МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Президентские выборы в Югославии в 2000 году

    политического оплота Милошевича подобное развитие событий было невозможно,

    поэтому хотя программа СПС и претерпела определённую эволюцию, фактически в

    глазах избирателей Милошевич не изменился, что, как мне кажется, и

    предопределило его неудачу на президентских выборах.

    Партия-сателлит СПС – «Объединённые югославские левые» (Jugoslovenska

    Udruzena Levica) была образована в 1994 г. на базе правящей партии. С 1995

    г. по настоящий момент директорат партии возглавляет жена Милошевича

    Мирьяна (Мира) Маркович. Существовали разные версии появления этого

    политического образования: по одной Милошевич хотел удовлетворить

    политические амбиции своей жены, по другой – партия создавалась для

    привлечения многочисленных людей, испытывавших ностальгию по СФРЮ. Однако

    какова бы не была причина, попытка создания партии вряд ли привлекла

    дополнительных сторонников правящему режиму, ввиду крайне низкой

    популярности Маркович в народе. Согласно программной декларации ЮЛ от 23

    июля 1994 г. и программе партии на выборах 2000 г., партия позиционирует

    себя в политическом спектре как достаточно радикальная организация. ЮЛ

    считают своей глобальной целью достижение мира во всём мире, глобализации

    как процесса с равноправными участниками, исчезновение государств в их

    современном виде. ЮЛ выступает за объединение всех «истинно левых сил» не

    только в масштабе СРЮ и во всём мире. Однако в ближайшей перспективе ЮЛ

    выступало за концентрацию усилий общества по защите суверенитета страны и

    борьбы с «социальными патологиями» под руководством государства «в

    интересах мира и равенства». Мирьяна Маркович всячески стремилась

    подчеркнуть имидж своей партии как «передовой левой силы» и «партии

    интеллектуалов». В частности ЮЛ была создана дочерняя организация КУЛ

    (Комитет университетских левых), куда был привлечён ряд деятелей из

    академической среды. С моей точки зрения, участие ЮЛ в коалиции с СПС на

    президентских выборах, ещё более ослабило Милошевича, так как Мирьяна

    Маркович как одна из наиболее одиозных фигур времён Милошевича вряд ли

    могла способствовать обновлению имиджа правящего режима.

    Демократическая оппозиция Сербии

    Демократическая оппозиция Сербии (ДОС) стала наиболее успешной коалицией

    оппозиционных сил в истории СРЮ. В отличие от всех предыдущих попыток

    объединения многочисленных враждовавших друг с другом оппозиционных партий,

    эта попытка объединила все наиболее значительные и сильные оппозиционные

    партии, которые смогли выдвинуть по-настоящему сильного кандидата.

    Если взглянуть на политическую сцену СРЮ в 1999 г., то существовавшие тогда

    оппозиционные партии, я бы разделил на 4 основные группы. Первую группу

    можно условно назвать либералы-«западники». Туда бы я отнёс крупнейшую на

    тот момент оппозиционную партию – Демократическую Партию (ДП) во главе с

    Зораном Джинджичем и Гражданский Союз Сербии (ГСС) во главе с Весной Пешич,

    которые осенью 1999 г. объединятся с ещё несколькими партиями в коалицию

    «Союз за перемены». Ко второй группе – консерваторам – умеренным

    националистам, я бы отнёс прежде всего Демократическую Партию Сербии (ДПС)

    во главе с Воиславом Коштуницей и Сербское движение обновления (СДО) во

    главе с Вуком Драшковичем. К третей группе можно отнести сепаратистские

    партии, прежде всего, мусульманскую коалицию «Санджак», выступающую за

    предоставление автономии мусульманам, проживающим в регионе Рашка на

    границе Сербии и Черногории, и венгерские партии Воеводины. К четвёртой

    группе можно отнести «партии одного человека», представляющие достаточно

    крупных деятелей оппозиции. Это, в частности, «Движение за демократическую

    Сербию» (ДДС), возглавлявшееся бывшим начальником генерального штаба АЮ

    генералом Момчило Перишичем, «Социал-Демократия» (СД), возглавляемая Вуком

    Обрадовичем и «Демократический Центр» во главе с одним из основателей ДП

    Драголюбом Мичиуновичем. Как можно видеть из таблицы 1 популярность

    оппозиционных партий в отдельности была достаточно низкой и такая ситуация

    раскола устраивала прежде всего правящий блок. Для победы же на

    предстоявших в 2000 г. федеральных парламентских выборах, судя по

    результатам опроса, требовалось не только объединить электораты

    оппозиционных партий, но и расширить их за счёт неопределившихся

    избирателей и избирателей, собиравшихся голосовать против всех.

    Деятельность оппозиционных партий после прекращения действия законов

    военного времени выразилась в ряде митингов, организованных СЗП и СДО с

    требованием отставки Милошевича. Однако, эти митинги не были

    многочисленными.

    3 августа 1999 года координатор "Независимой группы 17-ти" (НГ-17),

    состоящей из видных экономистов страны, Младьян Динкич обнародовал Пакт о

    стабильности в Сербии и Платформу переходного правительства. Сербская

    православная церковь (СПЦ) поддержала эту инициативу, о чем сообщило

    коммюнике по итогам встречи Святейшего Патриарха Сербского Павла с лидерами

    оппозиционных партий и групп 10 августа 1999 года. Самый большой стала

    манифестация, прошедшая в Белграде 19 августа 1999 года, в день

    празднования Преображения Господня, широко отмечаемого православным

    населением страны. По разным оценкам, в ней приняло участие от 120 до 150

    тысяч человек, решивших таким образом выразить свой протест режиму

    Милошевича и призвать главу союзного государства уйти в отставку. К

    собравшимся обратились видные деятели оппозиции, включая Младьяна Динкича

    (НГ-17), Зорана Джинджича (СЗП), Владана Батича (СЗП), Драголюба Мичуновича

    (ДЦ), а также священники СПЦ. Неожиданное появление на митинге Драшковича

    вызвало эйфорию и ликование среди участников митинга. 19 августа 1999 г.

    «группой 17» независимых экономистов, предложивших свою экономическую

    программу для оппозиции. В этом митинге, в котором участвовали как

    представители СЗП, так и Вук Драшкович, приняли участие более 150 тысяч

    человек. Воодушевленные таким успехом, лидеры СЗП инициировали новую

    кампанию митингов, требовавших досрочных выборов федерального и сербского

    парламентов. Джинджич планировал завершить эти акции масштабным маршем

    сторонников СЗП на Белград, который бы вынудил Милошевича назначить новые

    выборы. Джинджич явно рассчитывал повторить успех 1997 г., когда

    оппозиционной коалиции «Заjедно» после нескольких месяцев многочисленных

    митингов протеста в центре Белграда, удалось вынудить Милошевича признать

    победу коалиции в муниципальных выборах. Однако осенняя кампания СЗП

    оказалась совершенно неудачной. Если в сентябре 1999 г. митинги СЗП

    собирали несколько десятков тысяч человек, то к декабрю их численность

    упала до нескольких сотен и лидеры СЗП были вынуждены были прекратить акции

    протеста[32].[) Причиной этой неудачи я бы назвал в общем отсутствие

    информационного повода для деятельности СЗП, осенью 1999 не проводилось

    никаких выборов, что при небезопасности акций СЗП не могло привлечь на них

    никого, кроме очень активных граждан.

    Однако центральной формой деятельности оппозиции осенью 1999 г. стали т.н.

    «круглые столы». Коренным отличием от предыдущих попыток объединения

    многочисленных оппозиционных партий (в частности, коалиции «Заjедно» в

    1996), помимо того, что на этот раз в коалицию вошли не только крупные

    партии, но и большинство представителей 2 остальных выделенных мною групп,

    стало то, что на этот раз партии не только потребовали досрочных

    федеральных и республиканских выборов, но занялись проработкой общей

    программы конкретных действий, а также создание группы для детально

    проработки обозначенных вопросов. Более того на этот раз 21 партия и

    организация выдвинули общего Большое количество исследователей указывает

    на то, что

    Данные модели были разработаны специалистами одной из негосударственных

    организаций. 14 октября 1999 года восемь крупнейших оппозиционных

    политических партий, за исключением СДО, подписали соглашение об

    образовании предвыборной коалиции с перечислением минимума приемлемых

    условий проведения избирательной кампании. Последний включал требования об

    использовании пропорционального представительства при выборах на

    федеральном и республиканском уровнях, о разделении территории Сербии на не

    более чем восемь избирательных округов, о снижении величины отбочного

    барьера при выборах в парламент до 4%, а также об отмене Закона об

    общественной информации. Проведенный несколько позже очередной "круглый

    стол" оппозиции - теперь уже без участия СДП, СДО и Демократической

    коалиции венгров Воеводины (ДКВВ), - официально потребовал проведения

    досрочных выборов и "круглого стола" с участием правительственной коалиции

    по поводу пересмотра действующего избирательного законодательства и иных

    нормативных актов, связанных с организацией и проведением выборов.

    "Круглые столы" заставили многих поверить в то, что оппозиция в состоянии

    преодолеть внутреннюю разобщенность и что требование о проведении досрочных

    выборов являлось законным и демократическим способом привнесения перемен в

    политическую систему страны. Опросы общественного мнения свидетельствовали

    о том, что свыше 80% респондентов в Белграде поддерживают идею досрочных

    выборов. Оппозиция также выступила с заявлением о том, что, в случае отказа

    правящего режима от проведения "круглого стола" по вопросам изменения

    избирательного законодательства, единственным законным способом достижения

    своих политических целей для нее останется оказание давления в форме

    публичных акций протеста. В большинстве средств массовой информации в

    качестве основного спонсора и вдохновителя сербской оппозиции в то время

    называется владелец американской фармацевтической фирмы ICN и бывший

    премьер-министр СРЮ Милан Панич. По некоторым сведениям, финансирование

    сербской оппозиции и техническая помощь ей с осени 1999 г. осуществлялась

    через различные программы стран Европейского Союза, в частности, через

    германскую радиостанцию “Deutsche Welle”. По другим данным, опубликованным

    в газете The Washington Post в статье U.S. Advice guided Milosevic

    opposition от 11.12.2000 г. ещё в октябре 1999 г. сотрудник национального

    демократического института (связанного с демократической партией США)

    социолог Даг Шен организовал в Будапеште встречу с лидерами сербской

    оппозиции на которой представил план, разработанный его коллегами: «Первое:

    идеологические метания отложить до лучших времен, враг должен быть простым

    и понятным - это Милошевич, лично ответственный за развал страны. Второе:

    альтернативный кандидат должен быть единым и новым, старые оппозиционеры

    вроде Драшковича шансов не имеют. Наконец, третье: нужно организовать

    параллельную систему подсчета избирательных бюллетеней, чтобы режим не

    подправил итоги голосования задним числом»[33].

    Именно эти 3 пункта фактически станут основой деятельности будущей коалиции

    ДОС, хотя всё же я бы не стал называть участие государств Запада в

    конструировании ДОС решающим фактором в победе демократической оппозиции.

    3 марта 2000 г. в закрепление договоренностей на «круглых столах», все

    основные оппозиционные политические партии (Демократическая Альтернатива,

    Демократическая Партия Сербии, ДЦ. Коалиция «Санджак» (мусульмане),

    коалиция «Воеводина», Лига Социал-Демократов Воеводины, Новая Демократия,

    Движение за Демократическую Сербию, Альянс венгров Воеводины, СЗП, Социал-

    Демократический Союз, Социал-Демократия, СДО и Сербский национальный совет

    Косово) подписали совместную декларацию о принципах демократической

    реорганизации государства. Согласно этой декларации, в Сербии должна была

    быть принята новая конституция, устанавливавшая принцип разделения властей

    и закреплявшая статус регионального самоуправления в Санджаке, и автономии

    в Воеводине и Косово, а также соответствующие декларации прав человека

    права национальных меньшинств. Также предусматривалось возвращение всех

    беженцев в Косово и фактическое исполнение резолюции СБ ООН № 1244 о

    статусе Косова, реорганизация отношений между Черногорией и Сербией

    согласно воле республик. В экономике предусматривалась отмена незаконных

    результатов приватизации. 10 июня лидеры всех этих партий за исключением

    СДО подписали предложенной «Группой 17+» «Предложение о Договоре

    Стабильности для Юго-восточной Европы для Доноров», предусматривавшее ряд

    мер по макроэкономической стабилизации для получения западных кредитов.

    Таким образом, к предстоявшим федеральном парламентским выборам была

    сформирована крупная коалиция, способная завоевать большинство в Вече

    граждан Союзной скупщины. Однако способность выдвинуть единого кандидата

    на досрочных президентских выборах многими ставилась под сомнение.

    Выдвижение кандидатуры Воислава Коштуницы – по сути дела единственного

    реального кандидата способного победить Милошевича было большим достижением

    оппозиции. Коштуницу поддержали и мусульмане Санджака, хотя во время

    боснийской войны он активно поддерживал боснийских сербов, и Зоран

    Джинджич, хотя Коштуница вышел из его партии в 1992 г., не согласившись с

    его методами руководства. В целом политическое кредо Коштуницы можно

    сформулировать как «либерализм без оглядки на Запад и с условием соблюдения

    прав сербов». Коштуница многократно заявлял, что политика США в отношении

    СРЮ безумна, а гаагский трибунал «чудовищен». Основными внешнеполитическими

    партнёрами Коштуница видел Европейский союз и Россию. Будучи доктором права

    он выступал за всевозможное урегулирование законодательно-правовой базы

    страны. Во экономической политике Коштуница выступал за либеральные методы.

    Подобный кандидат, не вступавший в тесные отношения ни с режимом

    Милошевича, ни с западными лидерами, бомбившими СРЮ был, пожалуй, идеальным

    кандидатом для сербской оппозиции. Подобный кандидат должен был

    удовлетворить самые различные слои общества. Правда при этом нужно

    учитывать, что став президентом Коштуница не получал особых рычагов

    управления ситуацией в стране, основные рычаги в нормальной ситуации были

    сконцентрированы в руках федерального правительства и правительств

    республик. Поэтому большое значение имела программа ДОС, основанная на

    рекомендациях «Группы 17»

    На выборах ДОС выступал с конкретной программой действий в период своего

    мандата (в первый день, в первые 100 дней, в первый год), основанной на

    принятой 3 марта декларации и программе «Группы 17+». Программа обещала

    комплексные реформы, нацеленные на восстановление прежнего положения Сербии

    в сообществе Европейских государств. ДОС обещал ввести законы,

    гарантирующие немедленную реформу денежно-кредитной системы и начало

    финансовой реформы системы, включая законодательство относительно

    сбалансированного бюджета. Существующий закон о приватизации обещали

    значительно изменить. Закон по социальному обеспечению и помощи для бедных

    обещалось разработать. Закон по внешней торговле предлагалось изменить

    таким образом, чтобы способствовать сокращению и эквивалентности тарифов.

    Предлагалось отменить законы об общественной информации и высшей школе,

    упорядочить государственные расходы путём снижения расходов на оборону и

    рационализации системы государственного управления. Также предлагалось

    начать подготовку к принятию новой Конституции, которая бы устранила

    конституционный хаос, принять жесткий закон по борьбе с коррупцией,

    изменить принцип назначения судей и общественных обвинителей, перейти на

    профессиональный принцип комплектования АЮ, и радикальное и

    непосредственное(немедленное) упрощение налоговой системы (она должна была

    быть основана только на нескольких налоговых разрядах, вопреки существующей

    системе с более чем 250 разрядами),достижение конвертируемости динара или

    узаконивание хождения немецкой марки. Подобная программа, направленная на

    конкретные действия соответствовала образу ДОС, который обещал сохраниться

    как коалиция и после выборов для осуществления управления страной в

    переходный период. Таким образом, ДОС позиционировал себя на пространстве

    президентских выборов не просто как силу способную победить Милошевича, но

    и как силу, способную взять на себя ответственность за судьбу страны и

    провести серьёзные реформы. Как мне представляется, это вполне

    соответствовало запросам избирателей, представлявших как средний и мелкий

    бизнес, так и большинства других групп населения. Поэтому согласно

    социологическим исследованиям, Коштуницу поддерживали большинство

    социальных и возрастных групп населения, кроме пенсионеров.

    2.3. Методы ведения предвыборной кампании

    Агитационную кампанию обоих основных кандидатов, я бы охарактеризовал как

    достаточно агрессивную. В наглядной агитации оппозиция стремилась

    подчеркнуть честность и неподкупность своего кандидата, что было важным

    после многочисленных сделок с режимом в прошлом. Основным плакатом кампании

    ДОС был плакат с изображением глаз Коштуницы и надписью: «Кто может честно

    посмотреть вам в глаза?». Власть предержащие стремясь как-нибудь побороть

    эту удачную находку, выдвигали совсем изощрённые обвинения. Федеральный

    министр информации заявлял, что на самом деле эти глаза принадлежат актёру

    Ал Пачино. Правящая партия стремясь показать Милошевича как опытного и

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.