МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Экономические, социальные и культурные права человека

    желающим. В рыночной экономике государство не в состоянии предписывать

    такую обязанность частному предпринимательству или брать ее на себя,

    поскольку оно уже не управляет всеми предприятиями. Поступление человека на

    работу в основном определяется договором с работодателем. Но наемный

    работник вправе требовать соблюдения определенных Конституцией условий, а

    именно: чтобы условия труда отвечали требованиям безопасности и гигиены, а

    вознаграждение за труд выплачивалось без какой бы то ни было дискриминации

    и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты

    труда. Следовательно, если безопасность и гигиена не обеспечены и здоровью

    работника на производстве причинен вред, то работодатель несет за это

    материальную, а в определенных случаях и уголовную ответственность.

    Соответствующие нормы предусмотрены Правилами возмещения работодателями

    вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо

    иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых

    обязанностей, утвержденными постановлением Верховного Совета Российской

    Федерации 24 декабря 1992 г. ( с изменениями и дополнениями, внесенными

    Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. ). Действуют также Основы

    законодательства Российской Федерации об охране труда, принятые 6 августа

    1993 г., и ряд других нормативных актов.

    Конституция обязывает законодательный орган принимать законы о

    минимальном размере оплаты труда, а работодатель выплачивать вознаграждение

    за труд не ниже этого размера. Тем самым предполагается, что по договору (

    коллективному или индивидуальному ) размер оплаты может быть больше, что и

    осуществляется на практике в соответствии с рыночной ценой рабочей силы

    или по тарифным разрядам, установленным государственными органами для

    учреждений и предприятий, находящихся на госбюджетном финансировании.

    Многочисленные статьи КЗоТ и других актов развивают и детально

    регламентируют указанные конституционные положения. Трудовое

    законодательство запрещает какое бы то ни было понижение размеров оплаты

    труда работников в зависимости от пола, возраста, расы, национальности,

    отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям (ст.77). В

    регулировании трудовых отношений на основе социального партнерства на

    двухсторонней основе (между работодателями и работниками ) и трехсторонней

    основе ( т.е. еще и с участием государственных органов ) важную роль играет

    Закон о коллективных договорах и соглашениях от 11 марта 1992 г. ( с

    изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 24 ноября

    1995 г. ).

    Право на защиту от безработицы предполагает обязанность государства

    проводить экономическую политику, способствующую, по возможности, полной

    занятости, а также бесплатно помогать гражданам, не имеющим работы, в

    трудоустройстве. Кодекс законов о труде защищает работника от

    необоснованных увольнений. При отсутствии работы и возможности ее получить

    гражданам выплачивается пособие по безработице в размере 45-75% среднего

    заработка, но не ниже минимального размера оплаты труда, предоставляется

    возможность бесплатного обучения новой профессии или участия в оплачиваемых

    общественных работах, компенсируются затраты в связи с добровольным

    переездом в другую местность. Эти нормы предусмотрены Законом о занятости

    населения а Российской Федерации от 19 апреля 1991 г.[5] с изменениями и

    дополнениями, внесенными Законом от 15 июля 1992 г. Для реализации целей

    Закона создана Федеральная служба занятости России, имеющая отделения во

    всех субъектах Федерации, городах и районах страны.

    Право на забастовку увязывается с правом на индивидуальные и

    коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным

    законом способов их разрешения. Забастовка - это остановка работы

    работниками для оказания давления на работодателя с целью удовлетворения их

    экономических требований. Забастовка не свидетельствует о желании

    работников разорвать трудовой договор. А потому неправомерный запрет

    забастовки рассматривается как форма принудительного труда. В соответствии

    с Конституцией РФ, а также с Международным пактом об экономических,

    социальных и культурных правах право на забастовку реализуется в

    соответствии с законом. Поэтому закон вправе запретить забастовку в ряде

    отраслей хозяйства ( транспорт, общественное обслуживание и др. ). Однако

    этот запрет касается не всех работников отрасли, а только тех, кто по

    смыслу ч.3 ст.55 может нанести вред здоровью других лиц, безопасности

    государства и т.д. Устанавливать запрет на этих основаниях может только

    суд.

    Действующим законом запрещены также некоторые виды забастовок.

    Коллективный трудовой конфликт не обязательно приводит к забастовке, прежде

    чем объявить ее, требуется использовать примирительные процедуры,

    предусмотренные Федеральным законом о порядке разрешения коллективных

    трудовых споров от 23 ноября 1995 г. На предприятиях существуют также

    комиссии по трудовым спорам, рассматривающие индивидуальные трудовые споры.

    Но любая система разрешения споров предусматривает возможность для

    недовольной стороны обратиться в суд.

    Право на отдых имеет каждый человек, но для тех, кто работает по

    трудовому договору (т.е. лиц наемного труда ), Конституция гарантирует

    установление федеральным законом продолжительности рабочего времени,

    выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска ( ежегодный

    отпуск предоставляется всем работникам с сохранением места работы (

    должности ) и средней заработной платы продолжительностью не менее 24

    рабочих дней ).

    Действующий КЗоТ устанавливает максимальную продолжительность рабочего

    времени 40 часов в неделю. Для отдельных категорий работников с учетом

    условий и характера труда, возраста, состояния здоровья и иных факторов

    устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени без

    уменьшения заработной платы. Законом установлены все предусмотренные

    Конституцией виды отдыха, а коллективные договоры и соглашения часто вводят

    и более высокие стандарты.

    Другой не менее важной категорией прав и свобод человека является

    защита материнства, детства и семьи. Всеобщая декларация прав человека

    констатирует: "Семья является естественной и основной ячейкой общества и

    имеет право на защиту со стороны общества и государства" ( ч.3 ст.16 ).из

    общего конституционного положения вытекают семейные права граждан, и прежде

    всего - определенные права матери и ребенка.

    4. Защита материнства, детства и семьи.

    Защита государством материнства и детства, семьи как конституционный

    принцип была впервые закреплена в 1977 году. Подтверждение государственной

    политики в данной области в новом Основном Законе Российской Федерации

    соответствует международно-правовым актам ООН по правам человека и

    свидетельствует о том значении, которое придается в современном обществе

    семье, женщине-матери, детям

    Защита материнства и детства, семьи носит комплексный социально-

    экономический характер и осуществляется путем принятия разнообразных

    государственных мер по поощрению материнства, охране интересов матери и

    ребенка, укреплению семьи, ее социальной поддержке, обеспечению семейных

    прав граждан.

    Государство защищает эти права, развивая охрану здоровья матери и

    ребенка, социальное обеспечение, охрану труда работающих матерей,

    законодательство о браке и семье и др. Так, трудовое законодательство

    устанавливает оплачиваемый отпуск по беременности и родам - 70 календарных

    дней до родов и 70 календарных дней после родов ( при осложненных родах -

    86 дней, а при рождении близнецов - 110 дней ). При рождении ребенка

    женщина получает право на единовременное пособие в размере пяти минимальных

    окладов. Женщине вставшей на учет в женской консультации до 12 недель

    беременности, одновременно с пособием по беременности и родам выплачивается

    дополнительное пособие в размере 50% минимальной оплаты труда.

    Отпуска по уходу за ребенком ( частично оплачиваемый отпуск до

    достижения ребенком полутора лет и дополнительный отпуск без сохранения

    заработной платы до достижения ребенком трехлетнего возраста )

    предоставляются женщине по ее заявлению с выплатой социальных пособий и

    компенсаций ( см. ст.39 ). По усмотрению семьи такие отпуска могут быть

    использованы ( полностью или частично ) не только матерью, но и другими

    членами семьи.

    Законодательство обеспечивает особую охрану трудовых прав женщин и

    создание им благоприятных условий труда, отвечающих их физиологическим

    особенностям. Это включает:

    повышение гарантии в связи с материнством при приеме на работу и

    увольнении. Так, запрещено отказывать женщинам в приеме на работу и снижать

    им заработную плату по мотивам, связанным с беременностью и наличием детей.

    Беременным, женщинам имеющим ребенка до 3 лет, а одиноким матерям - ребенка

    до 14 лет ( ребенка инвалида - до 16 лет ), причины отказа должны быть

    сообщены в письменной форме. Отказ может быть обжалован с суд. Не

    допускается также увольнение указанных категорий женщин по инициативе

    администрации за исключением случаев полной ликвидации предприятия и при

    условии обязательного их трудоустройства;

    специальные правила по охране труда и здоровья женщин: запрещение их труда

    (выделяя особо женщин детородного возраста ) на тяжелых работах и работах с

    вредными или опасными условиями труда; установление предельно допустимых

    нагрузок при подъеме и перемещении тяжестей вручную; ограничение труда в

    ночное время и др.

    Законом предусмотрены меры, обеспечивающие сочетание труда с материнством:

    использование труда женщин, имеющих детей, на работе с неполным рабочим

    днем или неполной рабочей неделей; по желанию женщин, имеющих детей до 14

    лет ( детей- инвалидов - до 16 лет ), администрация обязана установить им

    такой режим работы по скользящему ( гибкому графику ), на дому;

    предоставление одному из родителей ( лицам, их заменяющим ) 4

    дополнительных оплачиваемых выходных дней в месяц для ухода за детьми-

    инвалидами, а также ежегодно двухнедельного отпуска без сохранения

    заработной платы женщинам, имеющим двух и более детей до 12-летнего

    возраста.

    Трудовые льготы и гарантии, предоставляемые женщине в связи с

    материнством, распространены на отцов, воспитывающих детей без матери, а

    также на опекунов (попечителей) несовершеннолетних.

    Охрана материнства и детства осуществляется и другими отраслями права.

    Так, основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья

    граждан, принятые 22 июля 1993 г., предусматривают необходимость повышения

    заботы о здоровье женщины во время беременности, законодательство об охране

    окружающей среды способствует устранению экологических факторов, вредно

    влияющих на здоровье женщин и детей. Кодекс о браке и семье содержит

    основания для лишения родительских прав в случаях злостного нарушения прав

    ребенка.

    Государство всемерно содействует укреплению семьи, устраняя

    дискриминацию при вступлении в брак, утверждая равенство прав мужчины и

    женщины, основывающих семью. Этому способствует Кодекс о браке и семье,

    Жилищный кодекс и другие нормативные акты.

    Забота о детях, их воспитание объявлены Конституцией "равным правом и

    обязанностью родителей" ( ч.2 ст.38 ). Следовательно, родители не в праве

    перекладывать на государство функцию заботы о детях и их воспитании, эта

    функция является их обязанностью. В то же время государство, как и любые

    лица, не может лишать родителей аналогичного права, кроме случаев,

    указанных в законе. Родители имеют равные права и равные обязанности по

    воспитанию детей, обеспечению их здоровья, обучения и материального

    положения. Расторжение брака родителей ( или их раздельное проживание ) не

    влияет на объем родительских прав. Отдельно проживающий родитель не только

    в праве, но и обязан принимать участие в воспитании ребенка, другой не в

    праве ему в этом препятствовать. Все вопросы воспитания ребенка ( в браке и

    при его расторжении ) разрешаются отцом и матерью совместно. В случае спора

    они разрешаются органом опеки и попечительства или судом.

    Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами

    детей. Родители, злоупотребляющие своими правами или не выполняющие своих

    родительских обязанностей, не могут рассчитывать на защиту их прав, но

    могут быть по суду в них ограничены или полностью их лишены.

    Наконец, Конституция закрепляет обязанность трудоспособных детей,

    достигших 18 лет, заботиться о нетрудоспособных родителях. Это

    предполагает, что дети обязаны поддерживать родителей, а при необходимости

    и содержать их. При отказе в помощи необходимые средства (алименты) могу

    быть взысканы по суду, а при злостном уклонении от уплаты алиментов

    наступает уголовная ответственность. Однако суд может принять решение об

    освобождении детей от этой обязанности , если будет установлено, что

    родители уклонялись от родительских обязанностей ( ст.78 Кодекса о браке и

    семье ).

    Семейное право, опирающееся на ст.38 Конституции РФ, детально

    регулирует брачно-семейные отношения, защищая многочисленные права их

    участников.

    5. Право на социальное обеспечение.

    Непререкаемым принципом демократического общества является то, что

    каждый человек обязан обеспечить свое существование сам. Но в любом

    обществе живут люди, которые от рождения, в силу болезни или старости не в

    состоянии делать это. Недостаточно предприимчивые люди, одинокие женщины,

    инвалиды, многодетные граждане часто оказываются нуждающимися,

    нетрудоспособные люди требуют ухода и лечения и т.д. Общество не может

    бросить таких людей на произвол судьбы, а потому создает государственную

    систему их обеспечения материальными благами за счет общества. В этом

    проявляются человеческая солидарность и гуманизм. Каждый человек должен

    помнить, что рано или поздно он может оказаться в трудном положении,

    требующем общественной помощи. Поэтому следующей важной категорией является

    право на социальное обеспечение, закрепленное в Конституции Российской

    Федерации в ст.39.

    Согласно Конституции, каждому гарантируется социальное обеспечение по

    возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания

    детей и в иных случаях, установленных законом. Каждый из этих случаев (

    социальных рисков ) характеризуется утратой заработка или его

    недостаточностью для жизнеобеспечения человека и нетрудоспособных членов

    его семьи. Закон устанавливает наступление пенсионного возраста для мужчин

    с 60 лет, а для женщин с 55 лет, связывая размер пенсии со стажем работы

    (однако в связи с особыми условиями труда и по ряду других оснований пенсии

    назначаются с более раннего возраста ). Подробно регламентируются основания

    для получения пенсий по инвалидности, под которой понимается потеря

    трудоспособности на длительный срок или постоянно, а также в связи с

    потерей кормильца ( вследствие его смерти или безвестного отсутствия ). Как

    бы в развитие положений Конституции об охране материнства и детства

    предусматриваются основания социального обеспечения для воспитания детей (

    пособия в связи с рождением ребенка, уходом за малолетним ребенком и др.).

    все эти формы социального обеспечения строятся на закреплении субъективных

    прав граждан на получение пенсий и пособий при наличии соответствующих

    оснований. Человек заранее должен знать, на что он может рассчитывать при

    наступлении тех или иных социальных рисков, т.е. каковы основания, условия,

    уровень обеспечения, порядок получения и т.д. Выход на пенсию - это право,

    а не обязанность человека. Поэтому в тех случаях, когда человека

    "выталкивают" на пенсию без его согласия ( например, при наличии "выслуги

    лет" ), должны быть веские причины для этого, которые могут быть проверены

    в судебном порядке.

    В настоящее время в России действуют также: Закон РФ о пенсионном

    обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних

    дел, и их семей от 12 февраля 1993 г., Закон о пенсионном обеспечении

    родителей погибших военнослужащих, проходивших военную службу по призыву,

    от 21 мая 1993 г.[6] и др.

    Государственные пенсии для отдельных категорий граждан установлены

    также Законами о занятости населения Российской Федерации, о социальной

    защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на

    Чернобыльской АЭС, о государственных гарантиях и компенсациях для лиц,

    работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним

    местностях[7]

    Пенсионное законодательство весьма детализировано. Его основным актом

    является Закон РСФСР о государственных пенсиях ( с последующими изменениями

    и дополнениями )[8]. Он устанавливает два основных вида пенсий: трудовые (

    связанные с наличием определенного стажа работы ) и социальные (

    назначаемые престарелым и нетрудоспособным при отсутствии права на трудовую

    пенсию ). Социальные пособия устанавливаются несколькими законами. Так,

    Закон от 19 апреля 1991 г. с дополнениями от 15 июля 1992 г. о занятости

    населения в Российской Федерации ввел пособия по безработице. Указ

    Президента РФ о совершенствовании системы государственных социальных

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.