парламент

    внес поправки в избирательное законодательство, призванные закрепить

    позиции Джукановича и его сторонников в верхней палате федерального

    парламента, изменив норму закона о представительстве республики в Вече

    Республик согласно фракциям в черногорском парламенте (Согласно статье 81

    Конституции СРЮ, "избрание и прекращение мандата депутатов Вече Республик

    Скупщины СРЮ регулируется законодательством республик".) Однако

    Конституционный суд СРЮ признал неконституционным пересмотр избирательного

    законодательства. В ответ правительство Черногории объявило о том, что оно

    более не признает законным федеральный парламент и сформированное этим

    парламентом новое союзное правительство во главе с его бывшим конкурентом

    Булатовичем. Черногорское правительство не отступало от этой позиции всё

    последующее правление С. Милошевича. В феврале 1999 г. черногорское

    правительство, объявило, что намерено оставаться нейтральным в случае

    вооружённого противостояния между НАТО и СРЮ. Это вызвало жёсткую реакцию

    командования югославской армии, обвинившей руководство Черногории в

    нарушении союзной конституции, согласно которой оборона находится в ведении

    федерального руководства, а не отдельных республик. Формально подчеркнуть

    своё стремление к автономизации черногорское руководство решило 5 августа

    1999 г., обнародован проект «Платформу новых отношений между Республикой

    Черногорией и Республикой Сербией», предлагавший превратить СРЮ фактически

    в конфедерацию под названием «Государство Сербии и Черногории». Согласно

    этому предложению, полномочия республик должны были быть существенно

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.