МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Процессуальный статус подозреваемого и обвиняемого

    скрыться от уголовного преследования и суда. Следовательно, любое из этих

    условий может явиться причиной одного и того же мотива задержания -

    воспрепятствовать уклонению подозреваемого от уголовного преследования.

    Требование закона о применении меры пресечения до предъявления

    обвинения в «исключительных случаях» продиктовано прежде всего

    неотложностью этого процессуального действия. Естественно, что это

    относится и к задержанию подозреваемого.

    Подводя итог сказанному, необходимо отметить, что задержание

    подозреваемого в соответствии со ст. 166 УПК РМ будет законным и

    обоснованным только при наличии совокупности основания и мотива задержания,

    причем мотив не должен противоречить целям применения данной меры

    процессуального принуждения. При наличии этой совокупности задержание

    считается законным без учета последующего применения или неприменения к

    обвиняемому меры пресечения в виде заключения под стражу (ареста),

    направления дела в суд с обвинительным заключением или прекращения по

    реабилитирующим основаниям.

    Подчас именно отсутствие мотивов для задержания влечет затем

    освобождение подозреваемого из ИВС в связи с тем, что «отпала необходимость

    в дальнейшем содержании его под стражей», когда в действительности такая

    необходимость и не возникала.

    Закон и ведомственные нормативные акты достаточно подробно

    регламентируют процедуру доставления в органы внутренних дел и оформления

    протоколов на лиц, заподозренных в совершении преступлений.

    Разбирательство обстоятельств доставления в орган внутренних дел

    любого лица начинается в дежурной части. При этом оперативный дежурный по

    отделу полиции обязан:

    . выяснить обстоятельства доставления либо соответствие доставления

    документам, на основании которых оно проведено в том случае, если

    доставлено лицо, в отношении которого имеется постановление о задержании;

    . принять незамедлительные меры к установлению личности доставленного, если

    же доставленное лицо не имеет постоянного места жительства и занятий,

    дежурный через адресное бюро обязан проверить наличие предостережения о

    прекращении им бродяжничества.

    Порядок документирования доставления зависит от того, кем именно

    доставлено лицо, заподозренное в совершении преступления. В случае если

    доставление произведено гражданами, дежурный составляет протокол заявления

    с заполнением обязательных реквизитов, причем непременно должно быть

    указано точное время доставления.

    При необходимости оперативный дежурный обязан организовать получение

    объяснений от очевидцев и граждан, принимавших участие в задержании [19,

    стр. 19].

    Если же правонарушитель доставлен работниками полиции, то от них

    должен быть получен рапорт с изложением обстоятельств правонарушения,

    мотивов и времени доставления.

    Последнее обстоятельство особенно важно для последующего исчисления

    срока задержания.

    После получения рапорта о доставлении либо составления протокола,

    заявления факт доставления регистрируется в книге учета лиц, доставленных в

    КП, с последующим отражением в ней результатов рассмотрения материала.

    При установлении в действиях доставленных признаков преступления,

    оперативный дежурный передает дальнейшее разбирательство работнику органа

    уголовного преследования. До принятия решения доставленный может

    содержаться в дежурной части, но не более трех часов. Из этого ограничения

    вытекает, что решение о применении или неприменении задержания должно во

    всех случаях быть принято в срок, не превышающий три часа.

    До решения вопроса о задержании доставленный находится в комнате для

    содержания лиц, задержанных в административном порядке. Перед помещением

    туда доставленного оперативный дежурный либо иное лицо по его поручению

    должны в присутствии понятых провести личный обыск правонарушителя с целью:

    обнаружения и изъятия вещественных доказательств, предметов, запрещенных к

    ношению и хранению, предметов, запрещенных к хранению в камерах ИВС или в

    комнатах для содержания лиц, задержанных в административном порядке, и для

    обеспечения безопасности работников полиции и самих задержанных. О

    результатах личного обыска составляется протокол, подписываемый лицом, его

    составившим, обысканным и понятыми [14. стр. 57].

    В ряде случаев личный обыск предшествует задержанию. Более того,

    иногда именно результаты личного обыска лица, доставленного в связи с

    правонарушением, становятся основанием для начала уголовного преследования

    и задержания подозреваемого (обнаружение наркотиков, запрещенного к ношению

    оружия и т.д.).

    Дальнейшее решение в отношении доставленного принимается органом

    уголовного преследования.

    Срок задержания лица, подозреваемого в совершении преступления,

    исчисляется с момента доставления его в орган уголовного преследования, а

    если задержание производится на основании постановления о задержании,

    вынесенного органом уголовного преследования - то с момента фактического

    его задержания.

    Исчисление срока задержания с момента доставления в орган уголовного

    преследования соответствует законным интересам задержанного и содействует

    обеспечению быстрого решения вопроса о начале или об отказе в начале

    уголовного преследования, тщательной и своевременной проверке вопроса о

    необходимости и целесообразности дальнейшего ограничения свободы

    доставленного лица.

    При определении начала течения срока задержания следует

    руководствоваться также общими правилами исчисления процессуальных сроков.

    По закону не принимается в расчет тот час, которым начинается течение

    срока.

    Изучение практики показало, что около пятидесяти процентов задержаний

    производится в день начала уголовного преследования, когда само начало

    угоолвного преследования связано с доставлением лица, заподозренного в

    совершении преступления, в орган уголовного преследования. В таких случаях

    в протоколе задержания должно быть зафиксировано время доставления лица в

    полицию. После принятия решения о задержании доставленного срок задержания

    следует исчислять именно с момента доставления лица, а не со времени

    составления протокола. С точки зрения законных интересов задержанных

    указанное требование приобретает особое значение в тех случаях, когда

    протоколы задержания оформляют через три, пять и более часов после

    доставления лица в связи с подозрением в совершении преступления, а такие

    случаи не являются редкостью.

    К сожалению, на практике далеко не всегда отражают в протоколах время

    доставления лица в полицию, и срок задержания зачастую исчисляют с момента

    составления протокола. Это не соответствует требованиям закона. Не

    согласуется с ним и распространенная практика фиксации в протоколе вместо

    времени доставления в полицию времени получения органом уголовного

    преследования материала на задержанного.

    §3. Права подозреваемого

    Как участник процесса подозреваемый наделяется процессуальными правами

    для защиты своих законных интересов.

    Подозреваемый - активный участник процессуальной деятельности. В

    частности, он пользуется правом на защиту. Обязанность обеспечить

    подозреваемому возможность защищаться закон возложил на орган уголовного

    преследования.

    Предоставление подозреваемому прав направлена на охрану его законных

    интересов и служит необходимой предпосылкой установления истины по делу.

    Подозреваемый имеет право (ст. 64 УПК РМ): знать, в совершении какого

    преступления он подозревается; знать о своих правах в письменном виде;

    молчать и не свидетельствовать против себя; получать разъяснения от органа

    уголовного преследования; получить от органа уголовного преследования копию

    постановления (протокола) о задержании; получать юридическую консультацию

    от защитника; признаваться в совершенном деянии и заключать соглашение о

    признании вины; давать показания и отказываться от дачи показаний;

    самостоятельно или посредством защитника участвовать в процессуальных

    действиях; уведомлять своих родственников (близких) о своем задержании;

    представлять доказательства; заявлять отводы; подавать заявления;

    знакомится с протоколами процессуальных действий; уведомляться органом

    уголовного преследования о всех действиях, касающихся судьбы

    подозреваемого; приносить возражения и жалобы на органы уголовного

    преследования; отзывать свои жалобы; примиряться с потерпевшим; требовать

    возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями органов уголовного

    преследования или суда; быть реабилитированным, в случае если подозрения не

    подтвердились.

    Право знать сущность подозрения обеспечивается тем, что орган

    уголовного преследования обязан разъяснить подозреваемому перед допросом, в

    совершении какого конкретно преступления он подозревается.

    Закон не указал, в каком объеме следует разъяснить подозреваемому

    сущность подозрения. Очевидно, не следует ограничиваться лишь объявлением

    характера преступления, а назвать время, место и другие известные органу

    уголовного преследования обстоятельства совершения преступления, которые он

    по тактическим соображениям считает возможным сообщить подозреваемому.

    Существо подозрения должно быть разъяснено в письменной форме, с учетом

    индивидуальных особенностей подозреваемого (возраст, жизненный опыт,

    образование и т.п.).

    Орган уголовного преследования также должен перед допросом (в случае

    если подозреваемый дал на него согласие) разъяснить подозреваемому его

    права и обеспечить возможность их осуществления. С правом подозреваемого

    знать, в чем он подозревается, тесно связано его право, давать объяснения

    (показания) как по поводу обстоятельств, послуживших основанием для его

    задержания или избрания ему меры пресечения, так и по поводу любых

    известных ему обстоятельств по делу.

    Подозреваемый имеет право представлять доказательства,

    свидетельствующие в его пользу. Он может представлять не только

    вещественные доказательства, но и различные документы (например, справки,

    характеристики, письма и т. п.).

    Орган уголовного преследования должен ознакомиться с этими

    доказательствами и решить вопрос о приобщении их к делу, что зависит от

    содержания каждого из доказательств. Свое решение орган уголовного

    преследования излагает в постановлении. Отказ в приобщении доказательств

    должен быть мотивирован.

    С постановлением об отказе орган уголовного преследования знакомит

    подозреваемого.

    Закон предоставил возможность подозреваемому самостоятельно защищать

    свои права: он может обжаловать любые действия и решения органа уголовного

    преследования, в том числе постановление об отказе в выполнении его

    ходатайств.

    В соответствии с принципами уголовного процесса, производство ведется

    на молдавском языке. Подозреваемому предоставлено право объясняться на

    родном языке и пользоваться услугами переводчика (ст. 16 УПК РМ). Он вправе

    делать заявления, давать показания и заявлять ходатайства на родном языке.

    Это предполагает вызов переводчика при производстве различных

    процессуальных действий. Уголовное производство может осуществляться также

    на языке, приемлемом для большинства лиц, участвующих в процессе.

    При производстве уголовного преследования подозреваемый вправе заявить

    отвод органу уголовного преследования, если он лично, прямо или косвенно

    заинтересован в деле; он может заявить отвод переводчику, если последний

    заинтересован в деле или не компетентен, сделать правильный перевод (ст. 86

    УПК РМ).

    В связи с тем, что закон допускает производство экспертизы и до

    привлечения лица в качестве обвиняемого подозреваемый имеет право заявить

    отвод эксперту (ст. 89 УПК РМ).

    При наличии оснований, предусмотренных ст. 33 УПК РМ, отводу подлежит

    специалист (ст. 87 УПК РМ).

    Подозреваемый может участвовать в производстве различных

    процессуальных действий.

    Так, он может принимать участие в предъявлении для опознания.

    Подозреваемый обычно выступает в качестве лица, предъявляемого для

    опознания, но он может участвовать в производстве этого процессуального

    действия и в качестве опознающего (опознает соучастника, потерпевшего или

    предмет, имеющий отношение к расследуемому делу).

    Подозреваемый может присутствовать при обыске. Вопрос этот в каждом

    конкретном случае, исходя из интересов всестороннего, полного и

    объективного исследования обстоятельств дела, решает орган уголовного

    преследования. Он же обеспечивает присутствие подозреваемого при

    производстве обыска. Установленный законом порядок производства обыска

    обязывает орган уголовного преследования вначале предложить подозреваемому

    добровольно выдать вещи и документы, добытые преступным путем или имеющие

    значение для дела. Если они выданы добровольно и нет оснований опасаться,

    что разыскиваемые предметы и документы будут скрыты, орган уголовного

    преследования вправе ограничиться изъятием выданного (ст. 149 УПК РМ).

    Участие подозреваемого в осмотре помещений и местности следует

    признать обязательным в тех случаях, когда в своих показаниях он называет

    место, где находятся объекты, имеющие отношение к делу и могущие стать

    вещественными доказательствами.

    В следственной практике нередки случаи, когда подозреваемые, участвуя

    в осмотре, помогают устанавливать важные для дела обстоятельства,

    отыскивать доказательства.

    Подозреваемый вправе принять участие в следственном эксперименте в тех

    случаях, когда ходатайствует об этом или когда орган уголовного

    преследования признает это необходимым. Орган уголовного преследования при

    этом исходит из требования закона о всесторонности, полноте и объективности

    расследования. Участвуя в производстве процессуального эксперимента,

    подозреваемый имеет право: просить проверить то или иное обстоятельство,

    указать место нахождения людей и предметов, просить отметить в протоколе

    отдельные обстоятельства или его заявления по поводу тех или иных

    обстоятельств.

    Подозреваемый вправе обжаловать любые действия органа уголовного

    преследования, сопряженные с унижением достоинства и чести или опасные для

    его здоровья. По этим же причинам подозреваемый может отказаться от участия

    в эксперименте, если последний проводится по инициативе органа уголовного

    преследования.

    Если необходимо проверить или уточнить показания подозреваемого с

    выходом на место, то это можно осуществить лишь с его согласия. Принудить

    его к этому орган уголовного преследования не имеет права, так как

    подозреваемый по закону не обязан давать показания. Проверка показаний на

    месте не должна проводиться, если осуществление этого процессуального

    действия может быть опасно для здоровья присутствующих лиц, в том числе и

    для здоровья подозреваемого, или унижает чье-либо достоинство.

    Таким образом, подозреваемый в уголовном процессе обладает широкими

    правами, которые дают ему реальную возможность защищаться от выдвинутого

    подозрения.

    Орган уголовного преследования обязан разъяснить подозреваемому его

    права, установленные законом. Об этом делается отметка в протоколе

    задержания.

    Право задержанного знать, в чем его подозревают, обеспечивается прежде

    всего обязанностью органа уголовного преследования ознакомить

    подозреваемого с протоколом задержания (ст. 64 УПК РМ), где указаны

    основания задержания и сведения о преступлении, в совершении которого

    подозревается задержанный. Если задержанный дал какие-то объяснения по

    поводу его подозрения и задержания, то они заносятся в протокол.

    Ознакомление задержанного с протоколом удостоверяется его подписью.

    Закон предусматривает подозреваемому возможность защищаться от

    подозрения. Как уже отмечалось, он вправе знать, в чем его подозревают,

    давать показания или отказаться от дачи показаний. Порядок проведения

    допроса подозреваемого установлен ст. 104 УПК РМ.

    Перед допросом задержанному должны быть еще раз разъяснены его права

    как подозреваемому. Причем в соответствии со ст. 64 УПК РМ, информация о

    правах подозреваемого должна быть ему оглашена в письменном виде.

    Давать показания - это право, а не обязанность подозреваемого. На него

    не возлагается бремя доказывания своей невиновности. Уголовной

    ответственности за отказ от дачи показаний или за дачу заведомо ложных

    показаний подозреваемый не несет [15. стр. 71].

    Недопустимо добиваться признательных показаний путем насилия, угроз

    или иных незаконных действий. Получение показаний таким способом

    наказывается в уголовном порядке.

    Задержанный может заявлять ходатайства лицу, производящему уголовное

    преследование, о допросе свидетелей, назначении экспертизы и производстве

    других процессуальных действий по собиранию доказательств и выяснению

    обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.

    Обоснованные ходатайства должны быть удовлетворены. При отказе в

    удовлетворении ходатайств (полном или частичном) лицо, осуществляющее

    уголовное преследование выносит постановление с указанием мотивов отказа, и

    сообщает об этом подозреваемому. Последний вправе обжаловать данное

    постановление.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.